Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет! Современные тамплиеры.

Об ордене тамплиеров в наше время написано столько художественных и научно-популярных книг, что добавить что-то новое достаточно сложно. Поэтому не станем в деталях рассматривать, как появился орден, а попытаемся понять, почему за сравнительно короткий срок он достиг такого могущества и что стало причиной безжалостного уничтожения тамплиеров в большинстве европейских государств. Орден тамплиеров, который также назывался орденом Бедных рыцарей Христа и Святыни Соломона или орденом Храма, был основан в 1119 г. в Иерусалиме французским рыцарем Хуго де Пайенсом. Штаб-квартира ордена находилась в бывшей мечети, построенной на руинах храма Соломона. Предположительно, от латинского слова «темплум» - святилище - рыцари ордена и получили название «тамплиеры», «рыцари Храма». Сперва в ордене насчитывалось всего несколько человек, главной целью которых было обеспечить безопасный путь для пилигримов на пути между Иерусалимом и Яффой. Ряды братства быстро пополнялись, причем вступали в него в основном французы. Официальное превращение братства в орден, благословленный Церковью на борьбу с неверными, произошло только через десять лет. Среди основателей ордена Храма был известный теолог и проповедник, признанный католической церковью святым, - Бернар Клервоский. Этот человек пользовался огромным влиянием - короли внимали его советам, а Папы признавали его мудрость. Бернар Клервоский сам написал для ордена устав, который был утвержден Римским Папой Гонорием II в 1128 г., для чего первый и последний раз в истории католической церкви был созван специальный церковный собор в Труа, во владениях графа Шампанского. За орденом была утверждена своеобразная форма - белые одежды с красным крестом на левой стороне груди и на левом рукаве. Не стоит, однако, думать, что все рыцари носили белые плащи. Многие из них не надевали белые тамплиерские одежды, а лишь пришивали красный крест, причем по обычаю на грудь, когда выступали в крестовый поход, и на спину - когда покидали Святую землю.

Орден тамплиеров с самого момента основания отличался двойственностью: он был и военным, и монашеским, что теоретически было невозможным, поскольку монахи не могли нарушать заповеди, среди которых «не убий». Однако тамплиеры смогли объединить эти взаимоисключающие понятия. Все члены ордена приносили монашеские обеты: бедности, непорочности и послушания. Однако, согласно уставу, они освобождались от исполнения части заповедей и служб, поскольку должны были защищать жизнь и свободу святых мест и христианских паломников. Членом ордена мог стать только неженатый мужчина: холостяк, вдовец или монах, причем только свободный - рыцарь, землевладелец или горожанин, феодал или князь. В приеме в орден рыцарю могли и отказать, если полагали, что его присутствие может принести неприятности, например если кредиторы начнут требовать его долги. Национальность претендента не играла особой роли, хотя большинство тамплиеров, как мы уже упоминали, были французами. Категорически воспрещалось принимать в орден только евреев. Среди тамплиеров были и обычные священники, которые отправляли церковные службы. Перед каждой битвой они исповедовали братьев-рыцарей и совершали таинство евхаристии. Священники также опекали больницы ордена. Кстати, тамплиеры имели лучших в Европе хирургов. Всем необходимым орден обеспечивал себя самостоятельно, все повседневные работы и тяготы быта ложились на плечи братьев-трудников, которых было в несколько раз больше, чем рыцарей, но права их в ордене были очень незначительны.

Однако уже через несколько лет после основания рыцари-тамплиеры уделяли охране паломников минимальные силы и внимание. Главной целью ордена стало приобретение богатства и влияния. Очень скоро в Святой земле появились поговорки «пьет как тамплиер» и «ругается как тамплиер». Рыцари, воевавшие с сарацинами, не отказывали себе в удовольствиях, одновременно грабя не только неверных, но и единоверцев и захватывая толпы рабов, которых или использовали в ордене наряду с животными, или выгодно продавали.

Потеря Иерусалима в 1244 г. не слишком повлияла на деятельность тамплиеров. В XIII в. орден достиг пика военного, политического и экономического могущества. Тамплиерам принадлежало около пяти тысяч командорств, замков, поместий и странноприимных домов, из них 53 крепости находились в азиатских владениях крестоносцев. В ордене насчитывалось примерно 15 тысяч рыцарей. Им принадлежала первая и крупнейшая банковская система, которой охотно пользовались и церковные, и светские власти. Вначале банковские операции должны были лишь обеспечить поддержку пилигримам и безопасность их средствам, но вскоре давать в долг путешественникам или принимать имущество на хранение стало обычаем. Деньги пускались в рост и приносили немалый доход. К деньгам тамплиеры относились очень строго. Честность была их торговой маркой. Многочисленная и хорошо обученная армия ордена позволила создать обширную сеть торговли между Европой, Иерусалимом и другими государствами Востока и эффективно управлять ею. Сильный собственный флот сделал проложенные орденом торговые пути практически единственным безопасным способом вести торговлю с Востоком, то есть тамплиеры стали, по сути, монопольными владельцами всех прав на торговлю с мусульманами. Это приносило в казну ордена огромные суммы и… безумно раздражало церковные и светские власти, которые начали опасаться могущественной силы, вдруг появившейся в Европе и претендовавшей на господство. Храмовники разработали действенную и простую систему для перевода денежных средств - любой желающий мог положить деньги на «счет» в одной стране и получить их в другой, предъявив письменное уведомление. Именно тамплиеры ввели в обращение банковские чеки, которыми пользуются во всем мире и сегодня.

В довершение всего орден был совершенно независим от любых территориальных светских и церковных властей. Выгнать из жилища или отнять имущество храмовника не могли даже по приказу иерусалимского короля - на то нужно было особое распоряжение Папы Римского. Более того, подчинение тамплиеров понтифику было скорее номинальным, чем фактическим. Сперва они добились права без консультации с Папой изменять и дополнять орденские правила, а потом, когда их финансовая империя охватила всю Европу, Папа попросту стал их должником и не горел желанием ссориться с кредитором.

Фактически орден стал первой в истории международной организацией, опирающейся на военную силу и разветвленную финансовую сеть. При этом все свои действия тамплиеры совершали под покровом тайны и никто не мог заранее узнать об их планах. Таинственность и могущество вызывали сначала скрытую, а позже и явную неприязнь Церкви и монархов. Особенно сильные опасения внушали тамплиеры королю Франции Филиппу IV Красивому, поскольку именно там орден был наиболее силен. Завладеть орденом изнутри, став одним из его руководителей, королю не удалось, поэтому он решил уничтожить опасных конкурентов. По приказу короля его духовник (являвшийся также Великим инквизитором Франции) Гийом Парижский начал собирать компрометирующую тамплиеров информацию, используя в качестве осведомителей и свидетелей изгнанных из ордена рыцарей. К 1307 г. список обвинений был готов, гонцы с тайным приказом короля отправились во все концы страны, и 13 сентября 1307 г. королевские войска захватили все замки тамплиеров в стране. Тампль, сердце ордена в Париже, был сдан без боя - рыцари открыли ворота и впустили стражу. За несколько последующих дней были арестованы более пятисот рыцарей.

Все прекрасно понимали, что причины ареста тамплиеров были исключительно политическими, но храмовникам предъявили обвинение… в чернокнижии и богохульстве. Были созданы церковные комиссии, в которые входили епископы и представители нищенствующих орденов: кармелиты, францисканцы и доминиканцы. Поскольку цистерцианцы и бенедиктинцы участвовали в основании ордена, их отстранили от следствия. На допросах тамплиеры категорически отвергали обвинения. Прежде всего их обвиняли… в содомском грехе, который якобы поощрялся руководителями ордена. Тамплиеры не отрицали, что на церемонии посвящения неофита целовали в пупок, копчик и в губы. Никто не мог объяснить смысла этого обряда: не посвященные в таинства ордена сами не понимали его, копируя действия старших, а те, кто был допущен к тайным знаниям, не торопились делиться ими с судьями. Командоры на допросах признали, что новичкам грубовато советовали: «Если тебе будет холодно - согреешься с братьями», но подобные шутки среди воинов были в ходу не только у тамплиеров. Более серьезным было другое обвинение. На основании свидетельств изгнанных рыцарей и добытых под пытками признаний храмовников обвиняли в том, что они отрицали распятие Христа и плевали на крест. На это обвинение тамплиеры возразить не могли. Действительно, новичкам, принимаемым в орден, говорили, что Иисус не был распят и что крест - не святой символ, а орудие смерти. После этого новичок должен был плюнуть на крест. Обвиняли тамплиеров и в идолопоклонстве, поскольку практически в каждом приорстве был свой «идол» - так называемые «головы Бафомета», сделанные из бронзы головы, которые иногда имели три лица, рога, инкрустированные драгоценностями глаза. У тамплиеров эти артефакты считались символами богатства и процветания, но судьи без труда увидели в них свидетельство поклонения дьяволу. Приговор был однозначным - дьяволопоклонники, алхимики и ростовщики должны быть уничтожены, что как нельзя больше устраивало Папу и короля Франции. Следствие затянулось на семь лет, причем судей и следователей, проявлявших даже не симпатию, а просто объективность по отношению к тамплиерам, сразу же отстраняли и заменяли более «покладистыми». Рыцарей, отказывавшихся на суде от вырванных под пытками показаний, немедленно отправляли на костер.

Папа Климент V, начавший по приказу Филиппа процесс против тамплиеров, долго отказывался вынести окончательное решение. Только угроза короля Франции организовать процесс по обвинению его предшественника Бонифация VIII в ереси и богохульстве заставила понтифика принять роковое решение. По сути, Папа «обменял» тамплиеров на сохранение принципа непогрешимости Папы. 18 марта 1314 г. дело тамплиеров было завершено. На острове Ситэ были сожжены последний Великий магистр Жак де Моле и второй человек в орденской иерархии, приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ. Этот пасмурный день ознаменовался удивительным событием - Жак де Моле повернулся к Гийому Парижскому, закончившему читать приговор, и заговорил. Присутствующим на казни на мгновение показалось, что его голосом говорит какая-то высшая сила. Старик сказал: «Мы виновны перед Всевышним, но не признаем себя виновными в том, в чем судьи нас обвинили. Мы виновны в том, что дух наш был слабее плоти и под пытками оклеветали мы орден Храма Господнего в Иерусалиме». Судьи трибунала переглянулись. После недолгого совещания Гийом Парижский объявил: «Поскольку эти еретики не раскаялись, продолжают упорствовать и изрыгать хулу на святую нашу матерь Церковь, мы отступаемся от них и передаем в руки светских властей». Когда костер разгорелся, Магистр громко сказал: «Папа Римский Климент V, через сорок дней ты придешь ко мне. Король Франции Филипп IV, менее чем через год ты присоединишься к нам». Больше он не издал ни единого звука.

Предсказание Жака де Моле исполнилось в точности. 20 апреля, терзаемый ужасными болями, умер Папа Климент - лекари, пытаясь излечить понтифика от болей в животе, прописали ему толченые изумруды, которые разорвали ему кишечник. В ноябре Филипп IV на охоте упал с лошади, повредив позвоночник. Парализованного монарха привезли во дворец, где он через несколько дней и умер. Тут же в государстве начались распри, наследники стали делить власть. Сыновья Филиппа IV один за другим умерли бездетными, и на трон Французского королевства начал претендовать Эдуард Английский. Война между Англией и Францией затянулась более чем на сто лет. Страна, погубившая рыцарей Храма, сама едва не перестала существовать. Некоторые мистики полагают, что только искупительная жертва Орлеанской девы спасла Францию от окончательной гибели.

В других европейских государствах монархи не менее охотно, чем Филипп Красивый, захватывали владения опального ордена. В Италии указаниям Папы уничтожить еретиков правители последовали безоговорочно, однако на костры взошли лишь несколько храмовников, а в Германии и вовсе ограничились конфискацией имущества. Некоторые исследователи даже выдвинули предположение, что масонство было основано ушедшими в подполье тамплиерами. Как ни удивительно, и сейчас мы практически ежедневно сталкиваемся с символикой тамплиеров, ведь их эмблема - красный крест на белом поле - является знаком международного Красного Креста. Что же касается серебра и золота, которыми якобы владел всемогущий орден, то найти его не удалось. Ни суд, ни инквизиция, ни следователи, ни историки так и не смогли отыскать следы богатства тамплиеров.

Что произошло?

Есть люди, полагающие, что тамплиеры существуют до сих пор и тайно правят миром. Об этом снимаются фильмы, пишутся антинаучные книги и создаются компьютерные игры. Хочется кому-то того или нет, но Ордена Храма не существует уже 700 лет. Судьбоносный момент, определивший будущее тамплиеров, настал не в 1307-м, когда посыпались аресты, а несколько раньше.

Тамплиер

В конце XIII-го века крестоносцы были окончательно изгнаны из Святой Земли. В 1291-м пали Аккра и Тир, после чего без боя сдался Сидон. В Аккре располагались штаб-квартиры трех главных рыцарских орденов: тамплиеров, иоаннитов и тевтонцев. С их потерей ордена вынуждены были искать новые пути и средства к существованию. Вот только искать нужно было не столько новые базы и крепости, сколько новые идеи. Придумать концепцию своего существования в мире, где война за Ближний Восток завершилась капитуляцией христиан, — вот главная задача рыцарских орденов. Два ордена справились, третий нет. Это и определило его судьбу.

Тевтонцы окончательно перебрались в Прибалтику, сосредоточившись на борьбе с некатолическими народами Европы. По сути, конечно, они сделали это намного раньше. Госпитальеры переключились на войну на море. Они перебрались на Родос, укрепили остров и занялись тем, что — назовем вещи своими именами — являлось пиратством. На двести лет иоанниты стали для мусульманского Ближнего Востока страшной занозой в известно месте. Это было продолжением войны за Святую Землю. Войны, которую нельзя было выиграть, но из которой можно было извлечь колоссальную выгоду.

Ликвидации тамплиеров не рада была одна лишь Португалия

Тамплиеры же сделали заведомо безнадежную ставку. Они решили вернуть Святую Землю под христианский контроль. Первоначальный план состоял в том, чтобы захватить крепость Тартоса (современная Сирия). Единственным, кто поддержал их в этом безумном плане, был король Кипра Генрих II. Союзники быстро поссорились, операция провалилась еще не начавшись, и в 1303-м тамплиеры остались у разбитого корыта. Сарацины отобрали у храмовников остров Руад — плавучую крепость у берегов Триполи. Это был крах. Жак де Моле — последний Великий магистр ордена тамплиеров — вернулся в Европу. Здесь должны были бы последовать какие-то переговоры. В том же Париже ждали, что Моле или иные высокопоставленные храмовники будут просить денег на войну с сарацинами. Этого, однако, не произошло. Тамплиеры массово возвращались в Европу, но ничего не предпринимали. Время шло, а недоверие к храмовникам все росло.

Орден имел обширные владения во Франции, Англии, Шотландии и Германии. В плане финансов он этим странам не уступал ничем. Военная мощь его была велика. В этом положении тамплиеры были для Европы чем-то вроде мины замедленного действия. Поссоришься с ними — и она рванет. Этого опасались и Филипп IV, и другие европейские монархи. У Филиппа, правда, было больше поводов для опасений. Потому что именно в его стране сосредоточились основные силы и ресурсы тамплиеров.

План возврата в Святую Землю был обречен на провал

В 1305 году король Кастилии Фердинанд IV призвал тамплиеров встать под его знамена для борьбы с мусульманами. На призыв откликнулись лишь немногие храмовники. И тогда Филипп насторожился еще больше. Раз рыцарский орден, созданный для борьбы за распространение христианства, не хочет выполнять свои прямые обязанности, значит, что-то тут нечисто.

Могло ли быть иначе?

Вряд ли. Слишком уж утопичным и безнадежным выглядел план военного возвращения в Святую Землю. Максимум, чего могли бы добиться тамплиеры, так это попортить сарацинам нервы. Отвоевать пару крепостей и удерживать их какое-то время. Для продолжения жизни нужна была новая концепция. Орден не озаботился ее созданием.


Бернар Клервосский — идеолог ордена тамплиеров и его покровитель

Пока госпитальеры облюбовывали Родос, а тевтонцы — Прибалтику, тамплиеры теряли время. Военно-рыцарский орден должен воевать. Как бульдог, который должен драться. Орден Храма не воевал, а сидел без дела. При этом в Европе еще оставались горячие точки, где тамплиеры точно не были бы лишними. Их звали на Кипр, их приглашали в Испанию. И там, и там они были нужнее, чем во Франции. Если бы храмовники нашли себе военное занятие, а не съехались бы в Европу, то, скорее всего, их история не кончилась бы 1314 годом.

Тамплиеры на Кипре

Рассмотрим этот самый сценарий. Тамплиеры укрепляются на Кипре и используют его как базу для морской войны с сарацинами. На этом этапе они образуют крепкий союз с госпитальерами, ибо действуют против общего врага, не имея пересекающихся интересов. Родос и Кипр образовали бы могучий альянс, такой морской рубеж обороны Европы.


Крак-де-Шевалье — одна из главных христианских крепостей в Святой Земле и важная цель тамплиеров

Тамплиеры, правда, вынуждены были бы вечно искать компромисса с кипрскими королями, ибо их присутствие на острове создавало бы там двоевластие, а двоевластие — вечная почва для конфликтов. И тут есть два возможных сценария развития событий. Первый — война за контроль над Кипром между храмовниками и правящим тут домом Лузиньянов. Либо прочный мир, при котором Орден формально принес бы королям присягу, став чем-то вроде армии острова. И в этом случае альянс тамплиеров с иоаннитами еще долго отравлял бы существование сарацинам.

Современные тамплиеры — фактически самозванцы

Родос, как известно, пал лишь в 1522-м году. Кипр стал частью Венецианской республики в 1489-м. Но два флота лучше, чем один. Иоанниты с тамплиерами не спасли бы Константинополь, но вторжение османов в Европу точно оттянули бы. И тогда, глядишь, история балканских народов сложилась бы совсем иначе.

Европа

Как уже говорилось, тамплиеров приглашали в Испанию. Кастилия испытывала нехватку профессиональных воинов и не могла без них сдерживать натиск мусульман из Северной Африки. Даже несмотря на то, что в Испании имели свои собственные рыцарские-ордена, чьи члены были активными участниками реконкисты. Но вот какой парадокс: большинство европейских монархов были очень рады разгрому тамплиеров. Начинания Филиппа Красивого радостно подхватил не только Папа Климент V, но также правители почти всех стран и областей, где у храмовников имелись владения.

Тамплиеры пытались вернуться в Святую Землю, но не преуспели

Следствие велось по-разному: так, Эдуард I, король Англии, был с тамплиерами гуманен и милостив. Все это не отменяет того, что имущество ордена представляло собою весьма лакомый кусочек. И грех было не попытаться этот кусочек съесть. Ведь земли, замки и деньги тамплиеров изымались у них в пользу казны. Конфискация озолотила, например, Францию, но для некоторых стран ликвидация Ордена Тамплиеров таила в себе большие проблемы. К таковым относилась, например, Португалия. Тамплиеры очень помогали этому королевству в борьбе с маврами. И если у Испании имелись свои ордена (хотя помощь все равно не помешала бы), то португальцы полагались именно на храмовников.


Памятник Фердинанду IV в Мадриде

Уничтожение храмовников поставило Португалию в очень тяжелое положение. Король Диниш I был вынужден просить Святой Престол об учреждении нового ордена для продолжения борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII, откликнувшись на эту просьбу, учредил Орден господа нашего Иисуса Христа. И именно этой организации Диниш передал все земли и владения, которые были отобраны у тамплиеров. Португалия могла бы избежать этой вынужденной реорганизации, а процесс изгнания мусульман с Пиренейского полуострова пошел бы быстрее.

Наши дни

Не стоит переоценивать могущество и влияние тамплиеров. После потери Руада они столкнулись с проблемой, которую не в силах были решить. Орден Храма оказался попросту никому не нужен. Придумать новую концепцию существования Жак де Моле оказался неспособен. Зато такую концепцию придумали тевтонцы и иоанниты, что продлило им жизнь.

Орден Иоаннитов существует по сей день

Смертельным ударом для тевтонцев стала христианизация Прибалтики, а точнее Кревская уния 1385-го года. Литва и Польша объединялись под властью Ягайло, а сам Ягайло принимал католичество. А раз Литва стала католической державой, то и воевать больше не с кем. Так начался упадок ордена.


Казнь Жака де Моле

Госпитальеры протянули и вовсе до конца XVIII-го века. После Родоса их домом стала Мальта, где они продолжили морскую войну с османами. И лишь потеря Мальты вывела их из числа серьезных политических и военных игроков своего времени. Орден, впрочем, существует по сей день, представляя собой благотворительную организацию, которая к тому же может считаться самостоятельным государством.

Примерно такая же судьба могла бы ждать и тамплиеров. Вполне вероятно, что уже в ХХ-м веке тамплиеры объединились бы с иоаннитами, создав единую организацию.

Сложная тема — отчего исчез, погиб орден Тамплиеров. Я не обладаю достаточными знаниями в истории ордена Тамплиеров, поэтому поставил целью составить обзор пользяюсь разными источниками из Интернета.

Орден Тамплиеров был создан после 1-го Крестового похода в Палестину. Считается, что создали его для защиты паломников в Иерусалим (хотя это показушная цель). Был признан официально католической церковью в 1128 г. на Соборе в Труа. Устав военно — монашеского Ордена написал Бернар Клервосский. Он же стал и инициатором 2 Крестового похода. Все первые храмовники участвовали в крестовом походе, т.е. несли веру совсем не гуманным способом — мечом и копьем.

Очень много сегодня говорят о тайнах и загадках самого мистического монашеского братства - ордене тамплиеров. До сих пор неизвестно, каким образом «бедное рыцарство Христово и храма Соломонова» (такое официальное название было у ордена тамплиеров) стало обладателем несметных богатств и крупнейшим европейским землевладельцем. Например, основываясь на исторические факты, исследователи утверждают, что орден Тамплиеров был намного богаче любого правителя Западной Европы.

Кроме того, основанный в 1118 году за 50 лет орден Тамплиеров стал самой влиятельнейшей и могущественной организацией в Европе. Тамплиеры финансировали строительство соборов, строили дороги, стали международными банкирами. Есть также сведения, что тамплиеры плавали в Америку — намного раньше Колумба.

Чем занимался орден Тамплиеров в Европе

Орден тамплиеров быстро разросся, владел землями во всех странах Западной Европы, особенно много во Франции, Каталонии, Италии. Также:

  • Они имели множество привилегий от Папы Римского и от сюзеренов.
  • Тамплиеры придумали безналичный способ перевода денег, при котором золото теперь уже не нужно было возить с собой, но можно было получать его по заемным письмам у казначеев в приоратах. А так как эти приораты словно паутина охватывали весь тогдашний христианский мир. Ни один другой светский ростовщик не смог оказать клиентам подобную услугу, а вот храмовникам это было легко. Кроме того, именно они придумали и систему чеков и аккредитивов на предъявителя, и ввели в обиход такое понятие, как «текущий счет».
  • Тамплиеры выдавали денежные ссуды государям, причем под залог доходных земель, а то и государственных сокровищ!
  • Нанесли французским королям удар невиданной прежде силы: отчеканили и стали хранить у себя в Тампле эталонный золотой ливр. Так что теперь любая, отличавшаяся от него, золотая монета объявлялась фальшивой и не принималась ими в расчетах!
  • Строили и охраняли дороги. Взяв с собой чек, паломник мог не перевозить с собой деньги, а обменять их в любой прецептории (комтурии) храмовников, это делало бессмысленным нападение разбойников с целью грабежа.
  • Создали свой флот, получили монополию на перевозки по Средиземному морю, отлично зарабатывая на этом.

Особенно сильым влияние ордена Тамплиеров было во Франции. Там же и был положен конец этой организации. Тамплиеры сосредоточили большие богатства. Французский король Филипп IV не был обременен моральными качествами, но звался Красивый, задумал покончить с орденом. Филипп Красивый шибко задолжах Ордену. Многие источники пишут, что именно так король решил избавиться от долга — уничтожить кредитную организацию.

Действия короля Фипиппа IV

Только ли затея Филиппа Красивого погубила рыцарей-храмовников или были и другие причины, слабости внутри их организации, нам трудно судить. Архив ордена Тамплиеров, как и их золотые запасы, по официальной версии изчезли. Король Франции от ордена избавился, но богатства их не нашел. Возможно Филипп IV, будучи современником событий, увидел что-то еще, например, внутренние расприи в Ордене, противостояние каких-то сил, борящихся за власть и влияние , и воспользовался ситуацией.

Устранение оредна Тамплиеров было явно спланированной акцией, и планы эти формировались не спонтанно. Для начала орден умышленно обвинили в ереси. Неподвластность местным королям, подчинение только Папе (и то формально), освобождение от налогов только добавляло ненависти к храмовникам.

Ночью на 13 октября 1307 года по приказу короля Франции все тамплиеры на территории страны были подвергнуты аресту, причем под него попало и все их имущество. Следствие велось несколько лет, и было бы даже странно, если бы за это время большинство рыцарей не признались в самых ужасных для христианина деяниях: в том, что они поклонялись дьяволу, в осквернении святого причастия, надругательстве над распятием, убийстве новорожденных младенцев, содомском грехе и многих других, столь же мерзких, грехах.

Палачам ничего не оставалось иного, как отправить рыцарей на костер. В отношении тамплиеров не работал ни один из законов королевства. Если ведьму, отказавшуюся от ереси, как правило, щадили и отпускали, то тамплиера, отказавшегося от ереси, приговаривали к сожжению на костре.

Проклятие Жака де Моле

Упорно рассказывается, что магистр ордена тамплиеров Жак де Моле перед сожжением на костере призвал на Суд Божий короля Франции Филиппа IV, папу Климента V и ближайшего советника монарха де Ногаре. Жак де Моле проклял их и их потомство: «Папа Климент! Рыцарь Гийом де Ногарэ! Король Филипп! Не пройдет и года, как я призову вас на суд Божий и воздастся вам справедливая кара! Проклятие!! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!!!»

Через две недели внезапно от болезни скончался папа Климент V. Почти в то же время смерть настигла и соратника французского короля де Ногаре. Говорят, что смерть Ногаре ускорила графиня Матильда Артуа, которая не скрывала своего отвращения к Ногаре и говорила: «Бог милосерден и если он не торопится исполнить проклятье магистра тамплиеров, я ему помогу!». И Филипп Красивый недолго прожил – в ноябре того же года, когда он совершил разгром ордена, он внезапно скончался от инсульта.

Судьбу короля разделили и три сына Филиппа – в народе их называли «проклятыми королями». На протяжении 14 лет они поочередно погибали при очень загадочных обстоятельствах, не оставив после себя потомство. Смерть последнего из них - Карла VI, прервала правление династии Капетингов. Но и новая французская династия Валуа, вступившая на французский трон, столкнулась с неслыханными бедствиями. В 1337 году началась известная Столетняя война.

За время войны один из Валуа – Иоанн Добрый скончался в плену у англичан, другой – Карл V потерял рассудок. Трагическая судьба постигла всех представителей династии Валуа:

  • убит на турнире Генрих II (1547-1559),
  • в результате врачебной ошибки умер Франциск II (1559-1560),
  • был отравлен Карл IX (1560-1574),
  • погиб от руки фанатика Генрих III (1574-1589).

Не удалось избегнуть проклятия Жака де Моле и династии Бурбонов , сменивших на троне Валуа: первый из Бурбонов – Генрих IV погиб от ножа убийцы, а последний Людовик XVI закончил жизнь на эшафоте. Интересен следующий факт: перед казнью король был заточен в Тампльской башне, считавшейся ранее твердыней ордена тамплиеров. Очевидцы казни утверждают, что после казни короля какой-то человек крикнул: «Жак де Моле, ты отмщен!».

Тайны ордена тамплиеров

В истории тамплиеров больше загадок, чем разгадок.

  • Куда можно было спрятать такое количество материальных и духовных сокровищ храмовников?
  • Почему тамплиеры так активно возрождали легенды о Братстве Круглого стола и славном короле Артуре?
  • Действительно ли рыцари были хранителями одной из величайшей реликвии христианства – Святого Грааля?
  • Откуда черпали тысячи рыцарей ордена такую огромную духовную силу?
  • И кем на самом деле были тамплиеры – слугами Господа или подчиненными темных сил?
  • Были ли они еретиками или жертвами оговора?

Даже сами источники богатства тамплиеров вызывают вопросы. Многие считают, что храмовники получали многочисленные пожертвования от аристократии и монархов. Но пожертвования шли не только ордену храмовников, почему же в XII–XIII веках сила, влияние и богатство тамплиеров намного превосходили иные концессии?

Откуда у тамплиеров было так много серебра? Они щедро расплачивались именно серебряными монетами. Но во времена тамплиеров в Европе не было значительных месторождений серебра. Откуда поступало к ним серебро в таких огромных количествах?

Причины глубже, последствия — дольше

Есть еще предположение: поскольку храмовники поддерживали нормальные отношения с мусульманским миром, не исключено, что именно хорошо налаженная торговля с сарацинами приносила рыцарям огромный доход. Многими исследователями высказывается мнение, что значительные финансовые операции, проводимые тамплиерами без оглядки на властителей европейских государств и Церкви, а также многочисленные «манипуляции с материальными ценностями» и ускорили гибель ордена Храма. Не ясен вопрос, как мощный военно-религиозный орден, имеющий профессиональных воинов-монахов, покорно позволил уничтожить себя?

Историки полагают, что создание мощной военизированной структуры, имеющей в своем распоряжении огромные денежные средства, имело далеко идущие планы. Вероятнее всего целью было создание единой Европы с единым правительством и экономикой . В основе единой европейской экономики тамплиеры предполагали поставить кредитно-денежную систему, аналогичную той, которая действовала в ордене. Во главе единой политической власти в Европе планировалось поставить Меровингов , которых оюъявили прямыми потомками Христа. Рыцари ордена ставили перед собой грандиозную задачу, с которой даже сейчас не может никто справиться.

Современные банкиры, без сомнения, признают именно орден тамплиеров создал устойчивую кредитно-финансовую систему с ее долговыми обязательствами (векселями) и ссудным процентом. Храмовникам удалось построить всееропейскую ростовщическую сеть, очень похожую на современную систему банковского капитала. Они не побоялись нарушить запрет церкви, не дающий христианам наживаться за счет процента от ссуд, т.е. получать незаработанные деньги. Занятие данным видом деятельности прощали только евреям, считая их иноверцами – вспомним «Венецианского купца» Шекспира и «Скупого рыцаря» Пушкина.

Кстати запрет на ростовщичество в исламе действует до сих пор (интересно, знают ли об этом в исламских государствах?). Думается, что основная причина того, что ордену тамплиеров не удалось осуществить XIV веке планируемые радикальные изменения в Европе в том, что сама Европа не созрела для проведения таких передовых преобразований.

Филиппу Красивому не дано было знать о всех планах тамплиеров. Но он считал опасным для своей империи и для себя лично то влияние, которое храмовники приобрели за годы своего существования. Тамплиеры, на равных, общались с сильными мира, имели устойчивые связи с регионами всего мира, могли управлять любыми тайными сектами и учениями. Надо сказать, что и сам Филипп также вынашивал планы получить корону Римской империи, но боялся, что орден тамплиеров помешает осуществлению его амбициозных планов.

Казна Франции была опустошена, нарастало возмущение народа, а тамплиеры, на свою беду, не только были сказочно богатыми, но и были главными кредиторами Филиппа Красивого. Его действия по отношению к ордену храмовников привели к тому, что Филипп Красивый вошел в мировую историю не как правитель, радеющий за торжество закона и славу религии, а как грабитель и убийца, на руках которого кровь членов ордена тамплиеров.

Погибли не все, но возродить былое не удалось

Но не везде тамплиеров подвергали гонениям и уничтожению. Шотландия стала одной из стран, которая предоставила им убежище. Многие рыцари ордена влились в ряды других военно-монашеских орденов, среди них Мальтийский орден, орден храма Соломона, орден рыцарей Христа (Португалия). Так, рыцарем ордена Христа был Васко да Гамма и принц Энрике Мореплаватель. Принц способствовал развитию кораблестроения в Португалии, он снаряжал корабли на исследование новых земель и плавали они под флагами тамплиеров. Символы тамплиеров были на кораблях Колумба, когда он пересекал Атлантику.

Почему же Орден так казалось бы легко был расформирован в одну ночь, а его богатства и документы не найдены?

В действительности орден Тамплиеров мог быть лишь частью другого, так называемого… Сионского ордена, который появился на рубеже XI-XII веков. Очень напоминает современные корпорации. Одна принадлежит второй, а вторая при этом часть первой — про корпорации .

Что это был за орден, название которого происходит от названия аббатства Святой Марии и Святого Духа на горе Сион, с жесткой иерархией, подразделявшейся на семь степеней? В 1118 году его пятая степень – Крестоносцы Святого Иоанна – стали Орденом рыцарей Иоанна Иерусалимского (госпитальерами, иоаннитами), и почти одновременно из него выделились также и тамплиеры, а затем и Тевтонский орден. То есть, все эти три ордена были лишь легальными частями нелегального объединения.

С падением Палестины Сионский Орден еще больше уходит в тень, но все также руководит своими легальными «ответвлениями». И, по мнению авторов версии, предвидя печальную участь Ордена тамплиеров, «сионцы» приняли меры. Решение, которое они приняли, было жестоким: не тратить усилия на скомпрометированных храмовников, но спасти главное – свою наднациональную империю, ее богатства и связи.

И уж конечно, Сионский орден не хотел отдавать никому свое золото, лишь номинальным образом принадлежавшее его филиалу в лице тамплиеров.

И уж, коль по версии авторов, «сионцы» догадались о будущих событиях еще за несколько лет до того, как все они совершились (и откуда такая прозорливость, неужто никто так и не проболтался?), то время вывезти свои богатства у них было. А куда они его вывезли? В Англию, которую они выбрали орудием мести Франции за… уничтожение их филиала – Ордена тамплиеров. Вот даже как! Поэтому, когда в 1337 году началась Столетняя война, все деньги оказались именно там. Отсюда и все военные успехи англичан. Ведь Англия в то время по сравнению с Францией была бедной страной, и вдруг такие военные достижения и успехи? На какие «шиши», спрашивается? А вот на какие – на «золото тамплиеров»!

Первоначально орден бедных рыцарей, созданный в 1118 году обедневшим дворянином Гуго де Пейном и восемью его родственниками-рыцарями и друзьями, глубоко верующими, ставил перед собой единственную цель - охранять паломников, направляющихся в Иерусалим в Святую землю, поскольку без сопровождения на пилигримов нападали, грабили и убивали мусульмане. Позже рыцари ордена были вознаграждены за свои благие намерения королем Иерусалима, где они смогли остаться и жить во дворце короля близ Иерусалимского храма. Первые рыцари были настолько бедны, что одна лошадь была на двоих человек. В память об этом и посвящена печать ордена с двумя всадниками.

Через 10 лет, в 1128 году, орден был провозглашен официально и подкреплен уставом, созданным католическим святым Бернардом Клервосским. Устав тамплиеров включал обет бедности, целомудрия и послушения. Постепенно ордену дано было право свободного передвижения, выделялись земли в виде поощрений, братство освобождалось от многих налогов.

В структуре ордена действовала хорошо продуманная иерархия. Во главе ордена стоял Великий магистр, которому подчинялось всё братство. Сенешаль - заместитель Великого магистра. Маршал отвечал за военное командование и подготовку рыцарей к битвам. Командор управлял одной из провинции ордена. Иерархия также включала подмаршала, брата-рыцаря, брата-сержанта, командующего наемниками - туркопольера, оруженосца, капеллана, а также писца, кузнеца-оружейника, портного, конюха и повара.

Кроме служения Господу, охране паломников, функции ордена постепенно расширялись, и уже включали в себя первые банковские, финансовые и кредитные операции, строительную и дорожную деятельность, а также благотворительность.

Падение ордена тамплиеров

Позже количество и власть рыцарей-храмовников увеличилась: собственная армия, суд, полиция, новые земли и богатства. Из-за могущества ордена монархи Европы стали его опасаться, ведь орден учрежден был не только как воинствующий, но и церковный, как следствие, тамплиеры подчинялись только своему избранному великому магистру, Папе римскому, но могли не подчиниться власти короля. Резиденция ордена находилась во многих городах, в том числе в Париже, где Филипп IV Красивый решил задумать злодейскую интригу против ордена и всех его представителей.

14 сентября 1307 года король Филипп IV Красивый разослал чиновникам каждой из провинций Франции письмо, скрепленное королевской печатью, и требованием вскрыть его на рассвете 13 октября. Это был приказ арестовать всех рыцарей ордена одновременно. Гонения тамплиеров начались по всей Европе: Франция, Великобритания, Германия, Испания, Кипр, кроме Португалии, где король Диниш I основал новый орден Христа.

Задуманное королем удалось воплотить, и почти все представители ордена оказались в тюрьме на долгие 7 лет - именно столько шел судебный процесс по делу тамплиеров. В тюремных камерах под действием страшных пыток из рыцарей выбивали признания в различных лживых обвинениях и преступлениях, которые нужны были королевскому суду и инквизиции: ереси, сатанизме и содомии. На самом же деле, Филипп IV Красивый хотел просто ликвидировать этот орден, ставший богатым из-за его ростовщичества и могущественного влияния, предотвратить возможное создание тамплиерами единого госудрства, а также конфисковать земли, принадлежавшие ордену.

18 марта 1314 года на еврейском острове в Париже, на глазах всех его жителей и королевских особ, последний великий магистр Жак де Моле и благородный рыцарь Жоффруа де Шарне были приговорены к казни через сожжение. По легенде, в последних словах великий магистр проклял всех тех, кто был причастен к сговору: Папу Климента V, короля Филиппа IV Красивого и его советника Гийома де Ногаре. По иронии судьбы, все трое скончались в течение года, а на сыновьях короля Филиппа IV прервалась династия Капетингов.

Тайна тамплиеров

По одной из версий, масонство, появившееся в XVI веке, черпает свою приемственность именно из тамплиерского ордена. В XVIII веке новые течения соглашались с тем, что тамплиеры обладали тайными оккультными учениями, а те в свою очередь являются их продолжателями. Причастность тамплиеров к оккультным наукам основана, якобы, на разных задокументированных признаниях рыцарей под действием пыток еще в XIV веке. По одной из легенд, орден рыцарей также обладал и охранял Святой Грааль. Рыцари ордена владели бесценным архивом и артефактами, которые до сих пор не найдены.

Существует ли сейчас тамплиеры? На сегодняшний день насчитывается масса различных организаций, выдающих себя за "тамплиерские": Добрые тамплиеры, Восточные тамлиеры, католический орден рыцарей Христа, Тамплиерская Церковь старших братьев Розы и Креста, Космические Тамплиеры и так далее. Но ничего общего с тем оригинальным орденом они не имеют и прямых его последователей не существует.

ИСТОРИЯ ОРДЕНА


В 1119 году в Иерусалиме "знатные люди рыцарского происхождения, преданные Богу, религиозные и богобоязненные, - рассказывал полвека спустя епископ Тирский Вильгельм, - заявили о своем желании провести всю жизнь в целомудрии, послушании и без имущества, предав себя господину Патриарху на служение по примеру регулярных каноников" . Прошло несколько лет после завоевания крестоносцами Иерусалима, в Святую Землю устремился широкий поток паломников, надо было их охранять, - и несколько рыцарей предложили взять на себя эту заботу. Это казалось им, видимо, вполне естественным. Свой орден они назвали "Нищие рыцари". Они действовали по своей воле, принимая на себя всю ответственность. Они начинали нечто совершенно нового: подобных объединений еще не бывало, ведь речь шла не о новом монашеском ордене и вообще не об организации духовенства (так что ссылка на каноников-августинианцев была весьма приблизительна). В сущности, они организовывали первую из столь обычных для мира 20 века "неправительственных некоммерческих организаций", и способы, какими они действовали, воспроизводились бесчисленное число раз: пропаганда идеи, сбор средств. Единственное, что не говорилось рыцарями вслух, но что явно понималось всеми и что составляло самую суть идеи: успешно защитить паломников может лишь частная инициатива, а не государственная власть. Что быть паломником в Средние века означало рисковать, не надеяться на защиту центрального правительства, все и так слишком хорошо знали по тысячелетнему опыту. Рыцарей было девять(1*) , но общество (и летописцы) очень быстро поняли, что двое двигали всё предприятие: Гуго де Пэн и Жофруа Сен-Омер. В отличие от 20 века, в 12 столетии не было капиталистов, которые могли бы давать пожертвования, и пожертвования собирали с аристократии. Король иерусалимский уступил рыцарям церковь в собственном дворце к югу от развалин Храма Соломонова, чтобы они могли там собираться на молитву (главный признак отличия от прочих рыцарей). "Храм" на французском "тампль", и очень быстро в Иерусалиме рыцарей стали звать "те, что у Храма", "храмовники" - "тамплиеры". Официальное же название - "Нищие рыцари" - отошло в тень (2*) . Рыцари отправились в Европу собирать деньги на свою организацию. Де Пэн и Сен-Омер объехали Францию, Испанию, Англию, Германию, Италию. Большинство людей оставалось равнодушно к их просьбым, но очень многие откликались. Церковные и светские феодалы жертвовали деньги, а чаще - доход от того или иного владения или даже то или иное владение, - кто на время, кто в постоянную собственность ордена. Десятки людей вступали в орден. Впрочем, национальное деление давало себя знать, и основная масса (более половины) жертвователей и участников были французами - как и инициаторы. Тамплиеров из Франции были сотни, из Англии - десятки.

Идею создания ордена поддержал св. Бернард Клервосский, соотечественник первых тамплиеров, сам герой частной инициативы (за четыре года до идеи де Пэна он основал монастырь, ставший ядром будущего ордена цистерцианцев). Бернард написал по просьбе де Пэна и Андре де Монтбара (с которым был в родстве) трактат "De laude novae militiae", название которого на русский правильно перевести как "Слава новому рыцарству", но хочется сохранить и при переводе латинское слово, ныне столь обрусевшее: "Слава новой милиции". Когда в 1128 г. поместный собор в Труа утверждал устав тамплиеров, сочинение Бернарда служило им идеологической программой, да и устав из 72 статей составил Бернард (а св. Джон Солсберийский посвятил всю шестую книгу своего сочинения "Поликрат" апологии нового, христианского рыцарства). Более того, Бернар предложил тамплиерам (и де Пэн принял) носить ту же одежду, что и монахи его собственного, цистерцианского ордена: белую. Только позднее тамплиеры стали нашивать на белую одежду красный крест - как и все, связанные с крестовыми походами.

Необычного в тамплиерах было то, что они совмещали монашество с войной, пожизненные обеты нищеты, послушания и безбрачия - с намерением орудовать мечами. Орден госпитальеров возник раньше - в 1070-е годы, - но воевать госпитальерам не разрешалось. Само монашество (и духовенство) не могло браться за оружие - ведь христианин не может убивать, и если возможно послабление для "обычных" христиан, то монах - "настоящий" христианин. А Бернард писал: "Солдаты Христа... ни в малейшей степени не боятся ни того, что совершают грех, убивая врагов, ни опасности, угрожающей их собственной жизни. Ведь убить кого-либо ради Христа или желать принять смерть ради Него не только совершенно свободно от греха, но и весьма похвально и достойно" .

Конечно, Бернард не был кровожаден. Он ненавидел насилие и кровь, зло и ложь, и потому так обрадовался появлению тамплиеров, которые должны были с насилием бороться. "Новая милиция" была действительно нова относительно обычного рыцарства. Веками всадник с мечом, феодал, рыцарь, сражался за земное - ради имения, ради славы своего рода, своей нации (и это в лучшем случае, а то и просто ради наживы). "Новые рыцари" сражались за добро, ради Христа, а "если человек сражается за доброе дело, то не может сражение привести ко злу, точно так же как не может победа считаться благом, если сражение велось не за доброе дело или из дурных побуждений" . "Прежняя милиция" любила почести, деньги, красивое вооружение - "новая милиция" защищала простой народ, держала себя скромно, оборонялась от демонов молитвами и обетами, прежде всего - целомудрием. "Прежняя милиция" истребляла людей, "новая милиция" истребляла зло (на латыни у Бернара выходил каламбур: одни занимаются "гомицидом" ("человекоубийством"), другие "малицидом" ("злоубийством"). "Новая милиция" оказывалась самым совершенным и активным элементом общества, воплощением единства светского и церковного, верно служащим и Церкви в целом, и Святому Престолу. Предположение, что вовсе никакой милиции - ни пышной, ни скромной, ни женатой, ни неженатой - невозможно иметь христианам, не рассматривалось ни в 12 веке, ни много веков спустя. Главное же: очень рациональное, логичное обоснование необходимости борьбы со злом с мечом в руке не учитывало того, что мир и человек в основном иррациональны. Святой Бернард восхвалял тип "нового милиционера" за то, что "он не боится ни демона, ни рыцаря. Воистину не боится смерти тот, кто жаждет смерти". При этом святой не замечал, что "жажда смерти" - не христианская добродетель, а состояние души скорее демоническое или, во всяком случае, ненормальное. Жажда смерти не может быть разделена на жажду смерти своей или чужой, это жажда, через которую в душу входит пустота и мрак.

Первоначально тамплиеры делились на две категории: рыцари носили оружие, а служители - нет. Первые назывались "братья шевалье", вторые - "братья сержанты". К членству в орден не допускались женщины (во избежание соблазнов). Женатые рыцари в орден принимались, но они не могли носить белого одеяния. После смерти женатых тамплиеров их имущество отходило ордену, а вдове платили пенсию. Само мужнино поместье она должна была оставить, чтобы не попадаться на глаза храмовникам и, опять же, их не искушать. Первоначально в орден не принимали священников, но постепенно их стало довольно много, они образовали особый разряд членов (ибо священник все же не мог проливать кровь). Управлялся орден наподобие бенедиктинского: великому магистру принадлежала практически неограниченная власть, он созывал капитулы, назначая их членов, так что всегда мог подобрать лояльных к себе людей. Папы издали несколько булл, даровавших ордену некоторые (не слишком важные по современным меркам) привилегии. Булла 29 марта 1139 Omne datum optimum даровала им автономию от местных светских и церковных судебных властей, разрешила обращать в собственность ордена трофеи. Булла 9 января 1144 Milites Templi давала индульгенцию жертвующим на орден. Булла 7 апреля 1145 года Milicia Dei разрешила тамплиерам строить особенные, орденские церкви и устраивать в их оградах кладбища для членов ордена. Паломники, прибывавшие в Палестину, глядели на тамплиеров с восхищением и благодарностью, несколько преувеличивая значение тех, с кем непосредственно имели дело. Им казалось, что все замки в королевстве крестоносцев принадлежат либо тамплиерам, либо госпитальерам. Соответственно, и позднейшие историки часто преувеличивали значение ордена, его влияние и богатство.

Тамплиеры, хотя и взяли в руки меч, вовсе не превратились в машины для убийства. Их задачей было поддержание мира, и, по мере возможности, они исполняли свою задачу без насилия. Сейчас уже трудно вполне оценить все действия храмовников. Это тем труднее сделать, что довольно скоро те же самые власти, которые помогли ордену организоваться, стали возмущаться ими. Патриарх Иерусалимский (католический) был недоволен тем, что орден, которому он столько помог, перешел под власть Папы, - это ущемляло его достоинство. В 1153 году при осаде Аскалона великого магистра ордена обвинили в том, что он, желая занять город только силами храмовников, затруднил осаду.

Иерусалимский король Амальрик в 1165 году повесил 12 тамплиеров за сдачу арабам одной крепости близ Иерусалима. В отместку в 1168 году великий магистр ордена отказался поддержать поход на Египет, и тот захлебнулся. В 1173 году Амальрик пригласил в Иерусалим представителя ассасинов - исламского движения за освобождение Палестины, чье название во французском языке стало синонимом убийцы. Тамплиеры сумели обуздать ассасинов и даже обложили их ежегодной данью в две тысячи кусков золота; Амальрик намеревался освободить их от этой дани, - видимо, чтобы расширить свою влияние в стране. Некий тамплиер убил посла ассасинов прямо в Иерусалиме. Король арестовал убийцу, хотя великий магистр протестовал и напоминал об иммунитете, которым были наделены братья. Впрочем, Амальрик умер в 1174 году, и если он и хотел уничтожить орден, ему это не удалось. Но после его смерти архиепископ Тира Вильгельм, который оставил наиболее подробные сведения о тамплиерах, писал о них для того, чтобы очернить и добиться роспуска ордена. То была нормальная ненависть власти к независимой организации. На Третьем Латеранском соборе 1179 года Вильгельм организовал выступление против всех вообще военных орденов, но добился лишь некоторого ограничения привилегий тамплиеров. Во всяком случае, он критиковал тамплиеров не за то, что они совмещали крест и меч, а за то, что делали это независимо от епископата.

Все же у большинства христиан тамплиеры вызывали восхищение. В подражание им в 1164-1170 годах были созданы испанские ордена Калатравы, Сантьяго, Алькантары, в 1198 по их уставу был составлен устав Тевтонского ордена. Примечательно, что, хотя и в Германии, и в Испании были замки тамплиеров, предпочитали создавать новые ордена, а не присоединяться к старым: сказывалась национальная замкнутость и уже тогда осознанное понимание, что конкуренция хороша и для "неправительственных организаций". В 1160 году папа издал буллу, запрещавшую, помимо прочего, стаскивать тамплиеров с лошадей и как-либо иначе оскорблять их - и подобные буллы часто повторялась. В 1207 году папа Иннокентий III упрекал тамплиеров за то, что они каждому, кто жертвовал им в год три динария, гарантировали похороны по христианскому обряду, даже если жертвователь к моменту смерти был отлучен от Церкви. Но и тут Папу беспокоило не корыстолюбие ордена (сумма-то невелика была, да и нет ничего естественнее сбора средств на общественную организацию - правда, общественного контроля за тратами таких средств тогда не было; впрочем, и сегодня от такого контроля толку мало). Его беспокоило посягательство на власть Церкви отлучать и прощать. В 1265 г., споря с тамплиерами, папа Климент IV писал великому магистру, "Если Церковь на миг уберет руку, защищающую вас от прелатов и светских князей, вы никак не сможете устоять перед их нападками". Но убирать руку он не собирался.

P.S Вот не знаю как Вам,мне кажется тамплиеры вполне могли быть родоначальниками общества