Мировоззрение базарова. И.С

Методическая разработка

Урок-мастерская по литературе в 10-м классе

«Странный человек. Евгений Васильевич Базаров»

МКОУ «Ершовская СОШ Усть-Илимского района Иркутской области»

Цель урока: создать целостный портрет личности сложного человека Базарова, увидеть странности и ошибки во взглядах Базарова, которые повлияли на его жизненную позицию и определили трагичность образа.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Знать, что образ главного героя вызывал и вызывает множество споров, которые выражают совершенно противоположные точки зрения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст романа и критических статей. Учиться сопоставлять разные мнения и аргументировать свою точку зрения.

    Воспитательные – содействовать формированию чувства хозяина своей судьбы, самокоррекции и самовоспитанию, формированию собственной точки зрения на себя и свою жизнь, развитие духовных качеств личности.

    Развивающие – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Ход урока

Тургенев не имел притязания и дерзости
создать роман, имеющий

всевозможные направления;

поклонник вечной красоты,

он имел гордую цель во временном
указать на вечное

и написал роман не прогрессивный

и не ретроградный, а,

так сказать, всегдашний.

Н. Страхов

I . Вступительное слово учителя

Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.

II . Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте поставить задачи и цели урока. К чему мы должны прийти в конце урока?

1.Понять характер главного героя Евгения Базарова.

2. Создать какой-либо словесный или графический продукт, показывающий наше восприятие главного героя романа «Отцы и дети».

3. Соотнести жизненную позицию Базарова со своей и извлечь из романа жизненные уроки.

Чтобы достичь этих целей, необходимо настроить себя на определённый лад. На какой диапазон вы настроите себя?

    Быть предельно откровенным.

    2)Спорить в уважительном тоне.

    3)Выслушивать выступающих.

    4) Помогаем, если кто-то в чём-нибудь затрудняется

    5) Ещё можем хвалить друг друга аплодисментами.

III Итак, начнём с объяснения словосочетания «Странный человек».

Напишите, какого человека можно считать странным. Были ли у вас встречи со странными людьми? Какое впечатление они произвели на вас и какие чувства вызвали? О чём думаете вы, вспоминая их?

У меня была встреча со странным человеком. Он оставил в моей душе глубокий след, но мне он остался непонятен, потому что его поступки были необъяснимы

Для меня странный человек – Григорий Александрович Печорин. Умный, волевой, загадочный. Он принёс окружающим его людям много страданий и даже стал причиной смерти Грушницкого и Бэлы

Вывод : странные люди чаще всего остаются непонятыми и страдают сами или заставляют страдать других.

IV . Можно ли Базарова назвать странным человеком? В чём его странность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание романа и прослушаем выступления. Мы внимательно слушаем и составляем свой портрет странного Базарова.(15 мин.) Домашнее задание по темам: «Базаров и его интересы», «Базаров в дружбе», «Базаров в любви», «Базаров и родители», «Базаров и народ»

После выслушиваем каждого из уч-ся. Благодарим за мнение.

V . Работа в группах с цитатами и афоризмами из текста , которые позволят сделать свои выводы о Базарове. (Приложение № 1) Группы представляют свой продукт по темам: «Жизненный кодекс Базарова», « Базаров в восприятии окружающих его людей», «Базаров – трагическая личность», «Мировоззрение Базарова».

VI .Положительный или отрицательный герой Базаров? Запишем в две колонки положительные и отрицательные человеческие черты.(учащиеся выходят по одному и пишут, затем подчёркиваем наличие этих черту Базарова и делаем вывод.)

Добрый, силь ный, честный, благородный Эгоистичный, жадный, самолюбивый,

Отзывчивый, мудрый, решительный, вели- высокомерный, грубый, пустой, равно-

кодушный, душевный, справедливый, смелый, душный, пошлый, завистливый, заносчивый,

романтичный, красивый, аккуратный, само- угрюмый, подлый, наглый, жестокий,

стоятельный, смелый, уравновешенный, язвительный, ленивый, бесчувственный,

доброжелательный, отзывчивый, чистый подлый, самовлюблённый, высокомерный,

душой, образованный, гордый и т.д. беспардонный, раздражительный и т. д.

Вывод : В Базарове положительных качеств больше, чем отрицательных.

VII .Мнение критиков о романе. (Приложение №2) Учащиеся читают и анализируют материалы критических статей, составляют вопросы и готовят выступление-опровержение или выступление-согласие.

Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”(работа в группах)

Примеры полученных вопросов.

Почему Антонович увидел в Базарове карикатуру на молодое поколение?

Почему Писарев восславил Базарова?

На что не обратил внимание Писарев?

Что свято для Писарева в Базарове?

В чём Писарев усматривает источник силы Базарова перед лицом смерти?

Почему смерть Базарова Писарев считает подвигом?

Что увидел Антонович в нигилизме Базарова?

Что, по мнению Страхова, противопоставляет автор нигилизму Базарова?

1-я группа работает с отрывками и з статьи Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся .

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

2 группа работает с отрывками по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся.

Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

VIII Инсценировка «Смерть Базарова »

Письменная работа. «Наконец-то я слышу сердце Базарова»

IX Ассоциации. Нарисуйте сердце Базарова или самого Базарова. Обсуждение рисунков.

(Каждый из учащихся представляет защиту своего рисунка).

Приложение №3)

XI Самокоррекция. Продолжить предложения, соотнеся свои собственные представления о мире и о связях с ним.

Мне бы не хотелось…

Сравнивая себя с Базаровым, я прихожу к выводу…

Знакомство с Базаровым заставило меня задуматься о…

X Проблемы романа . Записать их. Высказывание Н. Страхова:

«Тургенев не имел притязания и дерзости создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной красоты. Он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний».

Отцы и дети.

Самовоспитание

Проявление любви

Дружба

Родители и дети

Отрицание и жизнь

Подведение итогов урока :

«Отцы и дети» - это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких, бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, но убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.

XI Синквейн.

Базаров,

Протестующий, гордый,

Увлекался, презирал, любил.

Человек сам себя воспитать должен..

Бунтующее сердце.

XII Рефлексия.

Уходя с урока, я хочу сказать…

Уходя с урока, я хочу всем пожелать…

Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить…

Было бы хорошо, если бы…

Мне очень жаль…

К жизни надо относиться…

Домашнее задание : сочинение по одной из проблем романа.

Литература к уроку:

    И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987

    Басовская Е.Н.“Русская литература второй половины 19 века. Москва. “Олимп”. 1998.

    Антонович М.А. “Асмодей нашего времени”

    Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

И ИХ ПРОВЕРКА ЖИЗНЬЮ. Роман Тургенева «Отцы и дети» представляет собой некий итог и квинтэссенцию философских воззерний Тургенева. В центре тур­геневского романа всегда герой с неординарными взглядами и вы­сокими духовными потребностями. В романных коллизиях подвер­гаются проверке их идеи, это особенно заметно в столкновениях ге­роев между собой, а главное, с живой жизнью, природой, любовью, которые, по Тургеневу, не зависят ни от какой, даже самой передо­вой, философии.

Герой романа «Отцы и дети» - человек «новый». Базаров - разночинец, человек весьма образованный. Безусловный интерес представляет его «новая» философия, которую уже в начале романа охарактеризовал Павел Петрович - главный идеологический про­тивник Базарова. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты».

Тургенев находит ход для раскрытия философских воззрений своих героев - сталкивает их в идеологическом споре, давая им возможность свободно высказывать свои идеи. Проверка этих взглядов пока не происходит - споры относятся еще к экспозиции романа, но читатели уже получают довольно четкое представление о сути философии Базарова, выражаемой им также в афористичных высказываниях типа: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Чтобы разобрать философию Базарова более подроб­но, стоит обратиться к ее истокам. «Знаменем» вульгарно-материа­листических взглядов Базарова в романе является книга Бюхнера «Материя и сила», которую Аркадий, поначалу увлеченный тео­риями Базарова, предлагает своему отцу по совету друга. Книга эта была довольно популярна в то время в России среди передовых людей. Философия, в ней заключавшаяся, опиралась на достиже­ния естественных наук того времени. Базаров выражает материа­листическую позицию естественно-научного толка, поскольку он еще и естествоиспытатель. Его философия не признает никаких высших духовных проявлений, таких, как душа и другие абстракт­ные понятия. Результатом этого явилось отрицание всего, что со­ставляет основы старой, идеалистической философии, выразителя­ми которой являются Николай Петрович и Павел Петрович. Но именно Павел Петрович оказывается достойным противником База­рова. Различия политических позиций спорщиков не так уж силь­но акцентируются, как это принято думать. Положительной про­граммы по этим вопросам у Базарова, похоже, вообще не существу­ет. «Сперва надо место расчистить, а потом строить», - говорит Базаров. Предметом обсуждения становятся прежде всего такие об­щечеловеческие ценности, как любовь, искусство, природа, поэзия. В начале романа Николай Петрович цитирует строки о весне из «Евгения Онегина*. Эти строки отвечают навеянному наступающей весной настроению Николая Петровича. Базаров грубо прерывает Николая Петровича и заявляет свое отношение не только непосред­ственно к поэзии, но и ставит под сомнение саму возможность вли­яния природы на душевное состояние человека. Поэзия не прини­мается Базаровым как вещь абсолютно бесполезная. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - говорит он. Отсю­да и его отношение ко всем явлениям жизни: он все меряет и оце­нивает с точки зрения пользы и полезности. Точно так же оценива­ется им и природа. «Природа не храм, а мастерская», - заявляет он. Базаров не принимает природу как создание Господа, как нечто непостижимое и неразгаданное. По Тургеневу, природа есть живой организм, живущий своей собственной жизнью (по законам Бога), естественно, человеку неподвластной и непостижимой. Базаров го­ворит о природе как о мастерской, где хозяин - человек и все уп­равляется волей его разума. Базаров не принимает положение Шел­линга о «мировой душе*, как и то, что природа - явление более духовное, чем материальное. Эта позиция в корне чужда Тургеневу, и сухие рассуждения Базарова автор дает в контрасте с поэтичес­ким описанием природы, как бы споря с Базаровым.

Но спор этот уже не такой, как споры Павла Петровича и База­рова. В качестве доказательств выступают не сухие умозаключе­ния, а самая живая природа. Как бы начинается проверка взглядов Базарова жизнью, и уже само сравнение с прекрасными пейзажами указывает на несостоятельность этих взглядов. «А весна тем време­нем брала свое», - говорит Тургенев в начале романа и заканчива­ет его также описанием «равнодушной» и вечной природы на сель­ском кладбище. Здесь Тургенев поддерживает традицию Пушкина (вспомним стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»), как бы отведя природе вечный план. На его фоне рассуждения Ба­зарова кажутся детским лепетом, на который природа взирает во всем своем могуществе, ничуть не споря, но тем не менее в конце концов «беря свое» путем «вечного примирения и… жизни беско­нечной».

После встречи с Одинцовой Базаров постепенно начинает осоз­навать свою беспомощность перед вечностью и могуществом приро­ды. «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ни­чтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» - воскли­цает он. Тем не менее взглядов своих он не меняет (как не поменя­ет их он до конца романа), но возникает у него ощущение грусти и растерянности.

Отношение к любви Базаров довольно четко высказывает уже в начале романа, совершенно не принимая мистико-духовную сторо­ну этого явления. «И что за таинственные отношения между муж­чиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Если Николай Петрович выглядит в глазах Базарова лишь «безот­ветным» сентиментальным созерцателем, то Павел Петрович, пере­живший любовь, «просто не состоялся как человек». В глазах База­рова он «не мужчина, не самец». Базаров отрицает то, что веками культивировалось и обожествлялось в идеалистической философии. Любовь воспринималась как нечто высокодуховное, объективно трагическое. Базарову чужд и непонятен трагизм: что за роковая женщина и трагическая любовь? «Нравится тебе женщина, старай­ся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась». Так старается он «добиться толку» с Фенечкой, которая в романе олицетворяет некоторое природное начало. Она не слишком умна, но прекрасна в своем материнстве, и поэтому и вос­принимается Базаровым как самка. Затем Тургенев сталкивает Ба­зарова с Одинцовой, и Базаров с удивлением замечает в себе пере­мену: «Вот тебе раз! - бабы испугался!» Его душевное смятение усиливается с каждым днем. Замечает в себе перемену. «Какой я смирненький стал», - сетует он на себя с некоторой иронией. Тур­генев говорит, что «он с негодованием осознавал романтика в самом себе». И, наконец, Базаров осознает, что его борьба проиграна, он влюблен, но влюблен «глупо, безумно». Он подавлен, разбит, но не сломлен. Тот факт, что нечто вступило в противоречие с его тео­рией, причем в нем же самом, захватило его душу, а главное - самое ценное - его разум, рождает в нем злобу… «В нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, срод­ни ей», - пишет Тургенев о чувстве, охватившем Базарова. Когда- то предложив Аркадию, рассказавшему о загадочном взгляде кня­гини Р., «проштудировать анатомию глаза», он сам сталкивается с «таинственной улыбкой» Одинцовой и ее странным, леденящим душу спокойствием, она как прекрасная статуя, холодная и недо­ступная. Одинцова - воплощение идеала, в ней содержится та же классическая гармония, как в произведениях художников и скульпторов. Теперь Базаров поражен этой гармонией, и начинает колебаться еще один постулат его философии - нигилистическое отношение к искусству. «Рафаэль гроша медного не стоит», - за­являет он. Тургеневу, как человеку эстетическому, это чуждо. В то время сильно был развит культ художника, творца. Известно вы­сказывание Тургенева о том, что «Венера Милосская несомненнее принципов 1789 года». Базаров же толком не может противопоста­вить искусству ни политику, ни науку, в силу своих нигилистичес­ких позиций. «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука - наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, зна­ния; а наука вообще не существует вовсе», - говорит Базаров. После неудавшегося романа с Одинцовой он и в науке разочаровы­вается. «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскли­вою скукой и глухим беспокойством», - пишет автор. Базаров уже как бы предчувствует свою смерть, задумывается о религии. Он го­ворит отцу: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу». Сам он, потеряв силы, не может к ней обратиться, слишком долго он был далек от Бога. Подсознательно, однако, он смиряется, и даже речь его меняется: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», - восклицает он настолько поэтично, что кажется, что это не он в начале романа говорил Аркадию: «Сделай милость, не говори красиво!»

Итак, Базаров, сам того не желая, меняется, его философская теория лопается, попадая в испытание любовными коллизиями. Даже композиционно это подчеркивается: два раза он побывал у Одинцовой, в Марьине и у своих родителей, и во второй приезд повел себя совершенно по-другому. Кульминационный момент дуэли, после которой он сходится с Павлом Петровичем, доказыва­ет, что основным противоречием в романе являются не политичес­кие разногласия и не конфликт отцов и детей (как некоторые могут понять название романа), а конфликт теории и живой жизни. «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», - сказал Гете, и Тургенев своим романом подтвердил это.

Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изо­бражаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пей­заж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать пережива­ния, душевное состояние и думы героев. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отно­шение к природе, героям.

Один из лучших пейзажистов в мировой литературе - Турге­нев. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир рус­ской природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красо­той, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркос­тью и наблюдательностью. Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса - первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать всю жизнь. Вместе с крепостными наставниками он уходил по тропам, дорогам, ведущим в поля, туда, где летом тихо зыблется рожь, откуда видны почти затерявшиеся в хлебах дере­вушки. Сколько русской души, воображения взято из этих спас- ских лет! Мы знакомы с Тургеневым-пейзажистом по «Запискам охотника». Непревзойденным мастером русского пейзажа остается Тургенев и в романе «Отцы и дети». Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важное значение. В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, в основном, по крестьянскому вопросу. Тургенев показывает в тре­тьей главе романа, что же представляла собой все еще крепостни­ческая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети». Ответ на этот во­прос автор дает пейзажем: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темны­ми, часто до половины разметанными крышами. Как нарочно, му­жички встречались все обтерханные, на плохих клячонках … исху­далые, шершавые, словно обглоданные коровы жадно щипали траву по канавам».

Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища, запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденнбй скотом во время бескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, писатель говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинные описания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимает необходимость преобразо­ваний. «Но как их исполнить, как приступить?..» - думает он. И это был действительно главный вопрос эпохи.

Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к род­ной стране. «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теп­лого ветерка. Все - деревья, кусты и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час об­новления родины наступит.

В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятель­ное значение, но композиционно подчиненные основной идее романа. Пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тур­генев изображает, как глубоко и сильно действует природа на чело­века, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

«Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… Солнечные лучи, со своей стороны, за­бирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималось бледно-го­лубое небо, чуть обрумяненное зарей. «Как хорошо, боже мой!» - подумал Николай Петрович». Эта картина вечереющего дня настра­ивает Кирсанова на мечтательный лад и дает основание думать, что «можно сочувствовать природе», наслаждаться ее неумирающей красотой. Посредством этого пейзажа автор показывает свое несо­гласие с точкой зрения Базарова, спорит со своим героем, видящим в природе только мастерскую, в которой трудится человек.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпа­лись песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей».

В 25-й, 26-й главах рассказывается история любви и женитьбы Аркадия. Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высо­кого ясеня. Ясень выбран не случайно: «ясень по-русски очень хо­рошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на возду­хе, как он». История любви и женитьбы Аркадия - это история ясная, спокойная. «Слабый ветер», «бледно-золотые пятна света», «ровная тень» - характерное пейзажное обрамление несложной истории доверчивого сближения молодых людей. Пейзаж подчер­кивает прямую противоположность Аркадия и Кати Базарову, его суровой жизни, облику и судьбе.

Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище «являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли», «два-три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на «немой камень», под кото­рым лежит их сын. В это описание Тургенев внес свою оценку База­рова и его дела. С любовью и болью говорит он о своем герое и в то же время утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бун­тующее сердце» его героя билось во имя временных преходящих целей: «цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют… о вечном примирении и о жизни бесконечной».

В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина «белой зимы с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумруд­ным небом» в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроением Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неде­лю назад навсегда соединивших свои судьбы. Во всех этих карти­нах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова для ее изображения. Картины природы в «Отцах и детях» занимают не­значительное место по сравнению с первыми романами Тургенева («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окру­жающая их природа.

В пейзаже - в заключительном аккорде книги - Тургенев рас­крывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. По словам Горького, «изумитель­но просто и по-осеннему прозрачно умел писать обо всем этом Тур­генев». Проза его звучит как музыка.

После того как Базаров достаточно основательно изложил свои взгляды, начинается проверка их жизнью. Когда друзья приезжают в город, становится прежде всего отчетливо видно, что до сих пор мы имели дело с лучшими и из дворян и из разночинцев, каких еще очень мало в обществе - инертном и не подающем никаких надежд на изменение к лучшему. Все попытки самых разных людей казаться новыми смешны или совершенно несостоятельны. Родственник Кирсановых тайный советник Колязин - только ловкий придворный и ничто как государственный деятель. Новоявленные нигилисты Кукшина и Ситников способны только окарикатурить идеи Базарова, который тем не менее вынужден их терпеть, чтобы не лишиться сторонников. К ним как нельзя более подходят слова Павла Петровича: “Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты”. Становится ясно, что “всамделишний” нигилист Базаров был бы крайне одинок на общественном поприще.

В городе происходит также встреча Базарова и Аркадия с Одинцовой, которая является поворотным пунктом в романном действии. Анна Сергеевна Одинцова не похожа на традиционных тургеневских героинь, потому что такой тип никогда бы не смог увлечь Базарова. Она удивительно совмещает в себе аристократическое происхождение и воспитание с суровым жизненным опытом (“В переделе была... хлеба нашего покушала”), равно как и совершенную внешнюю красоту с ясным и неженски пытливым умом.

Своим величавым спокойствием, граничащим с бесстрастием, и блестящей выделанностью своего каждого движения и даже чувства Одинцова являет полный контраст Базарову (“Вишь как она себя заморозила!” “Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить и корону на голове!”), но именно эта иноприродность, столь отталкивающая Базарова в Павле Петровиче, наоборот, привлекает его в Одинцовой. “Она поразила его достоинством своей осанки”, “спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметной улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица” (курсив мой. - А.К.).

Это - та самая таинственная сила, которую Базаров отрицал в природе. В отличие от мужчин женщины по своей натуре связаны с природным, стихийным животворящим началом. Буквальным олицетворением таинственной женской натуры предстает в романе княгиня Р., роковая возлюбленная Павла Петровича: “Что гнездилось в этой душе - бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели; ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью”. С той или иной силой те же неосознаваемые энергии действуют в каждой женщине, и их внешним проявлением служит женская красота. Поэтому каждая женщина - загадка, скрывающая тайны жизни. (Вот почему Павел Петрович смог много лет спустя увидеть отражение своей возлюбленной в Фенечке.)

Павел Петрович подарил некогда княгине Р. перстень с вырезанном на камне сфинксом со словами: “Сфинкс - это вы.” “Знаете ли, что это очень лестно?” - ответила она, медленно подняв на него “свой загадочный взгляд”. Базаров смеется в начале романа над подобными измышлениями: “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?” Но месяц спустя он уже говорит Одинцовой: “Может быть, вы правы; может быть, точно, всякий человек - загадка. Да хотя вы, например...”

Он покорен необычайным сочетанием равного ему по силе характера и утонченной женской прелести. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который только что отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Базаров видит, что его чувство отнюдь не исчерпывается “физиологией”, и с негодованием находит в себе тот самый “романтизм”, проявления которого он так осмеивал в других, расценивая как “дурь” или слабость. “До встречи с Одинцовой Базаров был убежден в своей свободе от всего, что связывает человека с другими людьми. Это убеждение придавало ему несокрушимую уверенность в себе. Любовь опровергла это убеждение просто и неотразимо. Никто и ничто не принуждает Базарова любить, свобода как будто бы полнейшая. И при всем том очевидна постоянная и мучительная зависимость от чувств, решений и поступков другого человека. Оказывается, что... чувство связывает не менее крепко, чем насилие и диктат”. Базаров осознает невозможность полного отрыва от людей, и в нем неожиданно просыпается яростная жажда выйти из одиночества, до конца “отдаться” в любви - “без сожаления и возврата”, “жизнь за жизнь”, и таким образом соединиться со всем миром.

В любви окончательно раскрывается перед нами личность Базарова. Он разительно отличается от того типа “тургеневского мужчины” - нерешительного, не умеющего бороться за свою любовь, какой предстает перед нами в “Рудине”, “Асе” или “Вешних водах”. Любовь перерастает у него в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу и, может быть, сродни ей”. Но цинизм, покоробивший вначале Анну Сергеевну, наносный. Меняется сам тон его речей, оставаясь резким и грубым, но приобретая серьезность и трагичность. Вместе с тем Базаров ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного и не принимая “милостыни” в виде жалости Одинцовой.

Разрыв был обусловлен не только тем, что Одинцова в силу своей аристократической холодности не смогла ответить на чувство Базарова, но коренился и в нем самом. Отказ от “полного и беспощадного отрицания” грозил бы иссякновением той “отрицательной” энергии, которой питалась и двигалась его личность. Базаров осознает окончательно, что “создан для горькой, терпкой, бобыльной жизни”.

Неразделенная любовь разрушает Базарова: он впадает в тоску, нигде не может найти себе места и начинает заниматься самокопательством, что до сих пор считал признаком слабости. Так он исследует себя до самых сокровенных глубин и доводит до последних выводов свое мировоззрение (“Решился все косить - валяй и себя по ногам!”). Это уже следующая ступень его духовной эволюции: теперь он философствует и осознает безысходность своей позиции в мире:

Я вот лежу здесь под стогом... узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!

Нигилистическая философия не допускает никакой сверхличностной ценности, на которую личность могла бы опереться, чтобы оправдать свое существование (вспоминается ироническое напутствие Павла Петровича нигилистам: “Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве...”). Вместе с уничтожением смысла жизни теряют всякую подоснову категории человечности, сострадания, гражданского долга и альтруистического служения людям:

...ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - она такая славная, белая, вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

С таким строем мыслей уже трудно стать революционером или даже просто общественным деятелем. Но Базаров идет еще дальше и отвергает саму значительность, всеобщность и правоту подобного способа мышления:

Принципов вообще нет... - а есть ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу (курсив мой. - А.К.).

Здесь отрицание уже не оправдывается полезностью для общества, как это было в первой части (“В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем”). Теперь это - субъективное свойство мозга Базарова, не находящее никакого обоснования вне его личности. «Непримиримый базаровский максимализм с такой же беспощадностью обращается на самого Базарова, то и дело побуждая его восставать против собственных чувств, желаний, поступков. В итоге Базаров так же мало способен примириться с самим собой, как и с тем, что его окружает. <...> Даже когда эта всеобъемлющая неудовлетворенность начинает приобретать разрушительный и даже катастрофический для него характер. В такие моменты неспособность к примирению с несовершенством явственно обнаруживает признаки чего-то фатального. Это делает Базарова (по выражению самого Тургенева) “трагическим липом”: в конечном счете для него оказывается неприемлемым все сущее».

После этих выводов начинается третий событийный круг романа - подведение итогов. Уже совсем по-другому разговаривает Базаров с Павлом Петровичем по своем возвращении в Марьино: теперь он лучше понимает трагедию его жизни и не может втайне не уважать его, хотя между ними сохраняются сдержанно-враждебные отношения. Поводом к заключительному их столкновению оказывается поцелуй, вырванный Базаровым у Фенечки и подсмотренный Павлом Петровичем. Стыдясь признаться даже самому себе, Павел Петрович любил “это пустое существо”, найдя в нем разительное сходство с умершей княгиней Р. Поэтому поступок Базарова он воспринял как двойное оскорбление - чести брата и лично себя. Вызвав Базарова на дуэль, он тем самым признал его за равного себе. Базаров принял вызов и обошелся с Павлом Петровичем благородно, одновременно не уставая иронизировать над “рыцарским турниром”, в котором был вынужден принять участие. Сцена действительно становится все более и более комичной, особенно из-за участия в ней вместо секундантов глупого и перепуганного лакея Петра. Смехотворным оказывается и ее исход: Павел Петрович получает пустячную рану в ногу, но падает в обморок от “изнеженных нервов”. Очнувшись и увидя над собой круглые от ужаса глаза Петра, шепчущего: “Кончается!” - “раненый джентльмен” впервые за весь роман “с насильственной улыбкой” соглашается с Базаровым: “Вы правы... Экая глупая физиономия!” Неудача и комичность затеянного им дела окончательно убеждают его, что век дуэлей (т.е. век дворянства) прошел, а его хваленые “принсипы” заметно устаревают. Тут же он и отказывается от одного из них, сам уговаривая брата жениться на Фенечке, что раньше представлялось ему недопустимым мезальянсом (“Полно нам ломаться и думать о свете!” “Я начинаю думать, что Базаров был прав, обвиняя меня в аристократизме”). При этом сам Павел Петрович больше не видит для себя места в жизни и отправляется за границу “доживать”. Его отъезд из России равносилен для автора его социальной смерти, подтверждению своей окончательной чуждости и бесполезности для нее. Как насмешка над его славянофильством смотрится на его столе в Дрездене “серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Таким образом, Павел Петрович оказался убит на дуэли с Базаровым, и автор, отступая от своего принципа не давать героям прямых оценок, “приканчивает” его безжалостным символическим штрихом: “Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец”.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Общественно-политическая обстановка создания романа «Отцы и дети».

2. И. С. Тургенев о своем герое.

3. Базаров - «новый человек»: демократизм; суровая жизненная школа; «я работать хочу»: увлечение естественными науками; гуманизм героя; чувство собственного достоинства.

4. Нигилизм Базарова.

6. Любовь в жизни Базарова и ее влияние на взгляды героя.

7. Смерть и мировоззрение Базарова - главный смысл финала.

1. Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859- 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).

2. Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» А в заметке по поводу «Отцов и детей» Тургенев пишет: «Базаров - мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур».

3. Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой - суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы - лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: «Я работать хочу». И Тургенев постоянно. подчеркивает, что «лихорадка работы» характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х годов - увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха «режет лягушек», готовя себя к научной деятельности. Базаров не замыкается только в тех науках, которые имеют непосредственное отношение к медицине, а обнаруживает обширные познания и в ботанике, и в агротехнике, и в геологии. Понимая ограниченность своих возможностей вследствие плачевного состояния медицины в России, Базаров все-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь со своей занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает отцу. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется в его желании принести пользу народу, России.

Базаров - человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: «Вы поступили благородно...» У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, - это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви - всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.

Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

4. Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.

5. В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру - ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.

Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством... и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью...» Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный» а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев.

Базаров, главный герой романа, -- нигилист. Решительно и беспощадно отрицает он всё: общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство и любовь. Предметом его “поклонений” является практическая польза.

Базаров отличается от Кирсановых своей энергией, мужественностью, твёрдостью характера и самостоятельностью.

Следует заметить, что в романе не показано детство Базарова. А ведь известно, что характер человека закладывается в первые годы его жизни. Может быть, Тургенев вообще не представлял, как складываются подобные характеры? Базаров увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. “Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять -- он прогулок без цели терпеть не мог, -- а собирать травы”. Он признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. “Только своим трудом нужно добиваться цели”. Привыкший полагаться лишь на собственный ум и энергию, Базаров выработал спокойную уверенность в себе. Его совершенно не беспокоит, что думают о нём другие:

Отношения между мужчиной и женщиной он сводит к физиологии, искусство -- к “искусству делать деньги, или нет более геморроя”, то есть ему совершенно чужд весь мир прекрасного, который он называет “романтизмом, чепухой, гнилью, художеством”.

Его философия бытия берёт своё начало из подобного отношения к жизни и заключается в полном отрицании всех устоев общества, всех верований, идеалов и норм человеческой жизни. “Нигилист -- это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип”, -- говорит в романе Аркадий, очевидно, словами своего учителя (Базарова). Но отрицать всё -- тоже принцип.

В споре с Павлом Петровичем ещё более ярко выражены взгляды Базарова. Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы сохранить старый порядок в России. Базаров же стремится этот порядок уничтожить. Однако Базаров никак не показан в общественной деятельности, и мы не знаем, есть ли у него реальные планы проведения своих взглядов в жизнь.

Когда спор затрагивает вопрос об отношении к народу, Павел Петрович говорит, что русский народ “патриархален”, “свято чтит предания” и “не может жить без веры” и что поэтому нигилисты не выражают его потребностей и совершенно ему чужды. Базаров соглашается с утверждением о патриархальности, но для него это лишь свидетельство отсталости народа, его несостоятельности как общественной силы Базаров считает себя ближе к народу, чем Павел Кирсанов: “Мой дед землю пахал.

Базаров не признаёт духовного начала ни в природе ни в человеке. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой... Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой”.

После того как Базаров достаточно основательно изложил свои взгляды, начинается проверка их жизнью. Становится ясно, что нигилист Базаров одинок на общественном поприще, хотя сам утверждал: “Нас не так мало, как вы думаете”. Ещё в последнем разговоре с Павлом Петровичем Базаров отказывается от своего прежнего взгляда на народ и признаёт, что его понять сложно. И мы видим, что он всё-таки остаётся чужд народу. Оставшись без сторонников, порвав без сожаления с Аркадием, получив отказ любимой женщины и разуверившись в правоте своего мировоззрения, испытанного жизнью, Базаров перестаёт дорожить своей жизнью. Поэтому его смерть можно расценивать не только как случайность или самоубийство, но и как логическое следствие его духовного кризиса.