Площадь Навона (Piazza Navona). Площадь навона - цирк александра

В Риме есть немало достопримечательностей, которые стоит посмотреть. Одной из них считается пьяцца Навона (площадь), известная в первую очередь своими и дворцами, которые были построены в XVII веке. В своих отзывах туристы нередко называют ее лучшей площадью города. Чем она интересна для путешественников? Расскажем поподробнее в этой статье.

История площади Навона

Первые упоминания о застройке будущей площади относятся к IV веку до нашей эры, когда на ее месте проходили спортивные соревнования. Они назывались агонами, и именно от них пьяцца впоследствии получила свое нынешнее название. Известно, что Юлий Цезарь приказал построить здесь временный стадион, который в 80 году нашей эры был значительно перестроен и расширен императором Домицианом. Он вмещал в себя почти 15 000 зрителей. Здесь проводились соревнования по бегу, метанию диска, кулачные бои, а также крупные празднования римских вельмож. Стадион был украшен античными произведениями искусства, а у входа размещались многочисленные лавки торговцев.

После падения Рима стадион был разрушен. Арена постепенно превращалась в площадь, а трибуны начали застраиваться жилыми домами. В XII веке на месте античного борделя была возведена католическая церковь, посвященная мученице Агнесс. В 1477 году сюда был перенесен городской рынок, который располагался здесь до середины XIX века. Во все времена на пьяцца проводились карнавалы, турниры, конные состязания и праздники. Сейчас площадь Навона, фонтаны которой знамениты во всем мире, стала излюбленным местом для прогулок горожан и туристов. В конце декабря на Рождество здесь устраиваются ярмарки, где продаются игрушки и новогодние сувениры.

Как добраться до Навоны?

Найти Навону не составит большого труда, так как площадь располагается в центральной части Рима в окружении многочисленных достопримечательностей. В городе хорошо развит общественный транспорт, поэтому туристы могут доехать до пьяцца на автобусе. Один билет действует и на наземные маршруты, и на метро в течение 100 минут. От знаменитого замка Святого Ангела можно дойти до площади по набережной за 15 минут. Расстояние до Пантеона составляет всего 500 метров. Кроме того, на улицах города установлено множество указательных знаков на английском языке, с помощью которых туристы могут самостоятельно дойти до пьяцца пешком.

Как добраться от Термини до площади Навона? Этим вопросом задаются многие путешественники. Термини - это главный вокзал города. Здесь же пересекаются 2 крупнейшие ветки Сев на одноименной станции, вы должны проехать по красной ветке до остановки Spagna. Отсюда за несколько минут можно дойти до площади.

Навона (площадь): основные постройки

Современная Навона, которую так любят туристы, застраивалась в середине XVII века, когда в архитектуре было популярно барокко. Поэтому большая часть прилегающих к площади зданий выполнена именно в этом стиле. Пьяцца представляет собой вытянутый с юга на север прямоугольник, вдоль которого располагаются палаццо, церкви, магазины, кафе и музеи. Навона - площадь прогулочная. Для отдыха посетителей по всей территории установлены скамейки. Однако большую популярность площади принесли ее оригинальные фонтаны. В центральной части Навоны установлен величественный Фонтан четырех рек. Он дополнительно украшен гранитным обелиском. В начале площади можно увидеть фонтан Нептуна. Завершает композицию южный водоем Мавра.

Напротив Фонтана четырех рек располагается красивейшая церковь Сант-Аньезе-ин-Ангоне. Рядом с ней находятся многочисленные вельмож и церковников. Самый ранний из них был построен в начале XV века. Туристы также могут осмотреть руины древнего римского стадиона. На площади располагается чьи экспозиции повествуют о нюансах средневековой жизни города. В нем можно посмотреть на старинные картины и гравюры, фрески и мозаики, первые печатные книги, мебель, скульптуры. В музее выставлены реальные образцы средневековой керамики и одежды. Отдохнуть после прогулки по Навоне можно в уютных кафе, каждое из которых оборудовано открытой террасой, чтобы посетители могли насладиться прекрасными видами площади.

Фонтан четырех рек на площади Навона

Главной достопримечательностью площади считается Фонтан четырех рек. Его строительство завершилось в 1651 году, а разработкой проекта занимался Джованни Бернини - ведущий архитектор и скульптор своего времени. Иннокентий X, тогдашний папа римский, решил возвести возле своего фамильного палаццо египетский обелиск, созданный еще в Древнем Риме. Бернини через своего покровителя представил папе проект фонтана. Тот был так поражен красотой творения, что приказал архитектору немедленно приступать к строительству.

По задумке Бернини, обелиск должны окружать скульптуры речных богов - покровителей великих рек Ганга (Азия), Нила (Африка), Дуная (Европа) и Ла-Плата (Америка). Фигуры окружены скульптурами, символизирующими флору и фауну каждого материка. Здесь можно увидеть виноградную лозу, тропические цветы, пальму, а из животных - змей, льва и дельфина. Вода к фонтану поступает от ближайшего акведука "Аква Вирго". Ежедневно возле него устраивают представления местные акробаты, фокусники, мимы и музыканты. Все скульптуры фонтана изготовлены из белого мрамора. Зимой вокруг него выстраиваются торговые ряды.

Фонтан Мавра

На юге площади располагается фонтан Мавра. Найти сооружение несложно, ведь оно размещается напротив Музея Рима. Его основная часть была построена во второй половине XVI века архитектором Джакомо делла Порта по заказу папы Григория XIII. На водяную конструкцию были установлены четыре тритонов. Фигура Мавра, который сейчас считается центральным элементом композиции, была установлена на целое столетие позже, а ее разработкой занимался небезызвестный Бернини. По его проекту, изначально финальным элементом должен был стать еще один тритон, но его заменили Мавром, борющимся с дельфином. В 1874 году оригинальная статуя была перенесена в музей, а на ее месте была поставлена аналогичная копия. И не зря, ведь в 2011 году прохожий забрался в фонтан Мавра на площади Навона и изувечил скульптуру. Благо, ее быстро отреставрировали, вернув прежний вид.

Фонтан Нептуна

Навона - площадь, известная своими фонтанами. Самым северным из них является сооружение, посвященное римскому богу Нептуну. Доподлинно известно, что его строительство завершилось в 1574 году после реконструкции акведука "Аква Вирго". Но тогда он имел совершенно другой облик: фонтан не был украшен скульптурами и представлял собой просто круглую чашу. Сооружение выполняло практическую функцию, а не эстетическую, поставляя жителям города чистую воду. В XIX веке фонтан решили кардинально перестроить. В 1878 году итальянские скульпторы Грегорио Заппали и Антонио делла Битта возвели над чашей фигуры из мрамора.

По своим размерам фонтан значительно уступает своим соседям. В центре композиции возвышается Нептун с трезубцем в руках, который борется с осьминогом. Вокруг него по кругу располагаются небольшие скульптуры амура, Нереиды, херувима, лошади, дельфина и морских чудищ.

Палаццо на площади

Навона - площадь, отзывы о которой чаще всего встречаются положительные. Но знаменита она не только своими фонтанами, а и многочисленными палаццо, в которых некогда проживала римская знать. Сейчас в них располагаются государственные учреждения. Например, во дворце Браски, построенном в 1792 году, сейчас находится Музей Рима. Возле него установлена "говорящая" статуя Пасквина: жители города анонимно вывешивают свои мнения по поводу действующего правительства. Она была найдена в 1501 году, и ученые считают, что скульптура украшала город еще во времена Древнего Рима.

Туристы могут осмотреть палаццо Памфили, возведенное в 1650 году, в котором сейчас размещается бразильское посольство. Обратите внимание и на палаццо де Купис, построенное в 1450 году.

Церковь Сант-Аньезе-ин-Ангоне

Еще одной постройкой, привлекающей внимание туристов, стала церковь на посвященная католической мученице Агнесс. По легенде, она погибла в борделе, который располагался на пьяцца во времена Рима. Церковь была построена в 1652 году на месте средневековой часовни. Изначально проектом занимался архитектор Джироламо Райнальди, но после его заменил знаменитый Франческо Борромини. Сейчас в церкви проходят католические службы, которые могут посетить верующие туристы. Посмотреть на ее внутреннее убранство можно каждый день, кроме понедельника. Церковь работает с 9:00 и до полудня, а затем с 15:00 и до 19:00.

Площадь Навона (piazza Navona) - это самая красивая барочная площадь в Риме и одновременно - целая коллекция достопримечательностей: на ее обширной территории расположены две средневековые церкви, пара любопытных музеев, три всемирно известных фонтана, несколько дворцов и даже"говорящая" римская статуя.

История площади Навона

В первом веке на том месте, где сейчас находится площадь, стоял огромный стадион Домициана, где проходили спортивные соревнования. На греческом состязания назывались «агон», что впоследствии трансформировалось в слово «навон», которым и стали называть площадь. Состязания проводились вплоть до IV века. Когда же наступила христианская эпоха в истории Римской империи, стадион постепенно перестал использоваться по прямому назначению. В XII веке стадиона уже не существовало: некоторые его части перестроили в жилые дома, одно из зданий стало церковью святой Агнессы, а поле для игр стало площадью, сохранив прямоугольную форму стадиона и его размеры. К XV веку место бывшей спортивной арены окончательно превратилось в площадь с торговыми рядами, где проводили ярмарки и устраивали народные гуляния на праздники.

Свой нынешний облик Навона начала обретать во времена Позднего Возрождения, когда господствовал стиль барокко. В этом стиле оформлены постройки, которые сегодня украшают архитектурный облик площади: дворец Памфили, отреставрированный фасад церкви святой Агнессы, фонтан Четырех Рек и т.д.

Достопримечательности на piazza Navona


На площади расположено множество достопримечательностей: конечно, удобнее и интереснее посетить их вместе с гидом в рамках

Самые известные достопримечательности площади Навона - это ее фонтаны, дворцы и христианские храмы.

Фонтаны площади Навона:

Фонтан Нептуна


В XVI веке, когда его построили, выглядел он проще. Все фигуры и бассейн вокруг них появились позже, в XIX столетии. С этого момента фонтан стал одним из символов итальянской столицы.

Фонтан Мавра

Мавра также не сразу установили у фонтана. В XVI веке его фигуры не было. Создал статую известный архитектор Бернини, почти через сто лет после строительства фонтана. Сейчас это один из самых известных фонтанов Рима.

Фонтан Четырех Рек

Знаменитое творение Бернини, с очень необычной композицией: в центре установлен египетский обелиск, а с четырех сторон его окружают скульптуры, изображающие четыре реки в четырех частях света - Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плата.

Церкви площади Навона:

Базилика святой Агнессы

Это изящное белоснежное здание сразу же бросается в глаза, попавшему на площадь туристу. Названо оно именем христианки, решившей посвятить себя Богу и отказавшейся выйти замуж за римского чиновника. По легенде, за отказ Агнессу пытались унизить, прилюдно обнажив ее на арене стадиона Домициана, но волосы на ее голове вмиг отрасли до такой длины, что покрыли собой ее наготу, поэтому любопытствующая толпа так и не увидела ее опозоренной. Вскоре после этого ее казнили за верность христианским принципам. На месте ее предполагаемой смерти в XII веке построили церковь. Впоследствии ее перестроили, и такой как сейчас она стала в конце XVII века. Внутри ее украшают многочисленные статуи из белого мрамора.

Церковь девы Марии

На фоне остальных достопримечательностей Навоны эта церковь выглядит менее впечатляюще - с обеих сторон она стиснута соседними зданиями, а на ее фасаде мало декоративных элементов, поэтому выглядит он плоско и бесхитростно. Зато ее залы украшают фрески Рафаэля.

Дворцы площади Навона:

Дворцов на площади несколько, правда, в большинстве своем, выглядят они как скромные особняки, например, Серафини Скаретти или Джованолла. Проходя мимо них, неосведомленный турист даже не догадается, что это дворцы.

Самые красивые из дворцов Навоны:

Дворец Памфили. Солидное здание, которое уже почти 100 лет занимает посольство Бразилии, было построено в XVII веке в качестве резиденции для римского Папы.


Дворец Браски. Построен в конце XVIII-начале XIX века. Внутри расположен Музей Рима с богатой экспозицией, а рядом - непримечательный, на первый взгляд, памятник Пасквино, который, обогатил русский язык словом «пасквиль».

Дело в том, что на постаменте памятника средневековые римляне вешали листки с анонимными сатирическими сочинениями, высмеивающими власти города.

Чем еще заняться на площади Навона?

Навона - это место с неформальной атмосферой: в осмотре достопримечательностей в любой момент можно сделать паузу, присесть прямо на бордюр и съесть мороженое. Основательно перекусить или выпить чашку кофе можно в одном из открытых кафе. Трапеза будет сопровождаться музыкальными композициями уличных музыкантов, которые выступают на площади. Навону также облюбовали художники, готовые за несколько минут нарисовать портрет на заказ. А еще, площадь - это удачное место для шоппинга: в магазинчиках здесь можно купить сувениры от итальянских ремесленников, а на Рождество закупить подарки на грандиозной ярмарке.

Площадь Навона (по итальянски произносится «Пьяцца Навона») — одна из самых красивых, больших по площади и насыщенных достопримечательностями площадей Рима. Расположена в самом сердце города, рядом с Пантеоном и недалеко от Замка Святого Ангела.

Площадь имеет форму вытянутого с юга на север прямоугольника, на ней находятся дворцы, церкви, фонтаны, а также интереснейшие археологические объекты. Площадь Навона является любимым туристическим местом Рима, ее посещение можно отнести к разряду «must visit».

В античные времена на этом месте располагался стадион, в средние века площадь была известна как место ярмарок, карнавалов, шумных гуляний и спортивных мероприятий. С начала XV века до середины XIХ века на площади находился городской рынок. Тот облик в стиле барокко, который имеет Навона сегодня, площадь получила в XVII веке.

Фонтаны на площади Навона

Сегодня на площади находятся три фонтана:

Фонтан Мавра находится на юге площади. Построенный скульптором Джакомо делла Порта в 1576 году, первоначально был украшен четырьмя каменными тритонами. При масштабной реконструкции площади, в конце XVII века скульптором Джан Лоренцо Бернини была установлена фигура Мавра, остальные же фигуры относятся к XIX веку.

Фонтан Нептуна расположен в северной части площади. Был установлен в виде каменной ванной без скульптур на площади Навона в 1574 году Джакомо делла Порта. Мощная фигура морского бога Нептуна, разящего трезубцем осьминога, относится к XIX веку, автор скульптуры — итальянский зодчий Антонио делла Битта.

Центральный фонтан площади — Фонтан четырех рек работы Бернини, его строительство продолжалось с 1647 по 1651 года, представляет собой египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам, Лаццаро Морелли. Обелиск посередине фонтана высотой 16,5 метров был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу императора Домициана в I веке н. э. и привезен в Рим для украшения арены цирка Максенция на Аппиевой дороге. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, когда папа Иннокентий X приказал перенести его на площадь Навона. Вершину обелиска украшает металлический голубь с веткой оливы — гербовой знак семьи Памфили.

История и архитектура

Стадион, на месте которого сегодня находится площадь Навона, был построен Юлием Цезарем, а затем перестроен императором Домицианом в I в. до н. э. Сооружение производило впечатление своими размерами — 275 на 106 метров, а также вместимостью — почти 15 тысяч человек одновременно могли следить за соревнованиями с его трибун. Внутри стадион был богато украшен произведениями искусства. С внешней стороны — оформлен арками из травертина, в них располагались лавки ремесленников, торговцев, а также различные увеселительные заведения.

Агоны (по-гречески «состязания») по бегу, метанию диска, кулачные бои проводились на стадионе до IV века. От греческого слова «агона» и произошло название площади, позднее ставшее звучать в итальянском как «Navona». Многие из зданий, окружающие сегодня площадь, построены на фундаменте и из камней античного стадиона. Если посмотреть на площадь Навона с высоты птичьего полета, то можно отчетливо увидеть, что ее контуры повторяют очертания стадиона, закругленного с одной стороны. После распада Римской империи стадион пришел в упадок, соревнования на нем не проводились, сам по себе он постепенно ветшал и разрушался. Постепенно части стадиона становились деталями нового ансамбля — ансамбля площади.

В Средние века пьяцца Навона являлась излюбленным местом горожан, где проводились ярмарки, праздники, религиозные шествия, народные гуляния, турниры. В августе 1477 года сюда был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года. В этот период на площади появляются первые дворцы — Палаццо Торрес Ланчелотти (1552 год), Палаццо де Купис (1450 — 1520 гг.), палаццо Орсини (1516 год, не сохранился до наших дней), первые фонтаны — Мавра и Нептуна, построенные по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Изначально они представляли собой каменные ванные и сегодняшний вид обрели только в XIX веке.

История современного облика площади начинается в 1644 году, когда знатный римлянин Джованни Батиста Памфили, ставший папой Иннокентием Х, решил превратить три дома на площади Навона, принадлежавшие его семье еще с 1470 года, в единый дворец — палаццо Памфили . В это время начинается глобальная перестройка площади в стиле барокко, К этому периоду относится строительство величественного фонтана на площади — фонтана Четырех рек с установкой Обелиска (1647—1651 гг.), переустройство архитектором Джан Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.) фонтана Мавра, реконструкция церкви Святой Агнессы (1652 год) известным зодчим Франческо Борромини (1599-1667).

В конце XVIII века на месте разрушенного палаццо Орсини на площади возвели Палаццо Браски, его строительство продлилось с 1792 по 1811 гг.

Площадь Навона сегодня

В наши дни площадь Навона — одна из самых известных городских площадей, является центром жизни города. Уличные художники и музыканты, туристы и местные жители, уютные кафе и рестораны — посещение площади Навона погружает в неповторимую атмосферу «бурлящей» жизни современного Рима. Архитектурный ансамбль площади — настоящее произведение искусства — привлекает своей торжественностью и великолепием. Действительно, концентрация достопримечательностей на площади Навона просто поражает воображение туристов.

Церкви

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне , церковь Святой Агнессы, расположенная на западе, является архитектурной доминантой площади Навона. Строительство этого величественное сооружения было начато в 1652 году по приказу папы Иннокентия X архитектором Джироламо Райнальди и его сыном Карло, но через год работы возглавил архитектор Франческо Борромини.

Церковь строилась на месте самой первой церкви Святой Агнессы и на развалинах стадиона. От первоначальных построек практически ничего не осталось. Освящение новой церкви состоялось в 1672 году.

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре находится на северной стороне площади, напротив палаццо Памфили. Базилика является дним из самых древних зданий на площади, дошедших до наших дней. Построенная в XII веке на руинах стадиона, сегодня она впечатляет своим внешним видом — торжественным, аскетичным и подлинно древним.

Дворцы

Палаццо Памфили — величественный дворец в южной части площади, построенный в 1650 году по заказу папы Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили). Архитектором палаццо стал Джироламо Райнальди, внутренняя отделка выполнялась под руководством Франческо Борромини. Палаццо Памфили состоит из 23 залов и просторной галереи, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками художником Пьетро да Кортона. В 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы, в которой был погребен папа Иннокентий X. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство.

Палаццо Браски — дворец, построенный архитектором Козимо Морелли для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI (Джованни Анджело Браски). Дворец был выстроен в 1792 году на месте палаццо Орсини. Окончательно достроен дворец был в 1811 году. Однако семья Браски потеряла своё владение и здание было куплено итальянским правительством в 1871 году. После Второй мировой войны до 1949 во дворце проживали эвакуированные семьи. С 1952 года во дворце находится музей Рима. В нем расположена экспозиция, посвященная средневековой и современной истории и жизни Вечного города: фотографии, рисунки, скульптуры, мебель, фрески и мозаики, книги, керамика, предметы быта, одежда и гобелены.

На углу дворца находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э.) — одна из знаменитых римский говорящих статуй. Она была найдена при строительных работах в 1501 году. На её подножие в XVI веке наклеивались листовки, в которых простые римляне выражали свое отношение к официальной власти. Сочетание названия статуи и критической направленности текстов породило в языке новое слово — «пасквиль».

Также на площади находятся Палаццо Торрес Ланчелотти , построенный в 1552 году Пирро Лигорио для Людовико де Торрес из Малаги, архиепископа Салерно и Палаццо де Купис (1450—1520 гг.)

Руины стадиона

Частично руины древней арены видны на площади, в ее северной части. Но далеко не каждый турист догадывается, что остатки древней арены находятся прямо под его ногами. Развалины древнего стадиона Домициана — обширный археологический комплекс, расположенный на пятиметровой глубине прямо под площадью Навона. Его руины сохранились в разных местах на уровне подвалов современных строений площади. Вход в музей стадиона осуществляется с улицы Via di Tor Sanguigna, 3 . Эта достопримечательность относится к разряду самых необычных в Риме, посетить ее стоит непременно.

Эта знаменитая достопримечательность Рима является излюбленным местом для свадебных фотосессии. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Как добраться

Площадь Навона находится в сердце Рима, в самом его центре, поэтому наилучшим выбором будет включить ее посещение в пешеходную экскурсию по городу, совместив с достопримечательностями, находящимися рядом, например, Пантеоном или Замком Святого Ангела.

Стоит заметить, что площадь находится довольно далеко от станций метро , поэтому добираться сюда лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта — Senato или Rinascimento, где останавливаются автобусные маршруты № № 30,70, 81, 87, 130 °F, 492, 628, а также ночные маршруты N6 и N7.

Координаты Площади Навона для навигатора: 41°53’55.5"N 12°28’23.2"E

От станции метро линии А, Barberini возможно доехать автобусе № 492.

От станции метро линии А, Termini — на автобусе № 70.

От станции метро линии В, Colosseo — на автобусе № 87.

Также можно воспользоваться службами такси — Uber, Kiwitaxi.

Площадь Навона на панораме Google maps

Площадь Навона на видео

Пьяцца Навона (итал. Piazza Navona) – одна из самых известных и популярных среди туристов площадей Рима, известная благодаря трем фонтанам, обелиску и другим достопримечательностям, которые находятся непосредственно на ней.

Площадь Навона известна со времен античного Рима. Тут находился стадион, затем – городской рынок, а за последние две сотни лет это место в центральной части итальянской столицы застроили в стиле барокко, окончательно оформив актуальный на сегодняшний день вид.

История

Как и ко многому в Риме, к пьяцца Навона свою руку приложил Цезарь, хотя в его времена это место еще не являлось полноценной городской площадью. К 46 году до нашей эры закончилось строительство форума Цезаря, который стал расширением городского форума. В честь этого самый известный римлянин на свободном месте в черте города построил временный стадион, где проводились соревнования.

Стадиона Домициана вписанный в современную пьяцца Навона

Стадион пришелся очень к месту в римской столице, простоял вплоть до 86 года нашей эры, после чего был перестроен и расширен. В отличие от уже построенного к тому времени Колизея, тут проводились не гладиаторские бои, а знакомые даже нам спортивные состязания в различных атлетических дисциплинах. Арки на внешних сторонах стадиона Домициана (именно этот император занимался перестройкой) были отданы под лавки и даже бордели, так что уже тогда это место являлось торговым.

Размер античного стадиона примерно соответствовал нынешним размерам площади Навона. Называется размер 275 на 106 метров, что вполне сопоставимо с современными футбольными стадионами. Но трибуны для зрителей были не такими масштабными, вмещали «всего» 15 тысяч зрителей. Сейчас при взгляде на Навону сверху прекрасно угадываются контуры стадиона с одной закругленной стороной.

К V веку место пришло в упадок, а в Средневековье стадион был разрушен, так как сам по себе он обветшал, а спортивные состязания тогда уже давно не проводились. Произошло это не позднее XII века и фактически уже тогда место обрело вид площади.

Многие из зданий, окружающие сегодня площадь Навона в Риме, построены на фундаменте стадиона. Отдельного внимания в аспекте истории заслуживает церковь Сант-Агнесе-ин-Агоне, выходящая на центр пьяццы на западной стороне. Она посвящена святой Агнессе, христианской мученице. Девушка росла в христианской семье в IV веке нашей эры, в те времена еще сохранялись гонения на христиан. Она приняла обет безбрачия, но, по легенде, ее хотели женить на сыне префекта. После отказа девушку обрили и голой отвели в бордель, находящийся в стадионе. Дальше, согласно легендарной версии, ни один мужчина не смог ей овладеть, а волосы чудесным образом отросли. В конце концов Агнессу казнили. А в XII веке на месте того самого борделя построили церковь, которую уже в XVII веке перестроили и в этом виде мы видим ее сегодня.


Навона в XVII веке на картине неизвестного художника

Площадь все это время была рыночной, иногда здесь проводились городские праздники. Так было до XVII века, когда началась глобальная перестройка площади Навона. Именно в этот период был построен самый большой из трех фонтанов – Четырех рек, два других, более ранних, перестроены, также появилась и другая достопримечательность – палаццо Памфили.

Название площади произошло от греческого «агон», в переводе – состязание. В итальянском языке слово трансформировалось из agone в n’agone, ну и затем в нынешнее navone.

Городской продуктовый рынок просуществовал до 1869 года, но площадь за это время практически не менялась. После переноса рынка, она окончательно стала местом для отдыха горожан и туристов. Сегодня лишь на рождество на пьяцца Навона разрешено вести торговлю сувенирами.

Пьяцца Навона как туристический объект

Навона – одна из самых известных городских площадей, популярная среди туристов. Место можно сравнить с московским Арбатом, здесь тоже на большом пешеходном пространстве находятся уличные торговцы сувенирами, художники, работают кафе, есть места для отдыха.

Также туристов привлекает не только площадь, но и отдельные достопримечательности на ней: три фонтана, обелиск, дворцы, церкви. Навона входит в любой туристический маршрут или экскурсию по Риму, чему способствует и удобное расположение в центре города неподалеку от других достопримечательностей.

Видео

Достопримечательности на площади

Говоря о площади Навона в Риме нельзя не рассказать отдельно о всех интересных объектах, которые тут находятся. Все они имеют свою историю, культурную и художественную ценность.

Фонтаны

Три разных фонтана: Рек, Мавра и Нептуна, являются самыми известными навонскими достопримечательностями. Два из них небольшие, а Фонтан четырех рек является центральным. Хотя все они выполнены в едином архитектурном стиле одним автором.

Фонтаны Нептуна и Мавра

Расположены симметрично на севере и юге площади, оба построены в 1576 году Джакомо делла Порта. Но тогда на современные версии они были похожи лишь расположением и формой.

Первым доработке подвергся фонтан Мавра. Архитектор Джованни Бернини в середине XVII века построил центральный Фонтан четырех рек, а после него получил заказ на доработку южного фонтана. На тот момент он украшен лишь скульптурами тритонов, в центре было пусто. Но Олимпия Майдалькини, фаворитка папы Иннокентия X, имевшая огромную власть в государстве, заказала новую статую. В итоге по проекту Бернини статую мавра, борющегося с дельфином, выполнил Джованни Мари, а фонтан был доработан и стал выглядеть так же, как и сейчас, но утратил оригинальную форму, хотя и стал больше.


Фонтаны Нептуна (слева) и Мавра (справа)
Интересно, что сейчас фонтан Мавра украшают не оригинальные скульптуры, а их копии. Оригиналы в конце XIX века перенесли с Навоны на виллу Боргезе для лучшего сохранения и более надежной защиты от вандалов.

Фонтан Нептуна на пьяцца Навона додели гораздо позже. Бернини тоже приложил к нему руку, изменив форму бассейнов и расширив их площадь, но все скульптуры установили в 1878 году. Автором стал Антонио Битта, скульптор постарался сохранить стиль фонтана Мавра и, по мнению большинства, ему это удалось.

Фонтан четырех рек

Но главным объектом самой площади Навона является Фонтан четырех рек, который находится точно в ее центре, напротив дворца Памфили. Построен он был с нуля (закончен в 1651 году) Джованни Бернини по заказу Джамбаттисто Памфили, более известного как папа Иннокентий X.

Еще до строительства фонтана папа задумал установить напротив своего дворца обелиск, а для архитекторов был объявлен конкурс на лучшую композицию. Изначально Бернини не участвовал в нем, так как в результате интриг между римскими архитекторами его репутация была серьезно подорвана. Но в итоге родственник представил папе Иннокентию X проект фонтана, который так сильно ему понравился, что Бернини был выбран как исполнитель заказа.


Фонтан посвящен рекам четырех частей мира. Азию представляет Ганг – изображен как мужчина с веслом, символизирующим активное судоходство. Африка представлена Нилом, статуя изображена с закрытыми глазами, якобы потому что в XVII исток не был известен. Не так давно открытой Америке посвящена статуя в честь Ла-Платы на горе монет – символ богатства. А Европа представлена Дунаем, оформленным с использованием геральдики папства. В центре Фонтана четырех рек установлен псевдоегипетский обелиск, перевезенный из другого места.

Интересно, что именно папа римский был заказчиком фонтана, украшенного скульптурами речных богов – по сути, языческими элементами, не сочетающимися с христианством.
С расположением фигур и закрытыми глазами Нила связана своя история. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне оформлялась противником Бернини — Франческо Борромини. Якобы поэтому три фигуры отвернуты от нее в стороны, а находящаяся напротив изображена с закрытыми глазами. Но против этой версии говорит то, что фонтан был закончен в 1651 году, а Борромини начал работы над фасадом (само здания строил другой человек) годом позже.

Интересно, что Фонтан четырех рек и два других фонтана Навоны снабжаются работающим и сегодня античным акведуком Аква Вирго. Он же снабжал и самый известный фонтан Рима – Треви (до 2007 года), а также фонтан Баркачча на площади Испании.

Обелиск

Знаменитый обелиск, сегодня украшающий центр площади Навона и венчающий Фонтан четырех рек, на самом деле не египетский. Он называется обелиск Agonale, высота – 16,53 метра, является имитацией. Но все же имитация древняя, созданная во времена Домициана, который являлся большим любителем обелисков – некоторые из римских были привезены именно в его эпоху, а кроме обелиска Навоны существует еще несколько других имитаций, созданных в Египте по его заказу.


Ранее он был установлен в цирке на Аппиевой дороге, где долгое время лежал среди развалин. Когда его нашли – постамента не хватало, а сам обелиск был расколот на несколько частей. Папа Иннокентий X считал его оригинальным, привезенным во времена Каракаллы и решил установить на пьяцца Навона напротив своего дворца, украсив вершину геральдическим знаком в виде голубя с веткой оливы.

Позже было установлено, что обелиск не является оригинальным египетским. В I веке нашей эры он был вырезан из гранита на территории Египта, привезен в Рим, где на него нанесли псевдоегипетские надписи.

Палаццо Памфили

Одно из двух главных зданий окружающей площадь архитектуры – дворец рода Памфили. На сегодня оно интересно в основном своей историей и красивым внешним видом.

Построен этот палаццо по заказу все того же папы Иннокентия X. Несколько зданий, ранее находившихся на месте особняка, принадлежали роду еще с конца XV века. Сам Иннокентий начал вместо них строить дворец сразу по восхождению на папский престол – в 1644 году. Работы закончили в 1650, но сам папа тут не жил, он подарил готовое здание своей любовнице Олимпии Майдалькини. Внутри палаццо Памфили находятся 23 шикарно оформленных зала, есть внутренние дворы, а позднее к нему присоединили церковь святой Агнессы.


Но сегодня посетителей во дворец не пускают. Уже почти сотню лет здание занимает посольство Бразилии, а с 1964 года посольство стало не просто арендатором, а полноценным владельцем дворца. Так что туристам остается лишь любоваться наружным фасадом.

Сант-Аньезе-ин-Агоне (церковь святой Агнессы)

Историю мученичества Агнессы, которой посвящена церковь, можно прочитать в разделе история пьяццы Навона. Девушка была казнена тут же на площади, затем над этим место была построена небольшая церковь. Нынешние здание было заказано все тем же папой Иннокентием X, который решил расширить старую церковь и сделать ее примыкающей к собственному дворцу, чтобы можно было участвовать в службах не покидая дома.

Работы начали в 1652 году по проекту Джироламо Райнальди и его сына. Но изначальная версия храма, сильно поднятого над уровнем земли, с вогнутым фасадом, встретила серьезную критику. Райнальди уже спустя год был заменен на другого архитектора, Борромини, который серьезно переделал проект. Но и его не воплотили в жизнь – папа умер в 1655 году, его племянник, Камилло Памфили, ставший наследником, спустя два года уволил Борромини и вернул Райнальди, который снова изменил проект. Но и в этот раз церковь не закончили — Камилло так же скончался и дальше церковью занялась Олимпия, бывшая любовница Иннокентия, которая наняла на работу своего любимца Барнини, который строил Фонтан четырех рек. Но он тоже был уволен в 1668 году сыном Олимпии и Райнальди опять был восстановлен в качестве архитектора и на этот раз уже закончил церковь.


Сегодня Сант-Аньезе-ин-Агоне на пьяцца Навона является действующей католической церковью. Она известная своим красивым фасадом, доминирующем на площади, оригинальными интерьерами. Внутри хранится прах Иннокентия X и череп Агнессы.

Ностра Синьйора дель Сакро Куоре

Вторая церковь, которая находится на площади Навона. Эта совсем небольшая церковь появилась в XII веке, но выглядела, конечно, иначе. В 1450 году ее глобально перестроили, а в самом начале XVI века передали испанцам – долгое время Сакро Куоре была национальной испанской церковью в Риме.


В XIX веке прошла еще одна реконструкция, во время которой фасад был перенесен на противоположную сторону здания и стал выходить непосредственно на площадь. Последние изменения были внесены в 1931 году – значительная часть церкви была снесена, так как прокладывали новую улицу.

Палаццо Браски, музей Рима

Одно из исторических зданий на пьяцца Навона (вход находится не на площади, а на улице Панталео) начало строиться в самом конце XVIII века племянником герцога в качестве личного дворца. Но работы были прерваны в 1798 году из-за оккупации страны войсками Наполеона, при этом были конфискованы предметы роскоши (но с выплатой компенсации), а герцог Луиджи Браски стал мэром Рима и в это время уже жил в своем дворце.


Но со смертью Луиджи семья обеднела и в 1871 палаццо Браски продали государству, которое расположило в нем министерство внутренних дел. Далее дворец занимал штаб Муссолини, а сразу после войны из него сделали приют для 300 семей беженцев. К сожалению, беженцы сильно повредили внутренние интерьеры. А в 1952 году дворец Браски переделали в музей: были восстановлены внутренние интерьеры, холл украшен статуями, а экспозицию посвятили истории Рима. Сейчас здесь хранятся рисунки, фотографии и художественные картины, рассказывающие историю города.

Развалины стадиона

Любителей античности может заинтересовать небольшая достопримечательность Навоны – маленький участок стадиона, на месте которого построена площадь. Остатки постройки нашли в XIX веке, это всего лишь несколько арок северного входа и несущие стены, которые можно увидеть в нишах одного из домой на северной части площади. Для этого нужно подходить не со стороны самой Навоны, а обойти ряд зданий на улицу, идущую за площадью. Руины находятся в небольшой арке и просто отгорожены забором.


Остатки стадиона Домицина, выставленные в музее

Говорящая статуя Пасквино, «пасквили»

Строго говоря, эта достопримечательность находится не площади Навона, а на своей собственной пьяцца ди Пасквино. Чтобы найти статую, нужно дойти до южного конца Навоны и повернуть направо в узкий переулок. Через десяток метров, сразу, как переулок закончится, нужно повернуть голову налево – статуя будет там.

Пасквинская статуя входит в список так называемых «говорящих статуй», которых всего шесть. Со времен Средневековья именно на эти статуи горожане клеили анонимные стихи, которые потом мог читать любой желающий. Как не сложно догадаться, обычно речь в них шла про действующие власти города или страны. И именно благодаря этой статуе появился термин «пасквиль».


Сегодня статуя Пасквино – сильно разрушенный мужской торс, найденный в XIV веке, при строительстве. Историки саму скульптуру датируют III веком до нашей эры, страной происхождения называют Грецию, но так же это может быть и римская копия. Кто изображен – неизвестно, но, по наиболее распространенной версии, это царь Менелай.

Раньше Пасквинская статуя находилась в другом месте, а название получила благодаря некоему мастеру поэзии. Эта версия полулегендарная, есть множество различных вариантов, кем мог быть маэстро Пасквино: учителем латыни, сапожником, цирюльником, трактирщиком и т.д. История не сохранила точных данных. А в 1501 году статую перенесли на нынешнее место, в 1505 на праздники ее начали украшать и примерно в то же время возле нее стали выступать ораторы и поэты, а на пьедестал клеили анонимки. Традиция сохраняется и сегодня, только на сам пьедестал клеить ничего нельзя, городские власти установили рядом со статуей специальную доску. Но это запрет практически не соблюдают.

Где находится

Пьяцца Навона расположена в центре Рима, неподалеку от других известных достопримечательностей. Так Римский пантеон находится буквально на соседней улице, всего в 300 метрах. До Форума и Колизея – всего 1,5 километра. А Замок Святого ангела расположен на противоположном берегу Тибра, по прямой от Навоны до него 600 метров.

Пьяцца Навона (Рим) - подробное описание с фото, как добраться и расположение на карте. Фонтаны площади Навона - фото и информация.

Площадь Навона (Piazza Navona)

Площадь Навона - знаменитая римская площадь в форме вытянутого прямоугольника. Это самая красивая барочная площадь Рима, которую часто в народе называют "площадью трех фонтанов". Также это чрезвычайно популярное место города, пестрящее от обилия туристов и передающее истинный дух Рима - шумная, немного неряшливая, но величественная и живописная!

Название площади Навона произошло от древнегреческого слова "агоны", что означает состязание. И связано это с первоначальной функцией данного места как стадиона. В Средневековье "in agone" трансформировалось в "navona".

История

История Навоны началась во времена Гая Юлия Цезаря. Конечно, тогда никакой площади тут не было. Цезарь построил временный стадион, который служил для соревнований атлетов. Это было примерно в 46 году до н.э. В 85 году н.э. при императоре Домициане стадион был расширен. Он вмещал 15 тыс. зрителей и был богато украшен скульптурами и другими произведениями искусства. Сейчас от него остались только развалины.

С падением Римской Империи многие великие сооружения Античности пришли в упадок. Стадион Домициана постигла такая же судьба.

В Средние века части трибун превратились в дома, а арена - в площадь. Интересно, что новая площадь сохранила форму арены, благодаря тому, что при её застройке новыми зданиями использовался существующий фундамент.

Панорама Навоны

В 15 веке площадь Навона стала городским рынком. Рынок просуществовал более 3 веков (до 1861 года). Сейчас пьяцца Навона становится рыночной только на рождественские праздники.

В 16-17 веке пьяцца Навона вступает в эпоху барокко. Здесь были построены красивые фонтаны, церковь и дворец. К созданию шедевров барокко приложили свое "руки" Франческо Борромини, Джакомо делла Порта и великий Бернини. Пьяцца Навона при этом приобрела практически современные черты. Последняя перестройка площади и фонтанов была в 19 веке.

Фонтаны Навоны

Навона больше всего известна своими фонтанами. Главный из них - фонтан "Четырех рек", творение Бернини.

Фонтан "Четырех рек" на пьяцца Навона

Фонтан Четырех рек - это один из самых знаменитых и красивых фонтанов Рима, построенный в первой половине 17 века по проекту Бернини. Интересно, что он, как и Треви , берет воду из древнего акведука - Аква Вирго.

Скульптурная композиция фонтана символизирует четыре великие реки: Дунай, Нил, Ганг и Ла-Плату. Скульптуры изготовлены из белого мрамора.

Доминантой скульптурной группы является египетский обелиск (который на самом деле был сделан при императоре Домициане и украшал цирк на Аппиевой дороге). Высота обелиска более 16 метров.

Интересна легенда, что великий Бернини заложил в скульптурную группу насмешку и презрение над творением главного своего конкурента - Борромини, по проекту которого была построена базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне. Три реки отвернулись от нее, а скульптура Нила как будто боится, что она упадет. Правда в том, что Бернини построил фонтан раньше, чем Борромини церковь.

Фонтан Мавра расположился в южной части площади. Сначала фонтан был без скульптур. Скульптуру Мавра изготовил Бернини в 17 веке, а в 19 сделали все остальные.

Фонтан Нептуна занимает северную часть площади. Также до 19 века он не обладал скульптурной композицией.

Другие достопримечательности Навоны

Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне - красивая барочная церковь 17 века с двумя колокольнями работы Борромини. Хотя изначально архитекторами были Райнальди. Церковь обладает пышным и богатым внутренним убранством. Посвящена святой Агнессе - раннехристианской мученице.

Базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне на пьяцца Навона

Палаццо Памфили - дворец середины 17 века, который построили по заказу папы Иннокентия X. В строительстве палаццо приняли участие Борромини, Райнальди.

Палаццо Браски - дворец конца 18 века, построенный Морелли.

Как добраться

Автобус - 46, 62, 64, 916, 916F, N5, N15, N20, Navona/ corso Vittorio Emanuele. Метро: линия B, Barberini или Spagna.