Смотреть что такое "Парадигма" в других словарях. Суть понятия «парадигма

Проведенный мною анализ показал, что термин парадигма имеет далекие корни во многих языках и всегда обозначает некоторую матрицу, шаблон, идеал чего-либо. Термин "парадигма" в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании принадлежит Т. Куну.

Как и любой сложный научный термин, экстенсионал понятия "парадигма" содержит множество денотатов, которые, однако, находятся в одном семантическом поле и не слишком рознятся между собой.

Представим несколько существующих определений термина.

"Парадигма (греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера ".

"ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества ".

"Парадигма - это совокупность определенных представлений и определений, каких-либо терминов, а также ценностных установок, которые принимаются и разделяются научным сообществом. А, значит, консолидируют его членов, что обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Может также обозначать совокупность, систему фундаментальных научных установок ".

В теории научных парадигм различают:

Парадигмы в широком смысле - набор взглядов, мер ценностей и используемых техник исследования,

Парадигмы в узком смысле - образцы решения конкретных задач, служащие в дальнейшем образцами для трактовки других проблем.

Таким образом, понятие парадигмы мы можем обозначить как многоуровневое, имеющее проявленную и непроявленную стороны. Это может быть отображено в Схеме 1.

Схема 1. Многоуровневость понятия парадигма

Таким образом, парадигма, с одной стороны, является базовым концептом для понимания происходящего в научной сфере, но, с другой стороны, всегда ускользает из внимания в силу своей фундаментальности. Когда мы мыслим о парадигме, в которой находимся, мы мыслим о ней в ключе ее собственных установок, а, значит, не можем схватить ее до конца и полностью. Для этого нам нужно выйти за ее пределы. Выход такого рода может быть обеспечен научной революцией.

Парадигма – общепризнанные научные достижения, на основе которых разворачиваются философские, религиозные или научные теории. Для ученых это мир истин, которые не подлежат никаким сомнениям. Иными словами, парадигма представляет собой определенные границы, в которых находится все известное, доказанное и принятое всеми.

Откуда появляется?

Все парадигмы создаются людьми. Парадигма сформирована тогда, когда большинство людей, разбирающихся на одном уровне в одной теме, пришли к общему соглашению, т.е они начинают считать данную теорию наилучшей в объяснении предмета изучения (любая область из нижеперечисленных).

С конца шестидесятых годов двадцатого века данное слово используют, чтобы обозначить первоначальные мировоззренческие схемы, модели определения проблем и их решения, способов исследования, преобладающих в течение каких-то исторических периодов времени среди ученых.

Что определяет парадигма:

  • Предметы и явления, которые стоит исследовать.
  • Необходимые для изучения вопросы в какой-то области.
  • Как необходимо провести структуру этих вопросов?
  • Какие предположения можно делать в границах общепризнанной теории?
  • Что стоит изменить в результатах научных исследований?
  • План и оборудование для эксперимента.

Виды парадигм

Парадигмы могут быть в:

  • Философии . В ней парадигмы являются шаблонами мышления в виде теорий, приемов исследования, постулатов и стандартов. Благодаря которым и создаются дальнейшие построения, обобщения и эксперименты в данной области.
  • Религии . Разные веры в разных Богов.
  • Науке . Научные парадигмы фиксируются в школьных и других учебниках, записях ученых. Они на долгое время определяют научные области, в которых есть проблемы и как их нужно правильно решать. Как правило, ученые выбирают и следуют одной парадигме. Спустя какое-то время, после кризиса нормальной науки, ученые могут сменить парадигму, перейти от одной к другой.
  • Политологии . Задает направление изучения политики, в соответствии которой человек, опираясь на правила, политические теории и идеи, занимается решение определенных проблем.
  • Риторике . В качестве примера для сравнения можно использовать басню и параболу.
  • Образовании . Совместимость различных теорий, понятий, правил и идей, в известные периоды признанные педагогической общественностью и находящиеся в основе научных исследований.
  • Программировании . Комплексность идей и понятий, который определяет стиль написания компьютерных программ и организацию вычислений и структуры, выполняемой компьютером.
  • Лингвистике . Используется для обозначения класса элементов, имеющих схожие свойства и присущие свои грамматические категории, такие как: склонение и спряжение.

Парадигмы бывают:

  • Абсолютными . Они доказаны учеными и другими исследователями, которые для доказательства своих теорий проводили различные эксперименты.
  • Общепринятыми . К ним относятся господствующие методы принятия решения, которые принимает и не оспаривает огромное количество людей.
  • Личными . Определенные субъективные модели поведения разных людей, сформировавшиеся от личного опыта, от влияния в детстве, на примере от кого-то. Утвержденная субъективная точка зрения конкретно взятого человека.

Примеры

Индивидуальная (личная) парадигма может быть сформирована в детстве, даже если человек совсем этого не помнит – в сознании воспоминания стерты, но в подсознании сохранены.

Например, двум друзьям поступает предложение об очень выгодном бизнесе. Первый друг в детстве жил вместе с отцом-бизнесменом и постоянно видел в деле своего папы только плюсы: деньги, успех, карьера, знакомство и общение с новыми людьми, путешествия и т.д.

И у него в памяти плотно закрепилась парадигма «бизнес – успех».

А второму другу в детстве отец регулярно рассказывал про своего отца, которые все потерял из-за бизнеса и остался под старость лет с кучей долгов. У второго появилась парадигма «бизнес – потеря всего». Кто из этих двух друзей, будучи уже во взрослом возрасте, примет предложение о выгодном бизнесе? Вероятнее, только первый друг. Даже если второй и согласится заняться своим бизнесом, то скорее всего, из-за заложенных парадигм на подсознательном уровне, он все потеряет, заранее имея неправильный настрой. Это и есть личная парадигма.

Общепринятые парадигмы создаются из мнения большинства людей. Если какая-то теория широко признана среди большого количества сторонников, то это общепринятая парадигма. Например, благотворная парадигма конституционного курса России в 1993 году и общая парадигма программирования.

К абсолютным парадигмам относятся такие истины, как: гравитация, планета Земля имеет форму шара, человеческая эволюция, любые неоспоримые истины и природные явления.

Если бы древние греки узнали современный смысл изобретенных ими слов, они бы очень сильно удивились. Когда афинский оратор для убеждения публики приводил для яркого примера притчу или басню, это называлось парадигма. Что это простыми словами значит сейчас, зависит от конкретной научной сферы.

Что означает слово «парадигма»?

Слово имеет греческое происхождение, где имело значение «шаблон, пример, образец». В Античности оно применялось преимущественно в риторике и обозначало разновидность доказательства при ведении дискуссии или во время публичных выступлений оратора.

В новейшее время первой наукой, освоившей древнегреческий термин, было языкознание. Еще в 1900 году лексема считалась техническим термином из области грамматики. Впоследствии она была подхвачена другими областями знания и получила новые, многогранные значения.

В современном понимании, парадигма - это общепризнанные научные достижения , которые на определенный промежуток времени являются моделью решения и поиска проблем для сообщества специалистов-практиков.

Она определяет:

  • Что должно подвергаться рассмотрению и исследованию;
  • Какие вопросы нужно изучать в рамках определенной проблематики;
  • Каким образом следует структурировать эти вопросы;
  • Какие нужно делать прогнозы в рамках доминирующей в дисциплине теории;
  • Как нужно интерпретировать результаты научных исследований;
  • Как следует проводить эксперимент и какое оборудование при этом использовать.

В этом видео Андрей Куценко расскажет, как был образован термин «парадигма», о его определении:

Значение в языкознании

Применительно к науке о языке это греческое слово означает всю совокупность словоформ с разным грамматическим наполнением, принадлежащих одной единице речи.

В русском языке парадигмальный анализ представляет собой список падежных форм, например:

  • Солнце;
  • Солнца;
  • Солнцу;
  • Солнце;
  • Солнцем;
  • О солнце.

Для глагола потребуется составить таблицу спряжения.

В зависимости от раздела языкознания значение термина «парадигма» варьирует:

  • Морфология : множество форм слова, которые соответствую определенным грамматическим категориям. При любых изменениях определенная часть слова (корень) остается прежней;
  • Лексикология : категория слов, которые противопоставлены другой категории по определенному признаку (значению, произношению, написанию);
  • Словообразование : множество дериватов, происходящих от одного корня;
  • Синтаксис : отличающиеся между собой конструкции предложений и словосочетаний. Например, категория модальности (предположение, пожелание, возможность).

Парадигмы в социологии

В общественных науках под парадигмой понимают преобладающую на определенном историческом этапе концепцию, которая определяет механизм поиска проблем и их решения.

В зависимости от конкретной социологической школы выделяют несколько базовых концепций:

  • Социальные факты . Положение, установившееся в обществе, не зависят от волеизъявления отдельных его членов;
  • Понимание . Всякий участник общественного процесса руководствуется в своих действиях определенной логикой;
  • Социальное поведение . Человек действует на основании импульсов, заложенных от рождения;
  • Социально-исторический детерминизм . Роль отдельной личности в истории ничтожна в сравнении с ролью коллектива;
  • Психологический детерминизм . Инстинкты индивида находятся в непрерывной борьбе со стереотипами;
  • Натурализм . В исследованиях должны довлеть математические методы;
  • Интерпретация . Необходимо становиться на место каждого индивида для понимания его поступков;
  • Оценивание . Ученый должен предпочитать чистое исследование критическому взгляду на проблему.

Парадигма в философии

Применительно к философии набор базовых концепций имеет следующий вид:

  1. Спекуляция . Взгляд на проблему не должен иметь ничего общего с реальностью. Логические методы не применяются. Роль философии сводится к отвлеченному рассуждению о судьбах мира;
  2. Сциентизм . Логический метод является базисным для познания. Всякая посылка должна быть подкреплена рациональными аргументами. Знания должны подвергаться критическом осмыслению и классификации;
  3. Аналитика . Философ должен изучать точное значение слова, поскольку проблемы исходят из-за неправильного обозначения предметов и явлений;
  4. Антисциентизм . Проблематика предыдущих эпох не имеет никакого значения для истинной сути человеческого бытия;
  5. Эстетикос . Всякий философ есть художник и творец, который исходит скорее из своей интуиции, чем из здравого смысла;
  6. Практицизм . Наука должна быть основой для смены несправедливого строя;
  7. Метафизика . Предметом изучения являются материя, дух и Бог;
  8. Религиозная философия . Изучения духовных методов и реригии.

Понятие научной революции

Как полагал выдающийся американский историк Томас Сэмюэл, научная мысль в своем развитии проходит через три этапа :

  1. Обыденное существование, когда всякое явление укладывается в текущую картину мира;
  2. Постепенно массив «неправильных» и необъяснимых фактов становится настолько велик, что происходит кризисная ситуация;
  3. Предыдущий этап длится до тех пор, пока не будет разработана новая система знания, в рамках которая старая модель будет лишь частным случаем.

При переходе от 2-й к 3-й ступени в обществе царит скепсис. Так, в 1900 физик Уильям Кельвин писал, что «в физике нет ничего нового. Остаются лишь более-менее точные измерения».

Примерами кардинальной смены парадигм являются:

  • Переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира (1543);
  • Утверждение принципов классической механики и отход от идей Аристотеля (1687);
  • Принятие теории Лавуазье о химических реакциях (1783);
  • Утверждение генетики благодаря исследованиям Георга Менделя (1866);
  • Принятие квантовой механики (1905);
  • Разработка теории относительности (1920).

Доминирующая некоторое время картина мира в определенной области знания носит название парадигма. Что это простыми словами? Ближайшими аналогами является «метод», «модель», «концепция» . Когда один базовый метод сменяет другой, говорят о революции.

Видео о значении слова «парадигма»

В данном ролике Геннадий Малышев расскажет о том, что такое парадигма и как она влияет на нашу жизнь:

В большинстве книг и статей понятие «парадигма» имеет весьма туманное объяснение. Если говорить простым языком, то данный термин означает какую-то истину или аксиому, которая принимается за основу. На базе этой теории ведутся исследования ученых в определенной области знаний.

В более сложном понимании парадигма – это система средств, методов и суждений. Она устанавливает рамки, в пределах которых ведутся исследования, происходит понимание и дальнейшее изучение информации.

Появилась данная концепция благодаря приверженцу постпозитивизма – Томасу Куну. Он выделяет несколько этапов развития своей теории:

  • Допарадигмальный этап (проявление различных аномалий, которые трудно доказать).
  • Формирование какого-то знания (появление книг и учебников, которые последовательно, поэтапно раскрывают нюансы определенной теории).
  • Нормальная наука (поиск новых доказательств парадигмы, уточнение предыдущих знаний).
  • Экстраординарная наука (разочарование в старой парадигме и предъявление новых истин).

Разумеется, полный отказ от каких-то систем и суждений невозможен. Обычно образуются группы ученых: те, которые поддерживают традиционные, «старые» взгляды, и те, которые стремятся от них отказаться в пользу новых. Первая команда продолжает старые исследования, а вторая категория выдвигает что-то новое.

Основные группы в психологии

1. Естественнонаучная парадигма. Отражает все существующие знания о мире и человеке. С ее точки зрения люди являются объектами, которые подвергаются анализу и изучению.

Ученые разделяют эту парадигму на два блока. Первый включает старые теории о происхождении природы и давно имеющихся форм, а второй ориентируется на новый подход.

Естественнонаучный взгляд на мир требует не догадок и предположений, а неопровержимых доказательств. Здесь господствуют эмпирические факты, которые выявляют все нестыковки и предыдущие заблуждения.

Незаменимая экспериментальная форма проверяет определенные гипотезы и закономерности, которые характеризуют начальную истину.

2. Гуманитарная. В данном случае основой является духовный мир человека. Изучается его личное мировоззрение, ценности и жизненный смысл. Здесь неприменимы научные методы, которые требуют доказательств. Данная парадигма основывается на ощущениях и чувствах объекта.

Исследование предполагает анализ возможностей человека и его психики. Однако доказательства всегда будут оставаться довольно смутными, ведь человеческая душа не является чем-то материальным.

3. Практическая. Эта парадигма рассматривает не эмоциональные установки, а практику, основанную на них. Она изучает когнитивные способности, которые включают в себя мышление, ориентацию в пространстве, принятие решений и т.п.

Также исследуются личностные характеристики объекта, которые он формирует сам. Что индивид представляет о мире, о себе, об окружающих? Данные выводы имеют большое значение для ученых, анализирующих практическую парадигму.

Второстепенные виды

1. Психотехническая парадигма. Психотехника рассматривает роль психологических аспектов в культуре. Для этого проводятся эксперименты, которые выявляют зависимость мозга и конкретных движений или эмоций. К примеру, какая-то работа больше подходит определенному человеку и меньше утомляет его, и наоборот.

Также в сфере внимания данного подхода находятся последствия воздействия на человека рекламной информации. Исследуется влияние на людей различных публикаций и пропаганды определенных продуктов. Данная парадигма подразумевает выявление закономерностей и разработку и развитие техник, которые могут помочь в повседневной жизни и в трудовой деятельности.

2. Деятельная. Изучает соотношение чувств и мыслей, которые возникают по поводу каких-то действий, явлений. То есть человек опирается не только на практику в какой-то сфере, но и на свои ощущения, то есть на сферу психического.

Субъект не может быть полностью открытым и беззащитным, ведь в своих действиях он руководствуется не только чужими советами, но и своим опытом, и даже интуицией. Именно поэтому очень важна связь общества и человека, причем активная с обеих сторон. Это касается не только взрослых людей, но и детей, характеры и привычки которых еще только формируются.

3. Педагогическая. Комплекс определенных установок, методов и планов обучения, которые являются образцом в различных образовательных учреждениях. Педагогическая парадигма не основывается на индивидуальных особенностях человека, а предусматривает усвоение одинаковых знаний всеми обучаемыми.

В данном случае ученик становится полностью подвластен преподавателю, так как только тот может дать ему что-то новое. Такая схема вызывает негативные эмоции у воспитанника, ведь он чувствует себя подчиненным. К сожалению, сегодняшняя педагогическая парадигма уже устарела, поэтому поиск нового подхода невероятно актуален.

Сейчас рассматривается вопрос об ориентации образования на культуру личности. Будущая педагогическая парадигма планирует позиционировать учителя как друга, а не как что-то пугающее и строгое.

4. Эзотерическая. Считается самой древней из известных парадигм. Ее главная суть заключается в существовании неизменной истины, которую не каждый может познать.

К тому же большое значение имеет учитель, который не преподает, а дарит данное учение как откровение. Можно назвать данный подход религиозным, ведь не все верят в Бога и загробную жизнь. Эзотерика же близка со всеми подобными суждениями и установками к религии.

В этой парадигме не существует никаких оценок и эмоциональных заключений. Данные понятия применимы лишь к личности, а в этой системе координат ее не существует. Основной идеей является то, что все в мире едино и цельно.

5. Прагматическая. Это полная противоположность предыдущему подходу. Главная цель этой парадигмы заключается в поиске способов урегулирования задач, которые возникают во всех сферах жизни человека. В данном случае все знания и истины являются инструментами для решения проблем.

Это касается не только умения зарабатывать деньги, но и способности выживать в нашем мире. Долгое время значение данного подхода сводили к финансам, которые рассматривались как основа существования. Лишь в последние годы можно заметить, что большинство людей перестало игнорировать собственные желания, таланты и предпочтения, что резко поменяло классический прагматизм.

Перспективы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психологии существует множество теорий и предположений. Оценка ее перспектив зависит от огромного количества факторов. Они включают в себя личностные суждения разных типов людей, взаимосвязь разных парадигм, веру, пол, социальное положение в обществе и даже такие понятия, как искренность, зависть и правильная мотивация.

Парадигмы в психологии настолько противоречивы, что не все психологи верят в них. Большая часть ученых забывает о первоначальных целях, посвящая все больше времени духовным вещам. Однако такая конкретика в направленности позволяет открывать настоящие эмоции и таланты человека, а не только его навыки для пользы обществу.

Стоит сказать, что мир и технологии не стоят на месте, а значит, появляются и новые парадигмы. В любом случае специалистов в данной профессии огромное количество, поэтому развития и новых подходов не избежать. Автор: Елена Мелисса

Парадигма (от греческого paradeigma) - образец, модель, образец, пример.
Совокупность научных достижений, признанных научным миром в определенный период времени и служащих основой и образцом для новых научных исследований. Парадигма с одной стороны исключает все не относящиеся и не согласующиеся с ней концепции, теории, с другой ориентирует научное сообщество на использование теории для поиска нового, что в свою очередь ведет к усовершенствованию самой парадигмы.

«Парадигма - это наш способ воспринимать мир, она для нас - как вода для рыбы. Парадигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведение» (экономист и философ Адам Смит «Сила ума» (Powers of the Mind)

Примеры парадигм

  • В физике:
    невозможно превысить скорость света в вакууме.
    перемещение электромагнитного излучения в вакууме - данность.
  • В космологии:
    развитие и эволюцию Вселенной начинается с момента Большого взрыва.
  • В космогонии:
    планеты и их спутники возникли в результате уплотнения газопылевого облака.
  • В искусстве:
    сочетание гармонии, текстуры, формы и содержания.
  • В политике
    преобладание прав личности над правами государства, равенство всех перед законом
  • В экономике
    основа - рыночные отношения
  • Игра
    чёткие правила, способность решать проблемы, критерий успеха

«Парадигма - основной способ восприятия, осмысления реальности. Парадигма редко формулируется в явном виде, она подразумевается и передается следующим поколениям через культуру и непосредственный опыт, а не за счет обучения» (специалист Стэнфордского исследовательского института У. Хармон )

Научная революция - смена парадигмы

С течением определенного времени наука начинает переживать кризис. Кризис начинается с сомнения в парадигме. Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых парадигм.

Примеры научной революции

- Аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от античности до позднего Средневековья. Физические и математические открытия ХVI, XVII веков Галилея, Декарта и Ньютона произвели научную революцию и в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале затем сменила релятивистская физика с теорией относительности и
- Децентрализация. Старые правила требовали централизации, сложной иерархии. В итоге появивлись серьезные проблемы. И тогда выяснилось, что есть иной способ справляться с проблемами - децентрализовать организацию и упростить ее структуру.