Уколы для ума детям. Причины, влияющие на ухудшение памяти

Отличие препаратов для улучшения памяти у детей от взрослых ноотропных средств и стимуляторов мозговой деятельности - в требованиях повышенной безопасности к лекарствам и биодобавкам для улучшения работы мозга у детей. Здесь принципиальную роль играют не темпы достижения максимального эффекта, а стабильность и мягкость воздействия. Это условие формирует требования к детским препаратам для улучшения памяти и внимания, в составе которых используются природные компоненты растительного происхождения. А дозировка, режим и сроки потребления обеспечивают постепенную и плавную активизацию работы мозга ребёнка.

Растительные препараты, улучшающие кровоснабжение и микроциркуляцию

Работа стимулирующей «таблетки» из этой группы, в первую очередь, направлена на улучшение питания мозга и обеспечение его кислородом, витаминами. Стимуляция когнитивных функций мозга (в том числе - памяти и внимания) происходит опосредованно как следствие активизации мозга за счёт повышения микроциркуляции тканей коры. В некоторых случаях в процесс непосредственным образом (в качестве посредников электрохимического импульса) включаются нейромедиаторы. К таким препаратам относится, например, «Brainrush».

» - это сочетание действия аминокислоты, стимулирующей и улучшающей работу гипофиза, витаминного комплекса (в состав которого входят витамины группы A, B, E, C и D) и растительных экстрактов солодки, пустырника, шалфея.

  • Глицин, как самостоятельный компонент назначается при снижении умственной работоспособности, психоэмоциональном перенапряжении в стрессовых ситуациях, при нарушениях сна. Однако он знаменит ещё и тем, что усиливает терапевтический эффект других препаратов («Пантогам», «Биотредин» и др.) или компонентов средства, в состав которого он входит.
  • Вытяжки и растительные концентраты на основе солодки (восстанавливает обмен веществ), пустырника (обладает седативным действием) и шалфея (стимулятор иммунных процессов) призваны нормализовать общее состояние ребёнка.
  • Группа B, представленная фолиевой кислотой (B9), пиридоксином (В6) и кобаламином (В12), - витамины для улучшения памяти. Они способствуют восстановлению нервных клеток, улучшают метаболизм в тканях, нормализуют обмен веществ.

Эта же витаминная группа максимально широко представлена в ещё одном растительном препарате «Optimentis», содержащего целый спектр витаминов В-группы (пиризоксин, биотин, и др.), а также токоферол (витамин E), усиливающий антиоксидантные свойства.

Перейти на официальный сайт BrainRush .

«Optimentis ». Если в предыдущем препарате экстракт солодки должен был частично имитировать действие женьшеня, то в составе «Optimentis» использован сам азиатский женьшень, повышающий энергетический уровень клеток, дающий интеллектуальную выносливость. В этом препарате женьшень играет ещё и роль адаптогена, помогающего организму ребёнка адаптироваться в стрессовых ситуациях. Экстракт женьшеня наряду с экстрактом Гинкго Билоба составляет растительную основу этого биостимулятора.

Растения Гинкго проделало многомиллионный эволюционный путь, став в средине 20 века открытием для фармацевтов. При этом в древней восточной медицине (Китай, Япония) о способности Гинкго активизировать кровоснабжение знали, как минимум, с 16 века. В сам экстракт входит порядка 40 компонентов (гинкголиды, флавоноидные гликозиды, билобалид А, терпены, органические кислоты). При бесконтрольном применении и передозировке препаратов на основе Гинкго увеличивается риск возникновения инсультов. Но при соблюдении рекомендаций по применению экстракт способен:

  • укрепить сосудистые стенки, улучшив тем самым микроциркуляцию,
  • запустить антиоксидантные процессы, что защищает клеточные мембраны нейронов от повреждения свободными радикалами,
  • облегчить проведение нервных импульсов по нейронным волокнам,
  • улучшить транспортировку глюкозы (основной пищи мозга) и кислорода к тканям.

Перейти на официальный сайт Optimenis .

». Экстракт Гинкго в сочетании с женьшенем и массой других полезных для мозга компонентов можно найти ещё в одном очень популярном препарате «HeadBooster», дополнительно содержащем в качестве природно-растительных ингредиентов полиненасыщенные жирные кислоты. В составе продуктов питания такие кислоты (Омега-3 и Омега-6) в большой концентрации содержат морепродукты, жирная океанская рыба, семена льна, орехи.

В отличие от других, этот препарат удобен в применении для детей, поскольку представлен в двух вариантах: в виде разноцветных капсул и в виде порошка. В порошке детям препарат дают по следующей схеме:

Капсулы детьми принимаются по схеме, отличной от схемы, рассчитанной для взрослых:

  • 2-5 лет: сначала растворённое в 50 мл воды содержимое бесцветной капсулы принимается по чайной ложке за 30 минут до еды ежедневно на протяжении 5 дней. Затем так же принимается содержимое оранжево-белой и зелёно-бесцветной капсул (по 5 дней на каждую капсулу).
  • 5-9 лет: за основу берётся аналогичная схема, но доза разового приёма увеличивается до двух чайных ложек.
  • 9-12 лет: выпиваются три капсулы по очереди (бесцветная, оранжевая, зелёная) по одной в сутки на протяжении трёх дней, как и в предыдущих вариантах за полчаса до еды общим курсов в 21 день. Особенность такого разделения в том, что первая, бесцветная, капсула в первый день цикла принимается перед завтраком, вторая капсула на второй день цикла - перед обедом, и третья - на третьи сутки цикла - перед ужином.
  • 12+: с 12 лет трёхразовый приём капсул в той же очерёдности производится уже в течение одного дня, а курс длится месяц.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Синтетические ноотропы для улучшения памяти ребёнка

Большинство синтетических препаратов проявляют себя более активно и быстро, что коррелирует с выраженными побочными эффектами и повышенной опасностью передозировки. Среди ноотропов, назначаемых детям, чаще других называют следующие.

«Пантогам » (гопантеновая кислота) с кальцием гопантенатом в качестве действующего вещества. Назначается для увеличения устойчивости мозга к кислородному голоданию, а также для снижения воздействия токсинов на клетки мозга. Выпускается в трёх формах: капсулы, таблетки, сироп, однако таблетированная форма противопоказана детям до 3-х лет.

«Аминалон ». Действующее вещество нейромедиатор - гамма-аминомасляная кислота. Используется для активизации обмена веществ, вывода токсинов и улучшения переработки глюкозы. Препарат показан при нарушениях в работе ЦНС и используется для активации интеллектуальной деятельности. Выпускается в форме таблеток.

«Ноотропил ». Активное вещество - пирацетам. Детям до 3-х лет препарат противопоказан. При приёме детьми школьного возраста положительно влияет на способность концентрироваться и на функции памяти. Назначается при дислексии - расстройстве, которое сопровождается избирательным нарушением способности к навыкам чтения и письма без утраты общей способности к обучению. В качестве побочных эффектов может давать повышенное возбуждение и раздражительность.

«Фенотропил ». Достаточно действенное вещество, эффективность которого заметна даже после однократного приёма, который, однако, рекомендуется производить в первой половине дня во избежание бессонницы. Препарат работает на повышение норадреналина и серотонина в крови и на увеличение содержания кислорода в мозге.

«Фезам ». Не назначается беременным и детям до 5 лет. После этого возраста в рекомендованных дозах принимается для повышения умственной работоспособности и нормализации сна. Одновременно с этим устраняет раздражительность, перепады настроения и истеричность. Хорошо показал себя как способ улучшения концентрации внимания и избавления от психоэмоциональных расстройств у детей младшего школьного возраста и подростков.

Компоненты, компенсирующие недостатки рациона

Образ жизни и питания зависит от среды обитания ребёнка и культурно-кулинарных особенностей региона, в котором он живёт. Наиболее здоровой считается кухня южных приморских районов с обилием морепродуктов, растительных жиров, орехов.

Необходимые для активной работы мозга Омега-3 и Омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты можно, например, получать из семян льна, где окисление происходит в гораздо меньшей степени, чем в льняном масле при контакте с кислородом и светом. Для восполнения суточной потребности обычно хватает 1 чайной ложки семян. В атлантическом лососе, в консервах сардин в томатном соусе, форели или тунце (перечислены в порядке убывания Омега-3) тоже содержится достаточное количество кислот. В лососе, например, на 100 граммов продукта приходится 1,8 грамма Омега-3, в консервах тунца - 0,7 грамма на 100 г продукта. Однако иногда естественного повседневного питания недостаточно для восполнения всех потребностей мозга и ЦНС. В этом случае ценность рациона увеличивают с помощью пищевых добавок.

Рыбий жир . Продаётся в разных форматах и упаковках. Однако тестовое сравнение, проведённое американской исследовательской группой, показало заметное отличие содержание Омега-3 в рыбьем жире различных фирм-производителей. Процент содержания жирных кислот незначительно, но отличался даже в разных партиях одного и того же производителя. Исследователи отмечают, что на результаты могло повлиять и качество хранения добавки. Поэтому лучше брать продукт авторитетных брендов (например, Доппельгерц), обязательно проверяя дату выпуска.

Поливитаминные комплексы . Эффективнее действуют в растворимых таблетках, помогая повысить тонус и снизить сонливость уже через 2-3 дня после начала курса. Однако сугубо витаминные комплексы (например, «Нейромультивит») необходимо дополнять магниесодержащим минеральным комплексом. Для укрепления памяти внимания ребёнка хорошо сочетать магний с витаминами группы B.

Аминокислоты . К наиболее важным для активности мозга аминокислотам относятся:

  • тирозин и фенилаланин (использующийся в качестве строительного материала для дофамина, норадреналина и мелатонина), которые улучшают сон и повышают мотивацию,
  • триптофан / 5-НТР, который известен как предшественник серотонина - гормона радости,
  • S-аденозил-метионин, прописываемый в этой форме для избавления от депрессивных состояний.

Препараты для улучшения памяти и работы мозга – это часто назначаемые врачами лекарства при жалобах человека на плохую память.

Они хорошо знакомы многим людям пожилого возраста: пирацетам, кавинтон, ноотропил, циннаризин.

Для улучшения работы мозга лекарства делятся на 2 большие группы:

В первую входят сосудорасширяющие препараты, которые улучшают мозговое кровообращение.

Во вторую - ноотропные препараты, повышающие метаболизм в нейронах мозга.

Принимать препараты для улучшения памяти нужно одновременно по одному из каждой группы.

Именно при таком сочетании лекарств работа мозга может максимально улучшиться.

ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ ИЗ ЭТОЙ СТАТЬИ:

Лекарства из группы НООТРОПОВ для улучшения памяти

Лекарства, которые стимулируют работу головного мозга, называются «Ноотропные препараты». По механизму действия они различаются между собой. Однако результат от их применения один и тот же – повышается интенсивность обмена веществ в нейронах мозга, вырабатываются нейромедиаторы, передающие нервные импульсы по проводящим путям и энергия в виде АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты).

Мозг работает интенсивнее, а это значит, что память и концентрация внимания усиливаются, работоспособность, активность, фон настроения возрастают, прибавляется энергия и производительность мозговых процессов.

Список наиболее популярных ноотропных препаратов

Пирацетам (ноотропил)

Самое популярное, недорогое, отечественное средство. Именно его чаще всего назначают врачи при жалобах пациентов на плохую память. Препарат выпускается в капсулах, таблетках и в растворе для инъекций в различных дозировках. Применяется минут за 10-15 до еды. Суточная доза может быть различной – 1200-1800 мг. Лечение проводится не менее 1-2 мес.

Пантогам (пантокальцин)

Это также Российский препарат, назначается при различных нарушениях в деятельности головного мозга. Причем, это может быть снижение памяти, вызванное хроническими стрессами, психо-соматическими расстройствами, а также органическими заболеваниями (черепно-мозговой травмой, сосудистой энцефалопатией). Производят его в таблетированной форме (250 и 500 мг в таб) и в виде сиропа для маленьких детей. Действующее вещество –кислота гопантеновая, которая усиливает синтез нейромелиатора гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Подавляется судорожная активность и возбудимость нервной системы, повышается устойчивость к гипоксии и ишемии в тканях мозга.

Аминолон (пикамилон)

Производится в России. Действующее вещество - ГАМК. Это активатор обменных процессов, утилизирует глюкозу, выводит токсины из клеток. В целом – улучшается мышление, память, происходит стимуляция работы мозга. Выпускается в капсулах или таблетках по 250 мг. Безопасное лекарство, можно применять взрослым при большой умственной нагрузке, детям школьного возраста при плохом запоминании.

Фенибут

Это также наш отечественный препарат. Механизм действия – усиление синтеза ГАМК. Но есть и свои особенности у этого лекарства. Он продается только по рецепту врача, потому что это более сильный препарат. Он применяется для восстановления нервной системы в результате травм, органической патологии головного мозга. Дополнительно к стимулирующему эффекту, оказывает выраженное седативное или успокаивающее действие.

Глицин

В основу препарата входит аминокислота глицин, повышающая активность клеток головного мозга. Безвредное средство. Многим помогает наладить память, улучшить сон, успокоиться, повысить продуктивность нервной системы. Но есть и такие отзывы, в которых люди сообщают, что препарат им абсолютно не помог.

Ноопепт

Один из новых Российских препаратов на основе действия этилового эфира глицина. Оказывает умеренно выраженное ноотропное, антигипоксантное действие. Защищает ткани мозга от свободных радикалов, токсинов, гипоксии. Благоприятно действует на когнитивные функции, улучшает память. Регулирует вегетативные функции, кровяное давление.

Диваза

Препарат нового поколения, созданный российскими учеными. В структуру лекарства входят антитела к белку S-100 мозговой ткани. Способствует созданию новых интегративных связей между нейронами головного мозга. Результатом будет являться повышение активности коры, улучшение памяти, мышления, работоспособности при неврозах, сотрясении мозга, профессиональных вредностях, синдроме хронической усталости.

Лекарства для памяти, улучшающие мозговое кровообращение

Если ноотропы повышают обмен веществ в клетках и ускоряют проводимость нервных импульсов, то сосудистые препараты нейропротекторное действие реализуют через улучшение мозгового кровообращения.

Циннаризин (Стугерон)

Много лет применяется, как средство для повышения мозгового кровотока. Показанием к назначению являются начальные проявления атерокслероза сосудов. Препарат можно применять людям пожилым при забывчивости, ослаблении концентрации внимания. Таблетки применяются в течение нескольких месяцев.

Кавинтон (Винпоцетин)

Препараты для улучшения памяти и работы мозга - усиливается микроциркуляция, снижается вязкость крови, улучшается обеспечение мозга кислородом. Показанием к использованию являются хроническая недостаточность кровообращения, нарушение памяти, интеллекта, головокружения, нарушения слуха, постинсультные состояния, травмы головного мозга.

Фезам

В состав лекарства входят пирацетам и циннаризин. В результате приема комбинированного средства улучшается клеточный метаболизм ткани мозга при одновременном расширении сосудистой системы. Фезам применяется при начальных формах атеросклероза сосудов у относительно молодых людей, у пожилых - при жалобах на плохую память, у подростков при ухудшении способности к обучению.

Трентал (агапурин)

За счет активного вещества пентоксифиллина трентал расширяет мозговые сосуды, усиливает микроциркуляцию, обеспечивая питанием, кислородом, энергией нейроны мозга. Подобный же эффект наблюдается в коронарных и периферических сосудах. Как и другие сосудорасширяющие препараты, трентал восстанавливает и улучшает память.

Гинкго билоба (Танакан, Мемоплант)

Препараты на основе экстрактов из листьев Гинкго-билоба очень широко используются для повышения памяти за счет усиления микроциркуляции, повышения синтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), снабжения тканей кислородом, уменьшения вязкости крови. Действие препарата распространяется на всю сосудистую систему организма: мозговых и коронарных артерий, сосудов конечностей и внутренних органов.

Можно ли самостоятельно, без консультации врача пить таблетки для памяти

Можно! Обычно лекарства для повышения памяти продаются в аптеках. Самостоятельный прием лекарств для улучшения памяти допускается:

  • Если причины снижения памяти носят функциональный характер: неврозы, перегрузки по работе или учебе, повышенная утомляемость. При заболеваниях или черепно-мозговых травмах лечение должен назначить доктор;
  • Лучше всего принимать одновременно два препарата: из группы ноотропов и сосудорасширяющее средство;
  • Внимательно ознакомьтесь с аннотацией, особенно раздела, касающегося противопоказаний и побочных действий;
  • Большинство ноотропных препаратов нужно принимать утром или днем, поскольку они вызывают активность человека и могут нарушить процесс засыпания;
  • Курс лечения ноотропными и сосудистыми препаратами должен быть длительным: от 1 до 3 месяцев;
  • Вы можете воспользоваться следующими препаратами: глицин, аминолон, пикамилон, пирацетам, диваза, ноопепт, танакан, циннаризин, трентал, ксантинол никотинат.
  • Не секрет, что нарушение памяти может появиться, как один из симптомов органических заболеваний ЦНС, например, Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к неврологу, пройдите обследование и получите назначение препаратов. В арсенале врача имеется большой список лекарств, которые имеют определенные индивидуальные показания: глиатилин, кортексин, церебрум-композитум, энцефобол, фенотропил, когитум, семак, сермион и многие другие.

Какие лекарства для памяти можно давать маленьким детям

Заметить проблемы с памятью у маленького ребенка можно по тому, как он запоминает стишки, насколько он осваивает игры с другими детьми, как выступает в детском саду на праздниках. В школе еще более определенными становятся и запоминанием.

Никогда самостоятельно или по совету знакомых не давайте ребенку никаких лекарств. Причины нарушений памяти должен определить детский невролог. Проводится лечение теми же лекарственными препаратами, что и у взрослых. В детской практике рекомендуется применять ограниченный перечень ноотропных лекарств: пантогам, пикамилон, глицин, кортексин, семакс, сермион. Большее внимание уделяется массажу, остеопатии, лечебным ваннам, закаливанию.

Препараты для улучшения памяти и работы мозга в большом ассортименте представлены на фармакологическом рынке. Небольшую часть из них допускается принимать самостоятельно, если причины ее снижения вызваны умственными перегрузками, хронической стрессовой ситуацией дома или на работе, пожилым возрастом.

Средства для улучшения памяти и работы мозга: препараты, витамины, народные методы

Можно особенно не вникать в тонкости сложных мыслительных процессов, если с памятью пока все благополучно, поэтому улучшение памяти с помощью различных медикаментозных средств молодежь мало заботит. Однако все поменяется, как только будет поставлена определенная цель, требующая немалых умственных усилий: в короткий срок усвоить огромный объем информации, нужный для овладения новой профессией, подготовиться к сложным экзаменам, нацелившись на блестящий результат, принять участие в интеллектуальных состязаниях. Тогда молодые люди начинают лихорадочно вести поиск действенных средств, способных быстро прояснить в голове, выкинуть ненужное, освободив место новому. Между тем, начитавшись различных рекомендаций и получив советы «знающих» друзей, можно в иной раз навредить своей памяти, а не улучшить ее.

Но все же, в основном, препараты и средства для улучшения памяти вызывают интерес у определенных слоев населения: они нужны и назначаются чаще всего людям среднего возраста и пожилым людям, интеллектуальная деятельность которых идет на спад не только по причине патологии, но и естественным образом.

Препараты для улучшения памяти

Прежде чем приступить к описанию препаратов для улучшения памяти и работы мозга, хотелось бы предупредить читателя, что хорошо было бы согласовать их применение с доктором, которого называют неврологом (невропатологом). Он лучше других специалистов знает, какое лекарство подойдет в том или ином случае, поскольку изучение проблемы нарушения памяти входят в область его профессиональной компетенции. К тому же, далеко не все таблетки для улучшения памяти можно взять и запросто купить в аптеке. На некоторые потребуют рецепт.

Кроме этого, самостоятельный выбор препаратов или приобретение их по совету знакомых может обернуться нежелательными реакциями со стороны организма и еще большим нарушением нервной системы.

К синтетическим лекарственным формам без особой надобности вообще не желательно обращаться, для начала можно попробовать попить витамины или, еще лучше – настои и отвары, то есть, те лекарства, которые мы называем народными средствами. Однако многие препараты для улучшения памяти почти постоянно находятся на слуху, так как ежедневно рекламируются средствами массовой информации, поэтому пациентам кажется, что нет ничего проще для улучшения мозговой деятельности, чем зайти в аптеку и купить, что нужно. В связи с этим, в первую очередь мы опишем средства, назначаемые врачом и выдаваемые после предъявления рецепта.

Придется зайти к врачу

Решительно настроившись воспользоваться достижениями современной фармакологии в области улучшения памяти, придется иметь в виду, что лекарство в аптеке без такого документа, как рецепт, могут не отпустить, поэтому необходимо посетить врача, который после осмотра, а иногда и обследования, возможно, выпишет рецепт на один из лекарственных препаратов, называемых ноотропами.

Ноотропы

Ноотропы – это психотропные лекарственные средства, которые отличаются от других представителей данной группы тем, что нейтрально относятся к биоэлектрической активности ГМ, не оказывают воздействия на двигательную активность, не изменяют условно-рефлекторную функцию и вегетативную иннервацию. Вместе с тем, они улучшают память, интеллектуальную работоспособность, стимулируют познавательную деятельность, то есть, восстанавливают процессы, которые могли нарушиться в результате повреждающего действия неблагоприятных факторов.

Ноотропный эффект препаратов данной группы заключается в воздействии на функциональные возможности ЦНС (интеллектуальные способности, речевые навыки) за счет стимуляции окислительно-восстановительных реакций, увеличения скорости биохимических циклов (оборот аденозинтрифосфата, утилизация глюкозы), то есть, участия в дыхании тканей и метаболических процессах, происходящих в нервных волокнах. Стимуляция данных процессов способствует:

  • Изменению в лучшую сторону питания тканей мозга;
  • Позитивному влиянию на ясность ума, сознание, повышение концентрации внимания, обучаемость;
  • Увеличению устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды, лекарственных препаратов, экстремальных факторов;
  • Снижению выраженности астенических проявлений (заторможенность, инертность);
  • Активации функционирования нервной системы;
  • Наращиванию интеллектуально-мнестических возможностей;
  • Восстановлению эмоционально-волевых функций или, проще говоря, улучшению памяти и внимания.

Кроме этого, ноотропы уменьшают возбудимость и раздражение, несут антидепрессивный, успокаивающий, слегка снотворный, противоэпилептический и противопаркинсонитический эффекты. Вместе с тем, они малотоксичны, неплохо сочетаются с медикаментозными средствами других фармакологических групп, однако иной раз в качестве побочного действия имеют развитие пристрастия .

В иных случаях нежелательный эффект от приема ноотропов может идти от психостимулирующих способностей препаратов , что проявляется излишним возбуждением, беспокойством, нарушением сна и развитием бессонницы . Каждый из ноотропных препаратов имеет и другие побочные эффекты и противопоказания, которые подробно описаны в аннотации к лекарственному средству, поэтому нет смысла перечислять все подряд.

Представители ноотропов

За способности повышать умственные возможности ноотропные препараты получили название «стимуляторов познания». К ним относятся:

  1. Пирацетам. Недорогой российский препарат, обладающий позитивными сторонами (улучшает кровоток, способствует ускорению утилизации глюкозы, увеличивает энергетический потенциал и др.) и противопоказаниями ноотропов, что неудивительно, ведь данное лекарство было первым и осталось главным представителем данной группы (действующее вещество – пирацетам). Препарат, полученный в 1972 году, первоначально был рекомендован преимущественно пожилым пациентам, пережившим нарушения мозгового кровообращения и имеющим функциональные расстройства центральной нервной системы. Благодаря своим свойствам способствовать улучшению памяти и работы мозга, пирацетам стал родоначальником целого класса лекарственных средств, которые сейчас успешно применяются во всем мире. Это лекарство, наряду со специфическими медикаментозными средствами, действительно хорошо подходит для взрослых, имеющих проблемы с нервной системой, психическую патологию, алкогольную, наркотическую и лекарственную зависимость, но, как оказалось, кроме этого, он позитивно влияет и на психику детей, переживших , получивших родовые травмы и их последствия, имеющих другую патологию нервной системы.
  2. Ноотропил (действующее вещество – парацетам). Ноотропил используется при , интоксикациях, затронувших важнейшие структуры головного мозга, состоянии после перенесенного (после кровоизлияния – с осторожностью!), . В педиатрической практике ноотропил применяют с целью ликвидации последствий родовых травм, внутриутробных инфекций, гипоксии, а также для лечения детей с ДЦП, задержкой умственного развития, тяжелым течением и гиперактивности (СДВГ).
  3. Фезам – комбинированный препарат (действующее вещество: пирацетам с циннаризином), применяемый при нарушении мозгового кровообращения, энцефалопатии, травмах ГМ и интоксикациях, синдроме Меньера, мигрени. Детям до 5 лет фезам противопоказан, после пятилетнего возраста может назначаться для улучшения мозговой деятельности у детей с задержкой интеллектуального развития.
  4. Винпоцетин – таблетки для улучшения памяти при цереброваскулярной недостаточности, вазовегетативных проявлениях климакса. Винпоцетин – лекарство для взрослых, препарат противопоказан до наступления совершеннолетия.
  5. Церебролизин выпускается в инъекционных формах, применяется при когнитивных расстройствах и нарушении процессов запоминания (болезнь Альцгеймера, последствия , черепно-мозговые травмы, задержка интеллектуального развития, СДВГ у детей).
  6. Энцефабол . Недешевый ноотропный препарат (до 1000 рублей), назначаемый молодым, пожилым, маленьким детям и беременным женщинам. Список показаний включает широкий круг патологических состояний, в том числе, снижение интеллектуальных способностей, речевые расстройства, дефицит внимания.
  7. Фенотропил тоже недешевые (от 370 до 1100 рублей) таблетки для улучшения памяти, которые, применяют для поддержания организма в случае предстоящих или перенесенных чрезмерных физических (спортсмены) и умственных нагрузок (студенты), а также при самых различных заболеваниях центральной нервной системы, связанных с поражением сосудистых стенок, нарушением метаболизма в ГМ, травматическим воздействием, интоксикацией. Полезным считают использование препарата при невротических состояниях, депрессиях, судорожном синдроме, гипоксии, хроническом алкоголизме. Фенотропил, улучшая мозговую деятельность, память и внимание, облегчает процессы запоминания и обучения, но, вместе с тем, способен вызывать психомоторное возбуждение и нарушение сна, поэтому его не принимают после 3 часов дня. Лекарство при всех его достоинствах не назначают женщинам в период кормления грудью, при тяжелом течении гипертонической болезни, выраженном атеросклерозе, панических атаках и тревожных состояниях. Препарат также противопоказан в детском возрасте.

Кроме перечисленных лекарственных средств, способностями улучшения памяти и работы мозга обладают и препараты, близкие им по свойствам: кавинтон, циннаризин, фенибут, пикамилон, пиридитол… К сожалению, перечислить все названия, аналоги, синонимы, а также достоинства и недостатки данной фармакологической группы не представляется возможным, что, впрочем, вполне поправимо – каждое конкретное лекарство имеет свою собственную инструкцию, которую легко найти как в упаковке с капсулами или таблетками для улучшения памяти, так и на просторах Интернета.

Таблетки для улучшения памяти, свободно отпускаемые в аптеке

Самыми безопасными и доступными лекарственными средствами, за которыми не обязательно ходить к врачу, считаются витамины (группа В, С, Е), некоторые микроэлементы (магний), экстракты растений:

  • Витамин Е (токоферола ацетат) по 1000 ЕД является замечательным антиоксидантным средством и, помимо этого, позитивно влияет на мышечную работоспособность, репродуктивную функцию организма, психическую деятельность;
  • Ундевит – витаминный комплекс, содержащий 11 витаминов, особенно полезен для улучшения памяти и работы мозга людям среднего возраста и пожилым пациентам;
  • Глицин – популярный, недорогой, доступный, вкусный лекарственный препарат, применяемый для лечения взрослых и детей;
  • Витрум мемори – таблетки для улучшения памяти на растительной основе;
  • Аминалон – старый, но не утративший своей актуальности, препарат для улучшения мозговой деятельности у лиц любой возрастной категории, очень хорошо подходит пожилым людям, страдающим сахарным диабетом, так как способствует снижению глюкозы в крови;
  • Билобил – хотя и отпускается без рецепта, но относится к лекарствам для взрослых (билобил противопоказан детям и подросткам);
  • Интеллан – препарат произведен исключительно из экстрактов представителей растительного мира;
  • Гинкго билоба – название всем известное, полученное от названия дерева, экстракт листьев которого дает жизнь препарату для улучшения интеллектуально-мнестических возможностей.

К лидерам по укреплению не только памяти, но и других функций организма относят гинкго билоба, из листков которого некоторые люди приловчились делать лекарство в домашних условиях. Оказывается, все не так сложно: нужно взять купленные в аптеке листья гинкго билоба (1 столовую ложку), насыпать их в термос, залить стаканом кипятка, герметично закрыть и оставить на пару часов, а потом пить приблизительно по 100 мл трижды в день за полчаса до еды.

Улучшаем память без лекарств

Начнем с питания

Некоторые люди, отдавая предпочтения тем или иным блюдам, всегда отмечают, что выбор не случаен – отдельные продукты улучшают мозговую деятельность:


Кроме питания, в деле улучшения мозговой деятельности могут быть использованы уникальные свойства того, что растет вокруг нас, но в пищу в качестве традиционного обеда или ужина не употребляется, то есть, настало время обратиться к проверенным веками средствам, которые от природы имеют способности улучшать память и работу мозга.

Народные средства для всех профессий и почти всех возрастов

Народная медицина в плане улучшения памяти никак не могла оставаться в стороне, ведь влияние отдельных растений на ЦНС было замечено еще во времена, когда человек нынешних методов лечения не знал и не предполагал. Травники и народные целители предлагают вниманию пациентов, стремящихся добиться ясности ума и высокой способности переносить умственные нагрузки, свойства следующих представителей растительного мира:

  • Имбирный чай с мелиссой и мятой: кусочки имбиря (10 г) заварить в стакане кипятка (250 мл), добавить мяту и мелиссу. Улучшить работу мозга можно с помощью 1 – 2 чашек в день;
  • Чай с шалфеем и мятой: вечером засыпать в термос емкостью не менее 0,5 литра по 1 столовой ложке мяты и шалфея, залить кипятком (500 мл) и оставить настаиваться. Утром процедить и принимать по 50 мл 3 – 4 раза в день перед едой (за полчаса);
  • Чесночное масло: головка чеснока измельчается и заливается подсолнечным или оливковым маслом (1 стакан), настаивается от 2 до 3 недель, употребляется по 1 чайной ложке с таким же количеством лимонного сока (свежевыжатого) 3 – 4 раза в день до приема пищи. Попить такое лекарство можно не более 3 недель;
  • Кора рябины красной: 1 ст. ложка коры дерева заливается стаканом кипятка (250 мл) и ставится на маленький огонь на 10 минут. Процеживается отвар через 6 часов и принимается по столовой ложке трижды в день около месяца. Отвар коры красной рябины считается хорошим профилактическим средством против развития атеросклеротического процесса и отложения холестериновых бляшек;
  • Сосновые почки: их желательно употреблять в свежем виде (весной), когда они набухли, но еще не раскрылись (тогда в них содержится очень большое количество различных полезных компонентов) – без всякой дополнительной обработки 2 – 3 раза в день до приема пищи.

Для улучшения интеллектуальных способностей и просветления в голове рекомендуют готовить отвары из смеси крапивы, корня ириса, золотого корня, гвоздики красной и семян подорожника большого. Или смешать листья малины и брусники по 3 столовых ложки, добавить 4 ст. ложки монгольского чая (бадана) и одну ложку орегано, перемешать, из смеси отобрать столовую ложку, заварить в 0,5 л кипятка, еще раз прокипятить (10 минут), дать постоять пару часов и процедить. Полученного отвара хватит, чтобы попить 1 день (стакан – утром, стакан – вечером), а назавтра заварить новый, ведь смесь листьев еще осталась?

Только для взрослых

Если по состоянию здоровья не противопоказан алкоголь и человек не занят в профессии, требующей абсолютной трезвости, то в качестве профилактики нарушений памяти можно использовать народные средства, приготовленные на спиртосодержащих жидкостях (водка, коньяк, чистый спирт):

«Гимнастика» для ума

В этом разделе хотелось бы обратиться к тем читателям, которые желают улучшить память, но по каким-либо причинам не идут к врачу, не считают нужным приобретать лекарство в аптеке и, тем более, не верят народным средствам. В подобных случаях можно посоветовать заняться тренировкой ума. Упражнения для улучшения мозговой деятельности несложные, а, порой, очень даже интересные, если подойти к ним творчески, например:

  • Быстро вспоминать и произносить слова, на первую, вторую, третью (и так далее) букву алфавита: «А» – айсберг, «Б» – барбарис, «В» – винегрет… и так до 20-ой буквы алфавита;
  • Вспоминать иностранные слова, заученные в школе (счет, глаголы);
  • Попробовать посчитать в обратном порядке от какой-то цифры (например, от 100 до 0);
  • Поиграть в города, придумывая их по алфавиту: Астрахань, Берлин, Вологда, Гданьск и так далее. А можно пригласить в игру кого-то из близких и играть вместе. Назвав любой, существующий в реальном мире город, продолжить ряд, где название каждого последующего населенного пункта будет начинаться на последнюю букву предыдущего (Москва – Антверпен – Новгород – Донецк…);
  • Можно придумывать синонимы к выбранным произвольно словам (чем больше, тем лучше) или слова на одну букву, например, «Ж» – журавль, жук, жрец, жернова… до 20-ти слов.

Упражнения для повышения умственных возможностей можно придумывать самостоятельно и сколько угодно: заучивать стихи, решать задачи, разгадывать кроссворды, в общем, при желании «поломать голову» найдется над чем.

Чего только не придумает народ?!

В данной статье хотелось бы затронуть еще одну важную тему, связанную с лечением различных заболеваний нетрадиционными методами, которые их изобретатели нередко называют народными (вероятно, потому, что придуманы они кем-то из народа?). Последнее время появляются новые и новые рекомендации в отношении борьбы с онкологической патологией, болезнями сердца и сосудов, не остается без внимания «новоиспеченных эскулапов» и улучшение памяти и работы мозга. Мы не станем особо критиковать или осуждать новые методики, хотя иной раз они просто абсурдны, не станем отговаривать от употребления каких-то вновь изобретенных средств, просто предоставим читателю возможность подумать самому, так сказать, заняться мозговой гимнастикой, а заодно обратиться к знаниям, полученным в школе.

Золотая вода?

Не беремся судить, насколько повышается мозговая работоспособность от употребления «золотой» воды, но люди, испробовавшие ее действие на себе, утверждают, что попить ее нужно обязательно (в дополнение к питанию). Однако прежде чем привести рецепт приготовления такой «волшебной» воды, хотелось бы напомнить читателю некоторые школьные уроки химии, на которых учителя говорили, что золото не вступает во взаимодействие с сильными кислотами, кроме «царской водки» (смесь концентрированных сильных неорганических кислот – соляной и азотной). Так неужели обычная вода, даже если ее кипятить много часов подряд, вдруг приобретет необычные для себя свойства, позволяющие растворить хоть какое-нибудь количество этого стойкого во всех отношениях металла? Может быть, «серебряную» воду легче сделать? Или еще лучше – «алюминиевое» лекарство изготовить, оно, возможно, и получится? Но «золотая», так «золотая», все равно пациенты, стремящиеся улучшить память народными средствами без особых материальных и трудовых затрат, найдут данные рекомендации на каком-нибудь форуме. Готовят «золотую» воду просто: берут любое золотое украшение (серьги, цепи, кольца) без камней, опускают в емкость с водой (вода – 500 мл), ставят на плиту и кипятят, пока половина объема воды не испарится (250 мл). «Золотое» лекарство почему-то пьют очень малыми дозами – 1 чайная ложка (наверное, в большей дозе опасно?) 2-3 раза в день. Говорят, что через две недели не только в голове прояснится, но и сердечная мышца укрепится. Очевидно, что данные рекомендации могут заинтересовать того, кто плохо учился в школе.

“Массаж мозга”?

Не пробовал автор на себе и распространяемый в Интернете диск «Массаж мозга». Люди покупают, слушают на высоких частотах по утрам по 45 минут – отзывы противоречивые. Одни утверждают, что, входя в состояние медитации подобным образом, и концентрация внимания, и память, и работоспособность, и обучаемость заметно повышаются. Другие же утверждают, что, кроме головокружения и разбитости, ничего от нового метода не получили. Отдельные люди устраивают массаж мозга без всяких дисков: просто занимаются интенсивным полосканием рта в течение 5 – 10 минут, вызывая активизацию процессов возбуждения, которые, в свою очередь, могут обернуться самым непредсказуемым образом (???).

Примеров различного нетрадиционного и даже не народного лечения во Всемирной паутине последнее время крутится множество. Два из них мы привели лишь для того, чтобы наши постоянные читатели знали заранее нашу точку зрения в отношении тех или иных, порой, весьма сомнительных, методов воздействия на центральную нервную систему, с которой, как известно, следует обращаться бережно и осторожно. Проведение экспериментов над собственной головой, своим умом и интеллектом может грозить еще большим нарушением памяти и внимания, появлением головокружения, головных болей и даже судорог. Хочется надеяться, что читатель к улучшению своих умственных способностей будет подходить обдуманно и взвешенно, советуясь с лечащим врачом.

Видео: улучшение памяти – мнение специалиста

Для нормального развития и крепкого здоровья каждому ребенку нужны витамины. И особенно, если речь идет о школьниках. Получая достаточно витаминов, ребенок школьного возраста легко справляется с учебной нагрузкой, свободно концентрируется на задачах и быстро усваивает новый материал. Какие именно витамины требуются школьникам и нужны ли в этом возрасте витаминные добавки из аптеки?


Витаминные комплексы являются настоящим спасением при невозможности сбалансированного питания

Показания

Противопоказания

Витамины не дают в случае:

  • Развития гипервитаминоза (обычно речь о передозировке витамина Д или А).
  • Индивидуальной непереносимости.
  • Тяжелых заболеваний у ребенка.


Витаминные добавки должен назначать только врач

Почему стимулируют работу мозга и улучшают память?

  • Благодаря витамину В1 улучшается питание головного мозга и активизируется познавательная деятельность, а ребенок начинает лучше запоминать материал. Нехватка данного витамина приводит к проблемам с памятью, появлению раздражительности и быстрой утомляемости.
  • При значительных умственных нагрузках ребенку-школьнику требуется больше витамина В2, поскольку он ответственен за выработку энергии. Нехватка данного витамина проявляется слабостью, плохим аппетитом, головокружениями.
  • Витамин В3 участвует в производстве энергии в нервных клетках, благодаря чему работа мозга активизируется. Без его достаточного ежедневного поступления память ребенка снижается, а усталость постепенно накапливается.
  • Состояние долгосрочной памяти зависит от витамина В5. Его дефицит приводит к постоянной усталости и проблемам со сном.
  • Очень важен для работы ЦНС и витамин В6. Симптомами его нехватки является появление бессонницы, снижение памяти, заторможенность мышления.
  • Достаточное поступление фолиевой кислоты важно для регуляции возбудимости нервной системы, сохранения памяти и скорости мышления. Дефицит такого витамина приводит к апатии и проблемам как с долгосрочной, так и с краткосрочной памятью.
  • Витамин В12 важен для познавательной функции мозга, а также смены режимов сна и бодрствования. При его нехватке ребенок будет постоянно сонливым и начнет жаловаться на головокружения.
  • Употребление витамина С также важно для памяти, поскольку достаточное поступление аскорбиновой кислоты требуется для усвоения витаминов В-группы.
  • Немаловажен и витамин Е, у которого отмечают свойство защищать нервные клетки от действия свободных радикалов и токсических соединений. Кроме того, его употребление укрепляет стенки сосудов, что тоже способствует улучшению памяти.


Обеспечение достаточным количеством витаминов очень важно для полноценного развития ребенка

Стоит ли употреблять для укрепления иммунитета?

Нужно отметить, что иммунная система школьника действительно подвергается высоким нагрузкам и ее стоит поддерживать витаминами. В рационе ребенка школьного возраста должно быть достаточно источников витамина С и витамина А, а также витаминов Е и Д. Именно эти витамины играют наибольшую роль в защите организма от атаки вирусов и бактерий.

Если нет возможности обеспечить поступление таких соединений с пищей, можно прибегнуть к использованию специальных комплексных витаминов, например дать ребенку ВитаМишки Immuno+ либо Иммуно Кидс от Мульти-табс.

Формы выпуска

Витамины для школьного возраста производят в разной форме – сладкого геля или сиропа, жевательных твердых таблеток либо мармеладок, таблеток в оболочке, капсул, драже и даже растворов для инъекций. При этом самые востребованные витаминные добавки для школьников – жевательные.


Выбор витаминов очень широк и позволяет подобрать подходящий вариант даже самому привередливому ребенку

Какие витамины лучше давать: обзор популярных

Чаще всего школьникам покупают такие мультивитаминные добавки:

Название и форма выпуска

Возраст применения

Состав

Преимущества

Суточная дозировка

Алфавит Школьник

(жевательные таблетки)

В добавке есть все 13 витаминов, дополненные 10 минералами

В создании комплекса были учтены научные рекомендации о совместимости витаминов и минеральных веществ, влияющей на их усвоение.

Добавка редко вызывает аллергию.

Препарат помогает увеличить умственную работоспособность, улучшить переносимость спортивных нагрузок и укрепить иммунитет.

В таблетках нет синтетических ароматизаторов, красителей и консервантов.

3 таблетки

Пиковит Форте 7+

(таблетки в оболочке)

11 витаминов

Добавка дает школьнику хорошую дозу витаминов В-группы.

У таблеток приятный вкус мандарина.

Комплекс помогает при плохом аппетите, сезонном гиповитаминозе или повышенных нагрузках.

Добавку часто назначают после лечения антибиотиками.

В препарате отсутствует сахар.

1 таблетка

ВитаМишки Multi+

(жевательные пастилки)

13 витаминов

2 минерала

У пастилок оригинальная форма и приятный вкус фруктов.

Благодаря холину препарат улучшает работу мозга.

Комплекс положительно сказывается на внимании и памяти школьника.

В пастилках нет синтетических ароматизаторов и вкусовых добавок.

1 пастилка

Витрум Юниор

(жевательные таблетки)

13 витаминов

10 минералов

У таблеток приятный вкус фруктов.

Высокие дозы фосфора, магния и кальция будут способствовать укреплению зубов и осанки школьника.

У комплекса отмечают стимулирующее воздействие на умственное развитие.

Добавка показана при значительных физических и умственных нагрузках.

1 таблетка

Сана-Сол для школьников

(шипучие таблетки)

10 витаминов и магний

Из таблеток готовят вкусный напиток.

За счет наличия в составе витаминов С и Е комплекс повышает сопротивляемость организма школьника к внешним отрицательным факторам.

Благодаря высоким дозам витаминов группы В препарат положительно влияет на нервную систему и помогает усваивать новый материал.

Напиток из 1 таблетки и 150 мл воды

Мульти-табс Юниор

(жевательные таблетки)

11 витаминов

7 минералов

Добавка представляет собой таблетки с ягодным или фруктовым вкусом.

Это сбалансированная формула для школьников, помогающая быстрее адаптироваться в новом коллективе и справляться с нагрузками.

Благодаря высокому содержанию йода комплекс стимулирует и иммунитет, и умственное развитие.

1 таблетка

Мульти-табс Тинейджер

(жевательные таблетки)

11 витаминов

7 минералов

Добавка нормализует обменные процессы и стимулирует развитие интеллекта.

Препарат содержит полноценную дозу йода.

1 таблетка

(жевательные таблетки)

10 витаминов

Школьникам нравится форма и вкус этого препарата.

Комплекс укрепляет иммунную систему и положительно влияет на обмен веществ в организме ребенка.

1 таблетка

Киндер биовиталь

С первого года жизни

10 витаминов

3 минерала

Детям нравится вкус и консистенция этих витаминов.

Дважды в день по 5 г

Центрум Детский

(жевательные таблетки)

13 витаминов

5 минералов

Добавка дает ребенку нужную комбинацию витаминов группы В для поддержки нервной системы, активизации памяти и мышления.

У комплекса отмечают положительное воздействие на состояние зубов, костей и иммунной системы.

Таблетки не содержат сахар и красители.

1 таблетка

Многие врачи настаивают на необходимости введения витаминных добавок в рацион ребенка. В качестве примера можете посмотреть видео Союза педиатров России.

Мы же настаиваем на сбалансированности питания и обеспечении школьника необходимым количеством витаминов из продуктов.

Корректировка питания как альтернатива

Если родители хотят использовать для укрепления здоровья школьника витамины, которые помогут его умственному развитию, сначала следует пересмотреть рацион ребенка, ведь практически все ценные для мозга витамины мы получаем из пищи.

При сбалансированном рациональном питании витаминные добавки из аптеки будут не нужны. Для этого проследите, чтобы в меню школьника присутствовали:

  • Блюда из жирной рыбы (горбуши, семги, форели). Они являются источником йода и легко усваиваемых белков.
  • Разные растительные масла, семечки и орехи. Из них ребенок будет получать витамин Е.
  • Блюда из цельного зерна. Они выступают источником витаминов группы В.

Не менее важно получать и достаточно минералов. Для памяти и внимания ребенку нужны:

  • Железо. Его источником будет телятина, крольчатина, печень, фасоль , яйцо, капуста.
  • Магний. Его ребенок получит из гороха, фасоли, кураги, орехов, круп, кунжута.
  • Цинк. Для его получения ребенку нужно употреблять сухофрукты, печень, мясо, грибы и тыквенные семена.

Про правильный рацион школьника читайте другую статью. Узнаете принципы сбалансированного питания и увидете пример меню на неделю.


При сбалансированном питании и отсутствии негативных симптомов витаминные комплексы будут не нужны

Мнение Комаровского

Известный педиатр называет витамины важными для здоровья ребенка веществами, однако уверен, что обычному ребенку витаминные аптечные комплексы не нужны. Комаровский предлагает родителям более тщательно контролировать рацион ребенка, чтобы все нужные витамины поступали в детский организм с пищей.

Что касается улучшения памяти, популярный врач напоминает, что эту функцию следует тренировать с помощью изучения стихов и других занятий, а вовсе не приемом витаминов.

  • Присматривая поливитамины для ребенка, в первую очередь нужно обращать внимание на рекомендуемый возраст использования. Как пониженные дозировки в витаминах для деток поменьше, так и высокие дозы в комплексах для взрослых, не подходят для школьников.
  • Покупать витаминные добавки стоит в аптеке, выбирая комплекс из ассортимента известного производителя. Тогда вы будете уверены в качестве получаемых ребенком витаминов.
  • Выбирая витаминный комплекс для школьника, часто предпочитают добавку, в которой помимо витаминов присутствуют другие питательные вещества. В таких комплексах обращайте внимание на дозировку йода, цинка, селена, железа, а также омега-жиров.
  • Если вас интересует комплекс с большим содержанием кальция, обратите внимание на такие добавки, как Кальцинова , Пиковит Д и Сана-Сол с кальцием и магнием.
  • Если вы интересуетесь витаминными препаратами с большим содержанием железа, стоит приобрести Витрум Циркус или Доктор Тайс Мультивитамол. В этих комплексах витамины дополнены высокой дозой железа для стимуляции кроветворения и профилактики анемии.

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .