Антропометрическими показателями называют. Антропометрия (антропометрика)

. Антропометрия (от греч. Anthropos – человек, metreo – мерю) – это метод изучения человека, основанный на измерении морфологических и функциональных признаков его тела. Вместе с антропометрией (соматометрией) обычно сочетается соматоскопия – осмотр тела, при котором фиксируются признаки, не поддающиеся измерению.

В последнее время антропометрические исследования стали широко применяться для решения практически важных вопросов при обследовании физического развития спортсмена. Для тренеров и спортсменов антропометрические данные представляют значительный интерес, так как дают возможность постоянно следить за особенностями физического развития, рекомендовать начинающим спортсменам заниматься тем или иным видом спорта, а также индивидуально планировать нагрузку.

Антропометрия является одним из основных методов обследования спортсменов, поэтому каждый студент обязан научиться владеть им и применять его на практике.

При проведении антропометрических исследований необходимо соблюдать определ нные требования, которые обеспечивают не только точность результатов, но и возможность их сравнения.

Исследования должны проводиться в одно и то же время суток – желательно в первую половину дня (так как к концу дня продольные размеры тела могут уменьшаться). Особенно важно учитывать это правило при повторных исследованиях.

Участки тела, на которых проводятся измерения, должны быть полностью обнажены. Испытуемый стоит на ж сткой ровной площадке босиком или в тонких носках (чулках). Поэтому температура в помещении, где проводятся исследования, должна быть не ниже 18-20º.

Необходимо обеспечить на весь период исследования (особенно продольных размеров) постоянство позы испытуемого: стоя, туловище выпрямлено, руки свободно опущены, колени выпрямлены, пятки сближены, носки слегка разведены в стороны, живот несколько подобран, голова в положении глазнично-ушной горизонтали (немецкая горизонталь), когда нижний край правой глазницы и козелковая точка уха находятся на одном уровне. Исключение составляет измерение детей в возрасте до 3 лет – оно проводится в положении реб нка л жа на горизонтальной плоскости: столе, доске и т.п.

Исследование не должно быть длительным по времени.

Необходимо соблюдать точность измерений. Пределы допустимых различий для большинства размеров не должны превышать 2-3 мм при двукратных или тр хкратных измерениях (для длины тела допускается различие между двумя измерениями в 4 мм). В протокол исследования заносится средняя величина из наиболее близких результатов измерения.

К началу проведения исследования должны быть разработаны программа измерений и форма протокольных записей, куда заносятся результаты обследования. Ведение протокола помощником, который быстро и грамотно заполняет его, ускоряет проведение массовых обследований.

Исследования необходимо проводить стандартным выверенным инструментарием.

К антропометрическому инструментарию относят:

металлический штанговый антропометр системы Мартина, который одновременно может служить как штанговый циркуль;

деревянный станковый ростомер;

большой и малый толстотные циркули;

скользящий циркуль;

миллиметровые (металлические, полотняные или прорезиненные) ленты длиной до 1,5-2 м;

весы медицинские с точностью измерения до 50 г;

динамометры (кистевой, становой);

гониометры;

стопомеры.

Металлический штанговый антропометр Мартина (рис. 5) и деревянный станковый ростомер позволяют определить с высокой степенью точности (до 0,2-0,5 см) длину тела испытуемого в положении стоя или сидя. Кроме того, с помощью металлического антропометра можно определить продольные размеры тела (длину плеча, предплечья, кисти, всей верхней конечности, бедра, голени, всей нижней конечности и т.п.), чего нельзя сделать деревянным ростомером.

Толстотный (рис. 6, а) и скользящий (рис. 6, б) циркули используются для определения сквозных размеров, т.е. расстояний между двумя точками в проекции на линию, параллельную измеряемой оси. Толстотные циркули в отличие от скользящих, напоминающих штанговые циркули, имеют дугообразно изогнутые ножки, позволяющие измерить расстояния между точками тела, которые лежат глубже, чем окружающие их участки тела, и которые не могут быть фиксированы прямыми ножками скользящего или штангового циркуля.

Миллиметровые металлические или прорезиненные полотняные ленты применяются для определения периметров (окружностей, обхватов) тела и его сегментов.

Калипер служит для измерения толщины кожно-жировых складок. Этот прибор имеет специально оттарированную пружину, которая да т возможность в каждом конкретном случае производить идентичное давление на складку (по Брожеку (1960) оно составляет 10 г на 1 мм2 поверхности кожи). По толщине кожно-жировых складок можно судить о степени развития и локализации жироотложения.

Динамометры (кистевые, становые) используются в последнее время для измерения силы не только мышц-сгибателей кисти и мышц-разгибателей туловища, но и многих других групп мышц (рис. 7). Определение силы отдельных групп мышц позволяет судить о топографии силы мышц человека, и, в частности, спортсменов различных специализаций.

Гониометры (Моллизона, Гамбурцева, Сермеева, Яцкевича) – приборы для определения подвижности в суставах в градусах (рис. 8). Суммарная подвижность во всех исследованных суставах позволяет характеризовать такое физическое качество человека, как гибкость.

Одним из методов оценки физического развития и телосложения является метод фотографирования спортсмена в положении стоя в разных проекциях на фоне специальной морфометрической сетки.

Используемые в спортивной антропометрии размеры тела можно разделить на: продольные, поперечные (диаметры) и обхватные. Для обеспечения точности их измерений используют так называемые антропометрические точки, которые должны быть строго локализованы. Этой цели служат: костные выступы – отростки, бугры, мыщелки, края сочленяющихся костей; складки кожи – ягодичная складка; специфические кожные образования – грудные соски, пупок и т.п. Местоположение той или иной антропометрической точки находят пут м прощупывания и безболезненного надавливания с последующим обозначением е дермографическим карандашом на период обследования (рис 9).

В наибольшей мере используются следующие антропометрические точки:

Верхушечная – самая высокая точка темени при положении головы в глазнично-ушной горизонтали.

Верхнегрудинная – наиболее глубокая точка яремной вырезки грудины по срединной линии тела.

Нижнегрудинная – точка в области основания мечевидного отростка грудины по срединной линии тела.

Акромиальная (плечевая) – наиболее выступающая кнаружи точка на нижнем крае акромиального отростка лопатки при свободно опущенных руках.

Лучевая – самая верхняя точка головки лучевой кости с наружно-передней стороны предплечья, в области щели плече-лучевого сустава (в ямке красоты).

Шиловидная радиальная – самая нижняя точка на шиловидном отростке лучевой кости.

Пальцевая (ΙΙΙ) – самая нижняя точка на мякоти дистальной фаланги третьего пальца.

Передняя подвздошно-остистая – наиболее выступающая впер д точка на передне-верхней подвздошной ости.

Лобковая – самая верхняя точка лобкового сочленения по срединной линии тела.

Подвздошно-гребневая – наиболее выступающая кнаружи точка в области подвздошного гребня.

Верхнеберцовая внутренняя – самая верхняя точка внутреннего края проксимального эпифиза большеберцовой кости (ориентиром служит щель коленного сустава с медиальной стороны от связки надколенника).

Нижнеберцовая внутренняя – самая нижняя точка внутренней лодыжки.

Пяточная – наиболее выступающая назад точка пятки.

Конечная – наиболее выступающая впер д точка стопы (на мякоти дистальной фаланги первого, второго или иногда третьего пальца стопы).

Антропометр во время измерения должен быть в строго вертикальном положении. Порядок измерения высот антропометрических точек над поверхностью опоры всегда должен быть один и тот же – сверху вниз. Одной рукой исследователь держит антропометр, а другой, поддерживая конец измерительной линейки, устанавливает е в определ нной антропометрической точке. Парные точки тела измеряют обычно на правой стороне тела испытуемого. Для выявления асимметрии измерения производят и на левой стороне.

Определение продольных размеров тела. Продольные размеры тела человека определяют как проекционное расстояние между антропометрическими точками, ориентированными в вертикальной плоскости.

Проекционные измерения можно производить двумя способами. Первый способ состоит в том, что антропометром определяют высоту отдельных антропометрических точек над полом или любой опорной поверхностью, на которой стоит испытуемый, с последовательным вычитанием одного размера из другого для определения длины соответствующего сегмента (например, разница в высоте акромиальной и лучевой точек да т длину плеча). При втором способе с помощью штангового циркуля измеряют длину сегмента между его крайними точками (например, длина плеча – проекционное расстояние между акромиальной и лучевой точками; длина предплечья – расстояние между лучевой и шиловидной радиальной точками).

Продольные размеры тела:

Длина тела (рост) – высота верхушечной точки испытуемого над площадью опоры.

Длина туловища – разница между высотами над полом верхнегрудинной и лобковой точек (проекционное расстояние между этими точками).

Длина корпуса – длина тела за вычетом длины нижних конечностей.

Длина верхней конечности – разница между высотами над полом плечевой и пальцевой точек (проекционное расстояние между акромиальной и пальцевой точками).

Длина плеча – разница между высотами над полом плечевой и лучевой точек (проекционное расстояние между акромиальной и лучевой точками).

Длина предплечья – разница между высотами над полом лучевой и шиловидной точек (проекционное расстояние между лучевой и шиловидной точками).

Длина кисти – разница между высотами над полом шиловидной и пальцевой точек (проекционное расстояние между шиловидной и пальцевой точками).

Длина нижней конечности – полусумма высот над полом передней подвздошно-остистой и лобковой точек.

Длина бедра – длина нижней конечности за вычетом высоты над полом верхнеберцовой точки.

Длина голени – разница между высотами над полом верхнеберцовой и нижнеберцовой точек (проекционное расстояние между верхней и нижней берцовыми точками).

Длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками.

Определение поперечных размеров тела (диаметров). Поперечные размеры тела определяются толстотным, штанговым или скользящим циркулем как проекционное расстояние между антропометрическими точками во фронтальной или сагиттальной плоскости. При определении поперечных размеров тела вначале прощупывают антропометрические точки, слегка надавливая на кожу испытуемого, а затем фиксируют на них ножки циркуля.

Акромиальный диаметр (ширина плеч) – расстояние между правой и левой акромиальными точками (при измерении плечи не должны быть сильно приподняты или опущены).

Тазогребневый диаметр (ширина таза) – расстояние между правой и левой подвздошно-гребневыми точками.

Поперечный диаметр груди – расстояние между наиболее выступающими боковыми частями р бер.

Передне-задний диаметр груди – расстояние между нижнегрудинной точкой и остистым отростком позвонка, лежащего в этой же горизонтальной плоскости.

Поперечный диаметр нижней части плеча – наибольшее расстояние между наружным и внутренним надмыщелками плечевой кости.

Поперечный диаметр нижней части предплечья – наибольшее расстояние между шиловидными отростками лучевой и локтевой костей.

Поперечный диаметр нижней части бедра – наибольшее расстояние между внутренним и наружным надмыщелками бедренной кости.

Поперечный диаметр нижней части голени – наибольшее расстояние между лодыжками большеберцовой и малоберцовой костей.

Определение обхватных размеров тела. Обхватные размеры тела человека, или периметры, измеряют миллиметровой лентой. При измерениях следует следить за тем, чтобы лента лежала в горизонтальной плоскости и нулевое деление находилось спереди. Стоять надо лицом к испытуемому и считывать деление ленты, находящееся против нулевого. Чтобы лента плотно прилегала к измеряемому участку тела, не сдавливала мягких тканей и не смещала кожи (после е снятия на теле не должно оставаться следа), рекомендуется предварительно несколько натянуть ленту, а затем немного отпустить е. Матерчатая миллиметровая лента постепенно вытягивается, поэтому е необходимо постоянно проверять по эталону и после измерения 30-50 человек заменять новой.

Обхват груди в спокойном состоянии измеряется миллиметровой лентой, которая накладывается так, что сзади она проходит под нижним углом лопаток, сбоку – между туловищем и руками, а спереди закрывает нижние сегменты околососковых кружков (у женщин верхний край грудных жел з). При этом измерении испытуемого необходимо отвлекать разговором.

Обхват груди при вдохе измеряется также, но во время максимального вдоха. При этом испытуемый не должен поднимать плеч.

Обхват груди при выдохе измеряется так же, но при максимальном выдохе. Разница в показателях между обхватом груди при максимальном вдохе и обхватом груди при максимальном выдохе да т величину так называемой экскурсии грудной клетки.

Обхват плеча (в спокойном состоянии) измеряется в горизонтальной плоскости в месте наибольшего развития двуглавой мышцы плеча при свободно опущенной руке.

Обхват плеча (в напряж нном состоянии) измеряется так же, но при сокращ нных мышцах передней поверхности плеча. Разница между обхватом плеча в спокойном состоянии и обхватом плеча в напряж нном состоянии характеризует экскурсию мышц плеча.

Обхват предплечья измеряется в горизонтальной плоскости в месте наибольшего развития мышц предплечья при свободно опущенной руке.

Обхват бедра измеряется аналогичным способом. Лента накладывается под ягодичной складкой и замыкается на наружной поверхности бедра.

Обхват голени измеряется так же. Лента накладывается горизонтально в месте наибольшего развития тр хглавой мышцы голени.

Определение толщины кожно-жировых складок. Для измерения толщины кожно-жировых складок применяют специальный прибор, называемый калипером. При измерениях особое внимание следует обратить на его тарировку. Давление ножками калипера не должно превышать 10 г на 1 мм2 поверхности кожи. Площадь захватываемой пальцами кожи должна быть не менее 20-40 мм2 . Измерения должны осуществляться в строго установленных местах. Обычно определяют толщину 8 продольных кожно-жировых складок:

в области спины – под нижним углом лопатки;

в области груди – по подмышечному краю большой грудной мышцы;

в области живота – справа вблизи пупка;

на передней поверхности плеча – над двуглавой мышцей (примерно на середине плеча);

на задней поверхности плеча – над тр хглавой мышцей плеча (примерно на середине плеча);

на тыльной поверхности кисти – на середине ΙΙΙ пястной кости;

на передней поверхности бедра – над прямой мышцей бедра, несколько ниже паховой связки;

на задней поверхности голени в области наружной головки икроножной мышцы.

По антропометрическим данным расч тным пут м (аналитическим методом) определяют поверхность тела, костный, жировой и мышечный компоненты веса тела (расч ты приводятся в соответствующих главах). Данные антропометрического обследования заносятся в специальные карты (см. далее).

Абсолютные цифровые величины веса тела, роста, окружности груди и т.п. хотя и характеризуют данного индивидуума, но недостаточно. Они позволяют сравнивать эти величины с такими же величинами, полученными у данного испытуемого в другое время. Таким образом, проводя регулярные антропометрические обследования, можно следить за динамикой изменений в строении тела испытуемого. В практике отбора для занятий спортом большое значение имеют относительные показатели, называемые индексами. При расч те индексов бер тся процентное отношение одной величины к другой, что позволяет сравнить различные морфофункциональные показатели различных испытуемых. Наиболее часто употребляемые индексы приводятся в соответствующих темах лекций.

Рентгенографический метод. В основе рентгенографического метода лежит применение рентгеновских лучей, обладающих высокой проникающей способностью. Благодаря этому непрозрачные для света объекты становятся прозрачными для рентгеновского излучения. Степень прозрачности вещества определяется длиной волны используемого излучения, а также толщиной и плотностью изучаемого объекта. Для рентгеновского излучения вещество будет тем менее прозрачным, чем больше его плотность и толщина.

Суть рентгенографического метода состоит в получении рентгеновских теней на фотоматериале, а сам снимок называется рентгенограммой. На рентгенограммах наиболее плотные места объекта получаются светлыми, а наименее плотные – т мными.

Отч тливую рентгеновскую теневую картину уда тся получить лишь в том случае, когда соседние анатомические образования обладают различной поглощаемостью рентгеновских лучей. В противном случае в организм вводят специальные контрастные вещества для повышения контраста тех или иных образований.

Формулы расчета антропологических данных у детей первого года жизни Длина тела. Длина тела 6-месячного ребенка 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см. Масса тела. Масса тела в 6 месяцев 8200 г, на каждый месяц до 6 вычитается по 800, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400. Окружность груди. Окружность груди в 6 месяцев 45 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см. Окружность головы. Окружность головы в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц свыше вычитается 1,5 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см.

Формулы для расчета антропометрических данных у детей старше 1 года Длина тела (от 1 до 6 лет). Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см, на каждый недостающий год вычитается по 6 см, на каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см. Длина тела (свыше 6 лет). Длина тела ребенка 6 лет равна 130 см, на каждый недостающий год вычитается по 7 см, на каждый год свыше 4 прибавляется по 5 см. Масса тела (1- 12 лет). Масса тела в 5 лет равна 19 кг, на каждый год до 5 лет отнимается 2 кг, на каждый год свыше 5 прибавляется 3 кг. Масса тела (свыше 12 лет). Определяется по формуле: 5 x n - 20 кг, где n - возраст, лет. Окружность груди. У ребенка 10 лет окружность груди равна 63 см. На каждый год до 10 лет вычитается 1,5 см, на каждый свыше 10 добавляется по 3 см. Окружность головы. В 5 лет окружность головы равна 50 см, на каждый год до 5 лет вычитается по 1 см, на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.

Оценка методом индексов физического развития Метод основан на расчете индексов - числовых соотношений между отдельными антропометрическими признаками. В настоящее время не используется для оценки биологической зрелости ребенка, а также состояния питания. В качестве оценки состояния питания используется массо-ростовой индекс, индекс Чулицкой, индекс массы тела. Оценка производится путем сравнения рассчитанного индекса для данного ребенка со среднестатистическим распределением индекса с учетом возраста и пола. Индекс Чулицкой (индекс упитанности) В настоящее время применяется у детей раннего возраста. Вычисляется по формуле: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела. При нормотрофии величина индекса составляет 20- 25. Индекс массы тела (индекс Кетле II): Применяется для оценки состояния питания детей старшего возраста. Вычисляется как отношение массы тела (в кг) к его длине, возведенной в квадрат. Существуют таблицы, по которым и определяется степень отклонений: достаточное питание, "низкое" состояние питания, "высокое" состояние питания, очень высокое, "пограничное".

Оценка параметрическим методом (сигнальный метод) Метод основан на расчете среднеарифметических показателей (М) и их среднеквадратных отклонений (сигма) в соответствующей возрастно-половой группе. При этом выделяются следующие оценочные категории: 1) средний уровень с колебаниями в пределах 1,5 сигма от М; 2) ниже среднего - от -1,5 сигма до -2 сигма; 3) низкий - от -2 сигма до -3 сигма; 4) очень низкий - более -3 сигма; 5) выше среднего - от +1,5 сигма до +2 сигма; 6) высокий - более +3 сигма. При формулировании врачебного заключения помимо уровня развития признаков учитывается и их гармоничность, когда разница между сигнальными отклонениями не превышает 1 сигма. Данный метод очень часто применяется при подходе к диагностике нарушений роста.

Оценка антропометрических данных центильным методом Оценка проводится по таблицам центильного типа. Задача врача - определить по таблицам, в какой интервал попадают величины измерения, и вписать в медицинский документ ребенка. Этот метод считается более объективным и более распространенным. О гармоничности развития судят по результатам средних оценок, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. Гармоничным развитием является развитие, если разность номеров центильных интервалов не превышает 1, если разность составляет 2, то развитие дисгармоничное, 3 и более - резко дисгармоничное. В некоторых случаях определяют соматотип по сумме номеров центильных интервалов, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. При сумме баллов до 10 ребенка относят к микросоматотипу, при сумме от 11 до 16 баллов - к макросоматотипу. Однократное антропометрическое исследование ребенка и соответствующая его оценка позволяют определить уровень и гармоничность физического состояния, характеризующее лишь состояние ребенка к определенной поло-возрастной группе. Качественная оценка роста возможна при анализе последовательных измерений ребенка в декретированные сроки: до 1 года - ежемесячно; от 1 года до 3 лет - ежеквартально; от 3 до 7 лет - 1 раз в 6 месяцев; старше 7 лет - ежегодно. Наиболее информативным являются графики распределения типичных признаков для каждого конкретного ребенка. Если кривая графика проходит в одной зоне, говорят о стабильных темпах роста, если кривая графика перемещается в выше- или нижележащие зоны, говорят об ускоренных или замедленных темпах роста. Аналогично изложенному анализируются темпы массы тела, окружности головы, грудной клетки. 529 x 0,052 = 27,508.

Оценка антропометрических показателей основывается на антропоскопии (соматоскопии), которая предусматривает определение степени выраженности описательных признаков (расовых, конституциональных, особенностей осанки, формы позвоночника, грудиной клетки, ног, наличия плоскостопия, развития мышечной и жировой ткани, вторичных половых признаков и так далее) и, в большей степени, на антропометрии (anthropos — человек, metreo — измерять) — совокупности методой и приемов измерения морфологических особенностей человеческого тела Все антропометрические показатели условно можно разделить па две группы: основные (длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и головы) и дополнительные (прочие антропометрические показатели, например, длина ноги, высота головы и др.). Анализ основных антропометрических показателей на момент обследования дает возможность оценить физическое состояние ребенка, в динамике — темпы физического развития. Дополнительные антропометрические показатели могут использоваться как показатели биологической зрелости (расчет индексов пропорциональности) или как показатели состояния питания ребенка (например, индекс Чулицкой). Ряд антропоскопических показателей (оценка состояния позвоночника, грудной клетки и др.) приведены в соответствующих разделах. В данной главе подробно освещена методика антропометрического исследования и методы оценки физического состояния и развития ребенка.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей. Наиболее часто определяют окружности плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы и верхнего лица. Также имеет значение проведение «филиппинского теста» и определение средней точки тела.

Измерение длины тела у детей первого года жизни производится с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 см, шириной 40 см.

Ростомер для измерения грудных детей

На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.

Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера.

Измерение длины тела у детей первого года жизни

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Измерение длины тела детей старше 3 лет производят с помощью ростомера с откидным табуретом

Деревянной ростомер

или подвижного антропометра. На вертикальной стойке ростомера нанесены 2 шкалы: одна (справа) — для измерения роста стоя, другая (слева) — длины корпуса (длины тела сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, ноги выпрямлены в коленях, стоны плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка подводится к голове без надавливания:

Измерение длинны тела стоя

Измерение длины тела детей в возрасте от 1 года до 3 лет проводится тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку, и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Одновременно с длиной тела можно измерить высоту головы, высоту верхней части лица (верхнее лицо), длину ноги, определить положение средней точки тела, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Высота головы определяется измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выдающейся части подбородка:

Расположение точек для измерения высоты головы и верхней части лица

Верхнюю часть лица определяют измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки (преддверие носа). Положение головы при измерении высоты головы и верхней части лица должно быть таким же, как и при измерении роста.

Для определения длины ноги сантиметровой лентой измеряют расстояние от большого вертела бедра до основания стопы. Методика измерения длины ноги приведена на следующем рисунке:

Расположение точек для измерения длины ноги нижнего сегмента

При затруднении пальпаторного определения вертельной точки ребенку перед измерением несколько раз сгибают ногу в тазобедренном суставе.

Для определения средней точки тела ребенка его длину делят пополам, полученный результат проецируют на срединную линию тела. Отмечают место расположения средней точки тела (на пупке, между пупком и симфизом, на симфизе, ниже симфиза) и расстояние до пупка. Нижний сегмент измеряют от верхнего края симфиза (лобковая точка) до основания стопы по средней линии тела. Верхний сегмент определяется как разность между длиной тела и нижним сегментом.

Определение массы тела детей в возрасте до 3 лет проводится на чашечных весах с максимальной нагрузкой до 25 кг (точность измерения — 10 г), которые состоят из лотка и коромысла с двумя шкалами делений: нижняя — в килограммах, верхняя — в граммах. Перед началом взвешивания весы уравновешивают. Затем, при закрытом коромысле, на весы и ранее взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки — на узкой. При взвешивании нижняя гиря, определяющая массу тела в килограммах, должна помещаться только в имеющиеся на шкале вырезки (насечки). После определения массы тела коромысло закрывают, ребенка снимают с весов и после этого считывают результат (из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки).

В последнее время широко используют электронные весы, которые значительно упрощают взвешивание.

Измерение массы тела детей старше 3 лет проводят утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации. В большинстве медицинских учреждений используются рычажные весы типа Фербенкс (точность измерения — 50 г). После предварительной проверки уравновешенности весов раздетый ребенок должен встать на середину площадки весов при закрытом коромысле. Дальнейшая тактика взвешивания и записи результатов описаны выше.

Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Для измерения окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры:

Спереди сантиметровая лента располагается по надбровным дугам:

При измерении окружности груди измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди к месту прикрепления IV ребра к грудине:

У девочек пубертатного возраста с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча измеряется при расслабленной мускулатуре руки на границе верхней и средней трети плеча перпендикулярно длиннику плечевой кости:

Окружность бедра измеряется в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги» под ягодичной складкой, перпендикулярно длиннику бедренной кости:

Окружность голени измеряется также в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги в области наибольшего развития икроножной мышцы:

Для наблюдения за изменяющимися в процессе роста пропорциями тела, в частности — за увеличением длины конечностей, которое впервые наиболее четко прослеживается в периоде первого вытягивания, применяется «филиппинский тест». Для его выполнения необходимо руку ребенка при вертикальном положении головы поперечно наложить через середину темени. Рука и кисть при этом плотно прилегают к голове. Положительный тест (когда кончики пальцев достигают противоположного уха) знаменует окончание периода первого вытягивания (6-7-летний возраст).

Проведение «филиппинского теста»

Слева тест положительный, справа отрицательный.

Для оценки ФР у детей используют следующие показатели:

1) соматометрические - длина тела (рост), масса тела, окруж­ности головы, грудной клетки и талии;

2) соматоскопические - форма грудной клетки, спины, стопы, осанка, жировые отложения, половое развитие;

3) физиометрические - жизненная емкость легких, динамомет­рия кистей, становая сила.

Наряду с этим могут использоваться и такие параметры, как толщина кожно-жировых складок, окружности отдельных звеньев те­ла (бедра, плеча, голени) для подсчета специальных антропометриче­ских индексов и др.

РОСТ. Длина тела или рост - один из главных показателей об­щего размера тела и длины костей. Рост ребенка является наиболее стабильным показателем ФР и отражает системный процесс развития организма. Значительные нарушения роста, как правило, сочетаются с патологией других органов и систем. Так, при замедлении роста скелета одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляются рост и дифференцировка головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов. Длина тела может быть средней (нормальной), сниженной, низкой, повышенной, высо­кой.

Измерение роста детей первого года жизни производится с помощью ростомера, который представляет собой доску длиной 80 см и шириной 40 см. С левой стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у начала шкалы имеется неподвижная поперечная планка, а в конце шкалы расположена подвижная поперечная планка, легко пе­редвигающаяся по сантиметровой шкале.

Техника измерения. Рост грудного ребенка измеряют лежа. Для этого его укладывают на спину так, чтобы голова плотно прикасалась к поперечной неподвижной планке ростомера. При этом голова ре­бенка должна находиться в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной вертикаль­ной плоскости. Мать ребенка или помощник плотно фиксируют голо­ву ребенка. Ноги младенца измеряющий выпрямляет легким надавли­ванием ладонью левой руки на коленки, а правой рукой подводит подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопы до пря­мого угла к голеням. Расстояние между неподвижной и подвижной планками и будет равно росту ребенка. Длину следует отмечать с точностью до 1 мм.

Измерение роста детей старшего возраста. Ростомер для детей старшего возраста представляет собой деревянный брусок длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленный верти­кально на деревянной площадке размером 75x50 см. На передней вер­тикальной поверхности бруса нанесены 2 шкалы деления в сантимет­рах, справа - для роста стоя, слева - для роста сидя. Имеется подвиж­ная планка длиной 20 см. На уровне 40 см от деревянной площадки к вертикальному брусу прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

Техника измерения. Ребенок встает на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопат­ками и затылком, руки опущены вдоль тела. Г олова устанавливается в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край ко­зелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове, ее уровень и будет соответствовать росту ребенка. Обязательно отмечается время, когда было проведено измерение.

Измерение детей в возрасте от 1 года до 3 лет производится тем же ростомером, что и для детей старшего возраста, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и у детей старшего возраста.

МАССА ТЕЛА (питание ребенка) - основной антропометриче­ский показатель. Масса тела, в отличие от длины, является более ла­бильным показателем, отражающим степень развития костной и мы­шечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки, и зависит как от конституциональных особенностей ребенка, так и от внешнесредовых факторов (питание, физические и психические на­грузки и пр.). Измерение массы тела обычно не вызывает трудностей. Масса тела может быть низкой (недостаточное питание), сниженной (сниженное питание), повышенной (повышенное питание), высокой (избыточное питание).

Допускается отклонение от средних расчетных величин в пределах ± 10 %.

Взвешивание детей до 3 лет с массой тела до 20 кг проводится на чашечных весах. Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя шкала в килограммах, верхняя - в грам­мах. Точность измерения достигает 10 граммов. Коромысло имеет противовес с шайбой, которую осторожно поворачивают к себе или от себя для уравновешивания весов, ориентируясь на указатель рав­новесия.

Техника взвешивания. Вначале необходимо постелить пеленку на лоток так, чтобы края ее не свешивались и не закрывали шкалу ве­сов. Затем производят непосредственно взвешивание. Для этого за­крывают коромысло весов. Ребенка кладут головкой на широкую часть лотка, а ножками - на узкую. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка - ягодицами, ножками - на уз­кую. Измеряющий стоит прямо перед коромыслом весов (не сбоку!). Показания веса снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезка. На нижней шкале гирю необходимо помещать только в имеющиеся на шкале гнёзда или насечки. После взвешивания ребен­ка коромысло весов закрывают и снимают младенца. Затем записы­вают данные веса, а гири ставят на отметку «0». Для определения массы ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Массу тела определяют с точностью до 100 г.

Взвешивание на электронных весах позволяет быстро получить точные данные массы тела ребенка раннего возраста.

Взвешивание детей после 3-х лет производится на рычажных весах. Раздетый и разутый ребенок встает неподвижно на середину площадки весов. Открывается замок коромысла. Коромысло состоит из двух шкал, точность взвешивания 50 граммов. Взвешивание долж­но проводиться утром натощак, желательно после дефекации и моче­испускания.

Весы должны калиброваться (с помощью предметов точно из­вестного веса) не реже 1 раза в месяц и после любого перемещения.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТЕЙ является важной методикой, дающей дополнительные данные о ФР ребенка. Показатели окружно­стей сами по себе или в сочетании с измерением толщины кожных складок характеризуют ФР ребенка и включаются в расчет различных индексов. Существует специальная техника для измерения окружно­сти головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени.

Измерение окружности головы: сантиметровая лента проводит­ся через наиболее выступающую часть затылка и спереди по линии надбровных дуг. Измерение окружности головы является обязатель­ным при антропометрии грудного ребенка, так как отражает объем головного мозга.

Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возрас­та производится только в спокойном состоянии; у детей старшего возраста - в состоянии покоя при максимальном вдохе и максималь­ном выдохе. Сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, а спереди по линии, соединяющей нижние края околососко­вых кружков. У девочек с развитыми грудными железами спереди лента накладывается под грудными железами по 4-му ребру. Руки об­следуемого должны быть свободно опущены вдоль тела.

Окружность плеча измеряется в верхней трети плеча на уровне подмышечной впадины в месте наибольшего развития двуглавой мышцы в горизонтальной плоскости.

Окружность бедра измеряется непосредственно под ягодичной складкой в горизонтальной плоскости.

Окружность голени измеряется в области наибольшего разви­тия икроножной мышцы.

Окружности плеча, бедра и голени измеряются детям до 3 лет жизни и необходимы для вычисления индексов и определения про­порций тела.

Измерение толщины кожной складки производится калипером. Для характеристики подкожно-жирового слоя используют тол­щину кожной складки в одном или нескольких местах (над трицеп­сом, бицепсом, в подлопаточной области и т.д.). На самом деле дан­ный показатель характеризует не только толщину кожной ткани и связанной с ней подкожной клетчатки, но, используя специальные формулы, позволяет высчитать общее содержание жира в организме.

Методы антропометрии - это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.

Для чего требуется проведение антропометрии?

Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.

Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.

Метод антропометрии - это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.

Факторы антропометрических исследований

Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.

Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:

  1. Внешние факторы - социальные условия существования, неправильное отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек,
  2. Внутренние факторы - наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.

Основы антропометрических исследований

Основы метода антропометрии - это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.

Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.

Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:

  • длины тела;
  • массы тела;
  • обхвата грудной клетки.

Условия проведения антропометрии

Методы антропометрии - это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются весы, ростомеры, динамометры, прочее.

Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.

Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам - важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.

Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Рост

Осень

Весна

Осень

Весна

Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о данными о росте и весе по отдельным сезонам.

Измерение длины тела

Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.

Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.

На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста - гигантизмом.

Измерение массы

Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.

По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.

Антропометрическое определение соматотипа человека

Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.

Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.

Определение степени гармоничности развития

Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.

Техника выполнения антропометрических исследований

В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.

Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.

Главными условиями технически правильной антропометрии являются:

  • проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
  • выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
  • проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
  • на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).

В итоге

Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.

В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.


Метод антропометрических исследований широко используют для определения физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Этот метод исследования человеческого тела в основном основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) дает представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важными для оценки состояния здоровья и работоспособности.

Техника проведения антропометрических исследований не сложна. Обычно их проводят медицинские сестры. Однако, как и всякий другой научный метод исследования,

антропометрия требует навыков и соблюдения определенных условий, которые обеспечивают правильность и точность показателей. Такими основными условиями для проведения всех антропометрических изменений являются:

Выполнение исследований по единой унифицированной методике;

Проведение первичных и повторных исследований одним и тем же лицом и теми же инструментами;

Исследование в одно и то же время дня (лучше всего утром натощак);

Исследуемый должен быть без одежды и обуви (допускают только трусы).

Определение веса. Взвешивание проводят на обычных десятичных медицинских весах, которые перед употреблением должны быть выверены и отрегулированы. Площадка весов должна быть точно горизонтальна полу (это проверяют по отвесу или водяному «глазку», установленным на весах). Весы должны быть чувствительны к весу 100 г. Проверяют правильность весов путем периодического взвешивания клейменных гирь (не менее 30 кг). Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. На площадке целесообразно отметить краской следы ног, куда должен становиться исследуемый.

Измерение роста. Рост измеряют обычным станковым деревянным ростомером или металлическим антропометром системы Мартина.

Измерение роста стоя при помощи деревянного ростомера производят следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками - пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова не должна касаться ростомера 1, а должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу.

Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки. Нужно следить, чтобы исследуемый стоял без напряжения; у женщин с высокой прической волосы при измерении должны быть распущены.

Измерение роста в положении сидя проводят тем же деревянным ростомером, имеющим откидную скамеечку, закрепленную на расстоянии 40 см от пола. Измерение производят следующим образом: исследуемый глубже садится на скамейку спиной к стойке ростомера,

Касание головой ростомера возможно при долихоцефалической форме черепа у исследуемого.

Измерение роста антропометром . Металлический антропометр Мартина состоит из 4 складывающихся полых металлических стержней. По стержню, на который нанесены деления с точностью до 1 мм, скользит муфточка с вырезом. На верхнем конце антропометра неподвижно прикреплена вторая муфта с измерительной линейкой. Верхним стержнем антропометра можно пользоваться отдельно как циркулем для определения ширины частей тела. Весь прибор можно разбирать на части и убирать в футляр, легко перевозить н переносить, в чем большое удобство пользования антропометром.

Измерение окружности грудной клетки . Его проводят прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: з состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Разница между величиной вдоха и выхода называется экскурсией грудной клетки; это важный показатель состояния функции дыхания.

Методика исследования окружности грудной клетки. Исследуемому предлагают развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так. чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин и детей обоего пола до 12- 13 лет - по нижнему сегменту соска, у женщин - над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускает руки. Следует проверить, правильно ли наложена лента. Для удобства рекомендуется проводить исследование перед зеркалом, к которому исследуемый повернут спиной. В зеркале видно, правильно ли сзади наложена лента.

Окружность грудной клетки в спокойном состоянии у взрослых мужчин равна 88-92 см, у женщин 83-85 см. Экскурсия грудной клетки в зависимости от роста исследуемого и объема грудной клетки равна у взрослых мужчин 6-8 см, у женщин 3-б см.

В результате регулярных занятий физическими упражнениями, особенно спортом, экскурсия грудной клетки может значительно увеличиться и достигать 12-15 см.

Спирометрия - метод, при помощи которого определяют жизненную емкость легких. Измерение проводят водяным спирометром, который состоит из двух полых металлических цилиндров, вставленных один в другой. Емкость спирометра обычно 7 л.

Методика исследования. Исследуемый становится лицом к спирометру, берет мундштук с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мунднос. Исследование проводят три раза подряд; отмечают лучший результат. При этом каждый исследуемый должен пользоваться индивидуальным стеклянным мундштуком. После использования мундштуки кипятят.

Спирометрия является хорошим методом определения функции дыхательного аппарата. По показателям спирометрии можно до известной степени судить и о функции сердечно-сосудистой системы.

С возрастом показатели жизненной емкости легких меняются.

Средние показатели жизненной емкости легких для взрослого мужчины составляют 3500-4000 см3, для женщин - 2500-3000 см3.

У спортсменов, особенно у гребцов, лыжников, пловцов, жизненная емкость легких может достигать 5000-6000 см3 и больше.

Величина емкости легких зависит от роста и массы тела, а потому имеет значение определение так называемого жизненного показателя, представляющего собой соотношение между жизненной емкостью легких и весом тела. У взрослого этот показатель не должен быть ниже 60. Нормой для взрослого физкультурника считают показатель 62-68.


Динамометрия - метод, при помощи которого определяют мышечную силу кистей и силу мышц разгибателей спины.

Ручной динамометр представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах.

Методика исследования. Динамометр берут в кисть циферблатом внутрь (пуговка обращена к пальцам). Руку вытягивают в сторону и максимально сжимают динамометр. Ручную силу отмечают для каждой кисти отдельно. Исследование для каждой кисти проводят 3 раза

и записывают лучший результат. Средние показатели силы правой кисти для взрослых мужчин 40-45 кг, для женщин - 30-35 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Становую силу исследуют специальным пружинным динамометром. Исследуемый становится на подножку с крюком, на котором закрепляют цепь от динамометра. Становиться следует так, чтобы 2/3 каждой подошвы заходили за металлическую основу (обычно ее вделывают в деревянную платформу). Ноги должны быть выпрямлены и поставлены рядом. Туловище сгибают, цепь закрепляют за крюк так, чтобы рука от прибора находилась на уровне колея. После этого исследуемый, не сгибая рук и ног, медленно разгибается, вытягивая цепь до отказа. Обычно достаточно бывает однократного исследования. Становая сила у взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, у женщин - 80-90 кг.

Объем антропометрических исследований. При массовых медицинских исследованиях физкультурников обычно ограничиваются определением веса, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти и становой силы.

Для более полного и специального обследования объем исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, предплечья, бедра, голени, живота, шеи и диаметра грудной клетки, передне-заднего ее размера, диаметра таза и т. д. Эти измерения производят при помощи сантиметровой ленты и толстотного циркуля. Большой интерес, в частности, представляет определение пропорций тела. Все эти измерение становой сил. исследования могут значительно расширить наше представление о степени и особенностях физического развития обследуемых спортсменов.

Оценка результатов антропометрических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Оценка методом стандартов наиболее точная и объективная. Оценку физического развития физкультурников по этому методу проводят путем сравнения (сопоставления) полученных данных со средними - стандартными - величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста.

Путем обработки большого числа (обычно число обследуемых выражается в тысячах) антропометрических исследований методом вариационной статистики определяют среднюю величину-«медиану» (М) и среднее квадратическое отклонение- сигму (±а). Полученные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития, которыми очень удобно пользоваться. Полученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов. Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или разнится от нее в ту или другую сторону не больше чем на величину показанного здесь же «среднего отклонения» (±1/2о), то оценка может быть признана удовлетворительной. Если полученная величина отличается от средней, указанной в таблице, больше чем на одно среднее квадратическое отклонение, то соответствующий индивидуальный признак следует признать большим или малым в зависимости от того, в какую сторону от средней величины он отклонен. Если же полученная величина отличается от приведенной в таблице средней больше чем на два отклонения (±а), то оценку исследуемого признака считают очень хорошей или очень плохой, что тем самым указывает на крайние вариации.

Следует иметь в виду, что метод стандартов предусматривает обработку материалов, полученных на однородных контингентах обследуемых: студентах, школьниках, рабочих, колхозниках, спортсменах-разрядниках и т. д., проживающих в одинаковых географических и климатических условиях, в том же городе или той же местности.

В настоящее время такого рода таблицы стандартов имеются не только в республиканских научно-исследовательских учреждениях, но и во многих спортивных и других организациях, учебных заведениях. Эти таблицы разработаны силами местных специалистов.

Важно учитывать и время, когда разрабатывали антропометрические стандарты, так как хорошо известно, что физическое состояние населения СССР из года в год улучшается и полученные старые антропометрические стандарты для использования уже не пригодны.

Ниже, только в качестве образца, приводим таблицу оценки показателей физического развития спортсменов.


Некоторые авторы для целей научной обработки материалов и оценки результатов антропометрических исследований считают наиболее рациональным метод корреляции. Он основан на соотношениях отдельных антропометрических показателей, которые вычисляют математически с помощью коэффициента корреляции, им определяют так называемый коэффициент регресии. Последний показывает, на какую величину изменяется один признак при изменении другого на одну единицу. При помощи коэффициента регрессии можно построить шкалу регрессии, т. е. узнать, какими при данном росте должны быть вес, окружность груди и т. д.

Метод профилей основан на вариационно-статистической обработке результатов обследований. Он позволяет полученные данные изобразить графически. Обычно для этой цели заранее заготовлены сетки, на которых нанесены цифровые показатели.

Для примера приводим образец антропометрического профиля. Недостатком этого метода являются затруднения, связанные с изготовлением большого количества сеток и работой по вычерчиванию профилей; поэтому, по-видимому, этот метод в настоящее время мало применяют.

Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно проводить оценку отдельных атропометрических показателей и их соотношений. Представляет интерес и имеет известное практическое значение ряд показателей.

Росто-весовой показатель характеризует пропорциональный (по отношению к росту) вес тела.

Распространенным и наиболее примитивным является показатель Брока, но которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Эту формулу применяют с поправками Брукша; у людей с ростом от 165 до 170 см следует вычесть 105 единиц, при росте 175-185 см-ПО единиц; этот показатель непригоден в детском и юношеском возрасте.

Другим распространенным показателем является весо-ростовой показатель Кетле, получаемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах; этот показатель показывает, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста (показатель упитанности). В среднем на 1 см роста должно приходиться 400 г веса. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г и ниже - на понижение питания.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью груди. К наиболее распространенным показателям такого рода относится грудной показатель. Для его вычисления окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах; в норме этот индекс равен 50-55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 - на широкую грудь.

Имеет широкое распространение показатель Эрисмана; его определяют путем вычитания из показателя окружности грудной клетки в спокойном состоянии половины роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту.

Если окружность грудной клетки преобладает над половиной роста, этот показатель обозначают знаком плюс, если же окружность грудной клетки отстает от половины роста,- знаком минус. Средние величины этого показателя для хорошо развитого взрослого физкультурника равняются — 5,8, для физкультурницы -3,8 см.

Индекс общего физического развития. Примером такого рода индекса является показатель Пинье. Его вычисляют путем вычитания из показателя роста в сантиметрах (L) суммы величины окружности грудной клетки в сантиметрах (Т) и веса тела в килограммах (Р), т.е. L-(Т—Р); чем меньше остаток, тем лучше телосложение. Телосложение при показателе 10- 15 крепкое, при 16-20 хорошее, при 21-25 среднее, при 26-30 слабое, при 31 и больше очень слабое.

Теоретически индекс составлен неправильно, так как сопоставляют разноименные величины не в их отношениях, а посредством простого сложения или вычитания. У лиц низкого роста, но с большим весом показатель будет всегда высоким; этот индекс совершенно непригоден для детей и подростков.

Большинство индексов составлено механически, а потому не выдерживает научной критики. Оценивать состояние физического развития по индексам следует с большой осторожностъю. По этой причине, видимо, интерес к использованию индексов во врачебно-физкультурной практике за последние годы резко снизился. Однако многие видные терапевты (А. Л. Мясников и др.) рекомендуют в своих руководствах некоторые индексы для целей клинической антропометрии.