Что такое лицей и гимназия. Чем отличается лицей от гимназии

Каждый хороший родитель старается дать своему ребенку все самое лучшее. Это касается и образования. Многие родители считают, чем больше денег вложено в учебу ребенка, тем более образованным он станет и сможет легко поступить в любой ВУЗ. Поэтому нужно выбрать ему самое лучшее учебное заведение. Например, престижный и обязательно дорогой лицей, частную школу или, на крайний случай, гимназию. Но принесет ли это ребенку пользу? И, вообще, все ли родители понимают разницу между лицеем и гимназией?

Чем отличается гимназия от лицея?

Ну, если между частной и государственной школой разница ясна, то чем отличается гимназия от лицея, знают не многие родители. Давайте в этом разберемся.

Гимназия – это, по сути, обычная школа, с утвержденной общеобразовательной программой, которая позволяет получить более углубленные знания по всем предметам.

  • Нагрузка в гимназии на порядок выше, чем в обычной школе, а индивидуальный подход к учениками позволяет определиться с выбором дальнейшего обучения в других учебных заведениях – ВУЗах или колледжах.
  • В гимназиях, как правило, существуют узкопрофильные классы, где ученики, исходя из своих способностей, имеют возможность более углубленного изучения выбранного предмета, например, химии или биологии, физики или математики, иностранного языка или истории. Если ученик гимназии не смог определиться, он поступает в общепрофильный класс, где изучение всех школьных предметов распределено равномерно.
  • В гимназию может поступить любой одаренный ребенок, закончивший начальную школу, имеющий хорошую подготовку и желание сидеть над уроками весь вечер, вместо игр с друзьями. Здесь он получит огромный багаж теоретических знаний, которые помогут ему поступить в ВУЗ.

Лицей – учебное заведение, которое заключило договор с каким-либо ВУЗом, а профильное направление обучения сводится к тому, чтобы подготовить своих учеников к поступлению в ВУЗ, с которым заключен договор.

  • Очень часто бывает, что выпускники лицея поступают сразу же на второй курс «высшей школы».
  • Поступить в лицей можно, как правило, после седьмого класса обычной общеобразовательной школы или гимназии.
  • Часто в лицее ведут профильные уроки преподаватели ВУЗа, с которым заключен договор.
  • Все учебные заведения, имеющие статус лицея, заключают договор с «высшей школой» для которой готовят будущих студентов.
  • В лицее, помимо теории, уделяется много внимания и практическим занятиям. Ученики выпускаются не только с глубокими профильными знаниями, но и с хорошими практическими навыками.

Что лучше выбрать для ребенка?

Это зависит от того, какое образование хочет получить ребенок и, что немаловажно, каковы ваши финансовые возможности. Из всех учебных заведений условно-бесплатной является только государственная школа. Почему условно-бесплатной? Потому что, при поступлении в обычную районную школу, вам, скорее всего, не избежать поборов на подарки, учебные пособия или «почти развалившуюся» школу «без окон, дверей и жалюзей». Финансирование – вечная проблема муниципальных школ, где в классе сидит не менее 35 учеников, среди которых встречаются дети из разных слоев, в том числе из «неблагополучных» семей. Одно из преимуществ такой школы – ее расположение. Иногда там дают вполне приличное образование, но все зависит от преподавательского состава.

Частные школы, как правило, устроены иначе. Здесь гораздо меньше учеников, за счет цены на образование, хотя, если разобраться, государственная школа, с ее поборами, едва ли обойдется дешевле. Такие школы, как правило, ориентированы на состоятельные семьи. В частные школы, также, как в гимназии и лицее, учителя принимаются на работу на конкурсной основе или по приглашению.

Гимназии принимают одаренных детей, которые с удовольствием учатся. Таких тоже немного, поэтому количество учеников в классе не превышает 15-20 человек.

Для тех детей, которые уже окончательно определились с ВУЗом и готовы следовать своей мечте, существуют лицеи, которые подготовят не только теоретическую, но и практическую базу для поступления.

Куда лучше отдать сына или дочь, решать только вам и ребенку. Исходить нужно из его способностей, а также желания получить хорошие знания. Если у ребенка имеется явная одаренность, тогда желательно подобрать ему школу или гимназию с определенной направленностью.

А в какую школу вы планируете отдать учиться своего ребенка?

Большое количество образовательных заведений буквально загоняет родителей в тупик. Найти ответ на вопрос, куда же отправить чадо, тяжело. Поэтому стоит разобраться, что же из себя представляет каждое из заведений и чем отличается обычная школа от гимназии и лицея.

Школа

Это учебное заведение. В нем каждой из дисциплин учат в равной степени за некоторыми исключениями. Например, если школа имеет классы с углубленным изучением какого-либо предмета.

Программа соответствует государственным требованиям, нагрузки - нормам, установленным для определенного возраста. Свободное и учебное время распределяется так, чтоб у ребенка было его достаточное количество как для выполнения школьных занятий, так и для секций/кружков и внеклассной работы.

Гимназия

Считается элитным учебным заведением. В средних или старших классах вводится так называемая предпрофильная подготовка, что, конечно, занимает больше времени. Программа и нагрузки являются индивидуальными для каждого учебного заведения.
Также в гимназии зачастую идет разделение по интересам ребенка. Это позволяет быстрее определиться с будущей профессией. Учебное заведение предоставляет универсальное и многостороннее образование.

Лицей

Зачастую относится к конкретному вузу. Обычно готовит ребенка к поступлению именно в это заведение. К тому же обучение проводят преподаватели конкретного вуза. Уровень образования на порядок выше. При этом основной акцент приходится на профильные дисциплины. Иногда данное заведение дает возможность поступления сразу на второй курс.

Школа имеет возможность повысить свой статус до гимназии или лицея, однако это сложно.

Минусы гимназии и лицея

Чтобы ответить на вопрос, и лицея, нужно сначала выделить положительные и отрицательные стороны данных заведений. Начнем с минусов. В некоторых из заведений (в гимназиях точно, в лицеях - выборочно) после определенных классов проводятся экзамены. При плохих результатах ребенку может грозить исключение из учебного заведения, а это определенный стресс.

Также из-за погони за хорошими показателями учителя и руководство пытаются отсеять учеников, которые не справляются с повышенными нагрузками. Способы для этого применяются самые различные и иногда негативно отражаются на самооценке подростка.

Спорным пунктом является материальное обеспечение заведения, которое на порядок выше, чем у обычной школы. Этот аспект в основном ложится на плечи родителей.

Плюсы гимназии и лицея

Преподаватели этих заведений должны иметь высшую категорию. При этом учительский состав должен быть укомплектован полностью. В отличие от школы, тут каждый учитель ведет только один предмет.

Поскольку на различных этапах отсеиваются различные ученики - уровень остальных достаточно высок. А это заставляет детей стремиться к большим успехам.
В таких заведениях стараются исключать различные конфликтные ситуации и возможные потасовки. Поэтому за детьми следят больше, чем в школах, а о прогулах и ухудшающейся успеваемости немедленно сообщают родителям.

Разнообразие факультативов в данных учебных заведениях - немаловажный фактор. Также здесь проводится обучение минимум двум иностранным языкам, причем в более углубленной форме. В обычной школе чаще всего изучается один, реже - два, но не так досконально.

Чем отличается школа от гимназии и лицея? Образование

Поскольку образование в школах является государственным и регулируется сводом правил и законов, принятых соответствующими инстанциями, его уровень в данных заведениях равноценен. Учебники и дополнительная литература одинаковая для всех. При этом есть стандартные нагрузки (урок 45 минут), а также регламент, определяющий количество часов нагрузки для определенного возраста. Возраст принятия ребенка в школу нормирован - 7 лет.

Всё это немного понижает образовательный уровень данных заведений. Основной задачей родителей становится заинтересовать ребенка в обучении. Ведь общепринятые стандарты скучны для детей.

Конечно же, многое зависит от учителей. Если они способны заинтересовать чем-либо ребенка, то и процесс усвоения материала происходит гораздо проще. С этим очень сложно не прогадать.

А вот гимназии и лицеи подстраивают нагрузку и вид образования под себя. Педагогический коллектив заинтересован в хорошей успеваемости каждого ребенка. Поэтому придумываются, подбираются самые различные программы и методы. Это лучше помогает усваивать материал. Однако уровень нагрузки на порядок выше школьной. Это очень выматывает детей, особенно учеников младших классов. Свободного времени меньше. Поэтому если у ребенка имеются какие-либо увлечения, секции, то на них может не хватать времени, а ведь никто не отменял ещё и домашние задания.

Чем отличается школа от гимназии и лицея?

В чем разница между заведениями? Сейчас разберемся. Педагогический состав более сильный и укомплектованный именно в лицеях и гимназиях. Обучение в них ведется по расширенной программе и является многопрофильным и более углубленным, в отличие от школы.

Школа обучает лишь одному иностранному языку. К тому же на выбор руководства. Тогда как гимназии и лицеи отдают предпочтение английскому как основному и ещё одному или двум как дополнительным. В гимназиях и лицеях проводят факультативы и научные работы.

Что лучше?

Мы разобрались, чем отличается школа от гимназии и лицея. Что лучше? Каждый родитель, конечно, хочет дать своему ребенку качественное образование. Однако стоит учитывать его возможности, способности и желания. Даже если ребенок ещё маленький, то есть возможность определить, где он будет чувствовать себя комфортнее и увереннее. Не нужно увеличивать свою самооценку и амбиции при помощи малыша, который может оказаться попросту не готовым к тяжелым нагрузкам. Поэтому при выборе учебного заведения следует присмотреться к своему чаду. Если способности к хорошему усвоению материала и любовь к различному виду обучения проявилась в раннем возрасте (ребенок начал рано читать, считать, писать), то вероятнее всего, что в обычной школе, где в первом классе детки учат алфавит и счет, ему будет скучно. Тогда есть вероятность, что малыш потеряет интерес к обучению.

Хотя бывает и такое, что до школы ребенок особо не проявлял себя. А вот поступив в первый класс, вдруг оказалось, что он безумно увлекается одним или сразу несколькими предметами. Тогда стоит попробовать поступить, например, в гимназию после 4-го класса. Иногда уместно выбрать заведение с углубленным изучением полюбившегося предмета.

Также при выборе заведения стоит учитывать мнения родителей тех деток, которые уже учатся в нем какое-то время. Тогда проще понять, где лучше учителя, отношение к детям и многое другое.

Заключение

Теперь вы знаете, чем отличается обычная средняя школа от гимназии и лицея. Мы разобрали особенности каждого заведения. Надеемся, что данная информация была вам полезна.

Гимназия или школа для первоклассника, что лучше?

Что выбрать: престижную гимназию или обычную школу? Быть нашему ребёнку гимназистом или обычным школяром – вопрос, пожалуй, посложнее, чем у Гамлета. Потому что слишком много нюансов нужно учесть при выборе, начиная от «начинки» учебной программы, заканчивая территориальным положением учебного заведения, от количества ребят в классе до материального положения семьи. Чем отличается школа от гимназии, в чём её «элитарность» – действительно ли так важно для современного человека попасть в «круг избранных»? Попробуем разобраться в плюсах и минусах.

Тяга к переменам названий сидит в нас давно: улицы и города изменили свои имена, институты гордо переименованы в Академии и Университеты, бывшие средние школы стали гимназиями, а некоторые даже лицеями. Скептик внутри нас настойчиво шепчет, что внешнее отнюдь не всегда отражает внутреннее, и что, по сути своей, мало что изменилось. Хотя, конечно, звучит красиво: “я учусь в «универе»” или: “мой сын – гимназист”. Какая-то избранность и элитарность в этом читается, приятно!

Однако, нашему скептику придётся признать, что он всё же во многом не прав, по крайней мере, в отношении школ и гимназий. Существует целый ряд объективных характеристик, утверждённых и узаконенных на самом высшем уровне, которые позволяют (или не позволяют) школе называться гимназией. Это обязательное изучение нескольких языков, это повышенные по сравнению с обычными школами требования к педагогическому составу – как профессиональные, так и чисто технические, например, в обыкновенной школе может быть один-единственный учитель физики, а в гимназии это невозможно. В гимназии по сравнению с обычной школой куда более насыщенная и разнообразная учебная программа, на помощь приходят последние новинки компьютерных технологий, большое внимание уделяется общему культурному уровню учащихся. Активно поддерживается “корпоративный дух”, который выражается в каких-то знаках отличия воспитанников именно этой гимназии от других: форма, эмблема. А также дисциплина, атмосфера – это тоже “лицо” гимназии, достойное выражение которого должно тщательно поддерживаться. Есть ещё много признаков, отличающих элитное учебное заведение от обычной школы.

То есть, различия всё-таки налицо. Так что, милый скептик, спрячь свою улыбку. Всё выглядит более чем шикарно – наверное, всё же мы станем гимназистами. Если, конечно, попадём по конкурсу в престижную гимназию, если потянем это финансово … Да, часто гимназия – это платное и весьма дорогое удовольствие. И если будет кому возить ребёнка на другой конец города. Искусство требует жертв, но , судя по всему, стоит свеч!

И вот она – вторая сторона медали: оправданы ли эти жертвы? Не затмевают ли собой плюсы обучения? Мы же совсем забыли про нашего будущего первоклассника. Нужно ли ему обилие предметов и углублённое их изучение, готов ли он к таким нагрузкам? Учить латынь, фехтовать, держаться в седле, уметь танцевать вальс – это, бесспорно, очень интересно. Но так ли уж необходимо? Возможно и так, но не всем и не всегда. Гимназический марафон может осилить далеко не каждый ребёнок. А долгая ежедневная дорога, если гимназия находится далеко от дома, это большое испытание для маленького ученика. Да и что греха таить – далеко не каждая гимназия на практике соответствует своему высокому званию, бывает, что процесс обучения, несмотря на обилие предметов, формален, «для галочки». Так что же, не мучаем ребёнка и идём в школу в своём дворе?

Рискну сказать, что учебный план, образовательный стандарт и все программы вместе взятые – это далеко не самая важная вещь, тем более в начальной школе. Дружный класс, добрый и нравственный первый учитель, хорошая доброжелательная рабочая атмосфера – пожалуй, именно это самое важное в первые годы учёбы. А поскольку вступает в игру человеческий фактор – это в какой-то степени везение в любом случае, где бы не учился ребёнок. Поэтому, наверное, будет разумным сфокусироваться на личности учителя, набирающего первый класс, а не смотреть так уж пристально на престижную вывеску. Учитель от Бога может найтись как в скромной средней во всех смыслах школе, так и в роскошной гимназии, и встретить такого – большая удача.

Школа или гимназия? Выбор за родителями, главное, не упустить из виду истинные потребности ребёнка.

Отличие лицея от гимназии.

Многие из нас не очень хорошо понимают разницу между лицеем и гимназией. Но в действительности это несколько различные учебные заведения. В статье мы попытаемся разобраться в этом.

Что такое лицей и гимназия?

Лицей — учебное заведение с четким профилем. То есть в заведении выделяется какой-то определенный профильный предмет. Это дает возможность поступления в конкретный ВУЗ. Очень часто лицей с университетом заключают договор. После получения диплома, выпускник может поступить в ВУЗ на второй или даже третий курс. Собственно говоря, это своеобразные подготовительные курсы.

Гимназия — учебное заведение, которое занимается подготовкой школьников по более глубокой программе. Определенной направленности нет. Но выпускники гимназий легко поступают в любые ВУЗы из-за более глубокого изучения предметов.

Чем лицей отличается от школы и гимназии: сравнение, разница, сходство

Сходство в том, что после гимназии и лицея выпускник получает самый обычный диплом о среднем образовании. То есть разницы с обычной школой в документах никакой.

Сходство гимназии и лицея:

  • Диплом о среднем образовании
  • У учебных заведений имеются спонсоры, которые обеспечивают их всем необходимым
  • Ученики получают углубленные знания
  • Преподаватели принимаются на конкурсной основе
  • Основная школьная программа сохраняется
  • Более простые условия поступления в ВУЗ из-за хороших знаний

Разница:

  • Лицей готовит в определенный ВУЗ, поэтому и профиль определенный
  • В лицее часто предметы ведут те же преподаватели, что и в профильном ВУЗе. Это облегчает поступление некоторых абитуриентов, так как преподаватели с ними знакомы
  • В лицее дают много практических занятий
  • В гимназии только теоретические знания, хоть и по углубленной программе
  • Гимназия готовит одинаково по всем предметам, но дает более серьезные знания, чем обычная средняя школа
  • После лицея существует возможность поступления в конкретный ВУЗ на второй или третий курс


Что лучше, выше, круче по статусу: гимназия или лицей?

Смотря с какой стороны оценивать. Касательно лицея, то здесь идет углубленное изучение какого-то конкретного предмета. При этом большое значение отдается практическим занятиям. Ученики после лицея хорошо разбираются в профильных предметах и могут легко поступить в ВУЗ, с которым заключен договор. В гимназии имеются авторские программы обучении и преподаватели набираются на конкурсной основе. Но при этом знания в основном теоретические.

Чаще всего определенного профиля нет. Соответственно выбор зависит от того, насколько вы и ваш ребенок определились с перспективами и желаниями. Если вы знаете куда пойдете, то лучше выбирать лицей. Он лучше подготовит ученика к поступлению в ВУЗ.

Если пока ребенок не определился, по какому пути пойдет после школы, то лучше выбрать гимназию. Здесь даются глубокие знания практически по всем предметам.

Если говорить о статусе, то лицей и гимназия, так как и обычная школа, являются заведениями, которые дают среднее образование. В итого вы получите самый обычный аттестат.

Чем отличается школа от лицея?

В школе проходят занятия по утвержденной государственной программе. В лицее много известных преподавателей с личными и авторскими программами. Это позволяет продуктивнее воспринимать и запоминать информацию. В школе нет определенной направленности и практических занятий, а в лицее они есть.



Отличие школы от гимназии

Гимназия набирает преподавателей на конкурсной основе. Здесь работают талантливые педагоги с собственными разработками. Программа более глубокая, чем в обычной средней школе.

Где сложнее учиться? В лицее или гимназии?

Если сравнивать с обычной средней школой, то требования в гимназии и лицее гораздо выше. Это стоит учитывать и не надеяться на простую жизнь. Очень часто родители учащихся в гимназии и лицее пользуются услугами репетиторов. Домашние задания более сложные. По уровню сложности в обучении, гимназия и лицей — практически одинаковые. Придется попотеть над домашними заданиями и быть внимательными на уроках.



Если у вас в планах нет поступления в крутой ВУЗ, то и обучение в лицее ни к чему. Выберите обычную школу или гимназию.

ВИДЕО: Лицей или гимназия

Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок получил качественное образование, не только стал успешным в школе, но и смог поступить в престижное высшее учебное заведение на бюджетной основе, получить после завершения обучения хорошую должность. Попробуем выяснить, чем гимназия отличается от школы, оценить уровень преподавания в обычном и специализированном учебном заведении.

Общие и отличительные черты школ и гимназий

Рассуждая над тем, выявим для начала их общие черты. Они относятся к общеобразовательным учреждениям, где у школьников есть возможность получать аттестаты государственного образца. Рассуждая над тем, чем гимназия отличается от школы, отметим разницу в правилах приема в учебное заведение.

Достаточно часто у школьников появляются серьезные проблемы с усвоением учебного материала из-за того, что неправильно был выбран тип учебного заведения.

Лицеи и гимназии: сходные характеристики

Между лицеем и гимназией, например, есть определенное сходство. Например, в обоих учебных заведениях процесс обучения основывается на федеральных образовательных стандартах. Преподаватели в такие заведения приглашаются на конкурсной основе.

У каждого лицея, гимназии существует определенный спонсор, помогающий учебному заведению решать вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения. Кроме того, среди сходных параметров можно назвать изучение некоторых предметов на профильном (углубленном) уровне.

Отличия между гимназиями и лицеями

Попасть в государственный лицей можно только после окончания семи или восьми лет обучения в основной школе. Большая часть лицеев, существующих в нашей стране, имеет техническую направленность. У каждого лицея существует определенный договор с высшим учебным заведением о поступлении выпускников, именно для конкретного вуза и осуществляется подготовка.

Рассуждая над тем, чем гимназии и лицеи отличаются от обычных школ, отметим, что в лицее особое внимание уделяется практической деятельности. Выпускник такого учебного заведения покидает его не только с классическим аттестатом об образовании, но и с конкретной специальностью.

К проведению занятий здесь привлекаются ведущие специалисты тех высших учебных заведений, с которыми у лицея заключен договор о плодотворном сотрудничестве.

У особо успешных ребят есть не только возможность приоритетного поступления, но и шанс сразу стать студентами второго курса вуза, закрепленного за лицеем.

Отличительные характеристики гимназии

Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем отличается гимназия от общеобразовательной школы, выявим основные параметры данного типа учебных заведений. Поступить слюда может любой талантливый ребенок, который окончил обучение в начальной школе или в прогимназии.

Чем отличается гимназия от средней школы, помимо условий приема? Здесь можно получить крепкие теоретические знания, подготовиться к успешному поступлению в престижные высшие учебные заведения.

В отличие от лицея, специализирующегося на практических навыках, в гимназии уделяется пристальное внимание теоретическим знаниям, для этого в процессе обучения используются авторские программы и педагогические методики.

Учебная деятельность

Чем отличается гимназия от обычной школы в плане организации учебного процесса? Профиль в гимназиях школьники выбирают в старшем звене. К этому моменту ребята уже определяются со сферой своих интересов, будущей профессиональной деятельностью.

И лицеи, и гимназии обладают преимуществами по сравнению с муниципальными бюджетными школами, в материальном, техническом оснащении, а также в укомплектовании педагогическими кадрами.

Внеурочная работа

Чем гимназия отличается от школы по организации внеурочной деятельности? Все мероприятия, проводимые в гимназиях, направлены на совершенствование знаний и навыков гимназистов.

Например, для профильной химико-биологической группы, помимо специального учебного плана, в качестве дополнительных мероприятий организуются экскурсии, касающиеся химии и биологии. Ребята под руководством опытных наставников создают собственные учебные проекты , представляют результаты своей деятельности на научных конференциях.

Рассуждая над тем, чем отличается гимназия от школы, отметим и существование в гимназиях научных, патриотических, хореографических обществ и клубов.

Далеко не каждая школа, особенно если она располагается в сельской местности, располагает современной технической базой, позволяющей школьникам проводить исследования, создавать школьные проекты.

Педагогические кадры

Для того чтобы работать в лицеях и гимназиях, педагоги должны иметь высокую квалификационную категорию, принимать участие в различных конкурсах педагогического мастерства. При подаче документов в лицей либо гимназию учителя предоставляют результаты своей деятельности, и только на конкурсной основе происходит набор преподавательского состава гимназии и лицея.

Не секрет, что во многих общеобразовательных школах наблюдается нехватка учителей, а потому принимают на работу не только молодых специалистов, не имеющих опыта работы с детьми, но и людей, которые не обучались в профильных учебных заведениях, не имеют ни категории, ни диплома..

Безусловно, ни о каком внедрении инновационных педагогических технологий в таких ситуациях не идет речи. Основная задача, которую решает директор, заключается в укомплектовании школы работниками, обеспечении бесперебойного учебного процесса.

Далеко не в каждой образовательной школе уделяют внимание развитию талантливых и одаренных детей, обучение ориентируется на «среднего» ученика. Ребенок, имеющий повышенный интеллектуальный уровень, не сможет самореализоваться в такой школе.

Заключение

Для того чтобы создавать оптимальные условия для гармонического развития подрастающего поколения, формирования не только интеллектуальных способностей, но и гражданственности, патриотизма, в нашей стране предлагаются разные типы учебных заведений.

Благодаря многочисленным методикам выявления ранней одаренности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях, детские психологи оказывают родителям реальную помощь в правильном выборе не только направления обучения, но и в подборе школы, гимназии, лицея с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Не всегда удается понять к 7-8 летнему возрасту основные наклонности ребенка, поэтому многие родители, судя по отзывам, предпочитают отправлять детей в начальную школу обычного вида, а уже после ее окончания они отправляют ребенка в гимназию. При высоком интеллектуальном развитии школьника, отличном физическом здоровье, желании ребенка получать полноценное образование, а также одновременно заниматься исследовательской и научной деятельностью лучше выбирать лицей.

Более того, современные родители говорят, что после введения в российские образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения ситуация с образовательным и воспитательным процессом изменилась в лучшую сторону и в обычных школах. Все большее внимание отводится внеурочной деятельности, внедрению проектной и исследовательской технологий в школьное обучение, причем не только в лицеях и гимназиях, но и в обычных общеобразовательных учреждениях.