Какие бранные подвиги совершил а невский. Историческая подоплека: подвиги Александра Невского

Княжение Александра Невского совпало с одним из самых значительных моментов русской истории. Произошло окончательное перенесение центра государственной жизни из Киева на север Руси. Сложилось мощное национальное самосознание.
К 13 веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самоё её существование – её своеобразие и самобытность поставлены под вопрос. Развернувшаяся на великой Восточно – Европейской равнине как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь в 13 веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон – латинской Европы и монгольской Азии.
В 1206 году в сердце Азии произошло событие, во многом определившее дальнейшие судьбы истории. Началось монгольское движение на Китай, Туркестан, Малую Азию, Европу. Меньше чем через 20 лет после того передовые конные отряды Чингисхана уже нанесли русским князьям страшное поражение на Калке.
Почти одновременно не менее значительное событие произошло в Европе: в 1204 году западноевропейские крестоносцы взяли приступом Царьград и страшно разграбили его; православное Византийское царство было низвергнуто; на месте его основана Латинская империя.
Вслед за Византией пришёл черёд и Руси. Наступление на неё началось на всех западных границах. Венгрия и Польша бросились на Галицию и Волынь; немецкие крестоносцы утвердились в начале 13 века в Риге (ливонский орден) и Пруссии (тевтонский орден) и оттуда повели наступление на Псков и Новгород; наконец, шведы двинулись на Русь через Финляндию; мечём и огнём немцы и шведы обращали в латинство как язычников литовцев, эстов и финнов, так и православных – русских.
Годы высшего напряжения двусторонней опасности для русских земель и княжеств – конец 1230-х – 1240 год. Зима 1237 – 1238 годов – первый татарский погром Руси (преимущественно северо-восточной); в 1240 году татарами взят Киев (6 декабря); в июле того же года, побуждаемый папой на крестовый поход против неверных, шведский правитель и полководец Биргер высадился на берегах Невы.
Русь могла погибнуть между двух огней, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших князей этого времени сделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал в качестве союзника Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. Александр Невский выбрал Восток и под его защитой решил отбиваться от Запада.
Как известно, Европа не смогла оказать серьёзного военного сопротивления монгольской державе, которая побеждала повсюду (при Легнице в Силезии, на реке Солоней в Уграх). Монгольская волна залила всю Восточную и Среднюю Европу – Венгрию, Силезию, Моравию, Хорватию, Балканы; весной 1242 года ордынцы стёрли с лица земли Будапешт. Таким образом, вся «большая политика» Даниила Галицкого кончилась неудачей; он имел успех только в борьбе с непосредственными соседями – литовцами. Он выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное – православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его вотчина – Галицко-Волынская земля – была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинское рабство в отдельных частях Руси не изжито до наших дней.
Полную противоположность деятельности Даниила Романовича представляет собой деятельность Александра Ярославича. Историческая задача, стоявшая перед Александром, была двояка: защитить границы Руси от нападения латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьём Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить cаму душу. Латинство было воинствующей религиозной системой, стремившейся подчинить себе и по своему образу переделать православную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозной системой. Оно несло с собой законы гражданско-политические (Чингисова Яса), а не религиозно-церковные. Одним из принципов монгольской державы была именно широкая веротерпимость.
В 1236 году князь Ярослав, отправившись походом из Новгорода на Киев, посадил сына своего Александра князем в Новгороде. В 1239 году Ярослав должен был лично ехать в Орду для выражения покорности. Под прикрытием монгольского мира на Востоке сын Ярослава Александр в эти именно годы блистательно отбивал все нападения с Запада. В битве близ устья Ижоры на берегу Невы в 1240 году Александр разгромил многочисленное войско шведов. За это сражение он получил прозвание Невский. В 1241 году Александр взял крепость Копорье со всем немецким гарнизоном, а в начале 1242 года освободил от немцев Псков. Главное же сражение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере и вошло в историю под названием Ледового побоища.
Победа над крестоносцами прославила Александра и сделала его одним из самых крупных военачальников своего времени. В дальнейшем ему неоднократно пришлось командовать русскими воинами, защищая границы древней Руси на всём их протяжении. Так, в 1256 году полки Александра Невского совершили тяжелейший переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведским владениям в Финляндии. Известие об этом походе потрясло всю Европу, поскольку подобного удара шведы никогда не испытывали. Даже Папа Римский Александр IV в послании к Александру Невскому признал его полководческое искусство.
После смерти отца Александр оказался в непосредственной близости к Востоку; ему пришлось уже самостоятельно выбирать между Востоком и Западом. И Восток, и Запад звали его каждый на свою сторону… В 1248 году была составлена папская булла, в которой папа обещал Александру за признание Римского престола помощь ливонских рыцарей против татар.
Славному победителю внешних и внутренних врагов России предстояла другая, более трудная победа – над самим собой. Доселе он не склонялся в Орде и мог по справедливости гордиться этим. Уже много князей перебывало в Золотой Орде, но Александр не совершал ещё этого тяжкого пути. Теперь наступила пора, когда он должен был пожертвовать великой славой полководца и из любви к своей родине идти на поклон к Батыю. Сам Батый потребовал к себе Александра, и победитель стольких врагов покорно отправился в Орду. Он знал, что всякое прекословие татарскому хану только навлечёт на обессиленную тогда Русь новые бедствия. Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Христианский подвиг не всегда есть мученичество внешнее, а иногда, наоборот, внутреннее: не только брань видимая, но и брань невидимая, борьба с соблазнами душевными, подвиг самодисциплины и смирения.
Для сохранения земли Русской от пожарищ и разграблений князь Александр Невский четырежды побывал в Орде и сумел своими дипломатическими усилиями оградить её от беспощадных татаро-монгольских набегов. В делах княжеских не забывал Александр дел христианской любви: много золота и серебра передавал он в Орду на выкуп русских пленных; многих сумел вызволить из лютой татарской неволи. Трудами митрополита Кирилла и князя Александра Невского в 1261 году в Золотой Орде была основана Сарайская православная епархия для удовлетворения духовных нужд христиан, живущих в степной империи.
Во многих северорусских городах в 1262 году народ избил татарских откупщиков дани, не понимая, что за каждым баскаком стояла грозная сила всей монгольской империи. Александру пришлось срочно ехать в Орду умилостивлять хана, разгневанного мятежом. Князю удалось уладить дело благополучно: хан Берке удовольствовался его извинениями и новыми изъявлениями покорности. Спасение Русской земли от нового разорения было последним политическим актом Александра.
В Орде Александр пробыл почти год. На обратном пути он заболел (в Нижнем Новгороде) и в Городце на Волге умер (14 ноября 1263 года).
Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной святым благоверным великим князем Александром Ярославичем Невским.

Л.П. Киверина,
Волгоград

Библиография

1. Г.В. Вернадский. «Начертание русской истории» — Прага, 1927 г.
2. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. – Волгоград, 2003.
3. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Святорусскую. Составил священник Михаил Едлинский. – СПб., 1903; переиздано М., 2001.
4. М. Хитров «Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание» — Москва, 1893; переиздано М., 1991.
5. Г. Шалаева. Кто есть в истории цивилизации. – Москва, «Слово», 2008.

В связи с этим хотелось бы представить вниманию участников сообщества небольшой очерк, посвященный Св. Александру Невскому и смыслу его христианского подвига. Собственно - тому, за что мы почитаем его не только как политика и воина, но и как святого.

ПОДВИГ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО


Святой благоверный великий князь Александр Невский занимает совершенно особое место в ряду русских святых князей и в самосознании русского народа и Русской Церкви. Это первый в русской истории государь, смысл святости которого был усмотрен Церковью не в обращении язычников, не в мученической христианской кончине, и не в иноческих подвигах благочестия, а в военно-политической деятельности, причем деятельности, имевшей общенациональный масштаб.
Именно такая оценка смысла христианского подвига св. Александра преобладала и при его жизни и с самой его кончины, постепенно занимая все большее место в национальном сознании, - императором Петром Великим, совершившим символический акт переноса мощей св. князя из Владимира в Санкт-Петербург. Был установлен национально-религиозный культ Александра, ставший одной из агиополитических основ Российской Империи.
Даже в советский период именно почитание св. Александра, после периода раннебольшевистского нигилизма, возродилось первым, хотя и в чисто светском, атеистическом ключе, не как святого князя, но как защитника Земли Русской. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна даже представляет Александра как носителя «языческого» русского начала в противоположность христианству, представленному немцами, что, разумеется, исторической действительности не соответствует. Показательно, что орден Александра Невского был единственной наградой, которую, независимо друг от друга, ввели Российская Империя и Советский Союз. Сейчас национальному почитанию Св. Александра возвращается его церковный, религиозный смысл.
Жизнь и подвиги св. Александра достаточно хорошо известны, поэтому имеет смысл не пересказывать их в хронологическом порядке, а указать на те смыслы, которые и послужили основой для церковного культа князя.
Первостепенное значение в почитании св. Александра имела героическая составляющая его подвига. Вопреки распространенному заблуждению, православная оценка героизма очень высока - культ святых воинов-мучеников органически дополнялся преданиями об их подвигах, - победах над врагами, змеями и драконами. В героизме видится духовная добродетель, которая и приводит воинов-мучеников к их последнему подвигу и последней победе, смерти за имя Христово. Невская битва и Ледовое побоище, составившие воинскую славу Александра, были примером именно героической победы, требующей дерзости, воинского хитроумия и личного мужества. Эти победы понимались как проявление особой добродетели князя и знак Божия благоволения к нему, и не случайно в Житии св. Александра рассказывается о прямо небесной помощи свв. князей Бориса и Глеба в ходе Невской битвы и о воинстве Божием, помогающем русским полкам на Чудском озере. В Житии воинские подвиги Александра последовательно сопоставляются с подвигами воинов ветхозаветных времен – Иисуса Навина, Самсона, Давида.
Однако авторы житий сопоставляют Александра и с античными героями – Александром Македонским, Ахиллесом, Веспасианом Флавием (хорошо известным русским книжникам по славянскому переводу «Иудейской войны» Иосифа Флавия). Особенно значимо первое сопоставление, - в лице Александра Невского Русь обрела своего Александра Македонского, непобедимого юного героя, «затворившего врата» от варваров. Здесь мы видим второй аспект подвига св. Александра - стояние за Русскую Землю. Формула что князь Александр «потрудися за всю Русскую Землю» уникальна в летописной оценке князей этого периода, бывших, обычно, правителями с удельными интересами. Военно-политическая деятельность Александра отразила опасность для всех русских земель на основных угрожающих направлениях, - шведском, немецком-прибалтийском, литовском, - где вторжения были отражены лично князем, и, наконец, татарском, где за все время княжения Александра не было ни одного набега.
Именно св. Александр признавался потомками создателем Русской Земли как целостного хотя бы в теории государственного образования (точнее, - воссоздателем после Батыева разорения). Александр закрепил за своими потомками Владимирское великое княжение, а за князьями Владимирскими исключительное право на княжение в Новгороде. Тем самым были очерчены границы той государственной территории, которая позднее была объединена и укреплена под властью Москвы. Именно очерченные Александром границы стали первоначальными границами новой Руси. Эта Русь постепенно осознала себя как Святая, как царство благочестия и как ковчег спасения для православных христиан после разорения латинянами Царьграда, запустения Киева и постепенного ослабления иных православных земель. Соответственно и сопоставление подвигов Александра с подвигами ветхозаветных героев приобрело и более глубокий смысл, - он предстает как защитник Святой Земли, подобный Самсону, Гедеону или Давиду, а не просто как политик и государственный деятель.
Эта трактовка, безусловно, не имела бы места, если бы современники считали справедливыми возводимые последующими историками клеветы на Александра как на мнимого виновника нашествия «Неврюевой рати», разорившей Владимир и заставившей бежать его брата Андрея. Александр не наводил на Русь татарской рати, но уже после нашествия был назначен Ордой великим князем на место Андрея, дабы восстановить Русь. Церковное сознание вообще не видело проблемы в отношениях Александра с татарами той проблемы, которую преувеличивают современные историки. По представлению автора Жития Александр своей личностью внушил Батыю глубокое уважение и добился установления для Руси достаточно привилегированных отношений с Ордой, а после разорения «Неврюевой ратью» земли Суздальской восстановил её: «воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». При этом не следует излишне драматизировать политику св. князя, - он не делал «глобального геополитического выбора против Запада в сторону Евразии и Орды». Св. Александр был охранителем и попечителем святой Русской Земли и готов был к союзу и с римским папой (с которым вел переписку, закончившуюся, впрочем, решительным отвержением всех папских предложений), и с Ордой, но главное – не в ущерб интересам Русской Земли и безопасности ее людей. Заботу о людях и о земле, кротость, смирение и приветливость церковное Предание считает еще одной характерной чертой христианского подвига Александра.
Наконец, закат жизни св. Александра освящен жертвенным подвигом, последним путешествием в Орду с целью «отмолить» русских людей от татарского «налога кровью», участия в ордынских войнах. Кончина Александра, с принятием перед смертью монашества и схимы, как высшей формы отречения от мира, представляется автору жития наградой Божией за труды князя. Св. митрополит Кирилл – верный помощник св. Александра во всех церковных делах, характеризует его кончину в своем надгробном слове образом заката солнца: «Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Суздальской!». Перед погребением Александра его святость обозначается знамением, очевидцами которого были церковные служители – рука князя сама раскрылась, принимая вкладываемую в нее разрешительную грамоту, а затем сжалась вновь.
Почитание св. Александра складывается на Руси сразу же по его кончине, - на его гробнице во Владимире служатся по важным случаям молебны и панихиды, велкий князь Московский Иоанн Иоаннович оставляет в завещании своему сыну Димитрию икону св. Александра. Однако церковное прославление св. князя совершается после Куликовской битвы. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение - свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку Димитрию Ивановичу, одолеваемому иноплеменниками. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владимире, подтверждаемое происходящими у мощей многими чудесами. В 1547 году Стоглавый собор утверждает общецерковное почитание св. Александра и устанавливает днем его памяти 23 октября.
С этого участия св. Александра в Куликовской битве укрепляется его агиополитическая роль в качестве военного покровителя Русской Земли. В 1552 году перед походом на Казань Иван Грозный совершает молебен перед мощами св. Александра, один из спутников великого князя исцеляется и в этом очевиден Божий знак успеха похода. В 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея повторяется видение подобное Куликовскому, - свв. Борис и Глеб призывают св. Александра поспешить на помощь Москве. Интересно, при этом, что вслед за св. Александром свв. Борис и Глеб направляются к его предкам свв. страстотерпцам Андрею Боголюбскому и Георгию Всеволодовичу (павшему в бою с татарами на реке Сити) и Всеволоду Большое Гнездо и Ярославу Всеволодовичу, официальное почитание которых Церковью не было установлено, а также к св. Петру – царевичу Ордынскому. Знаменательно то, что в посмертных своих трудах как защитника Руси св. Александр берет своеобразный «реванш» за то, что невозможно было ему при жизни, подействует победе над восточными врагами Руси.
Петр Великий существенно реформирует церковный культ св. Александра, сведя его прежде всего к военному аспекту и ранним подвигам, совершенным на Северо-Западных рубежах Руси. Мощи святого в 1723-1724 гг. переносятся сперва в Шлиссельбург, а затем в Санкт-Петербург, основанный на месте Невской Битвы, в специально построенную для этой цели Александро-Невскую Лавру, становящуюся северным сакральным центром России. День перенесения мощей – 30 августа, одновременно – день заключения Ништадтского мира со Швецией, устанавливается в качестве дня празднования святому князю. Петр издает специальное распоряжение, запрещающее изображать св. Александра в одеянии схимника, отныне иконография св. Александра – это обязательно иконография святого воина, причем воина-монарха. В обычай входит изображение св. Александра по образу Всероссийских императоров – в горностаевой мантии, доспехе и с мечом в руках. Святой князь становится покровителем созданной Петром русской армии и того своеобразного «сакрального милитаризма» одушевлявшего военную идеологию императорской России. Однако за счет усиления этих черт в восприятии духовного облика св. князя, политическое и духовное значение его подвига было оттеснено на второй план и современной России имеет смысл возвратиться к более цельному видению деяний св. Александра, как одного из основателей Русского государства и защитника Русской Земли как земли святой.

Основные даты жизни и деятельности св. Александра Невского
1219, 30 мая - Рождение в Переяславле Залесском – уделе отца, князя Ярослава Всеволодовича.
1231 - Ярослав Всеволодович оставляет Александра с братом на Новгородском княжении.
1236 - Ярослав Всеволдович становится великим князем Киевским, а Александр Ярославич – самостоятельным князем Новгородским.
1237-38 - Батыево нашествие на Русь. Татарская рать не доходит до Новгорода
1239 - Брак Александра с полоцкой княжной Александрой
Лето 1240 - Шведский десант в устье Невы. Князь Александр с дружиной совершает стремительный рейд к месту высадки неприятеля и наносит неожиданный удар. 15 июля в ходе Невской битвы Александр наносит шведам сокрушительный удар, сам лично побеждает в поединке шведского предводителя и ранит его копьем в лицо.
Зима 1240 - Поссорившись с новгородцами Александр с женой и двором покидает Новгород. Тем временем немецкие рыцари из Ордена Меченосцев захватывают русские города Изборск и разбивают псковскую рать.
1241 - Возвращение Александра в Новгород, захват орденской крепости Копорье. Немцы захватывают Псков.
1242 - Поход Александра на земли Ордена, освобождение Пскова, битва на Чудском озере 5 апреля. Полный разгром войск Ордена. Меченосцы просят о мире и отказываются от любых претензий на русские земли.
1245 - Набег литовцев. Битва под Торопцом и разгром Александром литовского войска. Ссора с новгородцами, не желавшими продолжать поход на Литву. Александр с одной дружиной совершает поход в Литовские земли и наносит противнику несколько поражений. Прекращение на долгий срок литовских набегов.
1246 - в Монголии отравлен отец Александра вел. князь Ярослав.
1247 - Александр после перераспределения «столов» получает Тверь и вместе с братом Андреем едет в Золотую Орду, а затем в Монголию, к Великому Хану в Карокорум.
1249 - Великий Хан признает Александра старейшим из русских князей и поручает ему Киев, младшему брату Андрею передан Владимир.
1250 - Александр возвращается на Русь и селится в Новгороде. Первая болезнь Александра.
1252 - Нашествие на Владимирскую землю «Неврюевой рати» в наказание за неповиновение и антитатарский союз с Даниилом Галицким. Бегство Андрея. Разорение Переяславля. Александр получает ярлык на Владимирское княжение. Торжественный въезд Александра во Владимир.
1252-1263 - Княжение Александра во Владимире, восстановление разоренных русских земель. Сотрудничество со св. митрополитом Кириллом в деле укрепления Русской Церкви.
1255 - Приведение к покорности новгородцев, изгнавших старшего сына Александра – Василия.
1256 - Отражение попытки шведов построить город на реке Нарове и поход в Финляндию.
1258 - Поездка в Орду с неудачной попыткой отклонить проведение переписи населения.
1259 - Перепись в Новгороде. Татарский отряд под охраной дружины Александра входит в город. Александр не допускает столкновений.
1262 - Истребление сборщиков дани от Великого Хана во многих русских городах. В некоторых источниках сообщается, что это сделано по тайному повелению князя Александра. Поездка Александра в Орду с попыткой предотвратить посылку русских войск на подмогу хану Берке.
1263, 14 ноября - На обратном пути из Орды Александр умирает в Городце на Волге.

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися»
Тропарь св. Александру Невскому

«Слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».
Житие Александра Невского XIII века

Нерсесов Дмитрий 15.07.2016 в 19:51

15 июля 1240 года состоялась Невская битва, в которой новгородский князь Александр Ярославич со своей немногочисленной дружиной разбил шведское войско, шедшее к Великому Новгороду. Именно после этой победы князь Александр получил имя Невского.

Значение победы, одержанной Александром и его новгородцами на берегах Невы, трудно переоценить. В ту эпоху без преувеличения решалась судьба русского народа и государства. Незадолго до этого Русь подверглась очередному страшному нашествию татаро-монголов хана Батыя. Обширные земли были разорены дотла, большая часть населения погибла или была угнана в рабство. Были разрушены Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов.

Но до северо-западных окраин Руси татаро-монголы не дошли. Великий Новгород, Псков, некоторые смоленские города остались невредимы. И именно они показались желанной добычей для немецких и шведских рыцарей.

Их манили богатства Новгорода - древнейшего торгового центра на пути "из варяг в греки", монополизировавшего торговлю (прежде всего, мехами) с племенами и народами, жившими на Севере и Востоке - по берегам Ледовитого океана и вплоть до Северного Урала. Расчет немцев и шведов был прост: они были уверены, что после Батыева нашествия Новгороду и Пскову неоткуда ждать помощи, а собственные их силы были ограниченны.

К тому же они полагали, что новгородский князь Александр еще молод (ему было 19 лет), не слишком опытен и не пользуется авторитетом среди свободолюбивых новгородцев. Дело в том, что в Великом Новгороде, как и во Пскове, сильны были "партии" сторонников "мира любой ценой" с европейскими торговыми партнерами. Ради сохранения весьма прибыльной торговли они были согласны идти на любые уступки и даже на предательство.

Так и произошло во Пскове, на который был направлен удар немецких отрядов. Хотя жители города мужественно оборонялись и выдержали осаду, его ворота открыли врагу тогдашние любители "западных ценностей" - свободной торговли и единения вероучений. Ведь немцы и шведы шли не просто завоевывать русские земли - они намеревались обратить русский народ в католичество. Поэтому в летописях того времени их называли "римлянами" - представителями воли Римского папы. Заметим при этом, что при всей своей жестокости татаро-монголы никогда не требовали обращения православных с иную веру…

Вполне вероятно, что именно угроза потери святой отеческой веры сплотила новгородцев. Среди них не оказалось предателей. И они не стали настаивать на созыве веча, которое должно было "санкционировать" набор ополчения и начало военного похода. Это позволило Александру быстро собрать силы сразу после получения донесений разведки о высадке шведов на месте впадения в Неву реки Ижоры. Справедливо рассудив, что быстрота и натиск решают все, он скрытно подошел к лагерю противника и нанес молниеносный удар.

Шведы были ошеломлены: они совершенно не ожидали нападения, будучи уверены, что новгородцы не покинут своих стен. Они предвкушали капитуляцию в ответ на посланный Александру ультиматум.

Внезапное нападение новгородской дружины застало шведов врасплох. По свидетельству летописцев, они не успели "опоясать мечи на чресла свои". Лишенное возможности построиться для боя, их войско не могло оказать организованного сопротивления. Смелым натиском русская дружина прошла через неприятельский лагерь и погнала шведов к берегу. Пешие ополченцы, продвигаясь вдоль берега Невы, не только рубили мостки, соединявшие шведские корабли с сушей, но даже захватили и уничтожили три неприятельских судна.

Новгородцы сражались "в ярости мужества своего". Александр "изби множество бесчисленное римлян (то есть шведов) и самому королю возложи печать на лице острым своим мечом", т. е. нанес удар в смотровую щель забрала на шлеме предводителя шведов Биргера - будущего короля.

Летописи описывают подвиги и других русских воинов. Так, княжий подручник Гаврило Олексич погнался за шведами, уносившими раненного Биргера с поля боя на ладью, верхом ворвался на корабль, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой, уложив на месте епископа и другого знатного шведа по имени Спиридон.

Другой новгородец, Сбыслав Якунович с одним лишь топором в руке смело врезался в самую гущу врагов, косил их направо и налево, очищая путь, точно в лесной чаще; за ним размахивал своим длинным мечом княжий ловчий Яков Полочанин. За этими молодцами наступали прочие дружинники.

Княжий отрок Савва, пробившись к центру лагеря противника, подрубил высокий столб шатра самого Бигрера; шатер повалился, что усилило панику в рядах шведов.

Остатки разбитого войска Биргера бежали на уцелевших кораблях. Потери новгородцев были незначительными, составив только 20 человек, тогда как шведы нагрузили три судна телами убитых знатных рыцарей, а прочих оставили на берегу.

Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе с Небесе в помощь, подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его, тако и ты ныне, блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны.

XIII век. Войска Чингисхана покорили многие народы. Внук хана Батый успешно продолжает его дело. Одновременно активизировались католики: в 1204 году участники IV Крестового похода захватили Константинополь. Тем временем Русь оставалась раздробленной, более того, количество уделов росло, власть великого князя стала номинальной. Связь между Юго-западной и Северо-восточной Русью слабела. Катастрофы похода князя Игоря и трех Мстиславов на Калке были проанализированы лишь немногими мыслящими людьми. К 1237 году положение не изменилось. Осенью этого года войска Батыя обрушились на Владимирское княжение.

Война закончилась. Сожжён непокорённый Козельск, исчезла в болотах Сити владимиро-суздальская армия. Историки спорят о реальном масштабе ущерба. Но главное, увы, – бесспорно: война проиграна. Моральная победа россиян очевидна, и об этом историки забывают. Одни говорят лишь о «великом и страшном нашествии», другие – о «союзе с Ордой». Смысл же происшедшего, по нашему глубокому убеждению, ни в том и ни в другом. Враг был действительно страшен, действительно не был побеждён, но россияне своим доблестным сопротивлением заставили его себя уважать. Ни с одним другим побеждённым народом монголы никаких переговоров не вели. Они облагали данью, обязывали выставить воинский контингент и приказывали впредь именоваться татарами. На Руси ничего подобного не было. Ханы принимали Ярослава Всеволодовича, Александра Невского и других князей и, хотя бы о подчинении, но разговаривали с ними. Это уже победа, когда речь идёт о настолько сильном противнике.

Александр Невский… Полководец, только что блистательно разгромивший шведов и тевтонцев, едет в Орду… Мы хотим обратить внимание на теорию Г.В. Вернадского о совершенном святым князем «подвиге брани» на Западе и «подвиге смирения» на Востоке.

Александр Невский действовал в интересах спасения национальной самобытности, основанной на православной вере. Однако, по Г.В. Вернадскому и Л.Н. Гумилёву, Александр Невский, поняв, что угроза с Запада опаснее, заключил с Востоком союз против «латинян». Но стоило ли это делать? Нет смысла опровергать Н.Я. Эйдельмана, когда он пишет: «… силы «псов-рыцарей» были несравненно слабее монгольских. Александр Невский остановил их войском одного княжества». (Положим не одного: на поддержку прибыла суздальская дружина, но это – замечание в скобках, на суть вопроса оно ни коим образом не влияет.) После Ледового побоища война перешла в вялотекущую пограничную фазу, а в 1268 году, 18 февраля, россияне, уже не имея столь яркого полководца, победоносно завершили её генеральной Раковорской битвой.

Итак, союз с кем-либо против крестоносцев Александру Невскому был объективно не нужен. Кроме того, в 1240-е годы Александр нанёс целый ряд крупных поражений литовцам, так что силы у него были. И, наконец, борьба сторонников римского папы (гвельфов) со сторонниками германского императора (гибеллинами) подрывала силы Запада не хуже любой Орды.

Почему же Александр подчинился Орде, не стал поддерживать восстание, подготовленное его братом Андреем? Не будем гадать, а обрати внимание на взгляды историка Н.А. Клепинина: «Святой Александр был несомненным врагом татар. Само его подчинение было началом долголетней борьбы с татарщиной. Это подчинение менее всего объясняется признанием полезности для России татарской власти… Это подчинение объясняется лишь любовью к Православию и России, пониманием исторической линии и ясным различением между возможным и невозможным, трезвым учётом сил своих и вражеских». Ну не хватало Александру Ярославичу дружинников, коней, луков для борьбы со Степью. Кого он мог побить, он побил. А когда понял, что для разгрома очередного противника нет сил, нашёл в себе решимость совершить подвиг смирения. Не броситься в безнадёжную схватку и не трусливо сдать все позиции. А найти слабые стороны врага в иной сфере и разбить его там. Для святого князя и «латиняне», и степняки – одинаковые враги. И лишь разное соотношение сил предопределило разную тактику.

7 Подвигов Александра Невского 1. Невское побоище Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище - легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь", то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов. 2. Александр vs немцы После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Залесский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье. Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев. в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков. 3. Ледовое побоище Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли "свиньёй" и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии. 4. Невский vs литовцы В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского "вызвали " в Орду к Батыю. 5. Невский vs католики Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем». 6. Невский-дипломат Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году). 7. Невский святой Кроме своих ратных подвигов, Невский совершал и подвиги духовные. Он укреплял православную веру, активно способствовал распространению православия на Север, среди поморов. После страшного Неврюева разорения Невский позаботился о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», - свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей