Мамам на заметку. Чтобы детские зубки не болели

Чтобы зубки не болели!

Что помогает сберечь зубы здоровыми? Это соблюдение гигиены полости рта. Даже те люди, которые получают полноценное питание, могут страдать от кариеса и жёлтого налёта, если не будут регулярно чистить зубы. Зубы положено чистить не чаще 2-х раз в день, так как слишком частая чистка зубов стирает эмаль, делает её тоньше и чувствительнее. После еды в течение дня, если у вас есть такая возможность, нужно прополоскать рот водой или пожевать жевательную резинку в течение 15 минут. До завтрака можно прополоскать рот простой водой или ополаскивателем. Важно чистить зубы именно ПОСЛЕ завтрака, а не ДО. Только в этом случае можно избавиться от кусочков пищи между зубами, которыми питаются бактерии, а значит снизить риск образования зубного налёта. Кроме того, сразу после чистки зубная эмаль становится более восприимчивой к любым красящим веществам, в том числе и таким, как например являются кофе, чай или некоторые окрашивающие продукты. Поэтому, приём пищи сразу после чистки зубов приводит к тому, что зубы постепенно темнеют. Иногда бывает так, что человек поторопился вечером почистить зубы, а потом ему захотелось есть. Кусочки пищи, оставшиеся между зубами в течение целой ночи, устроят бактериям «пир на весь мир», поэтому, если вы поели ещё раз, то не поленитесь ещё раз тщательно почистить зубы.

Продолжительность чистки зубов должна быть примерно 2-3 минуты. Зубной щёткой совершают скребущие, круговые, выметающие и возвратно-поступательные движения.

Считается распространенной ошибкой при чистке зубов горизонтальные движения щётки поперёк оси зуба (это переносит зубные отложения с одного участка ротовой полости на другой, не очищая при этом зубы) и недостаточное количество чистящих движений. Для того, чтобы очистить зубы от налёта на совесть, необходимо совершить примерно 160 движений на каждую челюсть, для чистки обеих челюстей - это уже 320 движений, отсюда вытекает примерное время чистки зубов - 2-3 минуты. Во время чистки зубов основным движением должно быть выметающее - т.е. от десны к краю зуба. Круговые движения полируют эмаль и массируют дёсны, поэтому ими можно закончить чистку. После того, как вы почистили зубы, не забудьте очистить поверхность языка (при помощи зубной щётки). После чистки зубов рекомендуется не использовать целый стакан воды при полоскании рта, достаточно одного глотка воды, чтобы во рту оставался привкус пасты. Очень важно после чистки зубов хорошо промывать щётку. Если во время чистки зубов у вас появляется кровь, обязательно обратитесь к врачу, так как частое кровотечение дёсен приводит к потере зубов. Кроме того, воспалённые дёсны вызывают неприятный запах изо рта.

Воспаление дёсен могут провоцировать остатки пищи в труднодоступных местах (между дёснами и зубами), которые постоянно не вычищаются во время чистки зубов. В таких случаях необходимо пользоваться шёлковой нитью или специальной щёткой-ёршиком для чистки шейки зуба - они помогает проникнуть в труднодоступные места и избавить их от кусочков пищи. О том, как нужно пользоваться шёлковой нитью или щёткой-ёршиком, можно получить консультацию у своего стоматолога.

Ксения Герасимова
Конспект НОД «Чтобы зубки не болели»

Цели : Формировать знания и навыки по уходу за зубами.

Задачи :

Закрепить знания детей об уходе за зубами.

Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах для зубов.

Учить употреблять в речи названия предметов (зубная щетка, зубная паста) в соответствии с их назначением и свойствами.

Воспитывать бережное отношение к зубам.

Материал : игрушка-Лунтик, корзина с различными предметами (старая щетка, фантики от конфет, новая зубная щетка, зубная паста, муляжи фруктов, овощей); дидактическая игра "Собери цветок"; иллюстрации зубов.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель :

Здравствуйте, гости - здравствуйте,

Здравствуйте, ручки - хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки - топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки - плюх-плюх-плюх,

Здравствуй, мой носик - пип-пип-пип.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Лунтика (с подвязанной щекой) .

Воспитатель :

Ребята, к нам в гости пришел Лунтик, давайте с ним поздороваемся.

Посмотрите, он почему-то очень грустный. Как вы думаете, что у него случилось?

Ответы детей.

Лунтик маму плохо слушал

И конфеты только кушал

Заболел зуб у него

Закричал наш Лунтик : о-о-о!

Эх, Лунтик, нельзя много конфет сразу кушать. Совсем ты о своих зубах не заботишься!

Дети, вы хотите помочь Лунтику?

Садитесь, ребята, и ты Лунтик садись, а мы тебе расскажем, как надо заботиться о зубах. Ребята, что надо делать, чтобы зубки не болели ?

Дети :

Чистить зубы, полоскать рот.

(на доске изображения зубов)

Воспитатель :

Правильно, дети. После еды во рту и на зубах остается много частичек пищи. И если эти частички вовремя не убрать, то появляются злые микробы, которые разрушают зубы. Вот зачем нам нужно полоскать рот после еды и обязательно чистить зубы два раза в день, утром и вечером.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат изображения зубов с остатками пищи. Нам с вами необходимо почистить их, чтобы они не заболели . Смочите зубные щётки водой и потрите зубки .

Чистим зубы дважды в сутки,

Чистим долго - три минутки

Щёткой чистой, не лохматой,

Пастой вкусной, ароматной.

Чистить зубы нам не лень-

Чистим их два раза в день!

Вот теперь зубки чистые и они не заболят.

Воспитатель :

Запомнил, Лунтик, как надо чистит зубы? А у тебя есть зубная щётка?

Лунтик :

Не знаю, надо посмотреть (дети выкладывают из корзинки вещи) .

Воспитатель :

Ой, сколько у тебя всего! Ребята, посмотрите, есть здесь зубная щётка?

Дети находят зубную щётку.

Воспитатель :

Ребята, такой щёткой можно чистить зубы?

Дети :

Нет, она старая, лохматая.

Воспитатель :

Правильно, этой щёткой чистить зубы уже нельзя. Щётка должна быть чистой, не лохматой.

Воспитатель :

Воспитатель :

Посмотрите, какой это зуб (показывает веселый зуб?

Ответы детей.

Воспитатель :

Он белый, здоровый.

Воспитатель (показывает грустный зуб) :

Воспитатель :

А почему этому зубу грустно?

Ответы детей.

Воспитатель :

Правильно, этот зуб больной.

Для зубов есть полезные продукты, но есть и вредные. Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Д/И "Собери цветок" (Веселый зуб - полезные продукты, грустный зуб - вредные продукты (сладости) .

Воспитатель :

Ребята, какие вы молодцы, все картинки разложили правильно. Теперь мы знаем, какие продукты надо есть, чтобы наши зубки были белыми и красивыми.

Воспитатель :

Лунтик, теперь ты понял, что за зубами надо ухаживать и беречь их, как это делают наши ребятки?

Дети, вы хотите подарить Лунтику подарки?

Ребята, давайте выберем только полезные для зубов продукты, а так же те предметы, которые нужны для того, чтобы чистить зубы . Соберём их в корзинку Лунтика (собираем : фрукты, овощи, зубная паста, зубная щетка, стаканчик) .

Дети, Лунтик благодарит вас за подарки и за то, что вы научили его ухаживать за зубами. Он мне даже сказал, что у него зуб перестал болеть .

А сейчас нашему Лунтику пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним и гостями и пожелаем всем здоровья.

Публикации по теме:

Консультация «Чтобы детки не болели» Уважаемые коллеги!В нашем детском саду отработана система оздоровительных мероприятий. Оздоровительная направленность строится на основе.

У нас талон, на прием к врачу «Стоматологу» Я конфеток много ел Вот мой зуб и заболел Что мне делать? Как мне быть? Нужно зубки подлечить.

Конспект занятия «Зубки беленькие - детки здоровые!» Тема “Зубки беленькие – детки здоровые!” Цель: показать зависимость здоровья человека от продуктов питания; значение здоровых зубов для.

«Зубки, не болейте!» План-конспект урока, проводимого в рамках акции «Здоровье - твое богатство!» Актуальность выбранной темы урока определяется высокой распространенностью стоматологических заболеваний и возможностью получения медицинского.

Номинация конкурса «Опасности нам не страшны» Составитель воспитатель: Чагаева Л. А Возраст детей: 2-3 года Программное содержание: Познакомить.

Конспект занятия по этической грамматике в старшей группе. Чтобы зубы не болели Конспект занятия по этической грамматике в старшей группе. ЧТОБЫ ЗУБЫ НЕ БОЛЕЛИ. Цель: рассказать детям, какая пища помогает сохранить зубы.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

По формированию целостной картины мира

(возраст: 2-3 года)

Тема: «Чтобы зубки не болели»

Воспитатель: Герасимова О.Н.

Цели: Формировать знания и навыки по уходу за зубами.

Задачи:

Закрепить знания детей об уходе за зубами.

Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах для зубов.

Учить употреблять в речи названия предметов (зубная щетка, зубная паста) в соответствии с их назначением и свойствами.

Воспитывать бережное отношение к зубам.

Материал : игрушка-Лунтик, корзина с различными предметами (старая щетка, фантики от конфет, новая зубная щетка, зубная паста, муляжи фруктов, овощей); дидактическая игра "Собери цветок"; иллюстрации зубов.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости - здравствуйте,

Здравствуйте, ручки - хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки - топ-топ-топ,

Здравствуйте, щёчки - плюх-плюх-плюх,

Здравствуй, мой носик - пип-пип-пип.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Лунтика (с подвязанной щекой).

Воспитатель:

Ребята, к нам в гости пришел Лунтик, давайте с ним поздороваемся.

Посмотрите, он почему-то очень грустный. Как вы думаете, что у него случилось?

Ответы детей.

Лунтик маму плохо слушал

И конфеты только кушал

Заболел зуб у него

Закричал наш Лунтик: о-о-о!

Эх, Лунтик, нельзя много конфет сразу кушать. Совсем ты о своих зубах не заботишься!

Дети, вы хотите помочь Лунтику?

Садитесь, ребята, и ты Лунтик садись, а мы тебе расскажем, как надо заботиться о зубах. Ребята, что надо делать, чтобы зубки не болели?

Дети:

Чистить зубы, полоскать рот.

(на доске изображения зубов)

Воспитатель:

Правильно, дети. После еды во рту и на зубах остается много частичек пищи. И если эти частички вовремя не убрать, то появляются злые микробы, которые разрушают зубы. Вот зачем нам нужно полоскать рот после еды и обязательно чистить зубы два раза в день, утром и вечером.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат изображения зубов с остатками пищи. Нам с вами необходимо почистить их, чтобы они не заболели. Смочите зубные щётки водой и потрите зубки.

Чистим зубы дважды в сутки,

Чистим долго - три минутки

Щёткой чистой, не лохматой,

Пастой вкусной, ароматной.

Чистить зубы нам не лень-

Чистим их два раза в день!

Вот теперь зубки чистые и они не заболят.

Воспитатель:

Запомнил, Лунтик, как надо чистит зубы? А у тебя есть зубная щётка?

Лунтик:

Не знаю, надо посмотреть (дети выкладывают из корзинки вещи).

Воспитатель:

Ой, сколько у тебя всего! Ребята, посмотрите, есть здесь зубная щётка?

Дети находят зубную щётку.

Воспитатель:

Ребята, такой щёткой можно чистить зубы?

Дети:

Нет, она старая, лохматая.

Воспитатель:

Правильно, этой щёткой чистить зубы уже нельзя. Щётка должна быть чистой, не лохматой.

Воспитатель:

Воспитатель:

Посмотрите, какой это зуб (показывает веселый зуб)?

Ответы детей.

Воспитатель:

Он белый, здоровый.

Воспитатель (показывает грустный зуб):

Воспитатель:

А почему этому зубу грустно?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, этот зуб больной.

Для зубов есть полезные продукты, но есть и вредные. Сейчас мы попробуем в этом разобраться.

Д/И "Собери цветок" (Веселый зуб - полезные продукты, грустный зуб - вредные продукты (сладости)).

Воспитатель:

Ребята, какие вы молодцы, все картинки разложили правильно. Теперь мы знаем, какие продукты надо есть, чтобы наши зубки были белыми и красивыми.

Воспитатель:

Лунтик, теперь ты понял, что за зубами надо ухаживать и беречь их, как это делают наши ребятки?

Дети, вы хотите подарить Лунтику подарки?

Ребята, давайте выберем только полезные для зубов продукты, а так же те предметы, которые нужны для того, чтобы чистить зубы. Соберём их в корзинку Лунтика (собираем: фрукты, овощи, зубная паста, зубная щетка, стаканчик) .

Дети, Лунтик благодарит вас за подарки и за то, что вы научили его ухаживать за зубами. Он мне даже сказал, что у него зуб перестал болеть.

А сейчас нашему Лунтику пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним и гостями и пожелаем всем здоровья.


Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые. Только очень не долго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.

- Мы слышали, - сказали передние зубы, - что если хозяин зубы не чистит, то они могут обидеться и уйти от него совсем.

- Как так? - не поверил Ванечка. - Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!

И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.

- Бабуля, - спросил Ванечка, - а правда, что зубки могут обидеться и уйти?

- Конечно правда, - сказала бабушка. - Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.

- Выпадать? - удивился Ванечка. - Это как?

- А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.

Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:

- Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!

- Тогда тебе надо с ними помириться.

- Да, - закричали зубки, - давай мириться, давай. Почисти нас и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим мыться утром и вечером.

- Хорошо, - обрадовался Ванечка.

С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.

Вихрастик. Ой, тогда мне тоже надо.

Он бросается чистить зубы и хватает зубную щетку воспитателя. Тот останавливает его, забирает щетку и рассказывает об их индивидуальности, щетка должна быть у каждого своя, ими нельзя менятся и делится.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему мама не покупает всем одинаковые зубные щетки? (чтобы члены семьи не путали их).

Мойдодыр дарит Вихрастику новую зубную щетку.

Вихрастик. Сколько раз в день надо чистить зубы? Когда?

Дети отвечают, а воспитатель обобщает.

Воспитатель. Запомните правила ухода за зубами (иллюстрирует).

1. Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером. Вечером, чтобы вычистить побольше микробов и избавиться от остатков пищи после ужина. Тогда оставшимся микробам ночью нечего будет есть и умрут от голода. Утром из ротика плохо пахнет, так как там неживые микробы. Их надо срочно вычистить!

Если полениться и не почистить зубы вечером, микробы будут всю ночь пировать на остатках пищи после вашего ужина. Они все съедят, размножатся и начнут грызть наши зубы. К утру на зубах уже могут появляться незаметные трещины.

Не страшна зубам щекотка6

Им нужна пожестче …(щетка).

И. Агеева.

2. Зубы надо полоскать чистой водичкой после каждой еды. Чтобы избавиться от остатков пищи и чтобы микробам нечего было доедать. Особенномлюбят микробы сладенькое: ух, как они размножаются после конфет и пирожных. Поэтому съел конфетку - пополощи ротик, съел печенье - …(прополощи ротик).

3. Чтобы зубки росли крепкими и здоровами, им надо кушать правильную пищу.

Какие продукты полезны зубам?

Дети вспоминают “Сказку про зубки” и перечисляют запомнившиеся продукты, вспоминают и хором проговаривают пословицу

Творог, овощи и фрукты - всем полезные продукты!

4. Нельзя грызть зубами орешки, леденцовые конфеты. Зубы могут поломаться.

А как ребенку добраться до вкусного орешка?

Нужно детям относить

Все орешки маме,

А она расколет их

Крепкими щипцами!

Г. Шибаева

5. Иногда надо ходить к зубному врачу. Если зубы не болят, он просто их посмотрит, может, помажет чем нибудь для крепости. Если вдруг зубы заболели, терпеть нельзя! Зубная боль - это плач больного зубика. Его надо срочно спасать! А самый главный спасатель зубов - это …(зубной врач). Точно! И не надо его бояться. Он совсем не страшный, а бывает очень даже симпатичный.

Лечим зубы.

Мы сидим у кабинета.

До чего же страшно это..

И какой он врач зубной?

Не с ногой ли костяной?

И не в ступе ль он сидит?

Не взлохмочен, не сердит?

Дверь тихонько приоткрылась,

Врач-царица появилась.

Улыбнулась мне слегка:

Первый? Вижу смельчака!

Две минуты был я в кресле,

Даже три - с влезаньем если.

Боль терпел не просто так,

А за то, что я смельчак.

Л. Фадеева

Мойдодыр. А вы смельчаки? Кто уже побывал у зубного врача? Ну и как выжили? Молодцы!

Окно в природу.

Воспитатель. За зубами ухаживают даже крокодилы. Только они не могут пользоваться зубной щеткой - у них лапки очень короткие. Поэтому у крокодилов вместо зубной щетки есть птичка Тари.

Показывает иллюстрацию: крокодил лежит, раскрыв пасть, а птичка Тари прыгает между зубами и выклевывает оттуда остатки пищи и всякий мусор.

Для нее - это еда, а для крокодила - чистка зубов. Все довольны и не было случая, чтобы крокодил съел птичку. Нет, он ее очень уважает, а она ему доверяет.

Дополнительно в свободное время можно предложить детям просмотр мультфильма “Птичка Тари” или прочитать сказку Б. Заходера “Ма-Тари-Кари”.

Пальчиковая гимнастика В. Цвынтарного “Крокодил”

Крокодил плывет по речке дети кладут ладонь на стол или на коврик

Большой палец прячут под ладонью.

Выпучив свои глаза Указательный и мизинец сгибают (это

Глаза) и прижимают к выставленным

Вперед среднему и безымянному

Пальцам (это нос)

Он зеленый весь, как тина, продвигают ладонь в таком состоянии

От макушки до хвоста. по плоской поверхности стола или ковра

Нет ничего хуже, чем зубная боль. А если зубы болят у ребенка, это вдвойне тяжело. Между тем, именно у детей наблюдается исключительно высокая распространенность кариеса - до 90% - уже в пять-шесть лет! А у 50-70% детей отмечаются нарушения формирования правильного прикуса.О зубах ребенка нужно думать уже тогда, когда он находится в утробе матери. Особенно важны пятый и три последних месяца беременности: в это время формируются зачатки молочных зубов. Будущей маме нужно чаще гулять, стараться правильно питаться. Первые зубы появляются между 6 и 8 месяцем. Первые зубки не требуют особого ухода, т.к. самоочищаются. К трем годам малыш становится обладателем всех молочных зубов. Теперь они располагаются один возле другого и требуют больше внимания. К тому же в это время малыш утрачивает иммунитет, полученный при вскармливании его материнским молоком, и становится более восприимчивым к разным инфекциям и заболеваниям. Многие родители думают, что молочные зубы лечить не обязательно – все равно выпадут. Однако плохие молочные зубы - это потом такие же плохие коренные зубы.

В 2-3 года учите малыша полоскать рот. Не огорчайтесь, если у него это получится не сразу. Затем начинайте осваивать зубную щетку. Обычная щетка не годится - она слишком велика для ребенка, ее щетина грубее, чем у специальной детской щетки. Это очень важно, так как зубная эмаль у ребенка еще непрочная, а слизистая оболочка полости рта нежная. Сначала обучите ребенка пользоваться щеткой без зубной пасты. Покажите, как нужно двигать щетку - ни в коем случае не поперек оси зубов. Следите за тем, чтобы ребенок чистил не только передние и задние зубы, но и между зубами.

Объясните малышу, как ухаживать за щеткой: ее нужно обязательно промывать водой после чистки зубов. А новую щетку - мыть с мылом. Щетку не нужно класть в футляр, потому что так микробы размножаются быстрее. «Жизнь» щетки недолгая - не больше четырех месяцев.

Приучайте малыша чистить зубы два раза в день - утром и вечером, а днем после еды - полоскать рот. Не комбинируйте горячую и холодную пищу. От резких температурных перепадов эмаль зубов может потрескаться.

Зубы очень «любят» пищу с кальцием. Наиболее богаты им молоко и молочные продукты. По статистике, 13 % детей вообще не едят молочное. Рыбу, в составе которой много фосфора, необходимого для здоровья зубов, употребляют только 33% детей, остальные - время от времени.

Овощи и фрукты тоже содержат кальций. Особенно богаты им капуста, картошка, сливы, крыжовник. Но этот кальций усваивается организмом хуже, чем кальций в молочных продуктах. Не забывайте и о чае, ведь в нем содержится необходимый зубам фтор. Дошкольнику в среднем достаточно одного стакана чая в день. Если в чай добавить молоко, это смягчит действие кофеина. Давайте детям грызть как можно больше морковки, яблок, капусты - они очень полезны, особенно в конце еды, потому что очищают зубы.

Не забывайте о вреде сладостей. Конечно же, детям необходим сахар - около 60 г в день для дошколят. Без этого они не смогут расти и развиваться. Но сколько конфет и пирожных мы позволяем съедать ребенку!

Независимо от того, болят зубы или нет, 2-3 раза в год проверяйте ребенка у стоматолога.