Методика «Корректурная проба. Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников

(Документ)

  • Подвижные игры для детей средней группы (Документ)
  • Виды и способы стерилизации медицинских инструментов и материалов (Документ)
  • Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. Пособие для логопедов (Документ)
  • Суворова Т.И. Спортивные олимпийские танцы для детей. Часть 2 (Документ)
  • (Документ)
  • Хордина Р., Пере Э. Большая книга развивающих занятий для детей (Документ)
  • Губин А.В. Острая кривошея у детей: Пособие для врачей (Документ)
  • Стребелева Е.А. (ред) Дети-сироты: консультирование и диагностика развития (Документ)
  • Реферат - Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании детей с особыми потребностями в обучении (Реферат)
  • Мышление детей 5-6 лет с ЗПР (Документ)
  • Стоклицкая Т.Л. Сто уроков сольфеджио для самых маленьких. Приложение для детей. Часть 1 (Документ)
  • n1.doc

    МЕТОДИКА «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ»
    Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 1. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
    «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

    В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

    Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
    Обработка и оценка результатов:
    При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

    Где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

    N - количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

    T - время работы;

    N - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

    В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

    По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 3), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
    10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

    8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

    6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

    4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

    2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

    0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
    Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

    10 баллов - все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

    8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

    Рис. 3. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
    На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

    1. Кривая, изображенная с помощью линии типа -.-.-. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

    2. Кривая, представленная линией типа. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания

    3. Кривая, изображаемая посредством линии типа - - - - -. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

    4. Кривая, изображенная с помощью линии ---- Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

    5. Кривая, изображенная линией - - - - -. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
    6-7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

    4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

    3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
    Выводы об уровне развития :
    10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

    8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

    4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

    2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

    0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

    Рис 1. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни»
    для детей от трех до четырех лет


    Рис 2. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни»
    для детей в возрасте от четырех до пяти лет

    Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование. Задача учителей и родителей - помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона).

    Суть методики диагностики

    Внимательность - основа успешной учёбы в начальных классах

    Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

    Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком - 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

    По итогам теста также можно сделать вывод о:

    • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
    • устойчивости внимания испытуемого;
    • умении переключаться с одной задачи на другую.

    Проведение корректурной пробы среди младших школьников

    В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

    Инструкция:

    1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
    2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
    3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

    Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными.

    Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

    Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее)

    Изначально тест имел только буквенное оформление Для совсем маленьких разработан бланк с простейшими фигурами Листики и домики - самый понятный стимульный материал для младших школьников Дети с удовольствием работают с бланком, на котором изображены девочки

    Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

    Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

    Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

    К = 2С/О (К - концентрация, С - просмотренные строки, О - ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

    Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

    При определении устойчивости внимания используется формула:

    А = S/t х 10 (S - общее число просмотренных элементов, t - период времени (60 секунд)).

    Расшифровка показателей:

    Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

    С = (So/S) х 100 (Sо - число строк с ошибками, S - общее количество отработанных строчек).

    Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках - чётных или нечётных.

    Существуют специальные программы для компьютера или мобильного устройства, позволяющие провести тест. Разработчики предлагают стимульные таблицы, элементы на которых нужно вычёркивать кликом мышки или движением пальца. После завершения работы приложение подсчитывает баллы, показывает ошибки и рекомендует подходящий уровень для тренировки.

    Аллергия является распространенным заболеванием, которым страдают около 20% населения планеты. Ее проявления могут быть незначительными и порой даже незаметными, но иногда она способна привести к летальному исходу. Это заболевание чаще всего встречается у детей, родители которых также страдают от сенсибилизации. Диагностика аллергии необходима, чтобы в дальнейшем знать, чего не стоит опасаться. Аллергопробы для детей назначает специалист.

    Что такое аллергопробы?

    Для лечения аллергии необходимо обратиться к детскому врачу аллергологу-иммунологу. После опроса и осмотра он назначает ряд анализов помимо аллергопроб. Детям часто рекомендуют сделать кожные пробы, позволяющие безболезненно найти специфическое для организма вещество, приводящее к сенсибилизации. Данный анализ позволяет выявить реакцию иммунной системы на несколько групп аллергических веществ. Аллергопробы не наносят вреда детям.

    Показания к проведению у детей

    Процедуру проводят в специализированных медицинских центрах. Кожные пробы на аллергены у детей делаются под контролем врачей, потому что иногда во время процедуры возникают осложнения и пациенту может понадобиться незамедлительная помощь специалистов. Есть 3 причины для проведения аллергопроб:

    1. Если у ребенка есть подозрение на пищевую аллергию. Тогда необходимо сделать анализ, чтобы выявить аллерген и определить потенциально аллергенные продукты.
    2. Если у него был анафилактический шок.
    3. Если у ребенка возникла реакция на вакцину и надо подтвердить ее аллергическую природу.

    Полученные данные используются не только для постановки точного диагноза, но и для определения тех групп аллергенов, которых родителям не стоит опасаться.

    Кожные пробы на специфические аллергены у детей можно делать с возраста 3 лет. Но если болезнь протекает без симптомов, угрожающих жизни малыша, ребенку лучше не делать аллергопробы до 5 лет, потому что детский организм изменчив и способен справиться с заболеванием.

    Виды аллергопроб

    Существует несколько методов выявления реакции организма на вещество. Наиболее распространенными являются:

    1. Кожные пробы . Пациенту делают небольшие проколы кожи в местах скопления препарата, после чего проступает легкая реакция на аллерген. Безболезненный и удобный способ для выявления причин аллергии у детей.
    2. Исследование специфических антител Ig E . Для этого выполняется забор крови для последующего получения данных о причинах сенсибилизации. Такой метод подходит для детей, у которых был анафилактический шок. Эффективность анализа крови на аллергию ничем не отличается от кожных проб.
    3. Провокационные тесты . Используются, если предыдущие методы не указали на точные причины заболевания. Исследование проводится в стационаре. Человеку вводят небольшую дозу аллергена под язык, в нос или в бронхи, а после дается оценка результата. Данный метод исследования может дать непредвиденную реакцию организма человека, поэтому детям провокационные тесты не назначаются.
    4. Элиминационные тесты . Часто используются для выявления аллергии у детей младшего возраста. Метод заключается в удалении аллергена из окружения человека. Примером является элиминационная диета, при которой из рациона пациента выводится предполагаемый аллергенный продукт, и если за 7-14 дней наступает улучшение, значит, данное вещество послужило причиной заболевания.

    Как делают пробы на аллергию у детей

    Перед тем как делать аллергопробы детям, предварительно выделяют потенциальные группы аллергенов, которые необходимо протестировать с помощью кожных аллергопроб. Процедура заключается в контакте организма с препаратом, содержащим аллергенные вещества в небольшом количестве. Реакция проявляется достаточно, чтобы выявить аллерген, но при этом не нанести вред пациенту. Малышам чаще всего назначают кожные пробы, поскольку они не причиняют сильный стресс.

    Подготовка к пробам

    Кожные аллергопробы у детей не предполагают радикальных изменений в образе жизни за 24 часа до теста. Можно есть любую пищу, заниматься спортом. Главным условием является временный отказ от антигистаминных препаратов. Наличие данного вещества в крови не позволит получить точный результат.

    Противопоказания

    Проведение кожных аллергопроб возможно не у всех детей. Существуют группы риска, которые могут столкнуться с рядом осложнений во время проведения процедуры. Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с врачом и обратить внимание на несколько противопоказаний к проведению кожных проб, которые могут стать причиной неточного результата или ряда осложнений во время процедуры. Не рекомендуется делать пробы на аллергию детям при:

    • обострении сенсибилизации;
    • простуде, ОРВИ и других болезнях;
    • обострении хронических заболеваний;
    • приеме антигистаминных препаратов.

    Проведение процедуры

    Анализ может проводиться двумя способами: методом укола (прик-тестирование) или царапины (скарификационный тест). Первый считается более безопасным.

    Проводятся аллергопробы в области предплечья. Врач-аллерголог обрабатывает кожу ребенка спиртом, затем наносит на нее капли вещества, содержащего аллергены. Если проводится прик-тестирование, специалист делает неглубокие уколы сквозь препараты, а в случае скарификационного теста он наносит небольшие царапины. Оба метода не задевают кровеносные сосуды, потому что глубина поражения кожных покровов составляет всего один миллиметр. По этой причине данные аллергопробы считаются самыми безболезненными и прекрасно подходят для детей.

    После нанесения уколов или царапин должно пройти 15-20 минут. За это время проявится реакция организма: участки кожи набухнут и покраснеют в местах взаимодействия с препаратом, содержащим аллергенное вещество.

    Расшифровка результатов

    После процедуры врачи замеряют линейкой область поражения. В зависимости от этого они дают определение сенсибилизации. Каждая область вздувшейся кожи показывает отсутствие у организма устойчивости к данному аллергену. После проведения теста выдается список, в котором представлена более подробная расшифровка результата анализа. Итог может быть:

    • отрицательным;
    • слабоположительным;
    • положительным;
    • сомнительным.

    Побочные эффекты

    Если участки поражения кожи не заживают, появляется риск обострения аллергической реакции. Возможно проявление гиперчувствительной реакции замедленного типа. Она начнет проявляться через 6 часов и может продолжаться до 24 часов. Необходимо немедленно обратиться к врачу, если:

    • появился зуд в каком-либо месте;
    • по телу начали распространяться кожные реакции различного типа;
    • у ребенка проявились проблемы, связанные с дыхательными путями: чихание, кашель, зуд, отек горла, глаз, голос стал сиплым;
    • появились сильная тошнота, боли в желудке;
    • понизилось артериальное давление, ребенок чувствует головокружение или потерял сознание

    В случаях появления тяжелых симптомов, а также быстрого ухудшения состояния необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

    Назначать аллергопробы детям должен только специалист, а процедуру стоит проводить в медицинских учреждениях только под контролем врачей.

    В успешном лечении детской аллергии решающую роль играет своевременное выявление веществ–провокаторов, воздействие которых вызывает негативные реакции организма. Чаще всего пробы на аллергию детям ставят методом нанесения аллергенов на кожу. Кожные тесты являются самыми простыми, полностью безопасными, достаточно информативными и относительно недорогими методами диагностики. Они позволяют уточнить, к каким веществам проявляется повышенная чувствительность организма и какое их количество является критическим. Это дает возможность исключить контакт ребенка с аллергенами, а также подобрать правильный план лечения.

    Кожные пробы назначаются ребенку для диагностирования конкретного вида аллергии при наличии у него таких заболеваний:

    • сезонные аллергические реакции на цветущие растения;
    • ринит, конъюнктивит;
    • , бронхоспазмы;
    • аллергические дерматиты.

    Кроме того, аллергопробы эффективны в следующих случаях:

    • появление пищевой аллергии;
    • развитие анафилактического шока;
    • негативная реакция организма на прививки;
    • необходимость выполнения анестезии.

    Важно! Пробы на аллергены у детей должны выполняться врачом–аллергологом в специализированном учреждении. Это обусловлено не только гарантией получения более достоверных результатов, но и возможностью оказания квалифицированной помощи в случае появления непредвиденных осложнений.

    Проводить кожные тесты можно только через 30 дней после момента проявления первых симптомов аллергической реакции.

    Как делают пробы на аллергию у детей

    Суть аллергопробы заключается в нанесении на кожные покровы ребенка небольшого количества вещества–провокатора и оценивании реакции организма на его воздействие. В зависимости от цели исследования и используемого вещества пробы делятся на следующие виды:

    • прямые или косвенные – первые предполагают нанесение чистого аллергена, вторые проводятся с использованием сыворотки крови человека, страдающего аллергией;
    • качественные и количественные – в первом случае определяется раздражитель, на который есть аллергия, во втором – его количество, способное вызвать реакцию.

    Кроме того, кожные пробы на аллергены у детей различают по способу нанесения:

    • капельные;
    • аппликационные;
    • скарификационные или прик-тесты;
    • внутрикожные;
    • холодовой и тепловой тесты.

    Перед тем как берут пробы на аллергию у детей, в обязательном порядке выполняют ряд предварительных мероприятий, направленных на изучение информации о протекании заболевания и определения перечня потенциальных аллергенов. Это необходимо для того, чтобы сравнить полученные результаты с клинической картиной, а также уменьшить количество веществ, реакцию на которые нужно проверять. Интерпретация полученных результатов одинакова при всех видах проб, различной является только методика постановки.

    Капельная

    Самыми простыми в выполнении являются капельные пробы. Они абсолютно нетравматичны, но из-за слишком поверхностного воздействия на кожу считаются наименее достоверными. Техника постановки заключается в том, что тест–раствор, гистамин и вещества–раздражители просто капаются на кожу ребенка в области предплечья или лопаток.

    Данный метод диагностики обычно применяется для выявления реакции иммунной системы ребенка на пыльцевые и бытовые аллергены, домашних животных и птиц. В редких случаях тестируются лекарственные и пищевые вещества.

    Аппликационная

    В этом случае все используемые для тестирования составы наносятся на кожу путем наложения смоченных в них ватных или марлевых тампонов, которые накрываются пленкой и закрепляются лейкопластырем. Благодаря такому способу все необходимые вещества проникают в кожные покровы более активно и быстро дают соответствующие результаты.

    Аппликационные пробы на аллергены у детей чаще всего назначаются для диагностирования контактных дерматитов. Они более информативны, чем капельные пробы.

    Скарификационная (прик-тест)

    При проведении такой аллергопробы аллергены и контрольные жидкости наносятся, как при капельных тестах, а затем в каждом месте нанесения выполняют раздражение кожных покровов:

    • при скарификационном способе – делаются поверхностные царапины скарификатором;
    • при прик-тесте – легкие проколы иглой (глубиной 1 мм).

    При выполнении таких проб у детей за один раз можно использовать только 1–2 вещества. Детям старше 12 лет разрешается применять до 15 раздражителей. Пробы позволяют выявить аллергены, влияющие на возникновение конкретных симптомов непосредственно у обследуемого ребенка. Прик-тест считается предпочтительней скрафикационной пробы, поскольку позволяет контролировать степень повреждения кожного покрова и не размазывает каплю, поэтому является менее травматичным и более достоверным.

    Внутрикожная

    Пробы, вводимые инъекционным методом, называются внутрикожными. Они используются для определения высокой чувствительности к бактериям или грибкам – реакция Манту, Пирке, Касони и другие.

    Для введения аллергена применяются специальные шприцы и иглы. Сразу после введения на коже образуется инфильтрат, по состоянию которого в дальнейшем устанавливается реакция организма на вещество–раздражитель.

    Термическая

    Для проведения холодового теста к руке ребенка прикрепляется небольшой кусочек льда или пробирка с ледяной водой. Показателем аллергической реакции организма в этом случае является развитие волдыря, что свидетельствует о склонности к холодовой крапивнице.

    При тепловой пробе на предплечье фиксируют пробирку с горячей (не более 42° С) водой. Положительный результат также выражается образованием волдыря в месте соприкосновения, что подтверждает наличие у ребенка сенсибилизации к температурному фактору.

    Как читают результат

    • отрицательной
    • сомнительной
    • слабоположительной
    • положительной.

    Вывод зависит от того, насколько выраженной оказалась реакция. Чаще всего тест подтверждает наличие патологии, если обработанный участок покраснел и на нем образовалась припухлость.

    Подготовка к пробам

    Проведение кожной пробы на аллергию у детей – совершенно простая процедура, не требующая особых подготовительных мероприятий. Нужно выполнить только несколько условий:

    • исключить повышенную физическую и психоэмоциональную нагрузку накануне и в день тестирования;
    • заранее отменить все противоаллергенные препараты;
    • подготовить ребенка к тому, что будет происходить, чтобы он не боялся.

    Обычно при правильном моральном настрое дети 5 лет и старше воспринимают такие тесты совершенно спокойно.

    Противопоказания

    Существует 2 фактора, которые обязательно учитываются при назначении пробы на аллергию детям – с какого возраста разрешено делать такие тесты и как протекает заболевание у конкретного ребенка. В зависимости от этого выделяют 2 ограничения к постановке кожных аллергопроб:

    • их не проводят до 5-летнего возраста;
    • при отсутствии осложнений заболевания от исследования рекомендуется отказаться.

    Это объясняется тем, что у маленьких детей чувствительность к различным веществам–раздражителям периодически изменяется. Более того, при введении аллергена иммунная система ребенка может отреагировать на него совершенно неожиданно, поэтому без острой необходимости рисковать не стоит.

    Также противопоказано брать кожные пробы на аллергены у детей в случае:

    • острого периода протекания аллергии;
    • обострения хронических болезней;
    • любых простудных заболеваний;
    • приема противоаллергических средств всех групп;
    • наличия судорожных приступов;
    • онкологических проблем.

    Если необходимо сделать пробы на аллергию ребенку при наличии указанных противопоказаний, вопрос рассматривается лечащим врачом в индивидуальном порядке.

    Побочные эффекты

    Введение вещества–раздражителя может привести к появлению у детей побочных реакций:

    • зуд и высыпания по всему телу;
    • повышенное раздражение участка кожи, на котором проводились пробы;
    • признаки ринита, кашель, першение;
    • ощущение сдавливания в грудной клетке;
    • неприятные ощущения в пищеварительном тракте;
    • скачки давления, головокружение, потеря сознания.

    Симптомы сенсибилизации могут проявиться спустя несколько часов и сохраняться в течение суток. В тяжелых случаях возможно серьезное ухудшение самочувствия ребенка вплоть до летального исхода.

    У некоторых детей наблюдается обратная ситуация, когда полностью отсутствует кожная реакция. Кроме того, из-за технических ошибок или индивидуальных особенностей ребенка результаты теста могут быть ошибочными, поэтому кожные пробы не считаются абсолютно достоверными. Поскольку дополнительные провокационные пробы детям не назначаются, при появлении расхождений с клинической картиной применяется диагностика по анализу крови.

    Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала и конца. Однако эти номера не совпадают

    Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой. Ребенок должен назвать номер линии слева, а затем справа. Хороший показатель, когда дети 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и без ошибок.

    Тест «Кольца»

    Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

    Для проведения теста необходима таблица с кольцами, имеющих разрыв в разных частях.

    Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)

    За 2 мин. Ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится значительно меньше, а продуктивность повышается.


    Тест «корректурная проба»

    Выявление скорости распределения внимания, его объема и устойчивости.

    Ребенку предлагается таблица с любыми знаками. Например, при буквенной форме корректурной пробы ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение задания, и количество ошибок.

    Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

    Время работы - 5 минут.

    Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
    Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

    Тест «Цифровая таблица»

    Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
    Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

    Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

    «S-ТЕСТ»

    Определение скорости распределения и переключения внимания.

    Ребенку дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами - эталонами.

    Попросите ребенка внимательно на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним- двумя штрихами дополнить их до целостных фигур.

    Проведите тренировку на отдельном листочке. Убедитесь, что ребенок понял задание.

    Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.

    Дети 6-7 лет справляются со всем заданием за 3-4 минуты и делают не более 5 ошибок.