Неприступные линии обороны XX века — линия Маннергейма. «Линия Маннергейма

Объектом, который вызывает к себе неподдельный и постоянный интерес у многих поколений людей, является комплекс защитных заграждений Маннергейма. Линия финской обороны расположена на Карельском перешейке. Она представляет собой множество бункеров, взорванных и усеянных следами от снарядов, рядов каменных надолбов, вырытых траншей и противотанковых рвов - все это неплохо сохранилось, несмотря на то, что прошло уже более 70-ти лет.

Причины войны

Поводом для военного конфликта СССР с Финляндией стала необходимость обеспечения безопасности города Ленинграда, так как он находился вблизи финской границы. Накануне Второй мировой войны руководство Финляндии готово было предоставить свою территорию в качестве плацдарма для многочисленных врагов Советского Союза, и главным образом - для гитлеровской Германии.

Дело в том, что Ленинград в 1931 году был переведен в статус города республиканского значения, и часть территорий, подчиненных Ленсовету, оказалось одновременно и границей с Финляндией. Именно поэтому советское руководство и начало переговоры с этой страной, предложив ей обменяться землями. Советы предлагали территорию в два раза большую, чем хотели получить взамен. в договоренностях оказался пункт с просьбой СССР о размещении на финской земле своих военных баз. Но стороны так и не договорились, что и привело к началу советско-финской, или так называемой Зимней войны. Не будь ее, Ленинград был бы захвачен войсками Гитлера еще в в течение всего лишь нескольких дней.

Предыстория

Понятие «Линия Маннергейма» обозначает целый комплекс исторических оборонительных сооружений, которые сыграли основную роль в Советско-Финляндской войне. Она длилась в период с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года.

Как только Финляндия получила независимость, она сразу же стала задумываться об укреплении своих границ, и уже в начале 1918 года была начата постройка заграждений из колючей проволоки на месте будущего грандиозного военного щита Маннергейма. Линия была окончательно утверждена в 1920 году и получила сначала название «Линия Энкеля» в честь руководившего ее строительством генерал-майора О. Л. Энкеля, бывшего тогда начальником Генерального штаба. Разработчиком же укреплений являлся французский офицер Ж. Ж. Гросс-Каусси, присланный в Финляндию для оказания помощи по укреплению границ этой страны. Но, следуя уже сложившимся к тому времени традициям, комплексы оборонительных сооружений чаще всего называли в честь «большого начальства», например Линия Сталина или Мажино. Поэтому, во избежание путаницы, эти заграждения были переименованы и названы в честь главнокомандующего войсками Карла Густава Маннергейма, бывшего офицера российской армии.

Фортификационный щит Финляндии

Линия Маннергейма - это оборонительный рубеж протяженностью 135 км, который полностью пересек весь Карельский перешеек - от Финского залива и до Ладожского озера. С запада оборонные коммуникации проходили частично по равнинной, а частично по покрытой холмами местности, прикрывая собой проходы между многочисленными болотами и небольшими озерами. На востоке линия опиралась на Вуоксинскую водную систему, которая сама по себе являлась серьезным препятствием. Таким образом, в период с 1920 по 1924 год финнами было построено более полутора сотен долговременных военных сооружений.

К концу 1927 года стало ясно, что инженерные заграждения Энкеля по качеству построек и вооружению существенно уступают советским оборонительным укреплениям, поэтому их строительство было временно приостановлено. В 30-е годы снова возобновили строительство долговременных сооружений. Их было возведено немного, но они стали гораздо мощнее и сложнее устроены.

В начале 30-х годов на должность председателя Совета государственной обороны назначают Маннергейма. Линия с тех пор стала строиться под его руководством.

- ДОТы

Самой главной сдерживающей полосой служили узлы обороны, которые состояли из нескольких бетонных ДОТов (долговременных огневых точек), а также ДЗОТов (деревянно-земляных огневых точек), пулеметных гнезд, блиндажей и стрелковых окопов. По линии обороны опорные пункты были размещены крайне неравномерно, и расстояние между ними иногда достигало даже 6-8 км.

Как известно, военное строительство длилось не один год, поэтому по времени возведения ДОТы разделяются на два поколения. К первому относятся огневые точки, построенные в период с 1920 по 1937 год, а ко второму - 1938-39 годов. ДОТы, принадлежащие к первому поколению, - это небольшие укрепления, рассчитанные на установку всего лишь 1-2 пулеметов. Они не были достаточным образом оборудованы и не имели убежищ для солдат. Толщина бетонных стен и перекрытий не превышала 2 м. Позже большую часть из них модернизировали.

Ко второму поколению относятся так называемые миллионники, так как их стоимость обошлась финскому народу в 1 млн финских марок каждый. Всего 7 таких мощных огневых точек имела Линия Маннергейма. ДОТы-миллионники были самыми современными на тот момент железобетонными сооружениями, оборудованными 4-6 амбразурами, из которых 1-2 были орудийными. Самыми грозными и наиболее укрепленными считались ДОТы Sj-4 «Поппиус» и Sj-5 «Миллионер».

Все долговременные огневые точки были тщательным образом замаскированы камнями и снегом, поэтому их очень тяжело было обнаружить, а пробить их казематы было практически невозможно.

Зоны затопления

Кроме целого ряда долговременных и полевых укреплений были предусмотрены и несколько зон искусственного затопления. Внезапно начавшиеся военные действия помешали полностью их достроить, но несколько плотин все же были возведены. Их сделали из дерева и земли на реках Тюеппелянъйоки (сейчас Александровка) и Роккаланъйоки (ныне Гороховка). Плотина из бетона стояла на реке Перонъйоки (р. Перовка), а также небольшая плотинка на Маяйоки и запруда на Сайянъйоки (сейчас р. Волчья).

Противотанковые заграждения

Так как на вооружении СССР было достаточно танков, сам собой напрашивался вопрос о методах борьбы с ними. Проволочные заграждения, ранее установленные на Карельском перешейке, не могли считаться хорошим препятствием для бронированных машин, поэтому было принято решение вырубить из гранита надолбы и выкопать противотанковые рвы глубиной 1 м и шириной 2,5 м. Но, как выяснилось в ходе военных действий, каменные надолбы оказались неэффективными. Их сдвигали с места или обстреливали из артиллерийских орудий. После многократного обстрела гранит разрушался, в результате чего образовывались широкие проходы.

За надолбами финские саперы установили свыше 10 рядов противопехотных и расположенных в шахматном порядке.

Штурм

Зимнюю войну принято делить на два этапа. Первый длился с 30 ноября 1939 г. по 10 февраля 1940 г. Штурм Линии Маннергейма стал самым тяжелым и кровопролитным для красноармейцев в тот период.

Мощный заслон оказался, несмотря на все его недостатки, почти непреодолимым препятствием для советских солдат. Кроме ожесточенного сопротивления финской армии, огромной проблемой оказались сильнейшие сорокаградусные морозы, которые и стали, по мнению большинства историков, главной причиной неудач станы Советов.

11 февраля начинается второй этап зимней военной кампании - генеральное наступление войск Красной Армии. К этому времени к Карельскому перешейку было стянуто максимальное количество военной техники и живой силы. Несколько дней шла артиллерийская подготовка, снаряды сыпались на позиции финнов, которые сражались под руководством Маннергейма. Линия и вся прилегающая территория подверглась сильнейшей бомбардировке. Вместе с сухопутными частями Северо-Западного фронта в боях участвовали корабли Балтийского флота и недавно сформированной Ладожской военной флотилии.

Прорыв

Три дня длился штурм первой полосы обороны, и 17 февраля войска 7-й армии наконец прорвали ее, и финны вынуждены были полностью покинуть свой первый рубеж и перейти на второй, а в течение 21-28 февраля потеряли и его. Прорывом линии Маннергейма руководил маршал С. К. Тимошенко, возглавивший по приказу И. В. Сталина Северо-Западный фронт. Теперь уже 7-я и 13-я армии при поддержке береговых отрядов моряков Балтийского флота предприняли совместное наступление в полосе от Выборгского залива до Видя такой натиск противника, финские войска покинули свои позиции.

В итоге второй прорыв Линии Маннергейма завершился тем, что, невзирая на отчаянное сопротивление финнов, 13 марта Красная Армия вошла в Выборг. Так завершилась советско-финская война.

Итоги войны

В результате Зимней войны СССР добился всего, чего хотел: страна полностью завладела акваторией Ладожского озера, а также к ней отошла часть финской территории в 40 тыс. кв. км.

Сейчас многие задаются вопросом: а была ли нужна эта война? Если бы не победа в Финской кампании, Ленинград мог бы стать первым в списке городов, подвергшихся наступлению гитлеровской Германии.

Экскурсии по местам боев

На сегодняшний день большая часть сооружений разрушена, но, несмотря на это, экскурсии по местам сражения Зимней войны все же проводятся, и интерес к ним не угасает. Сохранившиеся опорные пункты до сих пор представляют огромный исторический интерес - и как военные инженерные сооружения, и как места проведения самых тяжелых боевых сражений этой полузабытой войны.

Существуют историко-культурные центры, которые разрабатывают специальные программы следования по местам, где проходит Линия Маннергейма. Экскурсия обычно включает в себя рассказ об этапах ее строительства, а также о ходе сражений.

Чтобы хоть немного ощутить и прочувствовать быт финской и советской армий, для туристов организовывают полевой обед. Здесь также можно сфотографироваться на фоне грандиозных сооружений с элементами снаряжения, увидеть и подержать в руках макеты оружия.

В истории любых военных конфликтов остается немало белых пятен, скрытых событий и фактов. Не стала исключением и война Советского Союза с Финляндией 1939-40 годов. Она легла тяжелым испытанием на плечи обеих сторон. Всего лишь за 105 дней, когда велись военные действия, было убито около 150 тыс. человек, примерно 20 тыс. пропали без вести. Вот итоги этой полузабытой и, по мнению некоторых историков, «ненужной» войны. Как памятник погибшим воинам осталась на местах боев стоять необыкновенная по своим масштабам Линия Маннергейма. Фото тех времен и камни на до сих пор напоминают нам о героизме советских и финских солдат.

Линия Маннергейма - устоявшееся историческое сочетание слов. Со времени Советско-Финляндской (Зимней) войны под этими словами у нас в стране понимали многообразие финских укреплений, построенных до этой войны на Карельском перешейке. А ведь сами финны под этими словами понимали линию, на которой остановилось стремительное наступление Красной армии в декабре 1939 г. Эта линия частично совпадала с главной оборонительной полосой, а частично не совпадала. Но все же у нас, да и не только, укрепленные линии называли в честь «большого начальства». Например, у нас - Линия Сталина, Линия Молотова. Во Франции - Линия Мажино. Поэтому, следуя нашим традициям, далее, чтобы не было путаницы, под сочетанием «Линия Маннергейма» будем подразумевать финские укрепления на Карельском перешейке, построенные до Зимней войны.

Финны всерьез озаботились укреплением собственных границ практически сразу после получения независимости. Разработка концептуальных планов началась уже весной 1918 г., тогда же начались работы по постройке проволочных заграждений на будущих рубежах обороны. Примерно через год под общим руководством нового начальника Генерального штаба генерал-майора О.К. Энкеля начались подробные рекогносцировки позиций и проектирование фортификационных сооружений. Разработка окончательного плана укрепленной линии возлагалась на майора французской армии Ж.Ж. Гросс-Каусси, командированного в Финляндию из Франции наряду с другими специалистами с целью оказания помощи в организации обороны страны.

Окончательно утвержденный оборонительный рубеж, получивший наименование «линия Энкеля», пересекал весь Карельский перешеек от Ладожского озера до Финского залива. В восточной части перешейка эта линия опиралась на Вуоксинскую водную систему, представлявшую собой серьезное естественное препятствие. В западной части линия проходила и по всхолмленной, и по равнинной местности, прикрывая озерное дефиле и проходы между болотами. Строительство долговременных сооружений началось в 1920 году. В течение пяти лет до 1924 г. включительно финны построили на линии Энкеля свыше полутора сотни долговременных сооружений.

Различие местных характеристик на разных участках линии предопределило и типы сооружений, и состав сооружений на них. На восточном участке линии, укрепленном от природы, строилось очень мало сооружений, однако в основе своей они являлись артиллерийскими. Оборона здесь основывалась на продольном обстреле протяженных водных пространств огнем легкой артиллерии, укрытой в казематах. Западный же участок линии Энкеля принципиально отличался. Здесь в условиях отсутствия протяженных водных преград, оборона основывалась на большом количестве малых пулеметных огневых точек и убежищ для пехоты. Эти сооружения группировались в небольшие опорные пункты, запирающие сухопутные пути между небольшими озерами и болотами.

Таким образом, уже к исходу 1924 г. финны имели на Карельском перешейке законченный постройкой укрепленный район, существенно опередив тем самым оборонительное строительство в СССР. Однако следует понимать, что качественно финские сооружения сильно отличались в худшую сторону от построенных позже советских укреплений, как по материалам, так и по вооружению.

Практически сразу после постройки стало ясно, что линия Энкеля имела существенные недостатки, поэтому уже в 1927 г. началось обсуждение вопроса по дальнейшему совершенствованию обороны. Реально к строительству приступили в 1931-1932 гг. Руководил ими теперь уже финский военный инженер Й.К. Фабрициус. В первую очередь работы стали проводить на правом фланге, где возводился новый передовой укрепленный узел Инкеля, примыкавший своим правым флангом к берегу Финского залива. В последующие годы строительство новых сооружений развернулось и на других участках укрепленного рубежа, причем помимо узля Инкеля в 1938-1939 гг. был построен всего один новый опорный пункт Суурниеми, в остальном новое строительство велось в существующих опорных пунктах линии Энкеля.

В отличие от периода 1920-1924 гг. в 1930-е гг. долговременных сооружений на Линии Маннергейма , строилось очень мало, порой считанные единицы в год. Однако все эти объекты были значительно мощнее и сложнее в своем устройстве. Пик фортификационного строительства на Линии Маннергейма пришелся на вторую половину 1930-х. В 1936 г. были разработаны проекты трех сооружений (Sk-10, Sj-4, Ink-6), представляющих собой совершенно новый тип укрепления - комплекс из одной или нескольких огневых точек и заглубленных казарм-галерей. Впоследствии, такой тип сооружения получил наименование «миллионер» (или «миллионник») из-за непомерно высокой для финляндского бюджета стоимости постройки.

Первые «миллионеры» Линии Маннергейма обладали в основном фронтальными пулеметными казематами, амбразурные стены и покрытия которых сооружались из броневых плит. Применение таких плит резко снижало количество бетона и уменьшало высоту сооружения, однако стойкость бронированных казематов впоследствии оказалась недостаточной. Строительство таких ДОТ велось в основном в 1937 г. Однако, начиная с 1938 г., проектируются «миллионеры» с пулеметными казематами по типу полукапонира - для фланкирующего огня. Интересно также, что в 1939 г. финны стали применять цельнолитые броневые колпаки для наблюдения и самообороны с помощью специальных пистолетов-пулеметов.

Помимо сооружений миллионного типа в конце 1930-х гг. наЛинии Маннергейма строились и более простые сооружения: в основном это были капониры, совмещенные с казармами. Также начиная с 1938 г. начинается массовая реконструкция старых сооружений 1920-х гг. В основном старые фронтальные ДОТ перестраивались в убежища или полукапониры. Но иногда на базе этих примитивных построек возводились и постройки миллионного типа, таким, например, стал объект Sk-2. Наиболее поздние типы построек Линии Маннергейма - это небольшие пулеметные капониры и полукапониры, построенные лишь в небольшом количестве. Наиболее характерны они для узла Муолаанкюля. Их строительство началось осенью 1939 г, и было прервано началом Зимней войны.

Линия Маннергейма сыграла исключительно важную роль в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Несмотря на то, что большинство новых сооружений было не достроено или не до конца оборудовано, финнам удалось закрепиться в районе главной оборонительной полосы, остановив на несколько зимних месяцев превосходящие силы Красной Армии, не обладавшей в те годы опытом прорыва укрепленных рубежей. Тем не менее, после проведения серьезной и обстоятельной подготовки в феврале 1940 г. Линия Маннергейма была прорвана.

В настоящее время, не смотря на то, что подавляющая часть сооружений линии находится в разрушенном состоянии, ее опорные пункты представляют значительный исторический интерес и как инженерные сооружения, и как места тяжелейших боев Зимней войны.

Историко-культурным центром «Серебряное Кольцо» разработаны экскурсии по Линии Маннергейма . Экскурсии освещают различные этапы Советско-финской войны и включают в себя полевой обед, во время которого можно познакомиться с бытом, снаряжением и вооружением частей Советской и финской армий, подержать в руках макеты вооружения, сфотографироваться с элементами снаряжения. Экскурсии цикла проводятся по расписанию или в любое время по запросу.

Карту для данной статьи любезно предоставил Евгений Балашов, автор-составитель книги «Линия Маннергейма. Оборонительный щит Финляндии от идеи до воплощения».

от фин. "Mannerheim-linja"

Сооружения для оборон (линия Маннергейма) служили для защиты от угрозы СССР Финляндии. Располагались они в промежутке Финского залива и Ладоги. Создан комплекс был в 20х-30х годах ХХ века. Длина которых, составляла 132 км. Наиболее значительные бои на этом участке проводились в 1940м году (Зимняя война). Обороноспособность сего сооружения была преувеличена обеими сторонами. Название от фамилии Маннергейм, появилось не сразу. Изначально оборонительная линия носила имя Энкеля. И уже в начале советско-финской войны, комплекс был переименован.

Особенности местности в районе линии Маннергейма

Леса, на территории расположения линии, стали естественной обороной, которые имели большое количество камней и валунов. Также в этом помогала болотистая местность, не большие реки и озера. Такие природные условия позволяли осуществлять оборону малыми силами. Маннергейм отметил значительный недостаток, при посещении тогда еще «Линии Энкеля». Требовались доты, а их строительство без бетонной подушки было невозможно. Грунт не имел под собой каменистой основы, что привело бы к оседанию сооружения. Было принято решение, подвергнуть модернизации имеющиеся и построить другие доты.
Линия "Mannerheim", как защита от советского союза кратко

Как создавалась оборонительная линия Маннергейма

Когда прошла революция в царской России, финны заявили о независимости своей страны в 1917 году. Несмотря на то, что Советский Союз признал независимость нового государства, финны не верили в то, что СССР говорит правду. Отношения между двумя государствами стали более напряженными.
В принципе, коммунизм был такой своеобразной угрозой демократии. Ситуация была опасна для Финляндии, так как столица коммунистической революции (Петроград) был особенно близок к финнам. Бывший генерал царской России, Маннергейм, решительно выступал против большевиков. Во время Гражданской войны в России, в 1919 году, финны даже поддерживали натиск белогвардейцев на Петроград, но этот план был оставлен (финны не верили, что белые будут отстаивать независимость Финляндии). Стройка линии на Карельском перешейке уже началась, когда большевики победили в гражданской войне русских в 1922 году. Оборона была построена в два этапа: 1920-1924 и 1932-1939.

Планирование
В 1918 году, во время гражданской войны в Российской Империи, финское правительство и верховное командование начали разрабатывать планы обороны для защиты возможного нападения на Финляндию из Советской России. Главным из таких маршрутов был Карельский перешеек. Наиболее уязвимая часть этого перешейка был на западе, недалеко от Финского залива, восточная часть, была лучше защищена естественными водными путями.

Первый планы оборонительной линии был составлен А. Раппе в начале мая 1918 года. Эту линию разместили вблизи границы, и предназначалась она для защиты двух железнодорожных линий, которые пересекли границу.
Финляндия только стала независимой и не обладала сторожевыми войсками и пограничная область была небезопасной. Безопасность границы на перешейке была на ответственности 2 - й дивизии в июне 1918 г. На них же и была возложена обязанность за строительство укреплений. Позже было решено использовать и естественные природные особенности в оборонительных целях.

В октябре, финское правительство выделило 300 тыс. марок за работу, которая должна была быть проведена немецкими и финскими саперами, а также русскими военнопленными. Тем не менее, выделенных денег было недостаточно, и нехватка строительных материалов, и квалифицированной рабочей силы, препятствовали строительству собственных укреплений. С поражением Германии в Первой мировой войне, план барона фон Бранденштейна был сломан.

1919-1924 года
В октябре 1919 года, командующим на линии Маннергейма был генерал - майор Оскар Энкель. В течение первого периода строительства, Фабрициус предложил переместить линию обороны дальше на юго-восток. Генеральный штаб обсуждал этот вопрос, но более ранние планы Энкеля были соблюдены. Кроме того, нехватка средств, привела к разногласиям между офицерами, и Энкель ушел в отставку. В 1924 году строительные работы были прерваны да достаточно длительный период.
Первая сотня небольших бункеров, были построены в 1920-1924 годах. Из соображений экономии, первый этап жесткого укрепления был из неармированного бетона. Все это обеспечивало лишь частичную защиту.
Плотность сжатия бетона была слишком мала, и могла обеспечить защиту, только от артиллерии.

1932-1937 года
Второй этап строительства начался 1 апреля 1934 года. Было разработано два новых вида бункеров. Эти доты были в основном предназначены для размещения войск. Размером бункер был 15-20 метров в длину и в ширину 5-6 метров.
Между 1932 и 1938 годами бюджет на оборонительные сооружения был таков, что финны могли только построить два или три бункера в год. В 1936 и 1937 годах они построили две большие опорные точки. Новые бункеры отличались от предыдущих конструкцией. Особенность была в том, что размещение войск было между пушечных камер, что позволяет экономить затраты на дорогостоящее железобетонные сооружения. Крыша была защищена слоем от двух до трех метров почвы и от одного до трех метров каменных обломков.

1938-1939 года
Оборонительные укрепления на перешейке Карельского полуострова получили значительно больше средств и ресурсов в мае 1938 года. Ситуация в Европе заметно ухудшилась. Финны построили новые крепости и модернизировали старые. Началось строительство семи новых бункеров, Су 1-7. Су 3 и Су 4, были для размещения армии, остальные были для пулеметов. Они также модернизировали сооружения, построенные в 1920-х годах.


Финляндия и советская разведка

Советские разведчики работали в Финляндии на нескольких уровнях. Советская разведка опубликовала сверхсекретную и очень подробную фото книгу финской местности и укреплений в 1938 г. В книгу вошли доклад на семь страниц и 22 страницы карт и фотографий. Каждый выпуск был пронумерован. Советская разведка вела свою активность и возросла в 1938 году, также была расширена еще больше в 1939 г. Перед началом Зимней войны, советская разведка опубликовала книгу для офицеров Красной Армии. В руководство включено более 200 страниц карт и фотографий.
Советский Союз получил подробную карту обороны на перешейке. Немецкий военный атташе в Хельсинки, передал ее в Москву в сентябре 1939 года.
Зимняя война

В Зимней войне линия останавливала советское наступление в течение двух месяцев. Форт Сааренпяа подвергся нападению со стороны советских линкоров Марат (позже - Петропавловск) и Октябрьская Революция (в декабре 1939 и январе 1940 года).

Во время войны, как финская и советская пропаганда значительно преувеличил масштабы укреплений линии. Первые чтобы укрепить моральный настрой населения, а вторые,чтобы объяснить медленное продвижение своих войск против финской обороны. Впоследствии, миф о "сильно укрепленной" линии Маннергейма вошел в официальную советскую военную историю и некоторые западные источники. Подавляющее большинство линии Маннергейма состояла из простых траншей и других полевых укреплений. Бункеры, вдоль линии были, в основном, небольшие и их количество было не велико.

После Зимней войны советские саперы уничтожили оставшиеся установки. В продолжении войны линия не была восстановлена.

В начале ноября в составе экипажа тестовой Toyota Venza я отправился в Санкт-Петербург.
В планах было посмотреть грандиозный Гранд-Макет, а также ознакомиться со знаменитым комплексом фортификационных укреплений - Линией Маннергейма.

Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск.

Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась "ближней Финляндией" - городом Терийоки.
Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублевкой - очень престижное направление.

Пока мы едем - расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130 километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.

К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе с.Каменка).

Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа - в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.

Фото с сайта glebychevo.narod.ru

Первая остановка - дот Sk6. От него мало что осталось, т.к он был взорван бойцами Красной Армии. Лишь крест указывает на место.

ДОТ Sk6 был изначально построен в 1920е годы как фронтальная пулеметная огневая точка, а в 1930е годы был перестроен в полукапонир фланкирующего огня. Этот фланкирующий ДОТ расположен в примерно 30 метрах к востоку от средневыборжского шоссе. Взрыв, уничтоживший ДОТ, был настолько силен, что бетонные глыбы с арматурой раскидало в радиусе нескольких десятков метров.

Sk6 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки нового железобетонного полукапонира, рассчитанного на два станковых пулемета с перекрещивающимися секторами огня. Бункер был оснащен вентиляционной системой и прожектором. В советских разведданных числится под №36.

24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТа снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.

Мемориальная плита около ДОТа:

Через дорогу от sk6 находится ДОТ sk5, который я ошибочно принял за отброшенную взрывом плиту.
Sk5 - Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки бокового железобетонного капонира с амбразурой для станкового пулемета, амбразурой для ручного пулемета, бронеколпаком и прожектором. В советских разведданных числится под №31.

19 декабря 1939 года прорвавшиеся в тыл советские танки расстреляли амбразуру ДОТа, уничтожив пулемет. 24 декабря (по другим данным - 29 декабря) в результате мощного артобстрела полностью разрушена старая часть бункера. Бронеколпак, получивший механические повреждения, разбит 22-23 января (по другим данным - 16 декабря)пятью прямыми попаданиями 152-мм снарядов. Тогда же была разрушена фронтальная стена и часть бокового крыла. Бункер удалось расчистить от обломков, сохранив боеспособность. 9 февраля 1940 года ДОТ выдержал 8-часовой обстрел прямой наводкой, но на следующий день снаряды пробили крышу, и гарнизон был вынужден оставить его.

Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон:

Можно увидеть сохранившуюся амбразуру:

Остаток металлического ящика тех лет (кто-нибудь знает что них хранилось?):

За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили.
В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. Только вместо кроваво красной осенней земли должен быть снег.

ДОТ Sk10 относится к ДОТам "Миллионникам", названным так из-за высоких затрат на строительство - более 1 миллиона финских марок.
Схематически ДОТ выглядит так:

Sk10 - Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета.

Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.

На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом, их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера - "Кюмппи" - "Червонец". В советских разведданных числится под №40.

19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий.

Вход в западный каземат выглядит вот так:

Колодец в центральном каземате бункера, именно в нем перемещался лафет:

Пробоина в стене (по всей видимости от прямого попадания):

Внутрь спускаться я не решился, но по архивным фотографиям можно представить как все было устроено

Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев:

Маркировка на гильзе - 39 год:

Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.

Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.

В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд.

Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.

Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.

Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.

Первый ряд надолб обязательно должен быть преодолим танком при движении вперед, но непреодолим при движении танка задним ходом (если он отказался от попытки преодолеть второй ряд). Его высота должна быть несколько больше клиренса танка (примерно на 8-12 см.), внешняя сторона (обращенная к противнику) достаточно пологая (угол к горизонту 30-35 градусов), а противоположная крутая (угол к горизонту около 60 градусов).

Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно (во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.

Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов - высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.

Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим (и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты (или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.

Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.

Следующей и завершающей точкой осмотра узла сопротивления Суммакюля стал ДОТ Sk16.
Батальонный командный пункт Sk16 - один из восемнадцати бетонных объектов укрепрайона Суммакюля (Сумма-Хотинен). Расположен у обочины Средне-Выборгского шоссе.
Восточная часть убежища была подорвана в 1940 году, при этом крыша восточной части была перевернута взрывом и опрокинулась сверху на крышу западной части. Имел две амбразуры для ручных пулеметов, прикрывавших входы.

В 1941 году советскими строителями вплотную к стене бункера был пристроен ДЗОТ. После занятия этой территории финскими войсками здесь размещался небольшой лагерь советских военнопленных.

Во время войны ДОТ был замаскирован сеткой и ельником, у финнов были овчарки и какая-то своя жизнь внутри (фото сделано 14 декабря 1939 года):

Так как благодаря своему расположению во время войны ДОТ не пострадал, свое существование прекратил только в 1940 году.

К сожалению, это все, что мы посмотрели в тот день. Это катастрофически мало и, я уверен, что вернусь на Линию Маннергейма еще раз.

Координаты точек:
Бункер Sk5 - 60.505278, 29.016111
Бункер Sk6 - 60.505278, 29.016944
Братская могила финнов - 60.508056, 29.021944
Бункер Sk10 - 60.505556, 29.033056
Бункер Sk16 - 60.512214, 29.009698