Педагогический проект «Все мы разные, но все равные. Классный час на тему "мы разные, но равные"

Лариса Кригер
Педагогический проект «Все мы разные, но все равные»

Актуальность

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога .

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький украинец, армянин, таджик, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа. А задача педагогов – научить их толерантно относится друг к другу, уважать традиции других народов.

Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

К большому сожалению, в современном мире появляется опасность утраты «традиций народов» .

Я разработала проект по адаптации детей-мигрантов. В систему реализации проекта включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы : игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг. Параллельно велась работа с детьми в различных на правлениях деятельности.

Формы реализации проекта :

1. Циклы занятий, включающие различные виды деятельности : познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и другие на основе единого содержания.

2. Беседы, как индивидуальные, так и групповые.

3. Видеопросмотры (презентации, фильмы и т. д.) .

4. Проведение мероприятий с этнокультурной тематикой.

5. Целевые экскурсии в музеи.

Сроки реализации проекта состоят из 3-х этапов :

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Подготовительный этап

включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта , подбор методической литературы, составление планов работы.

Задачи :

Выявить национальное состояние семей воспитанников группе;

Индивидуальные и групповые беседы, просмотр домашних праздников через фотографии, видеосъемки;

Разработать консультации для родителей «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;

Изготовить папки-передвижки «Мир семейных увлечений» ;

Организовать совместные выставки-конкурсы : «Национальные костюмы» , «Традиции семей» , «Национальные блюда» .

Основной этап :

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи : воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.

Итоговый этап :

Презентация проекта «Мы разные , но мы вместе» ;

Праздник «Дружба народов»

Интегрированная образовательная деятельность «Мы вместе»

Конкурс на лучшую открытку «Вместе дружная семья»

Фотовыставка «Мы разные , но мы вместе» ;

Ожидаемый результат :

Знания детей о национальных культурах народов разных стран ;

Увеличение активного активного и пассивного словаря детей мигрантов;

Умение отличать один язык от другого;

Расширение представлений детей о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.

Ожидаемый результат : данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представление об образе жизни людей, их обычаи и традиции на основе познания. Способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом; сформировать у них представление о себе и других, как о личности.

Свою работу я начала с беседы с родителями. В беседах с родителями я объясняла, консультировала и давала советы, что бы их ребенок мог быстрее адаптировался в детском саду.

Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого других национальностей. Был подобран материал соответствующий возрасту : иллюстрации к сказкам, костюмы, фотоматериал их края, сказки, игры разных народов .

Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Целесообразно прочитать на русском языке в переводе национальные сказки и истории. Толерантное отношение к иной культуре, иным языкам и людям, не таким, как большинство, положительно сказывается на микроклимате, существующем в коллективе детского сада.

Такая работа дала свой результат, дети-мигранты стали более активные, речь стала более правильной, они больше общаются со всеми детьми.

Публикации по теме:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Осенью этого года я задумала осуществить проект, посвящённый осенним праздникам. Целью проекта было взаимодействие.

МИНИ-МУЗЕЙ «КОЛОБОК И ВСЕ, ВСЕ, ВСЕ» В нашей группе функционирует мини-музей, главный хранитель которого - румяный Колобок. НАШ СЛОВАРЬ.

Проблема: У детей не систематизированы знания о детском саде, людях, которые в нем работают, их профессиональных обязанностях. Цель:.

Актуальность: Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека. Именно в этом возрасте происходит активное развитие физических.

Педагогический проект «Все дело в шляпе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 Г. НЕРЧИНСКА ПРОЕКТ «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ».

МКОУ Меньшиковская СОШ

Классный руководитель - Ившина Ирина Юрьевна

Классный час «Мы разные, но равные».

Цель: формирование уважительного отношения к людям не зависимо от их происхождения.

Задачи:

Закрепить у учащихся понятие «толерантность»

Помочь учащимся видеть и ценить индивидуальные качества личности ребёнка

Воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям.

Форма проведения : коллективно - творческое дело (технология Иванова)

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, мультфильм о толерантности.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия.

Ход классного часа.

    Оргмомент.

На доске слайд:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери

Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия. Меня зовут Ирина Юрьевна и сегодня, классный час буду у вас вести я. Нашу встречу хотелось бы мне начать с небольшого стихотворения.

Мы разные! Но мы при этом равные!

Мы все имеем равные права смеяться и грустить!

Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

Ведь каждый из нас индивидуальность.

А в этом, конечно, и есть уникальность!

Различиями нашими мы будем восхищаться!

Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Ребята, как вы думаете: «Какая тема нашего классного часа?» О чём пойдёт речь?

(Выдвижение учащимися предположений темы).

Конечно. «Мы все такие разные, но мы все равные». А эпиграфом к нашей встречи я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери.

Сегодня мы с вами поговорим о сходствах и различиях, о принятие других такими, какие они есть, научимся уважать особенности каждого человека.

2. Основная часть.

1. «Что в волшебной коробке?»

В моей чудесной коробке спрятаны предметы, хорошо знакомые каждому из вас. У них также как и у нас есть сходства и различия. Сейчас я приглашаю сюда трёх смельчаков, которые по очереди, просунув руки в отверстие на крышке, возьмут по одному предмету. Нужно на ощупь догадаться, что в руках и назвать это. (В коробке лежат яблоко, картофель, гранат).

Итак, у нас есть три предмета. Что между ними всеми общего? (таблица)

Чем отличаются эти предметы друг от друга?

Картофель, яблоко, гранат.

Общее

Различное

Часть растений

Округлой формы

Есть кожура, мякоть

Съедобные

Полезны для здоровья, т.к. богаты витаминами

Разные части растений (картофель - клубень, гранат - плод, яблоко - плод)

Отличия в форме (картофель - овальный, у граната есть хвостик, у яблока - палочка)

Разное место произрастания (картофель - в огороде, гранат и яблоко - в саду)

Относятся к разным родовым группам (картофель- овощ, яблоко и гранат- фрукты)

Разные по вкусу.

Разные по цвету

Посмотрите, мы среди овощей и фруктов нашли много общего и различного. А какие ещё предметы схожи и одновременно различны между собой? (еда, напитки, одежда и т.п.)

А что мы можем сказать про людей, про нас?

Много ли у нас общих и различных черт?

Все наши схожие и различные черты мы сейчас и выясним.

2. «Цветик-семицветик».

(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)

Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите

на 1 - своё любимое животное;

на 2 - любимый цвет;

на 3 - любимое время года;

на 4 - любимый цветок;

на 5 - любимый герой художественной книги, к/ф или мультфильма;

на 6 - любимое занятие, увлечение;

на 7 - любимая игрушка.

Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.

Поднимите руку, кто нашёл.

Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.

Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.

3. «Особенности класса».

А что общего у всех нас в классе?

Чем вы отличаетесь друг от друга?

Различное

Мы - люди;

Мы ученики одной школы, одного класса;

Мы живём в одном районе;

Мы любим мультфильмы;

Мы любим играть.

Разные по полу;

Разные по внешности (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.)

Разные по характеру;

Разные по вкусовым предпочтениям;

Разные интересы, способности.

Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?

Может, было бы лучше, если бы мы были все одинаковые? Почему нет? (таблица после устных ответов).

А давайте всё - таки представим на минутку, что мы стали все одинаковые. Что тогда было бы?

На самом деле у нас у всех были бы одинаковые мысли, одинаковые слова, все бы закончили одинаково школу, институт, все бы работали на одинаковой работе. Интересно ли жить в таком мире одинаковых людей - клонов?

И поэтому очень хорошо, что это не так. Мы в классе все разные.

Но отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?

Знаете ли вы такое выражение «Белая ворона». Что это значит?

Давайте посмотрим мультфильм о том, как живётся кому-то непохожему на всех остальных, (просмотр мультфильма и обсуждение).

Какой был наш герой?

Почему все смеялись и обижали его?

Как он чувствовал себя?

Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

Что случилось потом?

Чем закончилась история?

Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему? (они поняли, что каждый человек индивидуален и неповторим. И каждый может поделить с другими своими умениями, а это так интересно).

Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе и в этом наша сила!

А вы знаете, каким качеством должны обладать люди, которые принимают вас такими, какие вы есть? (доброта, милосердие, сострадание, прощение, сотрудничество, терпимость, человеческое достоинство).

Все понятия (качества) можно объединить одним словом «толерантность».

У вас на парте лежат карточки со словами толерантность. Давайте озвучим как это слово определяется у разных народов.

    В Англии– готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

    В Германии - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

    Во Франции – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

    В Испании – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

    В Китае – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

    В Египте – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

    В России – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

4. «Эксперимент с апельсинами».

А теперь давайте посмотрим, что же ещё может называться толерантностью.

Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

(складывает апельсины в пакет, предлагает каждому взять свой апельсин)

Как вам это удалось?

А сейчас отвернитесь. (Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает)

– Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Внутри все апельсины одинаковые.

Вывод: Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Это ещё одно понятие толерантности – милосердие.

Наш класс-это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности. У меня есть большое количество листочков, но не все они должны попасть на дерево. Сейчас, выходим по два человека и выбираем те листочки, которые, по вашему мнению, должны быть на дереве толерантности.

Какие листочки подходят к дереву толерантности, давайте посмотрим. (сострадание, милосердие, доброта и т.п.)

А оставшиеся листья, почему не подходят?

Ещё у вас на столах лежат бабочки, возьмите их в руки. Допишите сами такое предложение: «Мои хорошие качества-……».

3. Подведение итога.

Согласны ли вы сейчас со словами Антуана де Сент-Экзюпери: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю". Почему это верно?

Разнообразие делает людей неповторимыми; с разными людьми интересно общаться, узнавать новое, чему-то учиться.

Коллективная творческая работа (создание классного панно).

На доске заранее подготовлены 3 листа А3 для создания панно: верх листа закрашен голубым цветом (небо), а низ - зелёным цветом (трава).

Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности, тем более, что дерево наше уже там стоит. Все цветы с нашими особенностями мы приклеим на эти листы внизу, а бабочек на голубом фоне вверху. Посмотрите, какое красивее и разноцветное получилось наше панно.

Так же как и все люди - мы разные, но равные.

Ребята, вам понравился наш классный час? Что нового и интересного узнали на уроке?

Давайте все вместе прочитаем и запомним такие слова:

Если каждый будет, друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

Вот и подошёл к концу наш классный час. На память о нашей встречи мне хочется подарить вам памятку в ваш классный уголок и закладки, которые будут вам напоминать про наш классный час. А также у меня в чудесной коробке спрятался ещё один подарок вам это мандарины. Они разные по размеру, по вкусу, но они все дарят нам радость, радость встречи Нового года.

Я очень рада, что встретилась сегодня с вами такими добрыми, красивыми и отзывчивыми ребятами. Спасибо вам за работу.

4. Рефлексия.

У каждого из вас на столе ладошки (зелёные, жёлтые, красные). Уходя из класса, прикрепите на дверь одну из них.

Ладошка зелёного цвета обозначает: «Я удовлетворён занятием, оно было полезным для меня, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось».

Ладошка жёлтого цвета обозначает: «Занятие было интересным, я принимал в нём участие, оно было в определённой степени полезно для меня, мне было достаточно комфортно».

Ладошка красного цвета обозначает: «Пользы от классного часа я получил мало, не очень понимал о чём идёт речь, мне это не очень нужно».

Доклад учителя-дефектолога МБДОУ «Детский сад №118»

Светушкиной Ю.А. «Разные, но равные»

Нет ничего особенного в том, что в этот мир рождается ребенок. И даже если он рождается другим, или другим совсем? Почти всегда говорят, что перспектив нет, что обычная жизнь не для этого ребенка. К сожалению, прежде всего по вине нашего общества, часто у родителей особых детей возникает бремя вины, они думают, что надо скрыть своего ребенка от общества. Как объяснить родителям, что ребенка не нужно прятать в четырех стенах, что для развития ребенка очень важно взаимодействовать с другими, быть в обществе?

– Все дети хотят учиться. Все дети хотят развиваться. Все дети хотят чувствовать, воспринимать, думать и вспоминать. Выготский отмечает, что развитие происходит по общим законам. Закон онтогенеза действует на всех детей, поэтому такой концепт подходит и для обычных детей, и для детей особенных. Становление новых психических систем подчиняется общим психическим законам для всех детей. И ребенок не сможет жить без образования новых функциональных систем.

Можно сказать что каждый ребенок индивидуален! И внутри одного нарушений нет двух одинаковых детей. Поэтому и работа с этими детьми должна строиться от личности каждого ребенка в отдельность, а не от клиники диагноза в целом.

Сегодня в России только начинается путь по внедрению инклюзивного образования, и, конечно, препятствий будет много. Ожидается и негативная реакция родителей, и неумение обычных учеников принимать особых детей, и ошибки педагогов, недостаточно обученных, а главное – пока мы будем проходить этот путь, те самые дети, для которых устроена инклюзия, будут страдать.

В рамках дошкольного образования уже есть примеры внедрения инклюзии. Школа должна быть готова к тому что дети с особенностями в развитии, посещающие массовую или коррекционную группу могут прийти в массовую школу.

У нас нет специальных программ для преподавателей, которые могли бы с новыми знаниями включиться в процесс инклюзии, – материалов, методических книг для преподавателей и так далее. Пока всё, что у нас есть – это желание.

Отметим принципы инклюзивного образования:

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

· Каждый человек способен чувствовать и думать;

· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При обучении детей с особенностями в развитии необходим нестандартный подход:

· Учет их особого темпа работы и трудности в организации внимания;

· Устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места;

· Устойчивый порядок занятий.

Центральное место в работе любых специалистов с детьми с ОВЗ должно занимать привлечение внимания ребенка. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию и использовать приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.). Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Необходимо активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Ребенок должен слушать, смотреть, проговаривать и т.д. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания.

Теоретическим концептом для работы с детьми является теория становления функциональных систем мозга. В ее основе лежит теория Льва Семеновича Выготского об этапах психического развития от младенца до подростка. Выготский говорит, что человек является единством чувства, восприятия, мышления и воспоминания. Именно эти четыре ступени психического развития должны учитываться при ведении инклюзивного занятия.

Первая ступень – почувствовать, на вторую ступень нужно поставить – восприятие, третья ступень - символизации, четвертая - абстракция, Наша цель заключается в том, чтобы все дети, которые находятся на уроке, могли почувствовать, воспринять, подумать и вспомнить о предмете урока. То есть пройти все четыре ступени психического развития, о которых мы говорили. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обуче­ния решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В своей работе мы используем ряд приемов, заданий, д/и, которые могут быть использованы учителями, логопедами, психологами и дефектологами. Это определение изменений в ряду предметов, нахождение «выпавшей», «лишней» картинки; нахождение недостающей детали, запоминание 5- 7 предметов, нахождение сходств и отличий между предметами.

Предлагаю ряд игровых упражнений, которые могут использоваться в работе по развитию восприятия, памяти, мышления детей.

Восприятие : Д/и «Узнай, кто нарисован». «Составь целое из частей». «Чудесный мешочек». «Скажи, что ты слышишь ».

А так же: «Лабиринты» «Парные изображения», «Читаем по губам», «Рисование по клеточкам», «Зеркало».

Память: «Запомни и положи», «Что пропало?», «Чем отличаются?», «Повтори за мой действия».

Мышление: «Чего не хватает у предмета?», «Разложи предметы», «Будь внимательным», «Чем похожи и чем отличаются?», «Подбери пару к слову», «Разложи картинки по группам», «Закрой лишнюю картинку», «Нарисуй и зачеркни», «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак», «Как это можно использовать?», «Смысловые ряды».

Для каждого ребенка на любой стадии психического развития важно уметь показывать, что он хочет, что ему нравится.

Мы должны им предложить такие занятия, в рамках которых всё это возможно.

В заключении своего выступления хотелось бы сказать: только работая вместе мы сможем добиться положительных результатов в нашей работе. Особенные дети становятся не особенными для общества, привычными и нормальными для восприятия и тогда мир становится другим.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разные, но равные Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 118»: Светушкина Ю. А.

Все дети хотят учиться. Все дети хотят развиваться. Все дети хотят чувствовать, воспринимать, думать и вспоминать.

Каждый ребенок индивидуален Внутри одного нарушений нет двух одинаковых детей. Работа с этими детьми должна строиться от личности каждого ребенка в отдельность, а не от клиники диагноза в целом.

Что лучше для ребенка с ОВЗ? Общеобразовательная Индивидуальное школа обучение Надомное обучение Специальный класс

Принципы инклюзивного образования Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

При обучении детей с особенностями в развитии необходим нестандартный подход: Учет их особого темпа работы и трудности в организации внимания; Устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места; Устойчивый порядок занятий.

На что обратить внимание в работе любых специалистов с детьми с ОВЗ Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, менять интонацию и использовать приемы неожиданности. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. Необходимо активизировать работу всех анализаторов. Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания.

Четыре ступени психического развития Чувство Восприятие Мышление Абстракция

Восприятие:

Мышление:

Наиболее перспективной формой школьного обучения ребенка c ОВЗ-постепенная, индивидуально дозированная нагрузка, включающая и специально поддерживаемую интеграцию в группу или класс детей.

Спасибо за внимание!