Почему подростки любят ужасы? Почему подростки держат своих родителей за идиотов. Почему подростки жестокие

Часто родителям кажется, что хамство, дерзость, вранье - это ужасно, ребенок внезапно «испортился». Почему это нормально, объясняет подростковый психолог, Мария Завалишина

Ребенок все чаще пребывает в плохом настроении, становится раздражительным, грустным, замыкается в себе

Пубертат - очень сложный период, в этот момент происходят изменения не только физиологические, но и достаточно глубокие личностные. Кроме того, важнейшую роль начинают играть гормоны и нейромедиаторы.

В организме каждого человека есть нейромедиатор дофамин, который отвечает, если говорить простым языком, за ощущение счастья, благополучия, радости, безопасности и участвует в механизме, который обеспечивает стрессоустойчивость. Я недавно была на лекции у одного известного нейробиолога, которая как раз занимается в том числе, тем, что происходит с мозгом человека в пубертатный период.

Так вот, она рассказала, что исследования показывают, что базовый уровень дофамина у подростков снижается, это означает, что хуже работает система подкрепления, т.е. человека перестают радовать обыденные вещи и общий фон его настроения снижается, так же снижается его активность и он начинает искать приключений. Для того, чтобы как-то компенсировать свое состояние.

Это подтверждает то, что мы наблюдаем в своей работе, активно взаимодействуя с подростками и слыша слова их родителей. Даже если ярость кажется родителю неоправданной, поверьте, ребенок орет, хамит, хлопает дверьми потому, что реально очень сильно злится и не справляется со своими эмоциями. Ему физиологически сложно отреагировать адекватно ситуации.

Именно поэтому подростки, стремясь повысить уровень дофамина (неосознанно, конечно) выходят на улицу и начинают искать разные приключения, экстремальные вещи и новые опыты - только так они могут повысить свой уровень радости. При этом, насколько мне известно, на "приключения" выделяются большие дозы дофамина, чем у взрослых. То есть, система работает с большей амплитудой: базовый уровень ниже, а всплески интенсивнее. На «приключения» они реагируют с особенным удовольствием и радостью.


Ребенок выказывает пренебрежение к родительскому мнению

Если для младших детей взрослые являются важным ориентиром, а их мнение - истиной, то у подростка на первый план выходят сверстники. Одна из основных задач этого возраста - установление отношений со сверстниками. Вторая важнейшая задача - сепарация с родителями, отделение и приобретение независимости.

Эти задачи диктует ему природа. Этим и обусловлено негативное отношение к родителям, скорее, даже не негативное, а амбивалентное. Причем, тут есть ловушка: мнение родителей на самом деле продолжает для них быть значимым, но демонстрировать это в открытую нельзя - ведь подросток стремится к независимости.

Поэтому внешне он выказывает пренебрежение, а внутри более чем когда-либо нуждается в поддержке. Но он не может, как маленький, подойти и положить голову на плечо - он должен воевать, противостоять, защищать свою независимость, свою «территорию». И тут от родителей требуется невероятное терпение - важно не быть слишком настойчивыми, но и не игнорировать.

Важно, чтобы подросток знал, что родитель рядом и открыт к нему. Не воспринимать нападки подростка на свой счет, не отворачиваться от него, но и не пускать все это «бешенство» на самотек.

У ребенка снижается мотивация к учебе

В целом, у детей подросткового возраста снижается интерес ко всему - им перестает быть интересно ходить на кружки, на разные увлекательные занятия, снижается значимость всего этого. Если проводить много времени с подростками, станет ясно - их самые частоупотребляемые слова это «скука», «тоска», «мне скучно». Я бы это объяснила опять-таки снижением уровня дофамина - именно это может давать такой эффект.

Как мы уже говорили выше, их перестают радовать обыденные вещи. Постоянное чувство опустошения, подавленности, восприимчивость к любому стрессу. Ну, все не так фатально, скорее, общий фон настроения и мотивации к какой-то конструктивной (на взгляд окружающих) деятельности снижается. Наиболее активно и ярко проявляющийся и сохраняющийся интерес – это общение со сверстниками.

Со стороны это выглядит как «он все время сидит в телефоне», но на самом деле это и есть та самая необходимая коммуникация со сверстниками. Все остальное интересует подростка во вторую очередь - и это нормально.

Но тут так же важно родителю не быть слишком настойчивым, но и не пускать все на самотек. Важно, чтобы поддерживалось выполнение обязанностей, соблюдение договоренностей, чтобы подросток брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Хотя бы в том объеме, в котором это возможно.

Ребенок стремится примкнуть к какой-либо субкультуре

У детей ведь что в этот момент происходит - они ищут себя. А для этого им нужно разрушить все старое и построить новое. Они пытаются понять – кто я, чего я хочу, что для меня важно. И часто они эту свою идентичность ищут через отождествление с какими-то субкультурами – это вносит ясность. У них в голове мир крушится, пространство вокруг на куски разлетается, и им важно знать, что где-то их понимают и принимают - именно это они находят в товарищах по субкультуре. Поэтому часто все эти подростковые субкультуры охарактеризованы тем, что они восстают против мира взрослых. Ну ведь, как мы говорили раньше, противостоять взрослым очень важно, точнее, создавать видимость этого противостояния.

Ребенок начинает яростно охранять свое личное пространство

Комната становится крепостью, на компьютере - пароль, к личным вещам подростки относятся гораздо трепетней, чем раньше. Не потому, что они хотят скрыть что-то ужасное, как сразу думают многие родители, а потому, что это дает им ощущение собственных границ, ощущение самостоятельности, целостности, ощущение своей идентичности. И если родители в этот момент пытаются эти границы нарушить, лезут в личные вещи, устраивают проверки, то между ними и ребенком создается еще большая дистанция.

Родителям важно помочь ему в поддержании этих границ, отнестись к ним с уважением, это придаст его новому хрупкому миру устойчивости, а если родитель чем-то обеспокоен, то лучше говорить об этом открыто. Возможно, подросток ответит на это с благодарностью и сможет проявлять больше открытости, когда увидит, что на его территорию не посягают.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

На колледж еще предстоит разобраться. В 2002 году в США Секретная служба и Министерство образования изучили десятки . Они выяснили , что большинство подростков, устроивших стрельбу, сами подвергались издевательствам и даже физическому насилию в школах.

Как уловить момент, когда обычные подростковые конфликты перерастают в массовое убийство, можно ли запретить буллинг в школах, в эфире "Вечера с Егором Максимовым" рассказала психолог Светлана Кривцова .

Больше новостей о ситуации в Керчи

– С одной стороны, говорят, что буллинг – это такая неотъемлемая часть взросления, где-то он более жесткий, где-то – менее. Как уловить момент, когда обычные, всеми изведанные подростковые конфликты могут перерасти в массовое убийство?

– Знаете, буллинг действительно существует и очень широко распространен в подростковой среде. И действительно буллинг и убийство, эти расстрелы, shooting школьный распространен не только в США, где оружие, как известно, разрешено к ношению совершеннолетними гражданами, но он распространен и в странах Европы, где нет этого разрешения.

– А где грань между буллингом и массовыми расстрелами? Они же все-таки бесконечно далеки друг от друга. Как они переходят одно в другое?

Отчаявшийся подросток либо убивает себя, либо убивает других

Светлана Кривцова

– В том-то и дело. Представьте себе равносторонний треугольник, у которого три вершины, а вершины такие: буллинг, хомисайд (убийство) и суицид. Буллинг – настолько страшный феномен, страшное явление, что с ним напрямую связан либо суицид, либо хомисайд. То есть отчаявшийся подросток либо убивает себя, либо убивает других – и потом убивает себя. Потому что это тот же самый суицид, только опосредованный и отсроченный.

​Поэтому, на мой взгляд, если говорить про школьные психологические службы, про систему образования, то, мне кажется, на сегодняшний день это очень недальновидно – не замечать этого явления, не заниматься им и не противостоять буллингу в школах самым строжайшим образом.

– А как родителям поступать в этой ситуации, если они узнали, например, что одна вершина этого треугольника – буллинг – затронута?

– Мне кажется, что в каждой школе должна быть система, которая бы позволяла ребенку, который чувствует себя на грани отчаяния, потому что к нему применяется буллинг или его кто-то оскорбил из учителей, чтобы эта система позволяла ребенку прийти куда-то и высказаться.

И буллинг, и суицид – это результат отсутствия диалога, результат глухоты школы

Светлана Кривцова

И буллинг, и суицид – это результат отсутствия диалога, результат глухоты школы как организации, школы как системы. Этого у нас совершенно нет, этим нужно заниматься. И это не сделает только психолог, и здесь недостаточно только родителей. Здесь нужны объединенные какие-то усилия всех взрослых, которые собрали в одном месте такое опасное явление, как много незрелых личностей с разными характерами и с разными психиатрическими, может быть, нарушениями.

– По поводу незрелых личностей. Мы только что обсуждали, как очень многие подростки в социальных сетях берут себе ники, фотографии или просто посвящают посты как раз-таки таким убийцам, например, из 1999 года . Это повод как-то обеспокоиться, или это просто некое бунтарство?

– Психиатрическая тематика долгое время была закрыта, сейчас напротив – почти в каждом сериале какой-нибудь психопат присутствует. И какой-то резонанс переживаний существует. Но, понимаете, он существует и превращается во что-то нездоровое только в том случае, если нет здоровых способов обходиться с существующим конфликтом. Эта немота, отчаяние, ощущение абсурда, которое присутствует в школе, где никто не хочет ничего знать и ничего видеть. На самом деле реформы современного образования привели к такой системе, простите меня.

Нам в редакцию часто приходят вопросы от родителей подростков о природе поведения их детей. Зачастую понять школьников во время переходного возраста бывает очень сложно, так давайте же разберем самые популярные вопросы и попробуем понять, что же стоит за странным поведением подростков?

1. Почему ребенок перестал разговаривать с родителями и стал скрывать свои проблемы?

Этот бунт заложен в его природе. Семья не престает играть огромную роль в жизни ребенка, подростку важно мнение родителей и других взрослых, но в то же время он хочет самостоятельности. Часто подросток не знает, как попросить совета у взрослых, думая, что тем самым он опустится в глазах родителей и снова встанет на ступень детства. Не мешайте ребенку, прощупывать границы возможного. Проявите внимание к ребенку, объясните, что не собираетесь его осуждать, ругать, обвинять в чем-либо, но и не приставайте с расспросами, просто покажите, что у него есть свое внутреннее неприкасаемое пространство, но вы всегда рядом.

2. Почему у подростка снизилась успеваемость?

Так как основным видом деятельности подростка является общение, то именно от этого зависит . Так, например, при ухудшении отношений со сверстниками успеваемость подростка стремительно падает и, наоборот, чем лучше отношения с ровесниками, тем выше уровень успеваемости.

Кроме того, в начале подросткового возраста появляются первые сексуальные влечения и интересы и происходит отмирание предыдущих, детских интересов, с этим также связано падение успеваемости и снижение общей работоспособности. Но благодаря этому подросток формирует новую систему интересов, в которую входит повышенный интерес к психологическим переживаниям других людей, а также самого себя. Ребенок начинает задумываться о своем будущем и создает свою некую воображаемую действительность, мечту.

3. Почему подросток связался с «плохой компанией»?

Огромное значение подростки уделяют выделению себя как отдельного, уникального члена общества. Попытки выделиться из «серой массы» могут привести ребенка к совершению асоциальных действий.

Подростки стремятся в кратчайшие сроки расширить границы собственного личного опыта, они ищут приключения, и, зачастую, не признают свое поведение отклоняющимся от нормы. Они считают это абсолютно нормальным, так как очень увлечены собой и не умеют пока еще адекватно оценивать ситуации и собственные возможности.

Причиной отклонений в поведении подростков может также стать непонимание со стороны родителей и сверстников, безнадзорность, дефицит общения внутри семьи, попустительство со стороны близких и даже отрицательная оценка ребенка родителями его друзей.

Если подростку кажется, что он всеми отвергаем, а потребность к самоутверждению неудовлетворена, то ребенок ищет себе компанию за территорией школы. Часто такие компании называют «уличными», про них говорят, что «ребенок попал в плохую компанию». Подростку необходимо доказать себе и окружающим, что он взрослый, и, как у каждого взрослого, у него есть друзья. В этой компании ребенок может компенсировать свои личностные неудачи в школе.

4. Почему подросток перестал выходить на улицу?

– очень сложный период для самого ребенка. Изнутри его разрывает буря эмоций, с которой он не всегда в состоянии справиться. Некоторые дети уходят в себя, начинают увлекаться чтением, фильмами, много времени проводят в Интернете и в социальных сетях – это нормально. Не все подростки проводят все время, гуляя на улице. Некоторым необходим покой для того, что найти свое «я».

5. Почему подросток недоволен своим внешним видом?

Подростки очень увлечены своим внешним видом и очень болезненно реагируют на любое несовпадение с их субъективной нормой внешности, поэтому преувеличивают и выдумывают телесные недостатки. «У меня некрасивые пятки», - это нормальная фраза обычного подростка. Будьте терпеливы к таким недовольствам, к попыткам изменить свою внешность – все это необходимо для того, чтобы подросток осознал собственную уникальность и стал адекватно оценивать себя.

6. Почему подросток постоянно думает о противоположном поле?

Огромную роль в жизни подростка играют сексуальные интересы.

Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма. С этим связана половая идентификация подростков. Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.

Одной из причин появления конфликтов в этом возрасте является именно половое созревание. Прилив сексуальной энергии расшатывает внутреннее равновесие, а это вызывает дисбаланс в психическом состоянии подростка.

Итак, если у вашего ребенка начался переходный возраст, наберитесь терпения и старайтесь спокойно воспринимать все изменения в поведении и характере подростка. Все, что будет происходить с ним в ближайшие годы, имеет физиологическое и психологическое объяснение, и ваш ребенок не виноват в том, что внутри него разгорается буря. Просто будьте рядом, пытайтесь скруглять углы и не идти на конфликты, примите его желание казаться взрослым, и разговаривайте, как можно больше разговаривайте с ребенком, даже если вам кажется, что он вас не слушает. Поверьте, слушает и прислушивается, просто не подает виду.

Екатерина Сафонова

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Подростковый возраст - трудное время не только для родителей, но и для самих детей. В это время родители часто понимают, что те правила, по которым они общались с детьми, уже не действуют, в это время часто всплывают ошибки воспитания - они понимают, что нужно что-то менять.

Мы в сайт решили выяснить,что так часто мешает нам, родителям, построить крепкие, теплые отношения с подростками и не потерять их доверие.

13. Настаиваете на откровенности

Многим родителям сложно принять, что повзрослевший ребенок допускает их не во все сферы своей жизни. Часто они начинают требовать большей откровенности от ребенка. Но подростку крайне важно чувствовать свою самостоятельность, опираться на собственное мнение. Чем больше он ощущает давление на себя, обиду со стороны родных, тем сильнее начинает закрываться и защищать свое личное пространство: уходит от откровенности, начинает обманывать.

12. Нарушаете личное пространство

Порой из самых благих побуждений родители начинают проверять карманы, сумку, переписку подростка. Делая так, мы не только проявляем неуважение к ребенку, но и обесцениваем его личное пространство, а ведь он еще только начинает пробовать обращаться с ним.

Это сильно подрывает его доверие как к родителям, так и к самому себе. Стоит приложить усилия, чтобы контроль стал результатом открытой и честной договоренности между вами и ребенком.

11. Игнорируете мнение подростка

Когда родители не интересуются мнением ребенка, не принимают его в расчет - он чувствует, что оно для родителей не важно, и делает выводы, что его не любят и не уважают.

Такое поведение может спровоцировать в ребенке агрессию . Возможен и второй вариант: ребенок сдастся в ответ на вашу настойчивость и однажды может просто потерять способность принимать решения самостоятельно.

10. Предъявляете размытые требования

Конечно, на уровне здравого смысла ребенок поймет вас, но реализовать требование ему бывает очень сложно, поскольку критерии довольно размыты.

Со временем это может привести к большому расхождению во мнениях между вами : ребенок будет считать, что уже соответствует предъявленным требованиям в полной мере, а вы - что всегда есть к чему стремиться. Чтобы избежать этого, стоит точно представлять, чего вы хотите, и научиться так же точно говорить об этом детям.

9. Обесцениваете его чувства

Родителям часто кажется, что дети излишне драматизируют события. Но если ребенок регулярно не получает поддержку со стороны близких, он чувствует себя отвергнутым и закрывается еще сильнее. Либо начинает протестовать против родителей и вести себя агрессивно.

Старайтесь воспринимать всерьез все то, что происходит с ребенком, уважайте его чувства, цените его доверие. Дайте ему знать, что он понят и принят, что его чувства для вас важны.

8. Не всегда последовательны

Порой, чтобы ребенок выполнил требования, родители прибегают к заранее невыполнимым обещаниям или угрозам. Но, когда желаемая цель достигнута, забывают о своих словах или же просто не спешат их выполнять.

Но стоит помнить: подростки очень щепетильно относятся к выполнению обещаний взрослых. Если раз за разом близкие будут говорить пустые слова - ребенок перестанет верить им. Так родители потеряют авторитет в глазах подростка.

7. Слишком много учите его жизни

Не стоит превращать свою родительскую власть в диктат. В противном случае это просто может привести либо к жесткому отпору и агрессии со стороны ребенка, либо вы просто рискуете сломать его целостность и самооценку.

Родителям подростков стоит стремиться к разумным компромиссам. Принимать решения совместно с ребенком, идти на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо. Стоит учиться видеть в ребенке прежде всего личность, которую нужно уважать.

6. Живете его жизнью

Когда вся жизнь родителей построена только вокруг ребенка, растворена в нем - это уже явный перебор. Дети, перенимая отношение родителей к самим себе, могут начать так же явно пренебрежительно относиться к ним.

Родителям стоит уделять время собственным интересам, находить время для отдыха. Без этого крайне сложно выстроить правильные отношения с ребенком, а ему - сложно гордиться своими родителями и ценить их.

5. Не интересуетесь его жизнью

Не зная того, чем живет ребенок, что его интересует, невозможно построить с ним доверительные отношения, которые так важны в подростковом возрасте.

Если вы попытаетесь больше узнать о том, что происходит в жизни ребенка, о его увлечениях и покажете свою осведомленность, то заслужите его расположение, вам будет о чем поговорить.

4. Постоянно критикуете

Часто родители считают, что хвалить нужно только за отличные оценки. Однако подростки нуждаются в одобрении во всех своих делах. Ребенку это придает силы двигаться дальше, помогает легче переживать неудачи.

Здоровую критику при этом никто не отменяет. Но всегда стоит сдерживать эмоции и помнить, какую цель вы при этом ставите: наказать ребенка? Выразить свое отношение к поступку? Помочь ему осознать свою неправоту? Или решить вместе с ним проблему?

3. Близко не знакомы с их друзьями

Родителям будет не лишним познакомиться с ближайшим кругом общения своих детей. Для этого бывает достаточно просто почаще приглашать их в гости на чашечку чая с пирогом.

Это не только укрепит ваши отношения, но и поможет быть спокойными за собственного ребенка. Если вас очень настораживает кто-то из друзей подростка, вы сможете деликатно обсудить это с ним. Полагаясь на ваше мнение, он и сам сделает вывод по поводу своего товарища.

2. Не проявляете к нему уважения

Конечно, порой ребенок становится виновником ситуаций, в которых сложно сохранять терпение. Но думать, что произнесенные повышенным тоном аргументы станут весомей, -заблуждение. Для него они будут означать ваш срыв и его правоту.

Если ситуация будет повторяться - подросток просто перестанет обращать на вас внимание, перестанет вас уважать. Что превратится в конце концов в замкнутый водоворот.

1. Проводите мало времени вместе

Это только на первый взгляд кажется, что подростки совсем уже большие и не нуждаются в родительском внимании и ласке. Даже если у вас совсем мало времени - пусть качество заменит количество. В будни достаточно проводить вместе по полчаса-часу, но без отвлечений на свои дела, выходные можно посвятить совместному походу, просмотру фильма или играм.

Если же совместная жизнь родителей и подростка сводится только к формальному общению, он может начать чувствовать себя ненужным, незащищенным, ощущать безнадежность, иметь слабую самооценку.

В конце 2015 года к нам стали обращаться родители, учителя, директора школы, которые спрашивали, что происходит с подростками. А происходило, по их мнению, что-то необычное, поскольку привычные к кризису подросткового возраста люди не понимали, что происходит и что им делать.

Например, они говорили, что:

  • С подростками совсем не получается говорить – они не возражают, не спорят, не отстаивают свою точку зрения, как обычно бывает в подростковом возрасте, а молча разворачиваются и уходят;
  • Их трудно вообще разговорить, сделать так, чтобы они начали раскрываться;
  • Они резко замыкаются и уходят в себя, не заканчивая мысль;
  • Подростки быстро уходят в эмоции - плач, крик, как дети помладше;
  • Нынешние подростки по особому безэмоционально оскорбляют. Они словно выносят приговоры, но сами не замечают этого;
  • Подростки ищут ответы на вопросы о жизни, учебе, общении, но не могут найти удовлетворяющих им объяснений, поскольку чего-то ключевого не хватает. Чего именно не хватает – неясно. А ведь еще несколько лет назад, совсем недавно, получалось поговорить, найти зацепку, объяснить.

Одновременно со всем этим многие подростки хорошо учатся, умеют хорошо говорить и выражать мысли (это сейчас постоянно отмечают взрослые), ходят на множество дополнительных развивающих программ. Правда, не всегда знают, чем будут заниматься в будущем. Получается, что нынешние подростки умные, но внешне жесткие, даже порой жестокие подростки? Или нет? Кто они такие?

Проанализируем, что произошло и почему сейчас сформировались именно такие подростки с поколенческой точки зрения.

Нынешние подростки относятся к пограничному поколению Миллениум-Хоумлендер (2000-2006 г.р.): они родились на стыке поколений и часть ценностей взяли от поколения Миллениум (1985 - 2003г.р.), а часть от поколения Хоумлендер (2003 - 2024 г.р.). Комбинация ценностей именно этих двух поколений и может быть частью нынешней ситуации. Проанализируем особенности обоих поколений.

Что пришло от Миллениумов?

  • Громкие слова и быстрые действия, без анализа последствий и разговора про чувства. Миллениумы в детстве услышали сообщение, что надо открыто высказывать любое мнение – ведь у нас в стране «Гласность!». Что представители поколения и делают. Для них ценностно важнее высказать мнение, предпринять действия, а не думать о чувствах человека, которые их высказывание вызовет.
  • Пройдены разные сценарии и уровни взаимодействия, но они не прочувствованы на себе. Миллениумы играли в разные игры на приставках и компьютерах, видели их трансформацию: игры за время их поколения стали интереснее, насыщеннее, разнообразнее по сюжетам. Действия в играх были, а вот эмоций, которые проживает герой события, а не игрок, было недостаточно: важнее было пройти уровень, а не переживать. Не хватило эмоций, когда человек в личной практике проживает на себе разные ситуации, когда его затрагивает сделанное им.
  • Непонятные смыслы. Миллениумам не очень понятно, к чему стремиться и что делать, чтобы быть хорошим человеком. С ними это не успели проговорить, натаскивая поколение во всем мире на тесте и ЕГЭ. Вот поколение и не знает «что такое хорошо и что такое плохо», «где заканчивается игра».

Что пришло от Хоумлендеров?

  • Мало опыта живого взаимодействия: проявления и понимания эмоций. В их детстве, по сравнению с другими поколениями, оказалось немного ситуаций, когда они сами взаимодействуют со сверстниками. Хоумлендеры проводят много времени со взрослыми, под присмотром. Поэтому они не очень хорошо проработали разнообразное личное взаимодействие. Теперь, когда им надо решить конфликтные ситуации, извиниться или поддержать человека – они просто не знают, как это сделать. Им не хватает разнообразия опыта – как правильно проявить свои эмоции. Одновременно им не хватает опыта понять, что чувствует другой человек.
  • Мало личных ошибок при взаимодействии. Представители поколений не сделали достаточного количества ошибок во взаимодействии, не набрали критической массы ситуаций – чтобы понимать, где граница.

Что делать с подростками?

  1. РАЗГОВАРИВАТЬ! Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.
  2. Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для двух сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.
  3. Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нам нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».
  4. Родителям подростков Миллениум-Хоумлендер, многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми . Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.

Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга. Которые сердца и души затронут по-настоящему.