Ранняя лирика Маяковского: особенности, своеобразие. Темы и образы ранней лирики В

Творчество Маяковского охватывает собой первую треть XX века. Это одна из самых ярких страниц в истории русской литературы того периода. Вместе с тем, творчество это не было однородным. Поэт прошел определенные стадии развития, он менял темы и пафос своих произведений. И все же как поэт Маяковский сформировался в ранний период своего творчества. Именно тогда уже были намечены все основные направления, по которым далее шло развитие его таланта.
Маяковский раннего периода - это в первую очередь бунтарь, ниспровергатель устоев. Признанный лидер русских футуристов, Маяковский выступал не только с радикальными идеями, касающимися пересмотра литературных традиций (тезис о том, что классиков следует «сбросить с корабля современности»), но и с оригинальной эстетической программой. Именно Маяковскому принадлежит заслуга в возрождении на новом этапе тонического принципа стихосложения, именно он придумал знаменитую «лесенку» для того, чтобы интонационно акцентировать стих.
Тезис о ниспровержении устоев у Маяковского своими корнями уходил не столько в эстетику, сколько в область идей. Недовольство сытой буржуазной жизнью, царящей в обществе бездуховностью, корыстолюбием и продажностью вылилось в протестный характер творчества русских футуристов. Особенно это заметно у Маяковского. Эпатаж становится у него не только одним из ведущих эстетических принципов, но и отчасти стилем поведения (знаменитые желтые блузы, редиска в петлице, многочисленные публичные диспуты и выступления футуристов). Все это можно увидеть на примере таких стихотворений, как «Вам!», «Нате!» и других. Характерно, что уже сами названия стихотворений звучат провокационно, как надпись на плакате или транспоранте. В стихотворении «Нате!» поэт резко противопоставляет себя буржуазной толпе.
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Маяковский не приемлет мир тупых, сытых мещан, где мужчины занимаются в основном тем, что «кушают щи», а женщины «смотрят устрицей из раковин вещей». Все эти люди сливаются в толпу, «стоглавую вошь», которая бесцеремонно и нагло относится к поэту, считая, что он должен ее развлекать, «кривляться» перед ними. Эта толпа сильна именно своим числом, тем, что это «масса», сплоченная общими интересами. Себя поэт называет «грубым гунном», потому что отрицает то, что все эти люди называют культурой. Маяковский отстаивает право личности на свободу, право на то, чтобы сказать «нет» этому миру.
Это было тем более для него актуально, что в тот период он лишь самоидентифицировался как самостоятельная, не зависящая от общественных стереотипов личность, как самобытный поэт, стремящийся сказать новое слово.
Несмотря на то, что в ранних стихах Маяковского очень силен эпатажный элемент, стремление совместить несовместимое, «докричаться», в них четко прорисовываются и его эстетические принципы. Это хорошо видно, например, на одном из самых известных ранних стихотворений Маяковского, которое называется «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Что из этого стихотворения видно? Во-первых, поэт не приемлет скуку серых будней. Во-вторых, поэзия для него - это дерзание, открытие новых горизонтов. В-треть- их, своим творчеством он стремится «объять необъятное», познать мир: недаром в стихотворении фигурирует океан. В-четвертых, он утверждает эстетику нового времени, эстетику устремленного в будущее технического прогресса. «Жестяная рыба» - это вывеска, водосточные трубы - безусловный признак городской жизни. Ничего поэтического в этих образах (в традиционном смысле) нет. Однако Маяковский оспаривает эту точку зрения. Новый мир, считает он, несет с собой новые реалии, новое понимание прекрасного.
Другой стороной творчества Маяковского этого периода является сфера человеческих взаимоотношений. Его в первую очередь интересуют те люди, которые, как и он сам, не приемля законов, навязываемых обществом, часто оказываются в одиночестве. Это те немногочисленные романтические души, которые не желают жить утробными интересами толпы. Это редкое, незабываемое соприкосновение душ составляет в лирике Маяковского лирическое начало. Оно видно, например, в таких стихотворениях, как «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно» и других. В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» Маяковский прибегает к своего рода эзоповому языку: вместо людей у него действуют музыкальные инструменты. С одной стороны - плачущая, страдающая скрипка, с другой - равнодушный барабан, глупая тарелка, осуждающий скрипку «потный», «медно- рожий» геликон - одним словом, весь оркестр, который «чужо смотрит». Лишь в душе лирического героя Маяковского страдания скрипки находят отклик («Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи»). Он так же пытается достучаться до людей, «а доказать ничего не умеет». Именно между такими непонятыми, но вместе с тем глубоко чувствующими личностями возникает взаимное притяжение.
Итак, темы и образы ранней лирики Маяковского во многом перекликаются с его более поздним творчеством. В ней намечались, формировались его основные идейные и эстетические принципы. Из этой творческой лаборатории вышло все, чем позже славился талант «агитатора, горлана-главаря». Ораторская манера, прямое обращение к массе, и в то же время проникновенный лиризм также берут свое начало именно здесь.
Творчество Маяковского оказало огромное влияние на русскую поэзию XX века. Оно изменило само восприятие поэзии, сделало ее важной частью общественной жизни, трибуной, с которой поэт обращался к своим современникам и потомкам.

Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции рус-ской классической литературы в атмосфере напряженно-го предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм. Идеи предста-вителей этого течения нашли свое отражение и в творче-стве молодого В. В. Маяковского.

Сатирические произведения. Сатирическое осмеяние мещанских интересов людей В. В. Маяковский представил в целом ряде «Гимнов»: «Гимн обеду» (1915), «Гимн критику» (1915), «Гимн судье» (1915) и др. Само сочетание жанра гим-на, цель которого воспевать, с мелочностью, глупостью, жадностью и т. д. создает неповторимый сатирический эф-фект. Человеческие «слабости» доводятся поэтом до гро-теска:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?! Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры! «Гимн обеду» (1915)

Эпатирующая резкость оценок необходима, по мысли поэта, чтобы помочь людям осознать необходимость изме-нения своего отношения к жизни:

И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями. Глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме. «Гимн судье» (1915)

Выше всего «бабочка поэтиного сердца» ценит чистоту души.

Тема города. В стихотворении «Ночь» (1912) перед чи-тателем предстает образ ночного города-игрока, сулящего множество соблазнительных перспектив. Та же тема города развивается в стихотворении «Утро» (1912), но получает не-сколько иное разрешение. Более отчетливо звучит мотив ка-тастрофы, трагичности человеческой жизни, достигающий своей кульминации уже в заглавии стихотворения «Адище города» (1913). Автор, стремясь к реализации программы футуристов, активно использует словообразовательные воз-можности русского языка и создает неординарные лексиче-ские единицы, наполненные субъективной оценкой: адище, адки. Прибегает поэт и к нарушениям в области грамматики: «сосущие светами». В каждой строке заявлено авторское от-ношение к реалиям современного города, в котором нет места «маленькому человеку»:

А там, под вывеской, где сельди из Керчи - сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки. «Адище города» (1913)

Неодушевленные предметы, продукты человеческой мысли, подчиняют себе своего создателя. Поэт выступает против цивилизации, которая начинает вторгаться в жизнь человека и уродовать ее. Разрушительная сила проникает в мир природы, который должен нести созидательное начало: «у раненого солнца вытек глаз». Очень своеобразно трактуют-ся в стихотворении традиционные образы луны и ночи. Ли-шенные какой бы то ни было романтичности, они превра-щаются в такие же жертвы новой цивилизации, как и «ма-ленькие» люди:

И тогда уже — скомкав фонарей одеяла - ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна. «Адище города» (1913)

Эти и другие образы природы, подвергаясь метафоризации, не становятся поэтичными и возвышенными, как мож-но было бы предположить, а получают сниженный характер: «железо поездов громоздило лаз», «крикнул аэроплан и упал», «ночь излюбилась», «дряблая луна». Такие метаморфозы совре-менного мира не могут нести ничего хорошего «маленькому человеку».

Христианские мотивы. Они занимают у раннего В. В. Ма-яковского значительное место. Библейские ассоциации посто-янно сопровождают лирического героя, он сам называет себя то «пророком», то «апостолом».

Часто в поэзии В. В. Маяковского встречается ирониче-ское снижение религиозного мотива. Традиционное, закреп-ленное значение библейского понятия переводится автором стихотворения из небесной ипостаси в земное измерение. Лирический герой уравнивает себя с Богом и готов занять место Спасителя:

Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть. …Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! «Я» (1913)

Антивоенная тематика. Война 1914 года не оставила поэта равнодушным и заняла в его поэзии значительное место. В стихотворении «Война объявлена» (1914) Первая мировая предстает как действо огромного масштаба, за гро-мадой которого как будто не видно смерти и боли. Через «натуралистические» детали поэт старается усилить антиво-енное звучание стихотворения:

Громоздящемуся городу уродился во сне хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса. «Война объявлена» (1914)

Трагедия одного человека расширяется до вселенских масштабов в стихотворении «Мама и убитый немцами ве-чер» (1914). Война противна миру природы, она нарушает ее законы, от этой боли и страдания «визжат» даже звезды. Са-мо произведение становится развернутой метафорой. Материал с сайта

Тема поэта и поэзии. В стихотворении «Нате!» (1913) В. В. Маяковский продолжает традицию осмысления вза-имоотношений поэта и толпы, начатую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поэт намеренно создает образ тупой серой массы, включая в описание толпы обилие бытовых и кулинарных деталей, тем самым очерчивая круг интересов ее представителей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. «Нате!» (1913)

В мире, где сытость и вещизм становятся смыслом су-ществования, «бабочка поэтиного сердца» задыхается, ей не под силу вытащить на себе всю эту толпу, взгромоздившуюся «в калошах и без калош».

Тема трагического одиночества поэта звучит в стихо-творении «Скрипка и немножко нервно» (1914). Поэт го-ворит о чувстве бессилия лирического героя в мире, где докричаться до глухих «сытых» невозможно. Но мир, по счастью, состоит не только из любителей «капусты». Тема творчества и его востребованности звучит в стихотворе-ниях «Послушайте!» (1914) и «Хорошее отношение к ло-шадям» (1918).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ранняя лирика маяковского сообщение
  • основные мотивы лирики маяковского кратко
  • сочинения "человек и время в поэзии в.маяковского
  • антивоенная тема в лирике
  • Антивоенная тема ранней лирики поэта («Вам», «Война объявлена»

Дореволюционное творчество поэта - это лирические и сатирические стихотворения, поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», трагедия «Владимир Маяковский». Основные темы этого периода - мир большого города («Ночь», «Утро», «Адище города»); война и мир («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»); поэт и толпа («Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!»); любовь («Лиличка»), Некоторые современные литературоведы называют раннего Маяковского «поэтом обиды и жалобы» (К). Карабчиевский), другие видят в нём страдающего поэта (А. Михайлов), большинство отмечают тоску невостребованной любви (поэма «Флейта-позвоночник»). Лирический герой Маяковского - бунтарь, который постоянно конфликтует с окружающим миром.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (<1914>) раскрывается важная для всего творчества Маяковского тема поэта и толпы. В оркестре происходит ссора: «Оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка...» «Чужо смотрел» на скрипку весь оркестр и только поэт, который почувствовал духовную близость, похожесть, «шатаясь полез через ноты, / сгибающиеся под ужасом пюпитры, / зачем-то крикнул: / “Боже!”, / Бросился на деревянную шею: / “Знаете что, скрипка? / Мы ужасно похожи: / Я вот тоже / ору -/ а доказать ничего не умею!”» Поэта не задевают насмешки оркестрантов, он находит родную душу и делает скрипке «предложение»: «Знаете что, скрипка? / Давайте - / будем жить вместе! / А?» Это стихотворение - диалог с «толпой», в котором Маяковский всё время говорит о существовании двух разных систем ценностей: материальной и духовной. Приверженцы материальной стороны жизни, «посредственности», вызывают гневные упрёки поэта. Утверждение исключительности своего «я», страдающего в мире пошлости, - это вызов, брошенный миру грубых и недалёких людей.

В ранних стихах Маяковского много декларативного, преувеличенного показа своей значимости. И вместе с тем в его поэзии острое ощущение одиночества, своей ненужности в современном мире:

Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночй,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?
Себе, любимому, посвящает эти строки автор, <1916>

Лирика Маяковского - это городская лирика XX века. Природа как мир гармонии и красоты, убежище для измученнои души, просто источник эстетического удовольствия, в его стихах практически отсутствует. «Адище города» - единственная среда, в которой его лирический герой может существовать. Он ищет красоту и гармонию, но вокруг себя, в городской суете. Эти поиски перекликаются с темой трагического одиночества поэта в мнре «мещан». Поэт беседует с тем, что его окружает: домами, улицами, трамваями, скрипкой. Все вещи в его поэзии двигаются, говорят, дышат, страдают, сочувствуют: «корчится улица безъязыкая», «смеялся Кузнецкий». Поэт, отринутый миром тех, кто не может увидеть красоту в том, что нельзя «съесть, выпить или продать», находит других собеседников.

Город Маяковского населён не только враждебными людьми, в нём живут несчастные и обездоленные, защитником которых он себя ощущает. Причём Маяковский пишет о социальном «дне» жизни, в его стихотворениях появляются «бульварные проститутки», «сифилитики», «сбитый старикашка». Поэт «кричит» о них, считая свою поэзию их голосом, и высшее своё предназначение видит в служении «униженным и оскорблённым»:

И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
А всё-таки, <1914>

Лирический герой поэзии Маяковского - защитник всего мира от «стоглавой вши», и поэтому он поднят до невероятных высот, равен Богу, Луне - «любовнице рыжеволосой». Но это же обрекает его на постоянное, гибельное одиночество. Он испытывает боль и страдание, источником которых является и любовь («Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Люблю»),

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Послушайте! <1914>

В вопросах - философские размышления о смысле жизни, о любви. Почему они возникли у поэта? Возможно, потому, что для обывателя звёзды всего лишь «плевочки». Но есть люди, для которых они - «жемчужины». Вот для этих немногих и «врывается к Богу» лирический герой. Ведь звёзды нужны для того, чтобы кому-то было «не страшно»: «Значит - это необходимо, / чтобы каждый вечер / над крышами / загоралась хоть одна звезда?!» Обратите внимание на знаки препинания в конце стихотворения, выражающие риторический вопрос, уверенность поэта в правильной разгадке смысла существования.

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» (1916): «...любовь моя - / тяжкая гиря ведь - / висит на тебе, / куда ни бежала б». Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца...».

О лирике Маяковского очень чутко отозвался Б. Пастернак: «Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обречённая, гибнущая, почти зовущая на помощь».

Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:

...через четыре года

здесь будет город-сад!.

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"/1926г./ и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках

спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает

...в пароходы,

в строчки,

и в другие долгие

дела.

Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского - "Стихи о советском паспорте"/1929 г./. Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта.

И вдруг,

как будто

ожогом

скривило

господину.

Это господин чиновник

берет

мою краснокожую паспортину.

Мирное течение нарушено. "Жандармская каста" готова кинуться на поэта, но в его руках -

"молоткастый, серпастый, советский паспорт",

за ним- страна социализма. Маяковский горд за свою могучую Родину:

"Читайте,

завидуйте, я - гражданин

Советского Союза!"

Много стихов посвятил Маяковский и поэзии /"Юбилейное", "Сергею Есенину", "Во весь голос" и др./ Он пишет "о месте поэта в рабочем строю", о значении поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью..

В. Маяковский начал свое творчество в группе футуристов. В футуризме его привлекал анархистский, бунтарский задор, ориентация на быстрый жизненный темп и стремление к новаторству формы. Раннее творчество поэта свидетельствует о сильном, в основном графическом, экпериментаторстве. Будучи не только поэтом, но и художником-авангардистом, он, подобно художникам-кубистам, расчленяет мир на объемы, то есть рассекает отдельные слова на части:

У-
лица.
Лица
у
догов
годов…

Цветовая гамма в ранних стихах Маяковского также похожа на картины художников-кубистов. Так, например, в стихотворении «Ночь» (1912) мы видим типичные для кубистических полотен цвета - черный и желтый:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

За счет игры цвета возникает образ города-игрока. Дукаты напоминают о зеленом сукне игорных столов. Горящие желтые карты - огни фонарей. Зданиям (черным ладоням, оконным стеклам) раздают горящие желтые карты. Перед нами вечерний город, открывающий толпе двери увеселительных заведений.

В поисках художественных средств, которые могли бы дать, возможно, более верную и отвечающую его требованиям картину действительности, Маяковский обращается к смелому соединению различных поэтических пластов и элементов.

Стихотворение «Пустяк у Оки» является примером соединения лирики и сатиры в традициях немецкого поэта Гейне, но с переработкой ее Маяковским. Это стихотворение написано почти в романтическом духе. Его герой - поэт с тонкой, ранимой душой и обычная девушка. Он пытается сказать ей о возвышенной, неземной любви, используя при этом художественные средства романтической поэзии:

А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда, а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
Месяц улыбается и заверчен…

Но девушка в силу своей ограниченной душевной организации не в состоянии понять возвышенных слов поэта. Поэтому романтический настрой лирического героя и всего стихотворения обрывается резко и неожиданно весьма прозаическими словами девушки:

…Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти.

В этом маленьком стихотворении как нельзя более четко выражена синкретичность стихов Маяковского. С одной стороны, мы видим явно возвышенный настрой души поэта-романтика, который обижен и не понят любимой девушкой и обществом в целом. Можно даже сказать, что ассоциативные нити тянутся к байроническому герою. Тип построения стихотворения, легкость и сам характер использования иронического напоминают Гейне. И уж, конечно, образ шуршащих камышей и звукотип, в основе которого лежит звук «ш», создающий иллюзию ветра, играющего речными камышами, безусловно, связан с русским поэтом-символистом К. Бальмонтом.

Но Маяковский не был бы Маяковским, если бы ко всему заимствованному он не относился с иронией. Так, например, бальмонтовский образ шуршащих камышей поэт намеренно снижает:

Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.

Таким образом, соединяется несоединимое: камыши - символ чего-то загадочного и таинственного и простая, обыденная, намеренно бытовая вещь - мышиный шорох, или, лучше сказать, мышиная возня. Как известно, само выражение «мышиная возня» означает нечто несущественное, не имеющее большого смысла. Так, в стихотворение вплетается пародийный элемент. Оно и есть явная пародия на поэзию Бальмонта и вообще на весь символизм со всеми его загадками и условностями.

Однако пародия не самоцель для поэта. Он хочет обратить внимание противоположного ему и не понимающего его мира на то, что он - поэт, что в жизни есть место и чему-то другому, чем обыденные бытовые заботы и проблемы. Поэт бравирует тем, что для него все это не суть важно, и даже использует в названии стихотворения слова «пустяк», однако за этой бравадой угадывается боль тоскующего сердца поэта, который не может быть понят миром, поэта, который жаждет любви и взаимопонимания.

К этому стихотворению очень близко стихотворение «Послушайте!» (1914). Здесь за фамильярными, насмешливыми, пренебрежительными интонациями видна ранимая и одинокая душа. Стихотворение «Послушайте!» - это крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к современникам: «Послушайте!». Именно таким восклицанием мы пользуемся тогда, когда хотим быть услышанными и понятыми.

Лирический герой не просто произносит, а почти «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, обычным героем его сатирических стихотворений - человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с одиночеством, с безразличием, горем, что нельзя быть таким, каков он есть, современник Маяковского.

Стихотворение построено так, как будто ведется острая дискуссия, но тебя не понимают, и ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься, что тебя поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые точные фразы и выражения. И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых героем, становится так силен, что иначе их не выразить, как только этим многозначным емким словом «Да?», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и ирония, и даже надежда.

В другом сатирическом стихотворении «Нате!» (1913) мы не найдем столь выраженной надежды, а здесь все же она видна. Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение стихотворения вопросительное:

Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

И, действительно, эту фразу можно рассматривать как утвердительную. Ведь это риторический вопрос, который не требует ответа.

На основную идею стихотворения «работают» и все формальные средства, используемые автором. Так, Маяковский, располагая строки лесенкой, добивается того, что слово становится значимым, весомым. Рифма Маяковского - необычная, чаще всего ее можно определить как внутреннюю. Такие сочетания, как «полуденной пыли», «загоралась звезда», организуют ритм, который у Маяковского, в сущности, и есть мысль, идея и образ.

Конечно, стихотворение «Послушайте!» не характерно для дерзкого, уверенного в себе Маяковского, каким его привыкли считать. Здесь нет четко выраженного антиидеала. Он присутствует лишь между строк, но мы без особого труда нарисуем себе коллективный портрет людей, против которых и направлено острие «лирической сатиры» раннего Маяковского. Это обыватели, пустые и равнодушные; они так похожи на героиню из стихотворения «Пустяк у Оки».

Кроме лирического элемента, в данном произведении присутствует и некоторый фантастический элемент, не связанный особенно с типичным для сатиры гротеском или гиперболой. Поэт

врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку…

Глаголы «врывается», «плачет», «просит», «клянется» передают не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова здесь нет, все они очень выразительны и экспрессивны. Но основная интонация стиха все же не обличительная, а доверительная и порой даже робкая и неуверенная.

Стихотворение «Послушайте!» - это развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме поиска хлеба насущного, которым занят весь чуждый поэту мир, нам нужны и высокая жизненная цель, духовность, красота. Нам необходимы «звезды-жемчужины», а не «звезды-плевочки».

Практически все дореволюционные стихи Маяковского посвящены теме поэта и толпы. Не случайно одно из его стихотворений носит название «Не понимают». Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!». Маяковский ненавидит мир сытых обывателей, всех тех, кто «смотрит устрицей из раковин вещей», тех, кто не слышит «бесценных слов» поэта.

Как и другие футуристы, Маяковский тяготел к вызывающему антиэстетизму. И здесь мы встречаем шокирующее сравнение толпы со «стоглавой вошью». Он вводит в стихотворение язык улицы: «плюну в лицо вам», «озвереет», «кривляться». Маяковский почти с самого начала отказывается от общепринятой силлабо-тонической системы стихосложения и переходит к свободному, акцентному стиху. Он постоянно ломает строфу и выделяет значимые слова. В этом стихотворении выделено слово «плюну», то есть брошу вам в лицо свой стих.

Каким бы грубым и резким ни казалось это стихотворение, в нем слышится та же боль одинокой и тонко чувствующей души поэта, что и в более лирическом «Послушайте!». За грубыми словами и выражениями скрывается «поэтино сердце» подлинного Маяковского, который мечтал о том, что и люди, и окружающий мир изменятся к лучшему.