Самосожжение буддийского монаха тхить куанг дыка в сайгоне. Самосожжение монаха глазами Малкольма Брауна (Malcolm Browne): «это был самосветящийся предмет…

World Press Photo of the Year 1963; Pulitzer Prize for International Reporting 1964: другие ракурсы January 20th, 2014

Я задумал серию постов "Пулитцер: другие ракурсы". Тема оказалась интересной. Начнём с, пожалуй, самого известного пулитцеровского кадра.

ВНИМАНИЕ! Дорогое законодательство! Этот пост не является призывом к каким-либо действиям, а лишь анализирует классическую серию фотоснимков, получившую в 1963 году звание World Press Photo of the Year, а в 1964 году -награждённую Пулитцеровской премией. Никогда и ни при каких обстоятельствах не повторяйте изображённого на иллюстрациях под катом! Это очень больно!

Все знают знаменитую фотографию Малькольма Брауна «Самосожжение буддийского монаха». Меня она всегда поражала. Даже не самосожжение или выдержка Тхить Куанг Дыка, а именно единственно возможный ракурс, с которого смерть, такая жуткая смерть выглядит красиво. Некогда я написал об этом – с аллюзией на нашу действительность – .

Но мало кто задумывается о том, что Малькольм Браун был не единственным фотографом, которого попросили прийти на перекрёсток бульвара Фан Динь Фунг и улицы Ле Ван Дует в Сайгоне. В принципе, все иностранные журналисты, не только американцы, были оповещены. Хотя пришло их немного – что важного могло произойти в рамках продолжавшегося уже длительное время буддистского кризиса во Вьетнаме?

В общем, 11 июня 1963 года Браун сделал не один кадр, а серию. Просто он отобрал самый удачный (что не умаляет его таланта как фотографа), за который и получил свою славу. Плюс были и другие ракурсы – страшные. И была видеозапись, о которой тоже мало кто задумывается. Давайте посмотрим, как выглядела эта жуткая красота с других сторон.

1. Первое фото серии. Буддистский монах поливает Тхить Куанг Дыка бензином. К месту сожжения Тхить Куанг Дык приехал на «Остине», который всё время мелькает на заднем плане, в сопровождении огромной пешей процессии монахов.

2. Другой кадр (из кинохроники). Всё готово. Ассистент уходит в сторону.

3. Классическая фотография Брауна – первые секунды самосожжения. В оригинале – чёрно-белая, раскрашена позже.

4. Менее известный снимок того же Брауна – прошло около минуты, лицо монаха уже не похоже на человеческое, но он ещё жив. Интересно, что премию World Press Photo of the Year 1963 получила именно эта фотография, а не предыдущая.

5. Другой ракурс, другой фотограф. Машины не видно, но зато видно скопление монахов, наблюдающих за духовным подвигом.

6. Здесь тело уже упало, но ещё горит. Тоже Браун.

7. Финальная картина. Тело Тхить Куанг Дыка догорело и опрокинулось назад. Кто-то из монахов склоняется перед ним. Фото не Брауна.

8. Совсем финал. Тело догорело, его заливают водой, чтобы забрать и похоронить.

А теперь посмотрите видео. Это обычный вариант.

Здесь интереснее – замедленный вариант длительностью 5 минут. Обратите внимание на поведение полиции. В какой-то момент монахи начинают рваться к Тхить Куанг Дыку – то ли остановить его, то ли преклониться перед ним. Он ещё не горит. Полицейские не пытаются остановить его от выполнения задуманного, хотя всё прекрасно понятно (в Вики написана чушь, что они, наоборот, хотели его остановить, а монахи помешали).
Когда он загорается, все неожиданно прекращают сражаться. И полиция, и монахи замирают и смотрят на происходящее. Монахи склоняются перед Тхить Куанг Дыком.

Далее – ещё одна интересная штука. В качестве фотографий самосожжения Тхить Куанг Дыка нередко приводятся ещё вот эти фотоснимки («другой ракурс»). Но это не он. Хорошо видно, что здесь монах сидит левым боком к заборчику из колючей проволоки, и заборчик этот весьма и весьма близко, в то время как на площади с фотографий Брауна и на видео никаких заборов нет.

Дело в том, что тибетские монахи сжигали себя не раз, причём в самых разных местах. Это их метод мирного протеста, одновременно демонстрирующий нечеловеческую выдержку и способности к самоконтролю. Эти снимки сделаны на полгода позже – 5 сентября 1963 года, тоже в Сайгоне, на центральной рыночной площади. Если Тхить Куанг Дыку на момент самосожжения было 66 лет, то здесь себя убивает совсем молодой мальчик.

Вот другой ракурс этого, второго самоубийства.

Вот здесь, на видеоролике сперва показывают кадры самосожжения Тхить Куанг Дыка, а в конце – кадры ещё одного, уже третьего самосожжения в Сайгоне в том же году! К сожалению, о личности монаха я ничего не нашёл.

Вот снимок этого, третьего самосожжения – обратите внимание, что поза у монаха отличатся от двух первых случаев.

Самоубийство Тхить Куанг Дыка было первым в ряду. Сайгон ещё не раз видел горящих монахов на своих улицах. Имена их история в большинстве случаев не сохранила. Всего в протест режиму Нго Динь Зьема сожгли себя четыре монаха. Второй всплеск самосожжений пришёлся на 1966 году, уже после свержения режима, в связи с другими политическими протестами – уже против американского режима, к которому монахи, по сути, обращались за помощью в 1963-м.
Вот так.

P.S. Пулитцеровскую премию Малькольм Браун получил не только за эту конкретную фотографию, а за освещение событий, связанных с падением режима Нго Динь Зьема, в номинации Pulitzer Prize for International Reporting .


Считается, что сожжение человека заживо – это средневековый пережиток. Однако известны случаи, когда люди сжигали себя сами в знак протеста. И происходило это не дремучую эпоху, а в ХХ веке. В 1963 году в Южном Вьетнаме произошло событие, вызвавшее широкий общественный резонанс. На одной из площадей Сайгона горел монах Тхить Куанг Дык. Зрелище было не для слабонервных.


В начале 1960-х в Южном Вьетнаме притесняли буддистов.

Причиной, побудившей монаха пойти на отчаянный шаг, стала политика, которую проводило правительство Южного Вьетнама в конце 1950-начале 1960-х годов. В то время более 70 процентов населения страны (по некоторым данным 90%) исповедовали буддизм. Тогдашний президент проводил политику притеснения буддистов и продвижения католицизма в стране. Католики получали льготы, устраивались на лучшие места на предприятиях. Пик противостояния наступил в 1963 году, когда правительство запретило проведение буддийского праздника Весака. Во время столкновения погибло девять человек.


Монаха Куанг Дыка поливают бензином из канистры.

10 июня 1963 года в филиалы американских газет, работавших в Южном Вьетнаме, поступило сообщение, что на следующий день на одной из площадей Сайгона произойдет нечто важное. Многие журналисты проигнорировали это известие, но некоторые все же явились в назначенное время и место. На площади стали собираться монахи и обычные люди. На плакатах, которые они держали в руках, можно было рассмотреть призывы о равенстве католицизма и буддизма. Затем появился автомобиль, за рулем которого сидел монах Куанг Дык.


Снимок горящего монаха. 1963 год.

Машина остановилась в самом центре площади. Вместе с Куанг Дыком из нее вышли еще двое. Один положил на землю подушку, на которую в позе лотоса уселся монах, а второй достал канистру с бензином и стал поливать Куанг Дыка. Монах призвал президента страны проявить сострадание к народу и осуществить религиозное равенство. После этого он чиркнул спичкой и поджег себя. Полицейские попытались прорваться к горящему человеку, но другие монахи не дали им этого сделать, образовав плотное кольцо.


Тело сгоревшего монаха.

Журналист газеты The New York Times Дэвид Халберстем, который присутствовал тогда на площади, рассказывал о происходящем так: «Это было зрелище, увидеть которое во второй раз не захочет никто. Человек был весь в пламени, его тело сморщивалось, превращалось в пепел. Со стороны казалось, что все происходит как в замедленной съемке, но на самом деле человек сгорал очень быстро. Смрадный запах горящей плоти, стоны и рыдания стоящих рядом вьетнамцев… Я не мог задавать вопросы, не мог записывать, не мог плакать, не мог думать. Я был в шоковом состоянии. Казалось, что единственным человеком на той площади с самообладанием был тот горевший монах, ни разу не пошевелившийся и не издавший ни звука».

Тхить Куанг Дык - южновьетнамский буддийский монах, последователь направления махаяна, который в 1963 году публично совершил акт самосожжения. Самопожертвование было совершено на одном из оживлённых перекрёстков Сайгона. Мотивом акции стал протест монаха против преследований буддистов режимом Нго Динь Зьема. Фотографии горящего Дыка были опубликованы в большом количестве иностранных газет, благодаря чему религиозная проблема приобрела актуальность для всего мирового сообщества. Комментируя одну из фотографий, президент США Джон Кеннеди сказал: «Никогда газетная фотография не вызывала столь сильного волнения по всему миру». Работа фотографа Малькольма Брауна была удостоена Пулитцеровской премии. После смерти тело Дыка было кремировано, однако сердце монаха осталось неповреждённым.

10 июня 1963 года работавшие в стране американские корреспонденты получили сообщение о том, что завтра напротив камбоджийского посольства произойдёт «нечто важное». Большая часть репортёров пренебрегла приглашением, так как к тому времени буддистский кризис продолжался уже более месяца. Утром в назначенное место прибыли несколько журналистов, среди которых были Дэвид Халберстем из The New York Times и Малькольм Браун, шеф информационного бюро «Ассошиэйтед Пресс» в Сайгоне. Дык прибыл к посольству во главе процессии, начавшейся в одной из близлежащих пагод. Около 350 монахов и монахинь шли в два ряда за голубым седаном «Вестминстер» компании Austin, за рулём которого находился Дык. Протестующие несли плакаты на английском и вьетнамском языках, обвиняя правительство Зьема в преследовании буддистов и требуя равенства конфессий. Один из монахов предложил принести в жертву себя, но решение Дыка осталось неизменным.

Местом акции стал перекрёсток бульвара Фан Динь Фунг и улицы Ле Ван Дует, расположенный в нескольких кварталах к юго-западу от президентского дворца. Дык вышел из машины с двумя монахами, один из которых разместил на дороге подушку, а другой достал из багажника канистру с пятью галлонами бензина. Когда участники шествия сформировали кольцо вокруг Тхитя, он сел на подушку, приняв медитативную позу лотоса. Один из участников акции вылил содержимое канистры на голову сидящему. Дык начал декламировать слова няньфо, используя при этом чётки, а затем зажёг спичку и поднёс её к своему телу. Пламя поглотило его одеяние и плоть, вскоре от тела стал исходить чёрный маслянистый дым.

Некоторые полицейские пытались пробраться к Дыку, но не смогли преодолеть живое кольцо буддийских священнослужителей, стоявших вокруг места происшествия. Позже один из полицейских, сумевший пройти внутрь кольца, упал ниц перед телом Дыка в буддийской традиции, выражая тем самым глубокое почтение. Ошеломлённые очевидцы в большинстве своём молчали, хотя некоторые свидетели плакали, а другие - молились. Многие монахи и простые прохожие, как и полицейский, преклонились перед телом горящего Дыка.

Один из монахов произнёс в микрофон слова «Буддийский священник сжигает себя. Буддийский священник становится мучеником». на английском и вьетнамском языках. Примерно десять минут спустя тело Дыка было практически уничтожено, и труп упал на спину. Как только пламя утихло, несколько монахов накрыли дымящееся тело жёлтым одеянием, подняли его и попытались уместить в гроб. Однако конечности не выпрямлялись полностью, и одна рука умершего свисала из деревянного короба. Тело Дыка было перенесено в пагоду Ся Лой, которая находилась в центре города. Стоявшие около храма студенты развернули двуязычные плакаты с надписью «Буддийский священник сжигает себя за наши пять прошений».

В 13:30 около тысячи монахов провели собрание внутри пагоды, в то время как снаружи храм окружала толпа студентов-буддистов. Встреча завершилась достаточно быстро, и все её участники, за исключением сотни священнослужителей, покинули пагоду. Тысяча монахов и светских сторонников буддизма вернулись к месту самосожжения, где всё ещё находились полицейские. Примерно в 18:00 тридцать монахинь и шесть монахов были арестованы за моление на улице неподалёку от Ся Лой. Представители правоохранительных органов окружили пагоду, заблокировали проход в храм и начали надевать защитное снаряжение. У свидетелей операции сложилось впечатление о неизбежности вооружённой осады храма. В тот же вечер тысячи жителей Сайгона заявили о том, что видели лицо Будды на небе во время заката. Горожане утверждали, что Будда плакал.

4.9 (98.67%) 30 votes


Тхить Куанг Дык (Thích Quảng Đức) вошел во вьетнамскую и мировую историю, как монах, совершивший акт самосожжения на одной из площадей Сайгона в был знак протеста против гонения буддистов и призыв к равенству всех религий.

Биография Тхить Куанг Дыка

Согласно данным, предоставленным буддийскими организациями, Тхить Куанг Дык родился в деревне Хойкхань, расположенной во вьетнамской провинции Кханьхоа (центр этой провинции — известный курорт Нячанг). Буддийскую философию Дык начал изучать в 7 лет. Его наставником стал дядя по материнской линии, который вырастил мальчика, как родного сына. В 15 лет Дык принял начальные обеты буддизма, а в 20 лет был посвящен в монахи. Вскоре после обучения юноша отправился в горы и провел три года в отшельничестве. Через много лет он вернулся и основал в месте своего уединения буддийскую пагоду.

После трех лет, проведенных в одиночестве, Дык начал путешествовать по стране с проповедями. Это продолжалось в течение двух лет, а затем он поселился в пагоде недалеко от Нячанга, наблюдал за жизнью монахов в родной провинции, участвовал в создании более десятка храмов.

Два года монах жил в соседней Камбодже, где изучал местные буддистские традиции. По возвращению во Вьетнам Дык занимался организацией строительства новых храмов, а затем стал настоятелем пагоды Фыокхоа, которая была центром Ассоциации буддийских исследований.

Гонения буддизма во Вьетнаме в конце 1950х — начале 1960х годов

Социологические опросы, датированные первой половиной XX века, показывают, что от 70 до 90% населения Вьетнама составляли буддисты. Но католичество активно насаждалось сначала французским колониальным правительством, а затем и президентом-католиком Нго Динь Зьемом. Под видом борьбы с коммунизмом он устраивал террор против буддистов и подавлял любую оппозицию.

Католикам было проще продвигаться по военной и гражданской службе, для них существовали привилегии при распределении земель и налоговые послабления. Государство вело дискриминационную политику в отношении буддистов.

Некоторые католические священники управляли вооруженными формированиями, что позволяло им насильно обращать в свою веру буддистов и разрушать пагоды. Правительство закрывало глаза на их произвол.

Католиками становились военные для продвижения по службе и крестьяне для получения материальной помощи. Вскоре католическая церковь стала крупнейшим во Вьетнаме землевладельцем.

В мае 1963 года, в день празднования рождения Будды, власти запретили пронесение флага буддийской конфессии в городе Хюэ . Но буддисты проигнорировали запрет и отправились к правительственной радиостанции с флагом. В ответ власти открыли огонь и убили девять человек.

Подготовка акта самосожжения

10 июня 1963 года иностранные журналисты, работающие в Сайгоне, получили сообщение о том, что 11 июня напротив камбоджийского посольства случится что-то важное. Подробности не уточнялись. Большинство корреспондентов проигнорировали данное сообщение, но некоторые репортеры все же прибыли к месту событий.

На площади собралось 350 монахов. Дык приехал на автомобиле. Монахи держали плакаты с требованиями прекратить преследования буддистов и призывы к равенству всех конфессий.

Самосожжение Тхить Куанг Дыка в Сайгоне

Акция самосожжения состоялась в нескольких кварталах от Президентского дворца. В своей предсмертной речи Тхить Куанг Дык обратился с просьбой к президенту Нго Динь Зьему о принятии религиозного равенства. Он сел на подушку, окруженный монахами, и продекламировал последние слова, перебирая четки. Один из участников акции вылил бензин на монаха, а Тхить Куанг Дык зажег спичку и поднес ее к своему телу.

Люди вокруг рыдали, другие молились, а Дык не издал ни звука и не повел не единой мышцей, проявив абсолютное самообладание. Один из полицейских, сумевший ворваться в кольцо, упал перед телом монаха, выражая свое почтение. Вечером этого дня тысячи горожан утверждали, что видели в небе на закате лицо плачущего Будды.

19 июня монах был кремирован и захоронен на кладбище неподалеку от Сайгона в присутствии 400 монахов. Нетронутое огнем сердце монаха было признано святыней и помещено в пагоде Xa Loi. Самого Дыка назвали бодхисаттвой, то есть человеком, чье сознание пробудилось.


Реакция СМИ и политические оценки

Фотографии акции самосожжения быстро попали в ведущие новостные агентства мира и были опубликованы на первых полосах крупнейших изданий. Акт самосожжения монаха приобрел масштабный политический эффект и стал поворотным пунктом в истории правления Нго Динь Зьема и гонений буддистов.

Президент Нго Динь Зьема был вынужден объявить о реабилитации буддистов, но по факту никакие изменения не были воплощены в жизнь. Напротив, военные атаковали буддийские пагоды и даже захватили святыню - сердце Дыка. Но в конце 1963 года, в результате государственного переворота, Зьем был убит.

Поступок Тхить Куанг Дыка несколько раз повторяли последователи во Вьетнаме, а в США акты самосожжения люди использовали в качестве протеста против Вьетнамской войны.

В городе Хошимине (Сайгоне) был поставлен памятник Тхить Куанг Дыку, к которому вьетнамцы постоянно приносят подношения (Thích Quảng Đức Monument). Жители страны чтут поступок монаха, который отдал свою жизнь, борясь за свободу вероисповедания.