Сценарий посвященный Великой Отечественной войне «Ты же выжил, солдат. Учительские университеты

Людмила Степикина
Сценарий посвященный Великой Отечественной войне «Ты же выжил, солдат»

Сценарий

посвященный Великой Отечественной войне

«Ты же выжил , солдат »

Цель : прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Задачи :

Изучение истории своего края;

Воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

Развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда , семьям погибших защитников Отечества , престарелым людям;

Создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Звучат фонограмма военных песен.

Ведущий : Помните, через века, через года

Помните, о тех, кто уже не придет никогда!

Мы рады приветствовать вас, дорогие ветераны и гости. Проходят годы, но хотя мы всё дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Великую победу одержал наш народ в Отечественной войне (1941-1945) . Страна наша напоминала тяжелораненого, истерзанного человека. Фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов, уничтожили многие миллионы людей.

Трудно найти в нашей стране семью, которая не пострадала от той страшной войны . Победа досталась нам очень дорого, поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны.

9 мая 1945 года – это второй день рождения каждого из нас. Мы низко кланяемся воинам победителям.

Музыкальный номер.

Ведущий : Поклонимся великим тем годам ,

Всем нашим командирам и бойцам.

Всем маршалам страны и рядовым.

Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, кого нам забывать нельзя.

Поклонимся, поклонимся друзья!

Война – это не только тяжелые, кровопролитные бои, решающие сражения, такие, как победа под Москвою в декабре 1941 года, Сталинградская битва в июле 1942 года, танковое сражение на Курской дуге. Да, это главные события войны . Но прежде всего война – это тяжелый , изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу. Жили впроголодь, не доедали, не отдыхали, забывали о себе.

«Всё для фронта, все для победы» - главный лозунг тех дней.

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней.

Пусть будет ясным наше небо,

А травы будут зеленей!

Слово предоставляется ветерану ВОВ Каменец Михаилу Евгеньевичу

(Музыкальный номер)

Ведущий : Многие из наших земляков воевали с фашистами, один из них Е. С. Смык, которого к сожалению уже нет с нами, но память о нём останется навсегда.

От Кубани до Берлина прошёл путь солдата Евгений Степанович . Он участник многих боёв, оставил славу о себе – в прозе и в стихах.

С фотографии смотрят на меня

Боевые мои побратимы.

Отпусти их, родная земля

На живые мои именины.

Будет встреча у нас горяча,

Пусть бокалы искрятся шампанским

И горит на окошке свеча…

Ее нашли под Волгоградом

В степной некошеной траве,

На сквозь пробитую снарядом

В кроваво-ржавой кожуре.

Война осколки разметала

В бессильной злобе по полям.

И мнится мне, что из металла

Земля хлеба рождает нам,

Что из пробоин русской каски.

Взметнулись всполохи огня –

Жар-птицею из детской сказки.

Горят тюльпаны для меня,

Мне эта степь до боли люба,

С ней распрощаться не могу.

Для вас, потомки, шепчут губы –

«Я эту каску сберегу» .

Вот такие стихотворения оставил нам наш земляк, участник ВОВ Е. С. Смык.

Ведущий : Почетным гражданином в нашем городе был писатель К. Симонов, который освобождал от фашистов, тогда ещё село Гулькевичи. Симонов квартировал в доме Марии Ивановны Новиковой, которая жила на улице Школьной – этой женщине-солдатке К . Симонов посвятил своё стихотворение .

Она душою роднилась с солдатскими душами

Не той, что из сказок, не той,

Что была по учебникам пройдена,

А той, что рыдала, мне помнится Родина.

Она мне привиделась после Победы

И гордою статуей, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, видевшей беды,

Все вынесшей русскою женщиной,

Я помню тебя, моя Марья Ивановна,

Солдатская мать из деревни Гулькевичи.

А сегодня эта улица носит имя великого писателя К . Симонова

Люди! Покуда сердца стучатся

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляйте в полёт,

О тех, кто уже никогда не споёт

Почтим героев, погибших в той войне , минутой молчания.

Ведущий : Всё меньше остаётся тех, кто защищал нашу Родину, к сожалению, время безжалостно. У нас в гостях сегодня ветераны, которые расскажут вам ребята о своих наградах.

Рассказ ветерана – Горшенёва Владимира Ивановича

(Музыкальный номер)

Ведущий : Много лет тому назад

Был великий День Победы .

День Победы помнят деды

Знает каждый из внучат

Чтит великий День Победы

Вся могучая страна.

2-й чтец : В День Победы наши деды

Надевают ордена.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ,

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас

Рассказ ветерана – Радионовой Ларисы Григорьевны.

Ведущий : А сейчас, я хочу вам уважаемые гости, преподнести сувениры на память сделанные руками наших ребят.

1. Вам поклон солдаты ,

За цветущий май,

За рассвет над хатой,

За родимый край.

2. Поклонюсь, солдаты

Вам за тишину,

За простор крылатый –

Вольную страну.

Ведущий : Думать о мире, бороться за мир, мы должны ежедневно, ежечасно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.

(Музыкальный номер)

Ведущий : Спасибо вам, за мир, за чистое небо над головой. Низкий поклон, дорогие ветераны!

Звучит песня «День Победы» .

1. Торжественный линейка, посвященная 73 годовщине освобождения Алушты от немецко-фашистских захватчиков считается открытой! Монтаж ГИМН. Песня Что ж ты плачешь солдат Пролетели года, отгремели бои.Отболели, отмаялись раны твои,Но, далёкому мужеству верность храня,Ты стоишь и молчишь у святого огня.

Говорят, что не плачет солдат: он солдат,И что старые раны к ненастью болят.Но вчера было солнце! И солнце с утра... Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?
Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал, Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял. Почему же ты замер - на сердце ладонь, И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?
Посмотри же, солдат, - это юность твоя:У солдатской могилы стоят сыновья!Так о чём же ты думаешь, старый солдат?Или сердце горит? Или раны болят?
Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал, Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял. Почему же ты замер - на сердце ладонь, И в глазах, как в ручьях, отразился огонь? И в глазах, как в ручьях, отразился огонь? 2. Семьдесят третий раз 15 апреля народ большой Алушты отмечает как великий праздник – день торжества и памяти, гордости и скорби – праздник освобождения Алушты от немецко-фашистских захватчиков. К этим дням наш народ шел сквозь кровопролитные бои, через годы тяжелых страданий и испытаний. 3. Сегодня на нашей линейке незримо присутствуют участники Великой Отечественной войны, а вместе с ними и те, кто охранял мирный труд оставшихся в тылу, те, кто героическим трудом крепил обороноспособность нашей Родины. 4. Уже больше 73 лет над нашей славной Алуштой мирное небо. Его не было бы, если бы наши доблестные воины не сломили хребет фашистскому зверю. 5. Год 41–й и годы борьбы всенародной Даже пылью времен затянуть эту рану нельзя Поднималась страна и на фронт уходила почетно Получала в бою ордена. 6. Никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг солдат-освободителей, ветеранов войны и труда, которые отдали все, чтобы Крым не склонил голову перед захватчиками. 7. Алушта тоже не покорилась. Оставленные в тылу врага партизаны и подпольщики вели борьбу с оккупантами. Их девизом был лозунг «Где бы не появился враг, он должен найти себе могилу». 8. В Алуштинском регионе действовали истребительный батальон под командованием С.Е.Иванова, подпольная группа под руководством Ирины Вяловой. 9. За время оккупации в тылу врага партизаны провели 8 боевых операций на коммуникациях врага, 5 диверсий на трассе Симферополь – Алушта, подорвали 48 автомашин, уничтожили 296 солдат и 28 офицеров противника, собрали много ценных разведданных. 10. Сегодня, на отдалении многих лет порою недостает нужных и верных слов, чтобы воздать должное подвигу наших односельчан, выразить благодарность солдатам, ушедшим на фронт и людям тыла, трудившимся на заводах, фабриках и полях во имя обороноспособности Родины. 11. Еще дымился черным Алустон. Еще над ним метался демон зла. Апрель. Пятнадцатое. Утро наступает, Но ночь кровавая покуда не прошла. 12 А демон черный чувствует погибель. Он пятится пред силою святой. Вступает уж в Алушту ангел светлый В простой пилотке с красною звездой. 13. Партизанские тропы, партизанские тропы. Боевые походы, дерзких взрывов огни… Зарастают травой блиндажи и окопы, Только память не в силах забыть эти дни. 14. Как взлетали на воздух мосты и составы, Как метель укрывала на тропах следы, Как из боя отряд возвращался усталый, Как редели отважных ряды. 15. Обелиски стоят, там, где были сраженья, Не склонив головы, мимо них не пройти. Вечно память хранят в южных крымских селеньях О погибших на трудном военном пути. 16. Не стесняйтесь, люди, плакать У могилы у святой. Ради вас бросались в драку И лежат в земле сырой… 17. Шли они с последним криком, Но с желаньем победить. Навсегда, отдав возможность Видеть близких и любить. 18. Не стесняйтесь, всех коснулась Эта страшная беда. Не стесняйтесь, чтоб не видеть Ужас этот никогда - 19. Почерневшие от горя Лица вдов и матерей, Всё отдавших безвозмездно Ради Родины своей… 20. На перевале на высоком И под Алуштой, и в Твери Спят они, сыны народов, Родины богатыри… 21. Шли они с последним криком, Но с желаньем победить. Не стесняйтесь, люди, плакать, Ведь они могли бы жить… 22. Мы, не знавшие войны, низко кланяемся ветеранам за их немеркнущий подвиг, за самопожертвование, за стойкость, мужество, выносливость, веру, несгибаемость и скромность! Их юность была опалена жестоким огнем сражений. Мы будем помнить об этом. 23. Ветераны! Носите ордена. Они вам за Победу, За раны ваши честные даны. Носите ордена! В них теплоты рассветы, Что отстояли вы в окопах той войны 24. Носите ордена и в праздники и в будни, На строгих кителях и пиджаках, Носите ордена, чтоб видели вас люди, Вас, вынесших войну на собственных плечах. 25. Бессмертной славой покрыли себя солдаты. Навечно занесены в списки Книги Памяти имена воинов-осовободителей, погибших на фронтах Великой Отечественной. 26. Слава, вам, храбрые, слава бессмертные Вечную славу поет вам народ. Доблестно жившие, смерть сокрушившие, Память о вас никогда не умрет! 27. Сколько вас? Попробуй перечислить, Не сочтешь, а впрочем все равно Вы сегодня с нами, в наших мыслях В каждой песне, в легком шуме листьев Тихо постучавшихся в окно. 28. Именем погибших и живых, Чтоб светило солнце и смеялись дети, Чтоб забылось слово горькое «убит», Люди! Мир храните на планете! 29. В годы Великой Отечественной войны на фронтах сражались сотни и тысячи наших земляков. Навечно занесены в списки «Книги Памяти» имена воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной. Вечная слава павшим героям-солдатам, сержантам и офицерам! 30. Поклонимся великим тем годам, 31. Тем славным командирам и бойцам 32. И маршалам страны и рядовым, 33. Поклонимся и мертвым и живым 34. Всем тем, которых забывать нельзя 35. Поклонимся, поклонимся, друзья! 36. Почтим память павших минутой молчания! МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Песня «Журавли» Мне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю эту полегли когда-то,А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса?Сегодня, предвечернею порою,Я вижу, как в тумане журавлиЛетят своим определенным строем,Как по полям людьми они брели. Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна?Летит, летит по небу клин усталый -Летит в тумане на исходе дня,И в том строю есть промежуток малый -Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле


Приложенные файлы

ГУ «Аршалынский отдел образования»
ГУ «Константиновская средняя школа»

Интегрированный урок
о Великой Отечественной войне

«Ты же выжил, солдат!»

Подготовили учителя:
учитель литературы - Коробкина О.В.
учитель музыки - Биденко А.А.
учитель ИЗО - Гричуха Т.Б.
Цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами поэзии; силой слова, живописи и музыки воздействовать на души детей.

: Задачи урока

 формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества
 способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, ИЗО), находить образные слова и выражения в рассказах о них
 содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, ИЗО)

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943).
Ход урока:
1. Орг. момент: проверка готовности учеников к уроку, запись домашнего задания (Выучить наизусть стихотворение по изученной теме, см. учебник). Предложить делать записи по ходу урока: фамилии писателей, исполнителей песен, названия стихов и песен.
2. Объявление темы урока, целей. Слайд.
3. Эпиграф. Слайд.
Учитель: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас
4. Проблемные вопросы:
- Нужны ли - Нужны ли песни о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со дня Победы? Надеюсь, что на эти вопросы вы сможете ответить в конце нашего урока.
А вот на эти вопросы попрошу ответить сейчас:
- Каких поэтов, писавших о Великой Отечественной войне, вы помните?
- А какие песни о войне знаете? Сегодня вы, надеюсь, пополните свои знания: познакомитесь с замечательными поэтами, исполнителями песен, услышите стихи и песни о Великой Отечественной войне. Постарайтесь запомнить как можно больше, постарайтесь проникнуться тем, что услышите. Вы должны знать историю и культуру нашего народа.

5. Обзор книжной выставки по теме урока – библиотекарь школы.

Ученица
Пусть с малых лет учили нас прилежно,
Что мы скорбеть над павшими должны,
Я не могу заплакать безутешно.
Я никогда не видела войны.

Я никогда не видела сражений
И никогда не видела побед,
Не видела потерь и поражений.
Я заслужила право плакать? Нет!

И потому всегда глотаю слёзы,
Услышав даже слово о войне.
По выражению глаз, сухих, серьёзных,
Порой с ошибкой судят обо мне.

Порой меня считают бессердечной
И говорят, что я не понимаю
Тот подвиг незабвенный, бесконечный.
А я молчу и лишь в душе рыдаю…

Я сердцем верю: кровь лилась недаром,
Но голос мой не тронет тишины.
Кто помнит - знает, как я благодарна,
Что никогда не видела войны.
(Ася Апанасенко)

6. Вводное слово учителя по теме урока.
.
Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?
На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.
Радуясь лету и миру
Утро встречала Москва
Вдруг разнеслось по эфиру
Памятные слова.
(звучит голос Левитана)
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала весна.
Недруг лихой, вероломный,
Встал у советских ворот,
тучей угрюмой и темной
К нашему солнцу плывет

До стихов ли, до песен ли в такое тяжкое время? Время показывает, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
Музыка «Священная война» - 1-2 куплеты.
Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Эту песню по праву называли гимном Вов.
…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
Учитель Почему несколько раз исполнили? (перебарывали страх, воодушевляли слова)
Учитель изо В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Кукрыниксов и Тоидзе «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», «Родина-мать зовет!».
Всмотритесь в суровое лицо Матери-Родины, которая призывает своих сыновей на защиту Отечества, вслушайтесь в торжественные слова песни и вы почувствуете тревожную обстановку того времени

Учитель изо Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?
К чему призывают эти плакаты?
Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?
Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам.
«Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину».
Плакат-символ того времени «Родина-мать зовет» можно было увидеть всюду, а из всех репродукторов-громкоговорителей звучала песня «Священная война». СЛАЙД – плакат И.М.Таидзе «Родина-мать зовет» и

Учитель литерат Война длилась четыре страшных года-1418 дней и ночей. Более20 миллионов сынов и дочерей потеряла страна в этой битве. Каждый девятый житель страны не вернулся с этой войны.
Поэты и писатели. Они ведь тоже были сыновьями и дочерьми своей Родины, поэтому тоже стремились на фронт. Многие воевали в действующей армии, а многие являлись военными корреспондентами, работали во фронтовых газетах и журналах. Те, кто не были на фронте, не могли не писать о войне, потому что в то время не было темы более важной. Очень многие писатели и поэты погибли на войне, потому что, стараясь донести правду своим читателям, часто оказывались в опасной обстановке, а иногда приходилось по-настоящему браться за оружие, оставив на время блокнот и карандаш. СЛАЙД – репродукция Х.Якупова «Фронтовые зарисовки» - краткая беседа.

За победу заплачено дорогой ценой. На фронт уходили молодые мужчины и совсем юные, о которых скажет потом поэт того поколения Н. Майоров, погибший в феврале1942года
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы…

Поэты и писатели старшего поколения не были на фронте из-за своего преклонного возраста, но и их искусство было боевым и действенным. Одним из известных поэтов был во время войны Михаил Исаковский. СЛАЙД - портрет.

Многие его стихотворения стали популярными песнями. Сегодня мы поговорим только о двух: «Катюша» и «Враги сожгли родную хату».

В стихотворении «Враги сожгли родную хату» Исаковский рисует типичную картину того страшного времени: солдат с победой возвращается домой, а дома - нет, семьи – нет. Правдиво показано горе человека, прошедшего все муки ада во время войны и не нашедшего родного очага после возвращения. По воспоминаниям того времени, многие плакали, слушая песню на эти стихи.
-Какое произведение вы изучали с подобным сюжетом? («Судьба человека»)
Стихотворение читает ученик.
СЛАЙД – репродукция Ст. Косенкова «На пепелище».

Учитель изо- Что объединяет стихотворение и произведение живописи? Можно ли считать его иллюстрацией к стихотворению?

Позже появились стихи и песни с другой интонацией, с другой мелодией. Наибольшее признание получили песни в форме любовного послания. Одно из таких стихотворений поэт Алексей Сурков, находясь на фронте, написал своей жене, фактически это было письмо в стихах. СЛАЙД - портрет Суркова.

Позднее оно было напечатано под названием «В землянке», написана музыка, и стихотворение стало популярнейшей песней, которую пели и на фронте в минуты отдыха, и в тылу. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении Леонида Осиповича Утесова, но сначала несколько слов об исполнителе.
Леонид Осипович Утесов - это известнейший в свое время советский эстрадный певец, киноактер, народный артист СССР. Надо сказать, что артисты также не остались во время войны в стороне от общего дела. Они приближали победу своим трудом: создавали фронтовые бригады, выезжали в действующую армию с концертами, поддерживали моральный дух солдат. Леонид Осипович Утесов с эстрадным оркестром только за первый год войны дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии. В репертуаре артиста постоянно появлялись новые песни, только что созданные фронтовыми поэтами. Популярность Утесова в годы войны была необычайная. Послушайте песню «В землянке». СЛАЙД с портретом Утесова и песней.

Слайд с портретом Симонова. Перед вами поэт, прозаик, драматург, публицист Константин Симонов. В годы войны он работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах Великой Отечественной, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Его перу принадлежат стихи, очерки, пьесы, романы. Много стихов было создано на фронте. В декабре 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», которое стало настоящей молитвой для тех женщин, кто ждал своих мужей с войны. Он посвятил стихотворение своей жене, актрисе Валентине Серовой, но как только стихотворение было напечатано, этот факт уже не имел ни для кого значения. Стихотворение переписывали, заучивали, пересылали домой, своим женам и любимым женщинам. На стихи была написана музыка, и оно стало песней.
(Чтение стихотворения или прослушивание):
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:
-Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
СЛАЙД портрет Друниной.

Женщина на войне Женщинам на фронте было тяжелее, чем мужчинам, но они сознательно шли на трудности и лишения ради Отчизны, потому что так были воспитаны, так понимали свой долг.
Поэтесса Юлия Друнина после начала Великой Отечественной войны в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале, потом была санитаркой пехотного полка, получила звание «старшина медслужбы». Дважды была ранена, затем контужена и в ноябре 1944 года признана негодной к несению военной службы. Поражает ее настойчивость быть там, где и мужчинам-то приходилось несладко. Опыт войны лег в основу творчества поэтессы, а писать она начала еще на фронте. В стихотворении 1942 года она ясно определила причины, побудившие ее, дочь учителя истории и школьного библиотекаря, выпускницу московской школы№131, пойти на фронт.

Ученик:
- Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем
«Россия»
Не могла сыскать.
Учитель изо (Прекрасная Дама – символ женственности в поэзии Блока, вы познакомитесь со стихами о ней в 11 классе).

Репродукция картины В.Артамонова «На дорогах войны» - беседа: Кто изображен на картине? Где находятся девушки? Почему? Как они выглядят? Во что одеты? Можно ли назвать картину строкой из стихотворения Друниной «Я ушла из детства»?

Слайды Дети ВОв
Учитель: Дети и война-несовместимое сочетание слов,но война соединила их.
Дети войны…Они рано и быстро постарели. Не детская это тяжесть-война, а они хлебнули ее полной мерой! Дети своего народа,они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти,и многие из них воевали, погибли,стали Героями. Среди них Марат Казей,Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и многие другие.

Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать!Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!(Леонид Татаренко)

Учитель: В воспоминаниях известного детского писателя Юрия Яковлева есть такие строчки: «В моем путевом блокноте есть запись: могилка в лесу.Наташа Новикова.6 лет. Убита фашистами.» Вы спросите,какой же подвиг она совершила, шестилетняя девочка,еще не покинувшая мир сказок и игр,Она не стреляла в фашистов, не взрывала мосты. Но ее гибель от руки презренного врага уже сама по себе есть подвиг.
Агния Барто.

Ученик:Глаза девчонки семилетней,
как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая,тяжкая тоска.
Она молчит,о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ.
Как будто ей не семь,не восемь,
а много, много горьких лет…
гибли дети,старики, женщины.Казалось, фашисты воюют со всем миром.

Иосиф Уткин(погиб в 1944г.) «Я видел сам…»
Я видел сам…Но нет не верю,
Не верю собственным глазам,
Что б то, что я увидел сам,
Свершили люди,а не звери!
Не верю, нет! Но тише, тише…
Я видел сам…я видел их-
Невинных, мертвых и нагих
Штыками проткнутых детишек!
И, как слепой. Руками шаря,
Не веря собственным глазам.-
Их матерей в костре пожара,
Товарищи, я видел сам…
Учитель: Муса Джалиль-писатель,поэт,который знал о войне не понаслышке. В первый же день войны ушел в ряды Красной армии,а в июне 1942г. Тяжело раненный попал в плен,был в концлагере затем в тюрьме Маобит в Германии. Там он написал цикл стихов «Маобитская тетрадь». Поэта казнили в 1944г.,а в 1956г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец «Варварство » видео

Учитель: Дети воевали на фронте, работали и погибали в тылу.А еще ждали,ждали своих отцов и матерей,верили в их победу и писали им письма…
Елена Благинина «Письмо солдату»
Ученик:
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невридимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький,голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя,конечно,поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть!

Казахстан-фронту.видео фильм: учитель: В годы войны Казахстан послал на фронт около 1 млн.200тыс. человек.512 казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза,а летчики Бегельдинов, Бяда, Луганский, Павлов- дважды Герои. (на фоне песни «Журавли»)
- Кого из ветеранов нашего села вы знали?
Слайд фото ветеранов, музея.
Казахстанские писатели и поэты писали о войне. Это Жамбыл Жабаев, Габиден Мусрепов, Абдильды Тажибаев в ст. «Казахи под Москвой» писал:

Люди военной поры…
Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.
Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.

Из воспоминаний Николая Ивановича.
Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла

Уняться от плача: «мутти, мутти…- мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Учитель изо
Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евгений Вутетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов.
Учитель И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.(слайд «Вечный огонь») .
Зажигают свечу и зачитывают цитаты из своих сочинений о войне.

Слайд «Вечный огонь на Мамаевом кургане».

Учитель: Мамаев курган можно поистине считать огромной братской могилой, в которой покоятся тысячи героических защитников Сталинграда. Из уроков истории вы помните, какое значение имела Сталинградская битва для Великой Отечественной войны. Неслучайно на Мамаевом кургане воздвигнут целый мемориальный комплекс в память о героических подвигах советских воинов. Вечный огонь, горящий там, как будто говорит нам, ныне живущим: «Помните! О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, пожалуйста, помните!»
Минута молчания
. Но вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец «Ветеранам войны посвящаю…»
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордиться ими вся страна-
Они свободу отстояли.

Все меньше остается их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года…

Идут ветераны в строю,
На них ордена и медали,
И те,что добыли в бою,
И те, которыми позже их награждали…

Если вы помните, я поставила в начале урока вопросы, на которые, я надеюсь, вы сможете сейчас ответить.
- Нужны ли были стихи и песни на войне?
- Только ли о войне они были?
- Нужны ли стихи, песни, фильмы о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со Дня Победы?

Вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю
Страшнее слова нету, чем «война»
Которое уносит все святое.
Когда зловеще давит тишина,
Не возвратился друг из боя
Спасибо им за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы будем помнить Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек.

Учитель. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках идет война, но люди не должны смириться с этим, они будут бороться за мир. Только всегда нужно помнить о цене победы.
- Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4»

Сценарий

«Солдат войны не выбирает»

(встреча-реквием)

г. Троицк, 2016 год

Цель:

Формировать представление о событиях Афганской войны, ликвидации вооружённого конфликта в Чеченской республики.

Задачи:

- воспитывать чувства патриотизма, ценностного отношения к историческим событиям своей страны;

Способствовать воспитанию готовности к защите Родины, выполнению служебного долга;

Способствовать развитию чувств сострадания, сочувствия, понимания.

На ММК надпись «Солдат войны не выбирает».

(Демонстрируется видеоролик «Посвящение»)

Ведущий: Получают мальчики повестки,

И уходят в армию служить.

Есть обязанность у них такая -

От врага Отчизну защитить.

Матери сыновей провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-женски жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжёл солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают,

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап всё меньше,

Все они уходят в мир иной.

А сынок в граните остаётся,

Остаётся вечно молодой!

Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой - матерью, потерявшей единственного сына при выполнении интернационального долга.

Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.

(На экране ММК демонстрируется видеоролик «Молитва»)

Ведущий 1: 27 декабря 1979 года. По радио и телевидению Советского Союза с утра передают сообщение ТАСС.

Ведущий 2: Согласно договорённости между Советским Союзом и правительством дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка идемократии вводится ограниченный контингент советских войск.

Чтец 1: Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: Летим в Афганистан.

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем ни строки,

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески,

И сапогами скалы будем мерить...

Звучит песня «Едут на войну пацаны»».

(На ММК демонстрируются видеоролик «Едут на войну пацаны»)

Ведущий 1: Как гарант стабильности и спокойствия в стране, на землю Афганистана временно введена 40-я Армия. Так началась «афганская война».

Ведущий 2: Война, которая многих обрекла на пожизненные страдания и опустошения души, а кого-то погребла в азиатских песчаных пустынях и на горных перевалах.

Чтец 2: Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя.

Та память нам не надоела,

Как мыслят «некие друзья».

Её события и даты,

Огнём вошли в сердца людей,

Ещё живут её солдаты,

Хранители святых идей.

Ведущий 1: Дорогие друзья! На нашу встречу мы пригласили участников боевых действий в Афганистане и Чечне.

Ведущий 2: Участник боевых действий на Северном Кавказе -

Терегулов Алексей Николаевич.

Ведущий 1: Председатель комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимир Иванович.

Ведущий 2: Педагог-организатор школы № 7 Щеглова Зоя Ивановна и учащиеся школы.

Ведущий 1: Слово предоставляетсяпредседателю комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимиру Ивановичу.

(Представление гостей.

Выступление председателя комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимира Ивановича)

Ведущий 1: Любая война - это насилие. Можно спорить насколько необходимо было участие советских войск в «афганской войне». Но был дан приказ, а приказы не обсуждаются.

Ведущий 2: Солдаты, матросы, сержанты, прапорщики, офицеры разных подразделений честно, мужественно и героически выполняли интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.

Чтец 3: О, сколько было подвигов на свете,

Они уже в предание отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

Но из всего того, о чём мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Звучит песня «Ты же выжил, солдат».

Ведущий 1: Почти 10 долгих лет шла «необъявленная война» в Афганистане.

15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. Свой воинский интернациональный долг солдаты и офицеры выполнили честно, мужественно и героически.

Ведущий 2: Для многих это страшное время стало синонимом войскового товарищества, проверенного леденящим дыханием гор. Их солдатская дружба крепнет с каждым годом.

Чтец 4: На земле, изувеченной язвами мин,

Измождённые, злые как черти,

Ветераны боёв возвращаются в мир

На правах победителей смерти.

Вот поднялся наш лайнер,

Мы вышли в зенит,

Жизнь и смерть - мы раздвинули грани.

Только тело на север, на север летит,

А душа? А душа остаётся в Афгане...

Звучит песня «Уходим»

(На ММК демонстрируются видеоролик «Уходим с востока»)

Ведущий 1: 27 лет прошло, как закончилась война в Афганистане для советского народа. Но почему так волнуются мамы, провожая своих сыновей в армию?

Ведущий 2: Каждое поколение сдаёт свой экзамен на прочность и наступает тот час, когда российские солдаты и офицеры будут выполнять свой воинский долг, когда в полной мере надо взять на себя ответственность за Россию, за народ.

Чтец 5: Сегодня вновь в смятение нервном

Тревожно по земле идут...

В огне Кавказ, Чечня пылает...

И мамы не смыкают глаз,

Их дети снова погибают

В который раз, в который раз.

Воюют правнуки и внуки,

Воюют на своей земле,

Узнав военную науку,

Не по наслышке - на себе.

Вздыхают деды - ветераны:

«Лихой опять нагрянул час -

И кровь, и смерть, и в сердце раны,

Неужто мало было нас?»

Ведущий 1: В 1994 году над молодой Россией нависла угроза возрастающих терроризма и преступности в Чеченской Республике. Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чечне, разрешить её мирным путём.

Ведущий 2: Однако надежды не оправдались. В этих условиях оставался единственный путь восстановления конституционного порядка в Чечне –

это разоружение бандформирований. Возникла необходимость ввода частей Вооружённых сил Российской Федерации на территорию Чеченской Республики.

Чтец 6: Кавказские горы, колючие скалы,

Опять перестрелка и взрывы гранат.

На этой войне мы узнали немало,

Немало погибло здесь наших ребят.

Мы пишем домой, как спокойна округа,

Что редко касается службы война,

Что пуля, убившая старого друга,

Случайно до нас долетела она.

Когда-нибудь правду об этом узнают

И наши родные, что ждут нас в дали,

О том, как в Кавказских горах умирают

Дозорные нашей Российской земли.

Звучит песня «Чечня в огне»

(На ММК демонстрируются видеоролик).

Ведущий 1: Десятки тысяч искалеченных судеб. Десятки тысяч не вернувшихся домой солдат и офицеров. Не обошли стороной наш город и район ни война в Афганистане, ни ликвидация вооружённого конфликта в Чеченской Республике. 178 солдат и офицеров участвовали в боевых действиях на афганской земле. Пятеро земляков домой не вернулись.

Ведущий 2: В ликвидации вооружённого конфликта в Чечне приняли участие 560 троичан. Восемнадцать из них никогда не переступят порог родного дома. Имена погибших земляков увековечены на стеле мемориального памятника воинов - интернационалистов.

Ведущий: Давайте вспомним поимённо

Тех, с кем навеки сроднены,

Кто был частицей батальона,

А стал частицей тишины.

Давай, не чокаясь, ребята,

Выпьем молча и до дна

За офицера и солдата,

За тех, кого взяла к себе война.

Звучит песня «Ты знаешь, так хочется жить».

(На ММК демонстрируются слайды с фотографиями погибших воинов - интернационалистов).

Чтец 7: В память павших своих земляков

Зажигаем потухшие свечи,

Пусть расправит неяркий их свет

Ветеранов усталые плечи.

Поколение, не знавшее войны,

Как свою - вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

(На экране ММК демонстрируется слайд «свеча»).

(Звучит песня «Они рядом с нами»)

Ведущий 1: У каждого из нас есть свой долг. Долг перед страной, родителями, любимыми, друзьями, долг перед своей совестью.

Ведущий 2: Выполняя свой долг перед Родиной, пусть всегда наши мальчики возвращаются домой живыми и невредимыми.

Звучит песня «Я служу России».

(На экране ММК демонстрируются слайды о Российской Армии)

Ведущий 1: Время - справедливый судья, искусный лекарь. Что бы сегодня ни говорилось об афганской войне, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, выполняют приказ своей Родины.

Ведущий 2: Солдат войны не выбирает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть - жизнью.

Ведущий 1: С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические события Афганистана и Чечни. Поколение, живущее в мирное время, всегда должно помнить тех ребят, которые верили в справедливость и правоту государства, отдавая здоровье и жизнь.

Ведущий 2: В нашей памяти они останутся Солдатами своей Родины. И сколько бы лет ни минуло с начала войны, мы будем оплакивать её безвинные жертвы и воспевать подвиг Солдата, исполнившего свой воинский долг и ушедшего в бессмертие.

Звучит песня «Птицы белые».

Ведущий: Гремят истории колокола, взывая к памяти моей,

И в них набаты жестоких битв, и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостережение,

Кто помнит, тот не знает поражения,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Звучит песня «Есть только миг».

Сценарий

посвященный Великой Отечественной войне

«Ты же выжил, солдат»

Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Задачи:

изучение истории своего края;

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Звучат фонограмма военных песен.

Ведущий: Помните, через века, через года

Помните, о тех, кто уже не придет никогда!

Мы рады приветствовать вас, дорогие ветераны и гости. Проходят годы, но хотя мы всё дальше от того дня, величие его нельзя уменьшить. Великую победу одержал наш народ в Отечественной войне (1941-1945). Страна наша напоминала тяжелораненого, истерзанного человека. Фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов, уничтожили многие миллионы людей.

Трудно найти в нашей стране семью, которая не пострадала от той страшной войны. Победа досталась нам очень дорого, поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны.

9 мая 1945 года – это второй день рождения каждого из нас. Мы низко кланяемся воинам победителям.

Музыкальный номер.

Ведущий: Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам.

Всем маршалам страны и рядовым.

Поклонимся и мертвым и живым.

Всем тем, кого нам забывать нельзя.

Поклонимся, поклонимся друзья!

Война – это не только тяжелые, кровопролитные бои, решающие сражения, такие, как победа под Москвою в декабре 1941 года, Сталинградская битва в июле 1942 года, танковое сражение на Курской дуге. Да, это главные события войны. Но прежде всего война – это тяжелый, изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу. Жили впроголодь, не доедали, не отдыхали, забывали о себе.

«Всё для фронта, все для победы» - главный лозунг тех дней.

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней.

Пусть будет ясным наше небо,

А травы будут зеленей!

Слово предоставляется ветерану ВОВ Каменец Михаилу Евгеньевичу

(Музыкальный номер)

Ведущий: Многие из наших земляков воевали с фашистами, один из них Е.С.Смык, которого к сожалению уже нет с нами, но память о нём останется навсегда.

От Кубани до Берлина прошёл путь солдата Евгений Степанович. Он участник многих боёв, оставил славу о себе – в прозе и в стихах.

С фотографии смотрят на меня

Боевые мои побратимы.

Отпусти их, родная земля

На живые мои именины.

Будет встреча у нас горяча,

Пусть бокалы искрятся шампанским

И горит на окошке свеча…

Ее нашли под Волгоградом

В степной некошеной траве,

На сквозь пробитую снарядом

В кроваво-ржавой кожуре.

Война осколки разметала

В бессильной злобе по полям.

И мнится мне, что из металла

Земля хлеба рождает нам,

Что из пробоин русской каски.

Взметнулись всполохи огня –

Жар-птицею из детской сказки.

Горят тюльпаны для меня,

Мне эта степь до боли люба,

С ней распрощаться не могу.

Для вас, потомки, шепчут губы –

«Я эту каску сберегу».

Вот такие стихотворения оставил нам наш земляк, участник ВОВ Е.С.Смык.

Ведущий: Почетным гражданином в нашем городе был писатель К.Симонов, который освобождал от фашистов, тогда ещё село Гулькевичи. Симонов квартировал в доме Марии Ивановны Новиковой, которая жила на улице Школьной – этой женщине-солдатке К.Симонов посвятил своё стихотворение.

Она душою роднилась с солдатскими душами

Не той, что из сказок, не той,

Что была по учебникам пройдена,

А той, что рыдала, мне помнится Родина.

Она мне привиделась после Победы

И гордою статуей, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, видевшей беды,

Все вынесшей русскою женщиной,

Я помню тебя, моя Марья Ивановна,

Солдатская мать из деревни Гулькевичи.

А сегодня эта улица носит имя великого писателя К.Симонова

Люди! Покуда сердца стучатся

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляйте в полёт,

Помните!

О тех, кто уже никогда не споёт

Помните!

Почтим героев, погибших в той войне, минутой молчания.

Ведущий: Всё меньше остаётся тех, кто защищал нашу Родину, к сожалению, время безжалостно. У нас в гостях сегодня ветераны, которые расскажут вам ребята о своих наградах.

Рассказ ветерана – Горшенёва Владимира Ивановича

(Музыкальный номер)

Ведущий: Много лет тому назад

Был великий День Победы.

День Победы помнят деды

Знает каждый из внучат

Чтит великий День Победы

Вся могучая страна.

2-й чтец: В День Победы наши деды

Надевают ордена.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ,

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас

Рассказ ветерана – Радионовой Ларисы Григорьевны.

Ведущий: А сейчас, я хочу вам уважаемые гости, преподнести сувениры на память сделанные руками наших ребят.

    Вам поклон солдаты,

За цветущий май,

За рассвет над хатой,

За родимый край.

    Поклонюсь, солдаты

Вам за тишину,

За простор крылатый –

Вольную страну.

Ведущий: Думать о мире, бороться за мир, мы должны ежедневно, ежечасно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.

(Музыкальный номер)

Ведущий: Спасибо вам, за мир, за чистое небо над головой. Низкий поклон, дорогие ветераны!

Звучит песня «День Победы».