Современный взгляд на синдром Аспергера: симптомы, тестирование и лечение. Что такое синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это комплекс поведенческих нарушений, проявляющихся сложной социальной адаптацией, нехваткой общения и полной неприспособленностью к нестандартным ситуациям. Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма, но при данном расстройстве у ребенка сохраняется интеллект на фоне незначительного снижения умственных способностей и концентрации внимания.

Первые признаки заболевания обычно появляются у ребенка после 4-5 лет, но некоторые родители не обращают на них внимания, считая клинические проявления синдрома особенностями характера. Если не выявить патологию в раннем возрасте и не провести психологическую коррекцию, ребенок окажется неприспособленным к жизни и будет сильно зависим от родителей и других близких людей.

Дети с данным заболеванием отличаются повышенной возбудимостью, они совершенно не могут контролировать эмоции. Общение со сверстниками обычно не складывается: в детском саду такой ребенок, как правило, играет один, а при попытках детей найти контакт с ним, реагирует агрессией и раздражительностью. Со стороны такие дети кажутся жестокими: они не умеют сочувствовать окружающим, у них нет жалости к животным или к тем, кто нуждается в помощи. Именно поведение ребенка по отношению к животным является первым признаком возможных расстройств, при этом ребенок не причиняет вреда животному, но он не пожалеет бездомного котенка или сбитую машиной собаку.

Умственные способности при синдроме Аспергера сохранены. Большинство детей с данной формой расстройств обладают хорошим интеллектом. Они могут отлично разбираться в какой-то конкретной области, при этом совершенно теряются в других сферах. В школе такие дети обычно учатся довольно плохо, но есть 2-3 предмета, по которым они обладают отличными знаниями.

Важно! Синдром Аспергера – это патология поведенческого характера, при которой не страдают умственные и интеллектуальные способности. Несмотря на это, ребенок нуждается в серьезной коррекции. Если этого не сделать вовремя, болезнь будет прогрессировать, что отрицательно скажется на качестве жизни ребенка в старшем возрасте.

В каком возрасте проявляется болезнь?

Точно диагностировать синдром Аспергера можно после 5 лет, но первые симптомы поведенческих расстройств появляются раньше. Уже в 2-3 года можно заметить, что на детской площадке ребенок держится обособленно от остальных детей, не принимает участия в совместных играх. Дома его сложно чем-то заинтересовать, игры, в которых нужно проявлять фантазию, такому ребенку, как правило, неинтересны.

Обратите внимание! Если в 3 года у ребенка появляются признаки и симптомы болезни Аспергера, необходимо обратиться к детскому психологу. Не стоит дожидаться пятилетнего возраста и ждать, что все пройдет самостоятельно. Оптимальным возрастом для лечения болезни является период с 3 до 5 лет. Именно в этот промежуток дети легче всего поддаются коррекционным методикам.

Симптомы и признаки

Симптомов болезни может быть очень много. Если внимательно понаблюдать за ребенком, можно заметить многие из них даже в раннем возрасте. Основная опасность заболевания в том, что многие явные симптомы не воспринимаются родителями как признаки болезни. Каждый упущенный год жизни закрепляет устоявшиеся поведенческие особенности, исправить которые становится все труднее. Поэтому важно знать, как именно проявляется синдром Аспергера у детей, и вовремя обращаться за помощью к специалистам.

Эмоциональный признак

Дети с синдромом Аспергера слабо проявляют свои эмоции, особенно если они имеют положительную окраску. Они мало улыбаются и смеются, не радуются новым игрушкам и гостям, равнодушно относятся к детским праздникам. На этом фоне очень отчетливо проявляются негативные эмоции, например:

  • раздражительность;
  • гнев;
  • агрессия;
  • тревожность.

Приступы агрессии могут сменяться резким спокойствием. Такой ребенок может в сознательном возрасте (3-5 лет) бить маму по лицу, при этом у него отсутствует осознание того, что так делать нельзя. Ребенок с данным заболеванием плохо понимает, какие именно действия приносят боль другим, и не могут контролировать свои действия.

Ограниченность интересов

Очень тревожным является состояние, при котором ребенок интересуется чем-то одним. В возрасте 2-3 лет дети очень любознательны и с большим интересом включаются в новые игры. Дети с болезнью Аспергера увлекаются определенным видом деятельности, при этом их увлечение может доходить до фанатизма. Если такой ребенок не может собрать конструктор, он будет одержим этой целью, и не прекратит попытки, пока не достигнет желаемого.

В школе такой ребенок выбирает один предмет, которой ему нравится. Все остальные для него не представляют интереса, поэтому он не может запомнить даже элементарную информацию. Насторожить родителей должны и другие признаки:

  • длительное повторение определенных действий;
  • однотипность мышления;
  • частое повторение конкретных фраз, отдельных слов (например, цитат из мультфильмов);
  • стремление завершить начатое дело, несмотря на физическую усталость;
  • отсутствие интереса к играм, в которых нужно проявлять фантазию.

Важно! Игра – основной инструмент познания окружающего мира и адаптации к социальной жизни для ребенка любого возраста. По особенностям, которые проявляются в играх, можно заметить имеющиеся проблемы, поэтому родителям полезно иногда внимательно наблюдать, как себя ведет ребенок во время игры, и как он подходит к решению нестандартных ситуаций.

Физические особенности

Определенные признаки Аспергера можно заметить и в физических особенностях ребенка. У детей с данным синдромом часто наблюдается тремор конечностей. Возникает он неожиданно и длится не более 5-10 секунд, при этом ребенок может быть полностью здоров, и другие симптомы неврологических расстройств, как правило, отсутствуют. Движения у такого ребенка часто неуклюжие, может наблюдаться неправильная постановка стоп во время ходьбы. Особенности, на которые родителям стоит обратить внимание:

  • ребенок часто разливает жидкости и опрокидывает тарелки с едой;
  • ребенок часто падает, даже если на его пути нет никаких препятствий;
  • у ребенка нарушена моторика рук, то есть он не может собирать конструкторы с мелкими деталями, плести изделия из бисера и т.д.;
  • ребенок неправильно держит карандаш, кисть, ложку.

Обратите внимание! Перечисленные особенности могут быть как симптомом Аспергера, так и результатом неправильного воспитания. Для исключения возможных патологий лучше всего показать ребенка психологу.

Сложности в общении

Самый главный признак синдрома Аспергера – отсутствие друзей и близких людей, с которыми ребенок хорошо общается. Дети с данным заболеванием тяжело сходятся с людьми любого возраста. Они могут отталкивать воспитателя в детском саду, ударить ребенка, который подошел на детской площадке. На улице и в других местах, где большое скопление народа, такие дети держатся обособленно, не принимаю участия в совместных играх и развлечениях.

Если к ребенку обращается взрослый человек, он может просто проигнорировать обращение. Ребенок с синдромом Аспергера не испытывает стеснительности или смущения – он просто не проявляет интереса к окружающим его людям, предпочитая играть в одиночестве.

Важно ! Если ребенок начинает получать удовольствие от одиночества, становится замкнутым и не нуждается в обществе даже близких людей (братьев и сестер, родителей), необходимо срочно принимать меры. Если не провести коррекцию на данном этапе, это может значительно ухудшить качество взрослой жизни и привести к развитию психических расстройств. Дети с синдромом Аспергера, которые не получили лечение в детском возрасте, становясь подростками, могут проявлять суицидальные наклонности.

Другие признаки и частота их диагностирования

К другим симптомам болезни в детском возрасте можно отнести следующие виды поведенческих нарушений и физических особенностей:

  • непонимание смысла прочитанного текста;
  • хорошо развитая память, при этом часто ребенок не понимает смысла того, что он запомнил;
  • дословное понимание любой фразы;
  • слабая зрительная память.

Частота проявления симптомов в зависимости от возраста ребенка

Симптом Дети от 1 до 3 лет Дети от 3 до 7 лет Дети старше 7 лет
Трудности в общении 65 % 82 % 61 %
Отсутствие друзей 68 % 80 % 89 %
Плохая зрительная память, непонимание смысла полученной информации 74 % 83 %
Физические особенности 72 % 75 % 71 %
Чрезмерное усердие на фоне ограниченного круга интересов В этом возрасте не оценивается 44 % 58 %

Важно! В основную группу риска входят дети в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этот период болезнь прогрессирует и принимает стабильное течение. Особенно внимательно нужно относиться к детям, у родственников которых есть различные формы аутизма и других интеллектуальных и поведенческих расстройств.

Что делать родителям?

К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных методов диагностирования и лечения патологии. Диагноз ставится врачом психиатром на основании наблюдения за поведением ребенка и его действиями во ситуаций с различной эмоциональной окраской.

Терапия может включать применение медикаментов, направленных на снижение тревожности и агрессии, но основное лечение должны проводить родители. Заключается оно в психологической коррекции. Очень важно соблюдать следующие рекомендации специалистом, чтобы не допустить развития заболевания и помочь ребенку адаптироваться в социуме.

  1. Если ребенок склонен к одержимости в определенном виде деятельности, важно ограничить время, в течение которого он может заниматься любимым делом. Психиатры рекомендуют не отводить на такие занятия больше 1-2 часов в день.
  2. Разговаривать с ребенком нужно на «его языке». Родителям и близким не стоит употреблять сложные речевые обороты или слова, значение которых ребенок не понимает. При использовании подобных выражений и фраз нужно обязательно подробно объяснить, что они означают.
  3. Ни в коем случае нельзя угрожать ребенку, так как дети с синдромом Аспергера все слова воспринимают буквально. Если мама говорит, что отдаст его дяде полицейскому, он начинает в это верить, и это еще больше укрепляет его страхи и тревожность.
  4. С раннего возраста ребенка нужно учить правилам поведения и нормам общения в коллективах. Это поможет ему легче адаптироваться к условиям окружающей среды и подстроиться под ее требования.

И главное, что нужно всегда помнить родителям: дети синдромом Аспергера – особенные, но это не значит, что ребенок обречен на несчастливую жизнь. При доброжелательном отношении, своевременном выявлении имеющихся проблем и достаточном внимании со стороны родителей такие дети успешно адаптируются в социуме и даже достигают успехов в определенных сферах деятельности. Правильная и своевременная коррекция помогает избежать прогрессирования патологии и увеличивает шансы ребенка на обычную жизнь, ничем не отличающуюся от его сверстников.

Видео — Аутизм у детей

Видео — Что такое синдром Аспергера

Опровержение шести распространенных мифов о синдроме Аспергера

Участники американской труппы комиков Aspergers Are Us, все они люди с синдромом Аспергера.

Синдром Аспергера (СА) был открыт в 1944 году. Австрийский педиатр Ганс Аспергер описал синдром, когда лечил четырех мальчиков со схожими симптомами. Однако его статья с этим описанием оставалась практически неизвестной до 1981 года. В это время английский психиатр Лорна Винг опубликовала похожие данные с описанием детей, у которых были те же симптомы.

Несмотря на это до 1992 года синдром Аспергера не был признан официальным диагнозом в Международной классификации болезней (МКБ-10). Спустя два года синдром Аспергера стал официальным диагнозом в американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-IV).

Синдром Аспергера — это нарушение развития. У людей с синдромом Аспергера нет выраженных интеллектуальных и речевых дефицитов. (В противном случае им ставится диагноз «аутизм»). Но у таких людей есть трудности во взаимодействии, общении с другими людьми. Они не понимают социальные сигналы, и им трудно выражать свои эмоции.

Также людям с СА присущи крайности: либо они очень педантичны и «расклеиваются, если все идет не по плану», либо их дни — сплошной беспорядок, и они испытывают большие трудности с самыми обычными повседневными делами, пишет Валери Гаус, доктор наук, психолог, автор книги «Полноценная жизнь: Как использовать свои сильные стороны, чтобы справляться с проявлениями СА/высокофункционального аутизма» и «Когнитивно-поведенческая терапия для взрослых людей с синдромом Аспергера».

Социальные ограничения при синдроме Аспергера могут привести к неприятностям, заявляет Гаус. Это происходит из-за их «непонимания неписанных правил общения среди людей». Гаус отмечает, что были такие случаи, в которых людей с синдромом Аспергера принимали за преступников или подозревали в чем–то только из-за того, что они не знали, как вести себя в той или иной ситуации.

Клиенты с синдромом Аспергера обращаются к Гаус по одной из двух причин: за помощью в общении (чтобы улучшить свои отношения с супругом/ой, коллегами, семьей, либо найти любимого человека и друзей); или потому, что им нужна помощь с планированием своего времени и организацией своей жизни.

Гаус не считает синдром Аспергера болезнью. Наоборот, она верит, что это «уникальный способ восприятия информации», который имеет не только слабые, но и «сильные стороны, которые могут привести к жизненному успеху». Например, человек с синдромом Аспергера может быть «системным мыслителем», что приводит к проблемам с «человеческим интерфейсом», но это же делает его преуспевающим инженером.

Когда Гаус работает с клиентами, ее цель не «вылечить» их от синдрома Аспергера, поскольку он делает человека тем, кто он есть. Скорее, ее задача «определить, какие конкретные симптомы СА являются источником стресса, и найти возможные решения проблемы».

За последние несколько лет синдром Аспергера очень часто освещался в СМИ. Несмотря на это, все еще существует много мифов об этом синдроме. Ниже мы рассмотрим и опровергнем шесть из них.

1. Дети с синдромом Аспергера, в конце концов, вырастут, и этот синдром исчезнет.

Опровержение: Как и в случае с cиндромом дефицита внимания с гиперактивности (СДВГ), существует распространенный миф о том, что СА является только «детским» расстройством, которое проходит с возрастом. На самом деле синдром Аспергера — это на всю жизнь. Его можно корректировать с помощью лечения, но до конца он все равно не исчезнет.

2. Взрослые люди с СА никогда не вступают в брак.

Опровержение: Даже психотерапевты иногда поддерживают этот миф. В статье газеты «USA Today» утверждается:

«Дружеские и любовные отношения идут в разрез с интересами взрослых людей с СА, заявляет коллега [Катерина Тсатсанис из клиники Йеля, занимающейся нарушениями развития]; [Эми Клин, глава клиники Йеля, занимающейся нарушениями развития] говорит, что никогда не видела родителей с СА.

Бруна Сигель, директор Клиники аутизма в Университете Калифорнии в Сан-Франциско, заявляет, что родители с аутизмом встречаются редко, она также знает один случай краткосрочного брака».

Реальность такова, что некоторые люди действительно вступают брак и становятся родителями — Гаус работала со многими из них — но у других так и не получалось завести романтические отношения.

Согласно ее теории, существует много разновидностей в проявлениях синдрома Аспергера. («DSM оставляет много пространства для вариативности»).

«Не существует какого-то единого психологического профиля, характерного для этого синдрома, поскольку поведение конкретного человека зависит от его личностных особенностей». Например, некоторые люди с синдромом Аспергера крайне застенчивы, в то время как другие «болтают без умолку».

Сопутствующие заболевания — это еще одна причина, по которой взрослые люди с СА могут выглядеть иначе. Среди клиентов Гаус часто встречаются тревожные расстройства и нарушения настроения. И порою трудно понять, каким был человек до того, как начал страдать сопутствующим заболеванием.

3. Взрослые люди с синдромом Аспергера страдают социофобией.

Опровержение: Взрослые люди с синдромом Аспергера могут страдать от повышенной тревожности, но социофобии у них нет. Гаус подчеркивает, что люди с социофобией обладают необходимыми способностями для общения, они просто боятся их использовать. Другими словами, они «понимают, как нужно себя вести, но боятся, что их действия приведут к плачевным результатам».

«Однако, для людей с СА избегание общения - это скорее способ самосохранения, — заявляет она. — Они осознают, что не умеют понимать жесты и мимику, и что они не знают, что и в какой момент необходимо сказать. Кроме того, в прошлом они часто допускали социальные ошибки, и в результате их отвергали другие люди».

4. Люди с синдромом Аспергера замкнуты и не интересуются другими людьми.

Опровержение: «Многие из тех, с кем мне приходилось встречаться, очень хотят, чтобы в их жизни присутствовали другие люди, — говорит Гаус. — Некоторые даже впадают в отчаяние из-за того, что не могут контактировать с другими людьми. Но часто их неумение общаться принимают за нежелание».

Это происходит потому, что люди с СА очень плохо воспринимают социальные сигналы и не понимают, например, когда нужно прекратить говорить о себе, а также могут не осознавать, что мысли и чувства других людей отличаются от их собственных. Или у них просто «нет собственного репертуара ответов».

Гаус показывает на конкретном примере, как это может происходить. Например, коллега говорит человеку с синдромом Аспергера, что у нее умерла кошка, а тот в ответ просто разворачивается и уходит. Конечно, складывается впечатление, что человек невероятно грубый и бесчувственный. Однако на самом деле он очень переживает — просто он не знал, что нужно было сказать.

5. Они не смотрят в глаза.

Опровержение: Гаус вспоминает, как один психиатр однажды поставил под вопрос наличие синдрома Аспергера у пациента, потому что тот смотрел в глаза. «На самом деле многие из них смотрят в глаза другим людям, но этот взгляд может казаться мимолетным или необычным».

6. Они не умеют сопереживать.

Опровержение: «Сопереживание — это сложное явление», — говорит Гаус. Некоторые ученые разделили сочувствие на четыре компонента: два под названием «когнитивная эмпатия» и два под названием «эмоциональная эмпатия». У людей с СА нет проблем с эмоциональной эмпатией, зато им очень тяжело дается когнитивная.

Возьмем тот же пример про кошку. Человек с синдромом Аспергера в тот конкретный момент мог не понимать, что коллега, у которой умерла кошка, грустит по этому поводу. Он может осознать это много часов спустя, уже придя домой. Но когда они действительно понимают, что человек подавлен, они чувствуют чужую грусть как свою собственную без особых усилий, возможно, даже сильнее, чем обычные люди. Другими словами: «Им трудно выразить сочувствие привычным для окружающих образом». Это проблема коммуникации, а не способности сопереживать.

Аспергера болезнь является обособленной формой аутизма, для которой не характерно отставание в умственном развитии. Патология выражается нарушениями в восприятии окружающего мира, явным ограничением во взаимодействии с социумом. Первые начинают проявляться у детей с шести лет. Своевременно поставленный диагноз — залог адекватной психологической помощи, что способствует улучшению качества жизни человека в будущем.

Суть заболевания

В 1944 году английский ученый, по фамилии которого впоследствии было названо заболевание, начал наблюдать детей разных возрастов. В ходе исследования Ханс Аспергер описывал признаки поведения, отличавшие ребят от своих сверстников. Ученому удалось выявить ряд определенных закономерностей. Например, у детей с аутической психопатией полностью отсутствует интерес к окружающей действительности. Они стараются жить в своем собственном мире. Скупая речь и мимика не позволяют понять, что такие дети думают и чувствуют. Все эти симптомы стали основой для восприятия болезни или синдрома Аспергера как отдельной формы аутизма.

Ученые не смогли точно определить, является патология обособленным неврологическим расстройством или специфическим поведением. Почему? Все дело в том, что Аспергера не сопровождается умственными нарушениями. Позднее психологи разработали уникальный тест для определения уровня интеллекта. Первые его результаты добавили разногласий среди ученых. У 90 детей из 100 наблюдались высокие умственные способности. Они могли строить неоспоримые логические цепочки, решать серьезные математические задачи в уме. С другой стороны, маленькие пациенты были обделены творческим потенциалом, чувством юмора, воображением. В результате возникали трудности при взаимодействии с социумом.

Причины возникновения

Болезнь Аспергера приковывает внимание ученых со всего мира. Однако до сих пор они не могут назвать точные причины, запускающие механизм ее развития. Большинство специалистов придерживается версии о схожей с аутизмом этиологии. Поэтому среди основных причин болезни Аспергера принято выделять следующие:

  • наследственно-генетическую предрасположенность;
  • травмы, полученные в процессе родоразрешения;
  • интоксикацию плода в период внутриутробного развития.

Современные методы компьютерной диагностики и специальное тестирование позволяют более точно определять причины неврологической дисфункции.

Классическая триада симптомов

В психиатрии Аспергера болезнь принято рассматривать через призму триады симптомов:

  • коммуникативные проблемы;
  • дефицит творческой составляющей, эмоций и переживаний;
  • сложности при пространственном восприятии мира.

Какие еще имеет синдром Аспергера симптомы? Фото маленьких пациентов с таким диагнозом дают полное представление о картине патологии. Первые ее симптомы начинают проявляться в раннем возрасте. Например, маленьких детей раздражает любой резкий звук или сильный запах. Многие родители не понимают такую реакцию ребенка, поэтому ее редко соотносят именно с болезнью Аспергера. С возрастом ее заменяет нестандартное понимание окружающего мира. Гладкие и приятные на ощупь предметы кажутся колючими, а вкусное блюдо — отвратительным. Клиническую картину дополняет неуклюжая походка, некоторая физическая неловкость. Специалисты объясняют данный феномен чрезмерной погруженностью в себя.

Признаки синдрома у детей

У маленьких пациентов до шести лет патология практически не проявляется. Напротив, такие дети полноценно развиваются. Они рано начинают говорить и ходить, легко запоминают новые слова. Иногда проявляют удивительные способности к счету или иностранным языкам.

Основная проблема детей с болезнью Аспергера — коммуникативные нарушения. Проявления социальной неприспособленности начинаются после шести лет. Обычно этот период совпадает с временем, когда ребека отдают в школу. Среди основных симптомов патологии у маленьких пациентов можно выделить следующие:

  • нежелание участвовать в активных играх с другими детьми;
  • сильное увлечение спокойным хобби, которое требует усидчивости;
  • неприязнь к веселым мультфильмам вследствие громких звуков и музыки;
  • отсутствие контакта с новыми людьми и детьми.

Ребенок с болезнью Аспергера очень привязан к дому и родителям. Смена привычной обстановки может его напугать. Такие дети чувствуют себя комфортно только в том случае, если предметы обихода всегда лежат на своих местах. При незначительных изменениях в распорядке дня они буквально впадают в истерику. Например, если ребенка из школы всегда забирает мама, но тут приехал папа, может случиться приступ неконтролируемой истерики.

Синдром Аспергера у взрослых

Лечение данного заболевания начинают с появления первых симптомов. Если с ранних лет родители вместе со специалистами не занимались корректировкой коммуникативных навыков, патология может прогрессировать. Во взрослом возрасте пациенты испытывают острую социальную изоляцию. Они с трудом находят общий язык в коллективе, не могут поддерживать приятельские отношения, испытывают проблемы в личной жизни.

Среди людей с синдромом Аспергера никогда не встречаются менеджеры или крупные руководители. Они могут досконально знать предприятие, иметь высокий уровень интеллекта, но отдавать предпочтение обычной рутинной работе. Карьерные успехи их совершенно не волнуют. Более того, нередко такие люди становятся настоящими общественными изгоями ввиду кажущейся невежливости. Они отказываются соблюдать правила этикета, когда не видят в них смысла. Часто делают нетактичные замечания и прерывают разговор, погрузившись в собственные мысли.

Чем опасна болезнь Аспергера?

Дисфункции, выявленные на ранней стадии, позволяют пройти своевременную психологическую коррекцию. Заболевание практически не несет угрозы для жизни человека. Дети постепенно приспосабливаются к окружающей действительности, многие из них делают успехи в науке. Однако положительная динамика наблюдается не у всех пациентов. Одним трудно найти свое предназначение во взрослой жизни, у других развиваются фобии. Поэтому родители должны с ранних лет прививать ребенку навыки коммуникации, чтобы в будущем он смог полноценно существовать в гармонии с окружающим миром.

Методы диагностики

Опытный психолог может подтвердить Аспергера болезнь, основываясь на наблюдении за поведением и изучении анамнеза пациента. Однако определить причину патологии не всегда удается исключительно по внешним характеристикам. Часто клиническая картина болезни схожа с чертами характера обычного интроверта. Поэтому в современной психиатрии для диагностики синдрома используют различные тесты. Они позволяют выявить неврологические нарушения. Тесты для взрослых и детей с болезнью Аспергера отличаются сложностью вопросов. Кроме того, их принято условно делить на группы по назначению:

  • оценка уровня интеллекта;
  • характеристика творческого воображения;
  • определение сенсорной чувствительности.

Современные методики тестирования посредством вопросов и интерпретации изображений помогают выявить Аспергера болезнь еще на ранней стадии. На основании полученных результатов врач назначает соответствующее лечение.

Терапевтические методики

В первую очередь пациентам, страдающим проявлениями синдрома Аспергера, требуются консультации квалифицированного психиатра. Основа лечения — грамотная адаптация детей и взрослых к постоянно изменяющимся условиям жизни. Для борьбы с нервными расстройствами дополнительно назначают седативные препараты. В особо серьезных случаях лечение не обходится без применения антидепрессантов. Полностью изменить отношение больных к социуму нельзя, но можно скорректировать и адаптировать их поведение. Люди с диагнозом «болезнь Аспергера» обладают незаурядным мышлением, поэтому им необходимо все подробно объяснять. Только в этом случае они будут стремиться преодолевать трудности самостоятельно.

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм . Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции - это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности - чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств - он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) - для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз - тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы - развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни - логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании - рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Синдром Аспергера – это психиатрическое расстройство, которое еще обозначается, как аутизм высоко функционального типа, но все же с некоторыми отличиями. Люди с синдромом Аспергера, невзирая на расстройство с его особенностями, имеют гениальные склонности к определенным жизненным аспектам, часто это математические способности, но не только. Данная патология весьма интересная с точки зрения изучения, поскольку поражает воображение.

Такие люди могут не быть способными выполнять довольно простые жизненные вещи и обеспечивать свои потребности, но при этом они глубинно развиты в определённой отрасли, которая для обычных социально активных индивидуумов является совершенно неизвестной и неиспользуемой.

Причины

Впервые это расстройство описано Гансом Аспергером, соответственно и названо в честь него. Сам первооткрыватель этой патологии описывал общие черты расстройства в частности по мужской линии. Он рассуждал о наследственной составляющей этого синдрома. Современные исследования не исключают, что расстройство имеет генотипическую зависимость и это важный аспект в формировании данной патологии. Нередко семьи, где есть человек с синдромом Аспергера, интравертированы и имеют мало социальных взаимодействий, даже если не имеют установленного расстройства. Это подталкивает к мысли, что синдром имеет генетические корни с разной степенью проявления патологического генотипа. Характерно, что в генотипе больных синдромом Аспергера имеется целая группа генов, которая определяет тяжесть и проявление расстройства, именно из-за разных нарушений имеются настолько разные симптомы этой патологии.

Имеются данные о провокации тератогенного воздействия на таких индивидуумов. Именно тератогены являются довольно опасными в провоцировании такой патологии. Влияние тератогенов весьма опасно и играет свою роль уже на первичных этапах появления эмбриона. Воздействия окружающей среды естественно также довольно значимы для этого расстройства, особенно в соединении с генетическими аспектами. Многие исследователи обозначают и то, что опасны не только эмбриональные воздействия, но и расстройства, которые начинались в детстве.

Полного механизма формирования синдрома Аспергера не описано, но имеются исследовательские данные о факторах, воздействующих на мозг, имеющих глобальное значение и нарушающих нейрохимические структуры. При синдроме Аспергера нельзя локализовать эту патологию в определенной доле. Изменения мозговой и тканевой структуры при синдроме Аспергера становятся значимыми после зачатия. Неадекватное мигрирование эмбриональных клеток нарушает структуру мозговых частей и изменяет связующие нейроны. Это приводит к мигрированиям нейрональных путей, отвечающих за мышление, поведенческие аспекты.

Инструментальной и рентгенологической диагностикой подтверждено частично две теории развития синдрома Аспергера. Люди с синдромом Аспергера этому расстройству подвергаются по теории недостаточной связности. При этом говорится о не полностью синхронизированном взаимодействии высокоуровневых функциональных нейронов. На фоне недостаточности такой работы включается переизбыток низкоуровневого функционирования. Это теория недостаточной обработки объединяется с теорией неполного восприятия. Таким образом, говорится о нейромолекулярной невозможности индивидуумом видеть целую картину бытия.

Теория зеркальных нейронов в своей разработке довольно новая, она настроена на разработку и выявление данного расстройства. Это теория говорит о том, что нарушения зеркальных нейронов, отвечающих за социальное взаимоотношения и за следование своей социальной природе, а также за эмоциональную эмпатичность нарушена у индивидуумов с аутистическими расстройствами.

Симптомы

Признаки синдрома Аспергера имеют сочетающуюся симптоматику. Синдром имеет в своем составе характеристику в виде нарушения социального и материального функционирования.

Люди с синдромом Аспергера стереотипны, их ограниченность в социо-психологическом плане довольно сильно нарушает их функционирование. Особенности синдрома Аспергера – это шаблонное поведение, с ним связаны все сложности адаптирования в новой обстановке. У таких людей нет когнитивной задержки, то есть их интеллект совершенно в норме, он может быть даже развитым выше среднестатистического. При этом сосредоточенность индивидуума настроена на определенную узкую тематику, он не переключаем и изменить вектор его интереса практически нереально.

В физическом плане для таких людей характерна неуклюжесть, возможна односторонняя говорливость в направленности тематики, интересующей больного. Речь неритмична и скудна на интонации.

Признаки синдрома Аспергера наиболее актуально определять при анализе социальных взаимодействий. Такие люди не эмпатичны, то есть не выражают свою принадлежность к социуму, они не в состоянии сопереживать или в целом быть в синтонном эмоциональном состоянии.

Люди с синдромом Аспергера не выстраивают дружеские связи, не стремятся разделять жизненные перипетии со своим окружением. Так же, как и мало интересуются бытом всех остальных. Но эти индивидуумы не критично замкнуты, они скорее равнодушны к чувствам окружения, они способны начать длительный монолог, который в итоге не завершится, пока сам человек этого не захочет. Такой индивидуум не будет замечать чувств собеседника, и того, насколько ему комфортно в такой обстановке.

Для социума такое общение воспринимается бесчувственным. Люди с синдромом Аспергера характеризуются возможностью проявлять селективный мутизм — «Падая на уши» знакомым, но совершенно игнорируя общение с кем-то новым. Когнитивные способности таких индивидуумов позволяют осознавать социальные нормы, но особенности функционирования мозга не позволяют следовать таким правилам. Нередко реализация социальных норм и социальных взаимодействий для таких людей недостижимая возможность. Если они даже применяют какие-то выученные социальные шаблоны, но выглядит это неуклюже и они проваливаются в своих стараниях, так и не получая должного уровня внимания и общения.

Особенности синдрома Аспергера — ограниченность и узость интересов. Нередко сосредоточенность индивидуумов не охватывает объект в целом, а распространяется на части. Узкоспецифические интересы – это «визитная карточка» синдрома Аспергера. Люди с данным синдромом нередко накопляют тома детальной, узкой, малоинтересной информации, при этом мало интересуясь этой проблемой в целом. Симптоматика такого рода, доминирующая при синдроме Аспергера, нередко может вовлекать даже всю семью индивидуума, но учитывая незначительность такого симптома этот синдром поначалу не диагностируют, скидывая такие черты на особенность характера.

Синдром Аспергера у детей

Данное расстройство обычно диагностируется с достаточно молодой возрастной категории. Проблемы с узкими увлечениями, которые захватывают всю жизнь крохи начинают становиться очевидными к 5-ти годам, при этом ребенок совершенно погружается в свои странные изучения определенной «проблемы». Имеется гипотеза, что у детей с синдромом Аспергера имеется нарушение базового доверия к мировому сообществу и именно такие индивидуальные характеристики подталкивают их к определенному типу взаимодействия с социумом.

Дети с этим синдромом нередко собирают целые тома малопригодной информации о каких-то узких вещах. При этом их зацикленность на деталях не позволяет им осознать широкий контекст изучаемой ими проблемы. Опасность этого симптома в том, что дети интересуются определенной темой очень глубоко, восхищаясь ей, это предиктор пропуска синдрома. Важно отличать, если ребенок интересуется чем-то довольно распространённым для своего возраста, просто более глубинно пытаясь изучить это, то можно предполагать, что это просто детское увлечение. А вот если тематика излишне узконаправлена, малопригодна для игр и совершенно не детская, то имеет смысл поискать еще клинические симптомокомплексы, которые могут поспособствовать выявлению этой патологии.

Для диагностирования детского проявления синдрома Аспергера важно наблюдать за движениями. При такого рода расстройствах в движениях имеется стереотипность в играх ребенка. Он однообразно взмахивает руками, возможно, вращается всем телом. Эти движения отличаются от тиков своей добровольностью, большой ритмичностью и меньшим темпом.

Еще с детского возраста можно заметить некоторые нарушения речи, они обычно несерьезны, поскольку малыш совершенно функционален и сохранен. Также присутсвует некоторая безэмоциональность, обычно совершенное равнодушие к реагированию окружения на них. Их разговор больше похож на общение с собой, и неопытному человеку будет сложно уловить суть беседы.

Нередко лексикон у таких детей необычайно изощрён. Они используют заумные выражения, но при всей этой вычурности, они имеют сложности с интерпретированием выражений, особенно фигуральных. Трудности в понимание переходят просто в буквальное понимание всего. И тогда каждое сказанное выражение воспринимается ребенком буквально. Тяжелыми речевыми оборотами для детей с синдромом Аспергера является сарказм, ирония, юмористические обороты. Примеры буквального понимания замечались за такими детьми, когда другие дети шутили, то детей с Аспергером это пугало и настораживало. Нередко они бежали домой из-за испуга.

Характерно, что у детей с синдромом Аспергера немного отстают моторные навыки, у них могут сложности с выполнением такого рода заданий, а также с открыванием коробок и различных шкатулок. Кроме этого такому ребенку может быть трудно засыпать.

Синдром Аспергера у взрослых

Данное расстройство создает для человека совершенно отличный мир, в котором есть лишь его мировоззрения. Естественно таким индивидуумам практически нереально адаптироваться, работать и создать семью. Они становятся гениальными личностями в определенной узкой нише, но как «социальные существа» остаются довольно несчастными. Взрослые с таким синдромом совершенно неадекватно воспринимают обороты речи, разные фразы, обусловленные для веселья. Они не способны разделить с кем-то юморную историю, так как для них юмор не является приятным явлением.

Также у взрослых имеются нарушения речи, которые распространяются не только на разговорные особенности, но и на понимание. Характерно, что расстройство нарушает восприятие речи на слух, немного затрудняя его. Взрослые люди с синдромом Аспергера нередко применяют метафоры, но понятны они только им самим. Людям с этим синдромом присуща педантичность и немалая холодность, формальность в речи и восприятии также становится довольно заметной для окружения. Самым заметным симптомом являются странности в интонации и громкости произношения, поэтому нередко создается ощущение разговора с роботом. Зачастую у них есть интересный акцент, речь может быть прерывиста, со странной высотой и тембром. Для таких индивидуумов возможно присуща эхолалия, то есть повторение фраз либо своих, либо за кем-то.

Для диагностики патологии речи при синдроме Аспергера учитывается три аспекта: некачественная прасодия, то есть нарушение интонации и тона, уклончивость при поддержании темы, нарушенная и патологическая обстоятельность. Также присутствует многословие, которое обычно обстоятельно вращается вокруг темы (постоянно повторяющейся). Речь у может быть несколько некогерентной.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых описываются нарушением перцепции, то есть механизмов восприятия внешних раздражителей, проблемами с моторными навыками, эмоциональными факторами и сном. Восприятия посредством визуального и аудиального каналов может сильно варьировать зависимо от информации, доносящейся к индивидууму. Восприятие у таких людей направлено на мелкие детали. Также таким людям довольно сложно адаптироваться и у них снижены возможности реакции привыкания.

Координация движений у больных несколько нарушена, нередко наблюдается плохой почерк, они довольно неуклюжи. В целом синхронность движений и двигательная активность – это сложное испытание для людей с синдромом Аспергера. Нередко бывают и более серьезные трудности, поэтому иногда им даже запрещено водить автомобиль. Обычно присутствуют проблемы двигательно-зрительной интеграции, нередко со сложностями проприоцепции. Естественно, вся эта симптоматика связана с расстройствами между синхронизацией определенных частей мозга. Сложности со сном у взрослых значительно сказываются на их самочувствии, проблема распространяется и на засыпание и на пробуждение.

Лечение синдрома Аспергера

Наиболее приоритетными в плане лечения этого синдрома являются психологические методики, основанные на адаптировании ребенка к изменяющейся среде. Важно в первую очередь родителям понять отличия их ребенка и принять их. Такие дети не понимают и интуитивно не сближаются с другими детьми, что еще больше их пугает и травмирует. Это состояние пугает ребенка и он использует патологические психические защиты чтобы почувствовать, что он в безопасности. Но они еще больше отдаляют его от социума. Некоторые дети при таких обстоятельствах аутизируются, другие проявляют , а многие просто уходят в мир воображений, создавая свой своеобразный круг общения.

При психотерапевтической работе важно обозначить их особенности и показать, что помимо каких-то трудностей, есть и полезные умения. Уже разработаны этапы социального формирования у таких людей, при этом учтены также сложности, возникающие при работе. Именно поэтому зависимо от возраста ребенка подбирается отдельная методика работы с ним.

Для дошкольного возраста роль друга сначала выполняет родитель, подстраиваясь под темп ребенка и обучая его контактировать с окружением. После того, как ребенок будет достаточно адаптирован, он может приступать к взаимодействию и общению с другим ребенком, который близок ему по общению. Для младшего школьного возраста разработаны социальные истории, читая которые ребенок может обучиться типичным поведенческим аспектам и в последующем использовать их в реальном общении.

Детям в средней школе при верном сопровождении общаться уже легче, но для них все равно нужна постоянная поддержка и сопровождение взрослых. Отличным методом поддержки и продолжения обучения эмоциональности может стать курс актерского мастерства, такие бывают во многих школах (своего рода драматический кружок). Там ребенок будет обучаться эмоциям, отыгрывая их, как актер.

В юношеском возрасте человеку можно предложить чтение книг о самопомощи, написанных такими же подростками с синдромом Аспергера. Для особо застенчивых подойдут интернет знакомства, они отточат навыки социального общения и позволят почувствовать драйв от общения, при этом сохраняя безопасность. Важно давать ребенку обратную положительную связь, которая позволить отождествить себя с миром. Также имеет смысл пройти курс у логопеда, чтобы наладить речевые проблемы.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучит таких индивидуумов обращаться с эмоциональными расстройствами. Она постепенно научит, как понимать и принимать эмоциональные переживания, не разрушая себя и не погружая в них окружающих. Для таких индивидуумов довольно целительным является общение с животными (иппотерапия, дельфинотерапия). Можно завести дома какого-нибудь зверька, какого позволяют возможности, и доверить ребенку уход за ним для формирования социальной ответственности. Можно также поддерживать специальные необычные интересы и даже сделать это его плюсом, давая ему чувство уверенности. В случае накладки психиатрических диагнозов применяется индивидуальный медикаментозный подход.

Тест

Особенности синдрома Аспергера диагностируются с помощью различных методик. Важно верно диагностировать данное расстройство, применяя весь спектр современных подходов.

Моторные нарушения диагностируются посредством последовательной тандемной походки, а также некоторой шаткости в позе Ромберга. Кроме этого имеются классические диагностические критерии, которые учитывают все сферы индивидуального развития. Речевые нарушения диагностируются у логопеда, а лучший способ выявления проблем с общением – это обращение к психологу.

Имеется много тестовых методик, направленных на выявление расстройств с проявлениями аутического спектра, но все они сложно дифференцируют именно синдром Аспергера. У взрослых с этим синдромом согласно тестированию имеется нелюбовь к художественной литературе, причем это не связано со скудностью интеллекта. Это скорее связано с их более высоким научным интересом к литературе нехудожественной; некоторые связывают это со сложностью понимать эмоциональные переживания персонажей и художественные обороты.

При моторных тестах можно обнаружить, что люди с синдромом Аспергера с трудом совершают моторные движения, требующие последовательных действий, также у них бывают минимальные изменения в плане и апраксии.

Есть специальные эмоциональные тесты, которые направлены на тестирование распознавания эмоциональных состояний и таким индивидуумам они даются довольно плохо. У таких людей повышен уровень тревожности по всем показателям, а также имеются нарушения сна, которые также можно выявить объективными методиками.

Впервые определить наличие расстройства обычно можно к трем годам, поэтому крайне важно вовремя посещать медосмотры. Чаще всего распознать признаки расстройства возможно при медосмотре и после этого стоит применить скрининговые методики для определения синдрома Аспергера. К таким скрининговым опросникам относят: Аспергер синдром диагностическая шкала, АССКУ, детский тест на синдром Аспергера, Джильям Аспергер синдром тест, КАДИ. Тест подбирается адаптировано, зависимо от того, кто диагностируется — подросток или другой возраст, называется: «тест на аутистический спектр».

Аспергер немного иначе диагностировал расстройство и называл его аутистической психопатией, только позже эта патология была популяризирована его последователями, когда была опубликована книга с историями таких детей. Этот синдром включили в диагностический перечень не очень рано, это связано с сложностями диф. диагностирования данного заболевания.

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Аспергера благоприятен в случае своевременного проведения описанной выше терапии. Тогда больные смогут и социально адаптироваться и найти оптимальные для себя условия труда. В условиях социально -психологической поддержки, эти индивидуумы способны найти себе пару, они могут обращаться в группы поддержки для пар, где у кого-то одного есть синдром Аспергера. Естественно, жизнь с таким человеком — это «особенная робота».

Для детей, которых верно адаптировали родители и сопровождали в процессе их развития значительной поддержкой, также возможна успешная социальная адаптация. Но при неблагоприятных условиях жизнь человека с таким расстройствам достаточно печальна. Он все большое аутизируется, испытывая значительные трудности с общением и не способен ни адаптироваться, ни жить самостоятельно, ни найти пару. Адаптация таких больных проходит довольно сложно, особенно при наличии сопутствующих эмоциональных расстройств.

Учитывая гениальность таких людей в узких сферах, при их верной направленности возможно взрастить настоящего гения. Считается, что индивидами с подобными симптомами были Моцарт и Эйнштейн.

Профилактика синдрома Аспергера – это избегание тератогенов, которые в очень раннем возрасте могут неблагоприятно повлиять на плод, приводя нейрональные связи в нарушенный строй. Также важно снятие стресса у родителей, поскольку они индуцируют им ребенка. Семейное благополучие для поддержания климатического здоровья просто необходимо для поддержания здоровья детей.