Заболевания органов дыхания приемы оказания первой помощи. Неотложная терапия при заболеваниях органов дыхания

Доврачебная помощь при ушибах грудной клетки заключается в следующем; необходимо создать полный покой, полусидячее положение пострадавшему, при резкой боли во время дыхания следует наложить круговую повязку бинтом на выдохе или полотенцем, простыней хорошо стянуть ребра (чтобы повязка не сползла вниз, перед ее наложением надо через плечо повесить кусок бита, концы которого потом завязать на втором плече) и вызвать врача.

Не исключено развитие пневмоторакса . При открытом пневмотораксе накладывается герметичная повязка;1 необходимо вызвать врача.

2.5. Оказание первой помощи при несчастных случаях на воде

Извлечение из воды. Основное правило при спасении то­нущего - действовать обдуманно, спокойно и осторожно.

Если услышан призыв тонущего о спасении, надо ему обязательно ответить, что его положение замечено, и помощь будет оказана. Это обод­ряет и придает силы тонущему.

Если возможно, то нужно подать тонущему или уставшему при плавании человеку шест или конец одежды, с помощью которых при­тянуть его к берегу, лодке, или же бросить ему подручный плавающий предмет, специальную спасательную принадлежность. Бросать спаса­тельный предмет следует так, чтобы не ударить спасаемого. Если этихпредметов нет или применение их не обеспечивает спасение тонущего, необходимо плыть к нему на помощь.

Оказывающий помощь должен сам не только хорошо плавать и ны­рять, но и знать приемы транспортировки пострадавшего, уметь освобо­ждаться от его захватов.

При массовых несчастных случаях нужно стараться помочь каждо­му тонущему в отдельности. Спасать вплавь одновременно нескольких человек невозможно.

Если нужно срочно прыгнуть в воду для оказания помощи, то сле­дует снять одежду и обувь. Нельзя нырять в воду вниз головой в мес­тах, где неизвестны состояние дна водоема и глубина. Место для прыж­ка в воду следует выбрать так, чтобы, используя силу течения, скорее приплыть к месту происшествия.

При низкой температуре воды или от переутомления у плывущего могут начаться судороги в икроножных, бедренных мышцах или мыш­цах пальцев. При судорогах в икроножных мышцах рекомендуется, плы­вя на спине, вытянуть ногу, которую свела судорога, и потянуть на се­бя ее пальцы. При судороге мышц бедра помогает сильное сгибание но­ги в колене, причем следует прижимать ступню руками к тыльной сто­роне бедра. При судороге мышц пальцев руки нужно сжать руку в ку­лак и, вытянув ее из воды, сильно встряхнуть.

Помощь уставшему при плавании человеку можно оказать следую­щим образом. Оказывающий помощь должен подставить свои плечи подкисти вытянутых рук уставшего человека и транспортировать его, плы­вя стилем «брасс». Хорошо, если уставший человек сможетгрести ногами в такт движениям оказывающего помощь. Нужно следить, чтобы руки уставшего не соскользнули с плеч оказывающего помощь.

Помощь тонущему необходимо оказывать сзади, защищаясь от его захватов. Отчаяние и смертельный страх часто придают тонущему ог­ромные силы, и захват может угрожать жизни оказывающего помощь.

Если тонущий все же схватил оказывающего помощь, то нужно сделать вдох и погрузиться под воду. Тогда тонущий, стараясь остать­ся у поверхности воды, отпустит спасающего его человека.

Для освобождения от захватов тонущего есть еще несколько прие­мов: если тонущий схватил оказывающего помощь за туловище или за шею спереди, нужно, одной рукой удерживая его за поясницу, ладонью другой руки упереться в подбородок тонущего, зажав пальцами ему нос, и сильно толкнуть в подбородок. В крайнем случае оказывающему помощь нужно упереться коленом в низ живота тонущего и с силой от­толкнуться от него (рис.2.8); если тонущий схватил оказывающего помощь за шею сзади, нужноодной рукой захватить кисть руки тонущего, а другой подтолкнуть ло­коть этой же руки, затем резко перебросить руку тонущего толчком че­рез свою голову и, не освобождая руки, повернуть его к себе спиной и буксировать к берегу (рис.2.12);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за кисти рук, нужно сжать их в кулаки и сделать сильный рывок наружу, одновременно, подтянув ноги к животу, упереться в грудь тонущего и оттолкнуться от него (рис.2.10);

Если тонущий схватил оказывающего помощь за ноги, то для ос­вобождения нужно одной рукой прижать его голову к себе, а другой захватить его подбородок и повернуть от себя (рис.2.11). Если тонущий скрылся под водой, следует нырнуть за ним. Не най­дя его сразу, нужно сделать несколько параллельных ныряний.

Если подплыть к тонущему сзади не удается, лучше всего в несколь­ких метрах от него нырнуть и, подплыв сбоку, одной рукой оттолкнуть его колено, а другой захватить другую ногу, рывком повернуть его спи­ной к себе и буксировать к берегу (рис. 2.9).

Если пострадавший лежит на дне водоема лицом вверх, оказыва­ющий помощь должен нырнуть и подплыть к нему со стороны головы, а если он лежит лицом вниз - подплыть к нему со стороны ног. И в том, и в другом случае оказывающий помощь должен взять пострадавшего подмышки, приподнять, затем сильно оттолкнуться ногами от грунта, всплыть с тонущим на поверхность и буксировать к берегу.

Буксировать тонущего можно несколькими способами:

за голову (рис. 2.12). Для этого оказывающий помощь должен пере­вести тонущего в положение на спину, поддерживая его в таком поло­жении, обхватить его лицо ладонями (большими пальцами за щеки, а мизинцами под нижнюю челюсть, закрывая уши ладонями) и, держа над водой, транспортировать его к берегу. Плыть нужно на спине;

за руки (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен подплыть сзади, стянуть локти тонущего назад за спину и, прижимая его к себе, плыть к берегу вольным стилем;

Рис.2.8. Освобождение от захвата спереди

Рис.2.9. Освобождение от захвата за ноги

Рис. 2.11.Освобождение от захвата сзади

Рис.2.10. Освобождение от захва­та за кисти рук

Рис. 2.13. Буксировка тонущего

а)«под руку» через грудь;

б) под спину

Рис. 2.12. Поворот тонущего

к себе спиной

Буксировка тонущего за голову

под руку (рис. 2.13). Для этого оказывающий помощь должен под­плыть к тонущему сзади, быстро подсунуть свою правую (левую) ру­ку под его правую (левую) руку, взять тонущего за другую руку выше локтя, прижать его к себе и плыть к берегу на боку.

Для буксировки человека, находящегося без сознания, оказываю­щий помощь должен плыть на боку и тянуть пострадавшего за волосы или воротник одежды. При всех способах буксировки тонущего необходимо, чтобы его нос и рот находились над поверхностью воды.

Спасение тонущего с помощью лодки. Отправляясь на лодке спасать утопающего без специальных спасательных принадлежностей, следует захватить с собой шест, палку и т. п., чтобы подать тонущему, если он не потерял сознание. Если в лодке находится только один человек, ему лучше не прыгать в воду, иначе неуправляемую лодку легко может отнести. Лодку нужно подводить к тонущему кормой или носом, но не бортом. Брать тонущего в лодку следует всегда с кормы или носа, так как при втаскивании через борт лодка может опрокинуться. Если второй человек, оказывающий помощь, может удержать тонущего в воде с кормы, то его можно не брать в лодку.

У большинства тонущих вода попадает в легкие и быстро всасывается в кровь; кожа у них синеет, вены набухают, изо рта и носа выделяется пена, иногда окрашенная кровью. Через 3-5 мин после утопление в организме возникают необратимые изменения. Поэтому из желудка и легких надо быстро удалить воду, очистить рот от тины и пены. Для этого пострадавшего кладут на согнутое колено спасающего так, чтобы грудь свеши­валась, и слегка нажимают на спину между лопатками. После этого его кладут на спину и делают искусственное дыхание в сочетании с массажем сердца (если нет пульса).

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь пострадавшим с поражением органов дыхания. Эти знания помогут сохранить жизнь окружающим Вас людям.

Тема: Дыхательная система

Урок: Первая помощь при поражениях органов дыхания

При неосторожном поведении мелкие предметы могут попасть в дыхательные пути, что может вызвать затрудненное дыхание. Поэтому необходимо уметь оказывать первую помощь в таких ситуациях.

При попадании посторонних предметов в нос необходимо закрыть 1 ноздрю и попытаться с силой выдуть попавший предмет. Если это сделать не удается, необходимо доставить пострадавшего в травмпункт.

Рис. 1. Действия при попадании предмета в нос

Попадание посторонних частиц в гортань сопровождается сильным кашлем. Благодаря этому происходит самопроизвольное удаление этих частиц из гортани.

Рис. 2.

Если кашель не помогает необходимо сильно ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтоб голова оказалась как можно ниже. Если это не помогает, необходимо вызывать скорую помощь.

Иногда происходят обвалы и другие несчастные случаи, которые вызывают травмы прекращающие поступление воздуха в легкие. Если мозг в течение 2-3 минут не получает достаточного количества кислорода, он умирает.

В результате несчастного случая человек может потерять сознание. У него прекращается сердцебиение и дыхание. И если в течение 5-7 минут восстановить его нормальное дыхание и пульс, человек будет жить. Для этого необходимо провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Сначала больного надо положить на спину, на твердую поверхность. Запрокинуть его голову, расстегнуть одежду и обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдыхать воздух 16 раз/мин.

При оказании первой помощи утопающему в первую очередь нужно освободить его ротовую полость от ила и песка, а легкие от воды. Для этого пострадавшего перекидывают через живот или колено и резкими движениями надавливают на живот или встряхивают его.

Рис. 3. Первая помощь утопающему

Если сердце не бьется, то искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца. Для этого ритмически надавливают на грудину 60 раз/мин. Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс. Его появление - первый признак возобновления работы сердца.

Рис. 4.

Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в себя и начинает дышать самостоятельно.

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 153, задания и вопрос 3,4,5,9,10.

2. Что необходимо предпринять при попадании постороннего предмета в нос?

3. Каким образом проводят непрямой массаж сердца?

4. Представьте, что Вы вытащили из воды утопающего. Какие будут Ваши дальнейшие действия?

Первая помощь при поражении органов дыхания

Инородные тела в дыхательных путях

Разговоры во время еды, неосторожные игры часто приводят к тому, что посторонние предметы – рыбные кости, фасоль, горох и даже монеты и камешки, с которыми играли дети, – попадают в дыхательные пути: в нос, в гортань, трахею. При попадании такого предмета в нос необходимо зажать вторую ноздрю и попытаться выдуть посторонний предмет. Если это не получается, надо обратиться к врачу, поскольку неумелыми действиями можно загнать постороннее тело еще дальше.

Попадание посторонних тел в гортань происходит при недостаточном закрытии гортани надгортанником . Это сопровождается сильными приступами кашля, благодаря которому происходит удаление посторонних частиц из гортани. Если кашель не помогает, можно несколько раз ударить пострадавшего по спине, предварительно перегнув его через колено так, чтобы голова опустилась как можно ниже. Маленьких детей просто поднимают за ноги. Если это не помогло, надо срочно отвезти пострадавшего в медицинское учреждение.

Первая помощь при утоплении, удушении и заваливании землей

В каждом из этих случаев прекращается поступление наружного воздуха в легкие. Недостаточное поступление кислорода в головной мозг через 2-3 минуты может привести к смерти. Поэтому действовать надо четко и быстро.

После того как тонувшего извлекли из воды, прежде всего надо очистить его рот от грязи, удалить воду из легких и желудка. С этой целью пострадавшего перекидывают через колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или встряхивают. При остановке дыхания и сердечной деятельности не следует дожидаться удаления всей воды из органов дыхания, важнее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.


Удушение может произойти при сдавливании горла, при западании языка. Последнее часто случается при обмороках , когда человек внезапно на короткое время теряет сознание. Поэтому прежде всего надо прислушаться к дыханию. Если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть рот и оттянуть язык вперед или переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт или другие вещества с резким запахом. Это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания.


Шумное затрудненное дыхание бывает также при отеке гортани , кожные покровы и слизистые при этом синеют. В этом случае на наружную поверхность шеи надо наложить холодный компресс, а ноги погрузить в таз с горячей водой. Больного надо как можно скорее доставить в лечебное учреждение.

Особенно тяжелые поражения органов дыхания бывают при завалах землей. При длительном сдавливании скелетных мышц в них накапливаются ядовитые соединения. Когда тело человека освобождают от сдавливания, эти вещества устремляются в кровоток и нарушают функции почек, сердца и печени.

После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить дыхание: очистить рот и нос от грязи и начать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления этих важных процессов можно приступить к осмотру повреждений, наложению жгутов и шин.

При заваливании землей или утоплении важно согреть пострадавшего. Для этого его растирают, закутывают в теплую одежду, дают чай, кофе и другие горячие напитки. Согревать пострадавшего грелками, бутылками с горячей водой нельзя, так как можно вызвать ожоги и нарушить нормальное распределение крови между органами.

Первая помощь при электротравмах

Поражение молнией и электротоком имеет много общего, а потому их объединяют одним понятием – электротравма . При поражении человека техническим электрическим током прежде всего надо обесточить провод. Сделать это не всегда легко: если человек схватился рукой за провод, оторвать его от провода практически невозможно, поскольку его мышцы парализованы. Легче выключить рубильник или просто откинуть провод от пострадавшего, конечно предварительно изолировав себя от действия тока (следует использовать резиновые перчатки и обувь, сухую деревянную палку).

Пострадавшего от молнии обесточивать не надо. К нему можно смело прикасаться. А вот последствия поражения во многом сходны. Они зависят от силы и направления тока, от того, под каким напряжением оказался человек, в каком состоянии находились его кожные покровы, одежда. Влага снижает сопротивление кожи, а потому поражение током оказывается более сильным.

В местах входа и выхода технического тока видны воронкообразные раны, напоминающие ожоговые повреждения. Ток поражает нервную систему, человек теряет сознание, перестает дышать. Сердце работает слабо, и не всегда удается прослушать пульс.

Если электротравма была сравнительно слабой и человек сам вышел из обморока, необходимо осмотреть внешние поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить повторная потеря сознания из-за сердечной недостаточности. В стационар пострадавшего доставляют тепло укрытым. Полезно дать обезболивающее, например анальгин, и соблюдать полный покой. Полезны также сердечные препараты: валерьянка, капли Зеленина.

При тяжелых случаях происходит остановка дыхания. Тогда применяют искусственное дыхание , а при остановке сердца – его непрямой массаж .

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

В результате несчастных случаев (при утоплении, ударе молнии, сильном ожоге, отравлении, ранении) человек может потерять сознание. У него останавливается сердце, прекращается дыхание, наступает клиническая смерть . В отличие от биологической это состояние обратимое. Мероприятия, связанные с выводом человека из клинической смерти, называются реанимацией (букв.: оживление). Биологическая смерть наступает после гибели мозга.

Если в течение 5-7 мин восстановить работу сердца и легких, человек будет жить. Спасти его могут немедленные действия – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца .

В первую очередь больного надо положить на спину на твердую поверхность, голову запрокинуть. Затем расстегнуть одежду, обнажить грудь. Нос или рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух (16 раз в 1 мин).

При оказании помощи тонувшему нужно предварительно освободить ротовую полость от ила и песка, а легкие и желудок от воды.


Если сердце не бьется, искусственное дыхание сочетают с непрямым массажем сердца – ритмическим надавливанием на грудину (60 раз в 1 мин). Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха. Периодически необходимо проверять пульс.

Появление пульса – первый признак возобновления работы сердца. Искусственное дыхание, массаж сердца иногда приходится делать долго – 20-50 минут. Оказание первой помощи заканчивают, когда пострадавший приходит в сознание и начинает дышать самостоятельно.

Первая помощь при отравлениях окисью углерода
Отравление наступает в результате вдыхания угарного газа, светильного газа, генераторного газа, продуктов горения, дыма в связи с образованием в крови карбоксигемоглобина и нарушением переноса кислорода кровью.

При лёгком отравлении кожа становится ярко-розовая, начинается головокружение. Появляется шум в ушах, общая слабость, тошнота, рвота, слабый пульс, обморок.

При тяжёлых отравлениях наблюдается неподвижность, судороги, нарушение зрения, дыхания и работы сердца, потеря сознания в течение часов и даже суток.

Первая помощь:

  • Вынести пострадавшего на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение.
  • Освободить его от одежды, стесняющей дыхание, создать покой, дать ему понюхать ватку с нашатырным спиртом.
  • Если прекратилось дыхание, нужно провести искусственное дыхание. При остановке сердца немедленно начать непрямой массаж сердца на месте происшествия.

При попадании инородных тел в дыхательные пути все усилия оказывающего помощь направляются на то, чтобы оно было вытолкнуто струей воздуха. Пытаться извлечь застрявший в носу или гортани предмет нельзя, так как можно затолкнуть его еще глубже.

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором – приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца.

Разделы: Биология

Цель урока: познакомить учащихся с гигиеной воздушной среды;, возможными нарушениями дыхания; разъяснить необходимость проветривания жилых и учебных помещений; выяснить приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию.

Оборудование: таблица «Оказание первой помощи при остановки дыхания», «Вред курения», Фильм «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Гигиена дыхания».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний:

Проверочный тест.

  1. Ппри вдохе воздух из гортани попадает:
    А-в бронхи,
    Б-в носоглотку,
    В-в трахею,
    Г-в ротовую полость.
  2. Голосовые связки расположены в:
    А-гортани
    Б-носоглотке,
    В-трахее,
    Г-бронхах.
  3. В каком органе воздух согревается и очищается от пыли и микробов?
    А-в легких,
    Б-в носовой полости,
    В-трахеях,
    Г-бронхах.
  4. Какова функция надгортанника в организме?
    А-участвует в образовании голоса,
    Б-не пропускает пищу в гортань,
    В-защищает органы дыхания от микробов,
    Г-защищает органы пищеварения от микробов и вирусов.
  5. Как регулируются дыхательные движения?
    А-только нервным путем,
    Б-только гуморальным путем,
    В-никак не регулируется,
    Г-нервным и гуморальным путем.
  6. В легких кровь насыщается:
    А-кислородом,
    Б-углекислым газом,
    В-азотом инертными газами.
  7. Куда попадает воздух из носовой полости при вдохе?
    А-в трахею
    Б-в легкие
    В-в бронхи,
    Г-в гортань.
  8. Частота дыхания регулируется дыхательным центром, Возбуждение в нем усиливается,
    А-при увеличении в крови концентрации кислорода,
    Б-при уменьшении в крови концентрации кислорода,
    В-при увеличении в крови концентрации углекислого газа,
    Г-при уменьшении в крови концентрации углекислого газа
  9. Газообмен совершается в:
    А-легочных альвеолах,
    Б-носовой и ротовой полостях,
    В-гортани и трахее,
    Г-бронхах.
  10. Тканевым дыханием называют газообмен между:
    А-Наружным воздухом и воздухом альвеол,
    Б-кровью и клетками тела,
    В-капиллярными сосудами крови и воздухом альвеол,
    Г-эритроцитами и плазмой крови в легочных капиллярах,
  11. Трахея имеет хрящевые полукольца, а не кольца чтобы:
    А-не спадаться при вдохе и не препятствовать прохождению пищи по пищеводу,
    Б-не спадаться при вдохе,
    В-защищать трахею спереди,
    Г-соединяться с гортанью и бронхами,
  12. Легкие с наружи покрыты:
    А-легочной плеврой,
    Б-сердечной сумкой,
    В-кожей
    Г-пристеночной плеврой,
  13. Жизненная емкость легких –это объём воздуха который:
    А-находится в легких,
    Б-мы вдыхаем после спокойного вдоха,
    В-остается в легких после глубокого вдоха,
    Г-можно выдохнуть после глубокого вдоха.
  14. У кого голосовые связки длиннее и толще:
    А- у детей,
    Б-у детей и женщин,
    В-у мужчин,
    Г-у женщин.
  15. Чихание происходит при раздражении стенок:
    А-трахеи,
    Б-бронхов,
    В-гортани,
    Г-носовой полости,
  16. Дыхательный центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, находится в:
    А-в промежуточном мозге,
    Б-в спинном мозге,
    В-в продолговатом мозге,
    Г-в среднем мозге,

Изучение новой темы «Это нам нужно как воздух»

Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух,пастбищем жизни,.Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь некоторые могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. Экспериментальным путем было установлено, что для дыхания одного человека в течении одного часа в герметически закрытом помещении требуется не менее 2м воздуха. Еще в древности люди говорили о трех воротах смерти.Они имели в виду прекращение кровообращения, дыхания и угасания сознания. Но организм погибнет не сразу. Наукой установлено, что смерть это процесс, который не наступает мгновенно. Даже при скоропостижной смерти клетки и ткани организма не погибают одновременно. Одни умирают быстро другие медленнее. Раньше всех прекращает работу кора больших полушарий головного мозга. Предельный срок 5-6минут.Затем наступают необратимые изменения, и если даже удастся оживить человека, он не может быть работоспособным и полноценным. Этот процесс при остановке дыхания и кровообращения называют клинической смертью. В это время не работает сердце, дыхание отсутствует, но органы еще не умерли, После 5-6минут клинической смерти наступает биологическая смерть – полный распад клеток и тканей.

Очень важно оказать пострадавшему первую помощь при остановке дыхания.

Показ фильма «Оказание первой помощи при остановке дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания» /по ходу сообщения учащихся/.

К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день, так как на здоровье влияют: образ жизни, условия труда и проживание, привычки и поведение/45-53%/.

Слайд №6 (приложение) «Вентиляция-замещение загрязненного воздуха более чистым»

Углекислота-мощный фактор регуляции функций дыхания и кровообращения. Повышает артериальное давление, вызывает головную боль, дискомфорт, утомляемость.

При повышенном содержании Со, приводит к кислородной недостаточности-Гипоксии.

Метан, аммиак, альдегид, кетоны, поступают из легких в воздух, а также с поверхности кожи с испарением пота.

Аммиак вызывает отравление.

Помещение, в котором мы живем, работаем, отдыхаем надо тщательно и систематически проветривать.

Слайд №7 (приложение) «Курение и органы дыхания»

Жесткому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. При анализе табачного дыма химики установили 91 органическое вещество,9000и 1200 твердых и газообразных соединений.

Слайд №8 (приложение) «Схема состава табачного дыма»

Никотин вызывает отравление организма.

Табачный кашель, содержание дегтя в легких.

Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком легких, туберкулезом и астмой. Некурящий человек, сберегает не только собственное здоровье,но и здоровье окружающих людей.

Выявлено, что через 8 ч после последней из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5лет вероятность инсульта уравнивается с таковой для некурящих, через10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается вероятность инфаркта.

Заключение.

Слайд №9 (приложение) «Общие выводы урока»

Дыхание должно быть правильным.

Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух.

Курение вредно для органов дыхания.

К инфекционным заболеваниям относят грипп,орви,дифтерию, туберкулез.

К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:

  • Борьба с пылью,
  • Влажная уборка,
  • Проветривание помещений.

При оказании первой помощи нужно:

  • Обеспечить подачу кислорода в легкие,
  • Знать приемы искусственного дыхания,
  • Сообщить 03.

Домашнее задание: параграф №28 /учебник Биология А.С. Батуев/

Литература :

  1. БатуевА.С. Биология:словарь-справочник к учебнику, 2002.
  2. Медицинский справочник «Спасение 03 или первая помощь при несчастных случаях» 1995 изд. «Герион, Санкт-петербург»

Тема урока: Первая помощь при поражении органов дыхания

Цель урока: познакомить учащихся с возможными нарушениями дыхания; разъяснить приемы первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию, последовательность действий при методах реанимации и условия его применения.

Оборудование: мультимедийный проектор, куклы для оказания первой помощи, листы контроля.

Тип урока: урок практического применения знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент (1мин)

II. Актуализация опорных знаний (10 мин)

Опрос.

1. Грипп 2. Бронхит 3. Бронхиальная астма 4. ОРЗ 5. Туберкулез 6. Рак легких

III. Изучение нового материала (15 мин)

1. Тема урока слайд 1

2. Цели урока слайд 2

Как вы думаете, что может привести к нарушению дыхания? Ответы учащихся

3. Причины нарушения дыхания слайд 3

4. ПМП

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха слайд 4,5

слайд 6,7,8,9

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких слайд 10

Нужно помнить! Слайд 11

  • Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании.
  • Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

III. Практическая работа (10 мин)

Работа в группах. слайд 12

Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Карточка №1.

У Пети перестал работать светильник, он решил его самостоятельно починить. При этом забыл отключить светильник из розетки. Он вывернул лампочку и стал осматривать провода, дотронулся до провода. Петя потерял сознание. Пульс еле прощупывался.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Карточка №2.

Маленькая Оля играла с конструктором. Вдруг внезапно девочка стала задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка №3.

Друг Олег ел вишни при этом, он рассказывал анекдот и хохотал. Внезапно он стал задыхаться.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 4

Подростки пошли купаться на речку. Вдруг Вася исчез под водой. Его вытащили на берег, он был без признаков жизни.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

Карточка № 5

Во время грозы в люду попала молния. Девочка упала без чувств.

Что произошло?

Каковы ваши действия?

Какие выводы и советы можно сделать из анализа этой ситуации?

IV. Самоанализ работы в группах. (5 мин)

Выставление оценок.

Закрепление. (3 мин)

Рефлексия. что полезного сегодня на уроке получили?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание (1 мин): Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая помощь при поражении органов дыхания

Изучить приемы оказания первой помощи при поражении дыхания Выяснить причины нарушения проходимости дыхательных путей; Выяснить значение и приемы оказания первой доврачебной неотложной помощи; Познакомиться с техниками наружного массажа сердца и искусственного дыхания Цель урока: Задачи урока:

Причины нарушения дыхания Язык (в бессознательном состоянии) Инородное тело - наиболее частая причина закупорки дыхательных путей у детей Травма - нарушение анатомии, кровь и тд. Отек гортани (сжатие голосовых связок) при термическом или химическом ожоге, удушье Инфекция - пленки при дифтерии, гнойники Злокачественные новообразования гортани (опухоли)

Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом Геймлиха Признаки: Пострадавший задыхается (судорожные дыхательные движения), не способен говорить, внезапно становится синюшным, может потерять сознание. Положи младенца на предплечье левой руки, ладонью правой руки хлопни 2-3 раза между лопатками. Переверни младенца вниз головой и подними его за ноги.

Обхвати пострадавшего сзади руками и сцепи их в "замок" чуть выше его пупка, под реберной дугой. С силой резко надави - сложенными в "замок" кистями - в надчревную область. Повтори серию надавливаний 3 раза. Беременным женщинам сдавливать нижние отделы грудной клетки. Если пострадавший без сознания, сядь сверху на бедра, обеими ладонями резко надави на реберные дуги. Повтори серию надавливаний 3 раза.

Последовательность проведения искусственной вентиляции легких Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы. Запрокинь голову пострадавшего.(Приподними подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника.) Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника! Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа "рот-устройство-рот", герметизируй полость рта, произведи два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе.

Правила проведения закрытого (непрямого) массажа сердца Определи место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке. Определи точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси. Положи основание ладони на точку компрессии. Компрессии проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Компрессии выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела.

Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см, 100-110 надавливаний в 1 минуту. - детям грудного возраста массаж производят ладонными поверхностями второго и третьего пальцев; - подросткам - ладонью одной руки; - у взрослых упор делается на основании ладоней, большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Пальцы приподняты и не касаются грудной клетки

Чередуй два "вдоха" искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с 15 надавливаниями, независимо от количества человек, проводящих реанимацию. Контролируй пульс на сонной артерии, реакцию зрачков на свет (определение эффективности реанимационных мероприятий). Проводить закрытый массаж сердца нужно только на твердой поверхности!

первая помощь при поражении электрическим током Обеспечь свою безопасность. Надень сухие перчатки (резиновые, шерстяные, кожаные и т.п.), резиновые сапоги. По возможности отключи источник тока. При подходе к пострадавшему по земле иди мелкими, не более 10 см, шагами. Сбрось с пострадавшего провод сухим токонепроводящим предметом (палка, пластик). Оттащи пострадавшего за одежду не менее чем на 10 метров от места касания проводом земли или от оборудования, находящегося под напряжением. Определи наличие пульса на сонной артерии, реакции зрачков на свет, самостоятельного дыхания. При отсутствии признаков жизни проведи сердечно-легочную реанимацию. Если пострадавший пришел в сознание, укрой и согрей его. Следи за его состоянием до прибытия медицинского персонала, может наступить повторная остановка сердца

Нужно помнить! Искусственную вентиляцию легких проводят при затрудненном дыхании или при отсутствии дыхания. Непрямой массаж сердца проводят, если не прощупывается пульс.

Работа в группах. Определите по карточке тип поражения дыхания. Окажите первую помощь пострадавшему.

Повторить параграфы 23-28, подготовиться к контрольной работе Домашнее задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Материал сайта http://www.rg.ru/2010/12/25/pomosh.html