Жилище скифов. Великая Скифия! Свидетельства генетической общности

7 471

Русские наследники скифской империи

Мы знаем из истории, что вся почти северо-восточная часть Европы, часть Азии между Аральским и Каспийским морями, от 45 до 55 градусов северной широты, большая часть Малой Азии заняты были некогда народом, игравшим великую роль во всемирной истории. Действия этого народа далеко простирались на юг, север и запад. Греки называли этот народ Скифами и делили его на несколько племён (Геродот).

Так называли греки народ, которого они не знали. Сведения их о нём основывались только на показаниях караванных путешественников и торговцев. Что “Скифы” не есть родовое имя этого народа, в том сознаётся и сам Геродот; он говорит: Скифы сами себя называли сколотами.

Греки, по сделанной однажды привычке называть народ произвольно придуманным ими именем - Скифами, продолжали употреблять это название и тогда, когда уже он им известен был сперва под прозвищем сарматов, а потом под другим, грозным для Византии именем Руссов, державших греческих императоров в постоянном страхе и неоднократно приводивших их в трепет.

Анна Комнена, Киннам и Константин Багрянородный называют их ещё Скифами, когда уже все прочие истории именуют Руссами.

Предание говорит нам, что Скифы имели также свою баснословную историю, которую историки передают трояко, согласно тому, как они слышали её из разных источников.

1) Геродот пишет, что, по преданию Скифов, первый человек, пришедший в их страну, по имени Таргитай, был сын Зевса и Днепровской девы (русалки?), дочери Днепра.

2) Диодор рассказывает, вследствие другого скифского мифа, что первый скиф был сын Зевса и родившейся от земли (апии) девы, названной Эхидною.

3) Понтийские греки говорят, что будто Геркулес, пришед в эту страну, прижил с девою-змеею, по имени Эхидною, трех сыновей: Агатирса, Гелона и Скифа, из которых последний приял, по воле богов, это царство, а прочие поселились подалее, на запад от него.

Мы впоследствии докажем, что размещение этих мнимых трех братьев, по протяжению от востока к западу, взято с натуры понтийскими греками. А теперь рассмотрим, какое пространство занимала Скифия, и какие племена в ней сидели.

В истории мы видим два огромных царства Скифов, ещё с приселками или выселками их, занимавшие значительную часть Азии и почти половину Европы. По показанию Геродота, часть этих Скифов сама себя называла сколотами; персы называли их саками. Плиний говорит, что их же называли и хазарами; Эратостен (+196) утверждает, что Скифами прозвали их понтийские греки, а по древней географии страна и народ Рось, расположенные по Араксу, названы были Скифами от других народов.

Геродотова Скифия занимала 16 000 000 квадратных стадий, или 640 000 квадратных вёрст. Она занимала всю южную часть Птолемаевой Сарматии, которой описание показано ниже. На север она доходила только до истока Дона, но на запад она заходила за пределы Сарматии, а именно до Фракии (позднейшей Мезени), нынешней части Болгарии, и врезываясь в Молдавию и Валахию; на восток границею её было Азовское море, на юг Чёрное море и Крым; север же не показан, упомянуто только, что за Скифами сидят Меланхлены.

Народы её, калипиды и алазане, ведущие скифскую жизнь, признаны всеми позднейшими историками за алан; около них, по его сказанию, сидят земледельческие Скифы; древние кимры, подданные Скифов и алан; другие земледельческие скифы-борисфениты; далее кочующие Скифы; королевские же Скифы живут от Герроса до Тавра. Кроме того Скифы сидели у Аральского моря - это массагеты, между изгибов Яксарта, в битве с которыми пал Кир. А на восток от выселившихся Скифов сидели исседоны (азыданы).

Сведения Геродотовы не простирались на север выше Харьковской губернии по той причине, что он почитал Балтийское море идущим дугою к Каспийскому. На основании этого северо-восточная оконечность Геродотовой Скифии и не смыкается в описании его с северо-западною. Ясно, что он не знал, какие именно племена, Скифские или не Скифские, жили на севере, ибо его описание очевидно не окончено с северной стороны, а то, может быть, что Скифия покрыла бы и всю Сарматию Птолемая.

Плиний также говорит о Великой Скифни, идущей от Дона на восток и север, и о Малой - от Дона к Днепру и далее на запад. При этом он прибавляет: но населено ли все это пространство между Лабою и Доном, и кем населено - то неизвестно.

Страбон то же говорит о большой или азиатской Скифии, находящейся на том же месте, но только имя Скифов он часто смешивает уже с Сарматами.

Древние историки говорят, что междоусобия в скифских степях, при Чёрном море, произвели то, что множество Скифов перешло опять в Азию. Эти Скифы покорили Мидию и владели ею 28 лет; они же покорили Ассирию и доходили до Египта соорудя на пути туда, в Малой Азии, город Скифополь.

Дарий воевал в 480 году до Р. X. со Скифами черноморскими.

У Римлян вся нынешняя Россия и придунайские земли названы были Скифиею. Географ Равенский включает в число скифских владений и Скандинавию. Он помещает Великую Скифию, в которой жили хазары и славяне новгородские, между мурман, финнов, карпов и роксолан - это владения, составляющие одну новгородскую область. Вероятно имя Новгорода “Великий” дало ему повод назвать и полагаемую им тут Скифию Великою.

При Птолемае Тавроскифы жили у Ахиллесова прилива.

В 400 году до Р. X. готы покорили гетов и Скифов при устье Вислы; следовательно и на устье Вислы сидели Скифы.

В трёх верстах от Симферополя находилась в старину скифская крепость Неаполь.

Там, где нынешний Акерман, сидели Скифы под именем тирагетов.

Олоферн, военачальник Навуходоносора, ополчался между Гаваем и скифским городом.

За несколько лет до Р. X. геты фракийские отняли у Скифов земли между Дунаем и Днепром. Стало быть Скифы сидели до самого Дуная.

Мела, называя всё пространство между Лабою и Доном Сарматиею, указывает на находящиеся подле этой Сарматии азиатскую (значит за Доном) и пространную европейскую (значит от Дуная до Днепра) Скифии.

Siginni (сигуны), по древней географии Скифы, выселившиеся из Египта и севшие за Каспием. Но Сигуном называлась нынешняя река Сыр-Дарья (у древних Яксарт), следовательно Скифы и у Аральского моря, и в Египте.

Аорси показаны Сармато-скифским народом на северо-западной стороне Каспийского моря. Это у устья Волги, где сидела, по другим историкам, Рса приволжская.

Арихи - скифское племя, сидевшее между Азовским морем и Кавказом.

Далмация причислялась в старину к Фракии, а вместе с нею к Скифии, следовательно и в Далмации сидели Скифы.

Дамна, город в Азии, жители его Дамняне-Скифы.

Кельты названы Скифами. Адам Бременский называет Винету скифским городом.

Нестор пишет, что греки называли Великою Скифиею полян, древлян, северян, родимичей, вятичей, хорватов, дулебов, оуличей и тиверцов до самого моря.

Из этого мы усматриваем, как широко раскинулись мнимые Скифы по Европе. И Фукидид в 460 году до Р. Х.говорит, что Скифы есть многолюднейшее племя в мире.

Теперь перейдём к Сарматам. Начнём с праотца истории Геродота: он говорит, что Сарматы скифского племени, ибо они говорили скифским языком, но другим наречием, а по этому Геродот и замечает, что они говорили испорченным скифским. Каждое племя считает своё наречие чистым, а прочие, к тому же языку относящиеся, испорченными. Очень естественно, что наречие мидийское могло разниться с наречием придонским, а потому скифский градоначальник, сообщивший Геродоту эти сведения, и сказал ему, что Сарматы говорят испорченным скифским языком.

У Птолемая местами сливается Скифия с Сарматией. Он говорит, что границы европейской Сарматии были: на север - Северный Океан и Веденский залив, на Запад Висла до истока своего, а на юг Сарматские горы, далее Тирас и от него до устья Борисфена (Днепра), оттуда до Перекопского залива, на восток по Меотийскому (Азовскому) заливу до устья Танаиса (Дона) и вверх по этой реке до её истока и до земли неизвестной.

В южной части этого обширного пространства находилась Геродотова Скифия, описанная им в 4 книге, где он даёт первые намёки о стране, дотоле неизвестной грекам.

Из этого явствует, что ни Геродот, ни Птолемай, ни даже позднейшие историки, не знали настоящих границ этих царств на севере; ибо ни у кого из них эти границы не смыкаются, и ни один историк не мог совершенно отделить Скифии от Сарматии, то тут заходит углом Скифия в Сарматию, то там Сарматия, в свою очередь, в Скифию, а в иных случаях они совершенно совпадают в одном месте, и даже у одного и того же писателя.

Но мы ещё более убедимся, что одному и тому же народу дано два имени, если сообразим всё то, что говорят историки о них. Геродот говорит: Сарматы скифский народ, ибо они говорят скифским языком; следовательно, из Мидии переселены были не Мидяне, а Скифы, названные почему-то Сарматами.

Птолемай говорит: Алане скифский народ. Он же говорит, что внутри Сарматии живут алаунские Скифы, они составляют ветвь сильных Сарматов и называются Алаунянами. Некоторые историки говорят, что Aorsi Сармато-Скифский народ и что сербы (Sirbi - С’рбы), народ в азиатской Сарматии, за Волгой, сарматского племени.

Первые Сарматы, или Сарматы Геродота говорили скифским языком. Попытаемся доискаться, какой же это был скифский язык. Историки говорят, что Сарматы, переселённые Скифами, впоследствии избили Скифов и расселились по всему пространству, называвшемуся уже потом их именем - Сарматиею, следовательно все Сарматы продолжали говорить тем же скифским языком, но другим наречием, которое Скифы сами называли испорченным, т. е. не чистым. Посмотрим, какой же это был скифский язык, которым говорили Сарматы. Вон он:

1) Скифы Анны Комненой, Льва Диакона и Киннама говорили русским языком.

2) Тавроскифы Константина Багрянородного говорили русским языком.

3) Велико-Скифы греческих писателей, по Нестору, говорили русским языком.

4) Сарматы (Руссы) Халкокондилы говорили - русским языком.

5) Алане (Росси) в грузинской истории - разумеется, русским.

6) Сарматы Папы Сильвестра II говорили венедским языком,а венедский язык есть наречие славянского.

7) Сарматы (Яциги и Паннонцы) Аммиана Марцелина и блаж. Иоронима говорили славянским языком.

8) Сарматы (Анты), признанные всеми за славян, говорили, разумеется, славянским языком.

9) Сарматы (Сербы) Плиния и Антона говорят и теперь славянским языком.

10) Сарматы (Венеды) Прокопия и Птолемая, как занимавшие одно и то же место с Сарматами Папы Сильвестра, говорили одним с последними языком, следовательно, славянским.

11) Сарматы (славяне) разных историков-славянским.

12) Все вообще Сарматы Апендини - славянским.

13) Алане (Анты) славянским.

14) Алане в северной Франции - славянским.

Следовательно, все приведённые здесь Скифы, Сарматы и Алане говорили если и разными наречиями, то все-таки славянскими. Нет сомнения, что и прочие, не приведённые здесь племена, говорили одним с этим языком, но мы ещё не можем представить наших о том выводов вполне.

Главная черта мифологии этих народов:

По Геродоту Скифы поклонялись мечу, в виде бога войны.

По Клементию Александрийскому, Сарматы поклонялись мечу, в виде бога войны.

По Нестору Руссы поклонялись мечу, в виде бога войны.

По Аммиану Алане поклонялись мечу, в виде бога войны. Вода.

По Гельмольду Славяне поклонялись мечу в виде бога войны, Вода, которому в Ретре построен был особый храм.

Конечно, мы находим у них некоторую разность в прочих кумирах; но когда есть расколы между христиан в одной общей истине, данной нам по откровению Божию, то как не быть им у идолопоклонников, созидавших себе идолов по своему произволению и дававших им имена и приписывавших им действия по своему воображению.

Нужно ли говорить, что и по этому выводу все вышеозначенные народы должны быть одноплеменны?

Прибавим только, что Геродот говорит о Скифах то же, что Тацит о Венедах, Прокопий об Аланах. Аммиан Марцелин описывает Алан как Руссов.

Но попробуем теперь ещё по другим выводам доказать то же самое. Нет сомнения, что в доисторические времена России греки могли иметь только некоторые и то неясные сведения о севере Европы, искажённые разного рода мифами. Это подтверждается неясностью всех византийских сказаний о мнимой Скифии. Так, несомненно, одноглазые аримаспы греков означали никого другого, как кривичей (кривой есть одноглазый). Вероятно, греки воображали, что это племя потому только и зовут кривичами, что они одноглазые и на основании этого мнения снабдили своих аримаспов одним только глазом. Так, их гиперборейцы живут очень долго и потом, наскучив жизнию, кидаются в море. В числе восточных племён скифских мы находим у греков и аридов, имя которых сохранилось только в летописях, а долговечность их в пословице, принадлежащей единственно одному только русскому народу: “живет аридовы веки”, т. е. очень долго. (Есть и в настоящее время географическая местность, дающая повод думать, что там жил народ ариды; это Арад на Каспийском море и другой, Старый Арад при реке Маросе, в Венгрии).

Очень естественно, что такие сведения дошли до греков по путям торговли, проходившим без сомнения в эти и чрез эти страны. Стоит только вспомнить торговлю янтарём при Эридане, несмотря на то, что будет ли это Висла, как некоторые толкуют, или Радун, близ Данцига или, наконец, Rhudon (Рудяная) позднейших историков, т. е. Западная Двина; все эти три реки находятся в пределах европейской Сарматии, называвшейся также и Скифиею, и близки были от янтарных промыслов. Кроме того, уже при Геродоте торговля шла из Ольвии вверх по Днепру, внутрь России, тогдашней Скифии.

Общее имя Скифов за. 150 лет до Р. X. сошло тихо и мирно с лица земли, без тревог народных. После того времени только кой-где мелькает это имя у историков и остановилось на время на одних Руссах.- Куда же девался этот народ, занимавший половину Европы? Как он исчез, или сошёл с своего места, не произведя волнений своим массивным движением? Какие тайные причины могли побудить его к такому движению? Ибо явных причин история не знает.

Соображая всё вышесказанное, мы должны заключить, что народа - Скифов - не бывало. Оно и действительно так; ибо сам Геродот говорит, что народ, прозванный Скифами, сам себя называл сколотами, следовательно, Скифы было только прозвище этого народа.

“Сколоты” - слово русское. В великороссийском наречии сколоты значит хлопоты, сколотин - хлопотун. Впрочем, есть речка Сколотка в Харьковской губернии, Школовка или Шкловка в Могилёвской губернии, Колота в Варшавской губернии, река Колоча в Смоленской, Колокша в Ярославской и Владимирской губерниях, Колоча, славянской городок в Венгрии и местечко Шклов, в Могилёвской губернии.

Какой же это народ - Скифы? К какому племени он принадлежал? Из одного имени “Сколоты” нельзя ещё определить, что это были Руссы, ибо имя “Сколоты” могло принадлежать одному только какому-либо мнимо-скифскому племени, следовательно это не родовое, а только видовое имя Скифов, да Геродот и получил это сведение от одного только скифского племени, с правителем которого лично беседовал, следовательно, и правитель говорил ему только об одном своём племени. Но соберём здесь несколько фактов, объясняющих нам родовое имя скифского народа.

1) Геродот пишет, что Скифы не есть собственное имя народа.

2) Эратостен (+ 196) пишет, что Скифы получили это название от понтийских греков.

3) По древней географии значит, что страна и народ Россы, расположенные по Араксу, прозваны были Скифами от других народов.

4) Свидас и некоторые другие пишут: Скифы или Русь, следовательно, они подтверждают то, что сказано в древней географии.

Из этого явствует, что народа Скифов не было, а что прозваны были этим именем Росси. И, действительно, греки продолжали употреблять для них имя Скифов даже и тогда, когда народ Росси был уже известен в Европе под своим собственным именем:

1) Анна Комнена называет Руссов с 1092 по 1120 год Скифами.

2) Лев Диакон называет их также Скифами.

3) Константин Багрянородный называет их Тавроскифами.

4) Киннам называет Галицких Руссов Тавроскифами. Но Кедрин в то же время уже называет их Руссами.

Хотя Скифами называли греки и многие славянские племена, но первых они прозвали так Россей и последние были Росси, которых они называли, по старой привычке, ещё тем же именем Скифов. С Россей началось название Скифов, ими и кончилось.

Следовательно, Скифы были Руссы.

Лучше поверить этим не многим источникам, нежели верить хаосу, втиснутому в историю компиляторами и, к стыду XIX века, оставшемуся по сие время неприкосновенным, подобно фактическим сказаниям.

Уничтожив имя Скифов в истории, уничтожится и много имён мнимых народов, каковы, например, конюхи и опальные, помещенные у греков под именами Heniochi и Ара1а. Что действительно конюхи, по-видимому, сочтены за особый народ, явствует из следующего: в истории сказано, что Нeniochi есть скифский народ, в Колхиде, между Чёрным морем и Кавказом, которых греки называют также вожаками, т. е. управляющими колесницами Тиндерид. Нeniochos значит у них уздодержатель и вожак колесниц. По нашему мнению, уздодержатель или вожак колесницы есть конюх. Неужели же греки называли конюхов особым народом? А более никакого занятия, ни дела, ни следа этого народа не видно. Этих гениохов следовало бы и прежде Скифов вычеркнуть из истории, несмотря на то, останутся ли они греческими гениохами и вместе с тем уздодержателями, или будут славянскими конюхами. Но вообще должно заметить, что между словами Непiochi и конюхи есть много созвучности, а в занятиях и тех и других совершенно тождество.

Под Ара1а мы подразумеваем опальных, на следующем основании: опальные русские геты, опальные сабины и из разных окрестностей тати основали Рим; опальные мнимые Скифы образовали половцев; опальные Руссы образовали Запорожскую сечь. Очень естественно думать, что греки получили сведение об своих Ара1а от Скифов, а Скифы подразумевали под ними своих опальных. (Вероятно, что половцы вначале не принимали ещё в своё сообщество татар, и потому не могли составить смесного народа, какой они представляли впоследствии, а были чистые Скифы).

Попытаемся теперь разыскать: от чего Скифы могли получить такое название. Из Геродота видно, что Скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Руссов; следовательно в то время они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно, как мы по сие время американских индейцев называем огненными. Первое, замечательное для них, часто повторявшееся у Скифов слово, могло служить тому основанием. Славяне же имели всегдашнее обыкновение называться не родовым, а видовым именем, почему грекам и трудно было затвердить все эти названия. Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово “почёт”, он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит: уступите; или я вам делаю почёт, т. е. уступаю. А как мнимые скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, что древнеобычный привет Русских: чтите, а по другому великорусскому наречию цтите - дал повод римлянам называть их сцитами, а грекам скифами.

Что честь была характеристическою чертою славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Руссов и других племен. Не царственные ли скифы назвались прежде всех славными, а воинственные чтимыми?

На вопрос: куда ж девались Скифы? Мы указываем сперва на историю. История отвечает нам на этот вопрос обычною эпитафиею: со 150 года до Р. X. имя скифов исчезло в истории. Но, каким образом оно исчезло? Истребились ли все Скифы, или переселились куда в Азию? Видно, что этот вопрос кидался и прежде каждому в глаза, а потому возникли толковники: одни говорили, что Сарматы, переселенные на Дон, истребили Скифов, а другие, заметив, что это невозможное дело, объявили, что Скифы выселились.

Рассмотрим оба эти предположения:

  1. Скифы истреблены Сарматами.

Скифы, это, по Фукидиду, многочисленнейшее племя в мире, и притом воинственное, никак не могло быть уничтожено их же, не более как придонскою, колониею; смешно даже и подумать что-нибудь подобное.

Эта колония могла сделать то же, что сделали Сарматы лимиганты; допустим даже, что она могла истребить Скифов придонских, ей соседних; но чтоб она могла сделать невозможное - истребить всех Скифов, на пространстве 16 000 000 квадратных стадий, или 640 000 квадратных вёрст, в том мы не только сомневаемся, но объявляем это мнение ничтожным. Один только недостаток соображения обнаруживается в этом предположении.

  1. Скифы выселились в Азию.

Но народ не может исчезать, как туман, ни двигаться, как шашки. Могли ли бы два огромные скифские царства двинуться всею своею массою, не оставя следов за собою, на изглажение которых нужна жизнь целой генерации. При движении такой массы путь не мог быть тропинкою, или ездовою дорогою; для их пути нужно было в ширину целое царство; а такому громадному действию надлежало бы отозваться у всех соседних народов. Но ни греки, ни персы, ни арабы ничего не говорят о таком исполинском движении, которого, в сущности, и быть не могло.

По какой же причине Скифов вдруг не стало, и на их местах очутились одни Сарматы?

Всё это произошло оттого, что народ остался на том же месте, но явился только под другим именем; новое имя его Сарматы. Всё дело объясняется тем, что колония Сармато-Скифов была ближайшим скифским поселением к грекам, а греки, начав, по какой-то неведомой причине, называть ближайших Скифов Сарматами, распространили впоследствии это же название и на всех Скифов. Римляне последовали грекам.

Что Скифов назвали Сарматами, явствует и из того, что не могла же небольшая придонская колония разродиться в такое огромное племя, какое названо было греками этим именем. Теория расположения народного весьма известна и народы не грибы, для которых достаточно одной ночи, чтобы появиться во множестве даже и там, где их прежде и не бывало.

Но перейдём теперь к Сарматам.- Сарматия занимала ещё большее пространство, нежели Скифия. Мы видим по истории только одно сарматское племя - Алан, вышедших частию из пределов обширнейшей Сарматии и образовавших особое государство - Аланию - на пределах Франции (в нынешнем Соммском департаменте), на реке Сомм (древней Самаре); прочие Сарматы преобразились в Славян. Но здесь уже гораздо заметнее причина перехода имени Сарматов в разные племенные славянские названия. Со времени войн римлян с Сарматами и победе первых над последними постепенно начали выказываться настоящие племенные названия народов, слывших, только по неведению греков и римлян, под общим именем Сарматов. Таким образом, дошёл черёд и до остальных, или самых дальных, т. е. до Руссов, и последняя печать сарматизма наложена была Халкокондилою на них. Это было тогда, когда вся прочая Европа давно называла их Руссами.

А как народы не могут, как снег, таять от солнца, то мы должны заключить, что народа Сарматов - также не было, как не было Скифов.

Доказав, что одни и те же славяне назывались обоими этими именами, мы получаем в истории большой простор, вся неразъяснимая путаница отпадает, как нарост, от здорового тела. Нет никаких неестественных истреблений и переселений народов; нет бесчисленных вторжений, на бумаге одним почерком пера совершающихся, и огромнейшее племя в мире - Скифы - и большее того, по показанию Птолемая, племя Сарматов, и великое племя Славян, число которых сравнивают историки с числом звёзд на небе, остаются не тревожимы, сливаясь в один и тот же народ. Нет надобности ни переселять одних, ни вторгаться другим. Здесь ясно, что имя Скифов относится к одному племени Руссов, а имя Сарматов к разным племенам; одним словом, всё идёт своим чередом, и всё, что сказано о Скифах, Сарматах и славянах, составляет одно целое, нераздельное, из которого нужно только исключить всё то, что относится к истории монголов и, также по неведению греков, смешано с историею славян. Особенно же полезно то, что история очистится от тяготеющей в ней тучи племенных названий, не составляющих племен, и до 40 народов и народцев вычеркнутся из летописей.

Но откуда же могло возникнуть имя Сарматов? Диодор говорит, что Сарматы выселены из Мидии, следовательно, они были Мидийцы. Почему же греки назвали их Сарматами?

Венелин искал корня этого слова в греческом языке и потому производил Сарматов от ящероглазых. Нам кажется это мнение ошибочным, во-первых, потому, что нельзя назвать славян ящероглазыми, во-вторых, не у всех племён славянских одинаковые глаза, в-третьих, сарматами названы были некоторые племена и не славянские, как например Финны (у Птолемая), и наконец оказывавшееся Сарматам предпочтение пред другими племенами, вероятно, основано было не на ящеричных глазах.

А что Сарматам оказывалось предпочтение, явствует из того что их переселяли скифы к себе, кельты к себе, римляне к себе, византийцы к себе, тогда как прочих, как например гетов побежденных, они продавали в рабство и часто истребляли мечом. Если б Сарматы были мирный народ, то, может быть, они и могли б заслужить такое предпочтение, но, наоборот, они более всего беспокоили римлян. Вероятно, Сарматы пользовались этим предпочтением по какому-либо особенному искусству или ремеслу.

Мне кажется, что корень этого слова надобно искать в славянском языке, как и корень имени скифов. Известно, что в начале у греков с славянами (скифами) были сношения только на путях торговли. Известно также и то, что на ярмарках спрашивают купцов по товару, а не по стране, в которой они живут, так, например, говорят: приехали ли железники или кожевенники? Когда буду рыбники? и т. п. Очень естественно, что и на тогдашних торжищах греки называли людей по товару, как, например, торговавши лунтаями - Lantani, курпами - Саrрi; зипунами - Zipani, Sipani, какатами - Zacati, малахаями - Ма1асhitа, струнями - Strusi, Sturni, харапаями - Саrраgi, чепанами - Cepini, бродцами (рыболовными сетями) Вrоdnizi. На этом же пути и сыромятники могли получить название Sarmatae или Sauromatae. Во многих местах Малороссии и теперь называют сыромятников -сырмате, а мастере дубленых кож - кожемате.

Если принять это в основание, тогда нам ясно будет, почему историки писали Scythae-Sarmatae, Venedi-Sarmatae, Lugiones-Sarmatae, и пр., ибо тут уже разделение сыромятников по народам для определения относительной ценности и доброты товара.

Известно, что приготовление сыромятных кож принадлежало преимущественно славянам и товар этот шёл во все страны, когда ещё делали из него и конскую сбрую и воинские щиты (Кассубы со своими огромными кожевенными заводами ясно указывают, отчего Венеды попали также в Сарматы).

Всеобщая потребность этого товара действительно могла быть побудительною причиною всюду переселять сарматов при первой тому возможности. Этим положением объясняется, что сыромятный товар составлял одну из главнейших ветвей торговли славян. Этим же положением определяется и скорое распространение

имени сарматов на местах скифов и прочих славян, никогда не трогавшихся с места. Этим объясняется, почему переселенные скифами сарматы были скифского племени; этим объясняется, почему в Птолемаевой Сарматии сидят ещё скифы, славяне и ахтырцы не сарматы. Объясняется - почему его Скифия совпадает с Сарматиею: Птолемай в своём описании Сарматии смешал два описания, а именно показание размещения племён, и показание размещения торговых производств, где он, на том же основании принял и названия Carpi, Strusi и прочие за особые племена.

Зная, что Руссов называли Скифами, Троянами и Славянами, мы переносим на первых, т. е. на Руссов все те отличительные черты, которые засвидетельствованы порознь за всеми тремя относительными их названиями историками фригийскими, греческими, римскими и немецкими, и из сего сгруппирования свойств и развития одного и того же народа оказывается, что просвещение древних Руссов и старше и выше греческого. Мы приведём здесь только некоторые факты, к этому предмету относящиеся:

Геродот говорит, что самые умнейшие люди, которых он знал, были Скифы.

Страбон защищает Скифов, говоря, что если они приняли что-либо дурное в свой обычай, то заимствовали это у Греков и Римлян.

Дит и Дарет говорят, что Руссам Троянским известны были музыка, живопись, механика, комедия и трагедия.

Римский посланник к Аттиле говорит, что Скифы (Унны) самый правдивый народ и лжи не терпит.

Адам Бременский утверждает, что Скифам известен греческий огонь, называемый у них вулкановым горшком.

Все историки единогласно подтверждают, что Скифы лучшие воины, а Свидас свидетельствует, что они издревле употребляли знамёна в войсках, чем доказывается регулярность в их ополчениях.

По Эфору Анахарсис - Скиф, причислен был к числу семи мудрецов.

По сказанию многих писателей в 670 году до Р. X. некто Скиф или гиперборей - Аварис творил чудеса в Греции.

Промышленность Скифов также опережала таковую же у всех прочих народов; ибо известно, что Скифы изобрели сталь, огниво, нелинючие краски, выделку кож сыромятных и юфти; им известно было бальзамирование трупов, что они и исполнили над трупами царей своих; им же принадлежат и первые горные работы и разные другие открытия и изобретения. Астрономия Скифов (Халдеев) есть, сколько известно, старшая у всех народов.

Скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских и всех поморских рунах, а также и по левому берегу Енисея, повыше Саянского отрога, свидетельствуют, что служили образцом для древних греческих письмен, равно для Кельтских и Готфских алфавитов.

Скифы верили в бессмертие души и в будущую загробную жизнь, а равно и в наказания загробные. Их определение и идея о Творце вселенной не сделает стыда и христианам.

Но всё приведённое нами составляет только отрывки из разбитой по разным сказаниям истории развития и просвещения Скифов; главные их аргументы без сомнения утрачены все во время политических волнений на востоке, пожиравших и истреблявших всё огнем и мечом, и Греки только потому так выдались вперед, на первый план народов просвещённых, что известия о них более сохранились.

Давно бы пора нам, русским, собрать все иностранные сочинения о России, написать совокупный обзор их, заклеймить печатию отвержения те из них, которые недостойны, по предмету истории, чтения, и тем избавить молодую нашу генерацию от напрасной траты времени на прочтение пустых, ничтожных и преисполненных ошибок и лжи сочинений, а вместе с тем указать и на те, которые могут служить руководством.

Доктор исторических наук Д. Раевский.

Скифские воины. Эта деталь изображения на чаше из кургана Гайманова Могила наглядно демонстрирует европеоидный тип скифов. IV век до Р. X.

Фрагмент золотых ножен парадного меча. В их убранстве заметно сильное влияние ассиро-урартского искусства - результат походов скифов в Переднюю Азию. Курган Литой (Мельгуновский). Конец VII века до Р. X.

Костяной псалий, оформленный в «зверином стиле». Среднее Поднепровье. VI век до Р. X.

Бронзовое навершие. Ульский курган (Прикубанье). VI век до Р. X.

Бронзовый конский налобник. Прикубанъе. V век до Р. X.

Серебряный сосуд со сценой охоты. Курган Куль-оба. IV век до Р. X.

Бронзовая курильница. Курган Чертомлык. IV век до Р. X.

Такие котлы - неотъемлемый атрибут быта кочевников. Нижнее Поднепровье. V-IV века до Р. X.

«Пантера». Бронзовая бляха из кургана Аржан (Тува). Предположительно VII век до Р. X. Находки, которые принесли раскопки кургана Аржан, позволили некоторым ученым именно в Центральной Азии помещать родину искусства «звериного стиля».

Коневодство - основа хозяйства кочевых скифов. Скиф с конем. Деталь декора серебряной амфоры из кургана Чертомлык. IV век до Р. X.

Среди многих народов, некогда населявших территорию нынешней России, а затем исчезнувших с исторической арены, скифы, обитавшие в I тысячелетии до Р.Х. в степях Причерноморья, Приазовья и Предкавказья, стоят несколько особняком и привлекают, пожалуй, наибольшее внимание. Это определяется давно сложившимися представлениями об особой исторической связи между Скифией и Россией.

Унаследованная от далеких исторических эпох, эта романтическая версия долгое время жила в нашей литературной традиции. «Мои отдаленные предки!» - обращался к скифам в своих стихах Валерий Брюсов. И уж практически каждому знакомы строки Александра Блока:

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!

Представление о «раскосых очах» скифа - откровенный анахронизм в устах поэта. Еще в первой трети XIX века, когда в древних погребениях Причерноморья впервые были найдены достоверные изображения скифов, наука получила бесспорное свидетельство того, что этот народ принадлежал к числу европеоидных. Одна из самых первых и наиболее интересных находок - знаменитый электровый (из природного сплава золота и серебра) сосуд. Его обнаружили в 1830 году при случайных раскопках скифского кургана Куль-оба в окрестностях современной Керчи (ныне он хранится в Особой кладовой Государственного Эрмитажа). Лица семи изображенных на этом сосуде персонажей исполнены безымянным эллинским мастером с исключительной тщательностью. Стоит лишь взглянуть на них, чтобы обнаружить полную несостоятельность представлений о скифе как обладателе «раскосых очей».

Что же стало причиной именно такого восприятия скифа в сознании поэта? Видимо, устойчивый образ причерноморской степи - этого своеобразного коридора, по которому на Европу одна за другой накатывались волны азиатских завоевателей. Многие из них и в самом деле принадлежали к монголоидной расе. И хотя история этих племен относится к значительно более позднему времени, чем скифская эпоха, это заставляло, тем не менее, и скифов воспринимать как одну из этих волн. Тем более, что на такую идею «работала» не только аналогия с эпохой средневековья, но и достаточно многочисленные прямые свидетельства античных авторов о происхождении скифов.

На исторической сцене скифы появились в VII веке до Р.Х. Именно тогда античный мир, которому мы обязаны большинством сведений об этом народе, вступил в реальное соприкосновение со скифами. Причем это соприкосновение произошло практически одновременно на двух разных «исторических дорогах». Именно в том столетии греческие колонисты, проникавшие в поисках удобных для заселения земель в самые различные области Южной Европы и Западной Азии, начали осваивать северное и северо-восточное побережье Понта Евксинского - Черного моря. Здесь они селились в непосредственной близости от скифов. Память об этой колонизации хранят развалины древнегреческих городов Причерноморья - Ольвии (вблизи современного Очакова), Тиры (в низовьях Днестра), Пантикапея (на месте современной Керчи) и других. При раскопках этих городов обнаруживаются разнообразные следы контактов их населения со скифами. Но, с другой стороны, в то же самое время скифы, совершая воинственные набеги на страны Ближнего Востока, достигли Малой Азии и оказались в поле зрения жителей эллинских городов ее западного побережья - Ионии. К этому времени и относятся первые сведения о скифах, зафиксированные в греческой литературе.

По мере того как эллины обживали Северное Причерноморье, древняя Греция знакомилась с другими восточноевропейскими народами и их восточными соседями. Но скифы так и остались в представлении античного мира своеобразным символом северной части обитаемой земли. Некоторые древние авторы - к примеру, историк IV века до Р.Х. Эфор, - описывая эту землю, представлял ее как своего рода четырехугольник, каждая сторона которого связана с одним из наиболее известных народов: северные области, согласно нарисованной им картине, заселены скифами, тогда как южные, западные и восточные - соответственно эфиопами, кельтами и индами. По этой причине имя скифов в античном мире обрело обобщающее значение и зачастую прилагалось к самым разным народам Северной и Северо-Восточной Евразии. Греческие и римские авторы иногда именовали Скифией все пространство, лежащее между областью обитания реальных, исторических скифов в Причерноморье и страной мифических гипербореев, якобы населяющих побережье Северного океана.

В античной географии существовало представление о Европейской (причерноморско-приазовской) Скифии и о Скифии Азиатской, простирающейся от Гирканского (Каспийского) моря до пределов Серики (Китая). Таким образом, те, кто в наши дни говорит об особом евразийском характере Российской державы, оперируют, по существу, теми же географическими категориями, которые для античного мира стояли за названием «Скифия».

Ученые средневековой Европы, во многом опиравшиеся на традиции античности и пользовавшиеся ее терминами, продолжали именовать земли, лежащие к северу от Черного моря, Скифией, хотя реальные скифы к этому времени уже сошли с исторической сцены. Естественно, что этим именем часто называли и наиболее заметное государственное образование этой территории - Древнюю Русь. Да и сами древнерусские книжники порой оказывались под влиянием такого отождествления. Вот пример. Раннехристианское предание, согласно которому один из учеников Иисуса - апостол Андрей Первозванный - проповедовал «среди скифов», то есть на берегах Черного моря, в русских летописях превратилось в рассказ о том, как Андрей со своей проповедью побывал в окрестностях нынешнего Киева и доходил даже до Новгорода, иначе говоря - до главных центров Древней Руси.

Когда в России начала складываться собственная школа отечественной истории, она на первых порах была под сильным влиянием той же древней традиции. Например, М.В. Ломоносов, обращаясь к поискам «древних родоначальников нынешнего российского народа», полагал, что среди них «скифы не последнюю часть составляли». С развитием исторической науки в эту концепцию были внесены уточнения. Особенно важным здесь оказалось открытие лингвистов, сумевших проанализировать скудные остатки скифского языка, сохранившиеся до наших дней в передаче тех же античных авторов и в древних греческих и латинских надписях. Преимущественно это личные имена и географические названия. Выяснилось, что по языку скифы принадлежали к народам иранской ветви индоевропейцев, в древности расселявшимся по гораздо более обширным территориям, чем теперь. Следовательно, прямой этногенетической связи между скифами и восточнославянским населением Древней Руси (и его прямыми потомками - русскими и украинцами) не существует, что, впрочем, ни в коей мере не отрицает права этих народов числить скифов среди своих культурных предшественников.

Наиболее подробные и ценные сведения о скифах - их истории, быте, традициях - сохранил для нас греческий историк V века до Р.Х. Геродот. Он сообщает, что кочевые племена скифов некогда жили в Азии, но затем, теснимые народом массагетов, перешли реку Аракс и вторглись в области Северного Причерноморья, до того заселенные киммерийцами. При приближении скифов, рассказывает Геродот, киммерийцы покинули свою страну (здесь историк приводит некоторые красочные подробности этого события, видимо, восходящие к устным эпическим сказаниям обитателей Причерноморья) и через Кавказские горы бежали в Переднюю Азию. Преследуя их, скифы оказались на территории государств Ближнего Востока, на которые в течение многих лет наводили страх своими набегами и побором дани. Но затем, после нескольких военных и иных неудач, они вернулись в причерноморские степи. Здесь их государство простиралось от нижнего течения Истра (современный Дунай) до Азовского моря (в древности оно именовалось Меотидой) и Танаиса (Дона).

Не менее интересен рассказ эллинского историка Диодора Сицилийского. Он жил в I веке до Р.Х., но в своих сочинениях широко использовал источники более ранних авторов. Диодор тоже утверждает, что скифы некогда жили у реки Аракс. Были они тогда слабым и немногочисленным народом, презираемым за свое бесславие. Но затем они обрели силу и завоевали земли вплоть до Кавказских гор и реки Танаис. Позже скифы, по словам Диодора, распространили свое владычество и на области к западу от Танаиса вплоть до Фракии (северо-восток Балканского полуострова), затем вторглись в Переднюю Азию, доходили даже до берегов Нила. Отдаленные отрывочные сведения, перекликающиеся с рассказанным, находим мы и у других античных авторов.

Приведенные факты, взятые в совокупности, на первый взгляд рисуют достаточно связную, логичную и полную картину. Однако внимательный анализ историка обнаруживает в ней множество белых пятен, а то и откровенных неувязок.

Одним из самых неясных остается вопрос о том, где именно следует искать ту прародину скифов, откуда некогда началось их продвижение в причерноморские степи, в землю киммерийцев. Слова, что она «находилась в Азии», - слишком общи, особенно если учесть, что для древних греков Азия начиналась сразу за Доном. Не очень помогает и замечание Геродота и Диодора, что область первоначального обитания скифов находилась у реки Аракс. Неясно, какая именно река имеется в виду. Совершенно очевидно, что речь идет не о той закавказской реке, которая носит это название в наши дни, - ведь все древние авторы единодушны в том, что к югу от Кавказа скифы проникли лишь на следующем этапе своей миграции, преследуя киммерийцев. У современных исследователей нет единого мнения о том, какая же река скрывается у греческих авторов под именем Араке. Одни считают, что это Амударья, другие отождествляют с Сырдарьей, наконец, третьи называют Волгу. Каждая из точек зрения опирается на свои аргументы, но ни одна из них пока не может считаться вполне доказанной.

Рассказ Геродота о начале скифской истории порождает и другие вопросы. Например, если поверить, что до скифского вторжения киммерийцы населяли те земли, которые позже стали именовать причерноморской Скифией, то непонятно, как могли киммерийцы, убегая от двигавшихся с востока скифов, пересечь Кавказский хребет. Ведь в таком случае получается, что бежали киммерийцы по существу навстречу своим преследователям.

Чем больше подобных неясностей обнаруживалось в рассказах античных авторов о происхождении скифов, тем очевиднее становилось, что свидетельства эти требуют серьезной проверки. Не следует к тому же забывать, что большинство этих рассказов появилось на свет значительно позднее тех событий, о которых они повествуют. Тот же Геродот относит приход скифов в Причерноморье и последовавшее за ним вторжение их в Переднюю Азию к тем временам, когда в Мидии - одном из древневосточных государств, пострадавших от скифских набегов, - правил царь Киаксар. Следовательно, речь может идти о последних десятилетиях VII и самом начале VI века до Р.Х. От зпохи самого Геродота интересующие нас события отстоят не менее чем на полтора столетия, а уж от Диодора - и вовсе почти на шестьсот лет.

Иными словами, все перечисленные авторы черпали сообщаемые ими сведения об интересующих нас событиях из каких-то более ранних источников, возможно и устных преданий. Этим и объясняется острая необходимость проверки меры достоверности античных сведений о ранней истории скифов.

Какие же способы позволяют осуществить такую проверку?

Очень ценные сведения удалось обнаружить современной науке в древневосточных клинописных текстах, в первую очередь ассирийских. В них много раз упоминаются военные отряды, состоящие из представителей народов гимирри и ишкуза, в которых легко угадываются уже знакомые нам киммерийцы и скифы. Эти сообщения не только подтвердили достоверность рассказов античных авторов о вторжениях этих народов в Переднюю Азию, но позволили несколько уточнить датировку этих событий. Так, древнейшее упоминание киммерийцев в ассирийских текстах относится не ко второй половине VII века до Р.Х., а к 714 году, а скифов - к 670-м годам до Р.Х. Судя по всему, античные авторы несколько «спрессовали» во времени интересующие нас события, рисуя многочисленные походы, занявшие чуть ли не полтора столетия, как единовременное вторжение.

К сожалению, сохранилось очень мало клинописных текстов, содержащих информацию о скифах. Восстановить по этим случайным отрывкам реальную историю пребывания скифов в Передней Азии невозможно. Нет никаких сообщений и о том, откуда они пришли. Необходимы новые материалы. Их можно ждать главным образом от археологии, роль которой в освещении интересующих нас вопросов трудно переоценить. Однако, к сожалению, и археология здесь не всесильна.

Скифы, как известно, были в основном кочевым народом, почти не имевшим постоянных поселений, тем более городов. Поэтому большинство находок скифских древностей сделано при раскопках погребений. До наших дней в степях Причерноморья и Предкавказья возвышаются курганы - искусственные холмы, насыпанные в древности над могилами. Первые раскопки скифских курганов относятся еще ко второй половине XVIII века. Так, в 1763 году в окрестностях города Елисаветграда был раскопан курган, вошедший в историю под названием Литого. Называют его также Мельгуновским - по имени генерала А. П. Мельгунова, инициатора этих раскопок.

Уже первые эти раскопки принесли достаточно разнообразный набор древних предметов, в том числе драгоценных, по которым удалось определить, что погребение принадлежит вождю или военачальнику скифской эпохи. Для исследователей особенно интересно то, что среди находок из Мельгуновского кургана есть вещи, выполненные в древневосточном стиле. Таким образом, скифская археология с самых первых своих шагов дала в руки исследователей подтверждение сообщений античных авторов о походах скифов в Переднюю Азию. Впоследствии число подобных подтверждений существенно умножилось.

На протяжении XIX - начала XX веков был раскопан целый ряд так называемых царских курганов - погребений представителей скифской знати. Находки из них составляют гордость российских и украинских музеев. Уже в нашем столетий стали систематически раскапывать и многочисленные могильники рядовых скифов, и теперь можно утверждать, что культура скифов Причерноморья известна нам достаточно детально (правда, абсолютное большинство исследованных погребений относится ко времени наибольшего расцвета Скифского царства - к IV веку до Р.Х.). Опираясь на находки из этих погребений, археологи смогли вычленить и памятники более ранних периодов - VII-V веков.

Что представляла собой материальная культура причерноморских скифов? Особой известностью пользуется так называемая скифская триада: вооружение, атрибуты конского убора и своеобразное искусство, получившее название скифского «звериного стиля» - яркий набор весьма специфических предметов.

По определению Геродота, «каждый скиф - конный стрелок», и находки археологов подтверждают это. Почти в каждом погребении обнаруживаются остатки лука и бронзовые наконечники стрел (двухлопастные в ранних могилах, трехлопастные или трехгранные в более позднее время). Характерным предметом вооружения скифа был и акинак - короткий меч с рукоятью особой формы. Знали скифские воины и длинные мечи, из которых самые, пожалуй, известные найдены в уже упоминавшемся Мельгуновском кургане и в одном из курганов Келермесского могильника в Прикубанье. Оба эти меча украшены в древневосточном, ассиро-урартском стиле и относятся как раз ко времени вторжения скифов в Переднюю Азию, где местные мастера изготовили эти мечи, вероятно, по специальному заказу для скифских вождей. Пользовались скифские воины и железными копьями, и боевыми топорами - оружием, фигурирующим даже в скифской мифологии в качестве символа воинского сословия.

Другой элемент скифской триады - предметы конского снаряжения. На протяжении скифской эпохи они существенно менялись. Важнейшие детали скифской конской узды - удила и псалии (специальные стержни, располагавшиеся по сторонам от рта лошади и служившие для соединения удил с ремнями оголовья и с поводьями). Поначалу конский убор скифов был бронзовым (псалии, впрочем, делали и костяные), позже на смену пришла железная узда. Форма конского убора - достаточно четкий хронологический показатель, позволяющий более или менее точно датировать каждое скифское погребение, содержащее эти предметы.

Но, пожалуй, самым ярким элементом скифской триады - да и всей культуры скифов в целом - является так называемое искусство звериного стиля. Скифы не знали монументального искусства, за исключением каменных изваяний, которые они устанавливали на вершине кургана. О мастерстве скифских художников мы можем судить лишь по произведениям малых форм, по тому, что в наше время называют декоративно-прикладным искусством. По причинам, еще не вполне ясным для исследователей, в скифском декоративном искусстве почти нет изображений человека, а встречаются в основном изображения зверей. При этом как набор воплощаемых персонажей, так и их позы и способы изобразительной трактовки были строго каноничными, отсюда и термин - «звериный стиль».

Это и в самом деле весьма специфическая художественная манера. Ее излюбленные мотивы - олень (в меньшей степени - иные копытные), хищники (преимущественно из породы кошачьих) и хищная птица. Ими украшали оружие, конское снаряжение, предметы ритуального назначения, детали одежды. Материалом для произведений «звериного стиля» служили золото, бронза, кость.

Что еще характерно для скифской материальной культуры? Большие бронзовые котлы - атрибут кочевого быта и так называемые навершия, венчавшие ритуальные столбы, использовавшиеся при совершении различных обрядов. Навершия делали из бронзы или железа, украшали скульптурными изображениями в «зверином стиле».

По мере того как историки накапливали все больше материала о скифской культуре, росло стремление решить загадку, которую оставили нам античные авторы: определить, где же была прародина скифов и уточнить время их движения в Восточную Европу. Казалось бы, ответить на эти вопросы не так трудно. Археологические исследования, в самом деле, показали, что предметы, похожие на скифские, были в то время в широком ходу по всему пространству евразийского степного пояса - как в западной (европейской), так и в восточной (азиатской) его частях. Такое культурное единообразие, прослеживаемое на огромной территории, породило даже специальный термин - «скифо-сибирское культурно-историческое единство». В этих условиях археологи видели свою задачу в том, чтобы, сравнив даты памятников этого круга, выявить, где же именно такая культура появилась ранее всего, и таким образом локализовать прародину скифов. А поскольку свидетельства античных авторов говорят о приходе этого народа из Азии, то представлялось очевидным, что наиболее ранние следы этой культуры следует искать где-то на востоке евразийских степей.

В разное время на роль прародины скифов претендовали различные места изучаемого пространства. В 1960-х годах замечательные находки в курганных могильниках Тагискен и Уйгарак в низовьях Сырдарьи породили гипотезу о формировании скифской культуры именно в этих, западных областях Средней Азии. К середине 1970-х годов, после сенсационных находок в царском кургане Аржан (территория современной Тувы), внимание археологов привлекла Центральная Азия. Сложилась даже целая археологическая школа, представители которой полагают, что именно в глубинах Центральной Азии зародилась та скифская культура, которая затем распространилась на всем протяжении евразийских степей и уже в готовом виде была принесена в Причерноморье и Предкавказье.

К сожалению, и первая, и вторая, и многие другие гипотезы вызывают серьезные возражения. Самое существенное: скифо-сибирское культурно-историческое единство при ближайшем рассмотрении отнюдь не столь однородно, как это может показаться на первый взгляд. Племена, населявшие обширную территорию Евразийских степей, несомненно отличаются известным культурным единообразием. Но внимательный анализ обнаруживает между ними и существенные различия. Та же «скифская триада», характерная для всех, на разных территориях имеет и свои, сугубо самобытные особенности. По существу, мы имеем право говорить не о единой «скифской культуре» на всем этом огромном пространстве, а о нескольких самостоятельных культурах, вступавших во взаимодействие, влиявших друг на друга, но при этом сохранявших своеобразие.

Особенно показателен в этом отношении «звериный стиль» скифской эпохи. Как и иные элементы триады, он получил распространение в самых разных культурах той эпохи. Но ни в одной области Евразии мы не найдем памятников, которые можно было бы считать видом искусства, знакомого нам по находкам из Причерноморской Скифии. Это же относится и к находкам из кургана Аржан, даже если они в самом деле по времени предшествуют причерноморским.

В последнее время появилась еще одна гипотеза о возникновении скифской культуры, основанная как раз на критике предыдущих. Ее сторонники полагают, что культура эта сформировалась не где-то на востоке Евразии, откуда в готовом виде была принесена в Европу, а складывалась на юге Восточной Европы в эпоху скифо-киммерийских вторжений в Переднюю Азию. Причем под сильнейшим воздействием древневосточных культур, в соприкосновение с которыми скифы в это время вступили. Именно так возник, в частности, тот вариант звериного стиля, который принадлежит скифам Предкавказья и Причерноморья. Другие характерные для культуры скифов элементы сложились в это время на местной восточно-европейской основе. Зоной формирования этой раннескифской культуры были по преимуществу степи Предкавказья, откуда и шли вторжения скифов в страны Ближнего Востока.

Примерно тогда же происходило оформление и иных культур скифо-сибирского единства. Сходство же между всеми этими культурами можно объяснить не столько наличием какого-то общего центра, сколько теснейшими контактами между обитателями разных областей евразийской степи. В условиях кочевого быта такие контакты приводили к очень быстрому распространению разных культурных явлений по всему степному поясу.

Что же касается античных преданий о приходе скифов из Азии, то, очевидно, это переселение состоялось, но происходило оно, когда сложившейся скифской культуры еще попросту не существовало. Проследить это переселение археологическими методами очень трудно. Ведь это было передвижение племен в пределах зоны распространения достаточно однородных культур рубежа бронзового и железного веков. В ту пору такие перемещения в междуречье Дона и Волги были весьма частыми. Память об одном из них, видимо, и сохранило скифское предание, позже воспринятое и записанное античными историками.

Такова картина на сегодняшний день. Может быть, завтра нам удастся прочитать новые страницы такой отдаленной во времени, но столь притягательной для нас отечественной истории.

Краткий доклад про скифов поможет Вам подготовиться к занятию по истории. Также Вы сможете узнать где жили скифы чем занимались.

Сообщение про скифов

В начале VII века до нашей эры в степях Причерноморья появились кочевые племена. Это были скифы. Они относились к ираноязычной группе. Скифы на территории Украины господствовали около 300-400 лет, оставив после себя большое наследие. В период V- IV столетий эти племена постепенно перешли к оседлому образу жизни и вдоль нижнего Днепра и в Крыму создали целые городища. Каменское городище было самым большим и являло собой главный центр ремесленничества, поставляющий степным племенам изделия из железа.

Чем занимались скифы?

Культура скифов представлена лепной керамикой, амфорами, гончарной посудой, металлическими предметами обихода, орудиями труда. Все было найдено в местах оседлости племен и их погребальных памятниках. Это является свидетельством того, что они были умелыми, изобретательными людьми.

Трудовая деятельность материализовалась в быте и хозяйстве (кроме известного военного ремесла). Главное занятие скифского населения — кочевое скотоводство. Оно основывалось на круглогодичном содержании и разведении овец, лошадей и крупного рогатого скота. Долгое время такой вид хозяйства был господствующим. В середине V века до нашей эры в долине Днепра возникло полукочевое скотоводство. До гибели Великой Скифии эти 2 вида хозяйства составляли основу экономики скифов.

На стыке V-IV веков до нашей эры формируется еще одна отрасль скифской экономики – земледелие, ориентировано на выращивание кормов для подкормки скота зимой. Племена стали запасаться просом и пленчатым ячменем. После они стали выращивать зерно и для себя. Землю обрабатывали перелогом, предварительно выпалив травостой на участке. После двух лет эксплуатации этого участка его превращали в пастбище. И только через 10 лет земля обрабатывалась вновь.

  • Ок. 700-600 гг. до н. э. — скифские воины совершают нападения на окрестные земли.
  • 514 г. до н. э. — скифы отражают нападение персов.
  • Ок. 400-300 гг. до н. э. — эпоха благоденствия скифов.
  • 110-106 гг. до н. э. — скифы терпят поражение.

Около 300 г. до н. э. мощь скифов идет на убыль, и вскоре они оказываются под властью царя Митридата, правителя страны к югу от Черного моря. Окончательно скифы как этнос исчезли во время Великого переселения народов .

Боспорское царство

В VI в. до н.э. представители скифских племен и греки на восточном побережье Азовского моря образовывают Боспорское царство (столица — Пантикапей). Первое признанное государство на территории современной России и Украины.

Одним из главных городов этого государства была Гермонасса (VI в. до н. э.) в котором с самого начала имелись двухэтажные каменные дома с печами и зернохранилищами.

В VI в. Боспорские города были завоеваны Тюркским каганатом и, новое государство получило название Тументархан. После распада каганата Тументарха стала Хазарской и с IX-X вв. часто фигурирует в источниках как Самкерц. Город функционирует в первую очередь как торговый центр, при этом остаётся полиэтничным — здесь зафиксированы следы греков, армян, хазар, алан.

Погребения (похороны) у скифов

Умершего скифского вождя погребали вместе с наиболее ценным его имуществом под огромным могильным холмом (курганом).

Во время похорон вождя скифов его тело покрывали золотыми бляшками, браслетами и ожерельями. Слуги приносились в жертву, чтобы и в загробном мире они могли служить своему вождю. Кони вождя также умерщвлялись и хоронились вместе с ним, предварительно приводив их в порядок — мыли, расчёсывали гривы. Таким образом, через год , умертвив 50 мужчин и коней, укладывали их вокруг кургана вместе с золотыми драгоценностями.

Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них все эллинство... скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными (греч. απεσκυθισμενοι )».

Мифы о происхождении скифов

Вместе с тем зачастую игнорируются другие принципиально важные свидетельства Геродота

IV.7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет (примерно 1514-1512 гг. до н. э.; комментарий). Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе (претендуя на более глубокую память: комментарий) . Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

Отсутствие в легенде о происхождении скифов от Геракла, в частности, «золота» указывает на её большую древность по сравнению со сказаниями самих скифов о временах Таргитая. При этом по одной из версий скифы существовали и до Геракла, которого обучал стрельбе из лука скиф Тевтар .

По мнению ряда современных лингвистов, «сколоты» является формой иран . *skuda-ta- «лучники», где -ta- являются показателем собира­тельности (в том же значении -тæ- сохранилось в современном осетинском). Примечательно, что самоназвание сарматов «Σαρμάται» (Sauromatæ), как считает Я. Харматта, имело то же значение .

Переход древнеиранского *d в скифское l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами, например:

  • Скифское Παραλάται - племенное название, означающее, по словам Геродота (IV, 6), правящую скифскую династию и разъясняемое им в других местах с помощью выражения ΣκύÞαι βασιλητοι, то есть «царские скифы»; < иран. *paradāta-«поставленный во главе, по закону назначенный», авестийское paraδāta- (почетный титул владыки, букв. «поставленный впереди, во главе»)

Вместе с тем существуют и иные научные версии этимологии этих ононимов - из других индоевропейских, тюркских, угорских и семитских языков.

История

Возникновение

Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы . Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. . При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:

Образование государственности

Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии - VIII век до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили киммерийцы (Гомеры в ряде источников).

Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э. , и походами скифов в Малую Азию . В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию , Сирию , Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии , где создали Скифское Царство - Ишкуза , но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе .

Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона , включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота , господствующими были царские скифы - самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым . Западнее их жили скифы-кочевники , а ещё западнее, на левобережье Днепра - скифы-земледельцы . На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга , близ города Ольвия обитали каллипиды , или эллино-скифы , севернее их - алазоны , а ещё севернее - скифы-пахари , причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу . По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты («первейшие»), авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары .

Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём . Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. - во главе скифов были три царя: Иданфирс , Скопас и Таксакис. На рубеже V-IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. В 40-х гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.

Расцвет

Археологическое исследование Каменского городища (площадью около 1200 га) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.

Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинаки с золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты , обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров. Во время погребения рядовых скифских общинников совершался в основном тот же обряд, но погребальный инвентарь был беднее.

Сарматское завоевание Скифии. Тавроскифия.

Между 280-260 гг. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов , пришедших из-за Дона.

Столица скифов была перенесена в Крым, и, по последним данным, в городище Ак-Кая, на котором ведутся раскопки с 2006 г. По результатам сравнений планов раскопок с аэрофотосъемкой и съемкой из космоса было определено, что найден большой город с крепостью, существовавший на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. «Необычные размеры крепости, мощь и характер оборонительных сооружений, расположение неподалеку от Белой скалы групп „царских“ скифских курганов, - все это говорит о том, что крепость Ак-Кая обладала столичным, царским статусом», - считает руководитель экспедиции Ю. Зайцев.

В 30-ых гг. II века до н. э. на р. Салгир (в черте современного Симферополя) на месте существующего поселения был построен Неаполь Скифский , вероятно, под руководством царя Скилура .

Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло в 30-20-ых гг. II в. до н. э., при царе Скилуре , когда скифы подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса . После поражения в войне с Понтийским царством Тавроскифия перестала существовать как единое государство.

Исчезновение

Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами . Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого Переселения Народов . Греческое наименование «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья, включая средневековую Русь.

Саки и сарматы

Саки исчезли в раннем Средневековье под натиском других кочевников (тохаров , хуннов и других тюрков , сарматов , эфталитов).

Скифское наследие

Многочисленные скифские изделия были найдены на территории Украины, южной России и Казахстана.

Названия множества рек и областей Восточной Европы имеют скифо-сарматское происхождение.

Народы Скифии

Среди «скифов» можно выделить три основные ветви:

Европейские скифы

Европейские скифы были ираноязычными кочевниками, доминировавшими в Причерноморье до IV-III века до н. э. Значительные данные по европейским скифам содержатся в древнегреческих источниках, в особенности у Геродота. Зачастую под именем скифов понимаются именно европейские скифы.

Сами себя скифы, по свидетельствам Геродота , называют сколотами , а персы называли их саками .

Саки

Саки - скифские племена, населявшие территорию современной Средней Азии. Азиатские народы, в особенности персы называли их «саки». Древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами» . Примечательно, что персы, наоборот, называли «заморскими саками» европейских скифов.

Сарматы

Родственные скифам племена сарматов или савроматов первоначально обитали в Поволжье и приуральских степях. По версии Геродота, сарматы происходили от союза скифских юношей и амазонок . Геродот же сообщает, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом» . С IV в. до н. э. между сарматами и собственно скифами происходит несколько войн, в результате которых сарматы заняли главенствующее положение в Европейской Скифии, которая позднее в античных источниках называлась Сарматией .

От языка сарматов происходит единственная сохранившаяся форма скифо-сарматского языка - осетинский язык .

Другие народы Скифии

Считается, что некоторые упоминаемые в античных источниках европейские скифские племена не были ираноязычными.

Культура

В науке усиливаются попытки проследить культурогенез народов Евразии со времен палеолита . В частности, варианты обрядов захоронений, ряд символов и изображений, элементы звериного стиля (лошадка палеолитической Сунгири) и т. п. находят аналоги через 20 - 23 тыс. в культурах евразийских народов.

Искусство

Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле : обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д. ) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.

Несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия - особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный стиль . Животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой.

Особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. В искусстве скифов IV-III вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. Существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. С V в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами.

По мнению учёных - скифы и древние греки оказали значительное влияние на многие народы жившие на территории Европейской части бывшего СССР, так например такое влияние они оказали на меотскую культуру , что видно из артефактов найденных в Курганах Келермесских , Карагодеуашх и др. Показательны и курганы: Куль-Оба , Солоха , Чертомлык , Толстая Могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в Неаполе Скифском .

Костюм

Основная статья: Одежда скифов

Мифология

Мифология скифов имеет многочисленные иранские и индоевропейские параллели, что в ряде работ по язычеству показали академик Б. А. Рыбаков и профессор Д. С. Раевский и развивают современные исследования.

Военное дело

У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой , а во время переднеазиатских походов - единственной силой.

Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).

Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы , греки и македонцы .

Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою и действующую в сомкнутом строю, и у восточных кочевников: саков , тохаров , позднее - тюрков и монголов , с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков .

Легендарная история и хронология скифов

Хронологические указания, связанные с древнейшей историей скифов, встречаются у ряда античных авторов. Они не только оперируют привычными для примерных сведений круглыми числами, но нередко и противоречат друг другу, что делает их прямое сопоставление с археологическими данными неправомерным.

Также Юстин приводит рассказ о юношах царского рода Плине и Сколопите, их гибели и происхождении амазонок . Эти события помещаются примерно за два поколения до Троянской войны, а поход скифского царевича Панасагора против Афин - за одно поколение.

Христианский историк Оросий, в целом используя сочинение Юстина, принять его даты не мог, ибо они противоречили библейской датировке потопа (примечательно, что в «Хронике Евсевия » сведения о древнейшей истории скифов вовсе отсутствуют). Достижение скифами господства в Европе и Азии Оросий отнес к периоду за 1500 лет до Нина, что попадает на 3553 г. до н. э. Орозий переставил последовательность войн. Победу ассирийского царя Нина над скифами он датирует за 1300 лет до основания Рима (2053 год до н. э.) , Весозис же воюет со скифами за 480 лет до основания Рима (1233 год до н. э.) . Таким образом, у Орозия, как и у Геродота, эта война датируется незадолго перед Троянской, но итогом войны, как и у Юстина, названа победа скифов. Рассказ о Сколопите, Плине и амазонках у Орозия совпадает с Юстином .

Иордан, также рассказывая о победе готского короля Танаузиса над египетским фараоном Весозисом, помещает её незадолго до Троянской войны , упоминая также о происхождении амазонок, но имена Сколопита и Плина опускает .

Известные скифы

Мифические

см. также Скифия и Кавказ в древнегреческой мифологии#Скифия

Исторические

Династы (цари) скифов и представители династии, известные из ассирийских источников:

Династы (цари) скифов и представители династии, упоминаемые Геродотом:

Династы (цари) скифов и представители династии, известные из других источников:

Династы (цари) и представители династии Скифского царства в Крыму (Тавроскифии)(~250г до н. э. - 250г н. э.):

Также:

  • Канит - ок. 270 г. до н. э.
  • Харасп - II в. до н. э.
  • Акроса - II в. до н. э.
  • Танос - ок. 100.
  • Зариакс - I в. до н. э.
  • Элий - до 70 до н. э., ок. 70 до н. э. сарматское завоевание

Скифы в античности

Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства (или осуждающая, или идеализирующая модель отношения к варварам) .

Выводы генетиков

Большинство найденных в захоронениях Сибири и Средней Азии скифских скелетов содержат гаплогруппу R1a1 .

Скифы в средневековой традиции

Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь».

См. также

  • аскузы (ашкузы)
  • Народы античной Скифии: боруски , агафирсы , гелоны , невры (нервии), аримаспы , фиссагеты , иирки , будины , меланхлены , геты , авхаты (липоксаи), катиары (арпоксаи), траспии (арпоксаи), паралаты (колоксаи, сколоты), исседоны , сарматы , тавры , аргиппеи, андрофаги , саки (племена) , массагеты .

Примечания

  1. БСЭ
  2. Энциклопедия «Кругосвет»
  3. Древние схолии к Илиаде. II. 11 // В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе
  4. Harmatta, J. (1996), "Scythians", «History of Humanity Volume III: From Seventh Century B.C. to the Seventh Century A.D» , Routledge for UNESCO, с. 182
  5. История Древнего Востока. М., 2004. С.545
  6. Геродот. История IV 11
  7. История Древнего Востока. М., 2004. С.546
  8. Валиковой керамики культура // БРЭ. Т.4. М.,2006.
  9. Киммерийский период // БРЭ. Т.13. М.,2008.
  10. Киммерийцы // БРЭ. Т.13. М.,2008.
  11. Геродот. История IV 17
  12. Юстин . Эпитома Помпея Трога
  13. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории. 1947-1949; указатель 1950 г.: саки, массагеты: сопоставление версий. Аналоги в Интернете.; Сосанов Кошали История Казахстана. Справочное пособие , Алматы: «Ол-Жас Баспасы», 2007. - 112 с ISBN 9965-651-56-6
  14. Геродот. История IV 110-116
  15. Геродот. История IV 117
  16. Этнокультурное взаимодействие в Евразии. Программа РАН. Разделы и публикации
  17. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
  18. Основные проблемы в изучении меотской культуры
  19. Геродот. История IV 62
  20. Геродот. История IV 59
  21. Памятники предскифского и скифского времени на юге Восточной Европы // Материалы и исследования по археологии России, № 1 / Под ред. Р. М. Мунчаева, В. С. Ольховского . М., 1997; и др.)
  22. Геродот. История IV 5
  23. Геродот. История IV 7
  24. Геродот. История II 103, 110
  25. после Сесостриса правил Ферон, а после Ферона - Протей, при котором Александр и Елена прибыли в Египет (Геродот. История II 111-116)
  26. Геродот. История IV 8-10
  27. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005, особенно с. 213, 219
  28. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 1, 5-21
  29. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 43, 3-6
  30. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 3, 8-14
  31. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 3, 17
  32. Юстин. Эпитома Помпея Трога I 2, 13
  33. Юстин. Эпитома Помпея Трога I 6, 16
  34. комплексное развитие версии с учетом многих факторов: http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=15#15 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=10#10 ; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=8#8 ; работы Г. В. Вернадского, Б. А. Рыбакова, Н. И. Васильевой и других авторов
  35. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 1-16
  36. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 28
  37. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.208-209
  38. Орозий. История против язычников I 4, 2
  39. Орозий. История против язычников I 14, 1-4
  40. Орозий. История против язычников I 15, 1
  41. Иордан. Гетика 44, 47-48; о датировках см. комм. Е. Ч. Скржинской в кн. Иордан. Гетика. СПб, 2001. С.373-374
  42. Иордан. Гетика 49-52
  43. Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrHist) 31 F30 (Herodorus Heracleensis )
  44. Fragmenta historicorum Graecorum (FHG) Vol.II, Lib.I, s.34 (Herodorus Heracleensis ) F23
  45. Мифы Древней Греции. Триптолем и Диметра.
  46. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.209
  47. История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.548
  48. Геродот. История I 103; История Древнего Востока. Кн.2. М., 2004. С.554
  49. Геродот. История I 81