Арион. Мандельштам осип - слух черный парус напрягает

Осип Мандельштам
Слух чуткий парус напрягает... (1910)

Слух чуткий парус напрягает,
Расширенный пустеет взор,
И тишину переплывает
Полночных птиц незвучный хор.

Я также беден, как природа,
И также прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.

Я вижу месяц бездыханный
И небо, мертвенней холста, -
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!

Мандельштам Осип Эмильевич - поэт, прозаик, эссеист.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.

ЮРСКИЙ, СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, (р. 1935), актер, режиссер, писатель, поэт, сценарист. Народный артист Российской Федерации.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Анализ стихотворения «Арион» Пушкина

Большую часть своего творчества Пушкин посвятил декабристам и их неудавшемуся восстанию. В 1827 г. в двухлетнюю годовщину казни зачинщиков восстания он написал стихотворение «Арион», в котором в аллегорической форме описал знаменитое событие. В основу произведения поэт положил древнегреческий миф об известном певце, но существенно изменил его содержание. Тем самым Пушкин стремился скрыть от цензуры истинный смысл стихотворения, о котором должны были догадаться лишь тонко чувствующие люди, разделявшие его взгляды.

Стихотворение напоминает произведения древнегреческих авторов благодаря торжественному стилю и использованию устаревших слов и выражений («челн», «лоно волн», «вихорь»), использовавшихся в описании героических деяний и подвигов.

В образе команды корабля Пушкин имеет в виду декабристов. Каждому из них была предназначена определенная роль в восстании, подобно различным функциям моряков («парус напрягали», «упирали… мощны веслы»). Поэт отводит особое место «кормщику умному», который непосредственно отвечает за курс корабля. Неизвестно, кого именно он имел в виду, так как у декабристов не было общего лидера. На это место претендовали Н. Муравьев и П. Пестель.

Себе Пушкин отводит скромное место «таинственного певца». Это заявление можно принять лишь отчасти. Обличительные произведения великого поэта вдохновили на восстание многих людей. Избежать ареста и суда ему помогли скрытность друзей и просто счастливая случайность. Пушкина во время восстания не было в столице, иначе он бы разделил участь всех декабристов.

«Вихорь шумный» символизирует расправу над восставшими. «Команда» декабристов была уничтожена: зачинщики казнены, остальные отправлены в сибирскую ссылку. Пушкин, избежав ареста, сравнивает свое спасение с неожиданным попаданием на берег. Он продолжает петь «гимны прежние», т. е. не отказывается от своих убеждений. Но «кораблекрушение» не прошло бесследно. Поэт находится под пристальным вниманием власти и цензуры. Из-за постоянной угрозы наказания он вынужден действовать крайне осторожно, т. е. сушить «ризу влажную».

В стихотворении «Арион» Пушкин блестяще использовал прием иносказания. Для неискушенного читателя оно представляется просто красивым переложением древнего сюжета. Но для более осведомленного человека стихотворение – резкое антиправительственное заявление. Хотя в нем и нет негативных оценок («вихорь шумный» — простое явление природы), но чувствуется огромное сочувствие поэта движению декабристов и сожаление по поводу его поражения.

Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонись, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я - беспечной веры полн,- Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! - Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Стих «Арион», написан на третий день после годовщины казни декабристов.
В основу стихотворения Пушкин положил известный античный миф о древнегреческом поэте и певце, обладавшем столь высоким искусством пения и игры на лире, что когда, спасаясь от посягавших на его жизнь корабельщиков, он бросился в море, то подплывший дельфин принял его на свою спину и вынес невредимым на берег.
Пушкин решительным образом изменил ситуацию античной легенды. Пушкинский певец на челне окружен друзьями, а не враждебными корабельщиками.

Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.

Центральное событие стихотворения - «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» - в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

7 декабря в Корпусе гуманитарных факультетов прошел концерт Клуба бардовской песни Института детства. Клуб существует уже год, и на свой первый юбилей его участники собрали друзей – любителей песни.

Участники Клуба объединились вокруг Ирины Дмитриевны Демаковой (Олтаржевской), д.п.н., профессора, заведующего кафедрой психологической антропологии Института детства, выпускницы литфака МГПИ им. В.И. Ленина, известного барда, а также доцентов кафедры Елены Игоревны Адамян, Луизы Игоревны Адамян, Алины Валерьевны Шиповой и ассистента Елены Владимировны Жуковой.

Ирина Дмитриевна Демакова : “Прошли сутки с момента завершения концерта Клуба бардовской песни Института детства (он состоялся 7 декабря 2018 года), а я все еще никак не могу успокоиться, победить невероятное волнение. Уверена: это был знаковый вечер. Что я имею в виду?

ЗНАК № 1. Этот вечер доказал, что бардовская песня – высочайшее достояние, гордость МПГУ – жива и ищет пути к сегодняшнему поколению студентов и преподавателей. Родившаяся в 50-ые годы она в 60-ые стала выразителем надежд поколения, которое позже назвали “шестидесятниками”, она была любимицей студенческой и рабочей молодежи. В 70-80-е годы ее ряды пополнились новыми авторами и исполнителями. В 90-ые годы она стала звучать тише: ее заглушала попса, и, иногда казалось, что ее тихий голос просто не пробьется, не перекричит вселенскую какофонию. В “лихие 90-е” в МПГУ бардовская песня сохранилась только на литфаке. Человеком, который помог ей остаться в живых была Наташа Богатырева, посвятившая себя ее изучению, распространению, сохранению, развитию. Именно она приглашала десятки раз самых известных бардов-выпускников, а также тех 60-ников, которые состоялись в отечественной культуре и стали ее славой. Барды, поэты, журналисты – Юрий Визбор, Ада Якушева, Максим Кусургашев, Света Богдасарова, Вадим Егоров, Вероника Долина, Борис Вахнюк, Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Петр Фоменко, Юрий Коваль, Гарик Бабушкин… Этот список невозможно закончить, потому что он нескончаем. Сегодня бардовская песня несет историю МПГУ, ее удивительную культуру, традиции… И имена! “И имена своих друзей…”

ЗНАК № 2. Первый разговор о бардовской песне состоялся в сентябре 2017 года в Институте детства во время “Погружения в педагогику”. О ней говорилось на “круглом столе”, специально посвященном этой тематике. На этот “круглый стол” пришло много ребят, некоторые из которых вообще никогда ничего не слышали ни о бардах, ни об их песнях. После окончания встречи возникла идея организовать Клуб бардовской песни Института детства. Сейчас, спустя год, этот Клуб стал хранителем прекрасной традиции МПГУ. Его участники в сентябре 2018 года уже сами вели работу с первокурсниками, и Клуб пополнился еще несколькими студентами. Сейчас в Клубе появились мальчики. Об этом даже мечтать было сложно, учитывая, как мало мальчишек поступает в педагогический институт.

ЗНАК № 3. Замечательной особенностью Клуба бардовской песни Института детства стало то, что он объединил В ОДНУ КОМАНДУ преподавателей и студентов. Руководителем Клуба, его аккомпаниатором стала Елена Игоревна Адамян – кандидат филологических наук, доцент кафедры психологической антропологии, его мощной движущей силой является кандидат психологических наук, доцент той же кафедры Луиза Игоревна Адамян, активно участвуют в его деятельности кандидат педагогических наук, доцент Алина Валерьевна Шипова, ассистент Елена Владимировна Жукова. Сегодня можно сказать о тех ребятах, которые составляют его костяк. Их 10 человек: Дуня Редечкина, Настя Шевцова, Соня Кочетова, Варя Кощеева, Маша Чечко, Настя Лукьянчикова, Настя Зайцева, Вероника Сабирова и наши мальчики Илья Джан и Коля Колесниченко ….. Эти ребята учатся петь, доносить до зрителей смыслы тех песен, которые они исполняют. Они любят бардовскую песню и верно ей служат. Все они приняли участие в нескольких концертах, выступали с бардовским приветствием на разных встречах, которые организует Институт детства.

ЗНАК № 4 В последней программе Клуба особое место занимают песни Ады Якушевой. И это понятно: именно Ада открыла в истории бардовской песни женскую страницу. Мы поем ее песню о Москве (это уже год наша визитная карточка), «Синие сугробы», «Вечер бродит». Поем Визбора – любимое до самозабвения «Многоголосье», «Мадагаскар», «До свиданья, дорогие». Поем Веронику Долину – дуэты и солисты поют «А хочешь я выучусь шить?», «Когда б мы жили без затей», «Я живу как живу», Вадима Егорова «Дождь смоет все следы»… К бардовским песням в этой программе мы добавили современные модные шлягеры. Просто почувствовали, что это можно сделать, если эти «другие» песни интонационно и по смыслу близки невероятной искренности и правдивости бардовских песен.

Вечер Клуба бардовской песни Института детства собрал много гостей, друзей старых и новых, мам с детишками, которые носились по залу и немножко мешали, но… Институт детства… Никуда не денешься… Думаю, что все мы, участники этого прекрасного, искреннего, веселого, умного действа, до сих пор не “отошли”… А зачем отходить? Напротив, мы начинаем новую программу, на которую приглашаем желающих 5 марта 2019 года” .

Настя Шевцова “Если вспомнить, за этот год произошло многое, например, поездка в Каргополь, я не смогла поехать, но от всех эмоций и воспоминаний остальных членов клуба сложилось ощущение, будто это не так. А вспомнить юбилей ИДД (Ирины Дмитриевны Демаковой)! Мы приложили очень много сил, чтобы все получилось, чтобы на нашем вечере было очень уютно, тепло, душевно, чтобы не только сама ИДД, но и остальные зрители смогли почувствовать все это, а также нашу любовь. Летом мы выбрались в парк со все такой же аурой клуба, мы играли в игры, пили чай с печеньем и, конечно же, пели песни. А осенью, с начала нового учебного года, мы с огромной радостью встретились друг с другом и принялись снова «творить», снова искать новые песни и новых людей! За этот год мы узнали друг друга с разных сторон, других, ранее не известных, приняли друг друга и сплотились еще больше. КПА (кафедра психологической антропологии) и раньше была для меня чем-то особенным, а сейчас это будто уголок дома в стенах университета. И так же как и домой, придешь на КПА, обнимешь всех своих близких, нальешь чай и, заняв свое уже давно привычное место, начнешь петь старые любимые, искать новые песни и раскладывать все что можно по голосам!”

Варвара Кощеева (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “Бардовская песня всегда была в моей жизни, тянулась тоненькой нитью, но я никак не могла подумать, что, поступив в университет, смогу найти таких же близких по духу людей. За год, проведенный мной в Бардовском клубе Института Детства, я совершенно точно могу сказать, что вокруг меня образовалась самая настоящая семья, где неважно, студент ты или преподаватель, тебе всегда окажут поддержку, споют с тобой что-нибудь душевное, веселое и обязательно поднимут настроение! 
Это не просто клуб, куда мы приходим, словно на занятия. Это маленький мир, где царит уют, любовь и песни, без которых было бы очень скучно жить на свете!”

Дуня Редечкина (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “Я не могу без тёплых, душевных и близких моему сердцу песен. Под это определение подходят именно бардовские песни. Благодаря бардовскому клубу Института Детства я за год узнала таких песен около сотни, половину из них уже пою наизусть. Но самое прекрасное, что за этот год наш коллектив стал большой дружной семьей из студентов и преподавателей. Мы вместе собираемся на репетиции, ходим на различные мероприятия, играем в игры и даже путешествуем! Поездка в Каргополь до сих пор одно из самых ярких событий этого года. Сколько мастер-классов, экскурсий, памятников русской культуры мы посетили за каких-то 4 дня. Я люблю ту атмосферу, которая живёт вокруг нас, люблю песни, которые мы поём и, конечно, всех, кто нас поддерживает! Поддержка преподавателей, студентов, друзей и знакомых значит очень много. Она даёт сил идти дальше, не сдаваться, находить время и делать невозможное! Большое спасибо каждому!”

Настя Лукьянчикова (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “За этот год я получила многое, но самое главное, что я приобрела, это близких по духу людей. Мне доставляет удовольствие просто находиться рядом с ними, петь вместе, заряжаться позитивом и положительной энергией. И правда, каждый раз когда я прихожу в наш клуб, я ощущаю на себе эту тёплую атмосферу, то как от улыбок и смеха становится тепло и приятно на душе, как поднимается настроение во время наших вечеров. Я считаю, что за этот год, я приобрела самое важное сокровище. Я познакомилась с чудесными, искренними, добрыми людьми, с невероятным желанием творить и согревать своей теплотой каждого, заставляя их струны души содрогаться под чудесные напевы”.

Маша Чечко (студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “Бардовский клуб – это место, где можно отдохнуть душой. Какой бы тяжёлый ни был день, спускаясь на КПА, попадая в круг родных лиц, становится отрадно на сердце, и всю усталость снимает рукой. Это место, где возрастные границы стираются, и мы можем посмеяться, выпить чаю и вместе попеть. Это не просто клуб бардовский песни, это иной мир в институте под сводами лестниц!”

Вероника Сабирова (студентка 1 курса ФНО Института детства МПГУ): “Всё началось 1 сентября, когда я пришла на концерт, посвящённый первокурсникам. Услышать песни бардовского клуба было необычным и волшебным для меня. Больше всего меня поразила гармония исполнения и тепло, уходящее от коллектива в зал. Затем я вновь услышала бардовский клуб на мастер-классе в рамках курса «Погружение». У меня не осталось никакого сомнения в том, что я не умею петь. Я раз и навсегда влюбилась в этот коллектив, душевные песни и уютную атмосферу вокруг, особенно в песню Юрия Визбора «Многоголосье». И вот, уже чуть больше месяца я получаю удовольствие от каждой встречи, репетиции и заряжаюсь позитивными эмоциями”.

Настя Зайцева (студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ): “Моё знакомство с бардовским клубом началось 1 сентября этого года. Я была впечатлена выступлением девушек на концерте. Затем, я вновь услышала песни на мастер-классе, на неделе «Погружения в педагогику». Мне очень понравилось петь песни вместе с участницами клуба, создавшими невероятно уютную, дружескую и теплую атмосферу. Хотя пением я никогда не занималась, я поняла, что очень хочу быть участницей бардовского клуба. За недолгое время я по-настоящему полюбила веселые репетиции, от которых я получаю удовольствие и радость, которые заряжают меня позитивными эмоциями”.

Текст подготовили:

Ирина Дмитриевна Демакова,

Елена Игоревна Адамян

Фотографии:

Л.И. Адамян, А.С. Обухов,

Е.П. Федорова, И.С. Шустова

«Арион» Александр Пушкин

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонись, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн,-
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Анализ стихотворения Пушкина «Арион»

Восстание декабристов в 1825 году заставило Александра Пушкина переосмыслить роль поэзии в общественной жизни. Автор пришел к выводу, что стихи способны стать довольно мощным оружием в руках поэта, если в них заложен определенный смысл. Благодаря этому осознанию в 1827 году им было написано стихотворение «Арион», посвященное декабристам и рассказывающее о событиях двухлетней давности.

Повествуя о восстании, Пушкин прибег к весьма распространенному в те времена приему аллегории . За основу своего поэтического повествования автор взял древнегреческий миф об Арионе – известно певце, который зарабатывал себе на жизнь, путешествуя и исполняя лирические баллады перед знатной публикой. Согласно легенде, после одного из публичных выступлений Ариону был преподнесен сундук с несметными сокровищами, с которыми певец решил отправиться на остров Коринф. Однако моряки, прознав о содержимом сундука, решили утопить Ариона в море и завладеть его богатствами. Когда поэт был выброшен за борт, его подобрал дельфин и, тем самым, спас жизнь Ариону, который после рассказал публике свою печальную и удивительную историю.

Отождествляя себя с древнегреческим певцом, Пушкин в стихотворении «Арион» несколько отклонился от мифического сюжета . По его версии, он был одним из членов команды судна, дружной и объединенной общей целью. «Нас было много на челне», — так начинается стихотворение, и первая его фраза является недвусмысленным намеком на то, что команда судна – тайное общество будущих декабристов, которые отправились в опасное путешествие по волнам жизни, готовя покушение на царя и смену общественного строя.

Ариону в этой команде была отведена роль поэта, который, «беспечной веры полон», пел пловцам свои удивительные песни. В этой фразе также угадывается очень тонкая аллегория, так как Пушкин был лично знаком со многими будущими декабристами, и его творчество вдохновило их на более решительные действия по свержению самодержавия. Рассказывая о том, как развивались последующие события, автор вновь отступает от мифологической канвы сюжета, отмечая, что «вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный». В результате шторма погибли «и кормщик, и пловец», а сам Арион был «на берег выброшен грозою», но не отчаялся тому, что с ним произошло. «Я гимны прежние пою. И рису влажную мою сушу на солнце под скалою», — такими строчками завершает поэт стихотворение «Арион».

Если проанализировать финал этого произведения, то параллель с событиями 1825 года вновь напрашивается сама собой. Действительно, Пушкин оказался одним из немногих друзей декабристов, которые по счастливой случайности были «выброшены на берег» и не участвовали в заговоре. Массовые аресты не коснулись поэта, хотя десятки представителей русской аристократии были казнены либо сосланы на каторгу в Сибирь. Существует несколько версий, которые объясняют произошедшее. Однако наиболее вероятным является допущение, что декабристы, ценя литературный дар Пушкина, не рискнули подвергать его опасности, поэтому скрыли от поэта дату предполагаемого восстания.

В итоге события 1825 года лишь косвенно коснулись поэта. Как близкий друг декабристов, он все же попал под подозрение и, выражаясь образным языком, был вынужден «сушить рису», т.е. доказывать свою непричастность к восстанию. Однако поэт не отказался от своих убеждений, о чем прямо заявил в стихотворении «Арион», Он стал лишь более осторожным и рассудительным, осознав, что как поэт может принести своему народу гораздо больше пользы, разбудив самосознание людей своими тонкими и не лишенными сарказма стихами.