Что такое умники и умницы в школе. Интеллектуальная игра «Умники и умницы

Познавательные игры

Материалы для внеурочной деятельности

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

В формате популярной телеигры учащиеся закрепляют тему "Гражданская война", тренируют логическое мышление и находчивость, расширяют кругозор и демонстрируют знания, полученные на уроках и в ходе самоподготовки. Особое внимание уделяется воспитательному аспекту: осознанию трагизма братоубийственной войны. Задания игры представлены в виде презентации.

Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года» .

Игра «Умники и умницы» проведена в рамках недели истории посвященной 100-летию Великой российской революции.

Идея взята из известной телевизионной игры «Умники и умницы». Тема сформулирована по первой строке песни, которую пели и красные и белые на один мотив, но используя разные слова. Это символизирует трагедию гражданской войны. Люди, любившие свое Отечество, видели разное будущее для своей Родины. Об этих людях и составлены вопросы игры. Вопросы составлены так, чтобы участников была возможность догадаться о ком или о чем идет речь, размышляя логически и используя знания с уроков истории или самостоятельной подготовки.

Цели игры: Создать условия для узнавания учащимися известных деятелей российской революции, гражданской войны, для расширения кругозора, эрудиции, умения действовать в предложенных условиях выбора.

Описание ресурса

ПрезентацияPowerPoint2003 состоит из 55 слайдов:

1-й слайд - титульный;

2-20-й слайды - задания и ответы 1агона;

21-39-й слайды - задания и ответы 2 агона;

40-54-й слайды - задания и ответы 3 агона;

55 слайд - изречение римского поэта Марка Аннея Лукана « В гражданской войне всякая победа есть поражение»

Чтобы перейти в следующий агон, нужно кликнуть на название агона вверху слайда, тогда произойдет смена вопросов. При нажатии на название 3 агона произойдет переход на последнюю страницу презентации, где содержится выражение, которое может использовать ведущий для завершения игры и переходу к церемонии награждения победителей в каждом агоне и самых лучших теоретиков.

Участники игры

Игра состоит из двух агонов (состязаний), в ходе которых из 6 участников определятся два победителя.

Все остальные ребята - теоретики. В случае если участник затрудняется ответить, либо ответ неверен, вопрос переходит к «теоретикам». За правильные ответы теоретики получают жетоны. Для теоретиков предусмотрен агон №3.

Правила игры

Тема игры дается участникам заранее.

Перед каждым агоном проводится отборочный тур, чтобы распределить дорожки между участниками.

После отборочного тура каждый участник выбирает дорожку:

  • зелёная состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;
  • жёлтая - из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;
  • красная - из двух, но ошибаться нельзя.

Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится теоретиком.

Ответы оцениваются жюри, специальной комиссией, которая создается из преподавателей, можно ввести в жюри («ареопаг») приглашенных гостей. Жюри отмечают количество правильных ответов каждого агониста (Приложение 2).

При ответах агонистов и теоретиков именно жюри решает вопрос о переходе в следующий этап или о присуждении Медали (Приложение 1).

В игре предусмотрено 3 агона:

  • Тема 1 агона «Красные».
  • Тема 2 агона «Белые»
  • Тема 3 агона «Для теоретиков»

Вопросы для отборочного тура (конкурса красноречия) агонистам:

  • 1 агон: В чем была сила красные?
  • 2 агон: В чем была слабость белых?

Данные вопросы задаются участникам за день до игры. В отборочном туре каждый участник должен в течение 40 секунд высказать свою точку зрения, желательно аргументируя ее. Жюри оценивает выступление каждого.

Участник, который победил в конкурсе красноречия, первым выбирает дорожку, затем дорожку выбирает тот, кто занял второе место, последняя дорожка достается третьему.

Агонисты выбирают на табло любой вопрос. При клике мышки слово меняет цвет, поэтому второй раз его уже выбирать нельзя.

Дорожки можно сделать в помещении с помощью цветной бумаги, ленты и т.п.

Ход игры

Приветственное слово учителя. Представление жюри, первых агонистов. За соблюдением времени следит ведущий. Вопросы ведущий демонстрирует на экране и выразительно прочитывает. Затем показывает правильный ответ. Жюри фиксирует правильные ответы.

Агон 1 «Красные»

1. Троцкий утверждал: « В первый по-октябрьский период враги называли коммунистов, как известно, «кожаными», - по одежде».

Кто, по мнению Троцкого, оказался законодателем моды на кожаную одежду?

«Думаю, что во введении кожаной "формы" большую роль сыграл пример Свердлова. Сам он, во всяком случае, ходил в коже с ног до головы т.е. от сапог до кожаной фуражки. От него, как от центральной организационной фигуры, эта одежда, как-то отвечавшая характеру того времени, широко распространилась».

Л. Троцкий. «Яков Михайлович Свердлов»

2. В поэме «Хорошо» Маяковский пишет:

Юноше, обдумывающему житье,
решающему - сделать бы жизнь с кого,
скажу не задумываясь - "Делай ее
с товарища

Чье имя называет Владимир Маяковский?

Ответ: Дзержинский Ф.Э.

3. Народный комиссар по военным и морским делам, стреляя в мишень, в которую до него никому не удалось попасть, из 7 выстрелов выбил 59 очков. После чего, возвращая орудие, прокомментировал факт следующим высказыванием: «Нет плохого оружия, есть плохие стрелки».

Назовите фамилию этого наркома. Какое устойчивое словосочетание связано с этим эпизодом?

Ответ: Климент Ворошилов. Ворошиловские стрелки

4. Этот командарм, а с 1935 г. – маршал Красной армии признавался: «Нет ничего прекраснее музыки. Это моя вторая страсть, после военного дела». Его увлечением был ремонт и реставрация скрипок. В библиотеке имени Ленина хранится книга, изданная в 1929 году. Называется она "«Справка о грунтах и лаках для скрипок». В 1937 году маршал был репрессирован. В 1957 году реабилитирован.

Ответ: Тухачевский М.

5. Григорий Котовский был освобожден из тюрьмы в результате февральских событий. В марте 1917 году в Одесском оперном театре на аукционе были проданы, принадлежащие Г. Котовскому предметы. Ножные приобрел адвокат Гомберг за 3100 рублей, а ручные – хозяин кафе «Франкони» за 75 рублей. Позднее Котовский сам записал так: «Медовый месяц февральской революции. И буржуазия покупает мои…»

Что же купила буржуазия у Котовского?

Ответ: Сам Котовский писал: «Медовый месяц февральской революции. И буржуазия покупает мои кандалы »

6. В 1917 году большевики отменили все царские ордена и медали. Вместо них в качестве наград использовали ценные подарки, именные часы, личное оружие и даже известные по фильму «Офицеры» «боевые революционные шаровары». В 1918 году Советская власть ввела первую награду – орден Красного знамени. Назовите имя маршала СССР, который получил орден под № 1 за успешный рейд по Уралу против белых войск. В 1938 году он был объявлен «врагом народа», а в 1956 – реабилитирован.

Ответ: В. Блюхер

7. Поезд совершил 36 рейсов, прошел более 105 тысяч километров, в его штате было 231 человек, в нем издавалась собственная походная газета «В пути». Имелся оркестр и самолет, для персонала была создана своя форма из красной кожи. В этом поезде провел почти два года этот энергичный человек.

Ответ: Л.Троцкий.

8. Он был участником шествия 9 января 1905 года в Петербурге, был ранен в руку. Позже признавал, что именно это событие привело его в «генералы от революции». Он дважды приговаривался к смертной казни, замененной под давлением общественности на каторгу и вечное поселение в Сибирь. В Гражданскую войну командовал войсками на Восточном и Южном фронтах, в Туркестане. Умер в 1925 году во время операции.

Назовите фамилию этого военачальника.

Ответ: М.Фрунзе.

9. Карл Радек вспоминал:

«Не забуду никогда своего разговора с Ильичем перед заключением Брестского мира. Все аргументы, которые мы выдвигали против заключения Брестского мира, отскакивали от него, как горох от стены. Он выдвигал простейший аргумент: войну не в состоянии вести партия хороших революционеров, которые, взяв за горло собственную буржуазию, не способны идти на сделку с германской. Войну должен вести мужик. "Разве вы не видите, что мужик голосовал против войны?" - спросил меня Ленин. "Позвольте, как это голосовал?"

Агон 2 «Белые»

10. В.А. Оболенский в книге «Моя жизнь. Мои современники» так отзывался об этом человеке:

« Без воли и без инициативы, стоя в течение нескольких месяцев во главе Временного правительства, он со всеми соглашался, ни на что не решался, постоянно твердя своим друзьям: «Верьте в здравый смысл русского народа, все образуется». В конце концов понял, что он лишний...»

О ком так писал Оболенский?

Ответ: князь Львов.

11. Его дивизия получила название «Стальной» за храбрость и стойкость. Таким же храбрым и стойким был ее командир. Брусилов вспоминал:

"Странное дело, генерал свою дивизию никогда не жалел, а между тем офицеры и солдаты его любили и ему верили. Правда, он сам себя не жалел. Я всегда восхищался такими его качествами как умение воспитывать войска, личная его храбрость, наконец, высокое соблюдение воинской этики в отношении соратников, свойство, против которого часто грешили многие начальники".

Кого так описывал генерал Брусилов?

Ответ: Л.Корнилов

12. Этого русского генерала, который был противником большевиков, спросили: «Скажите генерал, почему вы не идете на службу к немцам? Вот ведь генерал Краснов…» Генерал сказал: «Извольте, я вам отвечу: я служил и служу только России. Иностранному государству не служил и служить не буду».

Назовите фамилию этого патриота России.

Ответ: А. Деникин.

13. В Таймырском заливе Карского моря в 1901 году экспедиция Толля открыла необитаемый остров, который назвали в честь гидрографа экспедиции лейтенанта Александра Васильевича. В годы советской власти по политическим соображениям остров переименовали. В 2005 году было решено название острову вернуть.

Назовите фамилию гидрографа экспедиции, в честь которого был назван остров.

Ответ: А.Колчак.

14. Он происходил из древнего дворянского рода, родословная которого началась в XIII веке. Девизом служило изречение: «Frangas, non flectes» («Сломишь, но не согнешь»). В годы гражданской войны ему дали прозвище «черный барон»: из-за цвета одежды. Всё: черкеска, бурка - были черными.

Назовите фамилию этого человека.

Ответ: П. Врангель.

15. Он приходился по матери двоюродным племянником автору «Толкового словаря» Владимиру Далю. В 1916 году его стали сравнивать с Суворовым. Под его командованием в 20-тиградусный мороз, засыпаемые вьюгой, под огнем турецких войск русские войска после пяти дней штурма захватили неприступную крепость Эрзерум. А вот в 1919 году взять Петроград ему не удалось.

Назовите фамилию генерала.

Ответ: Николай Юденич.

16. Отрывок из стихотворения Н. Богаевского посвящен казачьему атаману, который покончил жизнь самоубийством.

В те дни тяжёлые за честь родного Края
Шли умирать за Дон не грозные полки,
А горсти юношей. Но жертва их святая
Была не понята - молчали казаки.

Герой не пережил паденья нашей славы,
И весь позор потомков Ермака,
Продавших Край родной за песни лжи кровавой,
И у него не дрогнула рука.

Назовите фамилию генерала, казачьего атамана.

Ответ: Алексей Максимович Каледин.

17. Этот генерал, создатель Добровольческой армии, скончался 8 октября 1918 года от воспаления легких. Среди венков, положенных на его могилу, один привлёк внимание. Его преподнесли умершему дети и подростки. На венке было написано: «Не видели, но знали и любили» .

Ответ: Михаил Васильевич Алексеев

18. Свою деятельность на посту министра юстиции он начал символическим жестом. Впервые придя на службу в качестве министра, он поздоровался за руку со швейцаром и курьером. За это его многие критиковали, в том числе и известный писатель-сатирик Аркадий Аверченко.

Кто был этот вежливый министр?

Ответ: Александр Федорович Керенский.

Агон 3 для зрителей

19. В одном из стихотворений Бориса Пастернака есть такие строки.

Где рельсы слепли и чесались,
Едва с пургой соприкасались,
Где слышалось: вчерась, ночесь,
И в керенку ценилась честь…

Что такое керенка? Высока ли была цена чести?

Ответ: Керенка - денежный знак Временного правительства 1917-1918. После введения золотого советского рубля (червонца) слово «керенки» было синонимом вообще обесценившихся денег.

19. Это средство передвижения появилось в Гражданской войне у махновцев.

Доподлинно неизвестно, кто первым изобрел это средство передвижения и откуда пошло название. Авторство многие приписывают Нестору Махно. Но грозным оружием это средство передвижения сделала все же Красная Армия. На это транспортное средство устанавливали обычно пулемет, и можно было вести бой даже в движении.

Как называлось это транспортное средство?

Ответ: Тачанка.

20. Официальное название этого форменного головного убора – шлем или богатырка. Однако в обиходе этот элемент одежды красноармейцев получил другое название. Какое и почему?

Ответ: Буденовка, называли по именам военачальников, под командованием которых находились первые из частей, в которые поступило новое обмундирование - М. В. Фрунзе («фрунзевка») и С. М. Будённого («будёновка»).

21. По числу жертв она обошла крупнейший на тот момент вооружённый конфликт -Первую мировую войну. В 1918-1919 годах за 18 месяцев она охватила во всем мире около 550 млн. человек, или 29,5 % населения планеты. Умерло приблизительно 50-100 млн. человек. Среди жертв был и видный большевик, председатель ВЦИК– Яков Свердлов.

Что стало - причиной смерти Свердлова?

Ответ: Испанка пандемия гриппа.

22. В.И. Ленин, находясь в тюрьме, писал чернилами, которые были не видны, а проявлялись только при нагревании бумаги над лампой. Из чего были сделаны эти «чернила»?

Ответ: Из молока. При нагреве над огнем или проглаживании утюгом написанный текст проявляется.

Внимание привлекается к афоризму Лукана « В гражданской войне всякая победа есть поражение».

По окончании игры подводятся итоги. Выступает жюри, награждает победителей - агонистов и теоретиков.

Итоговый лист

Ф.И. агониста

Учащиеся разделены на команды по 4 человека.

Каждая команда подбирает себе название, связанное с русским языком, например: «Звуковички», «Весёлые слоги», «Буковки», «Грамотеи», «Азбуковеды», «Руссия» и т. п.

Ход игры

Начало игры : команды представляются и по очереди обыгрывают название команды.

«Звуковички»:

Изучает фонетика нас,

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

«Буковки»: Любое слово состоит из разных звуков. Но звук прозвучит и исчезнет. Можно ли как-то остановить звуки, для того чтобы можно было встретиться с ними ещё много раз?

Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для обозначения звуков. Каждая фигурка-буква - это как бы застывший звук.

«Весёлые слоги»: Слоги - это кирпичики, из которых строятся слова, а потом - предложения. Если бы не было этих кирпичиков, не было бы слов, предложений, исчезла бы речь.

«Азбуковеды» : Народная мудрость гласит: «Аз да буки, а там и науки». Только освоив грамоту, можно познать другие науки.

«Грамотеи» : «Грамоте учиться - всегда пригодиться». Но начинать учиться грамоте надо с ранних лет. Зная грамоту, можно прочитать много интересных, умных книг, стать образованным человеком.

«Руссия»: Русский язык - самый красивый, самый богатый язык в мире. Познавая тайны русского языка, становишься умнее, добрее, мудрее.

Затем учитель знакомит учащихся с правилами игры.

1. Отборочный тур.

Та команда, которая наберёт большее количество орденов, выходит в основной тур и занимает одну из дорожек. В основной тур могут выйти сразу три команды.

2. Основной тур.

Право выбора первой дорожки предоставляется той команде, которая набрала большее количество орденов, вторую дорожку занимает команда, набравшая второе по счёту количество орденов, третью дорожку занимает команда, которая набрала третье по счёту количество орденов.

Первая из команд выбирает любую дорожку. Вторая команда выбирает любую из оставшихся двух дорожек. Третья команда занимает оставшуюся свободной дорожку.

Учитель. Внимание! На красной дорожке будет задано 2 вопроса, но вы не можете ни разу ошибиться.

На жёлтой дорожке вам будет задано 3 вопроса, и вы имеете право на одну ошибку.

На зелёной дорожке вам будет задано 4 вопроса и разрешается допустить ошибки.

Если игроки на дорожке допустили ошибку, то ответ могут дать теоретики - игроки, сидящие в зале.

После того как первые три команды ответили на вопросы и завершили свой путь по дорожкам, их место занимают следующие три команды (если позволяет время, отведённое на игру).

3. Подведение итогов.

1. Командное. Три команды получают грамоты (дипломы) соответственно за первое, второе и третье места.

2. Личное первенство. Трое учащихся, набравших большее количество орденов, получают дипломы и призы.

Оценивает знания предварительно выбранное жюри.

Вопросы и задан и я для отборочного тура.

1. Найти ошибки в словах и исправить их.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

И едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться:

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Дым на улице стоит, дом из труб его валит.

В день весенний у ворот начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке, рыбаки сидят у печки.

Возле дома у дорожки воробьи клевали брошки.

Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

2. Разгадать ребусы.

3. Разгадайте кроссворд «Знаете ли вы сказки?».

1. У неё были хрустальные башмачки, но один из них она потеряла. (Золушка)

2. Весёлый деревянный человечек, сын папы Карло. (Буратино)

3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

4. Друг Карлсона. (Малыш)

5. У всех котов бывают только

клички, а у этого была фамилия. (Матроскин)

4. Поставьте слова во множественное число.

Ёж, озеро, звезда, гнездо, стол, стул, ведро, слеза.

5. Пословицы шутят.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Первый клип комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами сушами.

Ус хорошо, а два лучше.

Не зная броду, не суйся в моду.

6. Рассмотрите рисунки.

Почему их объединили в пары?

Какой следует сделать вывод? (Слово одно, а предметов, которое оно обозначает, несколько)

Как называются такие слова? (Многозначные)

7. Юмористические загадки.

Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)

Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)

Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

Камень в воду упал. Каким он стал? (Мокрым)

Сколько согласных в словах: стог, стол, стоп? (Сто)

Сколько гласных в словах: семья, сорока? (Семь, сорок)

Задания для игроков, стоящих на дорожках.

Красная дорожка (I)

1. Внимательно послушайте и продолжите фразы:

Ползёт, как... (черепаха).

Молчит, как... (рыба).

Трещат, как... (сороки).

2. Соедините слова парами:

Красная дорожка (II)

1. Что не так?

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

Изумрудная Шапочка.

Волшебник Снежного города.

Красный ключик.

Золотая королева.

2. Какое слово лишнее?

Марина, Тамара, Николай, Ирина, Галя.

Жёлтая дорожка (I)

1. Внимательно послушайте словосочетания.

Золотой перстень; золотой характер; золотая рожь; золотое сердце; золотые руки; золотое кольцо.

В каких из них слово «золотой» употреблено в прямом значении? В каких - в переносном?

2. Что не так?

Измените фразы, чтобы получилось правильно:

Трусливый, как медведь.

Голодный, как осёл.

Неуклюжий, как заяц.

Упрямый, как волк.

3. К данным словам подберите синонимы:

юная - _______________ ; пожилая - _______________; отважная - _______________.

Жёлтая дорожка (II)

1. Выберите подходящее слово и закончите предложения: Марина пошла на (прут, пруд).

Выступал индийский (маг, мак).

По реке плывёт (плот, плод).

2. Замените одним словом:

задирать нос; путаться под ногами; во всю Ивановскую; знать назубок.

3. Послушайте стихотворение.

Ах, опять ты, шар воздушный,

Улетаешь, непослушный!

Вот моя ладошка -

Отдохни немножко.

Какова тема данного стихотворения?

Зелёная дорожка (I)

1. Что не так?

Юля подмела пол и посуду.

2. «Пятый лишний».

Пятый, пятёрка, пятница, пятно, пятачок.

3. Какое слово заблудилось?

шиповник

4. Послушайте стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

Папа, мама и ребёнок.

Что они обозначают?

Зеленая дорожка (II)

1. Какая буква исчезла из слов?

2. Узнайте, о чём идёт речь.

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, когда зазнаются, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Дополнительно: как известно, именно его оторвали на базаре любопытной Варваре.

3. Поменяйте в словах буквы так, чтобы получились новые слова. МАЯК КАРЕТА

4. Представьте, что вы - поэты. Закончите строчки.

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали...

Михаил играл в футбол

И забил в ворота...

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли...

Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько...

Резерв

Данные задания можно использовать в то время, когда жюри подводит итоги игры.

1. Восстановите предложение.

Под окном пряли три вечерком девицы поздно.

2. Закончите стихотворение, вспомнив фразеологизм.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес,...

Ребята слушать их не станут:

От этой песни...

3. Добавьте к словам букву «я».

Какие новые слова получились?

Беда (ябеда).

Мак (маяк).

Пол (тля).

Кол (Коля).

4. Замените одним словом.

Крыша из железа. Дом из кирпича. Лента из шёлка. Варенье из клубники. Кисель из малины. Здание, где хранится зерно. Машина, которая роет землю.

5. Замените данные слова антонимами.

Смелый; добрый; быстрый.

6. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Цель:

Повысить интеллектуальный уровень развития детей и расширить их кругозор.

Задачи:

1. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

2. Развить интерес к занятиям по разным предметам.

3. Воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.

4. Выявить самого эрудированного ученика.

Ход мероприятия

I. Организационный момент .

Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».

Ведущий 2:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Ведущий 2: В нашей игре принимают участие 3 команды………..

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Ведущий 2:

Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из четырёх этапов. Первый этап «Математический» перенесет вас в область математики. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Литературный» поможет нам узнать, насколько много вы читаете. Четвёртый этап «Любители природы» отправит нас в путешествие в мир природы.

На каждом этапе вас ждут 3 вопроса. Вы должны выбрать себе один из них. Количество баллов за вопрос вы выбираете сами. Жёлтая карточка-10 баллов, в неё входит один вопрос, зелёная – 20, состоит из двух вопросов и красная – 30 баллов имеет три вопроса.


Ведущий 1:

Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!

Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Прошу команды выбрать задание.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Две сосиски варятся 6 минут. Сколько минут будут вариться 8 сосисок? (6 минут)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1)Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак? (1 собака, 2 гуся.)

2)В комнате стояло около стола 8 стульев. Два переставили к стенке. Сколько стульев стало в комнате?

(8 стульев)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?

(5 книг)

2)Во дворе гуляли куры и одна собака. Всего гуляло 10 лап. Сколько было кур? (3 курицы)

3) Когда гусь стоит на двух ногах он весит 4 кг. Сколько килограммов будет весить, если встанет на одну ногу?

(4кг)

Ведущий 1: Внимание, начинаем второй этап «ГРАМОТЕЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1) Из букв нужно составить правильно слово АОСНВМТКО (космонавт)

Ляжет палочкой на строчку-

Проходите по мосточку. (тире)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2) Отгадайте знак препинания:

На крохотное ушко

Похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть-чуть

Выйдет на дорожку-

Всем подставит ножку. (запятая)

3) Расставьте слова в алфавитном порядке: город, весна, арбуз, снег, костёр, эскимо. (арбуз, весна, город, костёр, снег, эскимо)

Ведущий 2: Нас ждёт следующий этап «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Что Буратино вытащил в Стране Дураков из кармана куртки, перед тем как положить туда золотой ключик? (пиявки)

2 карточка (зелёная – 20)

1) Имя папы Буратино (Карло)

2)Герой сказки, что жил у славного Дадона, «стерёг границы его царства» (Петушок)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1) Сказочное дерево, у которого «И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (дуб)

2) Прозвище дяди Степы (Каланча)

3) Волшебник, который всегда лезет в бутылку (Джинн)

Ведущий 1: Итак, ребята, последний этап нашей игры «Любители природы». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крест – накрест, и птенцов –то она выводит не летом, а зимой.

(клёст)

2 карточка (зелёная – 20)

1)Сколько ног у паука? (8)

2) Какой океан на Земле самый большой? (Тихий)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)У кого ухо на ноге? (у кузнечика)

2)У какой дикой кошки кисточки на ушах? (рысь)

3) Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки)

Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.

МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа»

Интеллектуальная игра для младших школьников

«Умники и умницы»

Подготовила: Шаталина С.А.-учитель нач.кл

2013-2014 уч.г.

Цель : умения применять знания на практике, развивать интеллект, память, эрудированность, логическое мышление у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению гуманитарных наукОборудование: игровые дорожки, карточки с вопросами, карточки с именами, ордена “Умников”.Участники: учащиеся 8-11 классов

Поэтапное описание.

Подготовительный этап.

    Составление заданий для каждого тура. Подготовка необходимого для игры реквизита, изготовление орденов “Умников”. Формирование списка участников Выбор членов ареопага.

Ход игры

Организационный момент.

Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление судей - членов ареопага.

Правила игры:

Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.

    В ходе отборочного тура необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками). Условия второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать не правильно. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.

    Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков

    Учащиеся набравшие наибольшее количество орденов, определяют право на выбор игровой дорожки. Проводится между тремя агонистами. Им выдаются листы с терминами, в которых допущены ошибки. Агонисты должны за минуту найти ошибки и правильно исправить их.

Отбор агонистов:

    Димократия - демократия
    Иппадром - ипподром
    Стратек - стратег
    Амфара - амфора
    Аратор - оратор
    пратекционизм - протекционизм
    талерантность - толерантность
    Калонии - колония Вопросы для 1 агона:

    3. Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

(большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нём).

    9.В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Как называли посетителей этого заведения?

(Лодыри)

    Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул «великий хан» Этот завоеватель сказал: « Впереди моего войска идёт страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите имя этого человека.

(Чингисхан)

    В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас?

(Чёрное море)

Вопросы для 2 агона - право :

1.Президент РФ по должности является Председателем правительства РФ.

(нет)

2.Российская Федерация – это светское государство. (да)

3.О каком термине идёт речь

Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и самоуправления.

(избирательное право)

4.Конституция РФ определяет Россию как:

А) федеративное государство

Б) унитарное государство

В) светское государство

Г) клерикальное государство

Д) социальное государство

(а, в, д)

5.Республика может быть:

А) симметричной

Б) асимметричной

В) президентской

Г) аристократической

Д) парламентской

(в, д)

6.У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков -?

(круг)

7. У.Черчилль назвал её «худшей формой правления», не считая, разумеется, всех остальных. О чём он говорил?

(О демократии)

Вопросы для 3 агона- числительный :

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

(Это названия одного города)

    Поэт Симонов писал в стихотворении, что битва произошла

«на голубом и мокроватом

Чудском потрескивавшем льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

от сотворения году»

О какой битве он писал? Почему лёд был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату?

(Речь идёт о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лёд был немного подтаявшим, так как была весна. 5 апреля 1242г. Дата указана по старому летосчислению 6750-1242=5508 5508+2014= 7522г от Сотворения мира).

Вопросы для 4 агона- заморский:

1.Какая самая длинная река в Великобритании? (Темза)

2.Где заседает английский парламент? (Вестминстерском аббатстве)

4.Какой французский король сказал «Государство это я?» (Людовик 14)

5.Что означает английская пословица «Тайм из мани» (время –деньги)

6.Что означают английское слово: прайс лист(прескурант или список цен)

Имидж(образ)

Чизбургер(бутерброд с сыром)

    Что означает по французски «бутик» (маленький магазинчик)

«кашне»(прячь нос)

«Пенсне»(защимить нос)

    Что означает английская пословица «Тайм из мани»? (время – деньги)

На закуску.

Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска, Перми?

(петербуржец, петербуженка; туляк, тулячка; архангелогородец, архангелогородка; курянин, курянка; пермяк, пермячка)

Принято считать, что веселый праздник Новый год пришел к нам из Византии вместе с христианской религией. Однако в народных традициях празднования Нового года явно прослеживаются языческие корни, а это значит, что зародились они задолго до Крещения Руси. К сожалению, у нас не сохранилось никаких сведений о том, как славяне встречали дохристианский новый год.

Когда наши предки приняли европейский Юлианский календарь, новый год для них стал наступать 1 марта. Но это был лишь официальный праздник, не особо почитавшийся народом. Если в средиземноморских странах начало марта совпадало с началом сельскохозяйственных работ, то на Руси, а особенно на севере Руси, в это время на полях еще лежал снег. Поэтому гораздо большей популярностью в народе пользовались праздничные обряды, приуроченные ко дню зимнего солнцестояния, когда «умирает старое и рождается новое солнце».

В 1492 году (а по другим источникам − в 1348 году) православная церковь, согласно решению Никейского собора, перенесла наступление нового года с 1 марта на 1 сентября. С тех самых пор на Руси новолетие стали встречать осенью. Этот праздник тоже не смог стать всенародным. Начало сентября совпадало у крестьян с разгаром сбора урожая, когда об отдыхе не могло быть и речи. Однако к новолетию было приурочено множество официальных торжественных обрядов. В канун наступления нового года по всей Москве били в колокола, а на следующий день на Красной площади собиралась большая толпа народа, которую поздравлял сам государь.

Но и эта традиция просуществовала сравнительно недолго. Желая идти в ногу с западными странами, Петр Великий запретил россиянам праздновать новый год в сентябре. Специальными указами от 15 и 19 декабря 1699 года праздник был перенесен на 1 января, а летоисчисление теперь велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова. И если раньше у простых людей не было принято поздравлять друг друга с Новым годом, то отныне это стало обязанностью каждого.

Первый Новый год отмечали очень шумно: в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года народ развлекали праздничным фейерверком и парадом на Красной площади. А уже через 4 года все новогодние торжества были перенесены в Петербург. При Петре I особую популярность приобрели массовые гуляния и маскарады у Петропавловской крепости. На этих маскарадах веселились как простолюдины, так и дворяне во главе с самим Императором.

Как и следовало ожидать, «зимний» Новый год прижился в России не сразу. Еще долгое время наши предки пытались тайно отмечать сентябрьское новолетие, однако Петр довольно жестоко боролся с такими попытками. Он строго следил за тем, чтобы к 1 января все дома были украшены еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками, которые в то время полагалось наряжать орехами, фруктами и даже яйцами. Постепенно россияне начали привыкать к новому празднику, в народе сложились новые традиции и поверья. Например, обильный праздничный стол стал считаться залогом богатства семьи на весь предстоящий год. В начале XIX века в России появилось шампанское. Вскоре этот напиток стал неотъемлемой частью каждого новогоднего стола, каким он и остается до сих пор. Во время царствования императора Николая I на смену украшениям из хвойных веток постепенно приходят целые елки. Традиция наряжать ели на Новый год и Рождество закрепилась где-то к середине XIX века. Примерно в то же время на новогоднем столе появился знаменитый гусь в яблоках.

Советская эпоха стала для праздников Нового года и Рождества своеобразным испытанием. Конечно, теперь мы встречаем Новый год не совсем так, как встречали его наши предки, и все же настроение веселого зимнего праздника, традиции которого складывались веками, живет в нас и по сей день.

Северо-Казахстанская область.

район им. Г.Мусрепова.

Чистопольская средняя школа .

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

« УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Баяхина Роза Ахметжановна

2012 уч.год.

ЦЕЛЬ: знания детей по разделам программы; развивать память, сообразительность, находчивость; воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность; формировать интерес к играм, соревновательного характера.

Оборудование: ватманы, альбомные листы, картинки разрезные, фломастеры, геометрические фигуры.

Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые товарищи взрослые! Я рада Вас приветствовать на интеллектуальной игре.

Представляю многоуважаемое жюри, которое будет судить строго, но справедливо.

Итак, начинаем турнир! (Звучат фанфары)

Встречаются команды: “Почемучки”, “Знайки”, “Угадайки”.

Оценивать выполнение будет жюри, за каждый правильный ответ будет вручаться жетон.

Для начала прошу команд представиться… (Звучат девизы команд).

Ну что ж, на такой эмоциональной ноте и начнём нашу интеллектуальную игру.

1. Какое сейчас время года?

2. Назовите осенние месяцы.

3. Какие приметы осени вы знаете?

Вопрос для капитанов команд: Вспомните и расскажите стих. об осени.

I блок “Развитие речи”

1. Вспомните и расскажите скороговорки.

2. “Доскажи словечко”

Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт (солнце).

3. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар (земля).

4. Течёт, течёт – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит (река).

5. Летит – рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его (ветер).

6. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга (радуга).

7. Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт (дождь).

8. Скажи наоборот:

Больше – (меньше);

9. Выше – (ниже);

10. Старше – (младше);

11. Глубже – (мельче);

12. Раньше – (позже);

13. Шире – (уже);

14. Плохо – хорошо;

15. Сладко – горько;

16. Холодно – тепло;

17. Тихо – громко;

18. Весёлый – грустный;

19. Добрый – злой;

20. Жадный – щедрый;

21. Вежливый – грубый;

22. Доверчивый – подозрительный;

23. Чистый – грязный;

24. Шершавый – гладкий;

25. Мелкий – глубокий.

26. “Доскажи пословицу”:

Без труда…(не вытащишь и рыбку из пруда);

27. “Поспешишь…(людей насмешишь);

28. “Что посеешь…,(то и пожнёшь);

29. “Когда я ем…(то глух и нем);

30. “Книга…(лучший друг человека);

31. “Умелые руки…(не знают скуки).

32. Доскажи фразу:

Ворона каркает, а сорока?

33. Сова летает, а лягушка?

34. Корова жуёт сено, а лиса?

35. Олень бежит, а змея?

36. Конь ржёт, а корова?

37. Луна светит, а звёзды?

38. Трактор водит…(тракторист);

39. Стены выкрасил…(маляр);

40. Доску выстругал…(плотник);

41. В доме свет провёл…(монтёр);

42. В шахте трудится…(шахтёр);

43. В жаркой кузнице…(кузнец).

44. “Слоговой аукцион”:

Придумайте слова со слогом “во”:

Во – ва, во – рона, во – рота, во – робей;

МА – мА, мА – сло, мА – рка, мА – лина;

Придумать имена со слогом “Ва”:

Ва – ся, Ва – ря, Ва – ня, Ва – ля.

45 . “Сказочное лото”:

Сивка –…

Гуси – …

Заюшкина…

Конёк – …

Красная – …

Гадкий…

Мороз –…

Дюй…

Царевна…

Цветик –…

Доктор…

Мёртвая –…

46. Произнесите чистоговорки чётко, не путая слова:

Клара украла у Карла кораллы”;

47. “Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап!”

48. “Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто”.

49. Вспомним сказки:

Сказки просят:
А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!”
“А дорога далека
А корзина – нелегка
Сесть бы на пенёк
Съесть бы пирожок” (“Маша и медведь”)

50. “По тропе,
Шагая бодро,
Сами воду
Тащат вёдра!” (“По щучьему велению”)

51. “Ах ты, Петя – простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко” (“Кот, петух, лиса”)

52. “Красна девица грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка” (“Снегурочка”)

53. “Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

54. “Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов” (“Теремок”)

55. (К.Чуковского)
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей “Тараканище”).

58. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными…(грибами “Путаница”).

59. Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под…(кровать “Мойдодыр”).

60. Придумать рифму к словам:

Кочка – дочка, бочка, точка, строчка.
Картошка – кошка, матрёшка, Серёжка.
Лягушка – квакушка, подружка, подушка, кружка, ватрушка.
Зайчик – пальчик, мальчик, побегайчик.
Мышка – трусишка, воробьишко, малышка.
Тучка – кучка, ручка, Жучка.

61. “Назови одним словом:
Муха, комар, пчела – насекомые.
Дуб, берёза, липа – деревья.
Заяц, медведь, лиса – звери.

Физ.минутка: “Карлики – великаны”.

II блок “Математика”

62. “Составь человечка из геометрических фигур”.

63. “Назови и сосчитай геометрические фигуры”.

64. “Назови соседей числа”:

5 –;

65. – 2 –;

66. – 9 –.

67. Какое число получится, если 7 увеличить на 1?

68. 10 уменьшить на 1?

69. 5 минус 1?

70. Разгадай загадки:

Два брюшка, четыре ушка” (подушка);

71. “Две в руках,
Две в ногах –
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда –
Только лягут два следа (лыжи);

72. “Пять ступенек –
Лесенка
На ступеньках –
Песенка (ноты).

73. Какие цифры могут сказать про себя: “Повернёшь меня вверх или вниз головой и стану цифрой я другой” (6 и 9).

74. У стула 4 ножки.
Сколько ножек у двух стульев? (8)

75. Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдёт 8)

76. Подумай и реши:

Принесла слону обезьяна 2 банана.
Вот обрадовала подарком великана:
Был 1 банан у него – посмотрите!
А теперь сколько стало всего?

77. Три яблока из сада ёжик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

78. Четыре спелых ягодки
На веточке качались.
Две снять успел в корзинку я.
А сколько же осталось?

79. На полянке у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать (4 жука); I

80. Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4)

81. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (4)

Физминутка: “Буратино”

III блок “Основы безопасности жизнедеятельности”

82. Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой).

83. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…(отнять).

84. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается (огонь)

Физминутка: “У оленя дом большой”

IV блок “Правила дорожного движения”

85. С какими видами транспорта вы знакомы?

86. В каких местах можно переходить через дорогу?

87. Чем отличаются светофоры для транспорта и для пешеходов?

88. Молодцы, ребята! Какое у вас настроение?

Тогда я предлагаю нарисовать портрет одного из вас – “Весёлого человечка”;

89. Засиделись?
Ну, что ж, поднимайтесь и принимайтесь за следующее испытание: “Собери картинку”.

Заключительный этап:

Пришло, пожалуй, время подвести итог,
Хоть каждый из вас сделал всё, что мог,
Прошли вы с честью испытанья! И наши сложные задания.
Спасибо за работу, вы хорошо отвечали на вопросы.

А сейчас мы узнаем, кто же победил.

(Жюри объявляет победителя, раздача призов).