Думай глобально, действуй локально! Мыслить глобально - действовать локально, учитывая законы биосферы.

Тела... Масштабность и Глобальность мышления в итоге меняет всю жизнь... Все знания - это вариант работы мысли на всех уровнях Времени... Мыслить , размышлять Мыслить - значит открывать "память". Размышление - это "Опыт" действия мысли на уровне Времени... звучит "Начало"... Это основные показатели Нематериального в материальном... Бессмертие - это "мысль ". "Сон" - это конкретное действие движения мысли . Мысль выполняет 300 - 500 задач одновременно: этот уровень связан с работой Духа и...

https://www.сайт/journal/143612

... Глобальной (общепланетной) Сферы земного РАЗУМА... Важно,.. даже и судьбоносно (для самого Человека, прежде всего) согласиться: в Мироздании,.. вокруг НАС,.. существует и...СТРУКТУРА МЫСЛИ !.. Иерархическая не на линии «человек - камень», но соподчиненная по ветвям и сферам физического и прочего взаимодействия... Соответственно локальным ... угнетать и разрушать МЫСЛЬ ,.. объективно существующую и вне нашего сознания, вне мысли человеческой... Сие,.. уже и многовековое действо «человека разумного»,.. ...

https://www..html

Мысли 1. Смысл существования всего неживого и живого, включая человека, невозможно объяснить, если не предположить, что помимо нашего мира существуют и другие миры, недоступные нашим органам чувствования. Это трансцендентные миры, в которых действуют ... ». 58. Смерть – это фундаментальный аттрактор, присущий всем системам, живым и неживым. У моего знакомого было три локальных аттрактора: карьера, наука, выпивка. Совместить их не удалось. Победу одержал фундаментальный аттрактор. 59. Человек – это...

https://www..html

И государственных переворотов. Не меньшую опасность представляет экологический кризис. Усиление парникового эффекта ведет к глобальному потеплению и повышению уровня мирового океана. Это чревато затоплением плотно населенных районов речных дельт в... потребления, к 2030 г. человечеству потребуется еще одна планета. Для решения всех этих проблем нужны скоординированные действия объединенного человечества. Но необходимому объединению мешает эгоистичность человеческой природы. Если мы и можем, в чем...

08:19 11-12-2015

10 декабря в офисе фонда "Евразийцы - новая волна" прошла молодежная дискуссия на тему «Думать глобально – действовать локально», в рамках которой участники молодежных проектов Фонда обсудили, как грамотно писать эссе и оформлять свои проекты.

Алина Джанетова обозначила общие моменты по тому, как писать эссе и для чего они нужны в рамках занятий АКМ И МЭК.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Наиболее актуальной темой для эссе молодого специалиста является тема "Я и моя карьера". Тематика эссе дана для того, чтобы комиссии (работодателю) было легко оценить особенности вашего мышления, творческие способности, энтузиазм и потенциал. Лучший способ достичь такого результата - писать прямо и откровенно, оставаясь честным перед самим собой. Если вы не честны, есть все шансы, что ваше сочинение сочтут неестественным.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут подтвердить и подкрепить ваши мысли.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора);

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Для тренировки навыков публичного выступления, собравшиеся попробовали свои силы в качестве спикеров на дебатах по теме: Нужно ли министерство молодежи самой молодежи. Участники АКМ и МЭК, в рамках 2 минут, пытались убедить всех собравшихся в своей точке зрения.

Также, в рамках встречи молодежь предложила темы для обсуждения и проведения по ним лекций, тренингов, деловых игр:

1) Борьба с коррупцией в Кыргызстане: проблемы, мировой опыт, что может сделать молодежь (круглый стол);
2) Какая внешняя политика выгодна и необходима Кыргызстану (лекция-обсуждение с экспертом);
3) Политическая социализация молодежи в КР: риски и неиспользованные возможности (круглый стол);
4) Молодежная политика в КР: нужно ли министерство молодежи Кыргызстану, и каким оно должно быть? (круглый стол)
5) Трудоустройство молодежи: проблемы и пути решения (лекция);
6) Кто должен быть богатым население или государство? (дебаты);
7) Финансовая грамотность для молодежи: кредиты, инвестиции, финансовые пирамиды (тренинг);
8) Как работать с информацией из открытых источников (тренинг);
9) Бизнес идеи для молодежи (Встреча с молодыми бизнесменами);
10) Таим менеджмент для студентов (тренинг).

К сожалению, население не всегда осознает приближение экологической катастрофы, оно довольно безучастно к идеям сохранения природы и защиты окружающей среды. Эта неосознанность возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования и воспитания. У выпускников школ и вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе, крайне низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению окружающей непосредственно человека среды.

Следовательно, среди факторов решения этих проблем приоритетное место должно быть отведено экологическому образованию и воспитанию. Причем воспитание должно опираться на конкретную природоохранную деятельность, в процессе которой ученики смогут ощутить причастность к решению экологических проблем как местных локальных, так и глобальных. То есть необходимо воспитать человека, не только обладающего экологическими знаниями, но и мыслящего, способного при ограниченных ресурсах содействовать динамичному развитию общества и поддерживать устойчивое развитие природной среды, глубоко чувствующего, ответственного за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной. Именно этого общество ожидает от системы образования.

Взаимосвязь глобальных, национальных и местных проблем в процессе экологического воспитания и сотрудничество на всех уровнях (местном, национальном, международном) необходимы для эффективного решения тех или иных экологических проблем, для учета возможных перспектив развития экологической ситуации в будущем.

Если говорить о воспитании в процессе природоохранной деятельности, то здесь необходимо не только владеть информацией, но и иметь возможность включиться в масштабные общероссийские и международные акции. Ведь лозунг «Мысли глобально, действуй локально!» как нельзя лучше характеризует возможность влияния природоохранной деятельности того или иного детского объединения на международные экологические проблемы, что дает возможность ребенку почувствовать свою сопричастность к решению общей проблемы, свою включенность в общее важное дело.

В этой ситуации просто невозможно обойтись без необходимой информации, без взаимодействия с единомышленниками, без сотрудничества с различными природоохранными организациями, которые и дают возможность включиться в различную практическую экологическую деятельность. Все это становится реально на сегодняшний день только благодаря развитию компьютерных технологий и возможности пользования Глобальной сетью практически любого образовательного учреждения.

Любая серьезная природоохранная организация имеет свой сайт в Интернете, предоставляет для общения свой электронный адрес и все имеющиеся у нее ресурсы. Педагогу необходимо лишь уметь ориентироваться в бескрайнем море информации, выбрать самые оптимальные для его детского коллектива ресурсы и организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с предлагаемыми формами и методами.

Рассмотрим некоторые из ресурсов, дающие возможность организовать процесс экологического воспитания и образования.

Начнем с такой неоднозначно оцениваемой организации как Гринпис (www.greenpeace.org/russia/ru). Несмотря на порой шокирующие общественность акции этой организации, информация, которую она предоставляет на сайте, очень полезна. А проекты, проводимые организацией, дают возможность организовать конкретную деятельность. Один из них называется «Возродим наш лес!». Не секрет, что ситуация с лесами в России не самая лучшая. Проект учит детей, как вырастить те или иные виды деревьев, как заложить лес и ухаживать за ним. Гринпис организует специальные экологические лагеря, высылает необходимые методические материалы, что позволяет любому детскому объединению стать участником этого начинания. Среди методических материалов у Гринпис есть замечательный фильм, посвященный именно проблеме восстановления лесов. Герой фильма - Лесовичок доступно расскажет детям, что такое лес, зачем он нужен и как восстановить леса в России.

И это лишь один из проектов. Для экологического образования детей и взрослых на сайте также можно получить информацию, как сделать свой дом экологичным, как правильно выбирать бытовую химию и обращаться с бытовыми отходами, как выбрать безопасные продукты и безопасную посуду, утеплить жилище и так далее. Кроме этого, всегда можно узнать последние экологические новости - о защите амурского тигра, о загрязнении Невы, о проблеме изменения климата и многое другое.

Следующий ресурс, заслуживающий пристального внимания, - Международный фонд защиты животных (IFAW) (www.ifaw.org/ifaw_russia). Информация, которую предоставляет фонд на сайте, очень интересна и познавательна. Но самое главное, на мой взгляд, - это Неделя защиты животных - акция, которую он проводит в этом году уже в 17-й раз. IFAW не только размещает на своем сайте методические материалы по проведению мероприятия, но и бесплатно высылает их по требованию.

Согласитесь, имея такую информацию, достаточно легко принять участие в этой международной акции. В программе - конкурс экологического плаката и рисунка, сбор силами детей подписей под петицией. Каждый раз неделя посвящена конкретной теме. В этом году на первое место вышла проблема загрязнения пластиком Мирового океана. А потому собирают подписи под петицией для рассмотрения в Госдуме вопроса о запрете применения одноразовых пластиковых пакетов. Вот вам и возможность локальных действий при решении глобальной проблемы. В прошлом году, например, под петицией в защиту тюленей участниками недели было собрано более 335000 подписей.

Число участников недели растет с каждым годом. Фонд еще и стимулирует детей на экологическую деятельность - в знак уважения высылает тем участникам акции, кто собирает 100 и более подписей, футболки с эмблемой фонда. Теперь, кстати, вместо футболок высылается хлопчатобумажная сумка, что даст возможность использовать ее вместо пластиковых пакетов. Параллельно фонд организовал акцию по сбору пластикового мусора, причем с учетом его количества, чтобы определить масштабы мирового загрязнения природы пластиком.

Это лишь часть конкретной деятельности, в которую можно включиться благодаря выходу в Интернет. Но на сайте фонда для детей есть еще раздел «Живой остров», который поможет им узнать много интересного о тюленях и собаках, и о том, как и почему их надо защищать.

Центр охраны дикой природы (www.biodiversity.ru/programs/mp.html) дает возможность принять участие в Марше парков. Эта международная акция, имеющая давнюю историю, пришла к нам в страну в начале 90-х годов. Целый комплекс мероприятий направлен на поддержку особо охраняемых природных территорий - заповедников, заказников, национальных природных парков. Центр тоже высылает поддерживающие материалы для организации акции, организует в рамках Марша парков различные конкурсы для детей и размещает на своем сайте наиболее интересные отчеты о проведении марша.

Кроме заповедников и национальных парков, в каждом уголке страны есть и небольшие природные территории или просто объекты, которые тоже требуют к себе внимания. Центр охраны дикой природы поможет организовать работу по сохранению таких мест. Кроме этого, он проводит для педагогов семинары, которые помогут организовать экологическое образование и воспитание детей. По итогам участия в Марше парков центр выпускает брошюру с описанием наиболее интересного опыта работы. Так что, может быть, и ваша деятельность однажды будет освещена в этом сборнике.

Всемирный фонд дикой природы (www.wwf.ru)на своем сайте размещает огромное количество интересной информации об экологических проблемах. К сожалению, принять участие в его масштабных акциях детскому объединению достаточно сложно, но вот в игровой форме приобщиться к делу охраны природы вполне реально. Для этого на сайте существует настоящая природная стратегия - игра «Спасти леопарда». Для ребят помладше есть возможность научиться делать живые тени животных и поучаствовать в конкурсе головоломок.

Международный социально-экологический союз (http://seu.ru/news_ru) предложит вам принять участие уже в конкретном деле - например, в сборе желудей. Акция под названием «Разыскиваются желуди» объявлена Лесной кампанией Международного социально-экологического союза по возрождению дубрав. Дуб весьма чувствителен к весенним заморозкам, поэтому плодоносит не каждый год - обильные урожаи наблюдаются раз в

4-6 лет. В остальные годы плодов мало и их нелегко собрать. Самый простой способ поучаствовать в акции - выбрать хорошую погоду и отправиться в ближайший парк, сквер или лес, не забыв прихватить небольшой пакетик или сумку. Собранные желуди несложно отправить посылкой, а союз передаст их туда, где необходимо посадить новую дубраву.

И это лишь одна из акций союза.

Организация содействия экологическому образованию (www.oseko.spb.ru). Ее коронный номер - конкурс школьных экологических газет. Для участия в нем вам надо сформировать редакционную коллегию в составе 5 человек 13-16 лет, подготовить заявку с указанием номера школы, ФИО педагога-руководителя редколлегии, контактного телефона, адреса электронной почты, подписать заявку у директора школы и начать работу. В зависимости от специфики деятельности вашей организации и вашего личного интереса можно выбрать различные варианты партнерства:

стать организатором конкурса в своем регионе;

принять участие в работе жюри конкурса на уровне региона или России;

принять участие в консультировании участников конкурса по вопросам журналистики, экологии, работы в команде, дизайна и так далее в одном из регионов или на российском уровне через сайт конкурса;

поддержать конкурс информационно, размещая материалы о конкурсе и статьи, написанные школьниками, в различных СМИ.

Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество» (www.ecocoop.ru) поможет ответить на целый ряд вопросов и дать конкретный совет по организации своей экологической деятельности:

есть ли в вашей местности ненарушенная природная территория, хотите ли вы ее сохранить?

обитают ли у вас редкие животные или растения?

хотите помочь заповеднику, национальному парку или другой ООПТ?

сильно ли развиты у вас в районе эрозионные процессы, от которых гибнут почвы?

хотите определить тип почв, распространенный в лесу, не выкапывая почвенного разреза?

вам нужно определить химические свойства почв, а возможности выполнения специальных анализов для этого у вас нет?

надоел мусор во дворах и парках?

хочется озеленить все вокруг?

вы решили принять участие в акции «Первоцвет»?

А разделы сайта «Наши пернатые друзья», «Сбережем нашу землю», «Сохраним заповедники» говорят сами за себя. Кроме этого, проект размещает конкретные просьбы о помощи от особо охраняемых природных территорий. Если они находятся недалеко от вас, то вполне реально организовать помощь силами вашего детского объединения. А вообще присмотритесь внимательно, может быть, такая же помощь нужна просто ближайшему парку, лесу или роднику?

Олег КАМАКИН, заместитель директора по воспитательной части Центра детского творчества, Ноябрьск, Тюменская область

"Мыслить глобально, действовать локально" - провозгласили четверть века тому назад в "Римском клубе", полагая и надеясь, что локальные действия, предпринимаемые в соответствии с системными представлениями об окружающей среде как целостности в совокупности позволят избежать экологической катастрофы. Глобальное мышление при этом должно было не только служить побудителем и направителем действий, но и помогать выбору применяемых средств, способов достижения целей.

Анализ событий прошедших лет заставляет констатировать, что принцип "Римского клуба" не оказал сколько-нибудь заметного влияния на практику. Почти все конкретные природоохранные действия направляются локальными интересами (либо национальными, но для целей данного анализа все, что не глобально, придется считать локальным), обосновываются локальными оценками и, самое главное, осуществляются без оглядки на экологические потери с позиций биосферы, в целом. В итоге единица природоохранного результата, полученного в одном месте, оплачивается более чем единицей общих экологических потерь во всех тех местах, откуда получены энергия и материалы, куда отправлены отходы, где проходит транспорт и т. д. Конечно, измерять экологические результаты и потери трудно, но это не оправдывает отсутствия реальных попыток получать такие оценки и использовать их в принятии решений.

Тем не менее неявно экологические оценки используются постоянно, и прежде всего в случаях, когда локальная окружающая среда улучшается за счет биосферы. Лишь на первый взгляд главную роль играют экономические оценки. Действительно, пусть ставится цель сократить выбросы на каком-либо предприятии, уменьшить загрязненность в городе, провести "ремонт" нарушенной экосистемы и пр.; намечаются необходимые меры, выделяются деньги, определяются источники всего необходимого для производства работ, естественно, самые экономичные, дешевые и т. д. Любой экономист скажет: а как может быть иначе? Однако, если при этом экологический ущерб в "источниках" превосходит результат, то, следовательно, фактор чистоты окружающей среды там оценивается ниже, чем на полигоне природоохранной деятельности, сохранность "посторонних" экосистем, биосферные эффекты и вовсе получают нулевую оценку.

Надо ли доказывать, что ничего общего с глобальным мышлением этот подход не имеет, а ведь господствует именно он. Даже в тех случаях, когда провозглашаются (и хотя бы частично достигаются) глобальные цели (например, охрана озонового слоя), неадекватность экологических оценок и неэкологичность экономических приводят к очень существенным искажениям природоохранной политики и ее результатов.

Итак, глобальное экологическое мышление пока не оказывает существенного влияния на локальные природоохранные, тем более - общехозяйственные действия. Более того, эти действия, коль скоро они полагаются именно как локальные и встраиваются в локальные структуры (административные, информационные, финансовые, технологические, логистические и т.п.), сильно влияют на сознание своих осуществителей, замыкая его на сугубо местных реалиях, отрывая от той специфики, которая соотносится глобальному мышлению.

Однако для предотвращения экологической катастрофы требуются действия, прямо вытекающие из глобального анализа, и слишком часто они не согласуются с локальными краткосрочными интересами, а то и полностью противоречат им. Если бы все природоохранные задачи сводились к сокращению потока загрязнений и ликвидации их "накопленных запасов" и были возможны технические способы реализации такого подхода, глобальное мышление могло бы ограничиться некими абстрактно - просветительскими функциями. Однако проблема несопоставимо сложнее.

Глобальный подход должен иметь прочную теоретическую основу, чтобы оказывать воздействие на принятие конкретных решений. Как было показано выше, в качестве такой основы предпочтительна теория биотической регуляции окружающей среды.

Все надежды на предотвращение экологической катастрофы связаны с тем, что обусловленное человеком возмущенное состояние биоты пока не повлекло необратимых изменений в биосфере и мы успеем возвратиться в область ниже порога допустимых воздействий на нее прежде, чем такие изменения наступят.

Рассуждения о том, что человек - существо разумное, а потому биологические законы имеют к нему лишь опосредованное и как бы частичное отношение, применительно к нашей теме не имеют никакого смысла, ибо речь идет не столько о человеке, сколько о биосфере, и ее законы имеют непосредственное и полное отношение ко всему, что в ней происходит, в том числе и с человеком.

О частичном выходе из области действия этих законов можно было бы говорить лишь в том случае, если человек мог хотя бы в какой-то степени взять на себя функции регуляции окружающей среды своими техническими средствами. Однако никаких подобных средств не только не имеется, но они, скорее всего, в принципе, недостижимы, как следует из теории биотической регуляции окружающей среды. Полностью несостоятельны и фантазии о том, будто человек сможет жить в искусственной среде, изолировав ее от разрушенной биосферы. Поэтому в регуляции окружающей среды человек может рассчитывать только на возможности биоты, а предотвращение экологической (точнее говорить - биосферной) катастрофы безальтернативно требует, чтобы человек возвратился за порог допустимого воздействия на биосферу.

Таким образом, главная и, по сути, единственная глобальная экологическая проблема состоит в том, чтобы снизить воздействие человека на биосферу до уровня, соответствующего законам ее устойчивости; все остальные экологические проблемы автоматически решаются вместе с этой или вслед за ней. Отсюда вытекает критерий, которому, в принципе, должны удовлетворять все действия, предпринимаемые в человеческой цивилизации на данном этапе ее развития: допустимо только то, что с учетом всех косвенных и сопряженных эффектов уменьшает нагрузку на биосферу.

Конкретизация этого критерия применительно к действиям в социальной сфере (от планирования семьи до структуры государственного управления) - задача чрезвычайной сложности, особенно если помнить, что "лобовые" решения, пренебрегающие инерционными факторами, прежде всего национальными и религиозными, только вредят делу. Надо полагать, что для ее решения понадобится не одно десятилетие.

Однако представляется, что нет особых препятствий для того, чтобы придать критерию количественную определенность применительно к хозяйственной сфере и внедрить его во всеобщую практику в ближайшее время. Предполагаемое при этом ограничение рынка ни в коей мере не может иметь для него разрушающих последствий. Наоборот, рынок очень быстро приспособится к такому ограничению и приспособление проявится в том, что вырабатываемые рынком экономические оценки наконец будут включать существенную (и при том всеобщую) экологическую составляющую. Все критерии экономической эффективности продолжают действовать в рамках этого ограничения. Это, несомненно, поможет тем, кто действует локально, сообразовывать свои действия с глобальными представлениями и будет существенным шагом к созданию экономического механизма устойчивого развития.

Для возвращения биоты к невозмущенному состоянию абсолютно необходимо сберечь сохранившиеся на Земле ненарушенные экосистемы. Между тем национальные интересы стран - обладателей ненарушенных экосистем, трактуемые узкоэкономически, как правило, толкают к "хозяйственному освоению" соответствующих территорий (исключением отчасти является Канада - высокоразвитая страна, где осуществлен переход к интенсивному типу развития и создан такой экономический климат, при котором интерес к освоению новых территорий значительно ослаблен). По стандартной экономической логике ничто не препятствует тому, чтобы эти страны разрушили сохранившиеся у них экосистемы ради экономических выгод - пусть сиюминутных, но представляющихся необходимыми для решения национальных задач (повышения уровня жизни населения, сокращения безработицы, социально-политической стабилизации и пр.).

Соображения справедливости также определяют правомерность вопроса: почему то, благодаря чему разбогатели богатые, не повторить бедным? Однако именно эта логика ведет к биосферной катастрофе.

Но по экологической логике повторять такое теперь уже ни в коем случае нельзя, если человечество хочет выжить, и понять это раньше всех следовало бы богатым развитым странам.

Отсюда вытекает, что сохранение ненарушенных экосистем должно стать одной из главных забот глобального мышления. Соответствующие меры можно принять в рамках нового международного эколого - экономического механизма, элементом которого должен стать обсужденный ранее критерий экологической допустимости.

Муниципальный этап областного конкурса методических материалов.

Номинация:

Тема: Зеленая планета глазами детей.

Название работы : Экологический урок

«Мыслить глобально – действовать локально».

Район: Починковский

Образовательная организация : Муниципальное образовательное учреждение Пузско-Слободская общеобразовательная школа

Сведения о конкурсанте:

    Наумова Ольга Сергеевна

    Место работы: Муниципальное образовательное учреждение Пузско-Слободская общеобразовательная школа

    Должность: учитель географии

    Стаж работы в заявленной должности: 15 лет

    Сведения об образовании: высшее, Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара.

    Домашний адрес: С. Пузская Слобода, Ул. Первомайская,д.45, Починковский район, Нижегородская область.

Телефон: 89200315931

    Руководитель образовательной организации: Фелофеева Татьяна Ивановна.

    Телефон: 88319732215, schoolFEL@rambler . ru ).

Методическая разработка мероприятия

Тема: Зеленая планета глазами детей.

Экологический урок

«Мыслить глобально – действовать локально».

В судьбе своей всегда России верная,

Объятьем славных рек обручена

Моя Нижегородская губерния

Лесная и степная сторона.

Ведь здесь незримой связаны порукою:

Прозрачный Китеж и живая быль,

Таежный шум над светлою Ветлугою,

И Болдина седеющий ковыль.

Ю. Андрианов

Цели: формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к водным объектам как невозобновимому, жизненно важному ресурсу. (Слайд 2)

Задачи: (Слайд 3)

Сформировать представление детей об остроте экологических проблем на планете Земля;

Подчеркнуть значимость пресной воды для человечества;

Изучить и оценить экологические проблемы малых рек Нижегородской области;

Наметить пути решения экологических проблем.

Оборудование: географическая карта Нижегородской области; географические атласы Нижегородской области; глобус; схема «Мировой круговорот воды в природе»; картины с изображением реки, озера, родника, ледников; выставка экологических плакатов; фотовыставка «Экологические акции», приборы для проведения опытов. (Слайд 4)

Ход урока.

    Актуализация знаний.

Ученые всего мира сходятся во мнении, что через несколько десятилетий экологические проблемы могут обернуться трагедией – исчезновением всего живого на нашей планете. По слова академика Н.М. Мамедова, «человечество ныне находится на таком уровне взаимодействия с природной средой, когда еще можно устранить региональные и глобальные экологические изменения. Но для этого необходимы всестороннее исследование создавшейся ситуации, знание закономерностей взаимодействия общества и природы». Поэтому так важно каждому из нас, изучать экономические проблемы и находить пути их решения. Перефразировав слова А. де Сент–Экзюпери, можно сказать – каждый из нас в ответе за свою малую родину и целую планету! (Слайд 5)

Наиболее острые экологические проблемы в мире связаны с водными объектами. А ведь вода – это жизнь. Так гласит древняя мудрость. Всем живым существам, в том числе и человеку, постоянно необходимо определенное количество воды. Однако человеку вода нужна не только для утоления жажды, причем воды ему нужно очень много. Количество воды, расходуемое на бытовые нужды, в несколько раз превышает то, которое было бы просто выпить. Огромное количество воды используется в

промышленности, расходуется на полив полей и т.д. Вот и получается, что вода оказывается не только основой жизни, но и основой многих направлений хозяйственной деятельности. (Слайд 6)

Нашу планету называют планетой Вода, потому что ¾ ее поверхности покрыто водой. Но среди этого огромного водного богатства доступной и пригодной для питья воды очень мало. (Слайд 7)

97,3% - соленая вода морей и океанов;

2,3% - пресная вода.

в т.ч. 77,2% всей пресной воды – ледники,

22,4% пресной воды – подземные воды.

Только 0,4% пресных вод – озера, реки и ручьи.

Чтобы почувствовать, как мало это количество проведем опыт:

(Слайд 8)

    Наливаем в 3–х литровую банку воды – это вся вода на Земле (моря, океаны, озера, реки, подземные воды, ледники).

    Отливаем 1/3 стакана – это пресная вода на Земле.

    Берем пипетку, отбираем из стакана немного воды и капаем одну каплю на стеклышко – это пресная вода, которая содержится в реках и озерах, т.е. та вода, которая доступна для человека и животных.

Учащиеся делают вывод : можно видеть, насколько мало количество воды на Земле, и как ее нужно, беречь.

    Изучение экологических проблем водных объектов Нижегородской области.

Речная сеть нашей области густа и включает свыше 9000 рек и ручьев. По территории области протекают крупнейшие реки европейской части России – Волга и ее правый приток Ока. В Починковском районе, где мы живем, протекают небольшие реки, относящиеся к бассейну Волги: река Алатырь и ее притоки, в том числе река Рудня. Основная протяженность всей речной сети приходится на долю именно малых рек и ручьев. Практически везде они подвержены еще более мощному антропогенному воздействию, чем крупные водотоки. А ведь именно малые реки формируют сток крупных рек, велико их значение в жизни сел и городов. Наше село Пузская Слобода располагается на двух небольших речках Алатыре и Альзе. (Слайд 9)

Значение рек в жизни села Пузская Слобода Починковского района:

В течение многих десятилетий на Алатыре устанавливались плотины, речная вода приводила в действие мельницу, заходила во все низины, протоки, создавая благоприятные условия сенокосным угодьям и пашне.

Расположение улиц обусловливалось наличием рек Алатырь и Альзя, а также тем, что через село пролегал тракт, связывающий города Нижний Новгород, Арзамас, Саранск, Пензу, Симбирск. (Слайд 10)

Давайте рассмотрим основные экологические проблемы водных объектов Нижегородской области:

- обмеление малых рек;

- загрязнение водоемов. (Слайд 11)

1)Ученые-экологи бьют тревогу – большинство малых рек находится на стадии обмеления или уже исчезновения. Почему мелеют малые реки и можно ли их спасти? (Слайд 12)

Вырубка лесов

Возрастающие водозаборы

Отбор подземных вод

Разрушение русла реки

Сток не регулирован

Осушение болот

Изменение свойств почвы

Понижение грунтовых вод

Распашка поймы реки

Обмеление и исчезновение малых рек

( Причины обмеления и исчезновения малых рек. Схема составлена по Ф.М. Баканиной)

Воздействие человека направлено на различные компоненты природных комплексов, изменение которых обусловило возникновение рассматриваемой нами проблемы. Давайте предложим пути решения и заполним таблицу. (Слайд 13)

Проблемы обмеления малых рек Нижегородской области.

п/п

Причины возникновения проблем

Пути решения

Вырубка лесов, особенно пойменных, играющих существенную водоохранную роль.

Восстановление лесов области и в первую очередь по берегам рек.

Осушение болот.

Объявление болот памятниками природы и их охрана.

Мелиорация пойм, которая увеличивает эрозию.

Проведение работ по рекультивации пойм.

Хозяйственная деятельность человека приводит к разрушению русел рек, это обуславливает заиливание и обмеление рек.

Укрепление берегов путем берегозащитных посадок из ивы и других влаголюбивых растений.

Возрастающие водозаборы.

Применение новых водосберегающих технологий.

Интенсивный забор подземных вод.

Создание прудов-накопителей с хорошей фильтрацией воды.

Понижение уровня грунтовых вод.

Возрождение родников.

Отсутствие регулирование стока малых рек.

Создание запруд и мелких плотин.

Несовершенная обработка пахотных земель.

Охрана почв.

2) К проблемам водопользования относится масштабное изъятие водных ресурсов для промышленно-хозяйственных нужд и сброс загрязненных сточных вод в водоемы области. Для удовлетворения хозяйственно-питьевого водопотребления Нижегородской области из поверхностных и подземных источников изымается до 1200 млн.м 3 воды в год. (Слайд 14)

Структура использования вод по видам водопользования

в Нижегородской области.

Нерациональное использование воды предприятиями и населением ведет к истощению водных ресурсов области.

3)Другой, не менее значимой проблемой, является проблема сброса неочищенных от загрязнителей сточных вод в водоемы области. По данным Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2009 году было сброшено 1070 млн.м 3 сточных вод. Из них 33% составили недостаточно очищенные сточные воды и 2,4% - воды без очистки. (Слайд 15)

Кто загрязняет воду? (Слайд 16)

Организуется мозговой штурм на тему:

«Как деятельность человека способствует загрязнению водных ресурсов» (промышленность, сельское хозяйство, строительство, свалка мусора, токсические отходы, сброс неочищенных бытовых сточных вод).

Ответы учащихся записываются на доске, учащиеся отмечают те виды деятельности, которые, по их мнению, наносят наибольший вклад в загрязнение воды в своем населенном пункте.

Люди с давних времен закапывают мусор в землю. Посмотрим на опыте, как такие места могут стать источниками загрязнения поверхностных вод.

Опыт: В стеклянный тазик насыпаем песок 2-3 см толщиной. В одном конце делаем небольшое углубление и насыпаем перманганат калия. Подобным образом мусор зарывается в грунт. Немного наклоним тазик и спрыскиваем песок из пульверизатора, в том месте, где зарыт

« мусор». Так имитируем дождь. Учащиеся наблюдают за изменением цвета песка и делают выводы (загрязняющие вещества распространяются на большие расстояния, могут попасть в поверхностные и подземные воды, где берут воду для питья и приготовления пищи). (Слайд 17)

Учащиеся предлагают способы утилизации отходов.

Что делать для охраны вод? (Слайд 18)

Учащиеся предлагают способы охраны вод:

Экономить пресную воду;

Очищать водоемы;

Воспитание экологической культуры населения.

Свой вклад в дело охраны вод может внести каждый человек, и даже ребенок.

3.Как экономить воду.

Каждый человек может экономить воду, даже с помощью небольших изменений наших привычек. (Слайд 19)

1) Упражнение: как чистить зубы?

Учащиеся рассказывают сколько раз в день и как они чистят зубы.

Можно ли при этом сэкономить воду. Обсуждается вместе с учащимися.

ЗАДАЧА: Ваня при чистке зубов держит водопроводный кран все время открытым, при этом расходуется около 6 литров воды.

Сережа при чистке зубов открывает кран только на то время, когда моет щетку и полощет рот. В этом случае Сережа тратит около 1 литра воды.

В Починковском районе проживает около 30000 человек. (Слайд 20)

    Сколько воды будет израсходовано в день, если все будут чистить зубы как Ваня?

6*2*30000=360000л.

    Сколько воды будет израсходовано в день, если все жители будут чистить зубы как Сережа?

1*2*30000=90000л.

    Сколько воды можно сэкономить?

360000-90000= 270000 л – ЕЖЕДНЕВНО!

2)Способы экономии воды в быту: (Слайд 21)

1. Установить счетчики потребления воды.

2. Использовать питьевую воду только по назначению.

3. использование сантехники с дозаторами воды.

4. Перед мойкой грязной посуды ее следует хорошо очистить от остатков еды.

10-

5. Не мыть посуду при постоянно открытом кране.

6. Использовать стиральную машину при ее максимальной загрузке.

7. Сильно загрязненную одежду замачивать и застирывать.

8. мыть автомашины только в специально отведенных для этого местах.

9. Не поливать сад и огород в жаркое время суток.

10. использовать капельное орошение.

4.Подведение итогов.

Что могут сделать школьники для охраны вод:

Пропаганда экологической культуры среди младших школьников и населения; (Слайд 22)

Организация экологических конкурсов; (Слайд 23)

Участие в природоохранных акциях. (Слайд 24)

Каждый из нас несет ответственность перед памятью предков, перед будущими поколениями за сохранение уникальности планеты Земля. Единственным способом достигнуть такого результата является деятельность во имя этой великой идеи, которая наиболее емко выражается словами: «Мыслить глобально, действовать локально». Это значит стремиться к благополучию Планеты, действуя в том малом пространстве, в котором нам суждено жить. Для нас таким пространством является Нижегородская область, Починковский район.

(Слайды 25, 26)

11-

5.Список использованной литературы.

(Слайд 27)

    Белякова М.М., Дмитриевский С.М., Клочкова Е.С., Новикова Л.Н. О Починках – с любовью. - Нижний Новгород:1997.

    Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Экологическое краеведение. Учебное пособие. - Нижний Новгород: 2011.

    Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 8 класс. – Русское слово: 2012.

    Коломыц Э.Г., Кулинич Г.С. География Нижегородской области. Учебное пособие. – Нижний Новгород Волго-Вятское книжное издательство: 1991.

    Кряжев А.Б. Географическое краеведение. Нижегородская область. Учебное пособие для учащихся 6 класса. - Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр:2012.

    Харитонычев А.Т. Природа Нижегородского Поволжья. – Горький Волго-Вятское книжное издательство: 1978.