Где жил аристотель в каком городе. Биография аристотеля

Аристотель (лат. Aristotle) (384 год до нашей эры, Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция – 322 год до нашей эры, Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
Отец Аристотеля – Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьезных занятиях анатомией. В 367 году, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя. После смерти Платона в 347 году Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий.

После смерти Гермия в 344, Аристотель жил на острове Лесбос, а в 343 году македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея – перипатетическая школа (от перипато – прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 году до нашей эры после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитани, и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высокой, его труды охватывали все отрасли античной науки. Он стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля – не самостоятельная наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах бытия: действительности и возможности (акт и потенция), о форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах и причинах организации бытия. В качестве начала и первопричины всего сущего Аристотель выдвинул понятие субстанционального разума. Для классификации свойств бытия Аристотель выделил десять предикатов (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне определяли субъект. Аристотель установил четыре начала (условия) бытия: форма, материя, причина и цель. Главное значение имеет соотношение формы и материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; постигать природу математикой невозможно; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики – разумное поведение, умеренность (метриопатия).

В политике Аристотель дал классификацию форм государственного устройства, к наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим – тиранию, олигархию, охлократию. В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства – подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

Три книги трактата «Риторика» Аристотель посвятил ораторскому искусству. В этом трактате риторика обрела стройную систему, была увязана с логикой и диалектикой. Аристотель создал теорию стиля и разработал основные принципы классической стилистики.
Сохранившиеся произведения Аристотеля можно расположить по четырем основным группам, согласно предложенной им классификацией наук:

1. Сочинения по логике, составившие свод «Органон» (труды «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитика», «Топика»);
2. Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика»;
3. Естественнонаучные работы («Физика», «О небе», «Метеорология», «О происхождении и уничтожении», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»);
4. Работы в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы («Этика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика», «Риторика»).
Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю – в «Поэтике» и «Риторике» – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.
Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.
В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Литература
Большая советская энциклопедия.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

Имя Аристотеля хорошо знакомо не только тем, кто всерьёз интересуется философией. Трудно представить наиболее известного сына Древней Греции, который даже спустя столетия со дня смерти продолжал бы оказывать влияние на человечество. Аристотелю удалось не просто остаться в истории. До сих пор к его мыслям обращаются физики и политики, социологи и философы.

Аристотель: краткая биография и его открытия

Учёным почти достоверно удалось установить год рождения Аристотеля. Известно, что великий мыслитель появился на свет в 384 г. до н. э. в Стагире - этот город и сейчас можно посетить на полуострове Халкидики. Его мать происходила из богатого рода. А отец и по совместительству первый учитель Аристотеля - Никомах - служил придворным лекарем Филиппа, царя Македонии. Впоследствии это сыграет особую роль в назначении философа воспитателем юного Александра Македонского.

В 15-летнем возрасте Аристотель потерял родителей. Тогда его опекуном стал Проксен, благодаря которому мальчик пристрастился к изучению природы и чтению редких книг. Два года спустя он обосновался в Афинах, где поступил в известную Академию Платона. В 347 г. он женился на дочери тирана Гермия, но тот был свергнут и казнён персами.

Аристотель вынужденно покинул Афины, а в 343 г. до н. э. стал учителем Александра по личному приглашению его отца Филиппа. Именно Аристотель познакомил Македонского с гуманистической философией. В обучении он делал акцент на изучении политики и этики. Так Александр получил классическое образование, полюбил литературу, философию и медицину. Позже Аристотелю удалось вернуться в Афины и основать свою школу. Но после смерти своего знаменитого ученика он вновь покинул город - возросло количество восстаний против македонского владычества. А ровно через год философ скончался.

Открытия Аристотеля — чем ему обязано человечество

Если задуматься о том, что открыл Аристотель и чем мир обязан ему, можно насчитать десятки важных достижений. Он опубликовал большое количество работ в самых разных областях - от поэзии и политики, религии и риторики до теории литературы и метафизики.

Аристотель считается отцом метеорологии. Именно в его трактате о небесных явлениях впервые встречается этот термин. Аристотель, как Евдокс Книдский, считал Землю центром вселенной и впервые упомянул о её шарообразной форме. Его открытия в космологии оказывали влияние на науку вплоть до XV века. Также Аристотелю принадлежит принцип создания классификаций, которым человечество пользуется до сих пор.

Небольшой ролик из Парка Аристотеля в Халкидики:

Без Аристотеля нельзя представить себе современную химию, которая основана на созданной им классификации древних элементов. А ещё интересно проследить связь философа с биологией. Иногда его называют первым натуралистом в истории. Аристотель создал классификацию животных и сгруппировал их по общим признакам. Выходя в море с рыбаками, он стал первым учёным, который заметил: дельфины - млекопитающие, дышат лёгкими и не являются рыбами. Их Аристотель поместил в одну группу китообразных вместе с китами.

Но совершенно особую роль в жизни Аристотеля играла философия. В то время, когда человечество верило в богов, а в природных явлениях виделось влияние стихий на человека, он выдвинул революционное для той эпохи учение о причинности. Аристотель настаивал: у всего происходящего есть определённая причина, а в упорядоченной Вселенной ничто не происходит просто так.

Согласно Аристотелю, душа - нечто неотделимое от тела. Она нетелесна, но человек ощущает и мыслит именно душой. Также Аристотеля принято называть основоположником логики. И хотя до этого данная тема поднималась в трудах предшественников, он смог систематизировать знания, сформулировал законы противоречия и тождества.

В работах Аристотеля особенно выделяются этические взгляды. И здесь он тоже стал первопроходцем, введя термин «этика». Он даёт определение нравственным добродетелям – щедрости, мужеству, правдивости, справедливости.

2016 год - под знаком Аристотеля

В честь 2400-летия со дня рождения сего великого грека ЮНЕСКО провозгласила 2016 год Годом Аристотеля. Мероприятия, посвящённые этому событию, будут проходить по всей планете. Год Аристотеля объединит самых видных деятелей современной философской мысли из разных стран. В мае в северной столиции Греции Салониках пройдёт Всемирный конгресс, организованный Университетом Аристотеля.

Другой такой конгресс состоится в Афинах в июле. Впрочем, ведущие исследователи работ Аристотеля поделятся своими открытиями не только в двух крупнейших городах Греции. Часть программы перенесут в Стагиру, где родился философ, и Миезу - здесь проходили занятия Аристотеля с Александром Македонским.

Аристотеля понимают и толкуют по-разному, соглашаются и критикуют. Но в отличие от многих современников и последователей ему удалось главное - выйти за рамки древнегреческого мира и добиться безоговорочного признания не только среди самих греков.

Что открыл Аристотель в географии, биологии, физике Вы узнаете в этой статье.

Что открыл Аристотель в географии?

Аристотель, путём продолжительных наблюдений за закатами Солнца и Луны доказал, что земля имеет форму шара.

В трудах Аристотеля есть много и географических сведений. В его «Метеорологии» описано атмосферные явления, но понимание их причин и объяснения влияния климата на людей очень несовершенны. Аристотель, например, считал, что жители Северного Причерноморья «из-за климата обречены на рабство».

Что открыл Аристотель в биологии?

На основании многочисленных наблюдений Аристотель разделил животных на 2 группы, которые примерно соответствуют группам позвоночных и беспозвоночных, заложил основы описательной и сравнительной анатомии, описал около 500 видов животных . Изучая развитии зародышей кур, Аристотель наблюдал постепенное новообразования частей организма. Он выразил идеи о единстве в природе и о градации организмов, то есть о существовании в природе постепенных переходов от неживых тел к растениям и от них — к животным. Труды Аристотеля оказали большое влияние на дальнейшее развитие биологии и медицины.

Свои взгляды на явления природы Аристотель изложил в произведениях «История животных», «О возникновении животных» и др.

Что открыл Аристотель в физике?

Он разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени. Собственно и сам термин «физика» был введён Аристотелем.

В физических трактатах «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах», «Механика» и других он изложил свои представления о природе и движении. Физика у него в своей основе умозрительная. Первичными качествами материи он считал две пары противоположностей «теплое — холодное» и «сухое — влажное», основными элементами, или стихиями, — землю, воздух, воду и огонь (своеобразная «система элементов»), что является различными комбинациями первичных качеств; соединению холодного с сухим отвечает земля, холодного с влажным — вода, теплого с сухим — огонь, теплого с влажным — воздух. Пятым, наиболее совершенным элементом Аристотель считал эфир.

Изменение свойств приводит к изменению агрегатного состояния вещества. Когда, например, в воде качество «холодное» заменяется на «теплое», вода превращается в пар (в понимании Аристотеля — воздух). Это потому, что вместо комбинации «холодное и влажное» (вода) появилась новая комбинация (теплый и влажный). В некоторых случаях Аристотель отмечает, что качественные изменения иногда происходят внезапно (скачком), как, например, переход воды в пар.

Исследования Аристотеля охватывают также механику, акустику и оптику. В частности, звук он объяснял «сотрясением» воздуха громким телом, эхо — отражением звука, выступал против некоторых теорий Евклида.

Заслуга Аристотеля в натурфилософии состояла в том, что он систематизировал и обобщил представления о природе, которые сложились в рамках древнего общества. В то же время некоторые из выводов Аристотеля были ошибочными, что, несмотря на его авторитет в течение позднего средневековья, создало определенные сложности для установления истины. Одним из таких выводов было положение о том, что движется только движимое — Аристотель не сумел понять принцип инерции.

Годы жизни: 384 г. до н. э. ‒ 322 г. до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Политик, Ученый, Философ, Писатель

Аристотель наряду с Сократом и Платоном стал основоположником западной философии.

Кто такой Аристотель?

Аристотель (384 г. до н. э. ‒ 322 г. до н. э.) был древнегреческим философом и ученым, который и сегодня считается одним из величайших мыслителей. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, он поступил в Академию Платона. В 338 году начал учиться у . В 335 году Аристотель основал собственную школу, Лицей, в Афинах, где большую часть своей жизни он занимался исследованиями, преподавал и писал свои труды. Некоторые из его наиболее заметных работ посвящены этике, политике, метафизике, поэзии и аналитическим рассуждениям.

Семья, ранняя жизнь и образование Аристотеля

Аристотель родился около 384 г. до н. э. в Стагире, небольшом городке на северном побережье , который когда-то был морским портом. Его отец, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминтаса II. Хотя Аристотель был совсем ребенком, когда умер отец, он оставался в тесном контакте с македонским двором и находился под его влиянием всю оставшуюся жизнь. Мало что известно о его матери, Фестиде; считается, что она умерла, когда Аристотель был юн.

После смерти отца опекуном мальчика стал Проксен из Атарнеи, который был женат на старшей сестре Аристотеля, Аримнесте. Проксен отправил его в Афины для получения высшего образования. В то время Афины считались мировым академическим центром. В Афинах Аристотель поступил в Академию Платона, ведущее учебное заведение Греции, и оказался образцовым учеником. Там , греческим философом, учеником Сократа.

Поскольку Аристотель не соглашался с некоторыми философскими трактатами Платона, он не унаследовал должность главы академии, как многие предполагали.

После смерти Платона царь Атарнеи и Ассоса в Мисии Гермий пригласил Аристотеля управлять его городом.

Личная жизнь Аристотеля

Во время своего трехлетнего пребывания в Мисии Аристотель женился на Пифиаде, племяннице Гермия. У них появилась дочь, которую назвали в честь матери Пифиадой.

В 335 г. до н. э., в том же году, когда Аристотель открыл Лицей, жена умерла. Вскоре после этого Аристотель сошелся с женщиной по имени Герпиллида, которая была родом из его родного города Стагиры. По мнению некоторых историков, Герпиллида, возможно, была рабыней Аристотеля, предоставленной ему властями Македонии. Предполагается, что он в конце концов освободил Герпиллиду и женился на ней. Известно, что вторая жена Аристотеля родила ему сына, которого назвали в честь деда Никомахом.

Учитель Александра Македонского

В 338 году Аристотель отправился домой в Македонию, чтобы начать воспитывать сына царя Македонии Филиппа II, тогда еще 13-летнего Александра Македонского. Филипп и Александр оба высоко ценили Аристотеля и гарантировали, что власть Македонии щедро вознаградит его за работу.

В 335 г. до н. э., когда Александр завоевал Афины, Аристотель вернулся туда. В Афинах все еще была сильна Академия Платона, которой теперь управлял Ксенократ.

С разрешения Александра Македонского Аристотель основал свою собственную школу и называл ее Лицей. Начитая с этого периода, Аристотель провел большую часть своей жизни, работая учителем, исследователем и писателем в Лицее в Афинах, вплоть до смерти своего бывшего ученика Александра Македонского.

Поскольку Аристотель, как известно, имел обыкновение расхаживать по школьной площадке во время урока, его ученики, вынужденные следовать за ним, получили прозвище «перипатетики», что означает «люди, которые перемещаются, путешествуют». Лицеисты изучали предметы, начиная от математики и философии, кончая политикой, и почти все смежные дисциплины. Искусство было также популярной областью интересов. Члены Лицея записывали свои умозаключения. Таким образом, они создали массивную коллекцию письменных материалов школы, которая по оценкам древних получила звание одной из первых великих библиотек.

Когда Александр Македонский внезапно умер в 323 г. до н. э., про-македонское правительство было свергнуто, и в свете настроений против Македонии Аристотелю было предъявлено обвинение за его связь со своим бывшим учеником и македонскими властями. Чтобы избежать преследования и казни, он покинул Афины и бежал в Халкиду на острове Эвбея, где он оставался до своей смерти в 322 г.

Книги Аристотеля

Аристотель написал около 200 работ. Одни из них имеют форму диалогов, другие представляют собой записи научных наблюдений и работ по систематизации. Сохранением его работ занимался его ученик Теофраст: он присутствовал при их написании, а затем передавал их своему ученику Нелею, тот относил их в хранилище, чтобы защитить от влаги, а впоследствии собрание сочинений отвезли в Рим, и там над ним работали ученые. Из 200 работ Аристотеля сохранилась всего тридцать одна. Большинство датируется периодом, когда Аристотель работал в Лицее.

«Поэтика»

Одна из известнейших его работ «Поэтика» ― это научное исследование драмы и поэзии. В ней Аристотель рассматривает и анализирует, в основном, греческую трагедию и эпос. По его мнению, в сравнении с философией, основа которой идея, поэзия ― это подражание языку, ритму и гармонии для воспроизведения объектов и событий. В трактате он исследует основу сюжета, развитие персонажа и сюжетных линий.

«Этика Никомаха» и «Эвдемоническая этика»

В «Никомаховой этике», которая, как считается, была так названа в честь сына Аристотеля, Никомаха, содержится моральный кодекс поведения. Он утверждал, что правила жизни в какой-то степени противоречат законам логики, поскольку в реальном мире существуют обстоятельства, которые могут вступить в конфликт с личными ценностями. Тем не менее, человек должен научиться рассуждать, развивая свое собственное видение. «Эвдемоническая этика» ― еще один из основных трактатов Аристотеля о поведении и нравственных рассуждениях, которые помогают выбрать правильный жизненный путь.

В этих трудах Аристотель выделяет понятия «счастье» и «добродетель»: высшая польза для человека, по его словам, ― это стремление к счастью. Наше счастье ― это не состояние, а активность, и это определяется нашей способностью жить жизнью, которая позволяет нам использовать и развивать наш разум. Добродетель, по мнению Аристотеля, была конечной целью. Это означает, что каждую дилемму нужно рассматривать, находя середину между недостаточным и избыточным с учетом потребностей и обстоятельств человека.

«Метафизика»

Предметом этого трактата является различие между материей и формой. Для Аристотеля материя была физической субстанцией вещей, а форма была уникальной природой вещи, которая определяет ее идентичность.

«Политика»

Труд посвящен поведению человека в контексте общества и правительства. Аристотель считал, что цель правительства ― дать гражданам возможность достичь добродетели и счастья. В помощь государственным деятелям и правителям в «Политике» рассматриваются вопросы о том, как и почему возникают города; роль граждан и политиков; богатство и классовая система. Какова цель политической системы, какие бывают типы правительств и демократий; какова роль рабов и женщин в семье и обществе.

«Риторика»

Здесь изложен анализ публичных выступлений, чтобы научить читателей, как быть более эффективными ораторами. Аристотель считал, что риторика важна в политике и праве. Она помогает отстоять правду и справедливость. Риторика, по мнению Аристотеля, может воспитывать людей и побуждать их учитывать обе противодействующие стороны в споре.

Работы по научным дисциплинам

Сохранились труды Аристотеля по астрономии, в том числе о небесах и науках о Земле, включая метеорологию. Метеорология, по Аристотелю, не просто изучение погоды. Его определение включало в себя «все появления, которые мы можем назвать общими для воздуха и воды, а также виды и части земли и проявления ее элементов». В «Метеорологии» Аристотель определил круговорот воды и затронул темы, начиная от природных катастроф до астрономических явлений. Хотя многие из его взглядов на природу Земли были спорными в то время, они были вновь приняты и популяризированы в позднем Средневековье.

Работы по психологии

В книге «О душе» Аристотель рассматривает человеческую психологию. Выводы Аристотеля о том, как люди воспринимают мир, по-прежнему лежат в основе многих принципов современной психологии.

Философия Аристотеля

Аристотель-философ повлиял на идеи поздней античности на всем протяжении эпохи Возрождения. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его концепция логики. Задача Аристотеля заключалась в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждений, который позволил бы человеку узнать все мыслимые вещи о реальности. Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.

В своих философских трактатах Аристотель также рассуждал, как человек может получить информацию об объектах методом дедукции и заключения. Для Аристотеля дедукция была рациональным методом, в котором «когда определенные вещи заложены, что-то другое следует из необходимости в силу их существования». Его теория является основой того, что философы теперь называют силлогизмом, логичным аргументом, когда вывод сделан из двух или более других предпосылок определенной формы.

Аристотель и биология

Хотя Аристотель не был ученым в современном нашем представлении, наука была среди тех предметов, которые он подробно исследовал в свое время в Лицее. Аристотель считал, что знание может быть получено путем взаимодействия с физическими объектами. Он пришел к выводу, что объекты состоят из сущностного потенциала, который оттачивают обстоятельства, чтобы в результате получить объект.

Исследования Аристотеля в области наук включали изучение биологии. Он предпринял попытку, хотя и ошибочную, классифицировать животных на роды, основываясь их сходными характеристиками. Затем он поделил животных на тех, у кого была красная кровь, и тех, у кого ее не было. Животные с красной кровью были, в основном, позвоночными, а «бескровных» животных он назвал «головоногие». Несмотря на относительную неточность, классификация Аристотеля использовалась как основная на протяжении сотен лет.

Аристотель также был очарован биологическим миром моря. Он внимательно изучил анатомию морских существ. В отличие от классификации наземной фауны, наблюдения за морскими обитателями, описанные в его книгах, значительно более точны.

Когда и как Аристотель умер?

В 322 г. до н. э., всего через год после того, как он бежал в Халкиду, чтобы избежать судебного преследования, Аристотеля поразила болезнь органов пищеварения, которая в конце концов стала причиной его смерти.

Наследие

После смерти Аристотеля его работы и само имя перестали использовать в науке, но они возродились в течение первого столетия. Со временем они стали основой философии. Влияние Аристотеля на западную мысль в гуманитарных и социальных науках в значительной степени считается беспрецедентным, за исключением вклада его предшественников ― его учителя Платона и учителя Платона .

Аристотель, также известный как Стагирит по месту рождения (384, Стагир — 322 до н.э., Халкида на Эвбее) — древнегреческий философ и учёный.

Он был учеником Платона, c 343 до н. э. воспитывал великого полководца всех времен Александра Македонского, в 335 до н. э. основал. Ликей (Перипатетическую школу или Лицей).Также считается создателем формальной логики.

Его родители (Никомах и Фестида) были благородных кровей.Отец, придворный врач македонского царя Аминты III, хотел что б его сын пошел по его стопам и, вероятно, сам на первых порах обучалбудущего философа врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Аристотель рано лишился родителей, поэтому отправился сначала в Атарней (Малая Азия), а затем, в 18 лет — в Афины, там он прожил 20 лет. В Афинах, Аристотель ходил на лекции Платона и изучал его трактаты, поэтому его дух развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.

Очень много из последующих писателей писали об открытой ненависти между ними, но если внимательно прочитать сочинения в которых Аристотель ведет свою полемику против учении Платона об идеях, то можно увидеть, что он это везде делает с большим почтением и уважением. Причем уважение Аристотеля к Платону хорошо прослежуется, в отрывке элегии на смерть Эвдема, где Аристотель проронил фразу о Платоне, что «дурной человек не имеет даже права хвалить его».Понятное дело, что различие точки зрения вели к дискуссиям между ними, но Аристотель всегда говорил о Платоне с уважением и с большою важностью. «Если подобные отношения, — справедливо замечает один историк философии, — можно назвать неблагодарностью, то такую неблагодарность питают все ученики, которые не были рабскими последователями своих учителей».

Также присутствует очень много слухов, чтобы ещё при жизни Платона Аристотель основал философскую школу со своими взглядами, враждебными взглядам школы Платона. Но это опровергает именно тот факт, что сразу же после смерти Платона (347 до н. э.) Аристотель вместе с любимым учеником его бывшего учителя, Ксенофонтом, переехал к атарнейскому тирану Гермию. Но когда же Гермий, из-за измены попал в руки Артаксеркса и в последствии был им убит, Аристотель женился на его племяннице Пифиаде и поселился с нею в Митилене.

От туда Филипп (македонский царь) призвал его к себе (в 343г. до н.э.) и доверил ему воспитание своего сына, 13-летнего Александра, будущего властителя полмира. Со своим заданием Аристотель справился на все 100% —это можно смело утверждать благодаря благородному духу его воспитанника, по величию его политических замыслов и подвигов, по щедрости, с которою финансировал науки и искусства и, наконец, по его желанию связать победу греческой культуры с успехами своего оружия…

Отец и сын достойно наградили заслуги Аристотеля. Филипп восстановил разрушенную Стагиру, местные жители которой в знак благодарности и почетания ежегодно праздновали память Аристотеля. (праздник был известен под именем Аристотелии), и очень много помогал Аристотелю в его естественно-научных исследованиях. В принципе, с такой же целью Александр подарил ему сумму в 800000 талантов (около 2 мил. руб.) и, из рассказов Плиния, подарил ему несколько тысяч человек для поисков образцов животных, послуживших материалом для его знаменитой «Истории животных». Но к сожалению, дружеские отношения между Аристотелем и Александром исчезли, скорей всего из-за казни Каллисфена, племянника философа, который навлек на себя гнев царя порицанием его недостойного поведения и павшего жертвою несправедливо взведённого на него обвинения в покушении на жизнь Александра, в которое враги Александра попытались замешать и его имя.


Ещё до этого, в 334 г., Аристотель опять переехал в Афины и основал там свою школу в лицее. Кстати это была единственная гимназия, которая оставалась для него свободна, потому что академия была занята Ксенократом, а Киносарг — циниками. Школа стала называться перипатетической, скорей всего отого, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперёд. Его лекции были двоякими: утро он посвящал строго-научным занятиям в тесном кружке ближайших учеников (эзотерические или акроаматические лекции), а после обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать (экзотерические лекции).

Но из-за политических страстей афиня, ему пришлось расстаться с этой тихой и хорошей жизнью, отданной науке.Он стал подозрителен для афинян по своим прежним отношениям к Александр. После смерти Александа ситуация еще более усугубилась, поскольку Партия греческой независимости воспользовалась этим и подняло знамя восстания против своих повелителей, и она весьма естественно видела опасность в Аристотеле, ведь он пользовался большим уважением, особенно среди молодежи. Обвинение в безбожии, которое всегда использовали против вечно людей мысли их противниками, было предъявлено и против Аристотеля. Он понял, что справедливого суда не будет и приговор уже решен заранее, поэтому 62-летний Аристотель покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Он переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до н. э.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школою и свою богатую библиотеку.

При жизни Аристотель ни кем особо не был любим, поскоку он не отличался привлекательной наружностью. Он был сухощав, малого роста, да и вдобавок близорук и картав; он был холоден и насмешлив. Его завистники боялись как огня его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, подчас саркастической, что, конечно, доставило ему немало врагов. По всему складу своего ума и способностей он является трезвым, спокойным мыслителем, чуждым фантастических увлечений Платона. Смотря на количество его трудов можно сказать, что он был одним из величайших философов.