Как установить крепления на беговые лыжи. Установка креплений на лыжи

Удерживать обувь в скобе. Этот вид креплений является довольно распространенным, так как они надежны и подходят для любой обуви, то есть специальные ботинки не требуются. Полужесткие крепления менее прочные и удобные, чем жесткие, к тому же они тяжелее.

Жесткие крепления предназначены для специальных лыжных , но при подгонке могут быть пригодны для разной обуви. Расположение шипов и – стандартные.

Как правильно установить крепления на лыжи

Чтобы установить крепления на лыжи , прежде всего, нужно определить центр тяжести лыжи. Для этого необходимо перевернуть ее, положить серединой на острое ребро ножа или линейки и перемещать предмет вдоль лыжи, пока она не примет положение равновесия (лыжа должна встать горизонтально). Отметьте найденную на внешней .

После того, как центр тяжести определен, приступаем к следующему этапу установки. Обычно в комплекте с креплением имеется шаблон, с помощью которого можно наметить положение каждого отверстия для шурупов, чтобы установить крепления на лыжи . Здесь вам и пригодится отмеченная ранее линия центра тяжести: по ней определяют верное расположение шаблона на лыже.

Наметив местоположение шурупов, просверлите отверстия, глубина которых будет немного меньше длины шурупов. В них нужно налить небольшое количество эпоксидной смолы (иногда в комплект поставки специальный клей). Теперь можете прикручивать крепление.

Проверяем

Всегда необходимо проверить – правильно ли установлены крепления. Для этого возьмитесь за ботинок и приподнимите его и прикрепленную лыжу. Если вы все сделали верно, ее передняя будет перевешивать, а грузовая площадка при этом прижмется к подошве ботинка.

Источники:

  • Установка горнолыжных креплений Blizzard

Совет 2: Как установить крепления на лыжи для конькового хода

При покупке новых лыж приходится сталкиваться с установкой креплений на них. В магазинах, конечно, предлагают установить крепления на купленные лыжи , но это связано с дополнительными затратами. Поставить крепления самому – не такая уж сложная задача, главное – тщательно рассчитать все параметры и детально следовать инструкции, приложенной к купленным крепления м.

Вам понадобится

  • - шаблон для разметки отверстий;
  • - линейка;
  • - маркер;
  • - дрель со сверлом;
  • - клей;
  • - отвертка.

Инструкция

Ознакомьтесь с инструкцией, которая прилагается к купленным крепления м. Руководствуйтесь ею при выполнении дальнейшей работы. Найдите центр тяжести лыжи , положив ее на спинку стула или любой другой достаточно тонкий предмет скользящей поверхностью вверх.

Расположите лыжу на спинке стула так, чтобы она без вашей поддержки держалась горизонтально. Место соприкосновения лыжи и спинки стула и будет являться центром тяжести. Проведите маркером поперечную линию на внешней стороне лыжи . При наличии в комплекте с крепления ми специального шаблона для просверливания отверстий, совместите шаблон с центром тяжести лыж и наметьте место для крепежа.

Если шаблона нет, сверьтесь с инструкцией к крепления м и сделайте отступ от центра тяжести лыжи на длину, указанную в инструкции. На лыжах, предназначенных исключительно для конькового хода , крепления смещаются немного назад относительно центра тяжести. Стандартная длина составляет от 9 до 13 сантиметров.

На данный момент для большинства беговых лыж используются две системы креплений - SNS и NNN.

Правила установки креплений различных марок могут быть различными, но при установке абсолютно любых видов креплений, нужно придерживаться определенных критериев: во-первых не должна пострадать прочность лыжи в месте установки крепления, во-вторых нужно обеспечить надежное сцепление ботинка и лыжи, и, наконец, нужно обеспечить хорошую управляемость лыжей.

Характеристики лыжи напрямую зависят от правильности установки крепления и от его положения.

Установка креплений на беговые лыжи.

Системы креплений SNS и NNN имеют различные линейки креплений, направленные на использование различными группами людей - от профессиональных гонщиков до туристов, любителей и детей. В зависимости от сферы использования крепления отличаются весом, прочностью и жесткостью фиксации ботинка. Но для любого вида лыжных креплений остаются неизменными определенные требования:

  • Обеспечение необходимой фиксации ботинка.
  • Обеспечение возможности свободно маневрировать.
  • Сохранение прочности лыжи.

Практически все современные крепления фиксируют ботинок путем соединения со скобой на подошве ботинка. Для традиционных видов креплений любых систем правильной установкой считается такая, при которой ось крепления скобы совпадает с осью центра тяжести лыжи.

Производители пытаются обеспечить наилучшие характеристики лыж именно при креплении, установленном на центре тяжести. В таком случае обеспечивается наибольшая прочность лыжи, её устойчивость, а также наилучшая балансировка и соотношение жесткости лыжи с ее эластичностью. При потоковом производстве лыж очень сложно сделать так, чтобы все лыжи были полностью идентичными, особенно при использовании натуральных материалов. Поэтому важным положительным моментом стало создание системы NIS, которая облегчает процесс установки крепления, а также позволяет найти оптимальное положение крепления на лыже. Многие современные лыжи в месте установки крепления имеют специальную платформу, которая обеспечивает прочную фиксацию. При неумелой установке креплений можно повредить внутреннюю структуру лыжи, что негативно отразится на ее прочности, а следовательно и долговечности.

При установке лучше всего использовать предназначенные для этого инструменты:

  1. Шаблон для разметки отверстий на лыже.
  2. Дрель.
  3. Сверло.
  4. Линейка.
  5. Отвертка.
  6. Маркер.
  7. Клей.
  8. Лыжи и крепления.

Разметка лыж.

При помощи линейки нужно найти центр тяжести лыжи и отметить его маркером. Для разметки отверстий лучше всего использовать специальный «кондуктор», он позволит точно позиционировать положение сверла.

Следует установить кондуктор (соответствующий типу крепления) так, чтобы центр тяжести лыжи совпал с меткой SKI BALANCE на поверхности кондуктора.

Если у вас нет такого кондуктора, то можно использовать простой бумажный шаблон. Обычно он идет в наборе с креплениями.

Если же нет ни того, ни другого, то можно приложить само крепление таким образом, чтобы ось фиксации скобы ботинка совпала с центром тяжести лыжи. Отверстия следует помечать маркером либо легким нажатием шила. Чтобы измерения были более точными, нужно делать отметки при собранном креплении, ведь некоторые детали могут двигаться, и может получиться смещение отметок.

Ни в коем случае нельзя использовать кондуктор или шаблон не с того вида креплений, так как в разных системах отверстия креплений находятся в разных местах.

Сверление отверстий.

Для сверления отверстий в лыже следует использовать дрель с регулируемой скоростью оборотов и специальные сверла. У специального сверла есть расширение, которое не даст просверлить лыжу больше чем это нужно. Сверлить нужно легко нажимая на дрель на средних оборотах.

Установка крепления.

Прежде чем устанавливать крепления, отверстие, полученное сверлением лыжи, следует залить специальным клеем. Он обеспечит гидроизоляцию и заливает трещины. Если не будет достаточной гидроизоляции, то вода будет попадать вовнутрь лыжи и вызывать ее гниение изнутри и поломки. Особенно это серьезно для лыж с сотовой структурой и для лыж из натуральных материалов.

В сервисных центрах обычно используют фирменные клеи известных брендов. Но можно использовать и клей ПВА. Он обеспечивает достаточную герметичность и прочность. Крепление должно прикручиваться до полной фиксации, нельзя допускать люфты. После того, как крепление установлено, клею нужно дать высохнуть около двенадцати часов.

Установка креплений с предустановленной платформой.

С использованием системы Rottefella NIS установка лыжных креплений упрощается в разы. Для использования такого крепления нужны специальные лыжи со специальной платформой. Для установки крепления оно заводится по направляющим до щелчка. Таким же образом устанавливается подпятник. Затем он фиксируется с помощью ключа, который идет в наборе.

Эта система позволяет найти оптимальное положение креплений на лыже, учитывая погодные условия и состояние трассы. Регулировать крепления можно перед каждым катанием, или даже во время катания. Еще один плюс этой системы в том, что можно менять крепления без какого-либо ущерба для лыж.

На сегодняшний день есть 2 популярных типа крепления это SNS и NNN. Отличие SNS и NNN в количестве выступов для фиксации ботинка.В SNS один центральный,а в NNN 2 небольших по краям.

Имеются коньковые лыжи Valso и крепления TISA типа NNN.

Первое, что делаем при установке креплений это находим центр тяжести каждой лыжи. Я сделал это при помощи уголка.

Лыжи должны балансировать.Чертим на каждой лыже линию центра тяжести.

Прижимаем края лыж к ровной поверхности.
И чертим среднюю линию между центрами тяжести на каждой лыже.

Это я делаю для того, чтобы крепления стояли симметрично. Эта линия должна проходить по месту соединения лыжного ботинка и крепления.

Прикладываем крепление ориентируясь на линию.

Ставим точки в дырках для саморезов. Меряем их симметричность относительно краев.

Сверлим дырки маленьким сверлом. Диаметр сверла должен быть меньше диаметра болта.

Заливаем в проделанные отверстия клей.

Прикладываем крепление.

Закручиваем болты.

Вот что получилось.

По размеру ботинка надо установить подпятники. У подпятника в данном креплении 2 точки фиксации, поскольку он не является продолжением крепления, а идет как отдельный элемент. В других креплениях подпятник выдвигается из крепления на нужную длину и закручивается на один саморез.

Вымеряем и сверлим 2 дырки. В одну вставляем штырек подпятника, а во вторую закручиваем саморез. Таким образом он зафиксирован.

Сегодня мы поведем речь о ботинках и креплениях на лыжи. Прежде чем выбирать ботинки и крепления, посмотрите, какие у вас лыжи. Если они деревянные, то для вас первая часть нашего повествования, если полупластиковые или пластиковые, то придется прочитать все и выбрать, что вам больше подходит. При выборе рекомендую задуматься о том, как часто и где вы пользуетесь лыжами. Если вы ходите два раза за зиму с Трудного и Санаторного и один раз с Переезда, то можно обойтись и первым вариантом. Если вы хотите сделать себе приятное или быть "продвинутым" по технике катания, или бегать марафоны то вам подойдет второй вариант набора ботинки+крепления. И последнее: если вы хотите рассекать байкальские пространства или беголыжную трассу коньком, то придется потратиться и воспользоваться вторым вариантом.

Итак, часть первая.

Если у вас есть чудесные кирзовые ботинки с тремя (а еще лучше, четырьмя:) дырочками под носком и крепление с душкой, не способной сломаться в принципе, это уже хорошо! Это уже означает, что вы принадлежите спортивной части населения наряду с другими соотечественниками. Но! Мы поговорим о нескольких лучших вариантах ботинок.

Скажу вам по секрету - лыжные ботинки по большому счету есть двух видов: с дырочками и без дырочек! :) Ботинки с тремя (с четырьмя вы сможете найти только у бабушки на чердаке) дырками в носке делаются сейчас либо из кожи, либо из искусственных материалов. Кирза, конечно, тоже кожа, но поверьте, вашим ногам она не очень понравится, особенно, когда холоднее -5-10°. Да и дырки, сделанные в подошве из твердой резины и картона быстро "вытягиваются" и обувь становится не пригодна для катания. Хотя и стоят ботинки такого плана в два раза дешевле, мы этот вариант не рассматриваем и идем дальше. Все подозрения насчет того, что ботинки из искусственного материала (кожзаменителя) ломаются, трескаются и лопаются на морозе - есть последствия использования некачественной дешевой обуви, купленной на "шанхайке". ВСЕ мировые производители обуви для лыж делают ботинки из искусственной кожи, причем с утепляющим материалом. Нет, ботинки из натуральной кожи делают тоже, но их такое малое количество, что это скорее исключение для ярых поклонников кожаных изделий. На самом деле главное свойство ботинка - это сохранение формы, что, как ни крути трудно достичь с натуральной кожей, которая, как всем известно, тянется, деформируется и теряет форму. С ботинками из искусственных материалов такого не происходит.

Пара слов о креплениях для таких ботинок. Можете прийти в магазин и, изумив продавца знанием лыжного мира смело заявить: "Мне, пожалуйста, крепление 75-NN!" После таких слов вам немедленно вынесут замечательное нехитрое устройство с тремя штырьками и подпружиненой душкой, которое с вероятностью 100% подойдет к вашим ботинкам (потому что другого стандарта креплений и ботинок с дырками сейчас не производят). Все ваше счастье такого рода - ботинки из кожзаменителя и крепления - можно купить по цене примерно от 1100 до 2000 руб.

Часть вторая

Все ботинки, не имеющие дырочек и крепления для них называются "профильные" по одной простой причине - посередине вдоль всего ботинка проходит одна или две выемки (профиль), а на креплении, соответственно, есть один или два длинных выступа. Первое несомненное преимущество такого вида ботинок, это эффективность толчка при беге. Если коротко, то толчок происходит в момент надавливания носка ботинка при подъеме ноги на упругую резинку в креплении. Чем жесткость резинки больше, тем сильнее и резче толчок. Также, в отличие от крепления 75-NN (c дырками), нет скоб, держащих ботинок, которыми вы как компактный бульдозер расширяете лыжню другим и тормозите себя. :) Резинки в таких креплениях бывают обычно трех видов жесткости. Цифры написаны на резинке, чем больше цифра, тем жестче: 85 (для классического хода - это как вы обычно катаетесь), 105 (комбинированное катание - классика и конек), 115 (для конька). Комбинированная жесткость стоит дороже.


Механические профильные крепления в открытом состоянии: слева SNS, справа NNN
Еще одна важная деталь. Есть крепления "автоматы" и "полуавтоматы" или "механика". Эти кодовые названия означают, что первые застегиваются и расстегиваются нажиманием на кнопку (рукой или, если вам не жалко крепления, лыжной палкой), вторые же потребуют от вас "ручного" вмешательства, чтобы застегнуть или расстегнуть крепление. Автоматы стоят рублей на 200-300 дешевле, но весной, когда лыжня мокрая и вода попадает в механизм крепления, бывали случаи, что люди в электричку садились в носках (автоматика не работает, когда вода в механизме замерзает). :) Я вас не пугаю, просто знайте, что такое может быть тоже. Можно взять с собой на всякий случай тапочки, например или кататься только когда холодно. :) По стоимости крепления с резинками разной жесткости и механизмами варьируются от 800 до 1700 руб.

Внимание! Продавец может вас поставить в неловкое положение, спросив, какое вы хотите профильное крепление: стандарта SNS или NNN? Чтобы он не загнал вас в тупик, быстро просветимся и на этот счет. Так, во-первых, отличие первого от второго только в одном: в стандарте SNS есть одна широкая выемка на ботинке, а в стандарте NNN две узких на некотором расстоянии друг от друга. Во-вторых, представляете, принципиально ботинки больше никак не отличаются! Мало того, было бы большой ошибкой сказать, что у них как-то различается удобство при ходьбе (как на лыжах, так и без лыж) или эффективность толчка!

Зачем, спросите вы, вводят в заблуждение нашего брата такими вариациями? Успокойтесь, никто никого никуда не вводит, просто исторически сложилось, что одни производители профильных креплений и ботинок решили чем-нибудь отличаться от других и сделали, как говорится, те же яйца, только вид сбоку. :) Это означает, что вам внешне больше понравится, такое и берите. По стоимости ботинки и крепления стандарта SNS и NNN различаются очень незначительно (SNS как правило чуть дороже). Профильные ботинки стоят от 1800 руб. Верхняя планка отсутствует (самые дорогие, какие есть у нас в Иркутске - это около 9 тысяч). У профильных ботинок (в отличие от 75-NN) очень часто можно увидеть закрывающую от попадания снега на шнуровку планку на липе или молнии. Также может быть пришитая к ботинку эластичная резинка, облегающая голеностоп от снега. Это удобно!

Квинтэссенция

Когда вы все это прочитали, посмотрите в своей кошелек, подумайте, насколько вам требуется "крутой" ботинок, как часто и где вы катаетесь, а также на каких лыжах. И последнее: люди катаются все маршруты Олхинского плато, включая маршрут Переезд-Слюдянка, бегают по Комару и на Черский и еще много чего другого не только в профильных ботинках и креплениях, но и в ботинках с дырками. В ус при этом не дуют, поскольку кроме покупки снаряжения неплохо бы просто научиться кататься, делать это чаще, чем один раз за зиму и не в -30 градусов. Героические поступки - это достойно! Я же предлагаю вам получать удовольствие от отдыха, здоровье при этом не утрачивать, и ножки в тепле держать. :)

Хорошие крепления - важнейшая часть экипировки каждого любителя катания на беговых лыжах. Именно они помогают четко передавать усилия спортсмена на лыжню, задают направление скольжения, существенно влияют на скорость, комфортность и безопасность прогулки.

На рынке сегодня представлено 4 типа , каждый из которых обладает своими преимуществами и особенностями, требует покупки специальных ботинок или даже моделей лыж. Потому выбор снаряжения рекомендуется начинать с выбора креплений.

Крепления NN 75 (Nordic Norm 75 mm)

Самый простой и известный многим с самого раннего детства тип креплений беговых лыж называется NN 75. Это уже морально устаревшая рантовая система с замковым устройством, когда мысок жестко крепится к лыже за стержни с помощью металлической скобы. Под каблуком ботинка устанавливается резиновый или пластмассовый подпятник, но сзади стопа никак не фиксируется. Такие крепления не обеспечивают достаточной поперечной и продольной жесткости и делают практически невозможным передвижение коньковым ходом.Пожалуй, главное преимущество креплений NN 75 - низкая цена. Среди недостатков можно выделить затрудненность управления на спусках и плохую фиксацию стопы.

Лыжные крепления SNS (Salomon Nordic System)

Созданием удобной и современной системы креплений беговых лыж SNS мы обязаны французской компании Salomon. Она предполагает размещение ботинка на одной довольно широкой продольной направляющей. В передней части находятся специальные резиновые упоры, в которые упирается носок при толчке. Жесткость резинок легко регулируется, что позволяет выбирать нужный уровень управления лыжами.

Крепления SNS делятся на 2 вида в зависимости от их предназначения:

    SNS Profil. Это универсальные модели для конькового, комбинированного и классического стилей катания. При их изготовлении используются флексеры (резинки) разной жесткости;

    SNS Pilot. Предназначены исключительно для конькового хода. Конструктивно такие крепления отличаются наличием второй оси и использованием пружины вместо резинового флексора.

Оба типа креплений SNS обладают массой преимуществ. Они универсальны (подходят под любой размер ботинок) и комфортны, отличаются идеальной управляемостью и эффективно передают усилия спортсмена.

Лыжные крепления NNN (New Nordic Norm)

Крепления типа NNN разработала норвежская компания Rotefella. В передней части также располагаются особые резиновые упоры, куда при толчке упирается носок. Уровень жесткости регулируется подбором подходящих резинок в соответствии со стилем катания. От систем SNS крепления NNN отличаются наличием двух параллельных продольных направляющих (вместо одной у SNS), благодаря которым достигается оптимальная стабилизация подошвы ботинок.

Кроме того, существуют отличия в принципе крепежа ботинка. Тип NNN имеет несколько сдвинутую назад (на 10 мм) скобу. В результате крепеж оказывается почти под пальцами, и управление лыжей при коньковом ходе улучшается.

В зависимости от личных потребностей и стиля катания спортсмен может выбрать подходящую по жесткости резинку. Для удобства при покупке резинки имеют разные цвета. Для классического хода рекомендуются черные (стандартные) либо красные (мягкие) варианты, а для конькового - зеленые (мягкий стиль) либо белые (сильный).

В целом по основным показателям и потребительским качествам крепления типа NNN ничем не уступают SNS, отличаются теми же комфортностью, управляемостью и надежностью.

Лыжные крепления NIS (Nordic Integrated System)

Это новейший тип креплений беговых лыж, разработанный в 2005 году компаниями Rotefella, Rossignol, Madshus и Alpina на базе типа NNN. Система позволяет легко устанавливать на беговые лыжи крепления без использования шурупов. Однако на самих лыжах при этом обязательно должны быть прикрепленные в заводских условиях платформы NIS.

Главные преимущества креплений типа NIS - легкость установки, а также возможность их продольного сдвига. Система NIS полностью совместима со стандартами, ботинками NNN.

Каждый из перечисленных типов креплений требует приобретения соответствующих ботинок. Между собой крепления и ботинки разных систем (например, крепления SNS и ботинки NNN) несовместимы.