Конспект занятия ОД по развитию речи «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу. С.Михалков "Стихи друзей" из Ю.Тувима (худ

С.Михалков. "СТИХИ ДРУЗЕЙ" из польского поэта Ю.Тувима . Комплект открыток.
("Советский художник", 1978 год, художник В.Чижиков )

1. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу .

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще.
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!


3. Про Янека .

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.


4. Про Янека .

В летний знойный полдень
Он на солнце дул...


5. Где очки?

Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло...

6. Где очки?

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

7. Азбука .

Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!


8. Словечки-калечки .

Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.


9. Словечки-калечки .

...Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.


11. Птичье радио .

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов...


13. Птичий двор .

Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
"Га-га-га! Кудах-тах-тах!"


15. Овощи .

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!


Конверт в большом разрешении.

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!

Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!

Ваш Тувим

АЗБУКА

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.

Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло -
Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ

Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:
"Апельсин", "Сосна", "Колечко".

Подошли они все трое
И сказали: "Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!"

"Я, - воскликнул "Апельсин", -
Никакой не "Опельсын"!" -
"Я, - расплакалось "Колечко", -
Никакая не "Калечка"!"

"Я, - разгневалась "Сосна", -
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я "Сасна"!"

"Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!

Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!

Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас -
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!"

Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.

ПТИЧИЙ ДВОР

Утка курице сказала:
"Вы яиц несете мало.
Все индюшки говорят,
Что на праздник вас съедят!"

"Косолапка! Дармоедка! -
Раскудахталась наседка. -
Гусь сказал, что вы не утка,
Что у вас катар желудка,
Что ваш селезень дурак -
Только знает: кряк да кряк!"

"Кряк! - послышалось в канаве. -
Гусь бранить меня не вправе,
И за это начинен
Будет яблоками он.
Я до гуся доберусь!" -
"Ого-го!" - ответил гусь.

"Ах, скандал, скандал, скандал", -
Сам индюк забормотал.
Растолкал гусят вокруг
И гусыню клюнул вдруг.

Прибежал на крик петух,
Полетел из утки пух.
И послышалось в кустах:
"Га-га-га! Кудах-тах-тах!"

Эту драку до сих пор
Вспоминает птичий двор.

РЕЧКА

Как лента блестящая,
Речка течет
Настоящая.
И днем течет,
И ночью течет -
Направо свернет,
Налево свернет.
А в речке вода леденящая,
У берегов ворчливая,
А посередке ленивая.

А чего ей ворчать, речной-то воде?
Об этом не скажет никто и нигде.

Пожалуй, камни да рыбы
Об этом сказать могли бы,
Но рыбы молчат,
И камни молчат,
Как рыбы.

ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

ПРО ЯНЕКА

Жил на свете Янек,
Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.

Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.

Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"

В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.

Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!

ПТИЧЬЕ РАДИО

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!

Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?

Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?

По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать ремонтом птичьих
гнезд.

Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."

Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!

ГДЕ ОЧКИ?

- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло,

Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.

Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.

Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,

Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

Перевод с польского Сергея Михалкова

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Речевое развитие»

(чтение художественной литературы)

в старшей группе №9

Тема недели «Быть здоровыми хотим»

Чтение произведения Ю. Тувима

«Письмо ко всем детям по одному важному делу».

Емельянова А.В.

Задачи:

1.Образовательные: Продолжать формировать умение пересказывать тексты знакомых произведений, называть авторов произведений, пишущих о здоровье.

2.Развивающие: Развивать у детей интерес к познавательной литературе по здоровому образу жизни.

3.Воспитательные: Через художественные произведения воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

4.Речевые: Продолжать формировать умение грамматически правильно составлять сложные и простые предложения.

Словарь: Юлиан Тувим, микробы, микроскоп.

Индивидуальная работа: Учить составлять высказывания по наглядному восприятию. (Сережа, Аня)

Методы и приёмы: Чтение художественной литературы, беседа, рассказ из личного опыта детей, просмотр мультфильма по теме занятия.

Предварительная работа : Беседы о здоровом образе жизни, рассматривание иллюстраций о правилах гигиены, чтение художественной литературы.

Оборудование: Иллюстрации, письмо, ноутбук, мультфильм «Уроки Тетушки Совы. Уроки осторожности. Микробы» Серия №6.

Ход деятельности

Мотивация к деятельности

Воспитатель: Ребята, давайте разомнем свой язычок скороговоркой «Мой руки чаще и чище!»

К нам в садик пришло письмо, которое написал Юлиан Тувим. Давайте его прочитаем.

1 часть

Воспитатель:

Что понравилось в стихотворении?

О чем говорится в стихотворении?

Почему Юлиан Тувим называет дело важным?

Как поэт называет детей, которые забывают мыться и мыть руки?

Почему Юлиан Тувим не хочет ехать к таким детям в гости?

Воспитатель: На всех предметах, которые нас окружают много микробов. А вы знаете, что такое микробы? Микробы – это очень маленькие существа. Попадая к нам в организм, микробы быстро размножаются и вызывают различные болезни. Посмотрите на свои руки. Вы видите микробы? Микробы можно увидеть только в микроскоп. (Показывает картинку.)

А, если взять микроскоп, то вот что можно увидеть: (картинка).

Что нужно делать, чтобы избавиться от микробов?

Как правильно мыть руки?

Физминутка

«Моем руки» с проговариванием правил мытья рук.

2 часть

Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы. Уроки осторожности. Микробы» Серия №6.

Рефлексия (итог занятия)

Воспитатель: О чем важном рассказывает Тетушка Сова? Стихотворение какого поэта мы слушали? О чем оно? Почему важно соблюдать правила гигиены?

Хочу вам рассказать о книге, которая при появлении в нашем доме сразу и безоговорочно стала хитом. И вот уже неделю мы перечитываем ее каждый день и не по разу – хохочем и заряжаемся веселым настроением.

Написал ее польский поэт Юлиан Тувим .

Тувим родился в 1894 году в семье скромного служащего банка. Он был очень живым и веселым мальчиком: имел множество увлечений, постоянно что-то изобретал, исследовал (один из его химических опытов чуть было не закончился трагедией), коллекционировал (например, слова на экзотических языках), был страстным читателем. Учился он неважно и однажды даже сбежал из дома, чтобы на растраивать родителей двойкой за полугодие. В 17 лет стал писать стихи и стал одним из величайших польских поэтов и прозаиков. В стихах для взрослых он высмеивал польское правительство и критиковал фашизм, за что некоторые его стихи были запрещены цензурой.

В общем, был он хорошим человеком. Как сам любил говорить, “Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города .”

Будучи уже взрослым человеком он очень любил детей и умел понимать и дружить с ними. И в тридцатые годы написал детский цикл стихов - примерно 50 стихотворений. Каждое из них – это новая весёлая игра или умная, дружеская беседа с ребятами. Как правильно сказал про него Владимир Приходько: “Когда читаешь его стихи и сказки, он кажется весёлым дирижёром со своей неизменной “палочкой-трулялочкой”, могучим повелителей дружных и добрых слов “.

Скажу честно, что некоторые стихи из этого сборника я знала с детства, но была убеждена, что они принадлежат перу Сергея Михалкова и Бориса Заходера (да стихи эти и сейчас часто встречаются в сборниках этих поэтов), но оказалось, что они были переводчиками. К сожалению, сейчас Тувима не издают, и лишь редкие его произведения можно встретить в сборниках того же Михалкова, Заходера, Маршака.

Итак, собственно книга, о которой было такой долгое вступление

Тувим Ю. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу. Стихи. Перевод с польского. Худ. М. Малыш. 1979г.

35 стихотворений в переводе А.Эппеля, С.Михалкова , Е.Благининой, С.Маршака , Э. Мошковской, Д.Самойлова , Б. Заходера , В.Левина и др.