Отношение героев повести пиковая дама к герману. «Пиковая дама» Пушкина: герой, сюжет, стилевое своеобразие повести

Главные герои “Пиковой дамы” – люди из высшего общества, проматывающие жизнь и состояние в азартных играх, балах, бессмысленных занятиях. Произведение Пушкина больше похоже на рассказ, чем на повесть: в нём чётко раскрыты характеры, много подробных описаний, все образы очень жизненны. Писатель даёт прямую характеристику своим героям, раскрывает их сущность через внутренние монологи, отношения с другими персонажами.

Характеристика героев “Пиковая дама”

Главные герои

Германн

Сын обрусевшего немца, инженер, не имеющий большого наследства. Вынужден экономить, страдает от недостатка средств, но тщательно это скрывает. Он жаждет богатства, причём быстрого. В душе Германн – чудовище. Хитрый, расчётливый, целеустремлённый молодой человек обманывает Лизавету Ивановну, чтобы проникнуть в дом графини и узнать у неё тайную комбинацию карт. Смерть старухи расстраивает его только с той позиции, что она унесла тайну с собой. После проигрыша попадает в сумасшедший дом.

Графиня Анна Федотовна

В молодости была безумно красива, разбивала сердца, была азартным игроком. К старости стала невыносима и капризна. Проиграла большую часть своего имущества, муж не позволил ей отдать долг за счёт последних средств, которые были у семьи. Благодаря связи с графом Сен-Жерменом, она справилась с долгом. Именно его она любила всю свою жизнь. В момент повествования старухе 87 лет, она не выдаёт секрет даже перед лицом смерти. Является в виде призрака к Германну, чтобы отомстить молодому человеку.

Лизавета Ивановна

Молодая девушка, воспитанница графини. Ей приходится терпеть плохое настроение старухи, ежеминутные капризы, перепады настроения. Лиза – скромная, наивная, неопытная, слишком романтичная, но хорошая девушка. Она мечтает о том, что появится человек, который возьмёт её в жёны, чем избавит от несчастного положения в доме старухи. У Лизаветы нет подруг, она живёт в бедной обстановке из-за скупости графини. В конце повести говорится о том, что Лиза удачно вышла замуж.

Томский, внук старой графини

Молодой граф, сын одного из четырёх сыновей графини. Ему, как и остальным старуха не выдала своего секрета. Молодой человек не умеет держать язык за зубами, он фактически обрекает старуху на смерть.

Второстепенные персонажи

В повести “Пиковая дама” герои подобраны Пушкиным с искусством настоящего ювелира художественного слова. Все они, за исключением одного, живут богатой светской жизнью. Центральный же персонаж – Германн – относится к среднему классу, он яростно желает разбогатеть. Молодой человек готов предложить старой графине стать её любовником, жажда денег побеждает разум и здравый смысл. Характеристика персонажей и анализ произведения могут быть полезны для читательского дневника, подготовки к сочинению.

Тест по произведению

«Пиковая дама» – это мистическая повесть с интригующим . В ней есть все, что относится к мистике: карты, смерть, воскрешение, и даже, сумасшествие. Не обошлось в ней без авантюризма, обмана и любви.

Предлагаем вашему вниманию список главных героев повести Пушкина «Пиковая дама» и их характеристики.

Германн – инженер. Расчетлив и осторожен, как большинство немцев. Игра его увлекает, занимает, но осторожность не позволяет ему сесть за игорный стол. Это была страстная, но в то же время волевая, сильная натура. Он не позволял своим страстям вырваться наружу. Но сказка, рассказанная товарищем о трех заветных картах, глубоко поразила его. Он решил во что бы то ни стало узнать тайну трех карт. Так Томский охарактеризовал : «Этот Германн- лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства».

Старая графиня – пожилая женщина восьмидесяти лет. Сохраняла приверженность к старой моде времен ее молодости, была капризна и придирчива, как большинство старух ее возраста. К тому же, эгоистична. В силу эгоизма она нередко терроризировала домашних, требуя то одного, то другого и меняя свои желания, как перчатки. Невзирая на возраст, она продолжала выезжать в свет, не пропускала ни одного из мероприятий.

Лизавета Ивановна , воспитанница графини, барышня восемнадцати лет. Лиза была самолюбива, мечтала о мужчине, который избавит ее от жалкого положения приживалки. В конце концов, она все-таки выйдет за небогатого, ног твердо стоящего на ногах приказчика графини.

Герои второго плана:

Томский – один из участников карточных игр, внук старухи. Немного легкомысленный молодой человек, влюбленный в княжну Полину.

Полина – княжна, весьма своенравная девица.

Чекалинский — известный карточный игрок, организатор карточных игр с крупными ставками. Он зарекомендовал себя как человек порядочный, состоятельный.

Германн проиграл в последней игре, когда, казалось, что удача была в его руках. Туз пик странным образом оказался дамой пик. Эта неудача свела с ума Германна, и он оказался в Обуховской психиатрической больнице. Судьбы других героев сложились более удачливо. Томский и Полина поженились, Лиза вышла замуж.

  1. Германн - военный, обрусевший немец, молодой инженер. Умный и трудолюбивый, человек твердого характера и яркого воображения.
  2. Анна Федотовна - восьмидесятисемилетняя графиня, бабушка Томского, одного из приятелей Германна. Хранительница тайны трех карт, переданной ей в молодости одним приятелем.
  3. Лизавета Ивановна - воспитанница Анны Федотовны. Молодая, привлекательная и мечтательная девушка, вынужденная прислуживать престарелой капризной старухе.

Другие герои

  1. Томский - друг Германна, рассказал ему тайне трех карт, узнанной от бабушки.
  2. Нарумов , Чекалинский - приятели Германна.

Вечер у Нарумова

Несколько молодых приятелей собираются в доме конногвардейца Нарумова, чтобы провести время за картами. От игры отказывается, но не без удовольствия наблюдает за ней лишь один - молодой военный инженер по фамилии Германн.

В ходе вечера Томский делится с картежниками невероятной историей своей бабушки, Анны Федотовны. В молодости она была крайне привлекательна и жестока, любила картежничать и часто проигрывала немалые суммы. Однажды, находясь в Париже, Анна Федотовна завела дружбу с графом Сен-Жерменом, от которого и узнала тайну трех карт.

Выслушав этот мистический анекдот, приятели расходятся. Германн становится одержим идеей овладеть секретом беспроигрышной игры.

В уборной графини

Томский заходит в уборную своей бабушки с целью сообщить ей, что на пятничном балу намерен познакомить со своим приятелем Нарумовым. Старая уродливая графиня, пользуясь помощью служанок, тщательно одевается и прихорашивается перед зеркалом.

Едва начавшийся разговор с внуком быстро затухает, Томский удаляется, а Анна Федотовна исчезает за ширмами, продолжая собираться. В комнате остается Лизавета Ивановна, молоденькая воспитанница графини.

Она бросает взгляд через окно на улицу и видит там молодого офицера, коим оказывается Германн. Он, как выясняется, уже не первый раз прогуливается возле дома графини и заглядывает в окна. Покраснев, Лизанька принимается за вышивание.

Жизнь Лизаветы Ивановны

Капризы избалованной и эгоистичной графини отравляют жизнь девушки. Ее раздражают постоянные придирки Анны Федотовны. Лиза становится «домашнею мучинецию», которая с нетерпением ждет, когда ее, своенравную красавицу, освободит какой-нибудь молодой офицер.

За своего спасителя Лизанька и принимает Германна, который, в свою очередь, охвачен единственной целью - выведать у графини тайну трех карт. Заметив однажды в окне Лизавету Ивановну, он решает действовать через нее. Эта минута становится для молодого человека роковой.

План Германна и смерть графини

Германн стал посылать Лизе любовные письма с выдержками из немецких романов и настойчиво просить о встрече. Лизавета вскоре поддается на уговоры и назначает ночное свидание в доме, куда он должен проникнуть незаметно для прислуги. Едва часы пробивают нужное время, Германн оказывается внутри. Он решается на обман: вместо того, чтобы дожидаться Лизавету Ивановну в ее комнате, проходит в кабинет графини.

С бала в два часа ночи возвращается Анна Федотовна. Дождавшись, когда она переоденется ко сну, Германн заходит к ней в уборную и просит открыть ему тайну трех карт.

Анна Федотовна открыто сопротивляется, поэтому в ход идут мольбы, затем угрозы. Наконец, обезумевший Германн достает из кармана пистолет. От испуга старая графиня умирает в собственном кресле.

Лизавета, приехавшая вместе с графиней, надеясь на встречу с молодым офицером и в то же время опасаясь ее, проходит к себе в комнату. Ее терзают сомнения: она и подумать не могла, что всего после трех недель переписки сможет позвать к себе в дом совершенно незнакомого человека.

А тут еще и Томский на балу поведал Лизе о бесчестности ее нового знакомого. Размышления о жизни прерываются внезапно появившимся на пороге Германном, который сообщает о смерти графини и признается в том, что невольно стал ее причиной. Тут же он и раскрывает Лизе весь свой план.

Из этого рассказа девушка понимает, что на самом деле ему была интересна далеко не она, а покойная графиня, тайну которой все это время Германн пытался выведать. Самого Германна больше потрясает не смерть старухи, а безвозвратная потеря главного секрета последних недель его жизни.

Тайна трех карт

Будучи человеком с предрассудками, через три дня Германн решается прийти на похороны графини, чтобы «испросить прощения». Склонившись над покойной, он отшатывается и падает: молодому человеку показалось, что старуха смотрит на него с насмешливым прищуром.

Чтобы успокоить нервы и унять голос совести, весь следующий день Германн пьет, а возвратившись ночью домой ложится спать, не раздеваясь. В полночь к нему является призрак Анны Федотовны в образе женщины в белых одеяниях и открывает секрет трех карт: выигрыш обеспечат ставки на тройку, семерку и туза.

В ответ старая графиня требует, чтобы Германн женился на ее воспитаннице Лизавете Ивановне.

Финальная игра

Тройка, семерка и туз полностью поглотили мысли Германна: их образы мерещатся ему в окружающих предметах, людях, являются во снах. Он ждет случая опробовать магическую карточную систему в действии. На игорном вечере у Чекалинского, Германн ставит крупную сумму на тройку и выигрывает. На следующий день ставка делается на семерку - снова выигрыш. Поглощенный картами, Германн забывает условие графини, что и оборачивается для него трагедией.

В третий раз вернувшись в дом к Чекалинскому, Германн, предвкушая свою победу, вертит в руках туза. Внезапно, туз оказывается пиковой дамой, которая будто бы насмехается над молодым офицером. Германн с ужасом узнает в ней старую графиню.

Заключение

Германн сходит с ума. Теперь он сидит в больничной палате, не отвечает ни на какие вопросы и быстро бормочет себе под нос «тройка, семерка, туз, тройка, семерка, туз».

Лизавета Ивановна выходит замуж.

Тест по повести Пиковая Дама

П.И. Чайковский опера «Пиковая дама»

Основой для «Пиковой дамы» П.И. Чайковского послужила одноименная повесть А.С. Пушкина. Эта захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта, была написана композитором всего за 44 дня. Произведение считают вершиной оперной драматургии композитора, ведь по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неотразимой мощи драматического воздействия ему нет равных в его творчестве.

Краткое содержание оперы Чайковского «Пиковая дама» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Герман тенор офицер, главный герой
Лиза сопрано внучка Графини
Томский баритон граф, друг Германа, внук Графини
Елецкий баритон князь, жених Лизы
Графиня меццо-сопрано восьмидесятилетняя старуха
Полина контральто подруга Лизы
Чекалинский тенор офицер
Сурин бас офицер
Маша сопрано горничная

Краткое содержание

Петербург конца XVIII века. Бедный молодой офицер Герман безумно влюблен в прекрасную незнакомку и жаждет узнать, кто она такая. Вскоре ему рассказывают, что его сердце покорила внучка богатой старой Графини – Лиза, которая совсем скоро станет законной супругой князя Елецкого. Друг Германа, граф Томский, сообщает ему, что старуха владеет уникальными сведениями – она знает секрет «трех карт», благодаря которому она когда-то смогла отыграться и вернуть карточный проигрыш.

Лиза воспылала взаимными чувствами к офицеру. Герман клянется, что они будут вместе, или же он вынужден будет умереть. Он мечтает поскорее разбогатеть, чтобы жениться на возлюбленной, а помочь ему может только секрет карточных выигрышей Графини. Ночью он пробирается в ее спальню и умоляет ее открыть тайну «трех карт», но «старая ведьма», испугавшись незваного гостя с пистолетом, умирает и уносит секрет с собой.

Лиза назначает Герману свидание на набережной, но он задерживается. А все потому, что в это время в его комнате появляется призрак Графини. Старуха озвучивает тайну «трех карт» - это тройка, семерка и туз, и просит офицера взять Лизу в жены. Призрак растворяется в воздухе, а Герман, как безумный, неустанно повторяет эту комбинацию. Он бежит на встречу к Лизе, но отталкивает ее - он уже одержим не любовью, а азартом. В отчаянии девушка бросается в реку.

А тем временем Герман спешно направляется в игорный дом и делает ставки на названные призраком карты. Дважды удача была на его стороне, но когда он ставит на «туз», вместо него в его руке оказывается дама пик. Он осыпает Графиню проклятиями и вонзает кинжал себе в сердце.

Фото





Интересные факты

  • П.И. Чайковский написал оперу во Флоренции всего за 44 дня.
  • Чтобы безукоризненно исполнить партию Германа во всех семи сценах, автору требовался по-настоящему искусный и выносливый исполнитель. Выбор П.И. Чайковского пал на известного тенора Николая Фигнера, на способности которого автор и ориентировался, пока писал музыку. Успех «Пиковой дамы» был поистине ошеломительным. После удачной премьеры в Мариинском театре восторженный Чайковский писал: «Фигнер и Санкт-Петербургский оркестр сотворили настоящие чудеса!» Спустя двенадцать дней «Пиковую даму» с не меньшим восторгом встретили в Киеве.
  • Первой зарубежной премьерой «Пиковой дамы» стало исполнение в Праге в 1892 году. Дирижёром выступал Адольф Чех. Затем последовали следующие премьеры: под дирижёрством Густава Малера в Вене в 1902 и Нью-Йорке (на немецком) в том же году. Первое исполнение оперы в Великобритании состоялось в 1915 году в Лондоне.
  • В основу событий пушкинской «Пиковой дамы», как известно, положены реальные события - история Натальи Петровны Голициной, одной из влиятельных и богатейших княгинь XIX столетия. Ее внук сильно проигрался в карты, и обратился к ней за помощью - занять денег. Но бабушка вместо этого открыла внуку секрет, который позволил ему отыграться.
  • Эта мистическая история про три карты - тройку семерку и туз - каким-то чудесным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Свидетели последних дней княгини, утверждали, что незадолго до ее смерти видели возле особняка призрак одинокого офицера. Это был 1837 год.
  • В этом сочетании цифр- 1837, составляющих год смерти княгини и самого Пушкина, самым непонятным образом соединились все те же загадочные цифры - 3, 7, 1. А в последний час жизни Чайковского, как утверждал его врач, композитору мерещился все тот же призрак «одинокого офицера». Мистика, да и только.
  • Приглядитесь-ка повнимательнее к структуре оперы и ее названию: 3 действия, 7 картин, «Пиковая дама». Ничего не напоминает?
  • Эту оперу считают одной из самых мистических в мировом музыкальном театре. Многие убеждены, что именно она виновата во многих неудачах своих создателей, а также тех, кто ее исполнял.
  • В этом сочинении огромное значение придается числу «три», оно словно наделено магическим значением и встречается буквально повсюду. Прежде всего, это те самые три карты. На сердце Германа, по словам Чекалинского, три греха. Сам Герман виновен как раз в трех смертях – Графини, Лизы и своей. В музыкальной ткани всего произведения преобладают три темы – рока, любви и трех карт.
  • Некоторые биографы склонны считать, что отказ Чайковского работать над этим заказом был связан с тем, что он просто испугался сюжета. По некоторым данным, он согласился сочинить оперу только при одном условии – если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Именно поэтому он и вносил такие активные правки во все драматургические составляющие произведения.
  • Режиссеры, желающие приблизить либретто к пушкинскому тексту, попадали в серьезные неприятности. Самый яркий пример – Всеволод Мейерхольд. Как уже упоминалось ранее, он заказал новое либретто и даже поставил эту оперу в Кировском театре. Однако после этого он долго не прожил – режиссер был арестован и отправлен на расстрел.
  • На произведение Пушкина написано еще несколько сочинений для музыкального театра, только вот популярностью они совсем не пользуются – это оперетта Франца Зуппе (1864) и опера Ж. Галеви (1850).
  • К этому сюжету обращались и балетмейстеры, например, Ролан Пети. Он создал балет для Н. Цискаридзе по просьбе руководства Большого театра, однако музыку из оперы брать побоялся и предпочел ей Шестую симфонию . Но случилось неожиданное - все балерины отказались танцевать Старую Графиню, согласилась только Иелзе Лиепа. Премьера балета состоялась в 2001 году.
  • Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.

Популярные арии из оперы

Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» - слушать

Песенка Томского «Если б милые девицы» - слушать

Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы» - слушать

Ариозо Германа "Я имени её не знаю" - слушать

История создания


Мысль о том, чтобы поставить оперу на сюжет пушкинской таинственной повести, впервые возникла у директора императорских театров И. А. Всеволожского. Несколько лет он был вдохновлен этой идеей и даже самостоятельно намечал сценарий и продумывал сценические эффекты. В 1885 году он стал активно искать композитора, который смог бы воплотить эту задумку в жизнь. Среди кандидатов оказались А. А. Вилламов и Н. С. Кленовский. Через два года Всеволожский обратился к П.И. Чайковскому , однако получил отказ – композитора совершенно не привлекал этот сюжет. В 1888 году над либретто начал работать его младший брат, Модест Ильич Чайковский, причем, создавал он его для Кленовского. Однако маэстро в итоге отказался от работы, и Всеволожский снова обратился к Петру Ильичу. На этот раз он был более настойчив, и просил не просто написать оперу, а закончить ее к новому сезону. В это время Чайковский как раз задумал покинуть Россию и погрузиться с головой в работу. Именно поэтому он ответил согласием, и отправился во Флоренцию работать.

Первые фрагменты «Пиковой дамы» появились 19 января 1890 года. Произведение было написано очень быстро – клавир оперы увидел свет 6 апреля, а партитура – уже 8 июня. Создавая свой шедевр, композитор активно изменял сюжетные линии либретто и сочинял слова к некоторым сценам. В итоге сюжет оперы приобрел ряд отличий от своего первоисточника. Повесть Пушкина преобразилась в стихотворное полотно, очень органично вобравшее в себя стихи других поэтов – Г.Р. Державина, П.М. Карабанова, К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Изменились и главные герои произведения. Так, Лиза из бедной воспитанницы зажиточной Графини превратилась в ее внучку. Пушкинский Германн был родом из немцев, а вот у Чайковского об этом не упоминается ни слова. К тому же, его фамилия становится именем и теряет одну букву «н» - его зовут Герман. Будущий муж Лизы, князь Елецкий, у Александра Сергеевича отсутствует. Граф Томский в повести русского литературного гения является внуком Графини, а вот в опере – он совершенно посторонний ей человек. По-разному складывается жизнь главных персонажей – по сюжету книги Герман теряет рассудок и отправляется в больницу, Лиза забывает о нем и вступает в брак с другим. В опере же влюбленные погибают. Ну и наконец, время действия этой трагической истории также изменено – в первоисточнике события разворачиваются во времена Александра I, а вот в его музыкальной версии – в эпоху правления императрицы Екатерины II.

Первое представление оперы свершилось в Мариинском театре 19 декабря 1890 года, дирижировал в этот вечер был Э. Направник. Чайковский активно участвовал в подготовке премьеры. Петр Ильич предполагал, что успех будет невероятным, и он не ошибся. Публика требовала повторения отдельных номеров на бис, а композитора вызывали на сцену бесчисленное количество раз. И даже тот факт, что произведение Пушкина было так сильно переосмыслено, совсем не смутил даже рьяных «пушкинистов» – они аплодировали русскому гению стоя.

Что до меня, то мне на часть
Досталась пламенная страсть,
Страсть к банку! ни дары свободы,
Ни Феб, ни слава, ни пиры
Не отвлекли б в минувши годы
Меня от карточной игры;
Задумчивый, всю ночь до света
Бывал готов я в прежние лета
Допрашивать судьбы завет:
Налево ляжет ли валет?
Уже раздался звон обеден,
Среди разорванных колод
Дремал усталый банкомёт.
А я, нахмурен, бодр и бледен,
Надежды полн, закрыв глаза,
Пускал на третьего туза.
А.С. Пушкин. (авторское отступле¬ние, не вошедшее в основной текст романа «Евгений Онегин»).

Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.
Новейшая гадательная книга.


О произведении:
«Пиковая дама» - повесть величайшего русского поэта и писателя, родоначальника новой русской литературы, создателя русского литературного языка - Александра Сергеевича Пушкина (06.06.1799 - 10.02.1837), самое таинственное и мистическое произведение в его творчестве.
Рукопись «Пиковой дамы» до нас не дошла, поэтому точные даты её написания не известны. Вероятнее всего, она была написана в Болдине, в 1833 году, где Пушкин находился с 1 октября по начало ноября.
Повесть вышла в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году, и в том же году была перепечатана почти без изменений в сборнике «Повести, изданные Александром Пушкиным». «Пиковая дама» была хорошо принята читателями. Однако мнения литературных критиков разделились. Одни хвалили повесть только за занимательность сюжета и изящность стиля: критик А.Краевский писал: «В «Пиковой даме» герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе (…); рассказ простой, отличающийся изящностью». Но, при этом, из-за отсутствия, по их мнению, идеи, считали явной неудачей писателя. Такая оценка отчётливо выразилась у В.Белинского: «…Пиковая дама» — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот …». Другие считали, что Пушкин создал нечто новое в русской литературе, то, что ещё никогда и никем не было написано. Ф.Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: «…Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» - верх искусства фантастического…».
Основой сюжетного замысла «Пиковой Дамы» стал занятный случай, произошедший с Сергеем Григорьевичем Голицыным. Молодой князь, с которым писатель часто встречался как в свете, так и за карточным столом, рассказал Пушкину, как однажды сильно проигравшись в карты, был вынужден пойти на поклон к бабушке - княгине Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной, отличавшейся умом и крутым нравом, и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато поделилась магическим секретом, который ей сообщил знаменитый граф Сен-Жермен. Три заветные карты - «тройка, семёрка и туз» - позволили внуку княгини так же лихо отыграться, как некогда удалось ей самой. Играть в карты Наталью Петровну научила королева Франции Мария-Антуанетта, с которой Голицына была очень дружна. К карточной игре Голицына пристрастилась отчаянно, целые ночи проводила за зелёным столом в знаменитой игральной гостиной Версаля. Она ставила на кон значительные суммы, выигрывала и проигрывала…Однажды, Наталья Петровна проиграла огромную сумму герцогу Орлеанскому. Её муж заявил, что не только не даст ей денег на оплату карточного долга, но и вообще запрещает играть. Наталья Петровна сначала впала в ярость, затем в смятение: лишиться величайшего в её жизни удовольствия - азарта, она никак не могла. Никакие угрозы и уговоры не подействовали на её мужа, и он остался непреклонен. Тогда Наталья Петровна была вынуждена обратиться за помощью к человеку, который много за ней ухаживал, но был отвергнут, равно как и все остальные. Он называл себя графом Сен-Жерменом и был очень популярен в предреволюционном Париже. О фантастическом богатстве таинственного графа ходили невероятные слухи, и, находясь в отчаянном положении, Наталья Петровна согласилась отдаться Сен-Жермену, если он даст ей денег, чтобы вернуть долг. Денег ей Сен-Жермен не дал, зато научил, как отыграться. В тот же вечер Голицына испытала магическую комбинацию карт, и «тройка, семерка, туз» принесли ей огромный выигрыш. Умерла Наталья Петровна Голицына в возрасте девяноста шести лет, в Петербурге, в год гибели Пушкина, пережив его на несколько месяцев. Похоронили Голицыну в Москве, на кладбище Донского монастыря: в усыпальнице Голицыных, в церкви Михаила Архангела. До революции азартные игроки приносили на её могилу букеты, перевитые синими, серебристыми и коралловыми лентами (три цвета герба Голицыных), и просили явиться во сне, как явилась она пушкинскому Германну, и открыть им секрет трёх выигрышных карт.
1 марта 1834 года повесть Пушкина вышла из печати и сразу же произвела настоящий фурор у читающей публики: не только захватывающим полу мистическим сюжетом, но и потому, что её персонажи имели реальных прототипов, в том числе людей, известных всему высшему свету.
В дневнике от 7 апреля 1834 года Пушкин пишет: «Моя Пиковая дама в большой моде, - игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной, и, кажется, не сердятся» .
«Пиковая дама» начинается с описания игры в популярную в те годы карточную игру «штосс» (в XVIII веке её называли «фараон», «фаро», «банк»). Значительную часть своей жизни русские дворяне проводили за зелёным сукном карточных столов; проигрывались и выигрывались состояния, ломались судьбы, совершались преступления и самоубийства. Строки, ставшие эпиграфом к первой главе «Пиковой дамы», по воспоминаниям А.Керн были написаны Пушкиным в конце января 1828, в доме князя С.Голицына во время карточной игры, мелом на рукаве: