Пьеса гоголя женитьба краткое содержание. Женитьба (пьеса), история создания, сюжет

В произведениях Гоголя часто поднимаются вопросы зрелости личности, в этом можно убедиться, прочитав краткое содержание пьесы «Женитьба» для читательского дневника.

Сюжет

Агафья дочь купца, засидевшаяся в невестах. У неё 6 женихов на выбор. Процесс сватовства проходит под контролем свахи. Невеста определяется в пользу Подколесина, которому уже давно пора обзавестись семьёй. Других кандидатов Агафья выгоняет прочь.

Будущий жених сомневается в необходимости связывать себя узами брака. С одной стороны годы идут, с другой - он страшится семейной жизни. Невеста нравится герою, но, в конечном счёте, предложение Агафье за него делает друг Кочкарёв.

Оставшись в одиночестве, пока будущая супруга готовится к выходу, Подколесин понимает, что жениться все-таки не готов, и убегает через окно. Все бросаются на поиски беглеца. Агафья остаётся в дураках - выбранный ею жених удрал, а остальных она выгнала.

Вывод (моё мнение)

Чем закончилась история, читатель может додумать. Автор оставил пьесе открытый конец. Главная мысль повествования - каждый человек должен нести ответственность за свои решения и деяния.

Надворный советник Подко-лесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призы-вает слугу Степана, коего расспра-ши-вает как о том, не захо-дила ли сваха, так и о посе-щении им порт-ного, о каче-стве пущен-ного на фрак сукна и не спра-шивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подко-лесин сокру-ша-ется, что женитьба такая хлопот-ливая вещь. Появ-ля-ется сваха Фекла Ивановна и расска-зы-вает о невесте Агафье Тихо-новне, купе-че-ской дочери, ее внеш-ности («как рафинад!»), ее неже-лании выхо-дить за купца, а только за дворя-нина («такой вели-катес»). Удовле-тво-ренный Подко-лесин велит свахе прийти после-завтра («я полежу, а ты расска-жешь»), она упре-кает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подко-лесин думает жениться, прини-мает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живет невеста, он выпро-ва-жи-вает Феклу, соби-раясь женить Подко-ле-сина сам. Он живо-пи-сует не уверен-ному еще другу прелести семейной жизни и уж было убеж-дает его, но Подко-лесин вновь заду-мы-ва-ется о стран-ности того, что «все был неже-натый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объяс-няет, что сейчас Подко-лесин просто бревно и ника-кого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие каналь-чонки», и все на него похожи. Уж совсем собрав-шись ехать, Подко-лесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихо-новна с теткою, Ариной Панте-лей-мо-новной, гадает на картах, та поми-нает покой-ного батюшку Агафьи, его величие и солид-ность, и тем пыта-ется скло-нить внимание племян-ницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмит-ри-е-вичу Стари-кову. Но Агафья упря-мится: он и купец, и борода у него растет, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопот-ность своего дела: все дома исхо-дила, по канце-ля-риям истас-ка-лась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описы-вает женихов, но недо-вольная тетка вздорит с Феклою о том, кто лучше — купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбе-га-ются, Дуняша бежит откры-вать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзе-кутор, пере-чи-ты-вает роспись прида-ного и сличает с тем, что в доступ-ности. Появ-ля-ется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «вели-катный», ищущий в невесте знания фран-цуз-ского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появ-ления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балта-за-рович Жевакин, отставной лейте-нант морской службы, с порога поми-нает Сицилию, чем и обра-зует общий разговор. Анучкин инте-ре-су-ется обра-зо-ва-нием сици-ли-анок и потрясен заяв-ле-нием Жева-кина, что все пого-ловно, включая и мужиков, говорят на фран-цуз-ском языке. Яичница любо-пыт-ствует комплек-цией тамошних мужиков и их привыч-ками. Рассуж-дения о стран-но-стях неко-торых фамилий преры-ва-ется появ-ле-нием Кочка-рева и Подко-ле-сина. Кочкарев, жела-ющий немедля оценить невесту, припа-дает к замочной сква-жине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопро-вож-дении тетки выходит, женихи пред-став-ля-ются, Кочкарев реко-мен-ду-ется родствен-ником несколько туман-ного свой-ства, а Подко-ле-сина выстав-ляет едва ли не управ-ля-ющим депар-та-ментом. Появ-ля-ется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихо-новна мужа, преры-ва-ется смущенным бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расхо-дятся. Подко-лесин, решив уж, что и нос вели-коват, и по-фран-цузски вряд ли она знает, говорит прия-телю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеж-дает его в несрав-ненных досто-ин-ствах невесты и, взяв слово, что Подко-лесин не отсту-пится, берется остальных женихов спро-ва-дить.

Агафья Тихо-новна не может решить, кото-рого из женихов ей выбрать («Если бы губы Ника-нора Ивано-вича да приста-вить к носу Ивана Кузь-мича...»), и хочет кинуть жребий. Появ-ля-ется Кочкарев, убеждая взять Подко-ле-сина, и реши-тельно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отка-зать женихам (сказав, что не распо-ло-жена еще замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подко-ле-синым. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин явля-ются следом. Расте-рянная Агафья Тихо-новна выпа-ли-вает «пошли вон» и, устра-шенная видом Яичницы («Ух, прибьет!..»), убегает. Входит Кочкарев, оста-вивший Подко-ле-сина в прихожей попра-вить стре-мешку, объяс-няет опешившим женихам, что невеста дура, прида-ного за ней почти нет и по-фран-цузски она ни бель-меса. Женихи распе-кают Феклу и уходят, оставив Жева-кина, не разду-мав-шего жениться. Кочкарев отсы-лает и его, посулив свое участие и несо-мненную удачу в сватов-стве. Смущенной же невесте Кочкарев атте-стует Жева-кина дураком и пьяницей. Жевакин подслу-шивал и изумлен странным пове-де-нием своего заступ-ника. Агафья Тихо-новна не желает с ним гово-рить, множа его недо-умения: семна-дцатая невеста отка-зы-вает, а почему?

Кочкарев приводит Подко-ле-сина и принуж-дает его, остав-шись с неве-стою наедине, открыть ей сердце. Беседа о прият-но-стях катания в лодке, жела-тель-ности хоро-шего лета и близости екате-ри-нин-гоф-ского гуляния окан-чи-ва-ется ничем: Подко-лесин откла-ни-ва-ется. Однако он возвращен Кочка-ревым, уже зака-завшим ужин, сгово-рив-шимся о поездке в церковь через час и умоля-ющим прия-теля жениться, не откла-дывая. Но Подко-лесин уходит. Наградив прия-теля множе-ством нелестных прозвищ, Кочкарев поспе-шает его вернуть. Агафья Тихо-новна в размыш-лении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водво-ренный в комнату пинком Подко-лесин не может присту-питься к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихо-новны. Все устра-и-ва-ется, и невеста спешит одеться. Подко-лесин, уж довольный и благо-дарный, оста-ется один, поскольку Кочкарев отлу-ча-ется взгля-нуть, готов ли стол (шляпу Подко-ле-сина, впрочем, он благо-ра-зумно приби-рает), и размыш-ляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлен, что множе-ство людей живет в такой слепоте, и, дове-дись ему быть госу-дарем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непо-пра-ви-мости того, что сейчас произойдет, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он реша-ется бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, — выска-ки-вает в окно и уезжает на извоз-чике.

Агафья Тихо-новна, Фекла, Арина Панте-лей-мо-новна и Кочкарев, появ-ляясь один за другим, в недо-умении, кое разре-ша-ется призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Панте-лей-мо-новна осыпает бранью Кочка-рева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почи-тает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто мое почтение!»

Надворный советник Подколесин, лёжа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворённый Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живёт невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному ещё другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. Уж совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихоновна с тёткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растёт, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тётка вздорит с Феклою о том, кто лучше - купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясён заявлением Жевакина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочкарев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопровождении тётки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается смущённым бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берётся остальных женихов спровадить.

Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...»), и хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена ещё замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом. Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашённая видом Яичницы («Ух, прибьёт!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремёшку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив своё участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущённой же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлён странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему?

Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращён Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворённый в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться. Подколесин, уж довольный и благодарный, остаётся один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлён, что множество людей живёт в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдёт, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, - выскакивает в окно и уезжает на извозчике.

Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно - уж тут, просто моё почтение!»

Год написания:

1835

Время прочтения:

Описание произведения:

Комедия Женитьба была написана в период 1833-1835 годы Николаем Гоголем , а опубликована в 1842 году. Полное название пьесы - "Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях". Изначально комедия называлась "Женихи".

История создания комедии Женитьба заключается в том, что Гоголь в мае 1835 года читал некоторые части пьесы "Провинциальный жених" М. Погодину, и хотя действие происходило в деревне, главные герои и сюжетная линия были определены. Тогда комедия получила название Женитьба, и действие было перенесено в Петербург.

Читайте ниже краткое содержание комедии Женитьба.

Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не хочет ли, дескать, барин жениться. Перейдя затем к ваксе и обсудив ее столь же детально, Подколесин сокрушается, что женитьба такая хлопотливая вещь. Появляется сваха Фекла Ивановна и рассказывает о невесте Агафье Тихоновне, купеческой дочери, ее внешности («как рафинад!»), ее нежелании выходить за купца, а только за дворянина («такой великатес»). Удовлетворенный Подколесин велит свахе прийти послезавтра («я полежу, а ты расскажешь»), она упрекает его в лености и говорит, что скоро он уж будет негоден для женитьбы. Вбегает друг его Кочкарев, бранит Феклу за то, что та его женила, но, поняв, что и Подколесин думает жениться, принимает в этом самое живое участие. Выспросив у свахи, где живет невеста, он выпроваживает Феклу, собираясь женить Подколесина сам. Он живописует не уверенному еще другу прелести семейной жизни и уж было убеждает его, но Подколесин вновь задумывается о странности того, что «все был неженатый, а теперь вдруг женатый». Кочкарев объясняет, что сейчас Подколесин просто бревно и никакого значения не имеет, а то будут вокруг него «этакие маленькие канальчонки», и все на него похожи. уж совсем собравшись ехать, Подколесин говорит, что лучше завтра. С бранью Кочкарев его увозит.

Агафья Тихоновна с теткою, Ариной Пантелеймоновной, гадает на картах, та поминает покойного батюшку Агафьи, его величие и солидность, и тем пытается склонить внимание племянницы к торговцу «по суконной линии» Алексею Дмитриевичу Старикову. Но Агафья упрямится: он и купец, и борода у него растет, и дворянин завсегда лучше. Приходит Фекла, сетует на хлопотность своего дела: все дома исходила, по канцеляриям истаскалась, зато женихов сыскала человек шесть. Она описывает женихов, но недовольная тетка вздорит с Феклою о том, кто лучше - купец или дворянин. В двери звонят. В страшном смятении все разбегаются, Дуняша бежит открывать. Вошедший Иван Павлович Яичница, экзекутор, перечитывает роспись приданого и сличает с тем, что в доступности. Появляется Никанор Иванович Анучкин, субтильный и «великатный», ищущий в невесте знания французского языка. Взаимно скрывая истинную причину своего появления, оба жениха ожидают дальше. Приходит Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной лейтенант морской службы, с порога поминает Сицилию, чем и образует общий разговор. Анучкин интересуется образованием сицилианок и потрясен заявлением Жева-кина, что все поголовно, включая и мужиков, говорят на французском языке. Яичница любопытствует комплекцией тамошних мужиков и их привычками. Рассуждения о странностях некоторых фамилий прерывается появлением Кочкарева и Подколесина. Кочка-рев, желающий немедля оценить невесту, припадает к замочной скважине, вызывая ужас Феклы.

Невеста в сопровождении тетки выходит, женихи представляются, Кочкарев рекомендуется родственником несколько туманного свойства, а Подколесина выставляет едва ли не управляющим департаментом. Появляется и Стариков. Общий разговор о погоде, сбитый прямым вопросом Яичницы о том, в какой службе желала бы видеть Агафья Тихоновна мужа, прерывается смущенным бегством невесты. Женихи, полагая прийти вечером «на чашку чая» и обсуждая, не велик ли у невесты нос, расходятся. Подколесин, решив уж, что и нос великоват, и по-французски вряд ли она знает, говорит приятелю, что невеста ему не нравится. Кочкарев без труда убеждает его в несравненных достоинствах невесты и, взяв слово, что Подколесин не отступится, берется остальных женихов спровадить.

Агафья Тихоновна не может решить, которого из женихов ей выбрать («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»), ь хочет кинуть жребий. Появляется Кочкарев, убеждая взять Подколесина, и решительно только его, потому что он чудо человек, а остальные все дрянь. Объяснив, как отказать женихам (сказав, что не расположена еще замуж, или уж просто: пошли вон, дураки), Кочкарев убегает за Подколесиным. Приходит Яичница, требуя прямого ответа: да или нет. Жевакин и Анучкин являются следом. Растерянная Агафья Тихоновна выпаливает «пошли вон» и, устрашенная видом Яичницы («Ух, прибьет!..»), убегает. Входит Кочкарев, оставивший Подколесина в прихожей поправить стремешку, объясняет опешившим женихам, что невеста дура, приданого за ней почти нет и по-французски она ни бельмеса. Женихи распекают Феклу и уходят, оставив Жевакина, не раздумавшего жениться. Кочкарев отсылает и его, посулив свое участие и несомненную удачу в сватовстве. Смущенной же невесте Кочкарев аттестует Жевакина дураком и пьяницей. Жевакин подслушивал и изумлен странным поведением своего заступника. Агафья Тихоновна не желает с ним говорить, множа его недоумения: семнадцатая невеста отказывает, а почему?

Кочкарев приводит Подколесина и принуждает его, оставшись с невестою наедине, открыть ей сердце. Беседа о приятностях катания в лодке, желательности хорошего лета и близости екатеринингофского гуляния оканчивается ничем: Подколесин откланивается. Однако он возвращен Кочкаревым, уже заказавшим ужин, сговорившимся о поездке в церковь через час и умоляющим приятеля жениться, не откладывая. Но Подколесин уходит. Наградив приятеля множеством нелестных прозвищ, Кочкарев поспешает его вернуть. Агафья Тихоновна в размышлении, что и двадцати семи лет не провела в девках, ожидает жениха. Водворенный в комнату пинком Подколесин не может приступиться к делу, и наконец сам Кочкарев просит за него руки Агафьи Тихоновны. Все устраивается, и невеста спешит одеться. Подколесин, уж довольный и благодарный, остается один, поскольку Кочкарев отлучается взглянуть, готов ли стол (шляпу Подколесина, впрочем, он благоразумно прибирает), и размышляет, что он был до сих пор и понимал ли значение жизни. Он удивлен, что множество людей живет в такой слепоте, и, доведись ему быть государем, он повелел бы всем жениться. Мысль о непоправимости того, что сейчас произойдет, несколько смущает, а затем и страшит его не на шутку. Он решается бежать, пусть бы и через окно, коли нельзя в дверь, пусть и без шляпы, раз ее нет, - выскакивает в окно и уезжает на извозчике.

Агафья Тихоновна, Фекла, Арина Пантелеймоновна и Кочкарев, появляясь один за другим, в недоумении, кое разрешается призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Пантелеймоновна осыпает бранью Кочкарева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почитает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно - уж тут, просто мое почтение!»

Вы прочитали краткое содержание комедии Женитьба. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание комедии Женитьба не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию комедии.

«Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.

Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трёхактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне, в помещичьей среде (впоследствии невеста стала купчихой). Были женихи, но не было главных действующих лиц: Подколесина и Кочкарёва. Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.

В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора» и возобновил её в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.

Жанр и художественное направление

«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова . Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.

«Женитьба», как и «Ревизор», - комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Тема, сюжет и композиция

Тема пьесы заключена в названии. Женитьба – это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет чёткий план. Гоголь нашёл формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Всё определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.

Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю.Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.

Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приёмы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального. Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке – прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.

Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.

Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.

Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Конфликт

Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.

Художественное своеобразие

Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.

Гоголь прибегает к излюбленному приёму, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события – прыжка в окно. Именно он даёт Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.