Под каким именем крестить ребенка. Как выбирать имя по-божиему

Имена для крещения детей, если придерживаться традиций, нужно выбирать так: ребенок должен быть назван именем святого, в день поминовения которого он родился, или который приходится на день крещения.

Также православными христианами приветствуется другая традиция, когда ребенка называют в честь святого, который особенно почитается этой семьей. Конечно, в наше время не все родители соблюдают этот порядок, хотя еще не так давно в православии был специальный обряд наречения, который был действительно главным событием для семьи и его проводили примерно через неделю после рождения малыша.

Крестили же ребенка через 40 дней, если ничего этому не препятствовало.

В наше время наречение не является особым событием, но очень часто ребенка называют крестильным именем. То есть крестильное имя является личным.

Если следовать церковным канонам, то крестильное имя и будет самым правильным, так как дает его не человек, а Бог, ведь он управляет датой рождения человека.

Сейчас возвращение к каноническим именам – очень актуально, ведь мода на необычные имена проходит, а православные имена становятся более ценными и значимыми.

Взрослый и крестильное имя

Очень часто случается так, что человек живет очень долгое время некрещеным. Однако он мечтает о небесном покровителе и хочет приобщиться к традициям православия. Но что ему делать, ведь имя у него уже есть, и менять его он не собирается. Во время обряда крещения такому человеку не меняют имя, а дают второе: его нарекают или в честь святого, имя которого более подходит к его первому личному имени, или в честь святого, чей день памяти отмечают в этот день. Чем же отличается первое – личное имя от имени, данного при крещении?

Объясняем: имя, которое дано при крещении, – существует для души, духовной и религиозной жизни. А то, которое было дано первым – мирское – для обычной жизни.

Иногда бывает так, что человеку уже изначально было дано каноническое имя, тогда второе имя не нужно.
Имя, данное при крещении взрослому человеку, – очень важно, это говорит о том, что он приобщился к традициям православия, которые неразделимы с русской культурой.

Различия имен в православном календаре

Просматривая православный календарь, можно заметить, что формы имен в нем и литературе, а особенно в обычной речи - очень отличаются. Иоанн – Иван, Феодор – Федор, Алексий – Алексей, Татиана – Татьяна и т.д.
Отчего же так происходит? Очень много имен в православный календарь попало из культуры других стран, в русском языке они изменились, так как произносятся по-другому.

Множество имен пришло из древнееврейского, древнегреческого, латинского и других языков. Конечно, они сильно отличались от древнерусских имен, и от этого получался большой контраст. Поэтому была необходима адаптация, и шла она несколькими путями.
Произошли перестановки в разговорном языке: греческая [ф] – была в некоторых именах заменена на [п], [тэта] поменялась на [ф] – поэтому появились имена Степан, Филипп, Федор и некоторые другие. [h] в имени Helga была заменена на [о] – так появилась Ольга. Также в разговоре было выпадение некоторых звуков – Авксентий – Аксентий, Дионис – Денис. А в других словах наоборот звуки добавлялись – Ксения – Аксинья, Иоанн – Иван.

Издавна на Руси существовало две формы: письменная форма имен (как они писались) и славеноросская лексика.

Основной особенностью было то, что использовались два языка: церковнославянский (на котором писались тексты для церкви и литературные произведения), а также деловой русский – на котором создавались социальные тексты и частная переписка.

Церковнославянский – правильный язык - все имена писались правильно и полностью, а в частной и деловой переписке существовали уменьшительные формы.

Имя, отчество, фамилия

Выбрать имя для крещения – довольно сложно, потому, что количество имен, которые рекомендованы церковью, ограничено. Еще это сложно и потому, что имя, которое дается при крещении, влияет на всю жизнь человека.

Современные имена по звучанию очень отличаются от звучания церковных имен. К тому же новые современные имена не имеют никакого отношения к святцам.

И возникает вопрос – как же выбрать крестное имя для ребенка?

Чаще всего имя для Крещения выбирают, основываясь на дате рождения ребенка, близкая дата дает день именин и имя святого. Если имя святого не очень изменилось за прошедшее время, то это имя становится и личным именем: Арсений, София, Александр, Анна.
Существует еще другой путь: вначале выбирается имя, а потом подбирается имя из святцев, которое наиболее подходит. Именины в таком случае могут быть позже на полгода от дня рождения.

Но все эти способы - неудачны и неполны, если имя не сочетается с отчеством и фамилией. Дети с именами - Нил Протасов или Серафима Неугоднова вряд ли будут благодарны родителям за такие несозвучные и, однозначно, редкие имена.
Фамилия – это слово с самого начала обозначало «семью». С давних времен это наследственное наименование, которое говорит о том, к какому роду этот человек принадлежит.

И хотя сейчас нет родовых и сословных различий, звучание и то, откуда произошла фамилия, помогает в том, чтобы различить какие фамилии принадлежат «знатным», а какие являются «прозвищами», которые присваивались крестьянам после того, как был введен Закон о полной и всеобщей паспортизации.

Наряду с именем и фамилией существует еще и отчество, которое также было принято по славянским традициям. И также отчество должно быть созвучным с именем и фамилией.

Нужно еще отметить, что называть сыновей в честь отца, а дочерей в честь матери считается неправильным, так как дети с такими именами вырастают раздражительными и постоянно ссорятся с родителями.

Нельзя называть детей именами умерших родственников, особенно тех, которые погибли при трагических обстоятельствах.
И не забывайте об инициалах. Нужно проверить сочетание первых букв фамилии, имени и отчества, чтобы не возникало неприятных ассоциаций.

Славянские имена

Сейчас очень велико тяготение людей к древнейшей русской культуре, люди начали отходить от влияния Запада и поэтому стараются назвать ребенка русским именем. Нужно отметить, что многие имена, которые сейчас носят многие – Елена, Константин, Ирина – это византийские имена, которые пришли на Русь с приходом христианства.

Есть множество истинно славянских имен, которые раньше были запрещены церковью, так как были даны в честь языческих богов. Однако все чаще и чаще детей стали называть именно славянскими именами.

Вновь детей стали называть старорусскими, болгарскими, польскими именами – Снежана, Лада, Милана и т.д.

Но нельзя сказать, что красивое славянское имя – это просто мода. Ранее на Руси человека называли двумя именами (не кажется ли вам, что это схоже с тем, о чем мы говорили выше: личное имя и крещенное имя?). Одно имя было ложным, которым называли все, а другое – скрытое, которое знал только сам человек и его близкие. По мнению древних славян – это помогало в защите человека от злых духов и злых людей. И обычно первое имя было некрасивым – Злоба, Некрас и т.д., для того, чтобы злая судьба ушла от человека...

Позже проводили обряд, при котором человек получал второе имя – уже взрослое, серьезное. Такое имя давали на основании характера, происхождения.

Славяне – такой народ, который был очень близок к природе. Поэтому имена чаще всего были связаны с окружающим миром: Святослав, Лада, Добрыня и т.д.

Сейчас славянские имена очень популярны, в связи с тем, что их звучание необычно.

Однако, называя ребенка, прочитайте о том, что обозначает это имя, выясните его историю. И тогда красивое, необычное имя станет отличным выбором для вашего ребенка.

Переплетение традиций

Таким образом, можно говорить о том, что сейчас при наречении именем переплетены славянские традиции, языческая и христианская вера и социальное развитие общества.

Вся мудрость народа, смысл христианства и древнейшие знания – все это легло в основу русских имен.
Ничего не смогло убить любовь русского народа к традициям, идущим со стародавних времен: даже пропаганда новейших имен, когда в 1918 году было запрещено крещение и церковь была отделена от государства. Новые имена: Тракторина, Октябрина и другие – абсолютно не прижились.

Многие люди, не смотря на все нововведения – называли детей старыми именами, именами святых.

Сейчас православная церковь разрешает называть при крещении детей даже именами не канонизированных святых. Однако, наряду с крещением, обязательно должна быть проведена регистрация в органах ЗАГС, при которой родители самостоятельно выбирают имя малыша, которое записывается в свидетельство о рождении.

И снова мы говорим о том, что ребенок практически всегда получает два имени – гражданское и церковное. И опять нужно отметить, что церковное имя не должен знать никто, кроме родных и близких, так как имя обладает определенной энергией и с помощью его можно навести порчу на человека.

Наречение именем проводит священник, который благословляет человека, которого крестит и читает над ним особую молитву.
День своих именин нужно знать, нужно знать и историю своего святого, для того, чтобы молиться ему и просить о помощи и защите.

Нужно различать своего небесного покровителя и ангела-хранителя.

Ангел-хранитель помогает человеку разобраться в том, что такое зло и что такое добро.

А небесный святой – это святой, именем которого человека нарекают при крещении. У многих людей не один, а несколько заступников и покровителей. И лучше знать обо всех своих святых и просить их защитить вас и направить на путь истинный.


Имя Руслан, популярное на территории России, имеет тюркское происхождение и обозначает слово «лев». В тюркском варианте оно звучит как Аслан или Арслан. Большое распространение этого имени в России пошло после поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Ведь имя Руслан очень созвучно с «Россией». В народном эпосе есть даже сказание о богатыре Еруслане Лазаревиче. Но, несмотря на это, под этим именем нет. И крестить ребенка под именем Руслан нельзя.


Родители могут выбрать для ребенка любое другое имя, которое будет дано ему при крещении. Как лучше это сделать. Можно выбрать ребенку имя по святцам на день рождения и следующий день. Например, малыш родился 3 сентября. Можно посмотреть в православном календаре, каких святых почитают 3 и 4 сентября. И выбрав понравившееся имя, дать его ребенку при крещении.


Можно найти имя непосредственно на день крещения. Допустим, крещение запланировано на 19 октября. В это день почитают святого праведного Иоанна Кронштадтского. Можно наречь мальчика Иоанном, в просторечье – Иваном.


Среди святых с близким к Руслану именем есть великомученик Рустик ( на последнем слоге). Он почитаем Русской православной церковью, в Свято-Даниловом монастыре есть икона св. мученика Рустика Парижского. Чаще всего именно этим именем предлагают наречь ребенка священники, если к ним обращаются родители.


Важно помнить, что молиться за Руслана можно только по имени, под которым его крестили. Наши предки считали, что чем больше у ребенка имен, тем больше шансов ввести в заблуждение темные силы. В католицизме, к примеру, детям дают сразу несколько имен.

Таинство крещения – обряд, при котором человек словно рождается заново в новую духовную жизнь и с новым православным именем. Имя это дается ему во славу одного из святых, оно содержится в Святцах и «писано на небесах». Святой, чьим именем нарекут человека, будет оберегать его, являясь для него небесным покровителем. Несведущие в полной мере в религиозных вопросах люди могут задаваться вопросом о том, какое имя выбрать при крещении своему чаду и себе.

Вам понадобится

  • Святцы.

Инструкция

Более того, раньше было принято при рождении нарекать ребенка именем того святого, на день памяти которого пришлось его появление на свет. Для небольшой «сдвиг» при выборе имени допускался. Это делалось потому, что дни памяти святых жен несколько реже, чем святых мужей. Но при крещении человек получал другое имя.

Некоторых имен, например, грузинских или сербских святых, нет в наших Святцах. Несмотря на это, их имена можно давать при крещении, потому что они являются адаптированными под другой язык вариантами имеющихся в Святцах имен. Если ваше имя или имя вашего ребенка является таковым, возьмите его при крещении.

Помимо присутствия имени в Святцах, день памяти носившего его святого должен отмечаться в промежутке со дня рождения ребенка по восьмой день его жизни. Сегодня «правило семи дней» уже не является обязательным при выборе православного имени, поэтому соблюдайте его лишь при желании.

Человек получает новое имя, пройдя через обряд крещения, во время которого священник трижды читает молитву, трижды призывает Святой дух, освящает воду и окунает туда младенца. Взрослых просто обрызгивают освященной водой. На лоб принимающего человека священник наносит капельку миррового масла. Именно при погружении в воду человек как бы , а затем рождается к новой духовной жизни, получая при этом и новое православное имя. Помазание же благословение Господа.

Если человек забыл то имя, которым был наречен при крещении, ему нельзя креститься повторно, но нужно покаяться, причаститься и попросить взять себе другое православное имя. Его можно выбирать из имен, присутствующих в Святцах, так, чтобы оно было созвучно паспортному варианту. Можно также попросить благословения, чтобы взять себе имя того святого, деяния и житие которого оставили след в вашей душе.

Обратите внимание

В течение года дни памяти многих святых повторяются. Именинами ребенка будет считаться ближайший день памяти святого после дня рождения.

Полезный совет

Сейчас у взрослых людей, принимающих крещение, существует возможность взять имя святого, которого он считает себя близким по духу.

Источники:

  • Имя при крещении в 2019
  • как давали имена в 2019

Совет 3: Какое имя дать ребенку, если он родился в сентябре

Когда УЗИ уже показало пол ребенка, для будущих мам и пап встает один из самых важных вопросов: будущему ребенку. Ведь от него в какой-то степени зависит и будущее любимого чада. Многие выбирают имя в заисимости от месяца предполагаемого рождения малыша.

Вам понадобится

  • Святца, гороскоп, семейное древо

Инструкция

Безусловно, рождение ребенка - это божий дар. Однако для того, чтобы в полной мере представить младенца перед Господом и позволить ребенку переродиться не в земном, а в духовном мире, нужно его окрестить и наречь именем, под которым и будет он Богу известен.

Что такое крещение

Крещение ребенка есть таинство, его первое знакомство с Богом и духовное рождение. Это не просто обряд или красивая традиция, как его часто воспринимают в современном обществе, это нечто большее и глубокое. При крещении ребенка очищают от первородного греха, представляют его Богу, нарекают покровителя, который будет сопутствовать ему и оберегать всю земную жизнь. Человеку при крещении даруется Божье благо, которое он обязуется не только сохранять и оберегать, но и приумножать его и делиться с другими.

Современные тенденции таковы, что многие не в полной мере верующие родители крестят детей только для того чтобы отдать дань традициям или чтобы ребенка «не сглазили». Хотя их мотивы не совсем правильны, но сам факт того, что детей все-таки предают обряду крещения, уже положителен.

Когда крестить ребенка

Когда крестить ребенка, в младенчестве или сознательном возрасте, дело выбора его родителей. Однако церковь рекомендует не затягивать с этим и окрестить ребенка по прошествии 40 дней со дня его рождения, ведь именно через 40 дней с матери ребенка снимается первородных грех и ей разрешено заходить в церковь.

До достижения ребенком 7 лет обряд крещения проходит только при помощи крестных родителей, которые принимают благословение Божье и отрекаются от Сатаны за младенца и обязуются быть проводниками его в мир Бога и церкви.

Каким именем крестить ребенка

Какое имя выбрать для зависит от того, и по какому принципу ребенка назвали при рождении. Если имя ребенку при рождении дали в честь какого-либо конкретного святого, то и для крещения имя выбирать не нужно, его собственное имя и будет идеальным.

Как правило, имя для обряда выбирают по святцам, по , чаще всего аналогичное или близкое по звучанию его имени в документах. Но это не совсем правильно. Если родители выбирали для ребенка имя, отталкиваясь просто от красоты звучания или в честь родственников, то для крещения его нужно выбирать, основываясь на том святом, житие которого близко родителям и чем-либо восхитило их. Благозвучие и сходность имени святого с нарекаемым, конечно, тоже важны. Зачастую бывает, что святых с одинаковыми именами бывает несколько и у родителей есть возможность выбора того, кого бы они хотели бы видеть в качестве покровителя своего чада.

Также можно воспользоваться практикой и традициями предков, используя имя того святого, святцы которого проходят в день таинства крещения. Совсем не обязательно, чтобы оно повторяло собственное имя или было близко ему, главное, чтобы этот святой был близок человеку.

В полной мере и к нашему времени можно отнести слова святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божиему». Святитель поясняет: «По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих» (Смол. Е. В. 1894, 14) .

Даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по Православному месяцеслову, в который включены имена святых, прославленных Церковью.

Наречение христианского имени, по уставу Церкви, совершается до крещения и составляет одно из первых подготовительных к нему действий. В старые времена имя нарекали задолго до дня крещения ребенка . Теперь же наречение имени происходит обычно в день крещения, перед чином оглашения.

Согласно указанию Требника (гл. 2), имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождении , по примеру Спасителя Христа, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении (Лк. 2, 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (Быт. 17, 4-15).

Впрочем, нарекать младенца именем святого, который воспоминается в восьмой день по рождении, не считалось в России непременной традицией. Часто имя нарекали и в самый день рождения , по желанию родителей скорее видеть свое дитя запечатленным святым именем и крестным знамением, которым дитя при этом благословляется. Рождение младенца - столь великое и знаменательное событие в нашей жизни, особенно ввиду опасности самих родов, что остается только благодарить Бога за эту милость наречением новорожденному имени святого, под осенением которого он родился.

Кроме того, также существовал обычай называть ребенка и в честь святых, память которых приходилась на день крещения . Это обосновывалось тем, что по церковному уставу наименование дитяти должно совершаться «во осмый день» по его рождении, а так как в этот день в древности и было совершаемо таинство крещения, то и имя младенцу заимствовалось от святого, празднуемого в этот день.

Итак, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было памяти святых жен.

При таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор называют именинниками тех, кто празднует день рождения, но христиане празднуют именины в честь святого.

Были еще случаи, когда ребенка называли по обету, в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если память праздновалась несколько раз в году - то в день, ближайший ко дню рождения.

Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.

По указанию Евангелия в повествовании о наречении имени Спасителю и Иоанну Крестителю (Мф. 1, 20-21; Лк. 1, 30-31, 59-63), а также по церковному преданию (св. Симеон Солун., гл. 59) и по общеустановившейся церковной практике выбор имени новорожденному принадлежал родителям ребенка; взрослые же сами выбирали себе имя . Только в том случае, если выбор имени младенца его родителями предоставлялся священнику, последний нарекал его именем по собственному усмотрению, обычно избирая для этого имя святого, память которого чтится в день чтения молитвы новорожденному или в восьмой день по его рождении, а также в день рождения, в день крещения или ближайший к тому день.

Теперь крещению предшествует гражданская регистрация новорожденного, и родители всегда сами выбирают имя ребенку, которое вписывается в свидетельство о рождении. Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в Православном месяцеслове, это еще не значит, что следует менять его при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под этим именем, предварительно сообщив его родителям крещаемого или ему самому. Вот примеры таких переводов: Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Оксана, Аксинья - Ксения; Аграфена- Агриппина; Полина - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.

В том случае, когда не удается установить подобного соответствия (например Эдуард, Эльвира, Карл), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

В связи с тем, что в месяцеслове некоторые имена святых совпадают и празднуются несколько раз в году, то празднование одного определенного дня Ангела новонаименованному христианину назначается священником. Обычно это ближайший следующий за днем рождения день памяти святого.

Относительно перемены имени уже крещеному человеку нет общецерковных правил, поэтому можно сослаться на резолюцию митрополита московского Филарета (от 22 мая 1839 г.), согласно которой следовало поступить так: «Велеть отроку приготовиться к принятию Святых Таин и при исповеди и причащении Святых Таин нарещи ему имя, которое, быв употреблено при таинствах, избудет для него твердым». Так же, по его мнению, следует поступить и в случае перемены имени «по неудобопроизносимости».

Из благоговения перед именем Спасителя в Православной Церкви не нарекали именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля, и других.

Примечания:

[ 1] Возрастным нарекаются имена всегда в первый день оглашения. В «Чине, како приимати возраст имущих, иже от иудейския веры, или от магометан, или от идолопоклонник», говорится: в первый день оглашает их священнослужитель, посем поучает я вере христианской и имена христианския им подает.

[ 2] В помянутом выше чине принятия в Церковь возрастных иудеев, магометан и язычников сказано: «И абие глаголет молитву сию, в ней же и имя ему (ищущему крещения) нарицает, во имя святаго, его же память прилучитися имать по сем в осьмый день, или коего святаго изволит».

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама - Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом - как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения - это тот день в который родился человек, а именины - это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин - это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас - практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них - для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение - меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно - мирское, а второе - церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно - просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу - близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» - это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам - это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика - тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию - запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

Имя человека в православной традиции имеет немалое значение. Оно упоминается при совершении Таинств, произносят его и при молитвах.

Православные христиане стараются при рождении ребенка подобрать ему имя, которое можно найти в , ведь только эти имена используются при Крещении малыша. Еще святитель Феофан Затворник говорил, что имя нужно выбирать по-Божьему. А именно: «Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по Крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

По уставу Церкви чин наречения имени должен совершаться еще до Крещения (на 8 день от рождения ребенка). Однако, сегодня из-за послабления, которые даются современным христианам чаще всего наречение происходит в день самого Крещения, перед чином оглашения.

Согласно рекомендациям, которые установила Православная Церковь для крещаемых имя желательно выбрать по Святцам до 40 дня от рождения ребенка. Конечно, идеальным вариантом считается наречение новорожденного именем того святого, в день которого он родился.

Что делать, если имени ребенка нет в Святцах?

Чтобы было понятнее, приведем небольшой пример. Если ребенок родился 5 августа, то мальчика можно назвать Трофимом, Феофилом, Феодором, Михаилом, Андреем или Аполлинарием. К сожалению, в этот день нет указаний на памятование о святых-женах. Если родителям эти имена приходятся не по душе, тогда посмотреть Месяцеслов можно еще на 40 дней вперед и подобрать того святого, именем которого и будет наречен ваш малыш.

Бывают такие случаи, когда у родителей был обет, который они дали тому или иному святому, или они особо чувствуют его покров и в знак своей благодарности и благоговения хотели бы наречь ребенка его именем. Это допускается. Но перед совершением Крещения, желательно обговорить этот факт со священником.

К сожалению, не всегда родители изначально задумывают о жизни ребенка во Христе, в лоне Православной Церкви. Поэтому очень часто можно встретить ситуацию, когда в мирской жизни малыша родители назвали тем именем, которого нет в Святцах. В этом случае не нужно отчаиваться. Необходимо обязательно обратиться в храм и узнать, возможно, ваше имя все-таки считается православным, просто оно имеет несколько другое звучание. Например, Полина - Аполлинария, Жанна - Иоанна, Марта - Марфа, Ян-Иоанн, Егор-Георгий и т.д.

Если даже после беседы со священником, вы понимаете, что выбранное имя никаким образом не встречается в Святцах, и оно уже официально зарегистрировано (или крещается взрослый человек), то при Крещении нужно выбрать или созвучное имя, или имя святого, которого вы особо почитаете.

Православное имя дается человеку единожды при чине наречения имени и больше не меняется не при каких обстоятельствах.