Занимательно о русском языке вопросы викторины. Занимательная викторина по русскому языку

Использование различных викторин, в частности по русскому языку, как в учебном процессе, так и при организации досуга, помогает вызвать активный интерес к предмету, развивает сообразительность и живость ума у участников, расширяет кругозор, сплачивает коллектив, помогает с пользой и интересом провести время.

Викторина по русскому языку "Игра слов"

с вариантами правильных ответов

1. Игра «Колесо из букв» (смотрите рисунок). Необходимо найти и прочитать максимально возможное количество слов. Читать можно в обоих направлениях. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Варианты ответов: колесо, кол, лес, лесок, око, сок, осел, село.

2. Задание второе. Назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются числительные. Какая команда или игрок назовет больше таких пословиц, побеждает.

Примеры ответов (подобных пословиц и поговорок в русском языке очень много):

Семеро одного не ждут. У семерых нянек дитя без глаз. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Вспомнить и назвать женские имена, которые пишутся и произносятся одинаково и слева направо, и справа налево.

Ответ: Алла, Анна, Ада, Аза и т. д.

4. Четвертое задание можно проводить на скорость выполнения. В словах «игра» и «веки» нужно переставить буквы таким образом, чтобы получились столицы близких к нам государств.

Ответ: Рига, Киев.

5. Кто назовет больше пословиц и поговорок о дружбе?!

Пример ответов:

Не в службу, а в дружбу. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Одной рукой и узла не завяжешь. Старый друг лучше новых двух. Для друга и семь верст не околица. Худой мир лучше доброй ссоры. И т. д.

6. Шестое задание викторины по русскому языку. Кто больше придумает слов, которые отличаются от заданного только на одну букву. Количество букв при этом остается неизменным. Заданное слово может быть любым, например «коза».

Примеры ответов: лоза, поза, кора, роза, доза, коса и т. п.

7. Следующее задание викторины звучит так. Вспомните и назовите как можно больше слов, характеризующих приятный аромат цветка. Или назовите наибольшее количество слов-синонимов к слову «ароматный».

Ответ: ароматный, душистый, благоухающий, пахучий, запашистый, благоуханный, духмяный и т. п.

8. Восьмое задание викторины по русскому языку заключается в следующем. Нужно назвать наибольшее количество слов, которые употребляются только во множественном числе, то есть не имеют формы единственного числа.

Пример ответов: ножницы, шахматы, очки, брюки, каникулы, чернила, будни и т. п.

9. Кто больше назовет слов, характеризующих такое время года, как зима.

Ответ: холодная, лютая, суровая, длинная, запоминающаяся, снежная, долгожданная и т. д.

Примечание: если викторина проводится как командная игра, можно дать участникам команд такие задания.

Задание для первой команды. За одну минуту написать как можно больше слов, характеризующих зиму.

Задание для команды номер два. За одну минуту написать наибольшее количество слов, характеризующих лето.

10. Последнее десятое задание нашей викторины по русскому языку состоит в следующем. Необходимо назвать и пояснить устойчивые выражения (фразеологизмы) со словом «рука». Побеждает в этом конкурсе тот, кто сможет вспомнить и объяснить больше таких выражений. Пример: выражение «руки не доходят» означает, что не хватает времени или сил, чтобы сделать намеченное.

Ответы: «из рук вон» - очень плохо, «руки чешутся» - очень хочется что-либо сделать, «правая рука» - самый хороший помощник, «рукой подать» - очень близко, «набить руку» - научиться чему-то определенному, приобрести какое-либо умение и т. п.

Таких устойчивых выражений существует очень много. Я привела в пример только некоторые. Оставляю место для вашего творчества, дорогие читатели.

Викторины по русскому языку

Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.

Викторина по русскому языку 1 класс

1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.

Викторина по русскому языку 2 класс

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы:

1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

Викторина по русскому языку 3 класс

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы:

1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.

Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

Викторина по русскому языку « О слово русское»

Мы точно не знаем, когда и как люди научились разговаривать. В одном из древнейших вавилонских мифов сказано: «Когда вверху не названо небо, внизу земля была безымянной» В мире существовал хаос. После победы над ним были названы словом небо, земля и всё, что на них находится»

В древности понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Отсюда возникла вера в магическую силу слова. Слова могут спасти, могут исцелить, но могут и погубить. Слово может всё.

Ведущий: Писатель Лев Владимирович Успенский говорил: «Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Русскому слову и посвящается наша викторина, в которой участвуют 2 команды и 2 соперника.

Объявляем 1 тур . Он называется «Красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи.

Продолжите пословицы.

Не гордись званьем –(гордись знаньем)

Какова пряха,(такова рубаха)

Сколько голов, (столько умов)

Повинную голову и (меч не сечёт)

Худой мир лучше (доброй ссоры)

Сядем рядком, (поговорим ладком)

На чужой роток(не накинешь платок)

Снявши голову, (по волосам не плачут)

Капитаны получают задание: подобрать к иноязычным пословицам синонимичные русские.

Делать из иглы вилы (делать из мухи слона)

Попасть с дождя в водосточную трубу (попасть к корабля на бал)

Жить как петух на откорме (жить как у царя за пазухой)

Попасть пулей в плетень (указать перстом в небо)

Колесовать бабочку (стрелять из пушки по воробьям)

И в хорошем огороде есть гнилые овощи (в семье не без урода)

Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу(когда рак на горе свистнет)

Как заяц в ананасе (как блин в масле)

Как псу муха (как собаке пятая нога)

Промокший пудель (мокрая курица)

Размышления у парадного подъезда.

Птенец гнезда Петрова.

Счастливые часов не наблюдают.

Устами ребёнка глаголет истина.

Любви все возрасты покорны.

Откуда дровишки?

Дела давно минувших дней.

Покой нам только снится.

Ведущий: Объявляем 2 тур нашей викторины, который имеет такое название «Живой и настоящий»

Лев Николаевич Толстой говорил: «Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьёзный, где нужно бойкий, живой»

Бойкость ума вам предстоит продемонстрировать в этом туре. Команда отвечает живо и бойко на вопросы.

1.Как написать слово глаз 3 буквами? (око)

2.Как написать сухая трава 4 буквами? (сено)

3.Какое местоимение может быть суффиксом? (то)

4.Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)

5.В чём необычность фразы Около Миши молоко? (перевёртыш)

6.В каком глаголе содержится 100 отрицаний? (стонет)

7.Скакого звука начинается слово Ереван? (Й)

8. Назовите слово, начинающееся с 4 согласных (взгляд)

9.Назовите союз-принадлежность книжного стиля из 3 букв (ибо)

10. Назовите просторечный союз, замену если (коли)

(Задание для капитанов) «Живой и настоящий»

Вопросы 2 тура для капитанов.

1.Стоит дуб, на нём 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 цыплят. Что это? (месяцы, недели, дни)

2. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой, песенки поёт.(двери)

3. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя (рука и пальцы)

4. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шапкой стоят (стол)

Ведущий: Мы подошли к 3 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает.

1. Словарный состав языка (лексика)

2.Слова, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника (цитата)

3. Изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях(гротеск)

4.Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали историзм)

5.То же, что и преисподняя (ад)

6. То же, что и жестокий мучитель (деспот)

7.То, на что надеются русские люди (авось)

8.Наука,изучающая языки и народное творчество.(филология)

Вопросы 3 тура для капитанов. Найти лишнее слово

1 актриса,зайчиха,корова,лисица (актёр,заяц,лис)

2 мука,перец,сахар, тюль,снег(ж.р)

3 блеять,мычать,мурлыкать,ржать(2 спряжение)

4 рагу,бра,купе,леди, такси (ж.р)

5 сани,кольраби,сливки,тиски (ед.ч)

6 запевала,плакса,актриса,сирота (ж.р)

Ведущий: Объявляем следующий 4 тур , названный нами «Богатый и могучий»

Русский язык один из богатейших языков мира. Известный писатель Константин Дмитриевич Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый,меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Необходимо учиться владеть словом. Для этого мы обращаемся к произведениям разных писателей.

1. «Он уважать себя заставил» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

2. «Гений и злодейство- вещи несовместимые»(А.С.Пушкин «Моцарт и Сольери»)

3. «Краткость-сестра таланта»(А.П.Чехов)

4. «И пошли они, солнцем палимы» (Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)

5. «Сквозь видимый миру смех и незримые миру слёзы» (Н.В.Гоголь)

6. «Не хочу учиться, а хочу жениться»(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

7. «Умом Россию не понять» (Ф.И.Тютчев)

8. «Много шума из ничего» (У.Шекспир)

9. «Много званных- мало избранных» (Библия)

10 « И дым отечества нам сладок и приятен» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

11. « Сражаться с ветряными мельницами» (Сервантес «Дон Кихот»)

12. «Зри в корень»(Козьма Прутков)

Вопросы 4 тура для капитанов

1 Дом сгорел дотла. Что такое тло? (дно)

2.Какой овощ испанцы назвали тартуфоли,т.е «поземные грибы», какое название этот овощ получил в России? (картофель)

3.Какой падеж в древнерусском языке назывался сказательным? Как его переименовал М.В.Ломоносов? (предложный)

4.Какое из имён- русское: Иван, Богдан, Фёдор?(Богдан)

5 Каким словом заменил М.В.Ломоносов ранее существовавшие термины одного и того же понятия: планты, былие, вегетабили.(растения)

6. Какие растения так назывались в древнерусских говорах: пустодуй, дурняшка, тропинник. (одуванчик, поганка, подорожник)

7 От каких слов образованы следующие слова: чаща, роща, пуща,хвощ?(часто, расти, пусто, хвост)

8. Какой город на Волге родился, три раза крестился? Перечислите все 3 названия города? (Царицын, Сталинград, Волгоград)

Ведущий: Мы пошли к завершающему 5 этапу нашего состязания: «Родной язык», именно поэтому мы должны любить его и беречь. Любовь к слову раскрывает многие загадки языка. Попробуем решить две из них.

1.В чём разница между предложениями, одинаков ли смысл?

Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.

Дед, в лохматой шапке,в подшитых валенках, сидит на завалинке.

(Запятые во втором предложении поставлены для того, чтобы подчеркнуть, что данные сведения являются дополнительными, лицо, о котором говорится, известно нам. В первом предложении мы сообщаем о лице, неизвестном нам. Это единственные о нём сведения)

Что было написано на плакате?

….о…о …о….а…о…а!

(Добро пожаловать!)

Вопросы для капитанов.

1.Какое местоимение не имеет именительного падежа:

а)тебя б)него в)мне г)себя

2. В каком слове нет звука с (мягкого):

а)гвоздь б)тесьма в)удивиться г)улыбайся

3.В каком слове 4 звука:

а)шьёт б)лён в)поют г)ядро

4.Какое существительное не имеет форму мн. Числа:

а)фестиваль б)листва в)конкурс г)врач

5.Какое прилагательное не имеет степеней сравнения:

а)хромой б)белый в)грустный г)опрятный

6.Какой глагол имеет только форму несовершенного вида:

а)закрыть б)поспеть в)вить г)бедствовать

Ведущий: Пора подвести итоги. И помните, даже если вы не стали сегодня победителями, вы прикоснулись к сокровищам нашего языка. Это великое достояние, которое дано нам во владение.(стихотворение А.Ахматовой)

Русский язык в вопросах и ответах

Викторина с ответами по русскому языку в начальных классах:1, 2, 3, 4 классы.
За каждый правильный ответ в викторине команда получает 1 балл.

Викторина по русскому языку для 1 класса (с ответами)

1. Если в предложении о чем-либо спрашивается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения?
2. Сколько гласных букв в слове «учебная»?
3. Найди ошибку: в слове «рысь» 4 буквы и 4 звука.
4. Сколько слогов в слове «ягода»?
5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово.
6. Какое слово спряталось в «угроза»?
7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое?
8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у лилии выросла лилия»?
9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога.
10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо?

Ответы

1. Вопросительный знак. 2. Четыре. 3. Три звука. 4. Три. 5. Столб. 6. Роза. 7. Каска. 8. «у Лилии» 9. Лесок, лесочек. 10. Гнездо.

Викторина по русскому языку для 2 класса (с ответами)

1. Найди ошибку: «Стасик дал своему Щенку кличку Шарик».
2. Буквы убежали, необходимо их вернуть: «В л.су ст.яла м.гучая з.леная с.сна».
3. Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка,.
4. Какое слово заблудилось: мороз, морозный, заморозить, заморский, морозильник, заморозки?
5. Где в слове стоит суффикс?
6. Бывают ли слова без приставки, без корня?
7. Найди спрятанное слово. Для поиска понадобятся вопросы «кто?» и «что?»: бабушка, сорока, повар, Зоя, ромашка, щенок.
8. Нужно подобрать к слову «малина» такие имена прилагательные, чтобы ее сразу же захотелось съесть.
9. Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ. в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо.
10. Может ли предложение состоять из одного слова?

Ответы:

1.«щенку» 2. Е, о, о, е, о. 3. Б, з, г, д, в, ж. 4. Заморский. 5. Между корнем и окончанием. 6. Да, нет. 7. Ромашка. 8. Спелая, сочная, сладкая, вкусная, алая. 9. Возить, пилить, кормить, летать, рисовать, писать. 10. Да.

1. Как называется небольшая часть текста между 2-я красными строками?
2. Есть ли словосочетание, в котором слово «хрустальный» имеет прямое значение: хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?
3. Выбери знаки препинания, которые ставятся после обращения: тире, запятая, двоеточие, восклицательный знак, точка с запятой.
4. Из распространенного предложения сделай нераспространенное: «Шустрые воробьи любят семена берез».
5. Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?
6. Назови новое слово, если корень от «горный», приставка от «прискакал», суффикс от «снежок», окончание от «дом».
7. Какое слово не является родственным: домовой, дом, дома, домик, домашний.
8. Какой из знаков: «ъ» или «ь» пишется после приставок?
9. В каких словах отсутствуют приставки: запах, спор, поход, повар, сторож, порог, осмотр.
10. Приставки и предлоги перепутались. Надо навести порядок. «Коля за шел за другом. Они вместе по шли вшколу»

Ответы:

1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу.

Викторина по русскому языку для 3 класса (с ответами)

1. Определи части слова, к которым относятся удвоенные согласные: конный, тонна, подделка, ссора.

2. Чем П. падеж отличается от других падежей?

3. Измени сущ. 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения; мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.

4. Что такое «инфинитив»?

5. Какого лица и числа местоимение «вы»?

6. Должны ли однородные члены предложения отвечать на один и тот же вопрос?

7. Какое спряжение у глагола «дышать»?