Чем человек отличается от животного? Отличия человека и животных. Чем отличается человек от животного

ЧЕЛОВЕК

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Бытие человека

Потребности и способности человека

Деятельность человека, ее основные виды

Деятельность и творчество

Общение как деятельность

Цель и смысл жизни человека

Личность

Внутренний мир человека

Сознательное и бессознательное

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек, как и все другие существа – часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию от высших приматов до современного человека. Этот процесс называется АНТРОПОГЕНЕЗ (от слов “антропос” - человек и “генезис” - происхождение).

Самый далёкий предок человека – дриопитек, живший 14-20 млн. лет назад. Далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад). Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян. Где-то 2,5-3 млн. лет назад появились обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Учёные назвали это существо Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый). Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.

Далее в эволюционном ряду следуют питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился он примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих.

Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения.

Но вместе с тем человек отличается от любого животного (см. схему).

Отличия человека от животного

Человек Животное
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить “по меркам любого вида”. 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут. 5. Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностией (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинктами. 6. Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает её от себя.

Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных.

Это деятельностный подход (т.е. роль деятельности, труда), социализирующей (т.е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т.д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией (см. схему).

Взаимосвязь биологической, социальной и культурной эволюции человека

(по Леруа Гурану)

Так в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью . Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли ;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ .

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

Тема 2. Бытие человека

Бытие философская категория, обозначающая существование, реальность . Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.

В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела . В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Тема 3. Потребности и интересы человека

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования . В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во‑первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во‑вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому‑либо объекту его потребности .

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества .

– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные .

От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет . Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность .

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

ЧЕЛОВЕК

Теории происхождения человека.

- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек - биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.

Человек - биологическое существо:

Человек – часть живой природы;

Наличие инстинктов;

Биологические потребности.

Человек - социальное существо:

Регулирование инстинктов;

В обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;

Создатель и носитель культуры человеческого общества;

Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

3. выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.


Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Индивид (лат. неделимое, особь) единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.

Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.

Личность (англ. персона)человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.

Личностью человек становится в процессе социализации.

Социализация (лат. общественный) осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.

Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.

Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, - это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)

Десоциализация – утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.

Ресоциализация – восстановление …

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей.

Вконтакте

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения , которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Блага имущественного и культурного характера

Каждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо . Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

Говорят, что всё живое, что вас окружает – это всё живые существа. И человек – это одна из многих форм жизни на Земле, но она уникальная, поскольку только человек может делать осознанный выбор и формировать свою судьбу. Другие формы жизни находятся в неосознанном состоянии. Но если мы думаем, что только человек способен испытывать эмоции и чувственные наслаждения в полной мере, то это ошибочно, т.к. все живые существа получают чувственные удовольствия, и зачастую намного лучше и качественнее, чем это может делать человек.

Примеры того как животные наслаждаются лучше человека:

  • самые сладкие и длинные сны может видеть только медведь,
  • ни один человек не имеет зрение лучше, чем у птиц;
  • обоняние: у многих животных ощущение запаха просто удивительное, например, у собаки, которая просто понюхав вашу сумку сразу узнает, что в ней было;


Примеры чувственных наслаждений животных:

  • ни один человек не в состоянии есть столько, сколько ест корова: только слюны корова вырабатывает от 40 до 150 литров день (для сравнения, человек за сутки вырабатывает от 0,5 до 2,0 л слюны);
  • самые накачанные - это лошади, и для этого им не нужно постоянно ходить в тренажерный зал;
  • лучше всех и дольше всех сексом могут заниматься обезьяны и голуби: они могут делать это до нескольких десятков раз в день без особых последствий для своего организма, что не скажешь о человеке;
  • со скоростью бега гепарда могут соревноваться только некоторые спортивные машины.

И это далеко не полный список...

Отличие человека от животного

И обо всём этом говорят древнейшие писания: животные наслаждаются чувственной жизнью намного лучше и качественней, чем человек, причём, не прилагая к этому никаких усилий. Они с самого рождения получают такую милость Господа.

Единственное отличие человека от животного – это наличие сознания , т.е. способности к самосознанию и Богу. И если человек не использует этот уникальный дар, то уже в этой жизни у него проявляются характерные признаки животной жизни:

  • желание подольше спать,
  • чаще и больше кушать,
  • соперничать и подавлять окружающих, забывая о более эффективном способе общения – сотрудничестве и взаимопомощи,
  • сознание наполняется инстинктами, с огромным преобладанием инстинкта размножения и продолжения рода.

Это связано с тем, что вести осознанную жизнь, т.е. жизнь, наполненную желанием помогать другим и дарить счастье, намного сложнее, и требует немало усилий, тогда как животные желания легче, комфортнее и быстрее достигаются. Но это рушит основы человеческой жизни...

Видеоролик отличие человека от животного
Е.М. Чайтанья Чандра Чаран

(28.2 Мб, контейнер AVI, формат DivX 4)

Таким образом, если человек не использует уникальность человеческой жизни по назначению, он будет постоянно разочарован и страдать. Именно это и является причиной того, что человек хочет:

  • больше спать, т.е. быть в неосознанном состоянии, иначе он страдает, а во сне тепло, приятно и комфортно;
  • желание подавлять и соперничать, поскольку считает всех врагами, которые мешают ему наслаждаться,
  • больше кушать и заниматься сексом: это физиологические действия, автоматически приносящие наслаждение, тогда как получить счастье от общения с другими людьми намного сложнее.

Но человек, начинающий жить желаниями животного , начинает ещё больше страдать, поскольку желания животных качественнее и легче достигаются в теле животного. В теле же человека много не поспишь, много не съешь, много сексуального удовольствия не получишь... А желания будут всё копиться и копиться, поскольку желания по свое природе безграничны. А безграничные желания без способности их реализовать приносят просто невыносимые муки... Именно это толкает человека на ещё большие глупости:

  • пьянство;
  • наркотики;
  • извращения;
  • садомазохизм и многое другое...

Человек начинает просто издеваться над своим телом, которое не может дать ему того, чего он хочет. Но всё это безрезультатно, поскольку человеческое тело способно реализовывать человеческие желания и немного животных желаний. Это всё равно что от легковой машины требовать выполнять работу трактора...

Продолжение в статье «Человек и чувства », или о том, чем следует занимать свои чувства с точки зрения Вед