Двухэтажные вагоны РЖД. Новые пассажирские вагоны: отзывы

Но РЖД кое о чем умалчивает. Новые вагоны таят много проблем. Читайте подробнее под катом.

1. Обслуживание.

В обычном купейном вагоне 36 мест. В новом двухэтажном 64 места.

Вам придется дольше ждать обслуживания, потому что проводников больше не стало. Их по прежнему двое. А пассажиров в двухэтажном вагоне больше на 28 человек. Даже больше чем в плацкартном вагоне, где 54 пассажира. Значит чай принесут медленнее, чем в плацкарте. Также дольше придется ждать посадки в вагон. А платите вы как за обычный одноэтажный купейный вагон.

Нам говорят, что будет больше билетов, чем в обычных поездах, но это тоже не совсем так. Никто не будет гонять лишние вагоны, просто если пассажиров будет меньше на какое-то направление, то и число вагонов сократят пропорционально.

2. Лестницы

Пожилые люди и инвалиды будут особо благодарны РЖД за необходимость таскать на второй этаж чемоданы. Даже с первого этажа будет небольшая лестница, чтобы пройти к выходу. Только один вагон во всем составе будет одноэтажным. И конечно места в него будут раскупаться в первую очередь.

Кстати о чемоданах и сумках. Багажной полки над входом в купе больше нет. Ни на первом ни на втором этаже. Куда складывать большой багаж 4 пассажирам непонятно. Также на этой полке проводники обычно размещали одеяла и подушки, чтобы не занимать нижние полки. Сейчас они будут мешаться.

4. Вентиляция

Я часто езжу в купейных вагонах фирменных поездов. Все они новенькие, однако непрерывная вентиляцию работает только в одной поездке из пяти. Обычно вентиляцию включают вечером, а на ночь выключают. Я говорю не о кондиционировании, а о банальном притоке свежего воздуха. В купе давно ставят герметичные неоткрывающиеся окна, и когда едут 4 пассажира, а вентиляция не работает несколько часов подряд, то дышать просто нечем. Даже не представляю как астматики и сердечники переносят такую пытку. Это грубейшее нарушение санитарных норм многие годы сходит с рук РЖД.

В двухэтажных вагонов будет еще тяжелее, т.к. объем купе стал значительнее меньше, из-за сниженного уровня потолка и отсутствия пространства где была багажная полка.

Вы можете подумать, что в новейших вагонах вентиляция будет работать. Я очень в этом сомневаюсь, поскольку даже в фирменном поезде 01/02 Москва-Владивосток, где используются новейшие вагоны со сдвоенными туалетами в одном конце вагона, вентиляцию вообще не включают за всю поездку! Много раз ругался с проводниками - они ссылаются на разные технические проблемы. Таким образом риск в буквальном смысле задохнуться при отключенной вентиляции еще больше увеличивается в двухэтажном вагоне.

Многие удивляются разбитости после поездке в ночном поезде - еще бы не болела голова - если всю ночь не было вентиляции и воздух не соответствовал никаким санитарным нормам!

5. Туалеты

Вот смотрите. В обычном купейном вагоне 36 мест и 2 туалета. Получается 1 туалет на 18 пассажиров. В двухэтажном вагоне 64 места и 3 туалета - 1 туалет на 21 пассажира. Туалеты будут загруженнее на 15%. Не самая большая проблема, но и в этом отношении станет чуть похуже.

6. Тамбур и курильщики

Тамбур с противоположной стороны от купе проводника вообще убрали. И курить больше негде. По идее это замечательно. Да и новый закон РФ запрещает курение в поездах. Я сам не курю и терпеть не могу табачный дым, который проникает в корридор из тамбура в обычных вагонах.

Но ведь реальность в России такова, что многие курильщики-эгоисты все равно захотят курить и будут это делать в туалетах. И все будут вынуждены отравляться табачным дымом при посещении туалетов. А в тамбуре где вход в вагон проводники не разрешают курить - они там сам часто ходят и проводят всякое обслуживание систем вагона.

7. Риск травматизма

Еще раз о лестницах. В отличие от Европы наши ж/д пути не так идеально проложены и вагоны не так продуманы в плане комфорта подвески и вагоны весьма сильно качает во время движения. Риск получить травму при спуске по лестнице, когда вы собрались в туалет весьма велик. Или если вам надо принести горячий чай или кипяток. Да и качать второй этаж будет посильнее.

Итоги

Думаете билеты станут дешевле? Ничего подобного скорее всего не будет. Двухэтажные вагоны выгодны только для РЖД - они сэкономят деньги за счет вашего комфорта и безопасности.

Да, в Европе тоже есть двухэтажные поезда, но в основном речь идет об обычных электричках с сидячими местами, вентиляция у них всегда работает, а вагоны такие чаще ставят в региональные дешевые поезда, типа RE в Германии. Но есть множество обычных одноэтажных поездов, которых подавляющее большинства. В условиях России, когда РЖД явно собирается заменить все обычные одноэтажные вагоны на двухэтажные, поездка в таких поездах не будет иметь альтернативу и будет фактически приравнена к пытке.

Все вышеизложенное - мое личное мнение.

: https://www.yaplakal.com/forum2/topic633791.html

В 2013 году сформирован первый поезд с двухэтажными пассажирскими вагонами производства вагоностроительного завода города Твери. С недостатками одноэтажных вагонов мы сталкивались не раз и представляем их. А вот недостатки поездки в двухэтажных вагонах нам еще неизвестны.

Двухэтажные вагоны имеют свои специфические недостатки, отличные от одноэтажных вагонов:
- В купейном двухэтажном вагоне почти в два раза больше мест (вместо 36 стало 64), но проводников осталось тоже количество, соответственно обслуживание будет медленнее (чай придется дольше ждать) и время посадки в вагон увеличится (очередь будет длиннее).

В двухэтажном вагоне существуют лестницы не только на второй этаж, но и на первый, что особенно неприятно при тяжелом багаже. Особенно пострадают пожилые пассажиры, которым придется таскать багаж по лестницам. Это обстоятельство усугубляется тем, что количество пассажиров увеличится и создаст определенные трудности при переходе по лестницам.

В двухэтажном вагоне отсутствует багажная полка (третья полка). Непонятно куда должны девать багаж 4 пассажира купе. Скорее всего ограничат количество багажа.

В двухэтажном вагоне отсутствует титан. Вместо него обычный электрический чайник. Сколько раз его надо будет кипятить и сколько это будет занимать времени неизвестно. Стоит не забывать, что количество пассажиров почти в два раза больше.

Высота потолка в купе двухэтажного вагона ниже, чем в одноэтажном, поэтому владельцы верхних полок не смогут сидеть – не хватает высоты.

Новые двухэтажные вагоны имеют вентиляцию (приток свежего воздуха) только во время движения поезда. Форточки отсутствуют и вагон герметично закупорен оконным стеклопакетом. Кондиционер только охлаждает воздух, но не меняет на свежий. Объем купе значительно сократился за счет снижения высоты. Летом во время жары или вынужденных остановок будет значительно хуже переносить поездку. Тем более, что в вагоне находится 64 пассажира вместо 36, это больше чем в плацкартном вагоне (54 пассажира). Если же выйдет из строя кондиционер, то катастрофа.

Передвигаться по коридору второго этажа придется слегка пригнувшись особенно людям высокого роста, так как стена и окна скошены к потолку высотой 2 метра.

В обычном купейном вагоне на 36 пассажиров – 2 туалета (1 туалет на 18 пассажиров), в двухэтажном на 64 пассажира – 3 туалета (1 туалет на 21 пассажира). Стало чуть хуже.

Двухэтажные вагоны стали выше и во время движения такие вагоны еще больше раскачиваются, чем одноэтажные, что вызовет неприятные ощущения особенно на втором этаже. Перемещение по лестницам во время движения (особенно пожилым людям) чреваты травмами. Стоит отметить, что по лестницам будут носить и горячий чай, что также создаст дополнительные опасности.

Иллюзорным выглядит и то что билеты будут значительно дешевле. РЖД не упустит выгоду. Особенно жаль будет если РЖД не сделает альтернативы двухэтажным составам.

Первый двухэтажный вагон сделали мастера Тверского вагоностроительного завода в 1905 году. И спустя 108 лет – в ноябре 2013 года двухэтажный вагон этого же завода отправился в путешествие по России. По каким же маршрутам в России ездят сейчас двухэтажные поезда, что в них особенного и какие услуги можно получить в непривычных пока для нас вагонах?

Двухэтажные поезда в России: где и когда они появились?

Идея двухэтажного поезда владела умами инженеров еще в позапрошлом веке. Результатом разработок стал выпущенный на Тверском вагоностроительном заводе в 1905 году двухэтажный вагон. Предназначался он для дальних перевозок, и первый этаж отводился для животных и домашнего скота.

В СССР несколько раз предпринимались попытки пустить двухэтажные поезда. Сначала пробовали закупать вагоны производства ГДР. Они курсировали на некоторых пригородных маршрутах. Затем были попытки создать собственные варианты. Ленинградский завод имени Егорова выпустил прототип, в котором первый этаж был спальным, а второй – с сидячими местами. Дальше пригородных и показательных запусков дело не пошло.

С 2007 года в РЖД работали над проектом двухэтажных поездов. Искали технологии, формировали заказ. Двухэтажные вагоны взялся изготовить тот самый Тверской вагоностроительный завод, в 2013 году первый двухэтажный вагон был сдан заказчику. И в том же году двухэтажный состав двинулся по маршруту Москва – Адлер.

Сейчас составы с двухэтажными вагонами курсируют на 10 маршрутах. В основном, двухэтажными являются фирменные скорые поезда.

  • № 642/641, Ростов-на-Дону – Адлер;
  • № 003/004, Кисловодск – Москва;
  • № 23/24, Москва – Казань;
  • № 5/6, Москва – Санкт-Петербург;
  • № 7/8, Москва – Санкт-Петербург;
  • № 103/104 Москва – Адлер;
  • № 738/737 Москва – Воронеж;
  • № 49/50 Москва – Самара;
  • № 35/36 Санкт-Петербург – Адлер;
  • № 740Ж/739Ж Москва – Воронеж.

По программе модернизации подвижного состава РЖД количество двухэтажных поездов на маршрутах планируется постепенно увеличивать.


Особенности двухэтажных поездов

В отличие от экспериментов прошлого века полноценные спальные купе в современных вагонах расположены на обоих этажах. На второй пассажиры попадают по обычным лестницам. Они не слишком широкие, но «картину, корзину, картонку» по ним легко пронести.

Многие пессимисты ожидали, что купе на втором этаже окажутся с низкими потолками, их опасения не оправдались. Высота потолков стандартная и комфортная для пассажиров на обоих этажах.


Между вагонами – комфортные переходы-«гармошки». Двери между ними открываются автоматически после нажатия кнопки. Гремящие стыки между вагонами с разъезжающимися под ногами пластинами остались в прошлом.

Пассажиры отмечают комфорт, безопасность и хорошую оснащенность двухэтажных вагонов. Купе закрываются индивидуальным магнитным ключом, который выдают пассажиру в момент посадки. В вагоне стеклопакеты, энергосберегающие светильники. Установлены системы кондиционирования и отопления. Система наблюдения, контроля и мониторинга передает данные в купе проводника. Пассажиры могут быть спокойны за свою безопасность. Также в купе есть две розетки для подключения бритвенных приборов и мобильных устройств.

Комфорт складывается из мелочей. Помните радио в старых вагонах, выключить которое мог только проводник? В купе двухэтажного поезда вам решать, когда слушать музыку, а когда нет.


Плюсы двухэтажных вагонов

Какие еще плюсы можно отметить в двухэтажных вагонах, помимо современного дизайна купе и хорошего уровня комфорта?

  • Число перевозимых пассажиров больше по сравнению с обычными. В новых поездах по 64 спальных места в вагоне, в обычных в купейном вагоне помещаются 36 человек.
  • Стоимость проезда в двухэтажном поезде ниже, чем в обычном купе, потому что больше пассажиров. По сравнению со скорыми фирменными вагонами того же класса билеты дешевле на 20–25 %.
  • Экологичность. В вагонах установлены энергосберегающие светильники и системы теплоснабжения, биотуалеты, специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.

При покупке билетов на фирменный двухэтажный поезд действует программа динамичного ценообразования. Чем раньше вы берете билеты, тем дешевле они обходятся. С приближением даты поездки цена может возрастать в зависимости от востребованности и загруженности ж/д направления.

Заказывая билеты на двухэтажный поезд, обратите внимание, что для каждого этажа отдельная схема размещения.

Услуги в двухэтажных поездах

За стоимость билета вам предоставят:

  • постельное белье;
  • верхнее место в купе и все места в СВ будут уже застелены;
  • питьевую воду;
  • питание (один раз);
  • санитарно-гигиенические принадлежности;
  • Wi-Fi;
  • в вагонах повышенной комфортности – плазменные экраны для просмотра кинофильмов или новостных каналов.

В фирменных двухэтажных поездах работает вагон-ресторан. На первом этаже расположены бар и кухня, на втором – ресторанный зал.


В вагонах есть купе, оборудованные подъемником и широкими полками, для маломобильных пассажиров.

Хорошая новость для любителей домашней еды и родителей маленьких детей – в пассажирских вагонах установлены микроволновки. Можно сделать горячий бутерброд или разогреть взятую из дома еду.

Двухэтажные поезда сейчас связывают юг и центр России. Есть маршруты из Москвы в Казань, Самару, Воронеж. Планируется, что в будущем на большинстве маршрутов дальнего следования двухэтажные вагоны полностью заменят плацкартные.

Двухэтажные автобусы или даблдекеры являются визитной карточкой Лондона и про них знают те, кто даже не бывал в столице Туманного Альбиона. А что известно о двухэтажных поездах? Их можно встретить на железнодорожных магистралях большинства стран, а в России такой транспорт был введен в эксплуатацию в преддверии сочинской Олимпиады. Первый пустили по маршруту Москва —Адлер , с тех пор их стало больше, в основном заняты они на маршрутах дальнего следования.

О двухэтажных поездах

Двухэтажный пассажирский вагон – это не изобретение будущего, так как их придумали еще в начале XX в. на Тверском вагоностроительном заводе. Предназначались они для перевозки пассажиров на Дальний Восток, но для людей использовался только 2-ой этаж, а на 1-ом перевозили скот. В эксплуатации пробыли недолго и на целых 50 лет про многоэтажный ж/д транспорт забыли.

Возродить 2-этажный поезд во времена СССР неоднократно пробовал Хрущев . Эти попытки были неудачными и массово такие вагоны применяться не стали. Только с наступлением XXI в. в России приступили к выпуску двухэтажных железнодорожных составов, которые разработали и выпускают на том же Тверском вагоностроительном заводе.

Поездка в таком вагоне почти ничем не отличается от путешествия в обычном одноэтажном, а по уровню безопасности соответствует требуемым нормам. Хотя в некоторых из стран отказались от использования многоэтажных пассажирских вагонов, так как технически обслуживать их сложно.

Двухэтажный поезд — общий вид

Характеристики двухэтажных поездов

Двухэтажный поезд дальнего следования состоит из следующих элементов:

  • купейные вагоны вместимостью 64 человека каждый;
  • один вагон СВ на 30 мест;
  • штабный вагон на 50 мест;
  • вагон-ресторан на 44 человека (1-ый этаж – бар, 2-ой этаж – обеденный зал).

Разработка отечественных дабл декеров велась с привлечением французских специалистов, а сборка производится полностью на Тверском заводе. Разгоняться составы способны максимально до 160 км/ч, а ведет их электровоз ЭП20. Разработан специально как локомотив для многоэтажных вагонов, работает от постоянного или переменного тока.

Если сравнить габариты обычного и 2-этажного вагонов, то оказывается, что последний не сильно отличается от своего «младшего брата»: новый вагон стал выше всего на полметра, а весит на 8 тонн больше. Это не такие большие цифры, если учесть, что двухъярусный пассажирский поезд вместительней почти в 2 раза. Задачей конструкторов было создание «поезда будущего» для большого пассажиропотока, и одновременно с этим он должен был без проблем передвигаться по существующим железнодорожным магистралям. Что для этого было сделано? Модернизировали хребтовую балку, сделав ее более компактной. Кроме этого пришлось пожертвовать верхними нишами для багажа. От качки в верхнем вагоне предохраняют стабилизаторы.

Схема двухэтажного купейного вагона РЖД

Российские двухэтажные поезда

Первые двухэтажные вагоны РЖД вывела в оборот в 2013 году, до 2020 года планируется все маршруты с наибольшей нагрузкой обеспечить фирменными вагонами в 2 этажа. Какие ноу-хау используются в таких вагонах? Вот самые основные, которые нельзя встретить в обычных вагонах:

  • В купе можно попасть только при помощи магнитной карты, которая выдается каждому пассажиру индивидуально. Это гарантирует сохранность багажа, если человеку нужно отлучиться на некоторое время.
  • В каждом вагоне есть две розетки.
  • Вход в вагон автоматизирован, открывается при помощи кнопки.
  • В каждом вагоне находятся три биотуалета, которые открыты все время следования. И они отличаются по уровню комфорта, внутри есть розетка, одноразовые накладки на унитаз, большое зеркало, жидкое мыло, бумажные полотенца и туалетная бумага.
  • Вагоны оборудованы единой системой климат-контроля и кондиционирования.
  • Лестница на второй этаж оснащена подсветкой и обзорным стеклом, чтобы видеть тех, кто поднимается.
  • Вагонные переходы полностью герметичны.
  • Для людей с ограниченными физическими возможностями предусмотрено купе (в штабном вагоне), подъемник для посадки в транспорт и туалет.
  • В штабном вагоне установлена система ГЛОНАСС , благодаря чему на всем пути следования доступен спутниковый интернет.
  • Поезд оборудован специальной системой контроля, который ведется из штабного вагона.
  • В каждом вагоне установлено электронное табло с общей информацией (номер вагона, время, температура и пр.).
  • В вагонах оборудовано небольшое подсобное помещение, где стоит кулер с водой, кофемашина , микроволновка. В некоторых СВ вагонах можно найти даже душ и утюг с гладильной доской.
  • Раздельный мусороприемник для стекла, пластика и пищевых отходов.

Посадка инвалида в вагон

Дополнительная информация! В стоимость стандартно входит фирменное постельное белье РЖД , горячая вода для чая. Также вы получаете сухой паек (кекс, булочка, питательный батончик, пакетики с чаем и бутылка с водой) и гигиенический пакет (влажная салфетка, зубная щетка, гигиенические средства, одноразовые тапочки). Эти наборы могут несущественно отличаться на разных маршрутах. Зато стоимость проезда в футуристических поездах отличается, и существенно. Чем раньше забронирован билет, тем дешевле он обойдется. Если же ехать нужно в предпраздничные или выходные дни, то заплатить придется дороже.

Купе

С первого взгляда купе в таком поезде похоже на обычное и только при подробном изучении становится понятно, что различия есть. Расстояние до потолка на верхних полках стало меньше, но во время сна этого не ощущается. Зато для верхних пассажиров добавили пару деталей, которые облегчат им поездку: ограничитель на краю кровати и выдвижная ступенька-лестница, чтобы удобней было подняться наверх.

Раньше всех людей без исключения раздражала радиоточка, которую невозможно было отключить, в двухэтажных поездах РЖД каждый пассажир для себя может отключить радиовещание. На каждой полке есть кроме этого крючки и вешалки для одежды, полочка для личных вещей, индивидуальное регулируемое освещение.

Купе. Вид изнутри

Штабной вагон-купе

В штабном вагоне-купе находится купе начальника поезда, диспетчерская, пульт управления системами безопасности и климат-контроля. Кроме этого в таком вагоне оборудовано купе для инвалидов-колясочников. Его площадь больше, чем у обычного купе, внутри расположены: нижняя полка с регулируемой спинкой, верхняя полка для сопровождающего, место для инвалидной коляски, столик, откидное сиденье.

На заметку! Чтобы облегчить поездку в поезде лицам с ограниченными физическими возможностями, в вагоне предусмотрено удобное расположение автоматизированного подъемника, туалета для пассажиров на инвалидной коляске, а в купе есть кнопка вызова проводника. Все надписи продублированы шрифтом Брайля (для незрячих).

СВ-вагон

Как и во многих поездах, в 2-хэтажном фирменном поезде есть СВ-вагон повышенного комфорта. Цена на билет в таком вагоне значительно выше, но пассажир получает следующие преимущества: в каждом купе только два пассажирских нижних места, а кроме продуктового сухпайка в стоимость билета входит двухразовое питание.

Вагон-ресторан

«Ресторан на колесах» находится в вагоне №8, поэтому пассажирам, желающим во время поездки пообедать, нужно покупать билеты ближе к этому вагону, чтобы делать меньше переходов. На первом этаже кухня, хозпомещения и небольшой бар, а вот на втором находится сам ресторан, рассчитанный на 44 посетителя.

Вагон-ресторан

Цветовая гамма интерьера вагона-ресторана выдержана в синих и пастельных тонах, в соответствии с общей цветовой гаммой всего поезда. Из приятного – приличное меню, свежеприготовленная пища и довольно демократические, как для вагона-ресторана, цены.

Маршруты двухэтажных поездов

К 2018 году двухэтажный поезд фирменный РЖД запустили по следующим маршрутам:

  • Ростов – Адлер № 642/641: отправление из Ростова в 20:55, прибытие в Адлер в 8:21. В пути 11 ч. 26 мин.
  • Москва – Кисловодск № 003/004: отправление из Москвы 08:22, прибытие в Кисловодск в 08:28. В пути 23 ч. 54 мин.
  • Москва – Казань № 23/24: отправление из Москвы в 23:08, прибытие в Казань в 10:45. В пути 11 ч. 35 мин.
  • Москва – Санкт-Петербург № 5/6, №7/8: отправление поезда №5/6 из Москвы в 22:50, прибытие в Санкт-Петербург в 6:47; отправление поезда №7/8 из Москвы в 21:50, прибытие в Санкт —Петербург в 6:06. В среднем в пути около 7 часов.
  • Москва – Адлер № 103/104: отправление из Москвы в 10:00, в Адлер приходит через 24 ч.
  • Москва – Воронеж № 738/737 (с сидячими местами): отправление из Москвы в 16:52, прибытие в Воронеж в 23:12. В пути 6 ч. 30 мин.
  • Москва – Самара № 49/50: отправление из Москвы в 18:10, прибытие в Самару в 9:45. В пути 15 ч. 35 мин.
  • Санкт —Петербург – Адлер № 35/36: отправление из Санкт —Петербурга в 20:27, прибытие Адлер в 10:11. В пути 37 ч. 44 мин.
  • Москва – Воронеж № 740Ж/739Ж: отправление из Москвы в 8:14, прибытие в Воронеж в 14:34. В пути 6 ч. 20 мин.

Расписание и направления поездов приведены в ознакомительных целях, так как в них могут быть внесены изменения, поэтому узнавать текущую информацию следует на официальном сайте ОАО «РЖД ».

Поезд в пути

Особенности двухэтажных поездов: плюсы и минусы

Воспользовались возможностью проехаться в двухэтажном поезде уже тысячи россиян и туристов, и они на собственном опыте оценили достоинства такой поездки. Преимущественно почти каждый выделил следующие плюсы:

  • необычный и интересный внешний вид;
  • удобная планировка вагона;
  • уют и чистота;
  • розетки, WI-FI, магнитные ключ-карты;
  • сокращение времени пути;
  • повышенная звукоизоляция и отсутствие «трясучки» на втором этаже;
  • биотуалеты, которые проводник не закрывает на санитарной зоне.

Хотя не обошлось и без недостатков, к ним относятся следующие замечания:

  • слишком мало проводников – двое на 64 пассажира;
  • ступеньки крутые, сложно поднимать багаж;
  • исчезла верхняя багажная полка;
  • туалетов мало – один на 21 человека, в обычных один на 18 человек;
  • ощущается качка на втором этаже;
  • низкие потолки;
  • неудобно расположены окна;
  • отсутствие спутникового интернета.

Посадка на поезд

Все отзывы противоречивые и, чтобы составить собственное мнение о российских даблдекерах , нужно «знать всю кухню изнутри», то есть выбрать один из маршрутов и самому проехаться на этом чуде XXI века.

Двухэтажные поезда потихоньку становятся привычной частью интерьера ж/д вокзалов и перестают удивлять пассажиров. Однако, возможно недалек тот день, когда Российская Железная Дорога решит удивить в очередной раз и поставит на рельсы трехэтажный поезд?