Метод проектов в образовании.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Кильпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. .

Основные требования к использованию метода проектов:

  • - наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • - практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • - самостоятельная деятельность учащихся.
  • - структурирование содержательной части проекта;

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • - выдвижение гипотез их решения;
  • - обсуждение методов исследования;
  • - обсуждение способов оформление конечных результатов;
  • - сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • - подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • - выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для определения типа проекта используются следующие признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие;

Предметно - содержательная область: моно проект; меж предметный проект;

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Характерконтактов(среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  • - Количествоучастниковпроекта.
  • - Продолжительностьпроекта.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. .

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Проектный метод в преподавании

Главная педагогическая цель любого проекта- формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Внешние (видимые) компетентности проявляются, как правило, в форме умений и способов деятельности. Поэтому один из понятных и вполне грамотных путей формулировки целей проекта- выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков. Ниже предложен список таких умений и навыков, формирующихся в процессе проектной деятельности, который, естественно, может быть дополнен и расширен.

Характеристики успешных проектов:

Учащиеся находятся в центре образовательного процесса.

Проекты дают возможность учащимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Учащиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта. .

Работанадпроектомсоответствуетобразовательнымстандартамипрограммеобучения.

При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.

Проекты управляются основополагающими вопросами.

Проекты помогают учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.

Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.

Задачи, стоящие перед учащимся на каждом этапе проекта, четко

сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

Проекты имеют связь с реальным миром.

Темы проектов связаны с жизнью учащихся и миром за пределами класса. Это означает, что учащиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИТ.

Учащиесяпредставляютсвоидостижениячерезконечныйпродуктисследования.

Проекты обычно заканчиваются тем, что учащиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают учащимся возможность самовыражения и осознания самостоятельности учебной деятельности.

Информационныетехнологииобеспечиваютиповышаютэффективностьобучения.

Информационные технологии используются для развития мыслительных умений и знаний по предмету. Деятельность учащихся не ограничивается работой в классе. Они взаимодействуют с удаленными классами, делятся информацией на web - сайтах или проводят презентации за пределами класса, решая реальные проблемы.

Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.

Работа над проектом способствует развитию мета познавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.

Образовательныестратегииразнообразныиобеспечиваютмногообразныестилиучения.

Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками, и т.д. .

Наосновеанализаопытапроведенияпроектовможнопостроитьихтипологию:

Подоминирующейвпроектедеятельности:

  • - исследовательские;
  • - информационные;
  • - творческие;
  • - игровые;
  • - практические;
  • - ознакомительно-ориентировочные.

По предметно-содержательнымобластям:

  • - моно проекты (в рамках одной предметной области);
  • - меж предметные.

Похарактерукоординации:

  • - с открытой, явной координацией;
  • - со скрытой координацией (это относится главным образом к телекоммуникационным проектам).

Похарактеруконтактов:

внутренние или региональные (в пределах одной страны);

международные (участники являются представителями разных стран).

Поколичествуучастников:

  • - личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • - парные (между парами участников);
  • - групповые (между группами участников);
  • - школьные (внутри одной школы);
  • - региональные;
  • - российские;
  • - международные.

Попродолжительностивыполненияпроекта:

  • - краткосрочные (несколько уроков);
  • - средней продолжительности (от недели до месяца);
  • - долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
  • - Исследовательскиепроекты.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. .

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр. .

Ролевые,игровыепроекты.Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-такиявляется ролево-игровая, приключенческая.

Ознакомительно-ориентировочные(информационныепроекты).Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализиобобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проектыистановятсяихорганической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта ->предмет информационного поиска -> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов -> аналитическая работа над собранными фактами - > выводы ->

Практико-ориентировочные(прикладныепроекты).Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона, справочный материал, словарь, аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.). .

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).

При этом изменяется роль учителя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача - научить детей учиться самостоятельно.

Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

Преимущества проектного метода в обучении

Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни.

И конечно, они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода. .

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей. Рассмотрим этот метод на примере предметной области информатики, хотя он способен аккумулировать в себе различные дисциплины. .

Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует:

формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой:

  • - развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  • - поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • - развитию эстетического восприятия любых объектов;
  • - формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
  • - развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
  • - развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся. .

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на различных носителях. Это могут быть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернета). Проекты могут быть меж предметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.

На основе анализа опыта проведения проектов и можно построить их типологию.

Преимуществапроектногометодаобучения:

  • - навыки работы в команде;
  • - навыки общения;
  • - междисциплинарные навыки;
  • - развитие индивидуальных навыков участников проекта;
  • - работа с личным сознанием.

Ценность проектного движения в том, что научные проблемы решаются учениками совместно с педагогами-наставниками. .

Проектная деятельность в какой - либо отдельно взятой школе (гимназии, лицее, училище, колледже) может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • - общие проекты (олимпиады, конкурсы);
  • - проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия);
  • - проектная деятельность в учебном процессе (проект как вид задания, проект как переводной экзамен);
  • - международные проекты (совместное творчество школьников разных стран).

Основнойцельюпроектаявляетсяформированиетворческогомышленияучащихся.

Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой из них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В российском образовании наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или "знанием". От учащегося требуется, в первую очередь, тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете), вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Источником «знаний» для учащихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Как источник информации может использоваться и учебник, однако в некоторых случаях даже в учебнике необходимость отпадает - если он по каким-либо причинам "не устраивает" преподавателя и тот берет изложение всего материала на себя. Целью обучения в этом случае является усвоение учащимися некоторой суммы знаний, умений и навыков (как говорят, «ЗУН»). Естественно, что обучение приобретает теоретический характер.

Во многих странах мира такой подход давно признан устаревшим. В США и Великобритании он получил название "Teachercenterededucation" - "обучение, в центре которого находится учитель". Этот метод считается прямой причиной снижения интереса школьников и студентов к обучению, результативности и эффективности обучения в целом.

Немаловажным является и гот факт, что неизбежная ориентация на теоретические знания (а именно, на то, что преподавателю легче всего объяснять) уводит образовательный процесс в сторону от требований реальности, от подготовки к жизни в условиях реального общества, дальнейшей работы по профессии. Противоположным описанному является подход, в котором акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность учащихся, а преподаватель осуществляет лишь "поддержку" этой деятельности, т.е. обеспечивает ее материалами и исподволь управляет ею, ставит перед учащимися значимые проблемы. В США и Великобритании эта образовательная модель носит название Studentcenterededucation - "обучение, в центре которого находится учащийся.

Педагог не является при таком подходе центром обучения, источником знаний и информации. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности. .

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект - замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

Выполнение разнообразных проектов способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умению самостоятельно искать информацию, развитию критического мышления; а также самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение самостоятельно конструировать свои знания помогает ориентировать в информационном пространстве, способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира.

Проектная методика

    Проектная методика-это новые передовые технологии

    Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка

    Что лежит в основе проекта, и какими умениями должны владеть учащиеся

    Основные требования к использованию метода проектов

    Этапы разработки структуры проекта и его проведение

    Типы проекта

    Координация

    Вопр. Выводы

Проектная методика относится к новым технология при обучении английскому языку. Если метод- это совокупность операций и действий при выполнении какого-либо вида деятельности, то технологии – четкая проработка операции и действий и определенная логика выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое и правильное применение на практике. Педагогические технологии не исключают творческого подхода развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии четкого следования принципам, заложенных в том, или ином методе. Метод проектов предполагает широкое использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентирует на реальный проектируемый результат, значение для ученика.

Метод широко применяется во многих странах мира. Он дает возможность применить полученное знание на практике.

Каждый учитель должен знать:

Для того, чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уроке, определенных программой и государственным стандартом, необходима активная устная практика для каждого уч-ся группы.

Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языка окружения, не достаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнения, позволяет решать коммуникативные задачи. Важно, что бы учитель дал возможность ученикам мыслить, решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения проблемы так, чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания, в центре внимания - мысль, язык формулируемый мыслью.

Учителю необходимо не только знакомить учащихся со страноведением, но и искать способы включить учащихся в активный диалог→ на практике познавать особый язык в новой для них культуре.

Основная задача учителя перенести акцент с различного рода упражнений на активную мыслительную деятельность. Учащиеся и только метод проектов помогает решить эту задачу и превращает уроки иностранного языка в дискуссию, исследовательский клуб, в котором должны решаться интересные и доступные учащимся проблемы с учетом их подготовки.

В основе проекта лежит проблема, чтобы её решить, нужны не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний. Ученики должны владеть творческими и коммуникативными умениями, интеллектуальными умениями (работать с информацией)- выделять главную мысль, нужную информацию в тексте, умение анализировать информацию, делать обобщения и выводы, умение работать с разными справочными материалами.

К творческим умениям относятся такие, как умение находить не один, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать то последствие того или иного решения.

К коммуникативным умениям относится такие умения, как вести дискуссию, слушать и слышать собеседника отстаивать точку зрения, лаконично излагать мысль.

Таким образом, для осуществления проекта требуется тщательная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически, параллельно с работой над проектом.

Проектный метод можно использовать на любой ступени обучения, в то числе в начальной школе. Все дело в выборе проблемы, которая требует определенного языковых средств для разработки ее решения.

Прежде чем использовать проектный метод, учитель должен вспомнить основные требования к использованию проекта.

Е.С. Полат в статье «Метод проектов на уроках иностранного языка» (Иностранные языки в школе. - 2000. - №1) перечисляет следующие требования к использованию метода проектов:

    Наличие значения проблемы, которая требует интегрирования значения исследования поиска для её решения

Например, исследование истинного возникновения разных праздников в англо-говорящих странах, организация путешествий, проблемы семьи, проблемы свободного времени у молодежи.

    Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов

Например, совместный выпуск журнала с репортажами, программа туристического маршрута.

    Самостоятельная деятельность учащихся на уроке (парная, групповая) и во вне урочное время

    Составление структуры содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределения ролей

    Использование исследовательских методов: определение проблем, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, исследование в ходе мозговой атаки, круглого стола.

Работа над проектом проходит следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:

    Учитель представляет ситуации, которые позволяют выявить проблему или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

    Учитель организует мозговой штурм, где идет выдвижение гипотез, постановка проблемы, обсуждение и обоснование каждого аргумента

    Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации для проверки гипотезы, оформление результатов

    Работа в группах по поиску фактов подтверждающих или опровергающих гипотезу

    Защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих

    Выявление новых проблем

Самое главное: сформулировать проблему, над решением которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

Проекты классифицируются по разным признакам:

    По характеру деятельности и организации

Исследовательские

Творческие

Ролевые игры

Информационные

Практико-ориентированные

Моно-проекты

Проекты с открытой (явной) координацией

Региональные проекты

Международные проекты

    По количеству участников

Личностные (между 2мя партнерами в различных школах)

Парные (между парами участников_

Групповые

3. По продолжительности

Краткосрочные (1неделя)

Средней продолжительности

Долгосрочные

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов:

Исследовательские.

Такие проекты требую хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.

Ролево-игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта: дизайн дома, кабинета. Такой проект требует хорошо продуманного сценария всей деятельности участников с определением функции каждого, совместной деятельности и участие каждого в конечном оформлении проекта.

Моно-проекты (в рамках 1го предмета)

Выбирается наиболее сложная тема (страноведческая, социально-историческая тематика). Часто работа над таким проектом имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Проекты с открытой явной координацией . В таких проектах координатор (учитель) участвует в проекте, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта (договаривается о встрече в официальном учреждении, проводит анкетирование, интервью со специалистом, и т.д.)

Проекты со скрытой координацией – координатор является полноправным участником проекта.

Межпредметные проекты , как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

В реальной практике учителя используют смешанные типы проектов, в которых имеются элементы различных проектов. В любом случае каждый тип проекта должен иметь тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников – разработчиков проекта. Необходимо иметь ввиду признаки и характерные особенности каждого из них. Если учитель решил использовать при изучении какой-либо темы метод проектов, он должен все тщательно продумать и разработать. Если предполагается, что ученики должны сформулировать проблему по предложенной учителем ситуации, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Некоторые из них могут назвать уч-ся, а к другим их подводит учитель. Учителю необходимо сформулировать учебные задачи, которые предполагается решить в ходе выполнения проекта, подобрать необходимый печатный и видеоматериал или подсказать, где его можно найти. Учителю нужно подумать какую помощь нужно оказать уч-ся, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых будет использован метод проектов. Учитель отслеживает деятельность по подготовке проекта, а на урок защиты проекта можно пригласить других учителей, которые выступят в роли экспертов.

Письменная или устная форма выполнения проектной работы требует:

    Предоставить уч-ся возможность выражать свои идеи и поощрять это.

    Проект не предполагает строго плана, можно вводить дополнительным материал.

    Максимально творческого подхода к проектной работе можно добиться только работая в группе.

    Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №4.

    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. - №1.

изольда жукова
Проектный метод как вариант интеграции образовательных областей

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе .

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностное - ориентированного подхода к образованию является технология проектирования .

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения , при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов . Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе :

Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка) .

Здоровье сберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).

Технологии использования в обучении игровых методов (формирование разнообразных умений и навыков , расширение кругозора, развитие познавательной сферы).

Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе) .

Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование , позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).

Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования ) .

Система инновационной оценки "портфолио"(проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)

Методологическую основу педагогических проектов глубоко раскрыли ученые – педагоги М. И. Гуревич и М. С. Коган.

М. И. Гуревич к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени.

М. С. Коган педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования , состав, структуру объекта проектировочных усилий , логику проектирования , ресурсное обеспечение процесса реализации проекта .

Одним из направлений инновационной деятельности ДОУ является педагогическое проектирование , которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.

Ученые выделяют типологию проектной деятельности в ДОУ .

Проекты классифицируются : По количеству : - индивидуальные;

- парные; - групповые : - фронтальные.

3. По продолжительности : - краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий ) ;- среднесрочные (от 1 месяца) ;- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) .

4. По доминирующему виду проектной деятельности : в разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному, наиболее популярные. Исследовательско - познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы ,

источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта , с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников ; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изо уголка , проект правил группы , витражи и т. д.)

Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) .

Ознакомительно - ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией , ее анализ и обобщение фактов.

Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.

Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Первый этап.

2. Определение темы проекта .

Педагог формулирует проблему и цели проекта , после чего определяется продукт проекта . Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта . Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг .

Второй этап. Подготовительный этап. На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта . Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап. Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта . На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Воспитатель по необходимости оказывает все участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта . У детей происходит формирование разнообразных знаний , умений и навыков.

Четвертый этап. Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов .

Для написания проекта , нужно придерживаться структуры проекта .

СТРУКТУРА ПРОЕКТА : Тема. Цель. Задачи.

Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).

Участники проекта , возраст дошкольников. Предварительная работа .

Работа с дошкольниками. Работа с родителями. Оснащение предметно-развивающей среды. Систематизация материалов, подведение итогов. Ожидаемый результат.

Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.

Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу : рационально организовать образовательный процесс . Мы все уже для себя уяснили, что образовательная деятельность , осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Ребенок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей .

(«Здоровье» , «Физическая культура» , «Познание» , «Музыка» , «Труд» , «Чтение художественной литературы» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Художественное творчество» , «Социализация» , которые не должны реализовываться в образовательной деятельности в чистом виде – необходим их синтез , нужна интеграция , которая обеспечит качественное и количественное изменения личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придет целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или несколько) в другую.

При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребенка дошкольного возраста является :

Способом самовыражения;

Способом познания и понимания окружающего мира;

Универсальным способом жизнедеятельности;

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для развития разнообразных качеств и способностей ребенка, а так же, освоение им музыкально – художественной деятельности.

Каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками,

экспериментирование, предметная, изобразительная , художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в образовательном процессе . Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное , социальное, эмоционально- личностное развитие дошкольников. Все это мы должны учитывать при планировании образовательного процесса .

Планирование образовательного процесса можно определить как деятельность по оптимальному выбору способов, средств и воздействий, направленных на качественную организацию образовательного процесса и системную реализацию содержания дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой .

Осуществляя планирование на основе принципа интеграции , необходимо придерживаться следующего алгоритма действий : я постараюсь продемонстрировать данный алгоритм действий в рамках темы недели : «Во саду ли, в огороде»

Выделение из программы и формулирование педагогической цели тематической недели : задач развития воспитанников.

Цель : обогащение представлений детей о многообразии видов овощей и фруктов.

Задачи : Конкретизировать представления воспитанников о форме, цвете, овощей и фруктов, о месте их произрастания;

Закрепить умение видеть разницу между овощами и фруктами, дать представления о разнообразии способов употребления овощей и фруктов в пищу.

Побуждать детей к употреблению в речи обобщающих слов «овощи, фрукты» в ходе составления различных рассказов и повседневного общения.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, связанным с выращиванием и использованием овощей и фруктов и т. д.

2. Следующий шаг - отбор педагогического содержания из разных образовательных областей . Представлено в таблице.

Данная таблица это еще не план, это просто иллюстрация того, что из каждой образовательной области мы можем взять то или иное содержание, те или иные формы работы с детьми по нужной нам теме.

3. Выделение события недели, основной формы итогового мероприятия.

В нашем случае итоговым мероприятием станет познавательно – музыкальное развлечение «Осенний серпантин» , на котором помимо основного сценария будут представлены выставки : «Осенние фантазии» (поделки из овощей и фруктов, «Ярмарка блюд здорового питания» . Презентация блюд, приготовленных совместно с родителями.

4. Следующим шагом станет практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели.

Те виды и формы работы, которые мы представили в таблице мы «разбрасываем» на рабочую неделю, не забывая и о планировании индивидуальной работы, деятельности, осуществляемой в процессе режимных моментов. Разнообразие видов деятельности в каждый отрезок времени позволяет педагогу варьировать и подбирать целесообразное в данный момент сочетание. Выбранное по циклограмме направление дополняется конкретными содержанием (игрой, этюдами, наблюдением и т. д.) .

Для того чтобы максимально придерживаться интеграционного подхода в организации образовательного процесса , необходимо владеть программным содержанием каждой образовательной области и ее комбинаторными возможностями, то есть знать, в чем данная область наиболее выигрышно сочетается с другими образовательными областями .

Осуществляя планирование образовательного процесса важно помнить, что освоение ребенком содержания каждой темы происходит поэтапно. Следует этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Это могут быть наблюдения и экскурсии, совместное исследование проблемы, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, совместный со взрослыми поиск новой информации в книгах, Интернете то есть весь спектр активных видов детской деятельности. Детям предоставляется возможность по-разному «проживать» (осваивать) полученную информацию, видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциациями, и с помощью разных средств передавать свое отношение к ней.

На завершающем этапе происходит обобщение, закрепление и систематизация полученных представлений. Для детей это интересное итоговое событие , в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, тематический досуг, соревнование, игра-драматизация, приготовление угощения, подарков, выставка детских работ и пр. Движение к такому событию мотивирует детскую деятельность, позволяет удерживать внимание и интерес детей к теме , делает процесс обучения незаметным и ненавязчивым, легким и

увлекательным.

Для педагогов, в свою очередь, подобные мероприятия могут служить показателем результативности прожитой тематической недели, если в сценарий будут включены практические задания для детей, требующие применения полученных знаний.

Таким образом , реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса по многим показателям повышает его, результативность :

1. процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. У детей формируется познавательный интерес , так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей .

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе .

6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться , распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем :

Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах , помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника. Используя в своей работе педагогическое проектирование , мы реализуем личностное-ориентированный, компетентные и развивающие подходы к обучению.

Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенции, технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений .

Таким образом , освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы .

Составитель: ,
учитель технологии высшей
квалификационной категории
МОУ «Гимназия № 7»

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения . Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:

Активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

Развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

Формирование не просто умений, а компетенций, т. е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

Приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;

Реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи (гг), а также его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личный интерес и личные цели. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему .

Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности .

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое значение методу проектов уделял. По его мнению, индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «…нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы».
Под руководством русского педагога в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педагогов, как, и другие. Одной из организационных форм учебных занятий был бригадно-лабораторный метод .
Метод проектов, по мнению педагогов 1920-х гг., вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма , развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ от 01.01.2001 г. «О начальной и средней школе » организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена . В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку . Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом в системе образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

По мнению проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Учебный проект – это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы. Особый интерес обычно представляют общественно значимые проекты.

Сущность метода проектов

В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и «модным». Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод , то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов .

Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Метод проектов – педагогическая технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учеников.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:

· Высокая активность учеников

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола ");

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);

Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность , направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.

В проектах по этим предметам результат деятельности отражается в «портфолио». В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.

Вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).
По мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение , экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.
Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся .

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 2 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности .

Метод проектов в образовательной области «Технология» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу инженерного проектирования.

Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Нет смысла создавать то, что никому не нужно. Поэтому, в процессе разработки проекта «От идеи до готового изделия» обучающиеся должны научиться исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект.

Различные аспекты целенаправленного воздействия на развитие творческого потенциала школьников давно и успешно рассматриваются психолого-педагогической наукой. Проектная деятельность на занятиях технологии соответствует общепсихологическому пониманию деятельности, раскрытому в трудах, и др..

В тоже время проектная деятельность отличается от обычной трудовой работы рядом факторов. При выполнении проектов трудовая и учебная деятельность рассматриваются во взаимосвязи, так как представляют два этапа одной целостной деятельности и трудовая деятельность в процессе выполнения имеет приоритетное значение. Причем мотивы, направляющие эту деятельность, определяются потребностями, которые осознаются самим подростком.

Работая над проектами, многие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта .

Изготовленное изделие является неотъемлемой частью проекта по технологии и отражает соответствие конструкции и технологии изготовления, описанным в пояснительной записке , а также совершенство модели технологической деятельности учащегося.

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность . Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем .

Заключение. Говоря о методе проектов в целом, о его значении с философской точки зрения, можно привести представление американского философа Маргарет Мид о трех типах культуры:
· постфигуративной, где дети учатся, прежде всего, у своих предшественников;
· конфигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников;
· префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей .
Примитивные общества постфигуративны, а в префигуративный период, как надеялась М. Мид, мы вступаем сейчас и метод проектов – это технология, которая позволяет объединить все три типа культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. и др. «Структура и содержание проектной деятельности». – ж. Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2004г. с.21-26.
2. Кругликов преподавания технологии с практикумом.- М.: ACADEMA, 2002, с.251.
3. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя /Под ред. . – Брянск, Ишим, 1998.
4. Мид М. Культура и мир: Избранное произведение /Пер. с англ.- М.: Наука, 1988
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под редакцией. – М.: Издательский центр Академия, 1999г.
6. Пахомова учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.
7. Рогачева творчество Дж. Дьюи в чикагский период.- ж. Педагогика №5, 2004г.,с.90-96)
8. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. .- Антология педагогической мысли: В 3 т. – М., 1989. –Т.2.
9. Рязанова проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обучения. Сб. мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2004, с122-125.
10. Сергеев организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
11. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2003.-№3. -101с.
12. Полат педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:

1. http://pedsovet. org/forum/index. php? showtopic

3. http://www. uforum. uz/showthread. php? t

4. http://scholar. urc. /courses/ Technology/project/pr6/ans6.html#3

Вопросы для самоконтроля:

Когда впервые мы находим упоминание о проектных методах? Кто их авторы? Имели ли эти методы успех в России? Что лежит в основе метода проектов? Что привлекает в нем педагогов? Каковы основные требования к методу проектов в современной трактовке? Назовите преимущества метода проектов перед другими педагогическими технологиями.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Одним из важных принципов федеральных государственных требований и программы «Детство», по которой мы работаем, так же является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет достаточно (в соответствии с федеральными государственными требованиями) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества.

В 2007 году в ДОУ были организованы семинары, консультации на тему «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». Педагоги заинтересовались предложенным материалом и решили реализовать его в работе с детьми.

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой для нас оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь мы хотели бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Мы начали работу с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами. Для начала провели анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители-лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители-исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители-критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса. Заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс мы вели по нескольким направлениям:

Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:

  • проведен семинар – практикум по организации проектной деятельности с дошкольниками;
  • разработаны памятки для родителей

Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

Этапы составления детских проектов:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
  • посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
  • понаблюдать
  • провести эксперимент
  • получить информацию в Интернете
  • позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.

4. Подготовка проекта
5. Защита проекта

Памятка №2
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя.

Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

И еще несколько советов.

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Памятка №3
План тематического проекта.

  1. Тема и ее происхождение.
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
  3. Необходимые материалы.
  4. Вопросы детям по предлагаемому проекту
    Что мы знаем?
    Что мы хотим узнать?
    Как нам найти ответы на наши вопросы?
  5. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).
  6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми»:

Папа – милиционер;

Бабушка – учитель;

Мама – врач и другие.

Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим. Родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:

  • «По страницам «Красной книги»;
  • «Транспорт в нашей жизни»;
  • «Создание книжек-малышек»;
  • «Покормите птиц зимой!» и другие.

Проект «Транспорт в нашей жизни» организовали после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям было предложено показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:

  • к бабушке и дедушке;
  • на дачу;
  • к другу;
  • в другую страну.

Интересная идея для начала нового учебного года - проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать. Что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!

Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:

  • меня зовут;
  • я люблю;
  • я не люблю;
  • мое любимое блюдо;
  • мое нелюбимое блюдо;
  • моя любимая игрушка;
  • мои друзья;
  • мои родители;
  • мои дедушка и бабушки и т. д.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты:

«Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплесные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»;
  • групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо». «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Мир воды» «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Используемый нами метод проектов является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Внедряя его в образовательную программу нашего детского учреждения, мы поставили для себя основную цель: обеспечение условий для эмоционального, нравственного и творческого развития детей. Данные диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области экологических, социально-нравственных, художественно-литературных представлений. Решением проблемы, на наш взгляд, стали творческие проекты:

  • «Ребятам о зверятах»
  • «Богатыри – защитники Древней Руси»
  • «Чудо-чудное, диво-дивное»
  • «Добрый Дедушка Мороз»
  • «Снегурочка – внучка Деда Мороза»
  • «Что за прелесть эти елки!».
  • инициирование детей и родителей на выбор данной темы
  • составление:
    • технологических карт
    • перспективных планов
    • схем-паутинок
    • лесенок «путешествия»
    • циклов бесед и занятий
    • организация творческих выставок
    • проведение открытых игр-занятий
    • презентация проектов.

Реализация проектной деятельности проходила через все виды деятельности: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, игровую.

Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.