Отличия человека от животного. Чем человек отличается от животного
ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
План.
- Отличия человека от животного.
- Задания.
Теории происхождения человека.
Человек - это
Существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);
Существо универсальное (способное к любому виду деятельности);
Существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Влияние природы и социума на развитие человека.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
1. Биологизаторский подход. Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы
2. Социологизаторский подход. Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
Основные отличия человека от животного
1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, фактически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Сходство и отличие человека и животного
Сходства человека и животного :
1. одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов . Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Современная наука (этология) на основе многочисленных наблюдений утверждает, что в поведении человека и животных много схожего. Животные как и человек испытывают различные чувства: радость, горе, тоску, вину и т.п.;
2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции живых организмов.
3. У человека имеются рудиментарные органы , которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например аппендикс).
Отличия человека от животных и они фундаментальны:
1. наличие разума , но современная наука доказывает наличие разума и у высших животных (раньше считалось, что разумом обладает только человек). Пр-р: эксперименты с обезьянами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и таким образом с ними можно вести диалог. Значение разума можно оценить, например, при игре человека в шахматы с компьютером, который пытается выиграть за счет огромных скоростей перебора всех возможных вариантов и в этом соперничестве человек побеждает.
У животных есть любопытство, внимание, память, воображение, но даже самые высокоорганизованные животные не обладают способностью к понятийному мышлению , то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека . Имея способность к понятийному мышлению, человек осознает , что он делает, и понимает окружающий мир. Хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например, паутина, сотканная пауком или соты у пчел), но человек до начала работы имеет план, проект, модель и этим отличается от всех животных.
2. Человек обладает речью (И.П. Павлов общение с помощью слов назвал второй сигнальной системой), а у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (дельфины, летучие мыши общаются при помощи ультразвука). В естествознании имеет место быть гипотеза немецкого антрополога М.Мюллера, суть которой состоит в том, что в процессе совместного труда людей из звуков сначала появились корни глаголов, затем другие части слова и речи. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум, так как слово создает в мозгу человека определенный образ объекта.
3. Способность к труду, способность изготавливать и использовать орудия труда отличает человека от животных. Все животные как-то действуют, а высшие животные способны к сложным видам деятельности (обезьяны используют палки в виде орудий для доставания плодов). Единственный вид животных – черный ворон (исчезающий вид) способен изготовить и использовать орудия труда – крючок из разветвленной ветки для доставания личинок и гусениц из-под коры дерева, причем определяют необходимую длину приспособления.
4. Прямохождение освободило передние конечности (руки) человека.
5. В процессе труда произошло развитие руки , особенно большого пальца.
6. Человек использует огонь и не боится его в отличие от животных.
7. Человек хоронит умерших людей.
Вывод: главные отличия человека от животных - понятийное мышление, речь, труд способствовали в процессе эволюции обособлению человека от природы.
Человек - это животное, относящееся к отряду млекопитающих. Мы эволюционировали, т.е. произошли, от животных и соответственно должны быть очень похожи на них. В действительности это так и есть: строение нашего организма, строение и функции внутренних органов, процессы протекающие внутри организма, физиологические потребности идентичны таковым у братьев наших меньших. Но отличия все же есть, пускай и не так много, как можно было подумать. И так, ключевые отличия человека от животных:
Прямохождение
Самая отличительная особенность человека - прямохождение. Благодаря ей у человека освободились руки, что позволило пользоваться орудиями труда и другим инструментом. Но способность ходить прямо негативно сказалось на строении таза. Для удержания равновновесия кости таза расположены ближе, чем у животных, поэтому у человека роды протекают намного тяжелее и болезненно.
Речь
По сравнению с нашими дальними родственниками - шимпанзе, у человека гортань находится ниже, что дает возможность говорить. 350 тысяч лет назад человек получил дар от природы - подъязычную кость. Это единственная косточка, которая не крепится к другим костям, благодаря этому человек произносит слова членораздельно.
Шерсть
По сравнению с большинством представителей животного мира, человек кажется совсем голым. Хотя на теле человека столько же волосяных луковиц как и у шимпанзе, например, однако они короче и тонше.
Руки
Человек уникален тем, что он может коснуться большим пальцем мизинца и безымянного пальца. Это делает руки более цепкими и ловкими, позволяет человеку с легкостью использовать орудия труда, удобно держать ручку и другие пишущие предметы.
Мозг
Это, конечно, самое основное отличие нас от всех остальных животных. Мозг человека не самый большой - самый большой у кашалота, и не самый большой в соотношении от массы тела - у многих птиц мозг занимает 8 % массы тела, у человека - примерно 2,5%. Но все же мозг человека уникальный - благодаря ему люди могут размышлять, запоминать, осознавать, творить, исследовать.
Постоянный рост потребностей
Гипотеза эта отнюдь не нова, хотя в серьез об этом заговорили только недавно. Это даже мог заметить каждый из вас - потребности человека постоянно растут. Дайте нищему кров над головой и через какое-то время он захочет дом побольше и получше, дайте ему козу, которая будет давать молоко и через время он захочет корову... Это природа человека, он никогда не останавливается на достигнутом, он постоянно хочет больше и больше...
Вполне возможно, что благодаря именно последней особенности люди стали теми, кем мы есть сейчас. Именно благодаря росту потребностей мы развивались сами и развивали свою цивилизацию, изобретали технические изобретения, делали научные открытия, творили шедевры искусства...
Отличия человека от животных.
1.Приспособления к прямохождению (позвоночник S-образной формы, куполообразная стопа, большой палец имеет функцию опоры таз широкий)
2.Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Отсутствуют надбровные дуги; челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее.
3.Хорошо развиты мышцы – ягодичные, четырехглавые, икроножные.
4.Наличие гибкой кисти – органа труда.
5.Значительно развиты височные, лобные и теменные доли мозга. Появилась речь (вторая сигнальная система), абстрактное мышление, сознание.
4.Кожа лишена шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг дополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга.
2) . Эволюция приматов и рода Homo .
Первые следы жизнедеятельности приматов известны с конца мезозоя. Произошли они от насекомоядных млекопитающих
. Ранние приматы образовали подотряд полуобезьян (Антропоидные, человекоподобные).
В начале палеоцена эта группа приматов разделилась на две секции: широконосые и узконосые обезьяны
. Οʜᴎ обладали рядом антропоидных черт: значительное развитие головного мозга, хватательные конечности; наличие ногтей, одной пары сосков и др.
Размещено на реф.рф
От узконосых обезьян произошла группа парапитеков
, живших 25-45 млн. лет назад. Костные останки их найдены в Египте. Парапитеки вели древесный образ жизни, но могли передвигаться и по земле. В дальнейшем появились проплиопитеки
(35 млн. лет назад), давшие начало гиббонам, орангам
и дриопитекам
, останки которых найдены в Африке, Индии, Европе. От одного из видов дриопитеков 14 млн. лет назад произошли обезьяны – рамапитеки
. Οʜᴎ были всеядны, передвигались на задних ногах, имели рост 110 см, жили в различных географических зонах, объём головного мозга был менее 350 см 3 . Сокращение площади лесов, в связи с изменением климата͵ привело к появлению, у антропоидов нового способа передвижения – двуногого хождения, а освободившиеся передние конечности стали использоваться для взятия камней, палок и добывании пищи.
Рамапитеки дали начало нескольким видам австралопитеков, останки которых были обнаружены в Африке. Жили они 4 млн. лет назад. В черепе австралопитеков меньше был развит лицевой отдел; челюсти имели крупные коренные зубы, короткие клыки и резцы. Объем мозга составлял 450-550 см 3 , рост 120см, вес 35-55 кᴦ. Ходили вертикально. Питались растительной и мясной пищей. Для охоты объединялись в стада. Один из видов (австралопитек массивный) дал начало первому человеку – Homo habilis , жившему 2-3 млн. лет назад. Эти примитивные люди отличались от австралопитеков увеличением объёма мозга до 700 см 3 , строением костей таза, укорочением лицевой части черепа. При раскопках рядом с костными останками человека умелого обнаружены примитивные каменные орудия из гальки (галечная культура).
Около 2 млн. лет назад произошло расселение человека умелого по Африке, Азии и образовались отдельные изолированные формы, которые сменяли друг друга и жили в период с 2 млн. до 140 тысяч лет назад. Их отнесли к виду Homo erectus (человек прямоходящий). К этой группе древнейших людей (архантропов ) относят питекантропов,синантропов, Гейдельбергского человека . Останки питекантропа были обнаружены на острове Ява, синантропа – в Китае, Гейдельбергского человека – в Германии. Объем мозга их достигал 800-1000 см 3 , а строение бедренной кости свидетельствовало о прямохождении. Рост 170 см, вес 70 кᴦ.
Древнейшие люди имели низкий, покатый лоб, с выраженным надбровным валиком, массивную челюсть. Οʜᴎ готовили орудия труда из камня (щельская культура), жили стадами в пещерах, использовали огонь, питались мясной и растительной пищей. Успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. Эволюция архантропов направлялась биологическими факторами, включающими жесткий естественный отбор и внутривидовую борьбу за существование. Наиболее перспективные направления эволюции архантропов это:1)увеличение объёма головного мозга 2)развитие общественного образа жизни 3)совершенствование орудий труда 4)использование огня для защиты от холода, хищников, приготовления пищи.
Древнейших людей сменили древние люди – палеоантропы(неандертальский человек), жившие 300-40 тыс. лет назад. Неандертальцы были неоднородной группой и их эволюция шла в двух направления. Подвид Homo sapiens neanderthalensis появился в результате мощного физического развития архантропов. У них были мощные надглазничные валики и массивная нижняя челюсть, больше похожая на челюсть человека, чем обезьяны, с зачатком подбородочного выступа. Неандертальцы жили в пещерах, охотились на крупных животных, общались между собой с помощью жестов, нечленораздельной речи.
На всех стоянках обнаружены следы костров и обгоревшие кости животных, что свидетельствует об использовании огня для приготовления пищи. Орудия труда их гораздо совершеннее, чем у предковых форм. Масса мозга неандертальцев около 1500 г, причем сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением. Рост 160 см. Костные останки неандертальца из Сен-Сезер (Франция) были найдены вместе с орудиями труда, свойственными верхнепалеолитическому человеку (мустьерская культура), что свидетельствует об отсутствии резкой интеллектуальной грани между неандертальцем и современным человеком. Имеются данные о ритуальных захоронениях неандертальцев на территории Ближнего Востока.
В конце 60-х годов ХХ столетия ученые выделили второй подвид H.s. sapiens (неоантропы). Представитель этого подвида - кроманьонец, останки которого были обнаружены на юге Франции в гроте Кро-Маньон. Наиболее древние ископаемые останки его, возрастом 100 тыс. лет, обнаружены также на территории Северо-Восточной Африки. Многочисленные находки палеоантропов и неоантропов на территории Европы, датирующиеся 37-25 тыс. лет, свидетельствуют о существовании обоих подвидов в течение нескольких тысячелетий. Неоантропы имели высокий рост до 190 см, объём мозга до 180 см3,тонкие черты лица, узкий нос, прямой лоб. Нижняя челюсть имела большой подбородочный выступ. Кроманьонцы были охотниками-собирателями, искусно делали каменные и костяные орудия труда, шили одежду, рисовали животных, сцены охоты, строили постоянные жилища из бивней и шкур мамонтов.Кроманьонцы образовывали семьи, родовые общины, у них была своя религия, членораздельная речь.
В тот же период неоантропы обитали уже не только в Европе и даже в Америке. Эти данные указывают на необычайно быстрый процесс расселения современного человека, что должна быть доказательством "взрывного", скачкообразного характера антропогенеза в данный период как в биологическом, так и в социальном смысле. H.s. neanderthalensis в виде ископаемых остатков не обнаруживается позже рубежа в 25 тыс. лет. Быстрое исчезновение палеоантропов должна быть объяснено вытеснением их людьми с более совершенной техникой изготовления орудий труда и метисацией с ними.
С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции. Об этом отчетливо свидетельствует отсутствие существенных различий между ископаемым человеком, жившим 30-25 тыс. лет назад, и нашим современником.
Движущие факторы антропогенеза:
I.Биологические:
1) борьба за существование,
2) естественный отбор, половой отбор
3) наследственная изменчивость,
4) мутационный процесс
5) популяционные волны
6) дрейф генов
7) изоляция
II.Социальные:
2) общественный образ жизни
3) сознание
4) мышление
7) мясная пища
3).Соотношение биологического и социального в современном человеке .
В органическом мире планеты люди занимают уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза социальной сущности, которая ʼʼ... в своей действительности есть совокупность общественных отношенийʼʼ. Это означает, что именно общество и производство, а не биологические механизмы обеспечивают выживание, всесветное и даже космическое распространение, процветание людей. Из социальной сущности людей вытекают также закономерности и главные направления исторического развития человечества. Человек включен в систему органического мира, которая складывалась на протяжении большей части истории планеты независимо от социального фактора и породила данный фактор в ходе своего развития. Человек и человечество составляют своеобразный, но обязательный и неотъемлемый компонент биосферы: ʼʼЧеловек должен понять, ...что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов летʼʼ. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, которые составляют биологическое наследство людей.
Особенности развития жизни в одной из ее ветвей привели к соединению в человеке социального и биологического. Такое соединение отражает объективный результат биологической предыстории и настоящую историю вида Человек разумный. Характер взаимодействия социального и биологического в человеке нельзя представлять как их простое сочетание в некоторой пропорции или прямое подчинение одного другому. Особенность человеческого биологического заключается в том, что оно проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи.
Биологические процессы с крайне важно стью происходят в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в определении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития. При этом в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. В качестве примера рассмотрим процесс эволюции, которому в конечном итоге подчинены механизмы, функционирующие на всех базовых уровнях организации жизни - молекулярно-генетическом, клеточном, онтогенетическом и др.
Размещено на реф.рф
Генофонды популяций людей вплоть до настоящего времени испытывают давление мутаций, комбинативной изменчивости, избирательного скрещивания, дрейфа генов, изоляции, некоторых форм естественного отбора. Вместе с тем благодаря действию социальных факторов естественный отбор утратил функцию видообразования. Это делает невозможным достижение закономерного биологического результата - появление новых видов рода Homo. Одно из необычных последствий действия элементарных эволюционных факторов в таких условиях состоит в выраженном наследственном разнообразии людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в таких масштабах среди животных не наблюдается.
Приобретение социальной сущности и сохранение биологических механизмов жизнеобеспечения изменило процесс индивидуального развития людей. В онтогенезе человека используется информация двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в ДНК клеток в виде генетической программы. Благодаря ей, в индивидуальном развитии складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других животных. Возникновение этого комплекса служит крайне важно й предпосылкой становления человека как социального существа. Второй вид информации представлен суммой знаний, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития общества и производственной деятельности. Это программа социального наследования, освоение которой человеком происходит в процессе его воспитания и обучения.
4). Положение человека в системе животного мира .
5).Понятие о расах
Расы – исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающие общими наследственно-обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.
Внутри человечества выделяют три основные большие расы:
1)европеоидная
2)австрало-негроидная
3)монголоидная
Расовые типы отличаются цветом кожи, структурой волос, разрезом глаз. По остальным признакам не отличаются, так как относятся к одному виду – Homo sapiens sapiens.
Для европеоидной расы характерны: светлая пигментация кожи, мягкие волосы (прямые или волнистые), обильное развитие бороды и усов, глаза от голубых до карих и черных.
Для монголоидной расы характерны; жесткие темные волосы, темные глаза, желтоватая кожа, уплощенное лицо, с выделяющимися скулами, плоское переносье, совкообразные резцы, эпикантус.
Стоит сказать, что для негроидной расы характерны: темные курчавые волосы, темная кожа и глаза, полные губы, широкий нос, слабое или среднее развитие волосяного покрова, лицевая часть черепа выступает в вертикальной плоскости.
Одни антропологи считают, что расовая дифференцировка складывалась у древнейших людей, проживавших в Азии, Африке, Европе.
Другие считают, что расовые типы возникли позднее в Восточном Средиземноморье. В среднем палеолите, когда жили неандертальцы, возникли два очага расообразования: западный и восточный.
Многие расовые признаки возникали первоначально вследствие появления мутаций. Под давлением отбора на разных этапах расогенеза эти признаки, имеющие приспособительное значение, закреплялись в поколениях.
В результате социально-экономических и культурных взаимоотношений между народами роль смешения рас (метисация) увеличивалась, а роль отбора и изоляции уменьшалась. Границы расовых ареалов становились расплывчатыми.
Доказательством единства человечества могут служить локализация у представителей всех рас кожных узоров типа дуг на втором пальце, одинаковый характер расположения волос на голове, способность вступать в брак с представителями других рас и давать плодовитое потомство.
Отличия человека от животных. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отличия человека от животных." 2017, 2018.
ЧЕЛОВЕК
Теории происхождения человека.
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Человек - биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.
Человек - биологическое существо:
Человек – часть живой природы;
Наличие инстинктов;
Биологические потребности.
Человек - социальное существо:
Регулирование инстинктов;
В обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;
Создатель и носитель культуры человеческого общества;
Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.
Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
3. выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Индивид (лат. неделимое, особь) – единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.
Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.
Личность (англ. персона)– человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.
Личностью человек становится в процессе социализации.
Социализация (лат. общественный) – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.
Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.
Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.
Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).
Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.
Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, - это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).
Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)
Десоциализация – утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.
Ресоциализация – восстановление …