Уста истины – детектор лжи с жестоким наказанием. Легенды и правда об устах истины в риме

Уста истины (Bocca della Verità) - это древнее изображение, вырезанное в круглой плите павоназского мрамора (marmo pavonazzetto).

Хмурый лик повелителя морей и океанов, Тритона, установлен в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin). Церковь расположена на левом берегу , на месте античных римских построек. Ученые считают, что достопримечательность имеет возраст около 2200 лет, а римляне убеждены, что под суровым взглядом маски невозможно сказать ложь!

Уста истины в Риме представляют собой потертый временем мраморный диск, размеры которого: 175 см в диаметре, 19 см в толщину, вес - около 1200 кг.

На нем рельефно выгравированы очертания мужского лица. Глаза, ноздри и рот выполнены в виде отверстий. Назначение данного предмета точно не выяснено до сих пор . Наиболее вероятными считаются версии о декоре фонтана или крышке канализационного люка в .

Персона, изображенная на диске, также остается загадкой: Океан, Тритон, бог Тибра, Фавн . И это только самые популярные версии.

Согласно древнему альманаху путешественников «Mirabilia Urbis Romae» (11 в.), Уста истины наделены мистической силой оракулов. «Отведи собеседника к маске Фавна, и ты поймешь, говорит он тебе праву или ложь» .

Легенды


В средние века Уста Истины обрели свой нынешний статус «детектора лжи» благодаря поэту Виргилию Грамматико (Virgilio Grammatico). Усердно практиковавший магию Виргилий, считал, что мужья и жены, которые сомневаются в верности друг друга, смогут узнать истинную правду перед каменным ликом. В 15 столетии появилась легенда о том, что женская хитрость способна превзойти Уста истины. Бытовало мнение, что женщина, заподозренная в измене должна положить свою ладонь в рот каменного божества. Невиновная останется в целости, а согрешившая - лишится руки.

Однажды ветреная жена одного римского вельможи была подвергнута суду при помощи Уст истины. В тот момент, когда женщина собиралась положить пальчики в каменный рот, из толпы выбежал блаженный, обнял и поцеловал ее. Пинками сумасшедшего прогнали прочь, и продолжили суд. На вопрос, касался ли и целовал ее какой-то другой мужчина, кроме законного мужа, донна указала только лишь на безумца. Бесстрашно вложив руку в каменные уста, она осталась в полном здравии . Ведь невдомек было судьям и достопочтенному супругу, что роль умалишенного сыграл настоящий любовник .

Название «Уста истины» закрепилось за диском в середине 15 века , а вертикально он был установлен лишь в 1632 году по приказу папы Урбана III Барберини (Urbano VIII Barberini). Поначалу непосредственно у входа в церковь, а затем, перемещен в портик.

В искусстве

  • В 15 столетии датский гравер Лукас ванн Лейден (Lucas van Leyden) создал серию работ под общим названием «Сила женщин», где среди прочих декораций фигурируют Уста истины.
  • Англоязычные страны познакомились с Устами в 1953 году, когда на широкий экран вышла картина «Римские каникулы» (Roman Holliday).
    Интересно, что древний артефакт выступал в роли голоса правды героев Грегори Пека (Gregory Peck) и Одри Хепберн (Audrey Hepburn), поскольку они не были честны друг с другом.

Прогулка по «Вечному городу» будет неполной, если не посетить отлично сохранившийся римский «детектор лжи» - античную круглую плиту из мрамора в виде маски. Она известна под названием «Уста истины» (на карте). Посмотреть на необычный «полиграф» можно в церкви Санта-Мария-ин-Космедин, расположившейся на площади делла Бокка делла Верита.
Историки пока не смогли точно определить, кем и когда была изготовлена эта маска. Предположительно, дата её создания - I век нашей эры. В тот момент она, по версии учёных, либо служила канализационным люком в Клоаке Максима, либо была фрагментом одного из многочисленных римских фонтанов.

По поводу лика на мраморной плите также не утихают споры. В разных источниках прообразом изображения служат боги Тиберин, Меркурий или Тритон. Установить, кого именно изобразили римляне на этой плите, теперь уже вряд ли возможно. Зато хорошо известно, что в тот момент, когда «Уста истины» стали использовать в качестве «детектора лжи», местные жители были уверены, что лик принадлежит Эрколю Победителю. Это мифический герой, который славился своей нетерпимостью к лжецам. Согласно легендам, он безо всяких колебаний мог откусить руку тому, кто говорил неправду.

Чем бы не служили «Уста истины» во времена Древнего Рима, люком в канализацию или частью фонтана, в средневековье они превратились в важный элемент судебного процесса.

Процедура прохождения этого «полиграфа» была довольно простой: провинившийся рассказывал свою версию случившегося, после чего засовывал руку в рот маске. В некоторых случаях подозреваемый начинал кричать, а затем вынимал окровавленный обрубок руки, кисть же «проглатывалась» ликом…

Дошедшие до наших дней исторические документы свидетельствуют о том, что за маской стоял палач, который безжалостно отрубал руки. Правда, не очень понятно, кем именно принималось решение о правдивости или лживости слов человека, попавшего на такой суд.

Показательно, что в того времени родители часто пугали своих детей «Устами истины» и таким образом старались приучить их к честной и праведной жизни. Страх перед маской был так велик, что ещё по дороге к ней преступник признавался в своих грехах.

В XVII веке античная плита переместилась в портик храма Санта-Мария-ин-Космедин, где мы можем видеть её и сегодня. В то время недалеко от церкви располагался рынок, и очень часто к маске приводили местных торговцев, пойманных в попытке надуть покупателя. Здесь вершился суд над ворами и женщинами, которых подозревали в супружеской измене.

Если верить преданию, однажды одному вельможе стало известно, что у его жены есть молодой любовник, и он повел её к «Устам». Женщина уже собиралась вложить руку в отверстие, как вдруг из толпы выскочил юноша и поцеловал даму. По его виду можно было сказать, что он просто сумасшедший, и ни у кого из собравшихся не возникло подозрения, что это и был любовник. Когда у женщины спросили, была ли она верна своему супругу, её ответ был в какой-то мере правдой. Она сказала: «Я знала только руки супруга и этого безумца». «Откусила» ли голова кисть её руки, неизвестно, но легенда о римском лике стала распространяться по всей Европе. Она была даже запечатлена в картине «Уста истины» художником Лукасом Кранахом Старшим. На полотне женщина вложила свою руку в пасть необычного монстра, но другие детали картины ясно дают понять, что автор имел в виду именно знаменитую римскую мраморную плиту.

Внимание туристов «Уста» привлекли после 1953 года, когда в прокат вышел фильм «Римские каникулы». Главные роли исполняли Одри Хепберн и Грегори Пек. Во время сцены возле церкви актёр должен был просто засунуть свою руку в «Уста истины», но во время съёмочного процесса Грегори решил немного испугать партнёршу и, поместив руку в рот маски, громко закричал. Перед тем, как вынуть руку, он спрятал кисть в рукав своего костюма. Судя по всему, Одри отличалась особой впечатлительностью, так как едва не потеряла сознание. Персоналу съёмочной группы пришлось срочно приводить её в чувства, но эпизод из картины не вырезали. Более того, критики признали его одним из самых натуральных и «живых» во всём фильме.

Сегодня, чтобы посмотреть на «Уста истины» придётся отстоять очередь. Несмотря на табличку, которая разрешает сделать лишь один фотоснимок, время ожидания обычно затягивается. Ведь каждый турист считает своим долгом запечатлеть себя в разных позах с вложенной в рот рукой.

Bocca della Verità

Одним из интересных мест для посещений в Риме является церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin) со знаменитыми «Устами истины».

Уста истины (Bocca della Verità) - это древнее изображение, вырезанное в круглой мраморной плите. Ученые считают, что хмурому лику повелителя морей и океанов, Тритону, около 2200 лет.

Из Википедии:

«Уста истины» (итал. Bocca della Verità ) - античная круглая мраморная плита с изображени­ем маски Тритона (или Океана), датируемая IV веком до н. э. и расположенная с XVII века в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме. Маска достигает 1,75 м в диаметре, возможно, служила люком Большой Клоаки или частью фонтана. В Средние века уста считались своего рода детектором лжи: если лжец положит руку в приоткрытый рот, божество откусит её.

«Уста истины» стали широко известны и популярны после фильма «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн.

Конечно, начитавшись различных легенд по этому поводу, и посмотрев неоднократно фильм, нам тоже захотелось увидеть это чудо (или чудище) своими глазами.

Церковь расположена на левом берегу реки Тибр, на месте античных римских построек на площади с одноименным названием.

Как добраться – практическая информация для ленивых

Адрес: Piazza della Bocca della Verità, 18

Автобус: №51,81,85,87,118,160,628,715,С3 (остановка Greca),

№44,83,160,170,716,781,С3 (остановка Bocca della Verità),

№23,280 (Lungotevere Aventino).

На метро: линия В, станция Большой Цирк (Circo Massimo).

Лучше всего по центру Рима гулять пешком, поэтому я предлагаю короткий и простой пешеходный маршрут от Колизея

Проходим под триумфальной аркой Константина до цирка, поворачиваем направо, и вскоре перед нами мы увидим колокольню церкви Санта Мария ин Космедин. Храм был основан греческой общиной и воздвигнут в VI веке. Греческая церковь получила название "ин Космедин" по имени одного из кварталов Костантинополя.

Колокольня церкви одна из самых высоких в столице Италии и достигает высоты 7 этажей. Колокол появился в здании только в 12 столетии.

Позже к постройке пристроили портик, где ныне находится одна из самых интересных достопримечательностей Санта Мария ин Космедин – это античный артефакт “Уста истины”. Происхождение этого объекта покрыто толстым слоем таинственности и до сих пор волнует многих историков.

По мнению специалистов, прародитель детектора лжи был изобретен еще в эпоху Средневековья, во время разгула инквизиции, и имел весьма красноречивое название «Уста истины». По форме это был большой мраморный диск, воплощавший лик языческого божества (некоторые ученые склоняются к тому, что на нем изображен Эрколь Победитель).

Этот скульптурный диск появился еще в четвертом веке до н.э. как украшение, но только в XVII столетии стал использоваться как «Уста истины». Никто из историков так и не сумел разгадать, каким образом эта скульптура оказалась в церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме, но зато хорошо известен тот факт, что люди, жившие в средние века, нисколько не сомневались в том, что «Уста истины» покарают виновного и оправдают невинного. Процедура была простой, хотя и поражала своей жестокостью: солгавший лишался руки, которую надо было засунуть внутрь мистического лика. Темные, суеверные люди даже не догадывались, что все было намного проще, чем они себе представляли: за страшным ликом «Истины» стоял палач, готовый по сигналу отсечь руку подозреваемому… Такова история прибора, которому специалисты и по сей день не могут дать однозначную оценку…

Подобные легенды распространялись во всей Европе. Одну из них воспроизвел немецкий живописец Кранах Старший в картине Уста истины (1534 г.). Правда, на картине женщина, подозреваемая в супружеской измене, вынуждена вложить руку в каменную пасть чудовища, похожего на льва. Есть мнение, что статуя была настоящим механизмом, изобретенным римском магом. Так или иначе, легенды сходятся во многих деталях.

В наши дни перед изображением выстраивается целая очередь из туристов, которые желают положить руку в рот Эрколя.

Мы с Таней такую проверку прошли чуть ранее в Токио. Там тоже есть «Уста истины», изготовленные по образцу и подобию римского оригинала.

Как видите, я спокоен, говорю правду, и с моей рукой ничего не случилось!

Тане повезло меньше. Покусал ее Эрколь за левую руку…..

В Риме с нами было все в порядке. До этого утром в Ватикане Папа Римский отпустил нам все грехи, поэтому нам нечего было бояться.

Я с удовольствием наблюдал и фотографировал смельчаков, которые решались на такую проверку. Наконец, попался лгунишка.

Возможно, кто-то изнутри потянул китайца за руку, но он не на шутку испугался

Выводы: кто хочет проверить себя на детекторе лжи, настоятельно рекомендую посетить в Риме Bocca della Verità

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей

Удивительный город, прозванный вечным, является самым легендарным местом на нашей планете. Колыбель античной цивилизации и в самом деле оправдывает свое прозвище. Кажется, что Рим - это отдельное государство, которое позволяет узнать, как жили предки современных итальянцев много веков назад. В настоящем музее под открытым небом сконцентрировано невероятное количество исторических памятников, гармонично вписывающихся в бешеный ритм столицы Италии.

Удивительный артефакт

Любопытной достопримечательностью, возле которой всегда толпятся туристы, является мраморная плита округлой формы с барельефом, изображающим античное божество с открытым ртом. Уста Истины в Риме, окутанные легендами, находятся в небольшой церквушке Santa Maria in Cosmedin на левом берегу Тибра. Ранее мало кому известный храм прославился уникальной находкой, установленной в стене портика.

Несколько версий ученых

Мраморный диск, достигающий в диаметре двух метров и весящий более тонны, появился примерно в IV столетии до нашей эры, однако и по сей день археологи не представляют его истинного предназначения. Одни специалисты выдвигают версию, согласно которой это не каменная маска, а канализационный люк. Другие заявляют, что размер плиты слишком велик, и, скорее всего, декоративный камень когда-то являлся украшением роскошного фонтана. Но ни один из ученых не может рассказать, каким образом каменный барельеф оказался в церкви.

Древнейший "детектор лжи"

Если ранее мраморный диск выполнял практические функции, то во времена Средневековья, поставленный вертикально, он резко приобрел мистические свойства и стал важным элементом судебного процесса. В одном из старинных манускриптов XII века Уста Истины в Риме уже упоминаются как "детектор лжи", который не обманешь. И через два столетия за ним прочно закрепляется современное название.

Кто же изображен на огромной маске из светлого мрамора?

По одной из версий, это древний бог Тритон, повелевавший морскими глубинами. Однако искусствоведы считают, что на самом деле на диске проступает мрачный лик Нептуна, олицетворяющего собой одну из стихий мира - воду. В других источниках упоминаются боги Меркурий и Тиберин. Некоторые специалисты утверждают, что изображение, вырезанное на мраморной маске, - это собирательный образ фавна или оракула.

Установить, кого именно изобразили древние римляне, сейчас невозможно. А вот жители средневекового Рима считали, что на плите изображен Эрколь Победитель - мифический персонаж, который не терпел ложь и отрубал руки всем, кто кривит душой.

Bocca della Verita - так звучит название интересной достопримечательности на итальянском языке. Таинственные Уста Истины в Риме, по мнению большинства специалистов, представляют собой самый древний "детектор лжи". Крохотная церковь, построенная римлянами, всегда находилась неподалеку от портового рынка Бычий форум. В стародавние времена, так же как и сейчас, всегда были нечестные люди, старавшиеся обмануть покупателя или, наоборот, украсть у продавца товар.

Когда мошенников ловили, но никак не удавалось доказать их вину, на помощь приходила мраморная плита. Обвиняемый, который вкладывал руку в открытый рот мистического божества, должен был громко заявить о своей непричастности к преступлению. Считалось, что каменные уста откусят верхнюю конечность, если человек солжет. Воришки тут же сознавались в злодеянии, боясь потерять руку. А преступники, не верившие в серьезность происходившего, вынимали окровавленный обрубок. Но чаще всего страх перед зловещей маской был настолько велик, что обвиняемые сознавались во всех грехах еще по дороге к ней.

Показательные казни

Правда, в исторических хрониках есть упоминание о палаче, который стоял незамеченным за мраморным артефактом и безжалостно отрубал руки лжецам по приказу. Поэтому неудивительно, что слава об Устах Истины в Риме очень быстро распространилась по всему городу. Для устрашения всех, кто обманывал, власти прибегали к показательным казням. Кроме того, сюда приводили своих жен мужчины, подозревавшие, что их супруги неверны им.

Что нужно знать туристам?

Ни один турист не уезжает, не запечатлев себя рядом с легендарным барельефом. Даже самые известные и популярные личности не обошли своим вниманием мраморную плиту, расположенную на площади Piazza della Bocca della Verità в базилике Санта Мария ин Космедин.

Посетить Уста Истины в Риме (адрес достопримечательности и церкви: Piazza della Bocca della Verità, 18) может любой турист.

Часы работы храма:

  • 9.30 - 18.00 (летом);
  • 9.30 - 17.00 (зимой);
  • сиеста, когда вход для гостей закрыт, с 13.00 - 15.00.

Сфотографироваться с местной достопримечательностью, которая сейчас находится за пределами церкви (рядом с входной дверью), можно бесплатно, но придется выстоять огромную очередь. Учтите, что разрешается сделать всего один кадр.

Уста Истины в Риме: как добраться?

Доехать до туристической достопримечательности можно не только в составе организованной экскурсии, но и самостоятельно.

Автобусы под номерами 44, 44 F, 83, 170, 716, 781 довезут путешественников до площади Делла Бока Делла Верита.

А те, кто прогуливается по знаменитой где пересекаются шесть улиц, дойдут до нужного места пешком за 10 минут.

Ближайшая станция метро - Circo Massimo ("Большой цирк"), линия В.

Уста Истины в Риме: интересные факты

В прошлом веке каменного истукана, распознающего ложь, забывают. Однако в 50-х годах, после выхода на экраны культовой ленты "Римские каникулы" с очаровательной О. Хепберн в главной роли, древний артефакт с изображением античного божества получает мировую известность. Партнер актрисы Грегори Пек подшутил над ней: он засунул руку в рот каменной маски и страшно закричал, сделав вид, что лишился конечности. Это стало настоящим шоком для впечатлительной Одри, которая по-настоящему испугалась и чуть было не лишилась чувств. Режиссер не вырезал эпизод, а кинокритики назвали его самым живым в фильме.

И сейчас каменный барельеф является самой популярной туристической достопримечательностью итальянской столицы. К мраморному диску каждый день выстраиваются толпы иностранцев, чтобы запечатлеть Уста Истины в Риме на фото.

Известный художник Лукас Кранах Старший на полотне, носящем одноименное название, изобразил женщину, которая вкладывает руку в каменную пасть страшного чудовища, напоминающего грозного льва.

Но не только древним "детектором лжи" славится неприметная церквушка. Ее главной реликвией считается череп святого Валентина, того самого, в честь которого празднуется День всех влюбленных 14 февраля.

Уста истины - достопримечательность необычная: с виду обычная плита с изображением неизвестного античного божества, однако, благодаря средневековой легенде и голливудскому фильму, каменная маска стала весьма популярным туристическим аттракционом Рима.

Сделаны «Уста истины» из светлого мрамора, который доставляли в Рим из Фригии (территория нынешней Турции). Этот материал был распространен у древнеримских скульпторов. Рельеф, изображающий мужское лицо, имеет диаметр почти два метра и весит больше тонны. Установить имя мастера и точную дату изготовления диска ученые не смогли. Предположительно, ему 2200-2400 лет.

Доподлинно неизвестно кто именно изображен на маске - то ли бог реки Тибр, то ли Тритон. Предназначение ее тоже до конца непонятно: очевидно, что плита была как-то связана с водоснабжением или канализацией, но чем конкретно она была - канализационным люком, водостоком или еще чем-то - неясно. К слову, похожий диск можно встретить у входа в Апельсиновый сад на Авентине, где он служит декоративным элементом фонтана.

Если в Древнем Риме Уста истины выполняли сугубо утилитарные функции(будучи канализационным люком), то во времена раннего Средневековья, когда диск поставили вертикально, он вдруг приобрел мистические свойства. Об устрашающем мраморном «лице» стали рассказывать невероятное: если человек, замешанный в обмане, просунет руку в рот маски, он тут же ее лишится. В качестве детектора лжи рельеф неизвестного бога в Риме был известен уже в XII веке - он упомянут в одном из путеводителей тех лет. К XV веку за ним окончательно закрепилось звание «Уста истины».

Римляне эпохи Средних веков искренне верили в способность маски определять ложь. Подобные легенды в то время были чрезвычайно распространены и не вызывали сомнений - в разных уголках Европы встречались похожие инструменты выявления обмана, правда, в их роли чаще всего выступала фигура льва с раскрытой пастью. Такой сюжет, например, можно увидеть на картине Лукаса Кранаха (XVI век), которая так и называется - «Уста истины».

На полотне Лукаса Кранаха изображена сцена с дамой, которую супруг заподозрил в измене. Для выяснения обстоятельств женщину привели к «Устам истины», но она схитрила - договорилась с любовником, чтобы он под видом безумца пришел на площадь и прилюдно обнял ее. С сумасшедшего не стали строго взыскивать за дерзкий поступок, зато после этого подозреваемая могла с чистой совестью заявить, что ее тела не касался ни один мужчина, кроме мужа и этого безумца из толпы.

Вторая причина, почему люди верили в легенду - убедительные факты. Историки считают, что, скорее всего, за маской прятался палач, который действительно рубил кисти рук. Рядом с площадью, где установлен мраморный диск, когда-то был рынок, откуда к маске часто приводили на проверку уличных воришек и торговцев, подозреваемых в обмане. Возможно, для устрашения лжецов и жуликов всех мастей власти города на самом деле прибегали к показательным казням.

Церковь, во дворе которой находятся Уста Истины

В XX веке никто, разумеется, уже не воспринимал всерьез миф о распознании лжи каменным истуканом. «Уста истины», наверное, так и остались бы одним из античных артефактов, которых слишком много в Риме, чтобы уделять внимание каждому. Но вышедший в 1953 году фильм «Римские каникулы», не позволил изваянию оставаться в забвении: маленький эпизод, где маска якобы откусила руку Грегори Пеку, моментально прославил «Уста истины». Посмотрев фильм, туристы из Европы и США непременно желали сфотографироваться с известной скульптурой. К диску по сей день выстраиваются очереди.

Кстати, знаменитая сцена в «Римских каникулах» - розыгрыш Грегори Пека: он решил подшутить над впечатлительной Одри Хепберн и сделал вид, будто скульптура откусила ему кисть. Актриса на секунду поверила и испугалась. Так что эмоции Одри в кадре - настоящие.


Как найти «Уста истины» в Риме

Сделать это нетрудно: маска установлена у стены церкви Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin) на площади, которая называется соответственно - Площадь Уст истины (Piazza della Bocca della Verita). Посещение этой достопримечательности стоит совместить с прогулкой по Апельсиновому саду и Большому цирку, которые находятся поблизости.