Здоровье, медицина, здоровый образ жизни. Посттравматическая ретинопатия глаза Сотрясение головы у ребенка чем опасно


В статистике детской травматологии наиболее часто можно встретить сотрясение головного мозга. При установлении этого диагноза должна быть обязательная госпитализация ребенка в стационар. В зависимости от симптоматики и тяжести травмы выделяют три степени сотрясения.

Высокий уровень получения травм можно объяснить активностью ребенка, он не может усидеть на месте, старается познать мир. Чем меньше возраст, тем менее несовершенны навыки координации движений, пониженное чувство опасности и страха высоты. За счет большого веса ребенок падает головой вниз, и руками не страхуется - это прямая дорога к сотрясению, а как его выявить - узнаем прямо сейчас.

Многие могут и не догадываться, что сотрясение головного мозга имеет свою классификацию. Врачи США разделяют сотрясение головного мозга на степени, ведь у одного человека травма может привести только к тошноте или рвоте, а у другого характеризоваться длительной потерей сознания.

По степени тяжести сотрясение может быть лёгким, средним или тяжёлым

  1. Первая степень носит название легкой. Выставить ее можно тогда, когда нет потери памяти или сознания. Длительность признаков сотрясения составляет не более 15 минут. Проявляется все заторможенностью, сильными головными болями, тошнотой.
  2. При второй степени (средняя тяжесть) человек не теряет сознания, но есть потеря памяти (амнезия). Симптоматика длится от 15 минут, до нескольких часов. Проявляется все заторможенностью, нарушением пульса, бледностью или покраснением кожи, тошнотой, рвотой, болью в голове.
  3. Третья степень, она же тяжелая, характеризуется потерей сознания от нескольких секунд до шести часов. Симптоматика при этом может быть разнообразной.

Сотрясение у младенцев

У новорожденных и детей до 1 года сотрясение головного мозга является результатом недосмотра со стороны родителей. Осложнений, как правило, при такой травме нет, а симптоматика не имеет грубых нарушений. Картина сотрясения у младенца, за счет различия детского и взрослого мозга, тоже имеет специфические черты.

У взрослого человека наблюдается кратковременная потеря сознания, развивается тошнота и рвота, головные боли. Человек может не помнить непосредственные события, предшествовавшие травме или после нее. Могут подёргиваться глазные яблоки (нистагм), быть нарушена координация движений.

Сотрясение у младенца родители могут заметить самостоятельно, но консультация врача необходима в любом случае

Малыш дает минимальную симптоматику, он может не терять сознания. Но вот заподозрить неладное позволяет однократная или многократная рвота, тошнота, наблюдается срыгивание во время кормления. Кожа бледная, ребенок беспокоен, плачет, сонлив, но при этом много спит, аппетит может отсутствовать.

Дошкольники и школьники

Дети дошкольного возраста дают более яркую симптоматику при сотрясении головного мозга. Они могут терять сознание, развивается тошнота и рвота. Ребенок отмечает головную боль, у него учащен или замедлен пульс, артериальное давление нестабильно, кожа бледная, повышенное потоотделение. Ребенок капризничает, плачет, сон у него нарушен.

Возможно развитие посттравматической слепоты в некоторых случаях

Дифференциальная диагностика сотрясения мозга

Развитие этого состояния начинается после получения травмы или несколько позже и длится на протяжении минут или часов, пройти может самостоятельно. Почему такое возникает, ответа до сих пор нет.

Особенность детского организма такова, что компенсация может смениться ухудшением состояния, нередко стремительным. После получения травмы ребенок чувствует себя нормально, а через несколько часов состояние ухудшается.

При сильном сотрясении нарушается сознание в виде обморока или оглушение, потери слуха на короткое время, темнота в глазах, ориентация в пространстве нарушена, теряется память, в ушах может шуметь и звенеть. У ребенка может быть болезненность на яркий свет или громкие звуки.

Неспецифические признаки

Сотрясение может сопровождаться галлюцинациями

Неспецифическими признаками являются те, которые могут быть и при любом другом заболевании. Такими симптомами могут быть:

  • нистагм;
  • боль в глазных яблоках;
  • косоглазие;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • мушки перед глазами;
  • потеря зрения;
  • галлюцинации;
  • нарушенная речь;
  • дрожь в конечностях;
  • судороги.

При любой травме головы может возникнуть вышеуказанная симптоматика.При сотрясении ребенок не так гиперактивен, как обычно.

Признаки, их характеристика, механизм появления

Симптомы могут появиться сразу после получения травмы или по прошествии некоторого периода времени.

Ступор характеризуется состоянием оглушения, ребенок растерян, мышцы у него напряжены, лицо имеет застывшее выражение. Эмоции, движения заторможены. Происходит это за счет нарушенной передачи импульсов в коре головного мозга.

Потеря сознания отличается тем, что ребенок не реагирует ни на какие раздражители, нарушена и чувствительность. Все зависит от силы удара и может длиться от секунд до 6 часов. Происходящее можно объяснить за счет нарушенной передачи по отросткам нервных клеток. В мозге наблюдается дефицит кислорода и именно так проявляется это состояние.

Однократная рвота характеризуется извержением содержимого желудка через ротовую полость. Дыхание учащено, течет слюна и слезы, нередко состояние повторяется. Причина заключается в том, что нарушается кровоток в вестибулярном аппарате и центре головного мозга, отвечающем за рвотный рефлекс.

Тошнота характеризуется неприятными ощущениями, чувством тяжести и давления в левом подреберье. Происходит все за счет возбужденного рвотного центра, который расположен в продолговатом мозге.

Головокружение бывает в состоянии покоя и становится сильнее при попытке поменять положение. Развивается все за счет нарушенного кровотока в вестибулярном аппарате.

Учащенный (больше 90 ударов) или замедленный (меньше 60 ударов) пульс сопровождается учащением сердцебиения или слабостью. Причиной служит нарушение внутричерепного давления, сжатие блуждающего нерва и мозжечка.

Блуждающий нерв, выходя из полости черепа, является самым длинным нервом тела человека. Его воздействие распространяется на все органы до малого таза. Влияние его неподконтрольно воле человека и регулируется только центрами головного мозга.

Бледность кожи лица, внезапно сменяемая покраснением происходит за счет нарушенного тонуса вегетативной нервной системы. Мелкие артерии кожи лица и шеи могут то сужаться, то наоборот, расширяться.

Головная боль может проявиться в месте ушиба или других областях

Головная боль может развиваться в месте ушиба или в области затылка. Она пульсирующая, распирающая, распространяется по всей голове. Причиной того служит повышенное внутричерепное давление и раздражение чувствительных рецепторов оболочки головного мозга.

Шипение, звон или шум в области ушей происходит за счет повышения внутричерепного давления и сдавления слухового нерва. Следствием становится нарушенная работа слухового аппарата.

Боль в глазах особенно при движении может сопровождать и чтение текста. Болеть могут и виски, а причиной всему является все то же повышенное внутричерепное давление.

Нарушенная координация движений характеризуется заторможенностью и длительностью выполнения. Происходящее можно объяснить нарушенной передачей импульсов, поступающих от коры головного мозга, к мышцам и нарушенного кровоснабжения вестибулярного аппарата.

Потливость сопровождается ощущением холодных или влажных ладоней, пот может выступать в виде капелек на лице или теле. Возникает это состояние за счет возбуждения симпатической нервной системы, именно она управляет работой всех внутренних органов.

На протяжении первых часов

Зрачки могут сузиться или, наоборот, расшириться, это нормальная реакция на свет, не сопровождающаяся ничем необычным. При неправильной реакции зрачков или разном их размере можно заподозрить более серьезную травму головного мозга. Повышенное внутричерепное давление действует на центры вегетативной нервной системы, которая отвечает за сокращение мышц, она сужает или расширяет зрачок.

Дрожание глазных яблок при отведении их в стороны, предметы сложно рассмотреть. Связано все с нарушением работы внутреннего уха, мозжечка и вестибулярного аппарата. Именно эти структуры способствуют сокращению мышц, и пострадавший человек не может нормально сфокусировать взгляд.

Асимметричные сухожильные рефлексы определит невролог, это ответ на удар молоточка по соответствующим участкам. В норме рефлексы одинаковы, при повышении внутричерепного давления они асимметричны.

Удаленные по времени симптомы

Эта группа может развиваться у ребенка через 2 - 5 суток после полученной травмы. Боязнь света и повышение чувствительности к звуковым раздражителям, раздражать могут не только громкие, но и нормальные звуки. Происходит это за счет того, что нарушено рефлекторное сокращение зрачков, нормальная работа слуховых нервов.

Сотрясение мозга может сопровождаться капризностью, раздражительностью и другими психологическими проблемами

Депрессивные состояния, капризность и раздражительность характеризуются плохим настроением, нежеланием двигаться, учиться, развлекаться. Причиной этого является нарушение связи между нервными клетками в коре полушарий, отвечающих за эмоциональную сферу.

Нарушения сна характеризуются трудным засыпанием, ночными или ранними утренними пробуждениями. Суть этого явления состоит в неприятных эмоциях, которые настигают человека, стрессе, перевозбуждении, нарушением кровоснабжения мозга.

Потеря памяти или амнезия характеризуется невозможностью вспомнить события, произошедшие непосредственно перед травмой. Длительность выпадения памяти зависит от силы удара, пришедшегося на голову. Запоминание имеет несколько этапов, при травме цепочка разрывается, и события просто не откладываются в долговременной памяти.

Нарушение нормальной концентрации внимания характеризуется тем, что ребенок не может сосредоточиться на каком-то конкретном деле. Часто может отвлечься, невнимателен, может заняться другим, не закончив предыдущего. Происходит это за счет нарушения связи между корой и подкорковыми центрами головного мозга.

Любознательность и высокая двигательная активность наряду с неумением адекватно оценивать свои силы являются основными причинами высокого уровня травматизма среди детей. А неразвитая координация и анатомические особенности обуславливают высокий процент сотрясений головного мозга у подрастающего поколения.

Что такое сотрясение? Причины возникновения

Специалисты называют сотрясением наиболее легкую из черепно-мозговых травм, сопровождаемую легким расстройством функционирования центральной нервной системы. Оно вызывается резким ударом головного мозга о черепную коробку, при этом не происходит повреждений костных тканей и кровеносных сосудов. Нередко у детей наблюдается потеря сознания на непродолжительный период, которое возвращается быстро и, как правило, без последствий.

В детском возрасте максимальное количество травм приходится на дошкольный (до 5 лет) и старший подростковый периоды (14–15 лет). Причины травматизма для разных возрастных групп существенно различаются.

Для младенцев типичны падения с высоты , например, коляски, пенального столика, кроватки. Вина в данных случаях целиком лежит на родителях или лицах, осуществляющих уход за ребенком. Наблюдение за детьми до года должно осуществляться постоянно , при необходимости отлучиться малыш должен быть помещен в безопасное место – кроватку с высокими бортиками или манеж. Сильное укачивание также может привести к сотрясению.

По мере взросления ребенок овладевает новыми для себя навыками – учится ползать, затем ходить, взбираться по ступеням, а жажда познания не дает сидеть на одном месте. Результатом исследования мира нередко является падение – с лестницы, мебели, качелей, горок или даже высоты собственного роста. Большой вес головы и неумение использовать руки для смягчения удара являются дополнительными факторами, приводящими к сотрясению.

Ребята, посещающие детские сады и школы, нередко травмируются во время активных игр или при занятиях физкультурой. Не отдавая отчета о возможных последствиях, пострадавшие в этом возрасте нередко скрывают получение травмы, опасаясь наказания.

Основная масса сотрясений у подростков происходит во время драк, тренировок и занятий экстремальными видами спорта. Их количество достигает 45 % от общего количества случаев.

Помимо вышеуказанных, получению черепно-мозговых травм способствуют следующие факторы:

  • неразвитые моторика и координация движений;
  • неспособность реально оценивать свои силы;
  • отсутствие страха и неспособность предвидеть возможные последствия.

Ежегодно в больницах России у несовершеннолетних диагностируется до 120 тысяч случаев сотрясения головного мозга различной степени тяжести.

Признаки и симптомы

Если у ребенка проявляется один или несколько из описанных ниже симптомов, родителям стоит насторожиться – все они свидетельствуют о черепно-мозговой травме:

  • кратковременная потеря сознания;
  • тошнота и рвота;
  • изменение цвета лица;
  • вялость, сонливость;
  • головная боль,
  • нарушение координации.

Диагностировать сотрясение мозга у детей до 1 года достаточно сложно в связи со схожестью симптомов с множеством заболеваний . Однако если после удара или падения у ребенка наблюдаются:

  • потеря сознания (о ней может свидетельствовать отсроченный плач после падения);
  • непрерывный плач или, наоборот, неестественно спокойное поведение;
  • рвота или нетипично частое срыгивание во время кормления;
  • отсутствие аппетита;
  • побледнение кожных покровов;
  • повышение температуры;
  • тремор лица или конечностей.

В этом случае опытный педиатр или невролог без сомнения поставит диагноз - «сотрясение мозга».

Дошкольники и младшие школьники уже обладают достаточным уровнем развития, чтобы подробно описать свое состояние. После получения травмы головы у них часто отмечаются:

  • потеря сознания;
  • головная боль;
  • непроходящая тошнота и даже рвота;
  • учащенное сердцебиение;
  • капризность;
  • сонливость или, напротив, бессонница .

Подростки наряду с вышеперечисленными признаками часто жалуются на:

  • головокружение;
  • дезориентацию;
  • потливость;
  • изменение артериального давления;
  • трудности с фокусировкой взгляда.

Нередко наблюдаются повышенная утомляемость, ухудшение памяти, замедление реакции на происходящее, невозможность сконцентрироваться, общая усталость.

В ряде случаев как следствие сотрясения мозга у детей диагностируется посттравматическая слепота, которая развивается как сразу после получения травмы, так и спустя некоторое время. Как правило, она исчезает по прошествии нескольких минут или часов совершенно бесследно.

Обычно состояние улучшается через несколько суток после травмирования. Однако особенности детского организма таковы, что симптомы сотрясения нередко проявляются не сразу, а спустя несколько часов или даже дней . Поэтому со стороны родителей требуется пристальное наблюдение за состоянием пострадавшего . В большинстве случаев специалистами даётся благоприятный прогноз выздоровления. При выполнении всех предписанных врачом рекомендаций в большинстве случаев все нежелательные последствия исчезают бесследно.

Степени СГМ

В зависимости от тяжести проявления различают три степени сотрясения.

Лёгкая характеризуется спутанностью или кратковременной потерей сознания, незначительным головокружением. Нередко дети жалуются на частые рвотные позывы и слабость. Нормальное функционирование головного мозга обычно восстанавливается через 20–30 минут даже без врачебного вмешательства.

Средняя степень диагностируется при наличии вышеупомянутых симптомов на протяжении длительного периода. Дети страдают от частой рвоты, сильной головной боли, снижении концентрации внимания, наблюдаются расстройства вестибулярного аппарата и дезориентация.

Тяжелая сопряжена с продолжительной потерей сознания, провалами в памяти. Кожные покровы бледнеют, нарушается сердечный ритм. В поведении отмечаются вялость, отсутствие двигательной активности, нарушение координации. Все указанные признаки сохраняются на протяжении нескольких дней после получения травмы.

Диагностика

Даже при малейшем подозрении на сотрясение родителям незамедлительно следует обратиться к педиатру. Изучив клиническую картину, врач при необходимости направит к узким специалистам – травматологу и неврологу. Сотрясение мозга диагностируется при:

  • нарушении двигательных функций глазных яблок;
  • дивиации языка – неконтролируемом отклонении вправо или влево;
  • понижении тонуса мышц;
  • ярко выраженном ладонно-подбородочном рефлексе.

Нередко для точной постановки диагноза требуется проведение дополнительных исследований .

Нейросонография проводится при получении травмы ребенком в возрасте до 2 лет. Данная процедура проводится через родничок и направлена на выявление отеков, внутренних гематом и кровоизлияний.

При помощи рентгенографии выявляется наличие переломов костей черепа и шейного отдела позвоночника.

Эхо-энцефалография позволяет на основании косвенных признаков выявить наличие гематом или других образований. На сегодняшний день данный метод является малоинформативным и постепенно заменяется современными высокотехнологичными разработками.

Компьютерная томография позволяет детально исследовать мозг и черепную коробку, выявляя любые повреждения, наличие гематом и переломов.

МРТ позволяет досконально исследовать ткани головного мозга. Для исследования черепно-мозговых травм у детей применяется достаточно редко, так как требует 20-минутной полной неподвижности пациента.

Первая помощь

При наличии малейшего подозрения на сотрясение мозга необходимо незамедлительно вызвать врача или организовать срочную доставку в больницу . Ранняя диагностика способствует скорейшему началу лечения.

В ожидании машины скорой помощи пострадавшему обеспечивается полный покой. Однако по возможности следует поддерживать его в состоянии бодрствования, так как во время сна отсутствует возможность следить за динамикой развития болезни.

Ребенок укладывается на бок, левые рука и нога при этом сгибаются. Эта поза обеспечивает устойчивость и не позволяет захлебнуться внезапной рвотой и препятствует западанию языка в гортань. Нельзя перемещать пострадавшего, находящегося без сознания .

Раны и ссадины следует обработать любым имеющимся в наличии антисептиком, наложить лейкопластырь или повязку. Для уменьшения отека на место ушиба накладывается лед.

Необходимо систематически контролировать равномерность и частоту пульса. У детей до года он измеряется на родничке, у более старших – на сонной артерии. Не стоит измерять пульс на запястье, так как при травмировании циркуляция крови нарушается, и общая клиническая картина искажается.

При явном отсутствии пульса и дыхания необходимо незамедлительно сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, принимая во внимание небольшой объем легких и незначительную толщину ребер.

При наличии сильной жажды губы можно смачивать водой, давать питье не рекомендуется. Также не следует устранять головную боль медицинскими препаратами, так как это может затруднить оценку состояния пострадавшего врачом.

Лечение черепно-мозговых травм требует полного покоя. Поэтому даже при легкой степени тяжести не стоит позволять ребенку проявлять чрезмерную активность, смотреть телевизор и проводить время за компьютером.

Лечение

Даже если полученная травма кажется незначительной, а состояние ребенка не вызывает опасений, консультация врача является обязательной . Сотрясение мозга опасно отложенными состояниями, когда яркие симптомы проявляются не сразу. А создать полную картину на основании анамнеза способен лишь опытный специалист.

В лечении ЧМТ основными факторами являются полный покой и круглосуточное наблюдение за пациентом. Поэтому госпитализация в стационар при любых степенях сотрясения является обязательной .

Снижение двигательной активности также способствует скорейшему выздоровлению. Категорически запрещаются бег, прыжки, активные игры.

Медикаментозная терапия

Комплексное лечение сотрясения мозга подразумевает использование следующих групп препаратов:

  • ноотропных;
  • мочегонных;
  • успокоительных;
  • седативных;
  • витаминов.

Ноотропы назначают для нормализации мозговой деятельности и повышения устойчивости нервных клеток к окружающим условиям. Для лечения детей чаще всего используются пирацетам и глицин . Нейропротекторы также помогают купировать головные боли и избавляют от головокружений.

Мочегонные средства призваны справиться с отеками мозга. Детские неврологи охотно назначают Диакарб , Гипотиазид . Во избежание выведения необходимого для организма калия, эти лекарства необходимо применять одновременно с калиясодержащими препаратами.

В качестве легкого успокоительного средства для лечения детей назначают настойку валерианы , при наличии осложнений допускается применение Феназепама .

Среди противоаллергических препаратов доверие вызывают Фенистил , проверенный Супрастин или Диазолин .

При сильных головных болях применяют Баралган или Седалгин , с тошнотой и рвотой успешно справляется Церукал .

Эффективным дополнением к медикаментозному лечению являются прием поливитаминных комплексов, массаж, физио- и релаксотерапия .

При наблюдении положительной динамики пациента выписывают из стационара через 7–10 дней . 2 недели даётся врачами на прохождение последующего лечения в домашних условиях. Перенесшего сотрясение мозга школьника освобождают от занятий физкультурой на срок до 3 месяцев с обязательной постановкой на диспансерный учёт.

Домашнее лечение

Если состояние ребенка не вызывает опасений, продолжить лечение вполне можно и в домашних условиях. Однако в данном вопросе родителям лучше положиться на компетентное мнение врача.

Для успешного лечения травмированному ребенку необходимо обеспечить:

  • строгое соблюдение постельного режима на протяжении 7 дней . Категорически запрещается смотреть телевизор и читать, работать или играть на компьютере (частая смена кадров неблагоприятно влияет на мозг и центральную нервную систему). Не возбраняется слушать негромкую спокойную музыку или аудиокниги (исключительно без наушников);
  • полное спокойствие без стрессовых ситуаций и эмоционального возбуждения. Допускаются непродолжительные контакты с родственниками и друзьями;
  • регулярный прием лекарственных средств , натуральных успокоительных препаратов и травяных чаев.
  • соблюдение графика питания . В рацион юного пациента необходимо включать легкоусваиваемые продукты, богатые витаминами и микроэлементами. Особенно важными для скорейшего выздоровления являются:
    • витамины группы В (их максимальное количество содержится в гречке, картофеле, спарже, пивных дрожжах, яичном желтке);
    • магний (в гречке, овсянке, орехах, какао). Дефицит магния чреват серьезными последствиями для сосудов;
    • кальций , получаемый организмом из молока, творога и кисломолочных продуктов. Молоко стимулирует иммунную систему, приводит в порядок пищеварение и обмен веществ.

В обязательном порядке в детском рационе должно присутствовать значительное количество овощей и фруктов, содержащих полезные витамины и микроэлементы. В восстановительный период допускается потребление свежих, печеных, вареных продуктов или пищи, приготовленной на пару. Следует полностью исключить потребление жареных блюд и копченостей.

Под запретом находятся:

  • спортивные занятия на срок до 1 года;
  • потребление острой и соленой пищи, жареных блюд и копчёностей;
  • черный и зеленый чай в большом количестве из-за тонизирующего воздействия на нервную систему. Эти бодрящие напитки можно заменить компотом или фруктовым чаем.
  • интенсивные умственные нагрузки на протяжении как минимум 1 недели.

Употребление ребенком травяных сборов позволяет значительно ускорить процесс восстановления после травмы. Превосходные вкусовые качества большинства рецептов народной медицины делают отвары любимым напитком детворы и помогают легче перенести вынужденное ограничение активности.

Настой из ромашки с мелиссой

Ежедневное применение этого настоя способствует улучшению мозговых функций после перенесенной травмы. Для его приготовления потребуется взять по 10 г сухой аптечной ромашки и мелиссы, залить смесь стаканом кипящей воды и варить на медленном огне 10–15 минут. После остывания напиток процеживают, разделяют на равные доли и поят пострадавшего 2 раза в сутки.

Отвар из полевого зверобоя

2 столовые ложки сухого зверобоя залить 2 стаканами кипящей воды, аккуратно размешать, поставить на водяную баню и варить на протяжении 15–20 минут. Полученный отвар остудить, процедить через марлю, перелить в стеклянную посуду. Полезный напиток из зверобоя хранится в холодильнике на протяжении недели.

Травяные чаи, к сожалению, не могут быть основным лечащим препаратом при сотрясении. Однако в составе комплексной терапии оказывают значительное воздействие на головной мозг.

Последствия

К счастью, у большинства детей с диагнозом «сотрясение головного мозга» наблюдается полное выздоровление. Нежелательные последствия при легкой степени исчезают уже через сутки-двое, тяжелые травмы требуют более длительного восстановительного периода .

Несвоевременное обращение родителей за медицинской помощью может привести к возникновению метеочувствительности, головным болям. В течение определенного периода дети могут жаловаться укачивание в транспорте и головокружение.

Запоздалое начало лечения чревато ухудшением памяти и снижением остроты зрения, быстрой утомляемостью и невнимательностью.

Люди, в детском возрасте перенесшие сотрясение мозга, чаще других подвержены:

  • эмоциональным вспышкам;
  • повышенной раздражительности;
  • вазомоторным расстройствам.

Одним из наиболее неприятных осложнений называют посткоммоционный синдром. Он характеризуется хронической усталостью, отсутствием концентрации внимания, головными болями, апатией и эмоциональной неустойчивостью. Может развиться как спустя 5 месяцев, так и через 3 года после получения травмы.

Наиболее часто самые тяжелые последствия возникают при повторном травмировании, несвоевременной госпитализации или отсутствии должного лечения.

Видео: что делать при сотрясении мозга у ребенка?

Родителям следует помнить, что любое, даже самое безобидное падение или ушиб у ребенка могут привести к самым непредсказуемым последствиям. Любые изменения в его состоянии или поведении являются поводом для срочного визита к врачу. Внимательное отношение к собственным детям позволит всем вам сохранить здоровье и прожить полноценную счастливую жизнь!

Ребенок не сидит на месте. Он стремится везде успеть, все познать. Их чрезмерная двигательная активность и любознательность порой удивляет взрослого человека. Они могут бегать, прыгать, танцевать по несколько часов к ряду. Детям не всегда достает жизненного опыта, чтобы оценить опасность ситуации, и поэтому травмы у них не редкость. И одни из наиболее опасных – травмы головы и головного мозга. Признаки получения детьми такого рода травм не всегда становятся заметными сразу. Часто они скрывают от родителей ушиб или попросту не акцентируют на нем внимание. Зачастую травмы головы обходятся мелкими ссадинами, синяками и шишками, но иногда несут в себе серьезные последствия.

Для того чтобы понять степень тяжести травм головного мозга, которые могут возникнуть у детей, нужно более тщательно разобраться в их разновидностях, симптомах, способах лечения. Нередко родители принимают серьезный ушиб головы своего сына или дочери за легкий удар и не обращаются в больницу, тем самым подвергая опасности своих детей.

Закрытая черепно-мозговая травма у ребенка: основные признаки и последствия

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) может быть вызвана у детей путем падения, удара и даже резкой остановки при беге или, наоборот, неожиданного ускорения хода. Это объясняется их любознательностью, неусидчивостью, высокой двигательной активностью, а также отсутствием чувства опасности и боязни высоты. Стоит иметь в виду, что вес головы малышей относительно большой, поэтому чаще всего они падают именно вниз, даже не успев подставить руки. Свыше 90% ЧМТ у младенцев, получаются по причине невнимательности родителей. Отвернувшись всего на одну секунду, взрослый может упустить тот момент, когда малыш перевернулся с пеленального стола, упал с кровати или перекатился с дивана. Когда чадо становиться на ноги, травмы головного мозга вызывают не только падения с высоты его роста, но и с лестниц, веток деревьев, детских горок, так далее. В такой возрастной период закрытая черепно мозговая травма, случившаяся у ребенка, может быть незаметной для родителей – они об этом часто даже не подозревают. Иногда более взрослые дети сами утаивают от родителей травму, а бывает, даже не понимают того, что на самом деле с ними происходит. У детей дошкольного возраста травма головы может возникнуть даже при чрезмерном укачивании в автомобильном или железнодорожном транспорте. Следуя из вышеперечисленного, родители должны быть крайне внимательными к происходящим процессам в жизнедеятельности ребенка, чтобы вовремя обнаружить у него основные симптомы черепно-мозговой травмы.

К счастью, 90% травм мозга являются сотрясениями, которые достаточно редко несут за собой осложнения. Не стоит забывать, что головной мозг у взрослых людей и маленьких детей имеет существенные различия. Если взрослый человек испытывает при такой травме головную боль, минутную потерю сознания и даже амнезию, то признаки черепно-мозговой травмы часто малосимптомны у младенцев и немного заметны у ребенка школьного возраста. У самых маленьких можно заметить бледность кожи, отсутствие аппетита, беспокойство во сне или его отсутствие, срыгивание при кормлении. Здесь родитель должен быть предельно внимателен ко всем изменениям, происходящим с его чадом. Последствиями черепно-мозговой травмы у школьника или у ребенка 3-6 лет могут стать появление рвоты, повышенной потливости, скачки артериального давления, головная боль. Очень редко может наблюдаться посттравматическая слепота, которая длится от нескольких минут до нескольких часов, но потом пропадает сама по себе. Ее не стоит бояться и следует просто подождать. Детский организм устроен таким образом, что симптоматика может нарастать только по истечению некоторого времени, но не сразу после удара. Любая выявленная черепно-мозговая травма немедленно нуждается в лечении у детей, поэтому родителям срочно нужно обратиться к врачу.

Как определить сотрясение головного мозга у ребенка: как проявляются первые признаки

Сотрясение – это наиболее легкая травма головного мозга. В результате падения или удара по голове в головном мозге происходит нарушение микроциркуляции на уровне мелких сосудов. Возникает отек, который сдавливает ткани мозга. Если ребенок после травмы потерял сознание на какое-то время, это может свидетельствовать о наличии сотрясения головного мозга. После того как ребенок придет в себя, у него появляются такие симптомы, как головная боль, головокружение, тошнота, бледность. Еще один важный симптом - кратковременная потеря памяти. Последствия травмы сохраняются примерно в течение недели.

Основными симптомами сотрясения головного мозга у младенца и ребенка школьного возраста выступают, в первую очередь, тошнота, а также резкая слабость. Затем пострадавший становится более раздражительным, у него проявляется повышенная сонливость и усталость. Довольно редко в таком случае может возникнуть рвота или появление головной боли. Если у ребенка проявляются данные признаки сотрясения мозга, родителям лучше обратиться к невропатологу, травматологу или нейрохирургу. Специалист проведет осмотр, внимательно изучив все жалобы. При необходимости для постановки диагноза сотрясения мозга могут быть назначены дополнительные методы диагностики у ребенка. Для маленьких детей чаще всего таким способом становится нейросонография или же рентгенография. После выявленного у ребенка сотрясения мозга ему назначается лечение.

Что делать при сотрясении головного мозга у ребенка и последствия травмы

В домашних условиях самостоятельно можно обнаружить сотрясение мозга, исходя из вышеперечисленных симптомов у своего ребенка, но вот убедиться в отсутствии трещин черепа, смещений, кровоизлияний и назначить правильное лечение будет крайне сложно, а точнее, просто невозможно. Поэтому только врач подскажет, как определить сотрясение мозга и правильно диагностировать его у ребенка. Наверное, самым лучшим методом выявления травм черепа и повреждений мозга на сегодняшний день выступает компьютерная томография. Именно КТ более эффективна, а также распространена в медицинских учреждениях.

Как только у детей проявляются первые симптомы сотрясения головного мозга, родителям необходимо дать покой пострадавшему. При появлении кровотечения из раны, нужно срочным образом обработать ее и перебинтовать. Стоит помнить, что вылечить сотрясение мозга, возникшее у детей любого возраста можно только, начав с госпитализации. В условиях стационара могут быть предотвращены осложнения сотрясения мозга, последствиями которого у ребенка могут быть гематомы внутри черепа, отеки мозга. Такие осложнения проявляются крайне редко, также они являются признаками сотрясения головного мозга, которые можно обнаружить у своего ребенка. В больнице пострадавший имеет психоэмоциональный покой за счет отсутствия любого рода активности – ни социальной, ни двигательной. Срок пребывания в медицинском учреждении зачастую ограничивается 2-4 днями. После выписки на срок 1-2 недели ему запрещено заниматься спортом, вести активный образ жизни, а также проводить много времени за просмотром телевизора и за компьютером.

Основной принцип терапии – это покой и бдительный контроль специалистов, лечение медикаментами сотрясения головного мозга у детей также имеет место быть. Чтобы исключить образование отека, пациенту прописывают мочегонные средства в сочетании с калием. При наличии головных болей назначаются анальгетики, редко выписывают антигистаминные или успокаивающие препараты.

Если вовремя не обратиться к специалисту, то у ребенка могут быть достаточно серьезные последствия сотрясения головного мозга. К ним относятся частые головные боли, периодические позывы к рвоте, раздражительность от любимых игр, нарушения сна, заторможенная реакция при выполнении повседневных заданий, метеозависимость. Наиболее опасным последствием после этой травмы может быть возникновение посткоммоционного синдрома. Иногда он может проявиться лишь спустя несколько месяцев, а у кого-то даже через пару лет. Он выражается резкой головной болью, внезапным головокружением и ухудшением зрения. Лечение данного симптома не имеет смысла. Чаще всего дети со временем просто привыкают к этим изменениям.

Вышеописанные последствия после сотрясения мозга, которые проявляются у ребенка уже после наступления травмы, ошибочно родители принимают за первые признаки сотрясения мозга, произошедшего у ребенка, поэтому очень важно не путать их, чтобы не опоздать с постановкой диагноза. Взрослым необходимо быть внимательными к состоянию здоровья и общему самочувствию своего чада. Для этого важно знать, как именно проявляется сотрясение мозга и его первые симптомы у ребенка. Если родители задержались с обращением к врачу, то пострадавшему могут быть назначены ноотропные препараты или специальные витамины.

Подведя итог, важно отметить, что сотрясения головного мозга встречаются у детей довольно часто. В основном, они не представляют опасности для дальнейшего развития, но врачебная диагностика и правильное лечение здесь необходимы для исключения негативных последствий, особенно, если полученное сотрясение происходит не впервые. Если у родителей возникает паника – они не знают, что делать при выявлении сотрясения мозга у их ребенка. Нужно обеспечить покой пострадавшему, вызвать врача или же самим обратиться в ближайшую больницу. Далее за лечение детей принимаются врачи, а родным необходимо лишь обеспечить спокойный образ жизни пострадавшему в течении как минимум недели.

Ушиб головного мозга у ребенка: основные симптомы, лечение и последствия

Ушиб головного мозга - более серьезная травма. Часто ушибом еще называют контузию. Главным симптомом данной черепно-мозговой травмы является потеря сознания. Бывает легкой, среднетяжелой и тяжелой степени. При легком ушибе симптомы повреждения головного мозга схожи с сотрясением, но возможны сопутствующие трещины и даже мелкие переломы костей черепа. При этой травме ребенок находится без сознания обычно более получаса. После восстановления сознания наблюдается затруднение в движениях конечностей. При среднетяжелом ушибе головного мозга ребенок без сознания может находиться до нескольких часов. Симптомы нарушения функции центральной нервной системы более тяжелые. Тяжелый ушиб характеризуется резко выраженными признаками неврологических нарушений. Ребенок может находиться без сознания до нескольких суток. Возможны переломы костей черепа, наиболее тяжелые из которых открытые. Ушиб головного мозга сопровождается кровоизлиянием в пространство под мозговыми оболочками. Большое значение для выявления степени тяжести
ушиба головного мозга у маленького ребенка имеет место удара – лоб, центральные извилины, виски, теменная область, затылок или же основание мозга. Именно от этого зависят и нижеперечисленные симптомы.

Родителям, в первую очередь, необходимо обработать рану, если она кровоточит или же приложить лед к месту гематомы. Но как быть, если на месте ушиба мозга повреждения у ребенка не обнаружены. В таком случае взрослым нужно проявить повышенную внимательность к поведению своего малыша. Исходя из симптомов, можно определить наличие ушиба и как можно быстрее вызвать скорую помощь.

При ударе лобной доли у ребенка основными симптомами ушиба мозга могут выступать тошнота, рвота, бледность кожи лица, расширение зрачков, заторможенность речи, тяжесть дыхания. Часто может наблюдаться посинение губ, резкое увеличение шишки в месте удара, выступание крови из носа или ушей. Даже один из вышеперечисленных признаков является доказательством наличия ушиба и стать причиной вызова неотложки.

Если же пострадавший ударился затылком, то к перечисленным симптомам могут добавиться нарушение памяти, двоение в глазах (зрительные галлюцинации) и онемение конечностей. При ударе области извилин у детей тревожными симптомами ушиба головного мозга являются утрата рефлексов и появление судороги. Когда областью поражения становятся виски, могут возникнуть слуховые галлюцинации и расстройства письма. Ушибы темечка очень тяжело определить, особенно это касается младенцев, так как они проявляются тактильными расстройствами и уменьшением чувствительности. Ушибы основания мозга зачастую сопровождаются переломами костей черепа.

Сотрясение или ушиб в первое время очень сложно диагностировать, а потому обязательной является консультация со специалистом. Метод лечения ушиба существенно отличается от лечения сотрясения. Пострадавшему необходима экстренная медицинская помощь. В любом случае следует вызвать врача либо доставить ребенка в травмпункт. При переломах костей черепа или повреждениях мягких тканей надо наложить на голову стерильную бинтовую повязку, приложить пузырь со льдом к голове. Давать ребенку какие-либо лекарственные препараты не рекомендуется. Оценив степень тяжести травмы, врач решает вопрос о возможной немедленной госпитализации в отделение реанимации. При легких травмах головного мозга предписывают покой и постельный режим, а также наблюдение участкового врача. Назначают обезболивающие, успокаивающие средства, а также противорвотные. В тяжелых случаях показана срочная госпитализация со всем комплексом мер по реанимации пострадавшего ребенка. В дальнейшем врач назначает восстановительное лечение в зависимости от прогноза.

Чтобы определить степень повреждения у ребенка и назначить должное лечение ушиба мозга, нужно оценить состояние его дыхательной и сердечнососудистой системы и произвести неврологическое обследование. Наиболее распространенными способами для постановки диагноза являются компьютерная томография, а также магнитно-резонансное обследование. Далее, в зависимости от степени тяжести ушиба, лечение может происходить двумя способами – хирургическим и терапевтическим. Первый применяется при необходимости удалить физический фактор сдавливания мозговой ткани (гематомы, костные отломки, кровоизлияния), который выполняется путем костно-пластической трепанации. Терапевтический метод – это медикаментозное лечение для устранения повышенной внутричерепной гипертензии. Нельзя забывать о профилактике, чтобы не дать возможности образоваться отеку головного мозга. Если же отек все же случился, врачи вводят гипертонические растворы в кровь или же для более длительного эффекта применяют диуретические средства. Сроки лечения колеблются от 1 до 12 месяцев, это зависит от тяжести ушиба. В таком случае рекомендовано минимум три недели соблюдение постельного режима.

Последствия ушиба головного мозга могут длиться у детей при хорошем исходе от 15 до 20 дней. Часто они подразделяются на внутричерепные и внечерепные. Самыми опасными являются внутричерепные – менингиты, абсцесс и энцефалиты, проявляющиеся даже по истечению трех месяцев после произошедшей травмы. Внечерепные последствия у ребенка при ушибе головного мозга – это астенический синдром (повышенная усталость, раздражительность, замкнутость), резкое повышение или понижение артериального давления, нарушение работы печени и почек, а также пневмония. Очень редко случается возникновение эпилепсии у пострадавших, такое бывает у 10-20% детей и может проявиться лишь спустя 1,5 года. К счастью, детские физиологические особенности не дают развиваться последствиям высокой степени тяжести при ушибах мозга, но это вовсе не значит, что лечением можно пренебречь. Любой удар головы требует внимательного отношения взрослых к пострадавшему, его госпитализации и безукоризненного выполнения указаний врача.

Нужно помнить, что полученная травма головы, особенно если речь идет о младенце, является необходимостью обращения к врачу. Самостоятельно вылечить ушиб дома невозможно, так как такая травма головы чревата тяжелыми последствиями.

Статья прочитана 9 781 раз(a).

По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180-200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.

Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15-25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.

В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).

Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.

Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.

  • Очаговые повреждения:
    • ушиб головного мозга;
    • сдавление головного мозга - внутричерепная гематома (эпидуральная, субдуральная);
    • внутримозговое кровоизлияние;
    • субарахноидальное кровоизлияние.
  • Диффузные повреждения:
    • сотрясение головного мозга;
    • диффузное аксональное повреждение;
    • диффузные сосудистые повреждения (включая гипоксически-ишемические).
    • клиническом течении ЧМТ принято выделять следующие периоды:
    • острый: первые 2-10 нед после травмы;
    • промежуточный: от 10 нед до 6 мес;
    • отдаленный: от 6 мес до 2 и более лет.

    При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:

    • продолжительность потери сознания в остром периоде травмы;
    • оценка по шкале ком Глазго (ШКГ);
    • длительность посттравматической амнезии;
    • оценка состояния жизненно важных функций, очаговых симптомов в области первичного поражения и дислокационных - по шкале НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко А. Н. Коновалов, Л. Б. Лихтерман, А. А. Потапов и соавт., 1998).

    В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):

    • легкая - длительность потери сознания менее 20 мин;
    • среднетяжелая - от 20 мин до 6 ч;
    • тяжелая - от 6 до 48 ч;
    • крайне тяжелая - более 48 ч.

    Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.

    Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6-15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):

    • легкая: исходная оценка 13-15 баллов;
    • среднетяжелая: (1) исходная оценка - 9-12 баллов либо (2) исходная оценка - 13-15 баллов, но через 3 дня оценка не достигает 15 баллов;
    • тяжелая: исходная оценка - 3-8 баллов.

    Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.

    Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.

    Основные проявления посткоммоционного синдрома:

    • церебрастенические симптомы - быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, тревожность, раздражительность, трудности засыпания;
    • головные боли, головокружения, периодически сопровождающиеся тошнотой;
    • умеренно выраженные нарушения координации движений при исследовании неврологического статуса;
    • когнитивные нарушения (со стороны внимания, памяти), сопровождающиеся трудностями, связанными с обучением в школе.

    Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.

    Клинические проявления последствий ЧМТ

    Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.

    Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.

    J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5-6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3-4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5-8 баллов — у 65% обследованных.

    Двигательные нарушения

    Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).

    Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.

    Когнитивные нарушения

    Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.

    Речевые расстройства

    Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.

    Трудности при обучении в школе

    Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:

    • Приобретаемые знания имеют неоднородный и отрывочный характер.
    • На уроках в школе ребенок с трудом включается в выполнение заданий, плохо справляется с ними.
    • Наблюдаются нарушения внимания во время занятий, отмечаются затруднения, связанные с запоминанием.
    • Ребенок неаккуратен, не доводит начатое дело до конца, не организован.
    • Ребенок не может эффективно использовать помощь окружающих для того, чтобы завершить выполнение задания, работы.
    • Ребенок испытывает затруднения, когда речь идет о применении информации и навыков, а также в формулировании выводов, обобщений.

    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.

    Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:

    • вспышки раздражения, эпизоды агрессивного поведения;
    • импульсивность; может наблюдаться двигательная расторможенность;
    • эмоциональная лабильность, колебания настроения;
    • утрата мотивации, заинтересованности в достижении хороших результатов при выполнении тех или иных заданий и дел;
    • замкнутость, нерешительность, необщительность;
    • зависимость от других: ребенок не может постоять за себя;
    • неспособность оценить в полной мере результаты своих действий и корректировать свое поведение;
    • недостаточный самоконтроль и неправильная самооценка, что влечет за собой затруднения при общении с окружающими.

    Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10-15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.

    В 70-80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).

    После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.

    По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).

    Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:

    • широкий возрастной диапазон начала заболевания;
    • наличие изменений в неврологическом статусе;
    • часто встречающееся снижение когнитивных функций;
    • выявление региональных паттернов на ЭЭГ;
    • структурные изменения в мозге при нейровизуализации;
    • часто встречающаяся резистентность к антиэпилептической терапии, что обусловливает необходимость применения производных вальпроевой кислоты в лечении многих пациентов.

    Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

    Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.

    Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3-4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4-6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.

    При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:

    • широкий спектр противоэпилептической активности (по сравнению с другими антиконвульсантами);
    • сохранение эффективности при терапии поддерживающими дозами (часто - относительно низкими);
    • применение вальпроатов не приводит к учащению приступов;
    • применение вальпроатов не провоцирует новых клинических проявлений приступов;
    • отсутствие специфических когнитивных нарушений в процессе терапии;
    • отсутствие побочных эффектов в эмоциональной сфере;
    • нормализация электрической активности мозга;
    • улучшение качества жизни пациентов.

    Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15-45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).

    Уменьшение числа приемов препарата до 1-2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.

    Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.

    Литература
    1. Заваденко Н. Н., Кемалов А. И. Пептидергические ноотропные препараты в лечении последствий закрытой черепно-мозговой травмы у детей //Вестник практической неврологии. - 2003. - № 7. - С. 44 - 50.
    2. Иова А. С., Гармашов Ю. А., Щугарева Л. М., Паутницкая Т. С. Особенности нейромониторинга при коматозных состояниях у детей (шкала комы Глазго - С.-Петербург и ее возрастные особенности). Лучевая диагностика на рубеже столетий. - СПб., 1999. - С. 45-48.
    3. Коновалов А. Н., Лихтерман Л. Б., Потапов А. А. и др. Клиническое руководство по черепно-мозговой травме. - М., 1998. - Т. 1. - 549 с.
    4. Петрухин А. С., Мухин К. Ю. Эпилептология детского возраста. - М., 2003. - 624 с.
    5. Appleton R., Baldwin T. Management of brain-injured children. New York, Oxford University Press. 1998: 257.
    6. Brink J. D., Imbus C., Woo-Sam J. Physical recovery after severe closed head trauma in children and adolescents// J. Pediatrics. 1980; 97: 721-727.
    7. Chaplin D., Deitz J., Jaffe K. M. Motor performance in children after traumatic brain injury. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 1993; 74:161 - 164.
    8. Christensen J. R. Pediatric Traumatic Brain Injury. In: Developmental Disabilities in Infancy and Childhood. 2-nd ed. Eds. A. J.Capute, P. J.Accardo, Baltimore. 1996: 245 - 260.
    9. Fenichel G.M. Clinical Pediatric Neurology. A signs and symptoms approach. 3-rd ed. Philadelphia, B. Saunders Company. 1997: 407.
    10. Jennett B., Teasdale G. Management of head injuries. Philadelphia, F. A. Davis Co. 1981: 258 - 263.
    11. Kraus J. F., Fide D., Conroy C. Pediatric brain injuries: the nature, clinical course and early outcomes in a defined United States" population. Pediatrics. 1987; 79: 501 - 507.

    Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
    А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
    В. Е. Попов,
    кандидат медицинских наук
    М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
    Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук

    РГМУ, Москва
    Морозовская детская клиническая больница, Москва

  • Это один из самых распространенных диагнозов в детской травматологии. Но симптомы бывают очень «смазанными». Тем не менее, их важно отследить, чтобы ребенок получил правильное лечение и все обошлось без последствий.

    Берегите голову!

    Сотрясение мозга – самая легкая форма черепно-мозговой травмы; необратимых изменений мозга при этом не происходит. Следующая по степени тяжести – ушиб головного мозга. Эти две формы ЧМТ мы и рассмотрим, поскольку именно их родители способны «проморгать».

    Строение черепа у малышей компенсирует толчки от падений, неизбежных в период, пока ребенок учится ходить. Может показаться, что природа полностью предотвратила детские травмы от небольших сотрясений. Но этот запас прочности дает сбои, тем более опасные, что симптоматика у детей не такая внятная.

    Новорожденные составляют 2% пострадавших от сотрясения, дети грудного возраста - 25%, ясельного - 8%, дошкольного - 20% и школьного возраста 45%.

    Младенцы чаще всего падают с пеленальных столов, из коляски, с рук старших детей. Начиная с 1 года, когда детки учатся ходить, причиной ЧМТ становится падение с высоты собственного роста. У малышей до 3-х лет голова нередко «перевешивает», она ведь большая, а руки подставлять при падении они не умеют, и в результате ударяются именно головой.

    Чуть позже «карта падений» расширяется до лестниц, деревьев, горок и так далее.

    Кроме того, до 5 лет сотрясение иногда возникает от встряхивания ребенка при грубом обращении или даже слишком активном укачивании…

    Ну, а со старшими все понятно без пояснений.

    Имейте в виду, что падение не всегда можно отследить. Если за ребенком присматривала няня или родственники, они могут «постесняться» рассказать родителям, что малыш упал, или самым честным образом не обратят на это внимания. Старшие дети сами утаивают неприятности, чтобы их не ругали. Все это еще более осложняет непростую задачу – распознать сотрясение, если оно все-таки случилось.

    Основные признаки сотрясения мозга у детей

    Вот – для сравнения – список симптомов у взрослых.

    • Потеря сознания от нескольких секунд до 10-15 минут.
    • Тошнота и рвота.
    • Головокружения, головная боль.
    • Амнезия (выпадение из памяти) событий непосредственно перед травмой, самой травмы и сразу после травмы.
    • Подергивание глазных яблок, нарушение координации движений.
    • В случае ушиба мозга – потеря чувствительности со стороны тела, противоположенной месту ушиба.

    А вот картина сотрясения головного мозга у ребенка.

    У детей до 1 года

    • Потери сознания чаще всего не бывает.
    • Однократная или многократная рвота, тошнота, срыгивания при кормлении.
    • Бледность кожи.
    • Беспричинное беспокойство и плач.
    • Повышенная сонливость или плохой сон, отсутствие аппетита.

    Все это, согласитесь, трудновато увязать с сотрясением.

    У детей дошкольного возраста

    • Чаще происходят потеря сознания, тошнота и рвота после травмы.
    • Головные боли, головокружения.
    • Учащение или замедление пульса.
    • Артериальное давление скачет.
    • Кожа бледнеет.
    • Ощущается слабость, усиливается потливость.
    • Наблюдаются сбои ориентации во времени и пространстве
    • Невозможность концентрации взгляда.
    • Иногда у детей случается посттравматическая слепота. Она возникает сразу после травмы, но может и позже, сохраняется в течение нескольких минут или часов, а затем исчезает.
    • Есть и такая особенность: сразу после падения ребенок чувствует себя нормально, а спустя несколько часов и даже дней появляется и начинает быстро нарастать симптоматика: у грудничков выбухает родничок, у детей постарше возможно помутнение сознания. В подобном случае даже при минимальных жалобах у малыша может быть тяжелое повреждение головного мозга, вплоть до кровоизлияний.

    Осложнения при сотрясении мозга у детей

    При подозрении на ЧМТ, если присутствуют минимальные симптомы, лучше показать малыша врачу, а после внушительного падения – даже без всяких симптомов. Когда медики предлагают госпитализацию, не отказывайтесь. Это необходимо, чтобы предупредить осложнения травмы – отек мозга, гематомы, менингит, эпилепсию. Если ребенка можно лечить в домашних условиях, нужно строго соблюдать врачебные предписания, прежде всего – покой. Если состояние ухудшилось (продолжительная тошнота и рвота, неутихающие головные боли, общая слабость и слабость в конечностях, судорожные подергивания, частое срыгивание у грудничков) нужно немедленно обратиться к неврологу для повторного обследования или госпитализации.

    На протяжении месяца или двух после сотрясения мозга ребенка может укачивать в транспорте. Это постепенно пройдет.

    Степени тяжести сотрясения мозга

    Тяжесть травмы определяется интенсивностью и продолжительностью общемозговых симптомов, головной боли, например.

    При сотрясении легкой и средней степени через несколько часов после травмы или на вторые сутки общее состояние улучшается: прекращается рвота, дети становятся активными. Конечно, продолжительность постельного режима зависит от тяжести травмы. В легком случае лежать придется неделю, при средней степени – 2-3 недели, при тяжелой – 3 недели и дольше.

    Признаки тяжелого сотрясения, конечно, вряд ли пройдут незамеченными, но не всегда удается соотнести их с недавним падением ребенка, которое может выглядеть вполне рядовым.

    Симптомы тяжелого сотрясения мозга

    • В тяжелых случаях рвота и тошнота проявляются 1-2 дня.
    • У грудничков бывает тремор, кратковременные судороги.
    • Старшие дети длительно жалуются на головную боль, возможен бред, психомоторное возбуждение.
    • На фоне этих общемозговых симптомов выявляются очаговые расстройства: небольшое сходящееся косоглазие, асимметрия мышечного тонуса и рефлексов.
    • С 3-го или 5-го дня состояние постепенно улучшается, но быстрая утомляемость, возбудимость, раздражительность, нарушение концентрации внимания останутся еще надолго.

    Внимание: признаки ушиба мозга у детей!

    Он случается значительно реже, чем сотрясение. Ушиб мозга выдает себя сочетанием признаков разного порядка: к общемозговым (головная боль, головокружение, тошнота) присоединяются симптомы нарушений со стороны стволово-базальных отделов головного мозга (расстройство дыхания, кровообращения). Усиливаются и очаговые, локальные симптомы.

    Причем все это происходит хаотично и непредсказуемо. В целом картина такая.

    • В остром периоде на фоне нарушенного сознания возникают резкая бледность или покраснение кожи, потливость, повторная рвота, редкий пульс, падение артериального давления, иногда дыхательная аритмия, локальные или общие судороги.
    • Из-за рассасывания гематом через 1-2 дня после травмы повышается температура, могут появиться симптомы токсикоза.
    • Чем слабее становятся общемозговые симптомы, тем четче выявляются очаговые неврологические нарушения: судороги, речевые расстройства.

    Даже при ушибе мозга все его грозные признаки у детей могут быть смазанными, однако необходимо понять, что происходит, и обратиться к врачу.

    Внимание: риск!

    Правильное лечение поможет справиться с ушибом мозга без необратимых последствий для ребенка. Но приходить в себя он будет гораздо дольше, чем после сотрясения. Успеваемость в школе снижается, подавленное или перевозбужденное состояние усиливается. Это опасный момент: в детстве временное положение вещей легко принимают за постоянное, самооценка резко падает, депрессия может перейти в хроническую форму уже по причинам психологического порядка. Постарайтесь объяснить ребенку, что это все пройдет. Придется сначала научить дите следить за своим состоянием, не переутомляться. А затем уж помочь ему вернуться к нормальному ритму жизни. Обозначьте такую перспективу и вместе работайте над ее реализацией.