Аутизм нарушение эмоционально волевой сферы. Развитие эмоциональной сферы

Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при аутистических расстройствах и может проявиться в скором времени после рождения. Как отмечает К.С. Лебединская у всех детей при аутизме резко отстает в своем формировании комплекс оживления: проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявление внимания со стороны взрослых . Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными, либо он "весит как мешочек" (по выражению родителей), либо бывает чрезмерно напряжен, оказывает сопротивление . Характерны трудности в выражении просьбы. Взрослые с трудом догадываются чего просит ребенок, что его удовлетворяет. так малыш может однообразно "мычать" кричать, не используя указательного жеста и даже не направляя взгляда к желаемому предмету. Как отмечет Е.Стребелева у ребенка отсутствует указательный жест. Так даже в старшем возрасте при выражении своего желания, ребенок обычно берет взрослого за руку и кладет ее на желаемый предмет - чашку с водой, игрушку, книгу и т.п. .

Свойственна не выраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда - очень длительная задержка в его формировании. Отсюда следует как трудно чему либо научить ребенка, организовать его даже на самые простые игры, требующие элементов показа и повторения типа "ладушек", "пока - пока", кивания головой в знак согласия .

У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.

Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании поведения этих детей. Многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.п.), и также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха. Чувство страха, сохраняющееся иногда годами, определяет стремление детей к сохранению привычной окружающей обстановки, малейшие перемены в виде перестановки мебели, режима дня вызывают бурные эмоциональные реакции. У детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.



У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на своё имя, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми.

Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности, и требует учета всех особенностей его поведения в организации коррекционно-развивающей работы .

3.7 Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениямизрения

Известно, что эмоции и чувства человека, являются отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, поэтому они имеют свои особенности, не могут не изменяться под влиянием нарушенного зрения, при котором сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. С другой стороны слепые и слабовидящие также как и зрячие имеют ту же "номенклатуру" эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличными от зрячих .

Распространенно мнение о том, что дети с нарушениями зрения, а особенно, слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется сниженным отражением их переживаний в мимике, жестах, позах. Наибольшую эмоциональность слепые обнаруживают в речи - в интонации, темпе, громкости и т.д.. В.И. Лубовский отмечает, что исследования понимания слепыми эмоционального состояния другого человека по голосу (интонация, темп, громкость) свидетельствуют о том, что дети с нарушениями зрения показывают большую чуткость по сравнению со зрячими . Если дети не могут воспринять и оценить какие-либо объекты, то не вызывают у них интереса и и эмоционального отношения к ним.



А.Г. Литвак отмечает, что "слепота, ограничивая возможности накопления чувственного опыта и изменяя характер и динамику потребностей, влечет за собой сужение сферы эмоциональной жизни, некоторые изменения в эмоциональном отношении к определенным (труднопознаваемым) сторонам действительности, не изменяя в целом сущности эмоций" .

Слабовидящие дети должны научиться соотносить и дифференцировать ситуации, требующие различного поведения, должны научиться эмоционально-выразительным отношениям в соответствии с содержанием и сюжетом игры.

Л.И. Плаксина отмечает особенности эмоционально-волевой сферы, у детей с нарушенным зрением, которые проявляются в неуверенности, скованности, в снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, снижении желаний у ребенка к самопроявлению и возникновение большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых .

В развитии эмоций и чувств у детей с нарушениями зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия воспитания в семье. Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка. Гиперопёка способствует развитию эгоистической личности с преобладанием негативных моральных качеств личности, пассивного, потребительского отношения к окружающим. А недооценка возможностей ребенка может привести к неоправданному оптимизму, легкомыслию, завышенной самооценке. Отсюда следует, что развитие личности ребенка с нарушениями зрения зависит от обстоятельств жизни, факторов социальной среды и собственной его деятельности. Особая и значимая роль принадлежит игровой деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение деятельностного подхода.

2. Обоснуйте необходимость использования деятельностного подхода в обучении детей с ОВЗ сюжетно-ролевой игре.

3. Компетентностный подход как понятие. Как используется компетентностный подход к обучению детей с ОВЗ сюжетно-ролевой игре.

4. Перечислите закономерности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, которые определяют содержание, методические требования, подходы и рекомендации по организации обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии сюжетно-ролевой игре.

5. Раскройте основные особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллекта, с задержанным развитием, с детским церебральным параличом и с нарушениями зрения.

6. Почему необходимо учитывать особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом процессе?

Литература

1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000-238с.

2. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП,1999- 37с.

3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: Академия. -4-е. изд. 2009. -176с.

4. Либлинг М.М. Игра в коррекции детского аутизма [Электронный ресурс] //Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2014. Вып. №20 (http://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/igra-v-korrekcii-detskogo-autizma)

5. Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.

6. Семаго Н.Я., Семаго М..М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000. – 207с

7. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб.: «Детство- пресс», 2003. – 160с.

8. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

9. Специальная психология. /Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 464с.

10. Яковлева Г.В. Игра в дошкольном детстве: современные технологии и инструментальное обеспечение оценивания игровых компетенций ребенка: методическое пособие для педагогов ДОУ /Г. В.Яковлева - Челябинск, Изд-во « Цицеро»2009.- 75с.

Раздел IV Формирование сюжетно-ролевой игры детей ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Одной из тревожных тенденций в специальном образовании России является резкий рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным С. И. Клевитова и О. С. Терентьевой, данная тенденция имеет очень стремительную динамику (и не только в нашей стране, но и по всему миру): в 2000 г. их численность составляло 26 случаев из 10 тыс. детского населения; в 2005 г. – один случай ребенка с РАС в среднем на 200 – 300 новорожденных .

По данным Всемирной организации аутизма в 2008 г. тот же единичный случай данного диагноза приходился уже на 150 детей. Всего за 10 лет количество детей с РАС выросло в 10 раз. В России расстройства аутистического спектра диагностируются в 2 – 4 случаях (а в сочетании с умственной отсталостью – 20 случаев) на 10000 детей. Необходимо отметить, что данные российской статистики о точном количестве детей с этим диагнозом отсутствуют, но установлено, что данное расстройство преобладает в основном у мальчиков. Показатели мировой и, в частности, российской статистики свидетельствуют на необходимость всестороннего изучения РАС и разработки методов его коррекции .

Однако невозможно говорить о программах социализации детей с РАС, разрабатывать и применять методики коррекции, не имея четкого представления об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с данным диагнозом – своеобразие развитие ребенка проявляются прежде всего через нарушения в этой области психического развития и является основным препятствием к формированию его полноценной личности.

В психической жизни любого человека эмоции и воля занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов – восприятия, памяти, мышления и др. Так же эмоции стимулируют развитие фантазии, придают речи убедительность, яркость и живость. Более того, благодаря вовремя возникшей эмоции организм человека имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры .

Воля на личностном уровне проявляется в таких свойствах, как энергичность, настойчивость, выдержка. Их можно рассматривать как первично-базовые волевые качества личности. Эти качества определяют поведение человека, а, следовательно, и его социализацию.

Именно поэтому РАС делают личность абсолютно несоциализированной. При данном диагнозе часто отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает, и слова «мама» и «папа» могут появляться позже других в словаре и не соотноситься с родителями .



Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов РАС – снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с таким диагнозом крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. Стоит заметить, что крайне редко наблюдается проявление всех вышеназванных симптомов в полном объеме, особенно в раннем возрасте (до трех лет). В большинстве случаев родители начинают обращать внимание на «странности» и «особенности» ребенка лишь по достижении им двух или даже трёх лет .

У детей с РАС также наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии, у них часто отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.

У всех без исключения детей с данным диагнозом отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей .



Степень выраженности аутистических расстройств у детей варьирует, на основании чего О. С. Никольская выделила четыре категории детей с РАС .

Первая группа – это дети наиболее глубоко аутичные. Они отличаются максимальной отрешенностью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте с ним. У них отсутствует речь. Поведение детей этой группы не является отражением внутренних устремлений, а, наоборот, проявляется как эхо посторонних впечатлений. Аутизм проявляется в выраженной степени отрешенности от происходящего вокруг и в желании, чтобы их оставили в покое. Дети не пользуются речью, а также жестами, мимикой, изобразительными движениями.

Вторую группу составляют дети, у которых контакт с окружающим миром нарушен в меньшей степени, однако также достаточно сильно выражена дезадаптация к среде. У них более ярко проявляются стереотипии, избирательность в еде, одежде, выборе маршрутов. Степень активности контактов и их характер у этих детей проявляется в чрезвычайной избирательности и фиксированности. Речь этих детей более развита: они пользуются ею для обозначения своих потребностей. Ребенок копирует речевые штампы, воспринятые из внешнего мира, не называя себя в первом лице.

Особенности детей третьей группы проявляются, в первую очередь, в их экстремальной конфликтности при установлении контактов с внешним миром: агрессия, направленная на кого-то, или даже самоагрессия. Речь этих детей развита еще лучше, но она, как правило, монологична: речь имеет «книжный», наученный, неестественный оттенок. Двигательно это наиболее ловкие дети среди всех групп. Эти дети могут проявлять особые познания по некоторым дисциплинам. Но это, в сущности, манипуляции знаниями, игра какими-либо понятиями, т.к. проявить себя в практической деятельности эти дети могут с трудом. Они совершают мыслительные операции (например, задания по математике) стереотипно и с большим удовольствием. Подобные упражнения служат им источником положительных впечатлений.

Четвертая группа – это особо ранимые дети. В большей степени аутизм проявляется у них не в отсутствии, а в неразвитости форм общения. Потребность и готовность к вступлению в социальное взаимодействие у детей этой группы выражены больше, чем у детей первых трех групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия. Дети этой группы способны устанавливать глазной контакт, но он носит прерывистый характер. Дети производят впечатление робких и застенчивых. В их поведении просматриваются стереотипии, но уже больше в проявлении педантизма и стремлении к порядку.

Очевидно, что каждая из 4-х групп детей с РАС, выделенные О. С. Никольской с сотр. , требует индивидуального подхода и коррекции. Это говорит о необходимости точной диагностики детей с РАС для определения группы, к которой принадлежит каждый ребёнок, и дальнейшей коррекции его эмоционального состояния, обучения, а главное – социализации.

Однако решение проблемы аутизма в современном мире осложняется тем, что особенности людей с данным диагнозом сталкивается с неготовностью общества принять этих людей такими, какие они есть и контактировать с ними с учетом их особенностей.

Это говорит о необходимости двустороннего решения вопросов социализации детей с РАС. Помимо своевременной диагностики и коррекции данного нарушения, необходимо уделять значительное внимание распространению информации о нем, разрушать стереотипы общества, препятствующие адекватному восприятию людей с РАС.

Список литературы

1. Клевитов, С. И. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе [Текст] / С. И. Клевитов, О. С. Терентьева. // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2014 г. – 6 (134). – С. 133-138.

2. Запорожец, А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. – М., 1999. – 240 с.

3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова [и др.]; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

4. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – Изд. 2‑е, стереотипное. – М. : Теревинф, 2000.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Ранний детский аутизм - сравнительно редкая форма патологии. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким ("аффективная блокада", по L. Kanner), страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.

Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:

В качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.

Ко вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы

Классификация состояний по степени тяжести РДА

Выделят 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

1. полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности - голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

2. активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе.

3. захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

4. чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.(от себя)

При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде

Таблица №1. Особенности познавательной и

Эмоционально-волевой сфер

Внимание Ощущение и восприятие Память Речь Мышление Эмоционально-волевая сфера
Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т.п. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. Ощущения и восприятие. Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта. С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу. Речь. У детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно – своеобразие в становление экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся детей в виде гуления, у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету. Первые слова у детей появляются обычно рано. В 63% наблюдений это обычные слова: «мама», «папа», «деда», но в 51% случаев они использовались без соотнесения со взрослым. У большинства с двух лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. Но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. Они редко задают вопросы; если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. Некоторые демонстрируют выраженную многоречивость, но, несмотря на это, получить ответ на конкретный вопрос от таких детей очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована. Дети наиболее тяжелой, 1-й группы, по классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской, могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-1 группы характерны «телеграфные» речевые штампы, эхолалии отсутствие местоимения «я» (называние самого себя по имени или в третьем лице – «он», «она»). Как отмечают О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей, например способности к обобщению, к планированию. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия. Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности с тем, чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке. В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется. Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. При аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплексоживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло. У этих детей отсутствует характерное для данноговозраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов. К.С.Лебединская и О.С. Никольская выделяют три группы страхов: типичные для детского возраста вообще (страх потерять мать, в также ситуационно обусловленные страхи после пережитого испуга); обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью детей (страх бытовых и природных шумов, чужих людей, незнакомых мест); неадекватные, бредоподобные, т.е. не имеющие под собой реального основани

Таблица №2 Особенности деятельности

Особенности игровой деятельности Особенности учебной деятельности
Для детей при РДА с раннего возраста характерно игнорирование игрушки. Дети рассматривают новые игрушки без какого-либо стремления к манипуляции с ними, либо манипулируют избирательно, только одной. Наибольшее удовольствие получают при манипулировании с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный). Игра у таких детей некоммуникативная, дети играют в одиночку, в обособленном месте. Присутствие других детей игнорируется, в редких случаях ребенок может продемонстрировать результаты своей игры. Ролевая игра неустойчива, может прерываться беспорядочными действиями, импульсивной сменой роли, которая тоже не получает своего развития. Игра насыщена аутодиалогами (разговором с самим собой). Могут встречаться игры-фантазии, когда ребенок перевоплощается в других людей, животных, предметы. В спонтанной игре ребенок с РДА, несмотря на застревание на одних и тех же сюжетах и большом количестве просто манипулятивных действий с предметами, способен действовать целенаправленно и заинтересованно. Манипулятивные игры у детей данной категории сохраняются и в более старшем возрасте. Любая произвольная деятельность в соответствии с поставленной целью плохо регулирует поведение детей. Им трудно отвлечься от непосредственных впечатлений, от положительной и отрицательной «валентности» предметов, т.е. от того, что составляет для ребенка их привлекательность или делает их неприятными. Кроме того, аутистические установки и страхи ребенка с РДА – вторая причина, препятствующая формированию учебной деятельности во всех ее неотъемлемых компонентах. В зависимости от тяжести нарушения ребенок с РДА может обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы. В школе по-прежнему сохраняется изолированность от кол лектива, эти дети не умеют общаться, не имеют друзей. Для них характерны колебания настроения, наличие новых, уже связанных со школой страхов. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, учителя отмечают пассивность и невнимательность на уроках. Дома дети выполняют задания только под контролем родителей, быстро наступает пресыщение, утрачивается интерес к предмету. В школьном возрасте для этих детей характерно усиление стремления к «творчеству». Они пишут стихи, рассказы, сочиняют истории, героями которых они являются. Появляется избирательная привязанность к тем взрослым, которые их слушают и не мешают фантазированию. Часто это бывают случайные, малознакомые люди. Но по-прежнему отсутствует потребность в активной совместной жизни со взрослыми, в продуктивном общении с ними. Учеба в школе не складывается в ведущую учебную деятельность. В любом случае требуется специальная коррекционная работа по формированию учебного поведения аутичного ребенка, развитию своего рода «стереотипа обучения».

Когда ребенок не реагирует на команды, не играет так, как сверстники, не говорит ни голосом, ни жестом, ведет себя странно – это может быть аутизм .

Не всегда, однако, «странное поведение» ребенка, должно расцениваться как расстройство спектра аутизма. Возможно, ваш ребенок просто немного отстает в развитии. Впрочем, сам аутизм имеет много разновидностей – от легких расстройств до тяжелого синдрома Каннера.

Причины аутизма

Ученые не уверены в том, что является причинами аутизма , но, очевидно, что определенную роль здесь играет как генетика, так и окружающая среда. Эксперты выделили несколько генов, связанных с болезнью, которые вызывают отклонения развития в некоторых областях мозга.

Другие исследования показывают, что люди с аутизмом имеют недопустимый уровень серотонина и других нейромедиаторов в мозге.

Практика показывает, что заболевание может возникнуть в результате нарушения нормального развития мозга на ранних стадиях формирования плода из-за неисправностей в генах.

Классические симптомы аутизма

Симптомы аутизма, как правило, появляются до третьего года жизни. Бывает, однако, что аномалии развития могут раскрыться гораздо раньше – уже в течение первых нескольких месяцев жизни ребенка или позже – в районе четвертого-пятого года жизни.

В случае поздних симптомов болезни говорят об атипичном аутизме. Часто аутизм довольно неожиданно, как явный регресс в развитии ребенка, который начал произносить слова, но вдруг замолчал.

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Аутизм является одним из многих сложных неврологических расстройств. Спектр аутизма – это группа расстройств, которые влияют на способность общаться, поддерживать социальные контакты и выражать эмоции.

Симптомы аутизма , как правило, видны в возрасте двух лет, поэтому так важна их ранняя диагностика. Чем раньше родители заметят тревожные симптомы, тем раньше можно начать лечение. Первые признаки заболевания у детей могут дать о себе знать даже у 6-месячных младенцев. Но все дети разные, поэтому не все симптомы должны быть у ребенка, чтобы диагностировать аутизм.

Несмотря на то, что диагноз аутизма обычно ставится между вторым и третьим годом жизни, некоторые из симптомов аутизма у детей, можно увидеть намного раньше. Если 6-месячный ребенок не улыбается, в возрасте до 12 месяцев не лепечет и не выполняет никаких жестов, а в возрасте двух лет, не в состоянии произнести словосочетаний, существует большая вероятность того, что ребенком аутист.

Симптомов аутизма много, в частности, ребенок с аутизмом :

  • не играет с другими детьми и в творческие игры;
  • предпочитает контакт с предметами, а не с людьми;
  • избегает зрительного контакта;
  • смотрит «сквозь человека»;
  • мало улыбается;
  • имеет ограниченную мимики лица;
  • плохо реагирует на свое имя;
  • кажется гиперактивным ;
  • иногда впадает в гнев без причины;
  • импульсивен;
  • не говорит вообще или использует слова без значения;
  • может повторять слова (эхолалия);
  • имеет трудности в общении с другими людьми;
  • странно себя ведет – приводит предметы в вращательное движение или совершает однообразные движения (двигательные стереотипы ) – кивки, раскачивание, поворот на месте;
  • отсутствует спонтанность движений, в связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • речь развивается очень медленно;
  • не размахивает руками;
  • не бегает с подскоками;
  • если говорит, то на одну тему;
  • против любых изменений обязанностей;
  • имеет повышенную чувствительность к прикосновениям и звукам или не реагирует на боль.

Аутизм у двухлеток

В то время, как большинство здоровых детей в возрасте двух лет начинают говорить или, по крайней мере, произносить простые слова, дети с аутизмом имеют много беднее словарный запас или теряют способность говорить. Им трудно произносить согласные и словосочетания и они совсем не жестикулируют.

В то время, когда большинство нормально развивающихся детей может указать пальцем на предмет, который их интересует или смотреть в направлении, которое указывает родитель, аутист не в состоянии этого сделать. Вместо того, чтобы смотреть на то, что родитель указывает, они смотрят на палец.

С одной стороны, аутичные дети не имеют некоторых навыков, а с другой – имеют тенденцию поведения. Многие дети с аутизмом любят рутину. Любое вмешательство в определенную последовательность событий может вызвать сильную реакцию ребенка.

Аутичные дети, как правило, любят принимать ванну каждый день в одно и то же время, важен также порядок и время приема. Некоторые дети с аутизмом часто хлопают в ладоши или скачут вперед и назад во время сидения. Компульсивное поведение не редкость во время игр. Некоторые дети могут часами выстраивать свои игрушки в идеальную линию, а когда им кто-то помешает, очень раздражаются.

Аутичные дети хотят иметь друзей, но установление контактов для них очень тяжело. Во время игры многие дети, отстают от группы, что связано с непониманием дружеских жестов, например, улыбки или зрительного контакта. Когда кто-то проявляет внимание к аутичному ребенку, малыш, как правило, застывает.

Это происходит потому, что ребенок с аутизмом не понимает эмоций и не в состоянии ответить на них взаимностью. В то время, когда многие двухлетки машут рукой на прощание или поворачивают голову, когда слышат свое имя, аутичный ребенок, как правило, не делает эти вещи.

Дети с аутизмом испытывают трудности с интерпретацией того, что думают или чувствуют другие, потому что они не могут понять социальных сигналов, таких как тон голоса или выражение лица. Также доказано, что у них отсутствует эмпатия.

Детский аутизм

Ребёнок с аутизмом не любит обниматься, не может показать пальцем на то, что их интересует и, если что-то нужно, то тянет за руку взрослого. Аутичные дети бывают агрессивными или аутоагрессивными, например, могут биться головой в стену, но это связано, как правило, со страхом. Им явно вредит избыток стимулов – любят прятаться в темные углы. Предпочитают одиночество, рутину и устойчивость окружающей среды.

Стоит знать, что у ребенка могут наблюдаться лишь некоторые из симптомов болезни. Некоторые дети с аутизмом очень любят обниматься, много говорят (хотя и не всегда правильно) и не имеют ярко выраженного странного поведения. Следует помнить, что у некоторых детей симптомы аутизма очень сильно выражены, а у других очень плохо видны и трудно улавливаемы.

Невозможность общения с аутичными детьми приводит к тому, что окружающие воспринимают их как «умственно отсталых». Однако, исследования показывают, что большинство людей, страдающих этим заболеванием, имеет коэффициент интеллекта не отличающийся от обычного. Предметом интереса ученых из разных уголков мира являются также уникальные способности и навыки, которые проявляет часть людей, страдающих аутизмом.

В этом месте следует вспомнить, что в части случаев аутизма может сосуществовать с проблемами слуха , эпилепсией или умственной отсталостью. Было бы ошибкой, однако, использование такого рода обобщений. Детский аутизм не означает интеллектуальной инвалидности ребенка, но также не значит, что ребенка следует воспринимать как «гения».

Исключительные способности детей с аутизмом

Несомненно, дети с аутизмом, по-другому воспринимают мир, по-другому воспринимают чувственные стимулы, вкус, цвета. Исследования показывают, что они намного лучше, чем здоровые, справляются с заданиями идентификации фигур, расположенных на сложном фоне, лучше запоминают детали, что ученые связывают с более высокой, чем средняя остротой зрения.

Верно также и то, что среди больных аутизмом много чаще, встречаются люди, обладающие исключительными способностями . Их называют «савантами». Как правило, их таланты очень узки и специализированны в определенных областях.

Например, нарушения функционирования может сосуществовать с феноменальной памятью, большим талантом: математическим, музыкальным или пластическим. Каждый, кто хоть раз смотрел фильм «Человек дождя», был, вероятно, под впечатлением от памяти главного героя, который мог по памяти цитировать текст 7600 книг.

Прототипом этого персонажа был больной аутизмом Джим Пик, однако, в литературе описано немало аналогичных случаев. Кроме способности запоминания текста, больные аутизмом удивляют иногда окружающих знанием географии, астрономии или математики.

Описано несколько случаев, когда дети прекрасно справлялись с чтением сложных карт и определяли свое положение Солнцу и Луне. Среди «савантов» попадаются гениальные поэты, музыканты, художники, люди, обладающие абсолютным слухом или фотографической памятью и другими редкими способностями.

К сожалению, во многих случаях это отдельная, изолированная способность, например, умение играть услышанную мелодии на разных инструментах может сосуществовать с очень глубокими нарушениями языковых и социальных навыков. Количество «савантов» среди больных аутизмом оценивается в 10%. Последние исследования показывают, что число людей со специальными навыками может быть даже в три раза больше. Эти проценты производят впечатление, однако, не следует придавать им излишнее значение.

Подчеркивание изолированной, исключительной, но часто используемой в повседневной жизни способности ребенка, без одновременных интенсивных усилий в развитии в нем способности функционировать в обществе, является большой ошибкой.

Не следует искать в каждом больном аутизмом ребенке непонятого гения, однако нельзя не учитывать таланты ребенка при планировании его дальнейшей терапии. Использование механической памяти или отличного слуха во время занятий может стать фактором, открывающим для ребенка привлекательность мира и стимулом для повышения социальных навыков и коммуникации.

Диагностика и лечение аутизма

Врачи часто используют анкеты или другие диагностические инструментов для сбора информации о развитии ребенка и его поведении.

Некоторые инструменты контроля зависят исключительно от наблюдения родителей, другие объединяют наблюдение родителей и ребенка. Если инструменты контроля указывают на возможность аутизма, рекомендуется, как правило, более полное исследование.

Комплексная оценка требует междисциплинарный команды, включающей психолога, невролога, психиатра, логопеда и других специалистов, которые диагностируют детей с аутизмом. Члены команды проведут детальный неврологический анализ и углубленное исследование когнитивных способностей и оценку языка. Потому что, например, проблемы со слухом могут вызвать поведение, которое легко спутать с аутизмом.

Нет лекарства для лечения аутизма. Поведенческая терапия аутизма предназначена для решения определенных симптомов и может привести к значительному улучшению. Идеальный план лечения включает в себя терапию и вмешательства, которые удовлетворяют специфические потребности отдельных детей.