Что такое психомоторика? Психомоторные свойства человека Психомоторика как наука изучает.

Возникает вопрос: какой орган человека материализует эмоции, чувства, мысли, образы, движения, содержания памяти? Их обслуживает психомоторика. Психомоторика - механизм, система, функция, сливаясь в целостность, создают орган человека. Орган человека, а не тела.

На протяжении почти всей истории деятельности людей психомоторика и ее функции были и остаются преимущественно способом создания второй природы человека - культуры. В том числе и таких предметов, которые являются носителями духовных творений человечества, -- живописных полотен, скульптур, архитектуры, техники и технологий и т.п.

Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела доказана Декартом: душа и тело человека - две особые субстанции - две неизменные основы человека.

Что же мы получаем? 1) Бестелесную душу. Тело - место, где пребывает душа. 2) Бездушное тело, что душа прикажет, то тело и делает, они разные и даже в акте соединения существуют отдельно одно от другого.

С того времени парадигма Р. Декарта овладела умами не только философов, но и психологов почти всех направлений. Вот что значит сила авторитета. Этому поверили все - кроме Б. Спинозы.

В отличие от Декарта, захваченного методом анализа, Б. Спиноза подошел к этой проблеме с другой стороны - пользовался принципом целостности и везде выискивал ее знаки - гармонию. Анализ без синтеза целого он не признавал. Тело без души - это мертвец.

Живой человек - не просто одухотворенное тело, он - вершина развития природы. Природа через человека не только мыслит сама себя. Главное, человек - инструмент, которым природа превращает себя в более совершенные формы, гармонизирует себя.

Отсюда вытекает: мышление как свойство души и живое движение как свойство тела - это не две разные субстанции (по Декарту), а два атрибута, то есть два свойства человека - души и мыслящего тела. Следовательно, внутреннее в действии человека - мышление, а внешнее этого мышления - живое движение; мышление и движение, сливаются психомоторикой в целостность.

Почти через два с половиной столетия И.М. Сеченов назвал эту целостность души и тела психомоторикой. Он указал, что жизненными потребностями (дискомфортом) обусловливается возникновение желаний - мысли, которая и вызывает движение. И подчеркнул: желание будет тогда мотивом - действенной мыслью, или целью, а движением - действием или способом достижения цели, когда человек выполняет произвольное движение.

Живое, целесообразное движение происходит следом за желанием с опознаванием мысленно последствий этого движения. Без желания или импульса - мысли - движение было бы вообще бессмысленным. И.М. Сеченов высказал гипотезу, которая теперь подтверждена экспериментами и положена в основу теории психической регуляции движений: в движениях детей коренятся элементы мысли.

Отличительной особенностью человеческих движений и действий, как мы уже знаем, является их сознательный и целенаправленный характер. Действуя, человек познает мир, а, познавая его - тоже действует. Много элементарных форм движений рук, ног, головы и туловища, а также и комбинированных систем двигательных действий заучиваются в детстве.

Исторически сложилось так, что движения, действия, двигательное творчество человека и его механизмы - психомоторика - выпали из поля зрения психологии. Для многих было понятным: движения - сугубо механическое явление и они находятся за рубежами психологии, ограниченной внутренним миром субъективных фактов.

Единство мысли и движения. Впечатление, что психомоторика = мысль + движение, ошибочно. Потому, что живое движение - главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека двигательной активности - значит провоцировать возникновение феномена «спутанной энергии»; проще говоря, обречь его на гибель.

Строение мыслящего тела человека - уникально. В психомоторике не существует барьеров, отделяющих человека от мира вещей, а наоборот - ее универсальность позволяет понять мышление как:

1) функцию предметного, внешнего действия;

2) способ действия мыслящего тела;

3) бездеятельное живое тело, уже не является мыслящим, тогда оно просто обычное «тело».

Значит, психомоторные процессы обьединяютв единую целостность «мыслящее тело - предмет». Психомоторные процессы - третий компонент системы, обеспечивающий возможность обмена энергией и информацией между мыслящим телом и другим предметом.

Человек, выполняя действия над предметом, одухотворяет его, наделяет его своими свойствами - воплощает в него состояние собственной души - очеловечивает предмет. Но предает оказывает и обратное действие на человека. Предмет становится активным и возбуждает в человеке тоже удивительное явление: способствует открытию в себе способности позиания себя самого.

В каждом предмете заключается почти бесконечное количество качеств. Это - истина. Человек, действуя с предметом, открывает его свойства. И, открывая для себя эта свойства, превращает свои задатки в деятельные состояния - способности - условия. Способности не только знать свойства предметного мира, но - и это главнейшее - использовать их силу в преобразовании того же предмета или вещества в новые формы и удовлетворять потребности. Воплотить свои способности в предметы, чтобы они приобрели ценность, создать блага.

Это два - прямой и обратный - процесса психомоторики.

Мысль из живых движений: а) вырастает, б) развивается, в) в процессе движения мысль материализуется в предметах, процессах, явлениях, г) в этом же процессе совершенствуется, и, наконец, д) становится меркой для изготовления предметов и явлений - мерой человека.

Главное же свойство живого движения состоит в том, что человек не просто выполняет действие, он:

1) овладевает пространством действия, 2) подчиняет себе время, 3) сознательно преодолевает внешние и внутренние силы, оказывающие сопротивление.

Физическое тело движется соответственно законам механики. Живым движением человек решает задачу, чем он существенно отличается от сугубо механического движения и от простой реакции (действие - всегда акция, направленная на будущий продукт или раздражитель).

Чтобы построить правильные движения нужно:

1) подчинить своей воле сложнейшую биомеханику собственного тела,

2) сделать свое тело послушным,

3) соответствующими движениями вести свое тело к и ели.

При всей сложности двигательной задачи, нас поражают время

от времени мастерским выполнением действий юноши и девушки в балете, цирке, спорте.

Особенно на стадионах и в спортивных залах, когда они в соревнованиях устанавливают мировые рекорды, не предусмотренные самыми смелыми прогнозами.

Следовательно, чем больше успешных психомоторных действий может выполнять человек, тем более совершенным является его мышление, тем больше у него мыслей, чувств и образов в душе.

Но ведь еще полторы сотни лет назад И.М. Сеченов доказал: психомоторика есть безраздельная связь движений душевных и телесных (прямых и обратных). Если бы он сделал еще один шаг вперед и сказал: психомоторика - это орган человека, - огромное число проблем прояснились бы и многое стало бы на свое место.

В чем отлитое психомоторики - органа человека - от органов тела?

Универсальность психомоторики. Психомоторика работает вне тела. С природой и ноосферой. Психомоторика выполняет три основные функции. Она:

1) инструмент для «внешних работ»: человек-исполнитель работает (как ласточка лепит гнездо из собственной жвачки); эрудит наслаждается собиранием гармонически построенных предметов и явлений; творец, преодолевая дискомфорт, делает открытия, изобретает или находит образы того, чего еще не было;

2) инструмент для создания информации (сырье для информации человек берет вовне, а перерабатывает его механизмами души: исполнитель на чувство отзывается стереотипом, потребитель - образом-чувством, творец чувства превращает в мысль);

3) инструмент для гармонизации себя (человек приближается к собственной гармонии: исполнитель к спокойной совести; эрудит - к энциклопедической памяти, когда удовольствие получает уже не от самой гармонии, а от узнавания ее: «так видели - слышали, читали, ели, имели… - мы и это!..»; творец чувствует свою родственность с природой и творит как сама природа).

Психомоторика - орган тела человека, его механизм действия

и искусство их регуляции. Психомоторика осуществляет психическую регуляцию живых движений, действий и.поступков,

она - зеркало мышления, чувств и воображения.

Если психомоторика дисгармонична, несовершенна или расшатана, качество работы механизма регуляции низкое. Психомоторика работает, когда возникает взаимодействие в системе «мыслящее тело - предмет». Мыслящее тело человека способно к бесконечному количеству действий. И в том числе движений телесно запрограммированных инстинктов.

Основными проявлениями психомоторики являются классы движений и действий:

Движения, которые обеспечивают поддержку и изменения положений тела человека в пространстве;

Состояния и позы нашего тела - это храциозность фигуры, выправка, апломб и стойкое соблюдение вертикальной линии (от головы до пят), и наоборот - кривляка, позер, искусственная улыбка и т.п.;

Локомоции - движения, связанные с перемещением своего тела человеком: их особенности проявляются в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т. л,; сюда входят и баллистические движения: ловли и захватывания предмета, который летит или перемещается, силовые и ударные движения, метания предметов с установкой на меткость, дальность и т.п.;

Выразительные движения лица, всего тела (мимика и пантомимика) - непосредственные проявления эмоций и чувств, семантические движения - носители смысла, знаков, значение, которые человек передает другим людям, например хореографические движения, движения, которые имитируют действия с отсутствующими предметами;

Рабочие движения и действия, которые являются способами трудовой деятельности и составляют основу профессионального мастерства, обеспечивают эффективность работы, экономию затрат силы и способствуют совершенной реализации замыслов человека. Количество этих движений и действий почти безгранично: и тех, что уже известны и усвоены, и тех, которые еще только будут найдены.

Вот почему психомоторика - орган человека универсальный - всеобъемлющий и разносторонний, которым человек решает жизненно важные задачи. Действительное бытие человека - его действие* действенность.

Чтобы лучше понять универсальность живого движения, сделаем сравнение психомоторики и машин - неживых тел.

Механизмы психомоторики настраиваются в ходе двигательного действия. Механизмы машины неизменны и запрограммированы на определенные, раз и навсегда неизменные траектории движения деталей. Живое движение способно на столько форм траекторий в пространстве, сколько существует в природе форм предметов, с которыми человек имеет возможность взаимодействовать.

Форма движения машины предварительно определена конструкцией, структурно и функционально, она действует по схеме своего строения, и только так, а не иначе. Живое же движение определяется формой того предмета* с которым взаимодействует человек.

Благодаря универсальности функций мыслящее тело активно строит траекторию своего движения в соответствии с формой окружающих тел со сложными конфигуращшми и пространственными координатами. Если же психомоторика сталкивается с препятствием, которое не может преодолеть, то человек останавливается для раздумья, то есть перестройки схемы действия.

В ситуации столкновения физическое тело разрушает себя, или препятствие. Возможность согласовывать форму движения мыслящего тела с формой другого предмета свидетельствует о том, что структурно-анатомическое строение психомоторики не запрограммировано к одному, или нескольким способам действий - а человек способен к любому сложному действию.

Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела была выражена еще Аристотелем. Его вывод: рука человека - инструмент для многих инструментов. А. Спиноза доказал, что способ действия мыслящего тела определяется не им самим, самовольно, а оно активно строит свое движение, действуя соответственно форме (образу, идее, схеме) любого другого предмет.

Мысля - мы действуем, действуя - мыслим.

Психомоторика - почти единственное средство, орудие, благодаря которому человек вмешивается в окружение5 изменяет

его, создает новые предметы и явления собственными силами - «золотыми руками».

Отсюда вытекает: психомоторное действие - эффективный механизм развития души и тела. Ведь действуя, человек мыслит, а, мысля - действует, действует даже тогда, когда к предметам руками не дотрагивается.

Психомоторика или психомоторные процессы - это объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями. Это понятие в психологию ввел И. М. Сеченов, хотя термин «психомоторные центры» существовал и раньше.

Сеченов писал: «Жизненные потребности родят хогения, и уже эти ведут за собою действия; хотение будет тогда мотивом или целью, а движение - действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явление двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными»

Сеченову принадлежат слоза, ставшие классическими: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» 52.

Иногда говорят, что «психомоторика - это реализация психической деятельности». Но это неточно,

ибо наводит на мысль, что только мышечные движения реализуют психическую деятельность. Правильнее говорить не «реализация», а «объективизация». «Хотение», «мысль», «субъективный образ объективного мира», вообще любое субъективное явление - это тоже реальность. Ведь реальность или действительность существует в двух формах: объективная

реальность - существующее вне сознания, как отражаемое им и субъективная реальность - как отраженное сознанием. Следовательно, в процессе отражения объективная реальность становится субъективной реальностью, а в процессе психомоторики субъективная реальность становится объективной реальностью. Последнее и есть процесс объективизации субъективного. Беспрерывные переходы объективного в субъективное и обратно субъективного в объективное и есть сущность психики. В свете сказанного нам представляется существенным недостатком ряда учебников психологии то, что они не имеют специальных глав о психомоторике, что нет соответствующих разделов в программах.

В психомоторных процессах, взятых за целое («психомоторике»), обычно выделяют в качестве основной подструктуры группу сенсомоторных процессов, в ней в свою очередь - ряд различных процессов, которые можно представить в виде следующей системы понятий.

Сенсомоторные реакции: простая психическая реакция (примером ее может служить быстрый нажим на сигнал); сложная реакция: реакция выбора (на

пример, нажим на кнопку, соответствующую сигналу), реакция переключения (нажим на кнопку при изменении значения сигнала), отставленная реакция (когда исполнительному сигналу предшествует предварительный), цепная реакция (при которой каждая реакция вызывает следующий сигнал), реакция на движущий ся объект (например, остановка стрелки на заданном делении). Сенсомоторная координация: реакция слежения (например, удерживание рычагом отклоняющейся стрелки), сложная координация (примером ее может быть координация движений суппорта токарного станка, на котором токарь должен одновременно координировать движение в двух направлениях), групповая реакция слежения (так называемый гомеостат) .

Временные показатели сенсомоторных процессов наряду с их точностью очень четко определяют эти процессы. Правда, у исследователей их часто отсутствует единообразие в терминологии. Как синонимы употребляются термины: скорость реакции, время реакции, латентный период реакции. Нам представляется логичным сделать следующие уточнения этих понятий. Простая реакция имеет только один параметр - время. Латентное время реакции - время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Если учитывается еще и время выполнения движения, надо говорить об общем времени реагирования, которое является временем выполнения сенсомоторного действия. Скорость простой реакции-это типичное для данного человека в данных условиях среднее латентное время его реакции.

Сложную реакцию кроме этого определяет ее точность, а серию их - вариативность. Серия реакций на движущийся объект оценивается числом точных реакций и числом и средними величинами запаздываний и преждевременных реакций.

Сенсомоторная координация оценивается по времени реакции на пусковой сигнал - от появления двигательной задачи до начала реагирования; общим временем реагирования - до конца решения возникшей двигательной задачи; точностью реагирования - выявляемой как по конечному результату реагирования так и по числу и особенностям поправочных движений, определяющих координированность реагирования. Я не останавливаюсь подробнее на сенсомотор- ных процессах: это задача специальной литературы

Все произвольные моторные (двигательные) действия, а следовательно, все учение о трудовых двигательных навыках также относятся к психомоторике. Именно они (т. е. навыки), становясь свойствами личности, определяют ее умелость, мастерство.

Со времени И. М. Сеченова принято называть термином идеомоторика или идеомоторные действия двигательные действия, вызванные мыслями, идеями. Известно, что неопытный велосипедист, увидев столб и подумав «Ох! наскочу», обязательно действительно наскочит на него. Это явление точнее было бы называть непроизвольными идеомоторными действиями. Но этот термин не прижился потому, что «произвольные идеомоторные действия» проще и короче называть произвольными действиями. Притом же это и вполне точно, так как акт мышления («идеи») включен в волевые действия.

До сих пор речь шла о психомоторике человека, хотя многое из сказанного относится и к животным, у которых, понятно, идеомоторика отсутствует, но зато сенсомоторика развита многим лучше, чем у человека, и играет большую роль. Иногда даже говорят о сен- сомоторном мышлении у животных, с чем вряд ли можно согласиться; скорее это весьма сложные комплексы ощущений, сенсомоторной памяти и потребностей, которые точнее было бы называть сенсомотор- ный рассудок. Мышление как форма отражения невозможно без понятий. Сенсомоторный рассудок же является предысторией понятийного мышления. Его можно наблюдать и у человека, например у ребенка в процессе игры, и даже у взрослого человека, решающего двигательную задачу (головоломку) методом проб и ошибок.

)

совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Изучение характера П. как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная , свободная выразительная и жестикуляция, плавная ритмичная , способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью. Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая . Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.

При различных заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. К ним относится двигательный , недоразвитие (моторная ), угнетение ( и акинезия), усиление () и извращение П. (). Выраженные расстройства П. возможны при психомоторном возбуждении и ступоре, при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений П. являются навязчивые и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, ). Выделяют также регрессивные расстройства П. в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам нервно-психического развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, двигательная расторможенность). Регрессивные расстройства П. особенно ярко выражены при некоторых реактивных психозах (например, синдроме одичания и пуэрилизме). Распад П. происходит при пресенильных и сенильных деменциях (например, болезни Альцгеймера, болезни Пика, старческом слабоумии) и других прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга.

Библиогр .: Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1-2, М. - Л., 1930; Ковалев В.В. и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с. 25, М., 1985.

II Психомото́рика (Психо- + )

совокупность сознательно управляемых двигательных действий.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Психомоторика" в других словарях:

    Психомоторика … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. psyche – душа и movere – двигаться) разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, осн. духовных установок, возраста, пола и т. п. Философский энциклопедический словарь … Философская энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 моторика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПСИХОМОТОРИКА - см. Озерецкого метрическая шкала. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (психо... + лат. motor приводящий в движение) индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. психомоторика и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    - (психо + моторика) совокупность сознательно управляемых двигательных действий … Большой медицинский словарь

    Психомоторика - (психо + моторика). Совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий … Толковый словарь психиатрических терминов

    психомоторика - психомот орика, и … Русский орфографический словарь

    психомоторика - (1 ж) … Орфографический словарь русского языка

    психомоторика - и, ж. Індивідуальні особливості рухових реакцій людини, пов язані з побудовою її тіла, віком та статтю. Атлети/чна психомото/рика тип психомоторики, який характеризується підібраністю постави, твердістю ходьби та високою працездатністю.… … Український тлумачний словник

Книги

  • Этюды к обретению дирижерского мастерства. Психомоторика внутреннего исполнительства (+ DVD) , Георгий Ержемский. Последняя работа известного дирижера, доктора психологических наук, почетного академика ряда международных академий, профессора Георгия Львовича Ержемского нацелена на кардинальное решение…

Один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. На начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляция отдельных движений переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую роль начинают играть восприятие и ощущения, особенно кинестезические ощущения . При изменениях условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, происходит деавтоматизация движений , переход регуляции движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. ). Физиологическая основа А. д. - это формирование динамических стереотипов . См. Двигательный навык . (Н. Д. Гордеева.)

Фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень) А. - синергия ходьбы (см. Мышечные синергии ). А. обладает приспособительной вариативностью и пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение, а подсистему коррекций, не требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)

Одинаковое развитие функций обеих рук. А. м. б. врожденной или возникнуть в результате тренировки. Амбидекстр - человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой руками (отсутствие правшества или левшества, леворукости ).

(от греч. а - отрицание + stasis - стояние) потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела. А. - симптом обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого тела.

Ресурсы двигательной системы, приобретенные в прошлом опыте и отложенные в памяти человека в виде программ для двигательных штампов, умений , навыков (термин предложен А . В . Запорожцем ). (А. И. Назаров.)

Функциональная, структурная и морфологическая неоднородность развитого двигательного акта. Последний содержит когнитивные, программные, оценочные, аффективные и эффекторные компоненты. Их системная организация складывается в конкретных условиях двигательного поведения субъекта и реагирует на изменение каждой из его детерминант - двигательной задачи , окружающей ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний индивида. Это позволяет рассматривать живое движение как функциональный орган психики. (А. И. Назаров.)

Двигательный (кинестезический) анализатор полимодальная сенсорная система , осуществляющая анализ и синтез рецепторной информации о движениях и положении тела и его частей; интегрирует сигналы от проприоцепторов , кожных рецепторов, вестибулярного аппарата (см. Вестибулярная система ), зрительных и моторных центров. Д. а. тесно связан с моторными областями коры и сам участвует в поддержании постоянного тонуса (напряжения) мышц тела и координации движений. У высших животных и человека Д. а. моделирует движение, создает образ движения, которое предстоит совершить, и постоянно сличает реальный полисенсорный поток афферентных импульсов (в т. ч. и от самих мышц) с заранее созданным образом-планом движения (см. Двигательный навык ). На вопрос, где осуществляется центральная интеграция полимодальной информации и формируется образ тела и его частей, ответить категорично и однозначно не представляется возможным. Известно, что в моторной зоне коры существуют полисенсорные нейроны, но также известно, что в соматосенсорную кору приходят тактильные, проприоцептивные и вестибулярные сигналы. Как в моторной, так и соматосенсорной коре соблюдается принцип соматотопической проекции. Третья область, в которой сходятся сигналы от кожного, проприоцептивного, вестибулярного и зрительного анализаторов, - это третичные, теменно-затылочные отделы коры. Следует предостеречь от смешения понятий Д. а. и «двигательная система» (см. Двигательный аппарат ), а также от сужения понятия Д. а. до сенсорной системы, анализирующей только проприоцептивные сигналы. (Б. М.)

Система мышц, сухожилий, связанных с ними нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей (активная часть), а также подвижные звенья скелета (пассивная часть). У человека и животных пассивная часть Д. а. состоит из большого числа сочлененных звеньев, образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Активная часть Д. а. представляет собой сложную систему нервно-мышечных образований, в которой все элементы многократно связаны друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали и образуют гетерогенную морфологическую структуру. Изменение состояния Д. а. достигается путем соответствующей иннервации мышц (активное движение) или под влиянием внешних воздействий (пассивное движение). (А. И. Назаров.)

Двигательный аппарат - физиологическая система, за счет работы которой осуществляется построение и осуществление движения, состоящая из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей.

Освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи , основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.

Набор двигательных операций , выполняемых в определенном пространственно-временном режиме в соответствии с содержанием двигательной задачи и имеющимися в распоряжении субъекта внешними и внутренними средствами ее решения. Д. с. определяется биомеханическими свойствами кинематики тела, иннервационными ресурсами, наличным инвентарем сенсорных коррекций, а также орудием, которое применяется для выполнения действия . Д. с. «есть функция как задачи, так и ее исполнителя» (Бернштейн Н . А .). Д. с. м. б. определен a priori лишь частично, в общих чертах, доступных вербальному или образному описанию; его полное выявление субъектом происходит только в ходе упражнений и тренировки, в которой отрабатывается индивидуальный стиль движений. См. Двигательный навык . (А. И. Назаров.)

Комплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма. Посредством Д. работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело или отдельные его части перемещаются в пространстве, изменяется поза и мимика, регулируются функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека. Д. является основным медиатором взаимодействия индивида с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта (см. также Живое движение , Построение движения , Психическая регуляция движений ). (А. И. Назаров.)

Движения человека, отличающиеся друг от друга тем, что первые (Д. н.) совершаются бессознательно и/или автоматически, а вторые (Д. н.) носят сознательный характер, выполняются в соответствии со стоящей перед субъектом целью. Движения регулируются, как показал еще И. М. Сеченов, ощущениями проприоцептивными, отражающими особенности самих выполняемых движений, а также экстероцептивными, сигнализирующими о тех изменениях в окружающей среде, которые, напр., вызываются этими движениями.

Утрата автоматизированности двигательного действия (временная или постоянная). Причинами Д. д. м. б.: чрезмерное сбивающее влияние внешних воздействий; слишком большие произвольно допущенные вариации в движении; большие перерывы в применении навыка; частые микропаузы (особенно при необходимости длительного «врабатывания» или вхождения в работу). Ср. Дезавтоматизация , Реавтоматизация движений . (А. И. Назаров.)

Нарушение двигательных навыков и высших форм автоматизированных движений (праксиса ), в результате чего выполнение каждого звена их начинает требовать специального произвольного усилия. Д. возникает чаще при поражениях премоторных отделов коры головного мозга . Ср. Деавтоматизация движений . (Е. Д. Хомская.)

Биодинамическая структура, характерная для двигательного поведения живых организмов и по своим функциональным свойствам аналогичная морфологическому (анатомическому) органу (Н . А . Бернштейн ). Как психологическое понятие Ж. д. было введено в научный оборот Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко и стало рассматриваться как «реактивный, развивающийся функциональный орган , обладающий дифференцирующейся на детали структурой и собственной биодинамической тканью». Основные свойства: предметность (детерминация - хотя и неполная, но решающая - структуры и динамики движения предметной ситуацией, отраженной в образе действующего субъекта); реактивность (в ответ на изменение к.-л. одной своей детали Ж. д. реагирует изменением ряда др. деталей или даже всей своей структуры); способность к развитию и распаду в онтогенезе ; """ чувствительность "к ситуативным изменениям и сдвигам в функциональных состояниях индивида, а также к отдельным элементам исполнительного действия. См. Гетерогенность живого движения. (А. И. Назаров.)

Постулат о комплексной структуре реакции человека. Время реакции рассматривается как сумма длительностей отдельных стадий процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции. Допущение о неперекрываемости, аддитивности отдельных стадий позволило голландскому врачу Франциску Дондерсу (1818-1889) сформулировать суть т. н. метода вычитания , с помощью которого можно определять длительности отдельных стадий. Дондерс, приняв в качестве базового время простой реакции, путем последовательного вычитания временных показателей для менее сложных задач из временных показателей для более сложных получил временные характеристики стадий обнаружения , различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Дальнейшее развитие хронометрических исследований полностью дискредитировало метод вычитания как основанный на ложном допущении о неперекрываемости стадий.

Экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Впервые она была получена нем. психологом И. Меркелем (1885) и позднее подтверждена и проанализирована англ. психологом В. Е. Хиком (Hick, 1952). Эту зависимость Хик аппроксимирует функцией след. вида:

Представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче). (А. И. Назаров.)

Негативный эффект переноса навыков; состоит в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) др. Исследования интерференции при обучении сенсомоторным действиям свидетельствуют о том, что при переходе от одного (ставшего привычным, «нормальным») к др. (напр., инвертированному) соотношению элементов перцептивного и моторного полей «когнитивные» компоненты действия интерферируют настолько сильно, что маскируют все прочие результаты научения. При создании средств отображения и органов управления следует избегать ситуаций, в которых нарушены привычные соотношения перцептивного и моторного полей , тем более ситуаций, в которых от оператора требуется переход от одного типа соотношений к др. См. также Забывание .

Часть действия , имеющая структуру целостного действия, но отличающаяся своей динамикой. Напр., динамический паттерн медленного равномерного движения , которое выглядит как плавное и непрерывное и таким же представляется исполняющему его субъекту, состоит из ряда волн увеличения и падения скорости, следующих друг за другом от нач. до окончания всего двигательного акта. Последний представляет собой результат усреднения ряда таких волн (квантов), а его динамика также имеет форму волны, но с др. (меньшими) значениями скоростей разгона, стабилизации и торможения. Квантовая природа характерна не только для скоростных параметров движения, но и для его чувствительности к изменениям ситуации и состояний двигательного аппарата . В отличие от единицы анализа психики, являющейся только качественной категорией и определяющейся во многом в зависимости от субъективного контекста аналитической процедуры (хотя она и опирается на объективные данные), К. п. д. имеет как качественные, так и количественные свойства, присущие действию субъекта и скорее обнаруживаемые, чем конструируемые, в результате анализа. Качественные свойства кванта определяются содержанием того параметра (или элемента) действия, к которому он относится: при чтении квантом м. б. фиксационная пауза или даже отдельный дрейф глаза во время фиксации; при выполнении движения - скоростная волна и т. п. (квантовая природа др. предметных действий пока не исследована). Количественными мерами кванта являются время (длительность), амплитуда (для действий, имеющих внешнее выражение в моторике) и производные показатели (скорость, ускорение и т. п.). Длительность кванта существенно зависит от содержания действия, характера и степени его освоения субъектом, способов реализации. Т. о., в кванте отражается вся структура и динамика действия как целостной единицы. Для исследования К. п. д. применяются методы прерывания обратной связи, измерения психологической рефрактерности (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко), фиксационного оптокинетического нистагма (Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов). (А. И. Назаров.)

Согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на достижение определенного двигательного эффекта через преодоление, согласно Н . А . Бернштейну , избыточных степеней свободы двигательного аппарата.

Время, проходящее от нач. действия раздражителя до возникновения ответной реакции . Л. п. складывается из времени физико-химических процессов, происходящих в рецепторе , проведения возбуждения по проводящим путям, аналитико-синтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и др. особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждений, от функционального состояния н. с. и индивидуально-типологических ее особенностей.

Движения, направленные на перемещение собственного тела в пространстве (плавание, ходьба, бег, прыжки, ползание, полет и т. п.). См. также Топологическая и векторная психология .

Вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата ) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. См. Движение , Поведение . Ср. Праксис .

Ответ на раздражитель мышечными движениями, в отличие от секреторных реакций, осуществляемых при посредстве желез внутренней или внешней секреции (выделение организмом химических веществ). Син. двигательная реакция.

Понятие, выражающее взаимоотношение между внешним (физическим) пространством и всей совокупностью топологических и метрических свойств моторики (Н . А . Бернштейн ). М. п. - полимодальный образ пространства, освоенного субъектом в процессе реализации движения. Основные свойства: 1) преобладание топологии над метрикой при сохранении способности к метрическим дифференцировкам; 2) существенная роль направления и относительное безразличие к положению (напр., при вычерчивании с закрытыми глазами ранее воспринимавшейся линии с заданными величиной и наклоном направление движения кончика карандаша выдерживается очень точно независимо от его амплитуды, а ошибка по длине воспроизводимого отрезка относительно велика и возрастает с увеличением амплитуды движения); 3) отсутствие право-левосторонней симметрии; 4) криволинейность (в М. п. прямые линии не отличаются от кривых); 5) отсутствие жесткой привязки координат М. п. к координатам физического пространства; в норме такая привязка осуществляется частично с помощью вестибулярной системы , а в остальных случаях путем зрительной фиксации внешнего объекта; при исключении зрительной афферентации (напр., закрывание глаз) субъект быстро теряет ориентировку во внешнем пространстве, компенсируя ее ощупывающими движениями (как у слепых); 6) относительная неустойчивость, но в пределах, сохраняющих топологию движений; особенно сильно неустойчивость возрастает после вестибулярных проб, алкогольного опьянения и др. резких изменений функциональных состояний . (А. И. Назаров.)

Собирательное обозначение характеристик двигательного аппарата человека и движении оператора в ответ на воспринимаемые сигналы. Термин «М. в.» заимствован из теории информации. М. в. - одна из характеристик человека как «канала связи». Результаты исследований движений человека используются при конструировании органов управления.

Согласованное функционирование группы мышц, участвующих в реализации движения . Благодаря М. с. движения приобретают стандартную форму, превращаясь в двигательные стереотипы, штампы. Вместе с тем эти стереотипы динамичны, они характеризуют результат движения, а не процесс его регулирования, в котором сбивающие реактивные силы могут не только преодолеваться, но и использоваться для экономии мышечной энергии иннервации. М. с. наиболее характерны для тех движений, способы выполнения которых нормированы и стандартизированы (ходьба, танец, бег, мимика, вольная гимнастика и т. д.). (А. И. Назаров.)

Улучшение или ухудшение выполнения (освоения) некоторого действия под влиянием предшествующего выполнения (освоения) другого; соответственно различают положительный и отрицат. П. (проактивное облегчение и торможение). Нередко термин «П.» употребляется только в значении «облегчение», что, вероятно, связано с количественным преобладанием исследований этого эффекта. В еще более узком смысле «П.» понимается как ускорение процесса выработки одного навыка под влиянием приобретения др. Внешне эти навыки м. б. совершенно не похожи друг на друга (напр., езда на велосипеде и бег на коньках), но иметь при этом скрытое общее свойство (сохранение динамического равновесия), которому соответствует один и тот же автоматизм . Ср. Интерференция навыков . (А. И. Назаров.)

Фундаментальное понятие в теории строения и функционирования моторики человека, разработанной Н . А . Бернштейном . П. д. - это состав всех афферентационных ансамблей (сенсорных синтезов), которые участвуют в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. П. д. - не только теоретическая конструкция; это реальный процесс, протекающий при овладении тем или иным движением (см. Двигательный навык ). П. д. реализуется несколькими уровнями, каждый из которых определяется смысловой структурой действия , двигательным составом , комплексом афферентаций, образующих сенсорный синтез, и морфологическим субстратом. Каждый уровень детерминирует не новые качества движения, а целый спектр полноценных движений (принцип уровневой контингентности движений). Различают 2 вида уровней: ведущий (он всегда один и определяется смыслом данной двигательной задачи, подчиняя себе остальные уровни) и фоновый (как правило, их несколько). Последние обслуживают фоновые (технические) компоненты движения: тонус, иннервацию и денервацию, реципрокное торможение, сложные мышечные синергии и т. п. Работа фоновых уровней обычно не осознается. См. Автоматизм , Координация движений , Принцип сенсорных коррекций , Сервомеханизм моторики . (А. И. Назаров.)

Использование для регулирования эффекторного процесса сенсорных сигналов о виде и динамике кинематической цепи, о степени и динамике растяжения (или сжатия) мышц, влияющих на ее движение. При этом сенсорные сигналы действуют не изолированно (отдельно по разным модальностям), а в виде целостных синтезов , специфических для каждого уровня построения движений . Сенсорные сигналы с периферии двигательного аппарата используются для корригирования движения при отклонении к.-л. его параметра от требуемого значения, образуя один из многочисленных контуров обратной связи в сервомеханизме моторики . Сенсорные синтезы формируются только в ходе реализации (как правило, многократной) движения, составляя его сугубо субъективный аспект, не обнаруживаемый сторонним наблюдением и не передаваемый словесным описанием. Сенсорный опыт, приобретаемый субъектом при решении двигательной задачи , откладывается в образе движения, на основе которого отрабатываются «профессиональные» характеристики последнего - плавность, точность, стабильность. П. с. к. сформулирован Н . А . Бернштейном . (А. И. Назаров.)

Одна из функций психического отражения (см. Психика ). Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если последние так или иначе отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения в рос. науке впервые была высказана И . М . Сеченовым , который отмечал, что ощущения и восприятия являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Последующие исследования подтвердили и развили эту идею, раскрыв физиологический, нейрофизиологический и психологический аспекты П. р. д.

Задержка реакции на 2-м из двух быстро след. друг за другом сигналов. Измерение П. р. используется для выявления квантов предметного действия (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко). См. Рефрактерный период . (А. И. Назаров.)

В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений . Однако еще в период эмбрионального развития мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации венозного кровообращения и лимфотока (см. Пренатальное развитие , Новорожденность ).

Фундаментальная форма управления двигательным процессом, состоящая из замкнутого цикла 4 составляющих: афферентации (Aff ), центрального управления (CSS ), эфферентации (Eff ) и движущейся системы (Mot ). Впервые подробно изучено Н . А . Бернштейном , предложившим след. обобщенную модель Р. к. (рис. 8).

Период времени, в течение которого нервная и/или мышечная ткани находятся в состоянии полной невозбудимости (абсолютная рефрактерная фаза) и в последующей фазе пониженной возбудимости (относительная рефрактерная фаза). Р. п. возникает после каждого распространяющегося импульса возбуждения. В период абсолютной рефрактерной фазы раздражение любой силы не может вызвать нового импульса возбуждений, но может усилить эффект последующего стимула. Длительность Р. п. зависит от типа нервных и мышечных волокон, типа нейронов, их функционального состояния и определяет функциональную лабильность тканей. Р. п. связан с процессами восстановления поляризации клеточной мембраны, деполяризуемой при каждом возбуждении. См. Психологическая рефрактерность .

Область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов , осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений . Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т. о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с др. - является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и, в конечном счете, формирования адекватного образа. Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо (см. Функциональная система , Реафферентации принцип ).

Модель системы управления двигательным актом, использующая принцип следящих устройств автоматического регулирования. Одна из первых моделей С. м., как и сам термин, была предложена Н . А . Бернштейном . Модель составляют 6 элементов: 1) эффектор, работа которого регулируется по тому или иному параметру; 2) задающий элемент, вносящий в систему требуемое значение регулируемого параметра (Sw); 3) рецептор, воспринимающий текущие значения параметра (W) и сигнализирующий о них; 4) прибор сличения, определяющий рассогласование (ошибку) фактического и требуемого значений по величине и знаку; 5) устройство, перешифровывающее данные прибора сличения в коррекционные импульсы, подаваемые по обратной связи на 6) регулятор, управляющий по данному параметру функционированием эффектора. (А. И. Назаров.)

Дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым как преднамеренно, так и автоматически (напр., движения рук при ходьбе).

Один из видов операторской деятельности, в которой главную роль играет двигательный навык ручного управления. Различают 2 вида С. - компенсирующее и преследующее . В 1-м оператор воспринимает только сигнал ошибки регулирования, отображаемой на индикаторе в виде расстояния между фиксированной и подвижной метками; во 2-м он видит 2 независимых сигнала: один соответствует заданию (цель), др. - текущему состоянию параметра регулируемого объекта (курсор). При компенсирующем С. задача оператора - минимизировать ошибку, уменьшая до нуля расстояние между 2 метками. При преследующем С. он должен как можно точнее совмещать курсор с движущейся целью. Оба вида С. широко применяются в экспериментальных исследованиях навыков. (А. И. Назаров.)

Термин психомоторика в патопсихологии и психиатрии характеризует центральные регуляторные механизмы двигательных реакций, а также их индивидуальные и личностные особенности.

Все движения человека осуществляются и регулируются при самом непосредственном участии различных отделов центральной нервной системы, где каждый из этих отделов играет свою определенную роль. Наиболее простые двигательные рефлексы человека (например, кожные и сухожильные) связаны с деятельностью нижних отделов центральной нервной системы - спинного, продолговатого и среднего мозга. Более сложные рефлексы регулируются мозжечком и контролируемыми им вестибулярным аппаратом и соответствующими отделами среднего мозга (рефлексы позы и стояния). Дальнейший синтез различных видов чувствительности в единое целое происходит на уровне промежуточного мозга и подкорковых ядер.

Однако сложные двигательные действия возникают только при участии высокоорганизованных отделов коры головного мозга, особенно лобных долей больших полушарий. При этом действия приобретают смысловое содержание и становятся целенаправленными.

Каждое действие или движение человека регулируется определенными звеньями сложной функциональной двигательной системы. В основе ее современной концепции лежат положения учения И.П. Павлова о двигательном анализаторе, состоящем из локализованных и рассеянных образований как в коре головного мозга, так и в подкорковых структурах, причем все эти элементы двигательного анализатора постоянно динамически взаимодействуют между собой и с другими отделами центральной нервной системы.

Значительный вклад в дальнейшее развитие учения о психомоторике внес А.Р. Лурия. Он показал роль отдельных областей мозговой коры в осуществлении двигательных актов. Так, постцентральные (чувствительные) зоны коры головного мозга обеспечивают кинестетическую, пропри-оцептивную афференгацию двигательного акта, правильную адресацию двигательных импульсов к мышечной периферии. Нижнетеменные участки коры и теменно-затылочные области управляют пространственной организацией движений. Премоторные отделы коры регулируют временную серийную организацию движений и действий. Лобные отделы коры головного мозга обеспечивают высшую регуляцию двигательных актов - сличение реального движения с исходной двигательной задачей, словесную регуляцию движений, приспособительную целесообразность действий.

В последующем Н.А. Бернштейном была подробно разработана теория уровневой организации движений, позволяющая разложить сложный двигательный акт на отдельные компоненты, а также выявить состояние мозговых уровней, их роль в регуляции движений и действий.

Выделенным им мозговым уровням организации движений НА Берн-штейн дал условные обозначения по первым буквам латинского алфавита (А, В, С, D, Е). Каждый уровень построения движений характеризуется морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией.

Филогенетически наиболее ранний руброспинальный уровень регуляции движений (уровень А). Он обеспечивает непроизвольную бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприоцепции. Деятельность этого уровня наиболее наглядно проявляется, например, в таких движениях, как дрожь от холода, стучание зубами, вздрагивание. Движения этого уровня наиболее часто являются не самостоятельными, а фоновыми. Руброспинальный уровень регуляции движений начинает функционировать уже с первых недель жизни ребенка. При патологии в деятельности руброспинального уровня регуляции движений наблюдаются различные дистонии, гило-или гипердинамические расстройства.

Талямопаллидарный уровень регуляции движений (уровень В) начинает функционировать у ребенка со второго полугодия жизни. Этот уровень обеспечивает согласование, внутреннюю увязку составных частей целостного большого движения, синергию движений и функционирование двигательных штампов. Ведущей афферентацией талямопаллидарно-го уровня является суставно-угловая проприорецепция собственного тела. Деятельность уровня В охватывает выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику. Движения, управляемые этим уровнем, автоматичны, машинообразны и не могут точно измеряться. При патологии в деятельности уровня В возникают различные диссинергии и асинергии, гипер-и гиподинамические расстройства. Афферентная недостаточность этого уровня ведет к ослаблению выразительности движений, мимики, пластичности, обеднению интонации голоса.

Во втором полугодии жизни ребенка начинает функционировать и третий уровень регуляции движений - пирамидно-стриальный (уровень С). Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Уровень С обеспечивает целевой характер движений. Такие движения своевременны, точны и могут быть измерены. Пирамид-но-стриальный уровень подразделяется на два подуровня - С1 (осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения) и С2 (обеспечивает максимальную целевую точность). При патологии в деятельности пирамидно-стриального уровня организации движений возникают параличи и парезы, нарушения координации (дис-таксии и атаксии).

Кортикальный (теменно-премоторный, предметный) уровень организации движений - уровень D - обусловливает возникновение первых осмысленных действий. Проприоцепция играет на этом уровне подчиненную роль, а ведущая афференгация не связана с рецепторными образованиями, а опирается на смысловую строну действия с предметом. Пространственное поле, в котором организуются движения, приобретает новые топологические категории (верх, низ, между, под, над, прежде, потом). Виды движений и действий этого уровня крайне разнообразны: самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые и производственные действия, спортивные игры. Движения кортикального уровня связаны с четким осознанием правой и левой сторон тела. При патологии в деятельности кортикального уровня (поражении или недоразвитии) нарушается смысловая организация и реализация движений (диспраксия и апраксия). Страдают высшие корковые автоматизмы. Утрачивается возможность выработки новых навыков.

Понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей связаны с деятельностью уровня Е. Действия этого уровня основываются на образном мышлении (музыкальное, хореографическое исполнение).

Следовательно, любой двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений).