Контроль всех действий префронтальной корой. Префронтальная кора Боковой лобный полюс префронтальной коры

Многие люди с опаской реагируют на слово медитация, и это вполне понятно. Сегодня за этим определением закрепилась масса стереотипов, начиная от срочной встречи с Богом и заканчивая обязательным уходом в пещеру. Практикуя Хатха-йогу, которая априори предполагает движение к освоению этой процедуры, я все же очень долго отказывалась смотреть в ее сторону. Мне хочется рассказать о том, что именно соблазнило меня-таки начать пробовать медитировать.

Вне всяких сомнений, существует нескончаемое число прекрасных последствий практики медитации. Однако, я, с вашего позволения, как обычно обращусь к нашему неподражаемому организму и столь любимой мной его части – мозгу. Но прежде давайте отвлечемся и поговорим о самолетах. Пилот самолета поднимает его в воздух сам и сажает тоже сам, то есть с помощью определенных физических манипуляций и интеллектуальных усилий – на профессиональном языке это называется «на руках». Набрав нужную высоту, он может включить автопилот – задать маршрут и некоторое время передохнуть.

Так вот в нашем с вами мозге есть удивительная часть – миндалевидное тело, которое еще называют инстинктивным мозгом. Эта часть является аналогом автопилота в самолете. А еще есть чудная префронтальная кора – это тот самый режим «на руках», при котором мы действуем сознательно – с помощью интеллектуальных усилий.

Загвоздка в том, что наше с вами миндалевидное тело развито лучше, чем префронтальная кора. Это означает, что большую часть времени мы живем на автопилоте. В свою очередь, когда дело доходит до включения механического режима, и мы оказываемся в ситуации, где нужно принять обдуманное, сознательное решение – мы часто оказываемся в растерянности. Все это похоже на то, как управлялся бы самолет с бестолковым пилотом за штурвалом: пока машина движется на автомате – все худо-бедно, но происходит, как дело доходит до механических маневров – в кабине случается истерика или ступор.

Так вот практика медитации – это, оказывается, такая бесподобная штука, которая позволяет эту самую префронтальную кору тренировать и развивать. Благодаря сосредоточению мы размышляем вдумчивее и внимательнее и тем самым учимся принимать взвешенные решения и видеть варианты их последствий вперед. Тогда как принятие решений на автопилоте является импульсивным, что приводит к результатам, которые мы воспринимаем, как неожиданные. Именно незнание о возможности развивать префронтальную кору и чрезмерное доверие миндалевидному телу заставляет нас год за годом в одних и тех же ситуациях действовать одинаково, искренне ожидания нового развития событий.

Преимущество развития префронтальной коры заключается в том, что ее использование предоставляет нам гораздо больше вариантов выбора. Как бы хорош не был автопилот, он – всего лишь программа. Это означает, что он содержит в себе определенные алгоритмы действий в тех ситуациях, которые были предусмотрены разработчиком и не более того. Так же и с нашим миндалевидным телом: если мы пользуемся только им, то реакций у нас всего две – атакуй или спасайся бегством. Грубо говоря, если вас вызывают на ковер к начальству, где не слишком справедливо и лестно отзываются о вашей работе, а у вас включен автопилот, то вы станете выбирать лишь из двух вариантов действий: врезать начальнику или срочно написать заявление об увольнении. Порой они переплетаются: убежать, чтобы не врезать или врезать, а потом сбежать.

Давайте представим, что за штурвалом самолета оказался пилот высокого класса. Независимо от того, насколько он профессионален, это не отменяет в нем живого человека, поэтому периодически ему придется включать режим автопилота, чтобы отдохнуть. Это абсолютно естественно и стремление пилота механически управлять машиной, например, на протяжении двадцати часов – сродни самоубийству. Но для того, чтобы спокойно расслабиться, пока самолет движет собой самостоятельно, ему нужно быть уверенным в том, что он запрограммирован на полет, а не на крушение.

Пристегните ремни, потому что я собираюсь повести речь о психотерапии. Я буду действовать с помощью префронтальной коры, потому внимательно и осторожно, так что не пугайтесь. Мне очень нравится новая тенденция в йога-кругах: все больше опытных практиков рекомендуют прохождение личной терапии, как вспомогательный инструмент. Но поверьте, им очень непросто это делать, потому как за этим словом стоят стереотипы покруче, чем за медитацией. Так как я сама не понаслышке знакома с этой палочкой-выручалочкой, попробую соблазнить вас еще и этим.

Представьте, что за штурвалом вышеупомянутого самолета нахожусь я. И мой профессиональный опыт таков, что в результате регулярного включения автопилота, я часто терпела крушение. И хотя машину я почти разрушила, сама, однако, чудом осталась жива. Я отдаю себе отчет в том, что управлять механически самолетом всегда я не могу, но что же делать? И вот в один прекрасный день меня осеняет догадка: похоже, какие-то алгоритмы в программе автопилота приводят к падениям. Но как мне узнать, что именно с ними не так? Ведь я пилот, я не разработчик.

Очевидно, что в данной ситуации мне придется взять черный ящик и отнести его к авиаконструктору. Кора нашего с вами удивительного мозга – это огромная библиотека, которая в зависимости от участка хранит в себе память обо всем, что мы когда-либо делали, чувствовали, думали, нюхали, трогали и т.д. Абсолютно бесподобно в ней то, что ей совершенно неважно, было ли это сознательно или автоматически. Именно исследование того, в какие именно моменты мой самолет терпел крушение, позволит мне узнать, какие алгоритмы в режиме автопилота направлены на саморазрушение и изменить их.

Таким образом, медитация и психотерапия могут оказаться частями одного большого, но очень важного процесса – развития нашего с вами мозга. Чем лучше мы с ним знакомы – тем увлекательней нам живется. И хотя мы много слышим о том, что этот орган – лишь помеха в самопознании и саморасширении – поверьте, он может стать нам и союзником, и другом, нужно только проявить чуточку интереса и уважения.

Фото: zainsaraswati/instagram.com

Келли Макгонигал (Kelly McGonigal), доктор философии, психолог, профессор Стенфордского университета, автор книги «Сила воли. Как развить и укрепить?» (The Willpower Instinct), говорит, что способность к самоконтролю является ответом головного мозга и тела человека на внезапно возникающие порывы и желания:

«Сила воли — это реакция человека на внутренний конфликт. К примеру, вас одолевает желание выкурить еще одну сигарету или съесть на обед порцию побольше, но вы понимаете, что делать этого нельзя, и из последних сил сопротивляетесь минутной слабости. Или же вы знаете, что нужно сходить в тренажерный зал и оплатить запылившиеся на журнальном столике коммунальные счета, но вы бы предпочли побездельничать».

Эволюции потребовались миллионы лет, чтобы сформировать префронтальную кору (область мозга, расположенная сразу за лобной костью черепа), контролирующую абсолютно все процессы, отличающие человека от животного. Если предположить, что изначально человеческий мозг силен в процессе принятия решений и самоконтроле, то как тренировать самоконтроль и что можно предпринять, дабы усовершенствовать его «стандартную комплектацию»?

На протяжении долгих лет считалось, что структура мозга неизменна. Однако результаты исследований, проведенных нейробиологами в течении последнего десятилетия, показали, что мозг, подобно жаждущему знаний ученику, очень чутко реагирует на любой полученный опыт: заставьте себя ежедневно решать задачи на вычисление — и ваш мозг станет сильнее в математике; учите и декламируйте длинные стихотворения — и вы значительно ускорите процессы запоминания и воспроизведения информации.

Например, взрослые, обучаясь жонглированию, накапливают серое вещество в теменной доле мозга, ответственной за координацию движений, а у детей, играющих на музыкальных инструментах, тонкая и грубая моторика развиты гораздо лучше, нежели у их сверстников.

Самоконтроль не является исключением из правил. Сегодня ученым известно огромное количество способов укрепить силу воли. Некоторые из вас, дорогие читатели, сейчас наверняка подумали о ловушках с соблазнами, типа шоколадных батончиков в гардеробной или мини-баре возле велотренажера. Очевидно, что прибегнув к таким методам, можно не только развить способность к самоконтролю, но и закалить нервную систему. :)

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с более простыми, но не менее эффективными способами развить силу воли, предложенными Келли Макгонигал и другими психологами.

Сила воли истощается в течении дня

Характерным качеством силы воли, по мнению Макгонигал, является ее ограниченность, потому как каждое успешное проявление выдержки и самоконтроля истощает энергетические запасы человека:

«Пытаясь контролировать свой крутой нрав или игнорировать раздражающие факторы, мы черпаем силы из одного и того же ресурса».

Ряд экспериментов, описанных психологом Роем Баумейстером (Roy Baumeister) в его книге «Сила воли: заново открывая величайшую силу человека», позволили ему выдвинуть занимательную гипотезу, заключающуюся в том, что самоконтроль похож на мышцу: если вы не даете ей отдыха, то со временем совершенно лишитесь сил, как спортсмен, доведший себя до изнеможения. Некоторые исследователи, в том числе Келли Макгонигал, считают, что силу воли, ровно как и тело человека, можно воспитать с помощью специальных тренировок, о которых пойдет речь далее.

Как научиться самоконтролю и укрепить силу воли?

Первым шагом на пути к самоконтролю является управление стрессом, поскольку их биологические основы абсолютно несовместимы. Находясь под действием длительного нервного напряжения, человек нерационально использует свои энергетические ресурсы, что негативно сказывается на работе префронтальной коры и усугубляет состояние «бей или беги» (fight-or-flight). В стрессовых ситуациях мы действуем инстинктивно и принимаем решения на основании сиюминутных выводов, тогда как самоконтроль требует глубинного рассмотрения и анализа сложившейся ситуации.

В таком случае как добиться самоконтроля в стрессовой ситуации? Почувствовав себя перенапряженным и уставшим, сделайте пару глубоких вдохов и постарайтесь отвлечься от своих мыслей — такая практика, по мнению Макгонигал, станет прекрасным началом в борьбе с хроническим стрессом.

2. «Я не могу» vs. «Я не»

Согласно исследованию, результаты которого были опубликованы в Журнале психологии личности и социальной психологии (Journal of Personality and Social Psychology), одним из способов того, как наладить самоконтроль и укрепить силу воли, является самоутверждение. Отличным примером служит разница между воздействием на человека использования фраз «Я не могу» и «Я не».

В ходе упомянутого эксперимента 120 студентов были поделены на 2 группы, при этом одной из них нужно было отказаться от предложения, использовав фразу «Я не могу», тогда как вторая должна была сказать «нет», начав предложение словами «Я не». К примеру, «Я не могу есть мороженое» или же «Я не ем мороженое». После окончания исследования участникам было предложено отведать бесплатное лакомство: плитку шоколада или батончик из мюслей и грецких орехов. Студенты, не подозревая о том, что эксперимент еще не подошел к своему логическому завершению, делали выбор и получали желаемый снэк. В результате 61% студентов, ответивших «Я не могу», предпочли плитку шоколада батончику из мюслей, в то время как студенты, использовавшие формулировку «Я не», в 64% случаев делали выбор в пользу злакового батончика.

«Каждый раз, говоря себе „Я не могу“, вы создаете петлю обратной связи (feedback loop) как напоминание о существующих ограничениях. Это словосочетание еще раз подчеркивает, что вы принуждаете себя делать то, что вам не по душе».

Как обрести самоконтроль? В следующий раз, когда вам придется отказаться от чего-либо, используйте формулировку «Я не», дабы не вспоминать лишний раз о том, что вы чего-то не можете. :)

3. Здоровый сон

Макгонигал отмечает, что постоянное недосыпание имеет сильное влияние на эффективную работу префронтальной коры головного мозга:

«Недосып — даже если вы спите меньше 6 часов в день — это своеобразный стресс для организма, влияющий на то, как ваше тело и мозг истощают имеющиеся энергетические ресурсы. В результате префронтальная кора теряет контроль над другими зонами нервной системы и не может защитить вас от стресса».

К счастью, психолог также говорит о том, что все это обратимо:

«После того как человек выспится, при повторном сканировании мозга повреждений префронтальной коры больше не обнаружится».

Как повысить самоконтроль при помощи здорового сна? Профессор психиатрии доктор Дэниэл Крипке (Daniel Kripke), посвятивший ряд научных трудов проблемам сна, пишет, что люди, которые ежедневно спят около 7 часов, работают гораздо продуктивнее, чувствуют себя счастливее и живут дольше. :)

4. Медитация (как минимум 8 недель)

Как держать самоконтроль? Согласно результатам исследования, проведенного Келли Макгонигал, восемь недель ежедневной медитативной практики привели к повышению самосознания в обыденной жизни, улучшению внимания и увеличения серого вещества в соответствующих участках головного мозга.

«Вам не нужно заниматься медитацией всю жизнь — положительные изменения в работе мозга наблюдаются уже после 8 недель практики».

5. Спорт и здоровое питание

Как улучшить самоконтроль и свою физическую форму? Еще одним отличным способом развить силу воли является спорт, при этом совершенно неважно, о какой степени нагрузки идет речь — будь то прогулка на свежем воздухе или полноценное занятие в тренажерном зале. Для мозга нет никакой разницы, какому виду деятельности вы отдадите предпочтение: работе в саду, занятиям йогой, танцам, командным видам спорта, плаванию или тяжелой атлетике — в данном случае все, что выходит за рамки типичного сидячего образа жизни, повышает резерв силы воли.

Второй независимой мерой, которую также необходимо предпринять, является здоровое питание:

«Лучше всего есть пищу, способную надолго снабдить вас энергией. Большинство психологов и диетологов советуют отдавать предпочтение продуктам, помогающим поддерживать уровень сахара в крови на одном уровне. Скорее всего, потребуется некая доля самоконтроля, чтобы начать двигаться в этом направлении, но любое сделанное вами усилие улучшит работу головного мозга».

Спорт и здоровое питание не только укрепляют силу воли, но и оказывают положительное влияние на самочувствие человека в целом. В частности, во время физической нагрузки в нашем организме выделяется гормон эндорфин:

«Эндорфины минимизируют ощущение дискомфорта во время занятий спортом, блокируют боль и способствуют возникновению чувства эйфории».

6. Здоровая прокрастинация

Как тренировать самоконтроль, ленясь? :) В уже упомянутой ранее книге «Сила воли: заново открывая величайшую силу человека» Рой Баумейстер объясняет, что человек, повторяя себе «не сейчас — позже», освобождается от внутренних терзаний, особенно если речь идет о попытках избавиться от вредных привычек (к примеру, есть сладкое во время просмотра фильмов).

Эксперимент с зефиром (Marshmallow Test)

Напоследок хотелось бы рассказать об одном увлекательном эксперименте, проведенным впервые в 1970 году профессором Стенфордского университета, автором когнитивно-аффективной теории личности Уолтером Мишелем (Walter Mischel).

Тест проводится с целью измерения силы воли детей в возрасте от 4 до 6 лет. Суть эксперимента состоит в следующем: ребенка заводят в комнату со скрытой камерой и садят за стол, на котором лежит один зефир. Исследователь говорит ребенку, что он может съесть его прямо сейчас или подождать некоторое время, не прикасаясь к лакомству, и получить еще один зефир в качестве вознаграждения.

В оригинальной версии эксперимента из 653 участников больше половины поддались искушению и не стали откладывать в долгий ящик возможность полакомиться зефиром.

Как это происходит — смотрите в видео. :)

Последний раз эксперимент проводился в 2012 году психологами Рочестерского университета (University of Rochester).

ФУНКЦИИ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ:
  • устойчивость внимания;
  • настойчивость;
  • оценки;
  • управление импульсами;
  • организованность;
  • самоконтроль;
  • решение задач;
  • критическое мышление;
  • способность планировать на будущее, прогнозировать;
  • делать выводы, учиться на опыте;
  • способность ощущать и выражать эмоции;
  • взаимодействие с лимбической системой;
  • эмпатия.

Префронтальная кора (ПК) - наиболее развитая часть головного мозга. Эта область находится в перед­ней трети полушарий, прямо за лобной костью. Часто в префронтальной области выделяют три зоны: дорсолатеральную (внешняя поверхность ПК), кору нижней по­верхности лобных долей и поясную извилину (проходит в средней части лобных долей).

Префронтальная кора


ная кора, вид снаружи.


ная кора, вид снаружи.

Дорсально-латеральная префронталь-
ная область (трехмерное изображение
поверхности, вид сбоку).

Инфериорно-орбитальная префронталь-
ная кора (внутреннее строение).

Инфериорно-орбитальная префронталь-
ная кора (внутреннее строение)
Трехмерное изображение - нижняя поверхность.

Префронтальная область
Трехмерное изображение поверхности,
вид сверху.

О поясной извилине, которую часто рассматривают как часть лимбической системы, мы поговорим в отдель­ной главе. Дорсолатеральная и внутренняя глазная из­вилины часто именуются главным управляющим цен­тром мозга. Обе их мы рассмотрим в этой главе. При необходимости я буду уточнять, что именно известно об их функциях.

Вообще ПК - это та часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует ваши действия. Она отвечает за «исполни­тельные функции» - способность управлять временем, суждениями, импульсами, планированием, организацией и критическим мышлением. Способность человека, как вида, думать, планировать будущее, рационально ис­пользовать время и общаться с окружающими в значи­тельной степени зависит от этого отдела мозга. ПК от­вечает за действия, которые помогают вам оставаться нацеленными на достижение определенного результата, социально ответственными и эффективными.

Томас Голтьери, психиатр из штата Северная Каро­лина, лаконично охарактеризовал функции ПК у чело­века как способность формулировать цели, вырабаты­вать планы их достижения, эффективно их реализовывать, а также менять курс или импровизировать перед лицом препятствий или неуспеха, причем проделывать это успешно при отсутствии внешнего управления или структуры. Способность отдельного человека ставить перед собой цели и добиваться их считается главной чертой зрелой эффективной личности. Причем эта спо­собность не определяется общественными условностями или культурным багажом. Эта способность заложена в структуру префронтальной коры и ее связей 1 .

1 John Ratey, M.D., ed., The Neuropsychiatry of Personality Disorders (Cambridge, Mass.: Blackwell Science, 1995), p. 153.

Префронтальная кора (в особенности кора нижней поверхности лобных долей) помогает думать, что мы го­ворим или делаем, до того, как мы это говорим или де­лаем. Скажем, если вы ссоритесь со своим мужем (женой) и ПК у вас работает хорошо, скорее всего, вы станете реагировать обдуманно, и ваши ответы смогут исправить ситуацию. Если ваша ПК работает плохо, то, наверное, вы скажете такое, от чего всем станет только хуже. ПК по­могает вам решать проблемы, просчитывать, как станет развиваться ситуация, и, используя опыт, выбирать из нескольких вариантов оптимальный. Хорошая функция ПК необходима в такой игре, как шахматы.

Эта же часть мозга отвечает за то, как вы учитесь на собственных ошибках. Хорошая работа ПК не означает, что вы не совершаете просчетов. Однако она поможет вам не совершать одну и ту же ошибку снова и снова. Вы в состоянии учиться на опыте и использовать уроки прошлого. Скажем, студент с хорошей работой ПК в со­стоянии усвоить, что, приступая к работе по большому проекту как можно раньше, он тем самым обеспечит се­бе больше времени на исследовательскую работу и у не­го будет меньше поводов волноваться, что он не успеет сдать ее вовремя. Между тем студент с пониженной функцией ПК не принимает в расчет прошлые волнения и неудачи и будет постоянно откладывать все на по­следний момент. У тех, кто не способен учиться на про­шлых неудачах, как правило, нарушена функция ПК. Они постоянно совершают одни и те же ошибки. Их действия основаны не на полученном опыте, а на том, что им хочется в данный момент.

ПК (в особенности дорсолатеральная зона) также участвует в сохранении устойчивости внимания. Она по­могает сосредоточиваться на важной информации и от­фильтровывать менее значимые мысли и ощущения. Устой­чивое внимание играет важную роль для кратковремен­ной памяти и обучения. При помощи многочисленных связей с другими областями мозга ПК позволяет вам длительное время заниматься одним проектом и не от­влекаться от него вплоть до его окончания. ПК посыла­ет успокаивающие сигналы в лимбическую и сенсорную системы мозга, когда вам надо сосредоточиться, и сни­жает отвлекающие импульсы, поступающие из других областей мозга. Когда функция ПК снижена, человек начинает легче отвлекаться от основного занятия (синдром дефицита внимания).

ПК, и в особенности дорсолатеральная зона, позво­ляют нам переживать и выражать эмоции; чувствовать себя счастливыми, грустными, ощущать радость и лю­бовь. То, как это происходит в ПК, отличается от более примитивной лимбической системы. Несмотря на то, что лимбическая система управляет настроением и половым влечением, ПК может переводить процессы в лимбиче­ской системе в узнаваемые чувства, эмоции и слова, та­кие, как любовь, страсть или ненависть. Сниженная ак­тивность или травма в этой области мозга часто приво­дят к снижению способности выражать мысли и чувства.

ПК оказывает серьезное воздействие на способность размышлять и контролировать импульсивное поведение. Способность продумывать последствия своих действий (выбор партнера, работа с клиентами, общение с труд­ными детьми, трата денег, вождение по шоссе) имеет ре­шающее значение для полноценной жизни, практически в каждом из ее аспектов. Без нормальной работы ПК сложно действовать продуманно и последовательно, и тогда в нашем поведении решающую роль начинает иг­рать импульсивность.

ПК связана многими связями с лимбической систе-

мой. Она посылает запрещающие сигналы, которые по­могают ей держать лимбическую систему под контро­лем. Она дает возможность «думать головой, а не толь­ко эмоциями». Когда в этой области мозга, особенно в ее левой части, отмечается снижение активности или повреждение, ПК уже не в состоянии должным образом влиять на лимбическую систему, а это может вызвать повышенную предрасположенность к депрессии - в том случае, если лимбическая система начинает работать слишком активно. Классической иллюстрацией тому мо­гут стать пациенты, перенесшие кровоизлияние в левую лобную долю мозга. У шестидесяти процентов таких больных в течение первого года после инсульта развива­ется тяжелая депрессия.

При сканировании ПК такими методами, как, на­пример, SPECT, ученые часто проводят два исследова­ния: одно - на мозге в состоянии покоя и другое - во время упражнения на концентрацию. Оценивая функ­цию мозга, им важно видеть картину активного мозга. Когда нормальному мозгу предлагают задание, требую­щее концентрации, - математическую задачу или сорти­ровку карточек - активность ПК возрастает. При неко­торых мозговых нарушениях, таких, как шизофрения или синдром дефицита внимания, при необходимости решить интеллектуальную задачу активность ПК сни­жается.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕФРОНТАЛЬНОЙ КОРЫ:

  • короткий период концентрации внимания;
  • отвлекаемость;
  • недостаток настойчивости;
  • трудности с контролированием импульсивного поведе­ния;
  • гиперактивность;
  • постоянные опоздания, неумение управлять временем;
  • неорганизованность;
  • медлительность;
  • низкая эмоциональность;
  • ошибочные предположения;
  • неверные оценки;
  • неспособность учиться на собственном опыте;
  • проблемы с кратковременной памятью;
  • социальная фобия и страх перед испытанием.

Проблемы в дорсолатеральной префронтальной коре часто приводят к снижению способности удерживать внимание, отвлекаемости, нарушениям кратковременной памяти, снижению скорости мышления, апатии и сниже­нию способности к вербализации мыслей.

Проблемы в коре нижней поверхности лобных долей часто влекут за собой плохое управление импульсивно­стью, трудности в управлении настроением (из-за тес­ных связей с лимбической системой), снижение способ­ности к общению и контролю над поведением».

И снова про части мозга и их функции. Теперь речь пойдет о знаменитой префронтальной коре, которую я поминаю буквально через слово. Эта часть мозга располагается в самой передней части полушарий, сразу да лобной костью. Это, по сути, и есть лобная доля мозга. Т.е. если вы стучите себе по лбу в качестве намека собеседнику, что у него что-то не так с головой, то лобная доля как раз располагается там. И ваш жест очень символичен. Типа постучи там, что-то префронтальная кора у тебя задремала.

Почему важно, чтобы префронтальная кора не дремала?

А потому, что она выполняет массу полезных функций, которые позволяют не делать глупостей.

В целом она отвечает за:

1. Внимание.
2. Суждение.
3. Контролирует импульсивное поведение (без обдумывания их характера и последствий).
4. Организацию поведения и построение планов.
5. Самонаблюдение.
6. Пошаговое решение проблем.
7. Критическое мышление (делаю ли я хорошо)
8. Планирование и предвидение будущего (разделяет эту функцию с поясной извилиной).
9. Извлечение пользы из опыта, т.е. умение пользоваться своим прошлым опытом в настоящем.
10. Осознание эмоций и решение, как именно эти эмоции выражать (прыгать ли и кричать «ура» или только улыбнуться;
сделать ли каменное лицо, если вас обидели, или же дать в глаз). Фактически все, что поступает из лимбики, фильтруется лобной корой и, она решает что с информацией от туда делать. Если первоначально весь импульс из лимбики может полностью охватить человека (т.е. он будет проявлять и ярость или радость на полную катушку), то лобная кора значительно снижает градус накала, и адаптирует эмоциональное реагирование под окружающую среду, делает его социально приемлемым.
11. Именно эта часть мозга ответственна за проявление эмпатии, именно там находятся знаменитые зеркальные нейроны, про которые частично я рассказывала .

Префронтальная кора кажется таким монстром человеческого сознания и царицей всего мозга. Кого хочу, того и подавляю. Но на самом деле, она довольно слаба для других более древних образований. Например, для лимбики. Она до какой-то степени может регулировать выходящие от туда эмоции, но, в конце концов, сдается. Это по поводу подавления эмоций, о которых я писала . Это обусловлено вполне понятными причинами. Желание поесть, попить и поразмножаться исходят из более глубоких частей мозга. Они просто командуют коре: « Ну-ка, друг мой любезный, организуй-ка нам перекус. Мы уже голодные и нам нужен план добычи еды». Это очень важные потребности, которые не нуждаются в обсуждении. Конечно уже потом, когда человек осознал, что хочет есть или хочет секса, он начинает перебирать варианты удовлетворения этой потребности в лобной коре. Выбирает более приемлемые и принятые в обществе. Например, сразу отказывает в варианте «вцепиться зубами в палку колбасы в супермаркете».

Если призывы из древних отделов мозга очень сильны, до обдумывания поведения может не дойти. У людей с зависимостями, например у наркоманов, Ядро очень хочет очередного наслаждения, и лобной коре остается только вырабатывать планы реализации зависимости. Тут даже кора пренебрегает такими вещами, как мораль, приемлемость в обществе и прогнозирование будущего.

Но это еще не все. Если префронтальная кора слаба, то люди могут иметь целый спектр проблем:

1. Рассеянное внимание.
2. Слабый контроль над импульсами (захотел и немедленно непродуманно сделал)
3. Гиперативное поведение.
4. Плохое понимание и управление собственным временем.
5. Дезорганизация деятельности.
6. Прокрастинация.
7. Неправильное суждение и понимание того, что происходит вокруг, неправильная интерпретация событий и эмоций окружающих и построение поведения на основе этой ошибочной информации. Там как раз хранятся те самые неверные схемы поведения и сценарии из детства. Фактически это стойкие дорожки-соединения нейронов, которые приходят в движение при предъявлении стимулов.
8. Плохое извлечение опыта. Человек не учится на своих ошибках.
9. Проблемы с краткосрочной памятью.
10. Социальная тревога (страх не понять что происходит и сделать глупость)

Один из вариантов слабости лобной коры - СДВГ, но в принципе лобная кора может ослабнуть и в других случаях, уже во взрослом возрасте в результате стрессов и негативного опыта.

Вот несколько советов для тех, кто нашел некоторые проблемы со своей префронтальной корой:

1. Всегда делайте план того, что делать. Не только по работе и по жизни, но и в быту, в семье и в разных других случаях.

2. Определитесь с жизненными приоритетами и тоже составьте план. Иногда люди со слабостью этого отдела, просто мечутся по жизни, потому что не могут определить, что же все-таки главное и как его получить.

3. Определиться с тем, какие события в жизни что означали и, что будут значить в будущем.

4. Избегайте решения конфликтов спонтанно. Когда лимбика накачивает эмоции в ваше сознание, большой риск что вы поступите импульсивно или воспользуетесь какой-то детской заготовкой. А она может быть уже неприемлемой для ситуации. Если чувствуете, что вас переполняют эмоции, положите ситуацию на полочку. Не так чтобы далеко. Когда лимбика перестанет поддавать жару, можно спокойно сесть и все обдумать.

5. Людям со слабостью лобной коры довольно сложно обучаться новому. Нет нормального доступа к опыту, и они делают массу ошибок, не пользуются тем, что уже освоили. Используйте разные эффективные способы обучения. На составление конспекта теоретически может уйти больше времени, но вы не будете теряться в обилии вводных слов и побочных образов.

6. И успокаивайте лимбику. Как именно опять в посте про лимбику

Префронтальная кора - участок головного мозга, который отвечает за колоссальное количество функций. От степени ее активности зависят и умственные способности человека, и его поведение, и эмоциональность.

Расположение

Префронтальная кора мозга располагается непосредственно за лобной костью, в передней части полушарий, и снабжается кровью через переднюю и среднюю артерию. То есть фактически она является частью лобной доли мозга, которую можно подразделить на три отдела:

  • дорсолатеральный;
  • медиальный;
  • орбитофронтальный.

Большую часть функций несет в себе дорсолатеральная префронтальная кора, так как она руководит эмоциями и когнитивными функциями. Ее называют «грифельной доской» сознания, на которую мы можем поместить образ или информацию, нужные нам в данный момент времени.

Но для того чтобы понять значение этого отдела мозга, необходимо рассмотреть все аспекты его работы, а также функции, за которые он отвечает.

Эмпатия

Эмпатия - термин, который зачастую ошибочно трактуется как способность сочувствовать и сопереживать, но на самом деле это чувство имеет более важное значение. Оно позволяет видеть и чувствовать, как к тебе относятся окружающие.

В современном цивилизованном мире эмпатия имеет лишь социокультурный аспект, но для первобытного человека умение быстро распознать врага или друга являлось залогом сохранения его жизни. Поэтому можно смело утверждать, что префронтальная кора головного мозга несет в себе охранную функцию.

Эмоциональность

Человеку свойственно испытывать эмоции - от сильной радости до глубокой печали или злости. Но от того, насколько уместно он выражает свои чувства, зависит восприятие его окружающими как психически здорового человека.

Дорсолатеральная префронтальная кора головного мозга отвечает как за возможность человека испытывать эмоции, так и за возможность оценивать ситуацию перед тем, как выражать их невербальным образом. Непосредственно сама эмоция формируется лимбической системой, потом по нейронным связям попадает в префронтальную кору, которая оценивает, стоит ли выражать эмоцию и как именно. То есть таким образом работает некая предохранительная функция мозга, способная снижать градус накала человеческих эмоций.

Однако важно понимать, что способности префронтальной коры не столь сильны, какими кажутся: если лимбическая система перевозбуждена чрезмерно, кора не сможет подавить эмоцию, и, вероятнее всего, она вырвется наружу. Например, если человек умеренно рассержен, он может взять себя в руки и выразить обиду молчанием, но если степень его злости сильна, он вполне может накричать на обидчика, расплакаться или даже применить физическую силу.

И это не будет свидетельствовать в пользу того, что в префронтальной коре головного мозга есть функциональные нарушения или органические поражения: просто физиологически она способна справляться только с умеренными эмоциями.

Планирование

Для того чтобы строить планы, человек должен не только представлять себе гипотетическую картину будущего со своими возможностями, трудностями, нюансами, но и обращаться к своему опыту, сравнивать ситуации. Таким образом, префронтальная кора позволяет заниматься эффективным прогнозированием, которое необходимо в любой сфере жизни дееспособного человека.

Реализация плана

Для того чтобы получить конкретный результат, человеку мало просто оценивать исходные данные и видеть образ того, что он хочет получить. Ему нужно иметь план достижения цели, пошаговую инструкцию, составленную для него мозгом. При этом речь необязательно идет о решении важных и сложных задач.

Например, испытав чувство голода, человек может осознать, что тарелка с горячим супом - хорошее решение возникшей проблемы. Но если он не способен составить для себя алгоритм действий: пойти на кухню, открыть холодильник, приготовить еду, то его способность знать, что ему необходимо, абсолютно бесполезна.

Критичность

Один из важнейших диагностических факторов, которыми пользуются психиатры, - это способность человека к критичности. При этом важно оценивать с адекватным уровнем критичности как происходящие вокруг события, действия других людей, так и свои собственные поступки.

Как правило, люди, которые имеют психические заболевания либо у которых нарушено развитие префронтальной коры, не способны к самокритике, оценивают свое поведение как соответствующее норме даже при

Когнитивные функции

Важнейшими свойствами головного мозга являются восприятие информации, ее обработка, запоминание и восстановление из памяти в случае необходимости. Префронтальная кора головного мозга отвечает за все эти процессы. То есть способность к обучению, запоминанию, анализу зависит от того, насколько правильно функционирует передний отдел лобных долей головного мозга.

Самоконтроль

Понятие самоконтроля очень тесно связано с эмоциями, уровнем критичности и планированием поступков. Например, если человеку внезапно захотелось громко спеть песню посреди улицы, его префронтальная кора, вероятнее всего, не даст ему это сделать, притормозив порыв, который воспринимался бы окружающими как поступок не контролирующего себя индивида.

Но когда у человека есть аддикция, то есть сильная зависимость от какой либо привычки, контроль префронтальной коры может ослабевать. Например, заядлый курильщик может прикурить сигарету в помещении, несмотря на запрет, потому что ядро головного мозга требует получить свою дозу наслаждения.

Нарушения префронтальной коры

Проблемы с деятельностью префронтальной коры можно легко распознать по признакам, указанным ниже. Но важно понимать, что эти признаки не являются специфическими, то есть могут быть вызваны пороками префронтальной коры или другими заболеваниями.

  1. Проблемы с вниманием - человек не может сосредоточиться на проблеме, задаче, разговоре, ему трудно концентрироваться на любом предмете долгое время, даже если речь идет о просмотре кинофильма.
  2. Ошибки интерпретации происходящих вокруг событий, то есть человек может неправильно воспринимать отношение других людей к нему, не понимать опасности близкого контакта с ними либо, напротив, таить обиду, подозревая, что за каждым словом или поступком другого человека стоит намерение навредить ему.
  3. Повторение одних и тех же ошибок - возможность человека учиться на своем опыте является одним из важнейших инструментов эволюции. Сунув руку в костер и поняв, что это больно и опасно, человек заносит эту информацию в свое сознание и в дальнейшем остерегается допускать прямого контакта пламени с кожей. При патологиях префронтальной коры человек может повторять одни и те же ошибки снова и снова, причиняя себе физический или эмоциональный вред.
  4. Дезорганизованность - речь может идти о невозможности распланировать свой день, вовремя выполнить все дела. Популярный психологический термин «прокрастинация», которая обозначает патологическое стремление откладывать все дела на потом, тоже может быть следствием нарушения деятельности префронтальной коры.
  5. Импульсивность, а точнее говоря, неспособность подавлять свои импульсы. Это может выражаться в неспособности контролировать свои эмоции или в невозможности отказать себе в удовольствии: съесть запрещенную по медицинским показаниям пищу, употреблять алкоголь и так далее.

Восстановление функций

Слабость префронтальной коры может возникнуть по разным причинам. В частности, она появляется с возрастом, под воздействием сильного стресса и по другим причинам. Если человек, сравнивая признаки нарушения работы префронтальной коры, отметил у себя некоторые признаки, ему могут помочь рекомендации, указанные ниже:

  1. Необходимо избегать любых спонтанных решений, особенно в сложной эмоциональной обстановке. В случае конфликта следует мягко выйти из разговора и тщательно обдумать происходящее. Для того чтобы выйти из конфликта было проще, можно заранее придумать причину, которой можно воспользоваться при необходимости.
  2. Для эффективной организации нужно составлять планы и писать списки. Простой ежедневник может сделать жизнь человека с ослабленной префронтальной корой намного удобнее и проще.
  3. Для того чтобы развивать когнитивные функции, нужно искать новые способы усваивания информации. Например, проговаривать вслух, рисовать схему, писать на бумаге - один из способов непременно окажется эффективным, и человек сможет воспринимать и запоминать информацию намного проще.
  4. Важно научиться рефлексии - анализировать свои поступки, четко понимать, почему был предпринят именно такой шаг в данной ситуации, к чему он привел и следует ли поступать так в дальнейшем. Таким образом человек самостоятельно вырабатывает привычку применять накопленный опыт для решения любых задач, если из-за органических нарушений мозг не прибегает к такому алгоритму самостоятельно.

Итак, префронтальная кора головного мозга, развитие которой обеспечило возможность избегать совершения необдуманных поступков, может быть развита человеком при условии наличия воли и способности контролировать свою лимбическую систему и эмоции.