О чем говорится в сон обломова. Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова

«Сон Обломова». Истоки одной личности и всей страны. К концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь. Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения). Однако важнее оказываются внутренние побуждения. Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя - «Сон Обломова». Автор стремится найти ответ на терзающий Обломова вопрос, почему «тяжелый камень брошен на <…> тропе его существования», кто «украл <…> принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища».

Литературные герои часто видят сны… Сон помогает нам понять характер персонажа, предсказать дальнейшую судьбу или раскрыть философские раздумья автора. Так и Обломов не просто дремлет. Сон рисует нам идеал героя. Но идеал не абстрактный: он когда-то был воплощен в родительском доме, в Обломовке. Поэтому сон есть в то же время воспоминание счастливого детства, оно видится сквозь призму взволнованного умиления (особенно образ покойной матушки). Однако и этот идеал, и это воспоминание более реальны для Обломова, чем настоящее. Заснув печальным сном, «тревожимый» жизненными заботами в чужом для него Петербурге, Илья Ильич проснулся семилетним мальчиком - «ему легко, весело». Герой Гончарова телесно присутствует в столице, но его душа здесь сворачивается, мертвеет. Духовно персонаж все еще живет в родной Обломовке.

В Обломовке, как и в Грачах, живут люди с патриархальным сознанием. «Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки... Как что делалось при отцах и дедах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается еще и теперь в Обломовке». Оттого-то всякое проявление личной воли и интересов, даже самое невинное, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев.

Даже время по-иному течет в Обломовке. «Они вели счет времени по праздникам, по временам года <...>, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа. Может быть, это происходило оттого, что <…> все путали и названия месяцев, и порядок чисел». Линейному течению событий - от числа к числу, от события к событию - они предпочитали круговое, или циклическое, время по сезонам года, по повторяющимся церковным праздникам. И в этом залог всеобщей стабильности.

Сама природа, кажется, поддерживает их: «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю», <…> не водится там ядовитых гадов, саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих ни тигров ревущих…» Сравнительно мягкий климат делает излишним противостояние природе, готовность отразить ее атаки, (как бы мы сказали, «катаклизмы»). Природа помогает жить в Покое, «на авось»: «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной ногой в воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней. Кажется, курице страшно было войти в нее, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своем жилище». Но может быть, у крестьянина Онисима просто нет денег, чтобы починить свое жилище? Автор вводит парный эпизод: то же самое происходит на барском дворе, где ветхая галерея «вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами…». «Все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится!» И здесь проявляет себя эта психология «авося»: «Старик Обломов < …> озаботится мыслью о поправке: призовет плотника», да тем и кончится.

К историческим истокам «обломовщины» Гончаров относит также сказки, былины, страшные рассказы о мертвецах, оборотнях и т.п. Писатель видит в русском фольклоре не просто «преданья старины глубокой». Это свидетельства определенного этапа развития человеческого общества: «Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или пропадет человек без вести, без всяких следов». Перед человеком стояла первостепенная задача: выжить физически, пропитаться. Оттого в Обломовке царит культ Еды , идеал сытого, полненького дитяти - «стоит только взглянуть, каких розовых и увесистых купидонов носят и водят за собой тамошние матери». Первостепенную важность для людей приобретают не индивидуальные события (любовь, карьера), а те, которые способствуют продолжению Семьи - рождения, похороны, свадьбы. При этом имелось в виду не личное счастье новобрачных, а возможность через извечный ритуал подтвердить вечность Рода: «Они (обломовцы ) с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, церемонии, а потом, <...> женив <...> человека, забывали самого человека и его судьбу…»

Непонимание законов окружающего мира ведет к расцвету фантазии: «Ощупью жили бедные предки наши; не окрыляли и не сдерживали они своей воли, а потом наивно дивились или ужасались неудобству, злу и допрашивались причин у немых, неясных иероглифов природы». Запугивая самих себя действительными и мнимыми опасностями, люди воспринимали далекий мир как изначально враждебный, и всячески старались укрыться от него в своем Доме. Гончаров был уверен, что «обломовский» период прошли все страны мира. Признаки обломовской пугливой замкнутости писатель обнаружил на Японских островах. Но каким же образом Обломовка сохранила прежний уклад сквозь века и десятилетия? По-своему она тоже располагалась на далеких островах - «крестьяне <...> возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами <…> и более никаких сношений ни с кем не имели». «Сон Обломова» рассказывает о непроглядной российской глуши. Всего два века назад поволжские, заволжские земли были последним форпостом цивилизации (почти как фронтира в Америке). Далее простирались уже пространства, населенные полудикими нецивилизованными племенами - казахами, киргизами.

Нежелание выглядывать за переделы Обломовки было своего рода заповедью: «Счастливые люди жили, думая, что иначе не должно и не может быть, уверенные, что <…> жить иначе - грех». Но обломовцы не только не желали, они не испытывали потребности выходить за грань самодостаточного мирка. «Они знали, что в восьмидесяти верстах от них был «губерния», то есть губернский город <…>, потом знали, что подальше, там, Саратов или Нижний; слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался <…> темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами…» Враждебно может быть чужое, незнакомое, а всякому родившемуся в пределах маленького мира Обломовки обеспечены любовь и ласка. Здесь нет внутренних конфликтов и трагедий. Даже смерть, окруженная множеством старинных обрядов, предстает как печальный, но не драматический эпизод в бесконечном течении поколений. Здесь сохраняются черты земного рая, сказки наяву. Согласно законам сказки все важные философские вопросы о смысле бытия или не ставятся, или решены удовлетворительно отцами и дедами (в Обломовке царит неоспоримый культ Дома, Семьи, Покоя). Зато все обычные предметы и явления приобретают поистине сказочные, грандиозные размеры: «невозмутимое спокойствие», исполинские трапезы, богатырский сон, ужасные кражи («однажды вдруг исчезли два поросенка и курица»). И вот что интересно: другой современный исследователь В.А. Недзвецкий предположил, что мысль описать быт и нравы патриархального народа хоббитов пришла Толкиену после прочтения книги русского писателя. Пока это гипотеза и, следовательно, не претендует на абсолютную достоверность. Но и сбрасывать со счетов то, что любимые всеми зарубежные писатели брали уроки у русской литературы, тоже нельзя.

К тому времени, когда Гончаров писал эти строки, Обломовка далеко еще не исчезла с карты России. Исчезала плоть, а дух оставался. Слишком уж правила бытия Обломовки приспособлены к укладу русской жизни, мировоззрению русского человека. Дружинин полагал, что «Сон Обломова» <…> тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя». Старый мир был хранителем вечных ценностей, заботливо отделяя добро от зла. Здесь царствует любовь, здесь каждому обеспечены тепло и ласка. Кроме того, «обломовский» мир - неиссякаемый источник поэзии, из которого Гончаров щедро черпал краски на протяжении всего творческого пути. Писатель часто прибегает к сказочным сравнениям, противопоставлениям, формулам (чтобы войти в избу к Онисиму, необходимо попросить стать к лесу задом, а к нему передом ; испуганный Илюша «ни жив ни мертв мчится» к нянюшке; когда галерея рухнула «начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному - напомнить, другому - велеть поправить, третьему - поправить »). Исследователь Ю. Лощиц назвал творческий метод писателя сказочным реализмом.

Одно лишь тревожит русского писателя в этом исконном нравственном укладе Обломовки. Это - отвращение, органическое неприятие всякого рода труда; всего того, что требует мало-мальских усилий. «Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». Может показаться, что писатель имел в виду барскую Россию. Действительно, если старики Обломовы могут сосредоточить заботы на обдумывании и поглощении обеда, крестьянам приходится работать, и пахарь «гомозится на черной ниве, обливаясь потом». Но идеал счастья как лени и ничегонеделания - у них общий. Об этом свидетельствуют символические образы грозящего обрушиться жилища, всеобщего сна или «исполинского» праздничного пирога. Пирог поглощали все как свидетельство сопричастности барскому укладу. Оттого так популярны у всех жителей уголка сказки про героев, подобных Емеле, сумевших «по щучьему веленью всего добиться не трудясь».

Среди этого «благословенного» покоя растет маленький человек. Хлопоты матушки, «деловые» разговоры отца с дворней, ежедневный распорядок барского дома, будни и праздники, лето и зима - все как кадры фильма проносится перед глазами ребенка. Бытовые эпизоды перемежаются ремаркой: «А ребенок слушал», «ребенок видит…», «а ребенок все наблюдал да наблюдал». Вновь, как в «Обыкновенной истории», Гончаров предстает в обличье педагога. Он приходит к смелому для своего времени выводу. Воспитание ребенка начинается не с целенаправленных усилий, а с раннего, почти бессознательного усвоения впечатлений окружающего. Гончаров рисует своего героя живым, подвижным ребенком, стремящимся исследовать галерею, овраг, рощу, заслужившим от няньки прозвище «юла». Но влияние страшных сказок, любящий деспотизм родителей привели к тому, что жизненные силы мальчика «никли, увядая». В свете такого печального вывода эпизоды прерванных проказ Илюши звучат буквально «смехом сквозь слезы»: «Дома отчаялись уже видеть его, считая погибшим; <…> радость родителей была неописанная <…>. Напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиною <…>, а ему одно могло быть полезно: опять играть в снежки». И, конечно, не забудем о знаменитых чулочках, которые Обломову-младшему натягивают сначала няня, затем Захар. Вновь старшие внушают ему норму безделья; как только мальчик забудется до того, чтобы сделать что-то сам, раздается родительский напоминающий голос: «А Ванька, а Васька, а Захарка на что?»

В категорию ненавистного труда попадает и ученье, которое тоже требует умственных усилий и ограничений. Какому современному школьнику не понятны такие, например, строки: «Как только он (Илюша ) проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. Он слышит резкий голос Васьки, который кричит с крыльца:

Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти!

Сердце дрогнет у него. <…> А не то как мать посмотрит утром в понедельник пристально на него да скажет:

Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Здоров ли ты? - и покачает головой.

Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.

Посиди-ка ты эту недельку дома, - скажет она, - а там - что Бог даст.

Со времен Митрофанушки просвещение сделало шаг вперед: «Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду…» Необходимость трудиться хотя бы для того, чтобы сделать карьеру, споткнулась о поистине сказочную мечту добиться всего «по щучьему веленью». Приходит «обломовское» решение попробовать ловко обойти положенные правила, «разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них <…>. Учиться слегка <…>, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства ». В сказочной Обломовке даже эта мечта отчасти сбылась. «Сын Штольца (учителя ) баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы». Немецкого мальчика не минуло обаяние Обломовки, пленило «чистое, светлое и доброе начало» характера Ильи. Чего еще желать? Но такие отношения дают преимущества и Андрею. Это «роль сильного», которую Штольц занимал при Обломове «и в физическом и в нравственном отношении». Барство и рабство, по наблюдению Добролюбова, две стороны одной медали. Не умея трудиться, приходится отдать свою самостоятельность на волю другого (как позднее Захару). Сам Штольц знаменитой формулировкой подведет суровый итог воспитательным методам Обломовки: «Началось с неумения одевать чулки, а кончилось неумением жить».

И.А. Гончаров. «Обломов».

«Сон Обломова». Глава 9.

Краткое содержание с цитатами.

Край, в котором прошло детство Обломова, автор называет «чудным», «благословенным уголком земли».

В нём нет моря и гор. Но они и не нужны. «Дикое, грандиозное» море наводит грусть на человека. «Сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины». Горы и пропасти тоже «грозны, страшны», держат человека в страхе за жизнь.

«Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой».

Небо там словно оберегает человека от невзгод, «как надёжная родительская кровля». Солнце светит жарко и ярко, даря любимому месту тёплые и ясные дни. А на отлогих холмах так приятно кататься и смотреть на заходящее солнце. Река бежит весело. Вокруг одни «улыбающиеся» пейзажи. Так и хочется спрятаться, закрыться в этом уголке и «жить никому неведомым счастьем».

Правильно и невозмутимо одно время года сменяет другое. Каждое встречается здесь с радостью. Ни морозы, ни грозы, ни дожди не страшны в этом краю. Нет в нём ни страшных бурь, ни разрушений, ни небесных знамений. «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!» «Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях».

Их обитатели жили далеко от других людей, соприкасались с ними редко – продавали хлеб на пристани да два раза в год ездили на ярмарку. О белом свете они знали мало. «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех».

«Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых и оттого известны были под общим именем Обломовки».

Илье Ильичу 7 лет.

Он проснулся, ему легко и весело. «Какой он хорошенький, красненький, полный!» Няня натягивает ему чулочки, умывает, причёсывает. Мать осыпает его поцелуями, интересуется, не болит ли что, хорошо ли спал. Потом читают молитву, идут к отцу, пьют чай. Там же живут престарелая тётка, три пожилые родственницы отца, старушки, старички. Все они начинают осыпать Илюшу ласками, поцелуями. «…начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.» Потом его отпускают гулять, но строго наказывают няне не оставлять одного.

«Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел» всё вокруг. Ему хочется залезть на лестницу, спуститься в овраг, влезть на голубятню. Но его тут же возвращают назад, ничего не разрешая делать, как бы он не упал, не расшибся.

Всё интересует мальчика. Он спрашивает няню, почему в одном месте темно, а в другом светло. Ему хочется узнать, а куда это поехал Архип с лошадью, выбежать за ворота, посмотреть. Но тут же няня возвращает его назад.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Все вокруг были заняты делом: что-то варилось и пеклось, точились ножи, неслась вода. Занят был и отец Обломов – следил за всеми, спрашивал, чем это они занимаются, следит, чтобы коров напоили, чтобы пёс не гонял по двору курицу, принимал «строгие меры против беспорядков».

И у жены было много дел: надо проверить, как из мужниной фуфайки курточка Илюше перешивается, не упало ли наливное яблоко, что готовится на обед. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». « Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке !» Пироги доставались всем в Обломовке.

В полдень «все как будто вымерло», все спят. Няня, наблюдавшая за ребёнком, тоже уснула. «А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь». Он лазил на голубятню, слушал, как жужжит жук, следил за стрекозой (а что будет, если оторвать ей крылья), за пауком, как он сосёт кровь мухи. А потом убивал и муху, и паука. Он убегает в овраг, но, испугавшись, бежит к няне.

После сна в доме обед, чаепитие. А скоро и вечер, готовится ужин. «Дворня собралась у ворот: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки». Мальчик хочет погулять вечером, но мама боится, что он «ножки простудит». Он засыпал под фантастические рассказы матери о том, куда может леший унести детей.

Вспомнил Илюша эпизод, когда няня рассказывала ему о неведомой стране, где никто ничего не делает, где текут реки мёду и молока, а добрые молодцы гуляют с красными девицами. О щуке — волшебнице, которая найдёт какого-нибудь лентяя, которого все обижают, и наградит его разным добром, а тот знай себе ест, наряжается да ещё и женится на красавице. У Илюши «сказка смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Он мечтает о красавице Милитрисе Кирбитьевне; « его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей».

А ещё рассказывал она, как тяжело жилось людям, как им угрожали опасности, как ждали они спасения от Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Полкана-богатыря. «Слушая от няни сказки о нашем золотом руне - Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, - и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца.». Он пугался, плакал от страха.

В его сердце «боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»

Он учится в пансионате управляющего, немца Штольца в нескольких верстах от Верхлёва. Здесь, кроме него, учится сын Штольца — Андрей и ещё один мальчик, который всегда болел.

Тяжело было Илье учиться. Он привык к жизни в Обломовке. «… детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые». А как они живут? « Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь?» Знали ли они о трудной жизни, заботах, о вечном, нескончаемом труде? Свойственно ли им стремление к чему-то? «Не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами.» «Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»

Родители не объясняли ребёнку значение жизни, не томили над книгами, которые вызывают массу вопросов, «гложут ум и сердце и сокращают жизнь.»

Рождение, именины, свадьбы, похороны и другие обряды и традиции — вот была их жизнь. «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа».

«Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею». «Зачем им разнообразие, перемены, случайности…»

Иногда Илья Иванович (отец) «возьмет и книгу в руки - ему все равно, какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно … попадется ему, Новейший ли Сонник, Хераскова Россияда или трагедии Сумарокова, или, наконец, третьегодичные ведомости - он все читает с равным удовольствием. Иногда что-то вслух прочитает из третьегодичных газет.

А как не любит Илюша ездить учиться к Штольцу! Как радуется, когда ехать не нужно – или праздник какой, или мать оставит дома, ей кажется, что он заболел. Как потолстеет он дома. Домочадцы говорят: « Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни .» Под разным предлогом родители стремились оставить сына дома. Они, конечно, видели выгоду ученья, то только внешнюю – она давал возможность быстрее продвинуться по службе. О внутренней потребности ученья у них было поверхностное представление. Они мечтали о карьере сына, а для этого надо было добыть хоть какой-нибудь аттестат.

Против такого отношения к учёбе протестовал Штольц. А его сын постоянно помогал Илье, подсказывал ему, делал за него переводы.

В доме Штольца за Ильёй ухаживает Захарка — в будущем Захар Трофимыч. Он натягивает чулки, надевает башмаки. А ведь Илье уже 14 лет. Чего бы ни захотел Илья – трое — четверо слуг уже бегут выполнять за него (поднимут вещь, принесут что-то, сбегают за чем-то).Он, «лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.»

Даже если и захочется Илюше иногда побегать, влезть на крышу, поскакать на савраске в луга, где косят сено, поиграть зимой с мальчишкам в снежки, побороться с ними — в доме уже переполох, находят и ведут домой, кладут в постель. Отпаивают чаем. А ему так хочется снова поиграть в снежки.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

— произведение Гончарова, где автор отображает волнующие его проблемы, объясняя их причины, и пытаясь выразить свои убеждения и надежды. Свой роман писал около десяти лет, а знакомит он нас с жизнью главного героя Ильей Обломовым, который стал ярким представителем дворянства 19 века. На тот момент таких Обломовых было много. Знакомясь с произведением, мы видим ленивого человека, полного апатии к жизни, человека, которому бы полежать на диване, а более ничего и не нужно. Почему герой такой? Этим вопросом задавался и сам Обломов в произведении Гончарова и здесь нужно обратиться к истокам, то есть к детству, чтобы понять характер человека. Тут на помощь приходит глава Сон Обломова. А чтобы познакомиться с сюжетом данной главы, предлагаем познакомиться с ее кратким содержанием.

Сон Обломова краткое содержание

Изучая произведение, в 9 главе под названием Сон Обломова мы переносимся в Обломовку, в то время, когда наш герой был маленький. В его сне мы знакомимся с описанием Обломовки. Для Ильи — это как рай на земле, где жизнь течет размеренно, где все протекает монотонно и однообразно, где мало кого заботят проблемы и вопросы о смысле жизни.

Далее в эпизоде Сон Обломова герой видит себя семилетним мальчиком, веселым, любознательным, энергичным. Он готов все изучать, экспериментировать. Ему бы бегать, резвиться и познавать мир, но не в Обломовке, где за каждым шагом ребенка следили, заботились о том, чтобы Илья не перенапрягался, где в любую минуту все сделают за него, ведь, для этого есть крепостные. Автор нас знакомит и с родителями Обломова, ленивыми, но в то же добрыми людьми. Из-за своей лени, хозяйство заброшено, их легко обворовать, ведь отец Обломова даже не знает, какие у него доходы. Мать Обломова лишь заботится составлением меню, ведь в Обломовке очень важно хорошо поесть, а потом поспать. Вот как раз во время обеденного сна Илья и приобретал полную свободу, когда мог заниматься всем тем, что ему запрещали.

В следующем эпизоде Илья видит себя четырнадцатилетним парнем. Он учится в пансионате Штольца, где за него делает уроки Андрей Штольц. При этом родители Ильи ищут различные поводы, чтобы их ребенок не ходил на занятия, да и вообще они считают, что учеба не нужна, и знания в жизни не пригодятся. Мы видим, что Илья хочет развиваться, хочет познавать мир, но родители пресекают данные порывы и в итоге резвый парнишка превращается в ленивого дворянина.

Сон Обломова анализ

Делая главы Сон Обломова, мы можем сказать, что роль сна Обломова, как и само значение сна, большая. Эта глава является полноценным произведением, которое дополняет роман Гончарова и дает возможность понять, почему Илья живет столь ленивой жизнью, где даже одеться самостоятельно не может. В ней мы понимаем, что лень Обломова качество приобретенное и тому есть доказательство — глава Сон Обломова. Мы понимаем, что если бы Илья рос в другой атмосфере, его родители изначально не мешали развиваться, познавать мир, то жизнь героя сложилась по-другому. Она могла быть яркой, насыщенной. А так, зачем ему что-то делать, когда достаточно только мигнуть и несколько слуг исполнят любой приказ, любое желание. При этом все свои жизненные вопросы он теперь решает простым ответом: только не теперь. Вот такой наш Обломов, который стал таким под воздействием среды, в которой он рос и развивался. Это не аномалия, а привычка с детства получать желаемое за счет других, и именно эта привычка развила апатию и неподвижность героя, повергла его в ленивое состояние и жалкое существование.

Персонаж Обломов и автор Гончаров, создавший этот классический тип, с полным осознанием относятся к тому, что погубило этого героя, человека «голубиной души». Ответ — «обломовщина», так поясняет Илья Ильич Обломов задавшей этот вопрос Ольге. Но что же такое «обломовщина? В этом Гончаров разобрался задолго до окончания своего романа.

В 1849 году, то есть почти за десять лет до появления в печати романа «Обломов», он опубликовал большой отрывок из него, под названием «Сон Обломова», в котором рассматриваемое явление русской жизни поставил в связь с господствующим в ней общественным укладом, с природой и климатом страны, с нравами ее населения. Разберемся с каждым из этих факторов в отдельности.

Природа того благословенного уголка земли, где протекало детство Обломова, не знает «ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Мирной природе соответствует и климат. Годовой круг совершается здесь правильно и невозмутимо: зима, не прерываемая оттепелями, продолжается как раз столько, сколько ей нужно; весна наступает дружно, и во время ее можно не опасаться внезапных вьюг; летом почти три месяца стоят ясные дни, лучи солнца только слегка жгут, но не палят нестерпимым зноем. О страшных бурях и вовсе не слыхать. Восторженный мечтатель и поэт, быть может, затоскует в этой местности. А между тем, в спокойной жизни как раз и заключается идеал Обломова.

Тишина и мир, царившие в природе, распространялись на нравы населения. Интересы жителей всецело были сосредоточены на них самих, так как отношений с населением других местностей не существовало. Исчезновение поросенка или курицы трактовалось, как событие государственной важности. Сравнительная материальная обеспеченность, гарантировавшая кусок насущного хлеба, развивала поразительную беззаботность. Живым воплощением такой беззаботности является крестьянин Онисим Суслов, изба которого с незапамятных времен висит над оврагом, ежеминутно грозя падением. Казалось бы, курице страшно войти в нее, а Онисим и не думает об опасности.

Нравы окрестного населения передались и обитателям обломовской усадьбы, которая создала добродушного и апатичного Илью Ильича. Еда и сон при полном безделии – такова жизнь родителей Обломова и всех его домочадцев. Об обеде советовались всем домом: всякий предлагал свое меню, даже престарелая тетка приглашалась к совету. После обеда наступал сон, во время которого в доме не было ни одной бодрствующей души. Преобладание физических потребностей, таких как еда и сон, вело к тому, что умственные запросы глохли и, наконец, совсем исчезли. Неразвитость «обломовцев» доходила до колоссальных пределов: так, например, кроме старика Обломова, все путали и названия месяцев и порядок чисел; зато знали великое множество всяких примет и рабски в них верили. Разговаривать обломовцам друг с другом решительно было не о чем, так как, по ироническому заключению автора, их умственные сокровища были взаимно исчерпаны, а новостей они получали мало. Как ни жалка и ни убога такая жизнь, другой они не желали, потому что другая жизнь была бы сопряжена с разнообразием, переменами и случайностями, а этого обитатели обломовской усадьбы боялись, как огня. До чего велик был их страх перед всякой новостью, показывает эпизод с получением письма, событием в обломовской жизни экстраординарным.

Картина их быта будет достаточно полной, если добавить, что среди обломовцев даже серьезного интереса к хозяйству не существовало. Они принимались за починку пришедшего в ветхость сооружения не раньше, чем это вызывалось крайней необходимостью. Мостик, например, исправили только тогда, когда Антип свалился с него в канаву вместе с лошадью и бочкой. Нет необходимости доказывать, что подобное сытое и бездельное житье было возможно только во время крепостного права, когда все окупал и оплачивал труд «трехсот Захаров».

Вот в какой среде прошли детские годы Ильи Ильича Обломова. Автор усиленно подчеркивает, что эта среда должна была оказать огромное влияние на формирование умственного и нравственного существа героя. Достаточно припомнить воспитание маленького Илюши в родительском доме. К нему с самого рождения была приставлена старая преданная нянька, в обязанности которой входило «смотреть» за ребенком. Смотрение это заключалось в неустанной борьбе с проявлениями живости и самостоятельности в характере мальчика. Влиять на умственное развитие ребенка няня не могла. И питала его воображение только своими, разнеживающими самолюбие, сказками о добрых молодцах, очень похожих на Илью Ильича.

В большинстве сказок фигурировала добрая волшебница, которая покровительствовала своему любимцу и, в конце концов, женила его на неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне. Маленького Илюшу под впечатлением таких сказок начинало тянуть в чудный край, где не надо трудиться и где ждет его своя Милитриса. Влияние родителей не только не являлось противовесом влиянию няни, но, наоборот, усиливало его. Мать Илюши предоставила ребенка старухе только отчасти: она, в свободное от хозяйственных забот время, следила за тем, чтобы солнышко не напекло сыну голову, чтобы он не убежал в овраг и тому подобное. Еще больше, чем няня, мать разнеживала самолюбие ребенка: не стесняясь присутствия сына, она любила разговаривать с домочадцами об его будущности, причем ставила его героем какой-нибудь созданной ей блистательной эпопеи.

Когда из ребенка Илья Ильич сделался отроком, основа его воспитания мало изменилась, несмотря на то, что вместо няньки при нем безотлучно находился теперь крепостной мальчик Захарка. Только что проснется Илюша, Захарка уже стоит у кровати и, как бывало нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему то одну, то другую ногу. И не один Захарка в его распоряжении, стоит ему только мигнуть – уже трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание. Не удивительно, что Илюша, подобно тепличному растению, рос медленно и вяло. Единственное, что могло побороть влияние подобного воспитания, так это учение в пансионе дельного и энергичного немца Штольца, управлявшего соседним имением.

Штольц тотчас же вступил в упорную борьбу с системой воспитания обломовцев, которые, согласившись подвергнуть Илюшу школьному учению только потому, что без него было не достигнуть шитого мундира чиновника, всячески противодействовали Штольцу в его попытках подчинить мальчика строгому режиму его пансиона. Немецкая настойчивость, возможно, и преодолела бы влияние обломовцев на Илюшу, если бы последний не нашел себе союзника в лице сына Штольца, Андрея, который так привязался к Илюше, что и переводы за него делал и уроки ему подсказывал. Это избавляло Илюшу от необходимости трудиться, а труд был единственным средством борьбы с «обломовщиной».

Влияние последней усиливалось тем, что Илья Ильич, с детства наблюдавший крепостнические порядки, при которых между «людьми» и «господами» проводилась настолько резкая грань, что дворовый мальчик за жалобу на дурное обращение с ним Илюши, вместо справедливого удовлетворения получал колотушки, — чувствовал себя барином. В этом отношении чрезвычайно характерна его ссора с Захаром, осмелившимся сказать, что раз «другие меняют квартиры, то почему бы не переехать и Илье Ильичу». Обломов пришел в величайшее негодование и разнес Захара:

— Другой работает без устали, — говорит он, — бегает, суетится, не поработает, так и не поест, другой кланяется, другой просит, унижается. А я? Ну-ка, реши, как ты думаешь, другой – я, а?.. Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу. Стану ли я беспокоиться? Из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, и вообще черным делом не занимался.

Сознание Обломова затемнилось настолько, что появилась гордость от преимущества ничегонеделания. Обломов возмущается от одного только сравнения его с другими.

Крепостное право было фундаментом такой жизни. Захары и сотни Захаров делали ненужным проявление собственной инициативы, собственной деятельности. Не было необходимости в жизненной борьбе. Отсюда — полная беспомощность, боязнь жизни.

Вывод:
Гончаров – большой мастер эпизода, выявляющего подлинную суть характера героя. Сон Обломова – это стремление писателя проникнуть в тайну души, всецело раскрыть образ, проанализировать поступки героя, показать его мировоззрение. Сон – это особое состояние человека. Чувства, испытываемые во время сна-видения, обладают особой значимостью: они в точности транслируют те чувства, которые человек испытывает в жизни реальной. Во всеобъемлющей картине сна показан собирательный образ Обломовки, этого общества, в котором нет места всему деятельному, прогрессивному, мыслящему. Сон Обломова – это ключевое событие, образец эпизода, это грань, за которой начинается истинное понимание романа.

План статьи

I. Вступление
Время появления отрывка «Сон Обломова».
Место его в романе

II. Основная часть
Обломов, как причина «обломовщины».
а) Природа:
— отсутствие «грандиозного, дикого и угрюмого»,
— отсутствие борьбы с природой,
— отсутствие поэтических впечатлений.

б) Климат.

в) Нравы населения:
— мелочность,
— ограниченность интересов,
— беззаботность,
— отсутствие случайностей.

г) Усадьба:
— преобладание физических потребностей,
— неразвитость,
— страх перед переменами,
— отношение к хозяйству,
— причины его.

д) Влияние Обломовки на Обломова.
— детство,
— отрочество.

III. Заключение. Обломов и «другие».

В написании Гончарова «Обломов» главе «Сон Обломова» выделяется большое внимание, так как именно в ней мы можем подробно узнать главного героя, познакомившись с местом, где он родился, рос и воспитывался. Автор знакомит нас с деревней Обломовка, о которой и будет идти в дальнейшем речь.

Начинается сновидение Ильи Ильича с описания деревушки. Располагалась она довольно далеко от других поселений, в тихом и уютном местечке. Природа в тех местах поражала своим спокойствием и умиротворением. Погода всегда была мягкая, а смена года шла как часы.

Родители Илюши, в чьих руках находилась Обломовка, являлись людьми добродушными, заботливыми по отношению к сыну, но были ленивы и не видели в труде никакого смысла. Единственной реальной заботой для них были огромные и чуть ли не каждодневные пиры. Житьё и крестьянская, и хозяйская работа на селе текла из года в года однообразно, безо всяких ярких эмоций. Данный факт можно доказать цитатой из текста, кратко описывающую жизнь крепостных Обломовых:

"У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон; но все это обходилось им дешево, без волнений крови."

Отправная точка действий во сне - жизнь в этой самой Обломовке главного героя, когда ему только исполнилось семь лет. Автор описывает его в виде толстенького, жизнерадостного и веселого карапуза, который любит резвиться и играть. К сожалению, отец с матерью очень сильно боялись того, что их дитя без опеки обязательно ударится обо что-то или заболеет, поэтому с ребенком всё время присутствовала нянька.

Во время того, как вся деревушка засыпала вместе с няней, один Илья Ильич бодрствовал, заходя в те места, куда его ни в коем случае не пускали.

Глава продолжает повествование жизни главного героя, но уже переходит к тому времени, когда Обломову было 13-14 лет. Тогда он жил и обучался в пансионе, образованный немецким фабрикантом Штольцем. В этом заведении герой произведения познакомился со своим лучшим другом, Андреем Штольцем, помогавший поначалу Илье в учёбе.

Обломов часто не посещал учебное заведение, потому что его родители всякий раз пытались любыми отговорками не пускать его туда: они скучали по своему чаду, так как мальчик из-за учебы находился далеко от них. К сожалению, и в городе было всё не так гладко:

"Обломовщина царила и там, она разлагающе повлияла на подростка. У него сложилось яркое представление о том, как следует жить: так, как "живут около него взрослые."

Таким образом, мы можем утверждать, что часть текста, связанная со "Сном Обломова" помогает читателю узнать, по какой причине барин превратился в такого ленивого человека: виноваты в образе жития мужчины, его родители вместе с окружением, которые были главному герою эталоном для подражания.