Смысл названия анчар. А

Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы». В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры. Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдо средневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.

Главная тема стихотворения

Сюжетом для стихотворения послужили прочитанные Пушкиным в русской периодике того времени заметки врача из Голландии одной Вест-Индийской торговой компании об удивительном зловещем дереве упас-анчар, которое выделяет ядовитый сок, добываемый местными жителями с большим риском для собственной жизни и используемый ими в качестве пропитки для стрел и другого метательного оружия. Также некоторыми исследователями творчества Пушкина выдвигается идея, что данное произведение было создано Пушкиным как противопоставление поэме известного поэта того времени Павла Катенина «Сожаление» (в нем присутствовал образ некого «древа жизни», символизировавшего царское милосердие).

Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу. Гениальный поэт создает образ дерева, воплощения абсолютного зла, который отличается яркостью и выразительностью: «к нему и птица не летит, и тигр не йдет», а все что к нему приближается, пропитывается смрадом смерти и разложения. Следующие три строфы, являющиеся основным развитием сюжета и относящиеся ко второй части, показывают нам образ неумолимого и жестокого владыки, который посылает раба «одним лишь властным взглядом» за ядовитой смолой, прекрасно зная, что тот обречен на мучительную смерть. Последняя строфа рассказывает для чего владыке нужен яд, чтобы пропитать им стрелы и принести смерть и разрушение соседним государствам.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования. Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.

Структурный анализ стихотворения

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб - владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый). Большое количество в первой части таких согласных букв как «п» и «ч» на звуковом уровне создает мрачное и гнетущее впечатление, которым автор и хотел подчеркнуть унылую и печальную атмосферу, царящую в «пустыне чахлой и скупой».

В стихотворении «Анчар» на суд читателей Пушкин представляет систему, в которой безраздельная власть принадлежит одному человеку (владыке или князю, как в более ранних версиях) и он может делать со своими подчиненными все, что ему угодно, являясь подобно Богу вершителем их судьбы, хозяином жизни или смерти. Такая власть и является настоящим источником зла, губящим подобному ядовитому дереву анчар все вокруг.

Ключевые слова: Анчар, лингвистический анализ текста, Пушкин, черновики.

А.С. Пушкин “Анчар”

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит -- один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И тигр нейдет -- лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес -- и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

При анализе любого стихотворения необходимо использовать не только литературоведческий, но и лингвистический анализ для более глубокого понимания смысла произведения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки А.С. Пушкин пишет несколько произведений, связанных с проблемой свободы и тирании в стране. Но за поэтом пристально следят, поэтому за основу произведения он берет легенду о смертоносном ядовитом дереве. Незадолго до этого П. Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «дерева жизни», символизировавший «царство милосердия». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «дереве смерти» как антитезу катенинскому древу.

При анализе данного стихотворения был применен принцип уровневого подхода к тексту, учтен принцип историзма.

Стихотворение «Анчар» условно можно разделить на две части. В первой дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. Это деление подсказывает сбив ритма в строке «Но человека человек», а также изменение звукового образного ряда. В первой части поэт использует аллитерацию, подчеркивающую мрачно-монотонный колорит (глухие согласные, шипящие), во второй - усиливается употребление сонорных звуков, которые подчеркивают развитие действия. Говоря об орфографических нормах, стоит отметить употребление старославянских слов с неполногласием («хладными, древо»). Именно А.С. Пушкин выработал стилистическую норму языка и разграничил употребление слов с полногласием и неполногласием. В данном стихотворении поэт использует славянизмы для создания колорита эпохи и торжественной приподнятости, т.к. Пушкин «рассказывает легенду».

Лексика была подобрана тоже с учетом стилистики легенды: чахлый, жаждущий, ветви, каплет, ввечеру, тлетворный, владыка,- она придает торжественность повествованию. Для понимания смысла произведения необходимо прокомментировать некоторые слова: Анчар- тропическое южноазиатское ядовитое дерево; Лыко- кора молодой липы и других лиственных деревьев. Таким образом, анализ лексики помогает постичь проведенную автором аллегорию восточной легенды с судьбой России и понять истинный смысл стихотворения: гибельность для страны неограниченной власти. лингвистический стихотворение пушкин анчар

Стихотворение богато художественно-изобразительными средствами: эпитетами (чахлая и скупая пустыня; черный вихорь; властный взгляд), метафорами (зелень мертвая ветвей, древо смерти), которые создают в сознании читателя яркие образы губительности дерева. Автор использует единственное сравнение «как грозный часовой», подчеркивающее одиночество и важную миссию дерева. Также А.С. Пушкин использует прием градации «и птица не летит, и тигр нейдет», но человек «послушно в путь потек» для усиления изображения власти владыки. В основе всего произведения лежит антитеза жизни и смерти, а также «непобедимого владыки» и « бедного раба». Поэт создает явную проекцию кому из них суждено жить, кому умирать. Легенда как жанр подразумевает яркую образность, поэтому Пушкин дополняет картину олицетворением «природа в день гнева породила» дерево.

На морфологическом уровне явных повторов нет, но стоит обратить внимание на значение глагола «течь». В стихотворении «стекает дождь в песок горючий», и человек «послушно в путь потек», проводится явная параллель. Употребление глагола «течь» по отношению к человеку говорит о лишении его воли, действии по необходимости свыше. Александр Сергеевич тем самым говорит о невозможности сопротивления власти, как и природе.

Синтаксические конструкции простые. В основе лежит параллелизм, основанный на контрасте: вихорь набежит - мчится прочь, яд растопясь от зною-застывает ввечеру, человек в путь потек - и к утру возвратился. Данный параллелизм изображает отторжение всего живого к дереву.

В стихотворении «Анчар» А.С. Пушкин проявляет свою позицию главным образом в выборе темы произведения; через исход сюжета и образы читатель понимает авторское отношение к власти.

Лучше понять авторский замысел помогает обращение к черновым рукописям. Черновые варианты «Анчара» сохранились, поэтому мы можем выявить места, в которых поэт испытывал затруднения. Например, строка о рабе: «И тот послушно в путь потек» в черновиках имела варианты «И тот бездумно в путь потек», «И тот за ядом в путь потек», «И смелый…». Оставление слова «послушно» означает желание автора показать невозможность отказа, смирение со своей участью. А вместо строки «И к утру возвратился с ядом» было: « И возвратился с ядом», «И возвратился безопасно», «и возвратился с ним послушно». Эти варианты строки говорят о первоначальном намерении автора возвратиться в целости. Этим меняется вся концепция стихотворения - в нем не остается ни идей о свободе и гуманности, ни о самодержавии, губительном для общества. Именно не оставленное слово «безопасно» подтверждает главную символику произведения: Анчар - воплощение неутолимой судьбы, владыка- человек, повелевающий самой судьбой и смертью, а раб является лишь орудием для достижения целей государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что лингвистический анализ текста позволяет глубже понять и отдельные детали, и общий смысл произведения. Анализ стихотворения «Анчар» показал, что все образы усиливают осознание гибели для общества неограниченной власти, но, в то же время, невозможность на данном этапе этому противостоять.

Библиографический список

1. Пушкин А.С. Анчар - http://roslit.com/book/Anchar_Pushkin

Стихотворение «Анчар» — один из ярких приме-
ров философской лирики А. С. Пушкина. По форме
и содержанию оно похоже на стихотворную притчу,
В которой раскрывается природа существующего в
мире зла, а также тема рабства и тирании.
В основу положена легенда о смертоносном дереве
анчаре. Ядовитый сок этого дерева с незапамятных
времён использовался для смазывания наконечников
стрел, которыми восточные воины поражали врагов.
Добывали этот яд, рискуя жизнью.
Стихотворение Пушкина можно было бы назвать
красивой и мрачной средневековой балладой, однако
в черновых вариантах поэт недвусмысленно прово-
дил параллель между российским царём и грозным
восточным правителем, отправившим на смерть
невинного раба.
Композиция построена на приёме антитезы (про-
тивопоставления). Стихотворение делится на две ча-
сти: в первой рассказывается об анчаре, во второй —
о человеческих взаимоотношениях. Вторая часть на-
чинается с союза но, который ставит четкую раздели-
тельную границу и обозначает резкий контраст.
Главный поэтический образ стихотворения — ан-
чар, пропитанное ядом «древо смерти». Это мета-

фора гигантского, вселенского, космического зла.
Анчар окутан тьмой: вокруг него крутится «вихорь
чёрный », нет ни солнца, ни света. Он изображён в
ореоле мрачного и грозного величия. Листья анчара
тоже « дремучие » (тёмные). Он самый зловещий и
страшный из всех обитателей пустыни. В мире раска-
лённых песков он самый могущественный. Природа
породила смертоносное дерево в «день гнева». Это
страшная ошибка, потому что сама природа сторо-
нится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр ней-
дётз — ужасное дерево изолировано от всего живого и
естественного. Но это не останавливает могуществен-
ного владыку, желающего добыть сок анчара. Одним
взглядом он направляет к анчару своего раба, зная,
что посылает его на верную смерть.
В обществе, основанном на тирании и рабстве, зло
становится законом. В черновиках стихотворения
видно, как долго Пушкин искал подходящее слово,
чтобы выразить противоестественность такого со-
циального устройства. Не царь, не вождь, не князь,
а « человека человек » посылает к смертоносному
дереву. Человек, который распоряжается не только
свободой, но и жизнью другого человека, равного
ему от природы. Однако страшно не только то, что
тиран полностью властвует над жизнью своего раба,
но и то, что раб воспринимает это покорно: он «по-
слушно в путь потек » .
Автор выносит приговор обоим — и тирану, и
его рабу. Они оба виноваты в распространении зла.
Рабство — обратная сторона тирании, и существовать
они могут только вместе. Рабство души, внутренняя
нес в о бода помогают существованию зла.
36
Раб умирает, но яд, добытый им, принесёт погибель
ещё многим людям. Так выражена автором главная
идея стихотворения: зло порождает зло. Роль вла-
дыки во второй части произведения сходна с ролью
анчара в первой — оба несут зло, причём князь за-
имствует свою смертоносную силу у анчара:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Анчар убивает всё живое в силу своих природных
свойств, а князь — сознательно, злой волей. Так и
общество, построенное на рабстве, порождает зло.
Контрастность и противопоставление пронизывает
всё произведение: тьма — свет, свобода — рабство,
жизнь — смерть.
Ярче других в тексте прослеживается антитеза
«владыка — раб». Она выражена эпитетами: (власт-
ный взгляд; бедный раб; непобедимый владыка).
Глаголы тоже подчеркивают это противопоставление
(послал — потек). Чтобы усилить напряжение, ав-
тор вводит анафору (П рunёс он смертную смолу …
Принёс — и ослабел и лёг).
Иногда автор соединяет даже, казалось бы, проти-
воположные понятия: например, в словосочетании
«зелень мертвая ветвей» «зелень ветвей» объединена
с эпитетом «мертвая » . В стихотворении использу-
ются романтические средства поэтической вырази-
тельности: мотив одиночества (Анчар … один во всей
вселенной); романтические эпитеты, передающие

Тема свободы была одной из главных тем в творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина . И если в ранних произведениях содержится призыв к свободе, воспевание ее, полное торжественно-высокопарных оборотов речи, то позже, пережив две ссылки, поэт начинает говорить о ней более сдержанно - аллегорично (иносказательно).

Стихотворение «Анчар» , созданное в 1828 году, основано на древней легенде о «древе яда», растущем в пустыне. Но под пером великого поэта легенда перерастает в суровое обличение самодержавного деспотизма, царящего в России. Своеобразие стихотворения «Анчар» в том, что идея поэта выражена не от лица автора, а заключается в самом сюжете. В «Анчаре» как будто философски обобщена трагедия пушкинского современника.

Произведение построено на антитезе : оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, - из описания мира природы и описания человеческого общества. В первой читатель видит безжизненный пейзаж:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной…

На этой бесплодной почве мог вырасти только одинокий анчар, всему чуждый и всему угрожающий. Поэт дает этому объяснение: его природа «в день гнева породила» . Все живое сторонится тлетворного дыхания анчара: «и птица не летит, и тигр нейдет» - сказывается инстинкт самосохранения. Даже «вихорь черный» , коснувшись анчара, становится смертоносным, а дождь, стекающий с его ветвей, превращается в яд. Да и сам анчар, «как грозный часовой» , стоит на границе пустыни, никого не подпуская к себе (неслучайно в первых вариантах была еще одна строфа, в которой речь шла о попытках приближения живых существ к анчару).

Вторая часть раскрывает мир человека: теперь уже речь идет о человеческих взаимоотношениях. Владыка, князь, по своему желанию, может послать лишь только «взглядом властным» другого человека, раба, на верную смерть. А все ради того, чтобы утвердить собственную власть над соседями, обрекая и их на рабство и гибель.

Раб прекрасно понимал, что послан на верную смерть, но все-таки «послушно в путь потек» , и владыка понимал, что он посылает на смерть другого человека, который был рожден таким же свободным, как и он сам. В небольшом лирическом произведении Пушкин сумел раскрыть суть не природных, а социальных отношений между людьми. Он осудил общество, в котором правят антигуманные законы: именно социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего во вред другому человеку абсолютно сознательно, а другого - в послушного раба. Таким образом, в них все человеческое, данное от природы, искажено.

И хотя «бедный раб» , безусловно, вызывает сочувствие у автора, но он абсолютно лишен воли, даже смерть встречает молча (хотя в черновиках был вариант, когда «и лег он, испуская крики» ). В окончательном варианте он безгласен даже в предсмертном отчаянии. А владыка у Пушкина наделен эпитетом «непобедимый» . Почему? Ответ вполне очевиден: до тех пор пока в обществе будут бессловесные рабы, беспрекословно подчиняющиеся любому приказу (даже «властному взгляду» ), владыка останется непобедимым.

Такое обличение античеловечности деспотизма подчеркнуто совершенством художественной формы стихотворения «Анчар». Ключевыми становятся слова «яд» , «ядовитый» , «смертная смола» . Антитеза «владыка» - «раб» усилена выразительными эпитетами: «властный взгляд» - «послушно» , «бедный раб» - «непобедимый владыка» . Примечательно, что даже стрелы становятся у него «послушливыми» , то есть лишенными активного действия (а сначала были «губительными» , «догадливыми» ).

Глаголы подчеркивают власть и принуждение: послал - потек. Анафора и градация усиливают эмоциональное напряжение:

Принес он смертную смолу…
Принес - и ослабел и лег…

В целом стихотворение звучит очень торжественно благодаря старославянизмам (древо, жаждущих, вихорь, хладными, чело ), ставших уже архаизмами, а также инверсии - «в пустыне чахлой и скупой» , «лист его дремучий» , «зелень мертвую ветвей» . Удивительно, но традиционный для Пушкина четырехстопный ямб звучит в этом стихотворении почти как гекзаметр Гомера.

В «Анчаре» Пушкин воплотил свои представления о добре и зле, о тирании и рабстве. Образ ядовитого древа из легенды расширяется у поэта до обобщенного символа вселенского зла .

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

После возвращения из ссылки А.С.Пушкин понял, что его мечты о свободном творчестве не могут осуществиться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом,его произведения подвергаются жестокой цензуре.В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Говриллиада»:эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар». В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, и сок его смертелен. Вожди местных племён посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара,которую употребляли для отравления стрел.Великий поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому.
Стихотворение делится не две части.В первой части даётся описание ядовитого дерева... Во-второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба... При изображении анчара А.С.Пушкин использовал эпитеты,направленные на раскрытие его основного качества- губительного для всего окружающего. (анчар стоит «один во всей вселенной»,породила его природа «в день гнева»).Употреблено одно сравнение-«анчар как грозный часовой».В образе владыки Пушкин подчеркивает его всевластие, безжалостность.(«послал к анчару властным взглядом», «непобедимый владыка»).В образе раба подчеркнута покорность.(«послушно в путь потек», «умер бедный раб у ног непобедимого владыки»).Эти два образа резко противопоставлены друг другу. Пушкин воспользовался антитезой(«непобедимый владыка», «бедный раб»).А образ анчара дополняет образ владыки, усиливает его. Анчар несёт смерть окружающей природе, князь-людям. Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит(согласные «п» повторяется двадцать три раза,а звук «ч»-восемнадцать случаев).(«природа жаждущих степей» «в день гнева породила», «корни ядом напоила»). Использовано огромное количество эпитетов,передающих настроение и смысл стиха.На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёсную рифму:
«В пустыне чахлой и скупой»,
«Анчар как грозный часовой»;
«На почве зноем раскаленной»,
«Стоит-один во всей вселенной».
Это стихотворение написано в двусложном размере:
«В пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/,
На/ поч/ве/ зно/ем/ рас/ка/лен/ной/,
Ан/чар/ как/ гроз/ный/ ча/со/вой/,
Сто/ит-/один/ во/ всей/ все/лен/ной»
Называется четырёхстопный ямб.
Всё это - рифма,метафоры, размер - и передают то настроение и ту мысль,которую хотел донести до нас автор.
Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия,призыв к её уничтожению.
«Анчар»-это одно из моих любимых стихотворений А.С.Пушкина. Оно пленило меня своим протестом.. Гениальное стихотворение гениального поэта.