Тренинговое занятие с младшими школьниками. Тренинг для школьников младшего и среднего школьного возраста "коммуникативное поведение"

Программа занятий «Психолого-педагогическое формирование интерпсихических действий в младшем школьном возрасте»

В данной программе предусмотрено четыре основных блока:

    Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков (3 занятия по 40-50 минут).

    Групповые занятия по развитию уверенности в себе, повышения самооценки (3 занятия по 40-50 минут).

    Групповые занятия по развитию творческих способностей и активизации мыслительной деятельности (3 занятия по 40-50 минут).

    Групповые занятия по развитию мотивации к учению (3 занятия по 40-50 минут).

Блок 1

Цель: развитие у детей навыков общения, осознание и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств других участников тренинга, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Занятие 1

Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.

Вводная фаза

Ребята, скажите, зачем нужно ходить в школу?

Что нужно уметь, чтобы получать новые знания? (Уметь слушать, уметь высказывать свои мысли, уметь общаться и т.д.)

На наших тренингах мы с вами будим учиться правилам общения, умению выражать свои чувства, развивать творческие способности, учиться уверено себя вести.

Фаза контакта

Упражнение «Правила группы»

Педагог-психолог называет основные правила, которые нужно соблюдать на тренинге:

Нельзя унижать и обзываться.

Обращаться друг к другу только по имени.

Говорить по одному, при желании высказываться необходимо, поднять руку и не перебивать говорящего.

Нельзя выходить из тренинга без разрешения педагога-психолога.

Активно участвовать в тренинге, но соблюдая правила.

Правило «стоп»

Безоценочность суждений

Кто-нибудь хочет добавить правила?

Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Упражнение «Назови ласковым именем»

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок – ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т.п.) Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.

Каждый из ребят будет в роле ведущего.

Фаза лабилизации

Упражнение «Все у кого…»

Цель: формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Дети садятся на стульчики. Педагог-психолог предлагает выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее.

Пускай встанут на правую ногу все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое (любой цвет) в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто съел сегодня весь завтрак.

Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.

Пусть скажут «гав» все, кто живет выше 3 этажа.

Ребята, много кто из вас вставал. А почему? (У нас есть много общего – такого, о чем они не знали раньше).

Фаза обучения

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: формирование доверия к окружающему миру.

По кабинету раскладываются предметы и препятствия. Ученики делятся на 3-4 группы. Участники каждой группы делятся на пары. Одному человеку завязывают глаза. Второй становится поводырем.

Ребята, кто скажет, как передвигается слепой человек в пространстве?

Кто ему помогает?

Один из пары, должен провести партнера по кабинету (определенному пространству кабинета), обходя при этом препятствия. Затем участники пары меняются ролями. Группы проходят это упражнение поочередно.

Кому из вас больше понравилось быть поводырем? Почему?

Кому из вас больше понравилось быть слепым? Почему?

Что вы чувствовали, выполняя роли поводыря и слепого?

Упражнение «Щепки на реке»

Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Первые два участника будут «щепками» и поплывут по реке.

Остальные участники – это «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки. Когда Щепки проплывают весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая первая пара становятся Щепками и начинают свой путь…

Упражнение заканчивается, когда первые Щепки становятся в начале реки.

По окончании упражнения проводится обсуждение:

Что вам понравилось?

Что не понравилось?

Что вы ощущали во время этого упражнения?

Заключительная фаза

Что полезного вы узнали?

Занятие 2

Цель: развитие коммуникативных навыков

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Правила работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются опре деленные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Говорить по одному и не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Безоценочность суждений.

5. Активность.

6. Правило «стоп».

7. Нельзя унижать и обзываться.

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

Фаза контакта

Упражнение «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Фаза лабилизации

Упражнение «Поменяться местами»

Цель: создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий (один из участников тренинга) выходит на середину круга и наблюдает за другими участниками. Педагог-психолог приходит за спинами участников и тихонько задевает 3-4 человек, которые должны договориться с любым другим участником без слов, поменяться местами. Педагог-психолог говорит «Поменяться местами» и те, кто договорился, меняются местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место, но нельзя толкаться. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Игра повторяется 4-5 раз.

Фаза обучения

Подумайте и попробуйте объяснить, что такое самоуважение.

Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести.

Упражнение: «Хорошие и плохие поступки»

Цель: Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой – написать, как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков. Дается время 15-20 минут.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце педагог-психолог суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Заключительная фаза

Цель: задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Участники встают в кружок, и педагог-психолог предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Занятие 3

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Упражнение «Царевна Несмеяна»

Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.

Перед упражнением обсудить с детьми, как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.

Дети делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята из детского сада. Они должны рассмешить первую команду. При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды.

Фаза лабилизации

Упражнение «Обезьянки»

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, снижение мышечного напряжения.

Дети делятся на пары. Один из них обезьянки, а другие – отражение в зеркале. Обезьянки по команде педагога-психолога изображаю настроение, а отражение повторяют за обезьянкой. Потом пара меняется ролями.

Радость

Огорчение

Удивление

Злость

* обида

* неожиданность

* восторг

* страх

Обсуждение:

В какой роли вам больше понравилось быть? Почему?

Возникали ли у вас трудности в выполнении этого упражнения?

Какие? Почему?

Фаза обучения

Часто мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние. И это все является важными компонентами процесса общения. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - сопоставить внутреннее состояние и чувства, легче выражать вфизическом действии некоторые эмоции.

Совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм их выражения – это предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия между людьми.

Иногда внутренние переживания и настроение отличаются от вашего поведения. Например , произнести слова «Хочу помочь», «Я люблю тебя» с нахмуренным лицом и сжатыми кулаками. Это несоответствие между вашими чувствами и «языком тела». Или, например , человек вгостях весь вечер скучал, но на прощание, улыбаясь, говорит хозяйке: «Как приятно было провести у вас вечер...» Он сознательно говорит не то, что чувствует, не желая обидеть хозяйку. Другой пример, когда человек, не осознавая собственный гнев и агрессивность, говорит вежливо, но его поза и напряженная мимика не соответствуют словам. Необходимо чтобы ваше внутреннее состояние соответствовало вашим физическим действиям.

Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Педагог-психолог показывает какую-нибудь простую картинку последнему в колонне участнику и прячет ее. Каждой команде свою картинку. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого впереди стоящего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу.

Что помогало понимать и передавать ощущения?

Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?

Что мешало выполнять упражнение?

Заключительная фаза

Все участники тренинга садятся в круг. Проводится обсуждение:

Что понравилось или не понравилось?

Что полезного вы узнали?

Может быть, кто-то чему-то научился?

Или у вас есть ко мне вопросы или предложения?

А сейчас все похлопали и сказали друг другу спасибо, за участие в тренинге.

Встретимся с вами на следующем занятии тренинга. Спасибо всем.

Блок 2

Цель: развивать уверенность в себе, повышение самооценки.

Занятие 1

Цель: формирование адекватной самооценки.

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Мое настроение»

Цель: Установление контакта между участниками.

Ребята садятся в круг, и каждый рассказывает, с каким настроением пришел, и чего ждет от занятия.

Фаза лабилизации

Упражнение «Перевоплощение»

Цель: формирование навыков самораскрытия.

Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, свеча, стул, ручка и т.д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем.

Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями. Застенчивым может потребоваться помощь.

Обсуждение: Возникали трудности у вас в рассказе от лица вещи, которую вы выбрали? Какие?

Фаза обучения

Упражнение «Мой сосед слева»

Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях .

Педагог-психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться.

Обсуждение: Приятно ли было слышать от других положительные оценки своих умений?

Возникали ли трудности? Какие? Почему?

Заметки для педагога-психолога : Могут возникнуть затруднения в отношении изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.

Упражнение «Мои сильные и слабые качества»

Цель: формирование навыков адекватной самооценки.

- Ребята на листке бумаги напишите в один столбик ваши сильные, хорошие качества, а во втором столбике – слабые, те качества, которые вам мешают, но они у вас есть. (Дается 5 минут).

Сосчитайте, сколько у вас сильных и слабых качеств. Сравните их количество. Подумайте, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то, что для этого нужно сделать.

Всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе. А как это сделать, можно найти всегда.

Заключительная фаза

Цель: получение обратной связи.

Что понравилось? Что нет?

Как вы себя чувствовали сегодня на занятии?

Занятие 2

Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Что хорошего и что плохого происходило вчера»

Цель: самоанализ своего поведения.

Ребята рассказывают, что происходило с ними вчера хорошего, а что было плохого и почему.

Фаза лабилизации

Упражнение «Разожми кулак»

Цель: эмоциональный разговор.

Участники разбиваются на пары: один сжимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом участники меняются ролями.

- Не нужно ломать пальцы партнеру, разжимать кулак надо, не причинять боли.

Обсуждение: - Кому и как удалось это сделать? (Силой, просьбой, легким поглаживаниями и т.п.).

Притча: Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».

Можно ли добиться своего силой?

Как это можно сделать по-другому?

Фаза обучения

Упражнение «Представление героев»

Цель: развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

- Давайте вспомним героев сказки про Винни-Пуха и охарактеризуем их.

Характеристики записываются на доске.

Пятачок – зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик – активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчиняться.

Ослик Иа – не верит в свои собственные силы, не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, дурное, неприятное во всем, что его окружает. (Пессимист).

Заметки педагогу-психологу : Если ребята не знают сказку и не видели мультфильм про Винни-Пуха, нужно накануне познакомиться с этим произведением.

Упражнение «Проблемы героев»

Цель: развитие навыка справляться с проблемами поведения.

- Как вы думаете, что нужно изменить в себе Пяточку, Кролику и Иа?

- Что нужно сделать героям, что бы они смогли измениться?

Пятачку нужно научиться говорить «нет» и научиться отстаивать свою точку зрения.

Кролику следует научиться просить и научиться принимать отказ от других.

Ослику необходимо поверить в собственные силы и научиться решать различные ситуации, в которые он попадает.

Упражнение «Уши - нос»

Цель: развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

- Очень важно в жизни уметь сохранять спокойствие в различных ситуациях. Когда кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, очень полезно порой не заражаться чужой агрессией и не отвечать криком на крик.

- Были у вас такие ситуации, когда вы заражались чужой агрессией в конфликтах?

- Что из этого получалось?

- Чтобы конфликт не перешел во вражду, драку, обиду, нужно уметь внутренне отстраняться от стрессовой ситуации и настроится на правильное решение этого конфликта.

Участники разбиваются на пары, одни будут Пятачками, вторые – Кроликами. Кролики кричат и обвиняют, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать натиск Кролика. Его задача – не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запомнить свои мысли и чувства, возникающие в это время. На это упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.

Обсуждение: - Какие чувства испытывали партнеры в ролях?

Трудно ли было выполнять задание и почему?

Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика?

Заключительная фаза

Упражнение «Посидите так, как сидит…»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Педагог-психолог предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы:

- король

- курица на насесте

- начальник милиции

- жираф

- маленькая мышка

- слон

- бабочка

Занятие 3

Цель: формирование навыков определения своей позиции в затрудненных ситуациях; актуализация знаний, приобретенных на занятиях.

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Кто это?»

Цель: эмоциональный разогрев.

Один из участников выходит в коридор. Остальные ребята выбирают одного участника, которого должен отгадать участник, который вышел в коридор. Ребята составляют устный портрет выбранного участника (внешние данные, качества характера, привычки и т.д.). Приглашается участник из коридора и по очереди рассказывают о другом участнике. Необходимо отгадать того о ком идет речь. Упражнение повторяется 3-4 раза с другими участниками.

Обсуждение: - Возникали трудности в отгадывании участника?

Трудно ли было давать характеристику другому?

Фаза лабилизации

Упражнение «Разожми кулак»

Цель: развитие умения анализировать ситуации.

Вы многие ездите в общественном транспорте и видите конфликтные ситуации, которые происходят между кондуктором и пассажиром. Кто из вас хочет рассказать одну из этих ситуаций?

Давайте проанализируем, кто прав, а кто нет. Как правильно выйти из этой конфликтной ситуации? Или что сделать, чтобы конфликта не было?

Фаза обучения

Упражнение «Антивремя»

Цель: обучение способам избегания конфликтных ситуаций.

- У нас в классе происходят разные конфликты. Давайте вспомним какую-нибудь ситуацию, в результате которой возник конфликт.

Нужно подробно обсудить эту ситуацию, восстанавливая ход событий от конца до начала, и найти ответы на вопросы:

- Где находится очаг конфликта?

- Как можно было его избежать?

Обсуждение: - Если бы вы заранее планировали свое поведение, изменилось ли что-либо в их жизни?

Избегание конфликтов – это не проявление слабости, а поступок умного, зрелого человека.

Упражнение «Необитаемый остров»

Цель: формирование умения принимать оценку себя со стороны.

На необитаемый остров забрасывается группа из трех человек, задача – выжить. А выжить можно только рядом с людьми, которые умеют что-то делать, обладают замечательными личными качествами. По одному ученику выходят и выбирают себе двух напарников и объясняют свой выбор.

Одни и те же ребята могут выбирать несколько раз. В группе могут оказаться ребята, которых не выбрал никто, в этом случае на «необитаемый остров» с ними отправляется педагог-психолог, объясняет свой выбор.

- А мне бы хотелось бы взять на остров всех ребят, потому что вы все необыкновенные и обладаете огромным количеством прекрасных человеческих качеств.

Упражнение «Хромая обезьянка»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

- Представьте перед собой хромую обезьянку, ее ужимки, кривляние, походку, смешные рожицы.

- А теперь я запрещаю вам думать об этой обезьянке в течении двух минутах.

Те, кто засмеялся, выходят в круг.

- Почему вы засмеялись?

Заключительная фаза

Упражнение «Чемодан»

Цель:

Заметки для ведущего : записки ребят используются для оценки результативности блока знаний.

Блок 3

Цель: развивать творческие способности.

Занятие 1

Цель:

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Настроение»

Цель:

- Посмотрите внимательно на соседа слева. По очереди называете, какое настроение сегодня у вашего соседа.

Фаза лабилизации

Упражнение «Встреча»

Цель: развития контакта между участниками.

- Представьте, что вы не виделись пять лет и вот долгожданная встреча. Как бы вы поздоровались друг с другом? Покажите.

Фаза обучения

Упражнение «Дружба»

Цель: учится выражать свои чувства; расширить представление о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях; установить более тесного эмоционального контакта; развивать сплоченность, умение согласовывать свои действия с другими членами команды.

Участники произвольно делятся на команды по 5 человек и каждой команде выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике.

- Сегодня вы все будете художниками и создадите свой коллаж. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных фрагментов самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу. Каждая команда должна создать коллаж «Дружба». 20-25 минут на выполнение.

Каждая команда представляет свою работу.

Молодцы, все команды поработали замечательно.

Вывешиваются свои работы на доску и этим создают один большой коллаж, что означает общую картину дружбы класса.

Понравилось создавать коллаж?

Возникали трудности? Какие?

Как вы их преодолевали?

Заключительная фаза

Цель: получение обратной связи.

Занятие 2

Цель: учится работать в группе; развивать творческие способности.

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Да или нет»

Цель: создание доброжелательной рабочей атмосферы

Участники в кругу бросают друг другу мяч со словами «Я знаю, что ты сегодня…». Принимающий мяч соглашается с предположением или нет.

Фаза лабилизации

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

Один из участников выходит в центр и встает спиной к другим участникам. Кто-нибудь из участников говорит «привет», а водящий должен назвать имя того, кто с ним поздоровался. Если угадал, то его сменяет другой участник. Упражнение длится 5 минут.

- Трудно было отгадывать? Почему?

Фаза обучения

Упражнение «Скульптура»

Цель: развитие творческих способностей, воображения.

Участники делятся на команды по 5 человек. Необходимо молча изобразить «скульптуру»:

- танк

- посадка растений

- чайник

- слон в зоопарке

- перемена в школе

Другие команды должны угадать, то, что было изображено.

Упражнение «НЛО»

Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

- Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится 15-20 минут на рисование.

- А сейчас каждый из вас расскажет о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах характера.

Заключительная фаза

Цель: получение обратной связи.

Занятие 3

Цель: учится работать в группе; развивать творческие способности.

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Подари улыбку»

Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

Участники по часовой стрелке по кругу дарят соседу слева улыбку. Причем, одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.

Фаза лабилизации

Упражнение «От слова к рассказу»

Цель:

Участники делятся на три команды. Каждой команде выдается листок со словами.

- Постарайтесь объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ.

1. Поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.

2. Дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь.

3. Пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант.

- Рассказ можете записать на листке бумаги. Вам дается 10 минут.

Ребята рассказывают то, что у них получилось.

Обсуждение: - Возникали трудности в составлении рассказа?

- Все ли слова были использованы в рассказе?

- Какие слова вы не взяли? Почему?

Фаза обучения

Упражнение «Сказочная загадка»

Цель: активизация мыслительной деятельности.

- Каждый из вас получит карточку, на которой написана загадка. Надо не просто отгадать ее. Фантазия бесконечна, она не имеет границ, поэтому вы должны изобразить свою отгадку.

Обсуждение: - Трудности были при выполнении этого задания?

- Что сложнее было, отгадать загадку или изобразить отгадку?

Упражнение «Страна счастья»

Цель: учится работать в группе; развивать творческие способности.

Участники делятся на три команды.

Давайте создадим свою страну счастья. Что бы вы хотели, чтобы было в этой стране, нарисуйте.

Дается 20 минут.

Обсуждение: - Расскажите о своей стране «Счастья».

В стране «Счастья» всегда живет волшебство, радость. Но и мы свою страну можем сделать счастливой. Подарить своим близким, друзьям, одноклассникам минуты радости, счастья, что-то приятное. Утром улыбнуться друг другу и сказать «Доброе утро», посмотрев в глаза. Сделать приятное или подарок.

- Давайте мы с вами побудем волшебниками и попробуем сделать себя и окружающих вокруг нас счастливыми.

Заключительная фаза

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации, получение обратной связи.

Дети встают в круг. Упражнение начинает педагог-психолог. Необходимо без слов, с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повторяться нельзя. Делаем все молча.

- Кто-нибудь догадался, что ему подарили?

- Приятно получать подарки?

- Давайте улыбнемся друг другу и скажем всем «спасибо».

Блок 4

Цель: развивать мотивации к учению

Занятие 1

Цель: создание комфортных условий для учебной деятельности; повышать уровень самооценки.

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Я знаю, что у тебя…»

Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

Участники стоят в кругу, бросают мяч друг другу и произносят: «Я знаю, что у тебя сегодня…» Например: «Я знаю, что у тебя сегодня хорошее настроение». Мяч должен побывать у каждого.

Фаза лабилизации

Упражнение «Мои достижения»

Цель: повышение самооценки в достижении целей.

- У каждого человека есть свои цели в жизни, и он ищет и выбирает то, что ему поможет в достижении его цели. Однако у вас уже есть то, чего вы уже достигли. Нужно гордиться своими успехами и не бояться о них говорить.

Участники по кругу передают небольшой мяч. Получивший мяч рассказывает, чего он достиг в своей жизни, чему научился.

Например: научился работать на компьютере; играть в волейбол, кататься на скейтборде и т.д.

Остальные участники подбадривают его словами: «И это здорово!»

Обсуждение: - Скажите, появилось у вас чувство гордости за себя, вы рассказывали о своих достижениях?

Фаза обучения

Упражнение «Отношение к учебе»

Цель: диагностика отношений ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

Участники делятся на четыре команды, и каждой команде дается задание.

Давайте представим себе, что мы с вами в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед каждой командой лежат странички из дневников этой школы. Заполните эту страничку так, как вы считаете нужным. На каждый день множите ставить любое количество уроков. Уроки можно писать, какие хотите. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обсуждение: Участники зачитывают составленное расписание и объясняют свой выбор. Составленные расписания сравниваются с реальным расписанием.

Упражнение «Точка зрения» (диспут)

Цель: учиться отстаивать свою точку зрения.

Участники делятся на две команды. Тема для обсуждения «Необходимость школьной формы». Одна команда приводит свои доводы « За необходимость школьной формы», другая « Против необходимости школьной формы». Дается 5-10 минут для подготовки.

Поочередно каждая команда называет свой аргумент за или против . Идет обсуждение.

Обсуждение: - Смогли вы доказать свою точку зрения на этот вопрос? Как или почему?

- Обсуждение было доброжелательным? Что вам помогло это сделать?

- Основное в спорах не бороться, а спокойно доказывать, приводя свои аргументы, свою точку зрения.

Заключительная фаза

Упражнение «Дотянись до звезд»

Цель: повышение уверенности и собственной ответственности в достижении цели.

Упражнение выполняется под медитативную музыку. Участники стоят в кругу.

- Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотронуться до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите в карман. Можно сорвать несколько звезд.

Обсуждение: - Трудно ли было достать свою мечту?

- Какие чувства возникли, когда она оказалась в кармане?

- Так и в жизни, когда мы достигаем желаемого, нам хорошо, мы чувствуем себя счастливыми. Мечтать можно о чем угодно, о полете в космос и о велосипеде, самое главное, чтобы у человека сохранилась эта способность. Ведь мечты подвигают нас к действию, а достижение мечты приносят нам радость и уверенность в себе. Так что мечтайте на здоровье!

Занятие 2

Цель: способствовать развитию способности самостоятельно решать сложные задачи; повышать уровень самооценки.

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Хорошее настроение»

Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.

Подарите всем свое хорошее настроение.

Фаза лабилизации

Упражнение «Всеобщее внимание»

Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же простую задачу, любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники. Дается 5 минут.

Обсуждение: - Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств.

Фаза обучения

Упражнение «Интервью»

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки; развивать умение строить диалог.

Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Потом участники меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача – подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Обсуждение: - Получилось у вас рассказать о индивидуальности своего собеседника?

- Что было сложнее проводить интервью или отвечать на вопросы? Почему?

Упражнение «Задачи-шутки»

Цель: развитие мотивации к изучению предметов; развивать логику и мышление.

    Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло получиться? (дед, отец, сын).

    В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? (8).

    Птицелов поймал пять синиц и посадил их в клетку. На дороге он встретил 5 учениц и подарил по синичке, и в клетке осталось одна синица. Как это могло получиться? (одну синицу отдал вместе с клеткой).

    Вася, Олег и Коля играли в шашки. Каждый из них сыграл по две партии. Сколько партий всего было сыграно? (3).

    Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? ( Владимир Николаевич).

    Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).

    Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают доверчивые и любопытные. (Уши).

    Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода).

Обсуждение: - Трудно было разгадывать шуточные задачи? Почему?

- Что необходимо, для того, чтобы вы могли легко разгадывать эти шуточные задачи?

- Может вам пригодится эти умения?

Заключительная фаза

Упражнение «Переменка»

Цель: создание положительного эмоционального настроения.

Дети становятся в круг, берутся за руки.

- Кто сегодня самый лучший? (Дети говорят: «Я сегодня самый лучший!»)

- Кто сегодня был самый первый? («Я»).

- Молодцы, сегодня все хорошо работали, погладьте себя по голове.

- Спасибо, до встречи.

Занятие 3

Цель: способствовать развитию способности самостоятельно решать сложные задачи; способствовать самореализации своего «Я».

Вводная фаза

Ведущий организует пространство, предлагает участникам занять место в круге и сам располагается в нем.

Фаза контакта

Повторяются правила работы в группе.

Упражнение «Найди пару»

Цель: формировать у членов группы установки на взаимопонимание и взаимоуважения.

Каждому участнику раздается половинка открытки. Необходимо найти свою вторую половинку. Дается 5 минут.

Обсуждение: - Кто нашел свою половинку?

- Трудно это было сделать?

Фаза лабилизации

Упражнение «Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Педагог-психолог описывает одного из сидящих детей, называя его детали одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть куклами».

Обсуждение: - Легко или трудно было отгадать человека, о котором шла речь? Почему?

Фаза обучения

Упражнение «Мой цветок»

Цель: развитие доверия к себе.

Педагог-психолог предлагает участникам нарисовать на бумаге цветок (образец цветка он рисует сам на доске), в центре каждый пишет свое имя. А на каждом лепестке записывают ответы на следующие вопросы:

- В чем Я хорошо разбираюсь?

- За что Я нравлюсь самому себе или люблю самого себя?

Обсуждение: - Кто хочет зачитать свои ответы?

- Трудно было отвечать на вопросы? Почему?

Цветы вывешивают на доску.

- Посмотрите на нашу красивую, красочную и дружную полянку.

Упражнение «Кто прислал телеграмму?»

Цель: способствовать развитию способности самостоятельно решать сложные задачи.

    Приходил Волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев! (Козленок).

    Нашел сапоги-скороходы, скоро буду. (Кот в сапогах).

    Буду, буду умываться по утрам и вечерам. (Грязнуля).

    От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас. (Колобок).

    Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите! (Заяц).

    Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. (Волк).

    Купила самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-цокатуха).

    Простое яичко уже снесла. (Курочка).

    Запомни, все исчезнет после двенадцати ночи. (Фея).

    Выросла большая пребольшая, приезжайте помогать тянуть. (Дед)

    В гости не прилечу. Мотор забарахлил. (Карлсон).

Обсуждение: - Трудно было отгадывать героев? Почему?

- Эти герои, из каких произведений? Назовите жанр.

- Кто хочет познакомиться с этими героями?

- А что нужно сделать, чтобы познакомиться поближе с этими героями?

Заключительная фаза

Упражнение «Чемодан»

Цель: закрепить полученные навыки, осознание их ценности.

- На наших занятиях вы приобрели определенные навыки, опыт. Давайте соберем, каждый для себя «чемодан» того, что вы приобрели на занятиях и что хотели бы реализовать и применить в жизни.

Все предложения записываются на бумаге, зачитываются (кто желает) и передается педагогу-психологу.

Заметки для ведущего : записки ребят используются для оценки результативности блока знаний.

- Вы все получили много знаний на занятиях, умеете их применять, эти знания вам пригодятся в жизни.

- Похлопаем, друг другу и скажем всем «спасибо».

Основные этапы становления личности ребенка приходятся на школьные годы. Маленький человек активно познает окружающий мир, ищет место в жизни, учится различать тонкости взаимоотношений между людьми и взаимодействовать с социальной средой. Период взросления с 10 до 13 лет сам по себе таит множество проблем психологического характера, которые в школьных стенах только усугубляются. Причинами замкнутости, депрессивного неадекватного поведения могут быть:

  • низкая самооценка;
  • страх перед общением с учителями и сверстниками;
  • чрезмерные учебные нагрузки;
  • конфликты с родителями.

В результате ребенок теряет мотивацию к обучению, в некоторых ситуациях может вовсе отказаться посещать школу. В таком случае, важно не ждать, что проблемы решатся сами собой, а записаться на психологические тренинги для школьников.

Как тренинги для школьников могут помочь ребенку?

Тренинг позволяет ребенку в игровой форме проработать основные внутренние проблемы и научиться в будущем справляться с ними самостоятельно. В занятия входят:

  • актерские техники;
  • упражнения на релаксацию;
  • арт-терапия;
  • различные диагностические методики;
  • сюжетно-ролевые игры.

Все это призвано помочь ребенку смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения. Занятия проводят дипломированные опытные психологи, специализирующегося на работе с детьми и их родителями.

Что ребенок получит в результате тренинга?

Перед началом занятий стоит определить проблемы, тревожащие подростка, обозначить вопросы, над которыми стоит поработать особенно внимательно. Во время тренинга, проведенного профессионалом, решается несколько важных задач, главные среди которых:

  • научить подростка справляться с внутренним волнением и стрессом, путем применения различных методик релаксации;
  • сформировать у ребенка правильную самооценку и научить адекватно оценивать свои возможности;
  • развить навыки работы в коллективе;
  • правильно мотивировать школьника на учебу.

Все навыки, приобретенные на тренинге, усваиваются ребенком в естественной игровой форме и закрепляются во время обсуждения с тренером. Они позволяют школьнику увереннее чувствовать себя на занятиях и легче справляться с учебной нагрузкой. В процессе коллективных занятий он освоит азы гармоничного взаимодействия с группой, что бесспорно пригодится ему и во взрослой жизни.

Психологический центр образования и развития «Инсайт» проводит различные тренинги для школьников, которые помогут ребятам стать более собранными и внимательными на занятиях, научиться решать конфликтные ситуации, возникающие в коллективе.

Занятия ведет подростковый психолог-консультант Ульяна Александровна Иванова .

Продолжительность тренинга: 3 часа с двумя перерывами по 10 минут.

Стоимость тренинга: 2000р.

В нашем центре проводятся тренинги профориентации школьников, которые не только позволят подросткам примерно определиться с будущей профессией, но и выявят их природные склонности и таланты. Записаться на любой тренинг вы можете у нашего администратора, заполнив специальную форму на сайте, либо позвонив по телефону. Пусть ваш ребенок будет уверен в себе!

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг общения для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

  1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
  2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
  3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
  4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Ход тренинга

1. Орг.момент. Правила тренинга

Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я хочу напомнить основные правила наших встреч.

1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.

2) Мы все должны быть искренними и открытыми.

3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.

4) Вежливое обращение друг к другу.

2. Упражнение «Приветствие».

Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

Молодцы, у вас хорошо получилось.

3. Упражнение «Менялки»

Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит работу.

4. Объявление темы и задач занятия.

Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы думаете? (ответы детей).

Ребята, вы правильно мыслите. Общение - это важная часть нашей жизни, без общения невозможна жизнь.

5.Работа по теме тренинга.

а) Исследовательские упражнения

«Продолжи историю»

Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего класса, выявить способность контактировать. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.

Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?

Итак:

Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое-то время к большому и дикому лесу. "Странно" - сказали они, - "что такой прекрасный лес находится так близко к городу". В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышал прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух - все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.

Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели...

Ребята, продолжите историю. (Дети продолжают историю)

Анализ упражнения:

Понравилась ли тебе наша история?

Что тебе понравилось больше всего?

Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?

б) Формирующие упражнения

«Комплименты»

Цель: Способствовать изменению чувств отношений и формированию умения общаться.

Ребята, а сейчас мы будем принимать, и говорить комплименты. Работаем в парах. Один из пары говорит в течение нескольких минут второму комплименты: «что мне нравится в тебе, какие черты характера, внешности, факты из жизни…»

Партнер должен выслушать все, что ему говорят. После этого он повторяет все, что услышал: «Тебе нравится во мне…». Если что-то упущено, то партнер обращает на это внимание. После этого они меняются ролями.

Анализ:

Что было легче говорить или слушать?

Удалось ли принимать комплименты, и с каким чувством?

в) Развивающие упражнения

Групповой портерт

Цели: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача - нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок - усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.

Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.

^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки.

*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.

Анализ упражнения:

Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?

Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

Кто выбрал тебя художником?

Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?

Ты доволен своим портретом?

Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?

Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?

6.Обратная связь

Понравилось ли вам занятие?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?


Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Тренинговое занятие для младших школьников

Тема «Солнышко с лучами»

Цель: повышение самооценки ребёнка.

Задачи:

1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

2. Развитие лучшего понимания себя

3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности

Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Возраст : школьники 7 - 9лет.

Ход мероприятия:

Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

Солнышко - какое оно?

Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

А теперь представь, что солнышко - это вы. У солнышка ваше имя.

Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

Педагог-психолог: - Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.

На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Тренинговое занятие для школьников

Тема "Класс глазами каждого"

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    Создание благоприятного психологического климата;

    Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

    Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

    Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст : школьники 11 - 14лет.

Состав участников: 10 – 12 человек.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.

Режим работы : 45 минут

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Структура тренинга:

    Приветствие – 4 минуты

    Цель, задачи – 3 минут

    Разминка – 2минут

    Основная часть - 40 минут

    Рефлексия – 5 минут

    Орг. конец – 3 минуты

Ход тренингового занятия:

    Разминка – погружение – 2 минуты

    Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут

    Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут

    Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут

    Упражнение «Горячий стул» – 10 минут

    Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут

    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» - 5 минут

    Орг.конец. – 5 мин.

Структура : ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Ход занятия

1. Приветствие (2 мин).

Цель: Установление контакта с детьми.

Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж, затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.

2. Разминка – погружение

Время : 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

    У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

    Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

    Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

    Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;

    Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

    Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

3.Основная часть.

Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).

Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом.

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, - подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее .

Упражнение: «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:

    Что вы чувствовали?

    Если не получилось, то почему?

Упражнение «Горячий стул»

Время: 10 мин.

Цель:

Инструкция: В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах

Обсуждение : первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Упражнение « Если птичка, то какая»

Время. 10-15 минут.

Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».

Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.

Упражнение: « Фотография нашего класса»

Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?