Высокая тревожность рекомендации. Тревожность - эмоциональное расстройство

Без него невозможно прожить. Речь идет про малоприятное и смутное состояние, именуемое тревогой или беспокойством. Такие ощущения возникают, когда человек ждет чего-то плохого: плохих вестей, неблагоприятного течения событий или исхода чего-либо. Несмотря на то что многие рассматривают тревожность, как что-то негативное, ее нельзя считать 100% плохим или хорошим состоянием. В некоторых ситуациях она может быть даже полезной. В каких именно? Давайте разбираться вместе.

Тревожное расстройство: что это?

В первую очередь стоит отметить, что беспокойство и тревога имеют немного общего с понятием «страх». Последний является предметным – его вызывает что-то. Беспокойство может возникнуть без видимой на то причины и тревожить человека долгое время.

Одним из видов расстройств, которое может возникнуть у человека, является тревожное расстройство. Это – специфическое психоэмоциональное состояние, которое имеет свои симптомы. Время от времени каждый индивид может испытывать беспокойство в силу тех или иных обстоятельств.

Появление тревожности – довольно серьезный сигнал, заявляющий о том, что с организмом происходят изменения. Следовательно, можно сделать вывод, что тревожность и беспокойство являются своеобразным фактором приспособления человека к окружающей его среде, но только в том случае, если тревога не является чрезмерно выраженной и не доставляет человеку дискомфорт.

Почему возникают тревожные расстройства

Несмотря на все достижения науки и техники, ученым и врачам до сих пор так и не удалось детально определить, кто же они – основные «виновники», вызывающие такую патологию, как тревожность. У некоторых людей состояние тревоги и беспокойство могут появиться вообще без видимых на то причин и раздражающих объектов. Основными причинами тревоги могут считаться:
  • Стрессовые ситуации (тревога возникает, как ответ организма на раздражитель).
  • Серьезные соматические болезни (сами по себе выступают причиной беспокойства. Самые распространенные из них – бронхиальная астма, болезни сердечно-сосудистой системы, травмы головного мозга, нарушения в работе эндокринной системы и т.п.).
  • Прием определенных лекарственных препаратов и наркотиков (так, резкая отмена постоянного приема успокаивающих препаратов может вызвать безосновательные переживания).
  • Рост концентрации в воздухе углекислого газа (способствует усугублению тревожного беспокойства и более болезненному восприятию паталогического состояния).
  • Индивидуальные характеристики темперамента (некоторые люди очень восприимчивы к любым изменениям в окружающей среде и реагируют на перемены пугливостью, замкнутостью, беспокойством, стеснительностью или тревожностью).

Ученые выделяют две основные теории появления тревожных патологий

Психоаналитическая. Данный подход рассматривает тревожность, как некий сигнал, говорящий про образование недопустимой потребности, которую «страдающий» старается предотвратить на бессознательном уровне. В такой ситуации симптоматика беспокойства довольно размытая и являет собой частичное сдерживание запрещенной потребности или ее вытеснение.

Биологическая. Говорит о том, что любая тревожность – результат биологических отклонений в организме. При этом на фоне изменений в организме происходит активная выработка нейромедиаторов.

Тревога и тревожное расстройство (видео)


Информационное видео о причинах появления, симптомах, видах и эффективных способах лечения и избавления от малоприятного явления.

Тревожная симптоматика

В первую очередь определяется индивидуальными особенностями человека и его психоэмоциональным состоянием. Кто-то начинает беспричинно беспокоиться совсем внезапно. Кому-то для возникновения чувства тревоги достаточно небольшого раздражающего фактора (к примеру, просмотра выпуска новостей с очередной порцией не слишком приятных вестей).

Одни люди – борцы, которые ведут активное противостояние негативным мыслям и навязчивым страхам. Другие – живут в состоянии круглосуточной напряженности, стараясь не замечать, что явная патология доставляет определенный дискомфорт.

В жизни тревожные патологии проявляют себя симптоматикой физического или эмоционального плана.

Эмоции превыше всего . Выдают себя безмерным страхом, неоправданной тревожностью, чрезмерной раздражительностью, неспособностью сосредоточиться, а также излишним эмоциональным беспокойством.



Физические проявления . Встречаются не менее часто и, как правило, всегда сопровождают эмоциональные симптомы. К таковым относятся: учащенный пульс и частые позывы к опорожнению мочевого пузыря, тремор конечностей, обильное потоотделение, мышечные спазмы, одышка, .

Дополнительная информация. Часто человек может спутать физические проявления тревожной патологии и принять их за болезни органов или их систем.

Депрессия и тревога: есть ли взаимосвязь?

Люди, страдающие затяжной депрессией, не понаслышке знают о том, что такое тревожное расстройство. Врачи убеждены, что депрессия и тревожные расстройства – понятия, которые находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому они практически всегда сопровождают друг друга. При этом между ними существует тесная психоэмоциональная взаимосвязь: тревога способна усилить депрессивное состояние, а депрессия, в свою очередь, усилить состояние тревоги.

Тревожное расстройство генерализованного типа

Особый тип психического расстройства, который проявляется общей тревожностью в течение длительного промежутка времени. При этом чувство беспокойства и тревоги не имеет никакого отношения к какому-либо событию, предмету или ситуации.

Генерализованным тревожным расстройствам присуща:

  • продолжительность (устойчивость в течение полугода и более);
  • генерализованность (тревога проявляется в ожидании чего-то плохого в повседневной жизни, плохих предчувствий);
  • нефиксированность (чувство тревоги не имеет ограничений относительно вызывающих его событий и факторов).



Основные симптомы генерализованного расстройства:
  • опасения (чувства, которые практически невозможно проконтролировать, беспокоящие человека долгое время);
  • моторное напряжение (проявляется мышечными спазмами, мигренями, дрожью в руках и ногах, неспособностью расслабиться длительное время);
  • гиперактивность ЦНС (основные проявления – чрезмерная потливость, головокружения, учащенный пульс, сухость во рту и т.п.);
  • желудочно-кишечные ( , повышенное газообразование, );
  • дыхательные (затрудненное дыхание, ощущение сжатия в груди и т.п.);
  • урогенитальные (у представителей сильного пола могут проявиться отсутствием эрекции или снижением полового влечения, у женщин – нарушениями менструального цикла).

Генерализованное расстройство и сон

В большинстве случаев люди, страдающие данным видом расстройства, мучаются от бессонницы. Трудности возникают при засыпании. Сразу после сна может чувствоваться легкое ощущение тревоги. Ночные кошмары – частые спутники людей, страдающих тревожными расстройствами генерализованного типа.

Дополнительная информация. Генерализованные расстройства часто приводят к переутомлению и истощению организма ввиду длительного отсутствия полноценного спокойного ночного сна.

Как распознать человека с генерализованным расстройством

Индивиды с таким типом тревожного расстройства очень выделяются на фоне здоровых людей. Лицо и тело всегда напряжены, брови – нахмурены, кожа – бледная, а сам человек тревожен и беспокоен. Многие пациенты отрешены от окружающего мира, замкнутые и депрессивные.

Генерализованное тревожное расстройство: симптомы и лечение (видео)

Тревожные расстройства – сигнал опасности или безобидное явление? Генерализованное тревожное расстройство: симптоматика и основные методы лечение.

Расстройство тревожно-депрессивного типа

Качество жизни человека во многом зависит от его психоэмоционального состояния. Настоящим бичом современности стало такое заболевание, как тревожно-депрессивное расстройство. Недуг способен качественно изменить жизнь индивида в худшую сторону.

Другое название расстройств данного типа, которое более применяемо и хорошо известно в обществе – невротические расстройства (неврозы). Они представляют собой совокупность разных симптомов, а также отсутствие осознания наличия заболевания психогенного типа.

Дополнительная информация. Риск возникновения невроза в течение жизни у среднестатистического человека составляет 20-25%. За квалифицированной помощью к специалистам обращается лишь треть людей.


Симптоматика расстройств данного типа делится на два вида проявлений: клинические и вегетативные.

Клинические симптомы . Здесь, прежде всего, речь идет про резкие перепады настроения, постоянное ощущение навязчивой тревоги, сниженную концентрацию внимания, рассеянность, пониженную способность воспринимать и усваивать новую информацию.

Вегетативные симптомы . Могут проявить себя повышенным потоотделением, учащенным сердцебиением, частыми позывами к мочеиспусканию, резями в животе, дрожью в теле или ознобом.

Большинство из вышеперечисленных симптомов испытывают многие люди в банальной стрессовой ситуации. Для постановки диагноза «тревожно-депрессивное расстройство» необходимо сочетание как минимум нескольких симптомов, которые мучают человека месяцами.

Кто в группе риска

Более предрасположены к возникновению тревоги и беспокойства:
  • Женщины. Ввиду большей эмоциональности, нервозности и способности длительное время накапливать и не сбрасывать нервное напряжение. Одним из факторов, провоцирующих неврозы у женщин, являются резкие изменения гормонального фона – во время беременности, перед месячными, в период менопаузы, во время лактации и т.п.
  • Безработные. Чаще подвержены возникновению тревожно-депрессивных расстройств, чем занятые индивиды. Для большинства людей отсутствие постоянного места работы и финансовой самостоятельности является угнетающим фактором, который довольно часто приводит к возникновению пагубных привычек – алкоголизму, курению и даже наркомании.
  • Люди с наследственной предрасположенностью к возникновению тревожных расстройств (дети, родители которых страдали или страдают тревожными расстройствами, подвержены большему риску возникновения малоприятного недуга).
  • Люди преклонного возраста (после того, как человек теряет ощущение собственной социальной значимости – уходит на пенсию, дети обзаводятся своей семьей, кто-то из друзей умирает и т.п., у него часто развиваются расстройства невротического типа).
  • Люди, страдающие серьезными соматическими заболеваниями .

Панические атаки

Еще одним из особых видов тревожных расстройств являются , для которых характерны те же симптомы, что и для других видов тревожных расстройств (беспокойство, учащенный пульс, потливость и т.п.). Продолжительность панических атак может быть различной – от нескольких минут до часа. Чаще всего такие приступы возникают непроизвольно. Иногда – при сильном стрессовом состоянии, злоупотреблении алкоголем, умственном перенапряжении. Во время панических атак человек может полностью потерять контроль над собой и даже сойти с ума.


Диагностика тревожных расстройств

Поставить диагноз может исключительно врач-психиатр. Для подтверждения диагноза необходимо, чтобы первичная симптоматика недуга сохранялась в течение нескольких недель или месяцев.

Проблемы с установкой диагноза возникают редко. Более проблематично определить конкретный вид такого расстройства, так как большинство из них имеют схожую симптоматику.

Чаще всего во время приема психиатр проводит особые психологические тесты. Они позволяют уточнить диагноз и более детально изучить суть проблемы.

Если возникли подозрения относительно наличия у пациента тревожного расстройства, врач оценивает следующие моменты:

  • наличие или отсутствие комплекса характерных симптомов;
  • продолжительность тревожных симптомов;
  • не является ли тревожность банальной реакцией на стрессовую ситуацию;
  • нет ли взаимосвязи симптомов с наличием заболеваний органов и их систем.

Важно! В процессе диагностики тревожных расстройств на первое место выходит необходимость определения причин и провоцирующих факторов, которые привели к появлению или усугублению жалоб.

Основные методы лечения

Основные методы лечения различных видов тревожных расстройств:

Противотревожное медикаментозное лечение . Назначается в случае усугубленного течения заболевания и может включать в себя прием:

  • антидепрессантов;
  • бета-адреноблокаторов;
  • транквилизаторов.



Важно! Медикаментозная терапия оказывает положительный эффект только в сочетании с сеансами психотерапии.


Противотревожная психотерапия . Главная задача – избавить человека от негативных шаблонов мышления, а также мыслей, которые усиливают тревожное состояние. Чтобы устранить чрезмерное беспокойство, в большинстве случаев достаточно от 5 до 20 сеансов психотерапии.

Конфронтация . Один из способов лечения повышенной тревожности. Суть метода состоит в создании тревожной ситуации, в которой человек испытывает страх в неопасной для него среде. Главная задача пациента – взять ситуацию под контроль и совладать со своими эмоциями. Неоднократное повторение таковой ситуации, и выход из нее вселяет в человека уверенность в собственных силах и понижает уровень тревожности.

Гипноз . Быстрый и довольно эффективный способ избавиться от назойливого тревожного расстройства. Во время погружения в гипноз врач сталкивает пациента лицом к лицу с его страхами и помогает их преодолеть.

Физическая реабилитация . Специальный тридцатиминутный комплекс упражнений, большая часть которых позаимствована из йоги, помогает снять нервное напряжение, усталость, излишнюю тревожность и улучшить общее самочувствие.

В большинстве случаев тревожные расстройства не требуют назначения медикаментозной терапии. Симптомы заболевания отступают сами собой после беседы с профессиональным психиатром или психологом, в ходе которой специалист озвучивает убедительные доводы и помогает по-другому посмотреть на собственную тревожность, беспокойство, страхи и причины, которые их вызывают.

Лечение тревожных расстройств у детей

В ситуации с детьми на помощь приходит поведенческая терапия в сочетании с медикаментозным лечением. Принято считать, что именно поведенческая терапия является наиболее эффективным методом избавления от беспокойства.



В ходе сеансов психотерапии врач моделирует ситуации, которые вызывают страх и негативные реакции у ребенка, и помогает подобрать комплекс мер, которые способны предотвратить появление негативных проявлений. Медикаментозная терапия в большинстве случаев дает кратковременный и не такой результативный эффект.

Меры профилактики

Как только появились первые «тревожные звоночки», не стоит откладывать визит к врачу в долгий ящик и ждать, когда все пройдет само собой. Тревожные расстройства значительно ухудшают качество жизни индивида и имеют тенденцию к хроническому течению. Следует своевременно посетить психотерапевта, который поможет максимально быстро избавиться от тревожности и забыть о проблеме.

Чтобы справиться с ежедневным напряжением, беспокойством и не допустить развития тревожного расстройства, следует:

  • откорректировать режим питания (если не удается регулярно и полноценно питаться, то стоит регулярно принимать специальные витаминные комплексы);
  • по возможности ограничить употребление кофе, крепкого чая, алкоголя (эти продукты могут спровоцировать нарушения сна и привести к паническим атакам);
  • не пренебрегать отдыхом (полчаса занятий любимым делом, которое доставляет удовольствие, поможет снять стресс, чрезмерную усталость и тревожность);
  • исключить из списка дел те, которые не дают удовлетворения и вызывают негативные эмоции;
  • не забывать о физической активности (занятия спортом или банальная уборка дома помогут переключиться и заставить тело «забыть» о проблеме);
  • стараться не нервничать по пустякам (пересмотрите свое отношение к беспокойству и факторам, которые его вызывают).
Тревожное расстройство – далеко не безобидное явление, а серьезная патология психоневротического характера, которая негативно сказывается на качестве жизни человека. Если появились какие-либо симптомы недуга – не стоит медлить с посещением врача. Современная медицина предлагает эффективные стратегии и методики лечения, которые дают стойкий и продолжительный результат и позволяют забыть о проблеме на долгое время.

Следующая статья.

Большинство людей чувствуют тревогу, когда сталкиваются с опасностью или какой-то незнакомой ситуацией. Экзамен, собеседование, спортивное состязание или важная встреча в норме вызывает чувство беспокойства и тревоги.

Тревога действует двояко. Во-первых, она оказывает влияние на психическое состояние, заставляя нас переживать, снижает способность к концентрации внимания, иногда вызывает нарушения сна. Во-вторых, она оказывает эффект и на общее физическое состояние, являясь причиной таких физиологических нарушений, как учащённый пульс, дрожь, расстройства пищеварения, потливость, гипервентиляция лёгких и др.

Тревога становится болезнью, когда сила испытываемого беспокойства не соответствует ситуации. Это повышенное беспокойство выделяется в отдельную группу заболеваний, известных как патологические тревожные состояния. Такими заболеваниями в той или иной форме хоть раз в жизни страдают не менее 10% людей.

Симптомы

Паника: представляет собой неожиданные, периодически повторяющиеся приступы сильного страха и тревоги, часто совершенно беспричинные. Это может сочетаться с агорафобией, когда больной избегает открытых пространств, людей, боясь впасть в панику.

Навязчивые маниакальные расстройства: состояние, когда у человека периодически возникают однотипные идеи, мысли и желания. Например, он постоянно моет руки, проверяет, выключено ли электричество, заперты ли двери и др.

Расстройства на фоне посттравматического : обычны среди ветеранов войн, но страдать ими может любой человек, переживший события, выходящие за рамки обычной жизни. Часто в снах такие события переживаются вновь.

Генерализованные расстройства на основе тревожного состояния: в этом случае человек ощущает постоянное чувство тревоги. Часто это становится причиной загадочных физикальных симптомов. Иногда врачи долго не могут разобраться в причинах того или иного заболевания, назначают множество анализов для обнаружения болезней сердца, нервной и пищеварительной систем, хотя на самом деле причина таится в психических нарушениях.

Что можете сделать вы

При постоянной тревоге следует обратиться к врачу.

Что может сделать врач

Существует несколько эффективных способов лечения таких расстройств. Для кратковременных состояний подходит медикаментозное лечение.

Сейчас всё более популярными становятся поведенческое лечение и когнитивная психотерапия. Эти виды лечения помогают больному осознать, что серьёзных психических заболеваний у него нет, и учат справляться с чувством тревоги. Пациент начинает постепенно разбираться в причинах тревоги. Кроме того, больные учатся смотреть на своё поведение по-новому, логически, и обретают новый, более позитивный взгляд на причины, вызывающие тревогу. Например, можно заменить страх перед полётом на предвкушение отличного отдыха за границей. Особенно полезно такое лечение для тех, кто страдает агорафобией и, к примеру, не пользуется общественным транспортом в часы пик.

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.

Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности выше нормального, обычно используют термин повышенная тревожность .

Сама по себе тревожность не является болезнью. Но ее повышение может сопутствовать большому количеству заболеваний.

Почему у некоторых людей отмечается высокая тревожность?

В первую очередь стоит оговориться о том, что высокая тревожность - это достаточно условное понятие. Сложно определить ту грань, за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по-разному, и ученым еще до конца не известны причины этого.

Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт.

Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин.

Разновидности тревожности

Личностная тревожность – это склонность человека испытывать чрезмерную тревогу в тех ситуациях, в которых ее возникновение в принципе является нормальным, но у других людей она не настолько выражена.

Личностная тревожность, как это следует из ее названия, связана с личностью, характером, темпераментом, генами человека. Например, обычно такие люди более склонны быть замкнутыми в себе, необщительными.

Личностная тревожность – состояние, которое оказывает влияние на все сферы жизни человека: мотивацию, самооценку, общение с другими людьми и пр.

Ситуативная тревожность проявляется только в определенных ситуациях, которые являются стрессовыми для конкретного человека. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, и не испытывать никаких проблем.

К ситуативной тревожности могут приводить следующие факторы:
1. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ - все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.
2. Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.
3. Особенно большую роль в жизни каждого из нас играют близкие люди: супруги, дети, родители, другие родственники и близкие друзья. К сожалению, отношения с ними не всегда доставляют только радостные моменты.
4. У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.

Причины и виды тревожности - видео

Возрастные группы

Тревожность – симптом, который может возникать у любых людей в любых возрастных группах. Даже у новорожденных , у которых она проявляется в повышенном беспокойстве, плаксивости, плохом сне, аппетите. С возрастом усложняется строение нервной системы человека - соответственно, и тревожные состояния становятся более сложными.

Детская тревожность

Дети с повышенной тревожностью намного чаще впадают в состояние тревожности и беспокойства. У них чаще, чем у других детей, встречаются страхи, в том числе и навязчивые (фобии). Например, находясь в детском саду, ребенок может не находить себе места из-за беспокойства о том, "как там мама, вдруг с ней что-то случилось на работе?".

Повышенная тревожность у дошкольников в большинстве случаев сочетается с другими психологическими проблемами. Очень часто такие детишки страдают низким уровнем самооценки. В коллективе сверстников они занимают второстепенные роли, или становятся замкнутыми в себе, и предпочитают играть отдельно от остальных.

Обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол.

При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы , которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

Почему у ребенка возникает повышенный уровень тревожности?
Можно выделить две основные группы причин:
1. Состояние самого ребенка. К высокой тревожности предрасполагают такие факторы, как:

  • наследственные особенности нервной системы и характера ребенка: если родители страдают повышенным уровнем тревожности, то ребенок может перенять эту черту;
  • родовые травмы ;
  • инфекции и другие заболевания, которые перенес новорожденный ребенок;
  • болезни, которые мать перенесла во время беременности ;
  • поражения нервной системы плода и ребенка до, во время и после родов .
2. Внешние обстоятельства. Речь идет об атмосфере в семье и способе воспитания ребенка. Повышенная детская тревожность может возникать из-за гиперопеки, когда родители совсем лишают ребенка самостоятельности и свободы выбора, или, напротив, отторжения, когда ребенок является нежеланным и впоследствии чувствует отсутствие заботы и неприятие со стороны родителей.

Повышенная тревожность в детском возрасте является благодатной почвой для развития неврозов: истерического, неврастенического, навязчивых мыслей, движений, страхов (фобий).

Школьная тревожность

Первое посещение школы для ребенка – это, несомненно, стресс . Ведь он попадает в совершенно новую среду с новыми людьми, правилами и нормами поведения, новыми взаимоотношениями (у него появляются учителя, одноклассники). Всякий процесс познания первоначально таит в себе неопределенность, а она является первой причиной появления тревоги у любого человека.

В школе ребенок может испытывать тревогу по поводу того, что он будет плохо учиться, не справится с какими-то предметами, не понравится учителю, сверстникам, не сможет сдержать волнение, находясь возле доски и пр.

Основными причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются:

  • слишком большие нагрузки на учеников, которые вообще очень характерны для современной школы;
  • неспособность ребенка справляться со школьной программой вообще, или с отдельными предметами;
  • неадекватность со стороны родителей, которые заставляют ребенка "стать отличником", считают его "самым лучшим" и постоянно ругаются с другими родителями и педагогами, либо, напротив, считают его "бездарем и разгильдяем" и постоянно бранят;
  • негативное отношение со стороны классных педагогов;
  • неприятие со стороны сверстников, плохие отношения в детском коллективе;
  • частая смена коллектива, учителей;
  • частые контрольные и экзамены, и вообще - частые ситуации, в которых ученика оценивают.
Особенно сильно распространена повышенная тревожность среди младших школьников и учеников подготовитель6ных классов, которые впервые сталкиваются с незнакомой школьной средой.

Высокая школьная тревожность может быть проявлением одного из следующих патологических состояний:

  • Школьный невроз. Это бессознательная тревожность, связанная с посещением школы. Ребенок не осознает. Это может проявляться и в поведении, и в виде таких симптомов, как головные боли , тошнота и рвота перед посещением школы.
  • Школьная фобия. Это разные страхи, которые связаны с посещением школы. Они носят навязчивый, непреодолимый характер, чаще всего нелепы и не связаны ни с какими видимыми причинами.
  • Дидактогенный невроз – такая разновидность невроза, которая связана с отношением ребенка к самому процессу обучения.

Подростковая тревожность

Повышенный уровень тревожности среди подростков – особая проблема, которая требует отдельного рассмотрения и имеет собственную специфику.

Подростковый возраст – переломный, переходный. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний.

Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами:
1. Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. Например, в головном мозге юношей и девушек впервые появляются рецепторы, чувствительные к действию половых гормонов. В итоге возникают совершенно новые эмоции и ощущения, которые до этого отсутствовали.
2. Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности.
3. Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки.
4. Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности.
5. Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.

Тревога в жизни взрослых людей

В жизни взрослого человека постоянно присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожные состояния:
1. Это определенные возрастные периоды. Например, уровень тревожности возрастает во время так называемого кризиса среднего возраста и климакса у женщин.
2. Многие профессии связаны с постоянными стрессами, переутомлением , ненормированным графиком, недосыпанием. Все это провоцирует повышение уровня тревожности и другие психологические проблемы.
3. Взрослые люди, так же как и дети, часто испытывают тревогу при необходимости выступления на публике, в незнакомом обществе, в неоднозначной ситуации.
4. У мужчин нередко стрессы возникают при частой смене сексуальных партнерш, поскольку каждый раз в той или иной степени присутствует страх возможной неудачи, фиаско.
5. Кроме того, в жизни происходят негативные ситуации, связанные с болезнями, разводами, потерей близких людей, работы. Огромное количество стрессов обусловлено экономической нестабильностью и кредитами, которые в последние годы стали так широко распространены среди населения.

Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечнососудистой системы), психические заболевания.

Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.

К кому обращаться, если вы заметили у себя признаки повышенной
тревожности?

Высокая тревожность – это состояние, которое нельзя диагностировать просто так, всего лишь один раз пять минут поговорив с человеком. Этого будет недостаточно даже для специалиста. Тем более не сможет установить диагноз человек, который далек от психологии и психиатрии.

Диагностикой и лечением тревожных расстройств занимаются профессионалы, которые этому специально обучены:

  • Психологи . Это люди без медицинского образования. К ним целесообразно обращаться при относительно легкой тревожности. В психологии по сей день не существует каких-либо общих правил и принципов. Каждая школа работает по-своему, и все применяемые методики в какой-то степени являются авторскими. Поэтому для вас может хорошо подойти один психолог, в то время как другой не сможет предоставить никакой реальной помощи.
  • Психотерапевты. Они имеют медицинское образование, но могут заниматься только лечением психологических расстройств, но не психических заболеваний, так как не имеют специализации по психиатрии.
  • Психиатры. Лечат психические расстройства, одним из симптомов которых является повышенная тревожность.

Как проводится диагностика уровня тревожности?

Когда пациент попадает на прием к специалисту, то стоит две задачи:
1. Выявить, есть ли вообще тревожность в этом случае?
2. Если она есть, то насколько сильно выражена?

Уровень тревожности – это не величина артериального давления и не показатель температуры. Нет такого прибора, который мог бы мгновенно измерить этот показатель. Для этого существуют специальные тесты и опросники. Ниже мы рассмотрим самые распространенные и эффективные.

Тесты описаны подробно, и ради интереса и ознакомления вы можете пройти их самостоятельно. Но помните о том, что профессионально оценить ваше состояние сможет только специалист.

Тест Тэммпл-Амен-Дорки

Это популярный тест на тревожность, который был разработан специально для детей. Его создали три автора, но часто он известен только по одному имени. Например, его называют тест на тревожность Амен, тест на тревожность Дорки или тест на тревожность Тэммпл.

В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения.

Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации.

В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:

1. Ребенок играет с малышом младшего возраста. Он в это время веселый или грустный?
2. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет в коляске младенца. Старший брат (сестра) в это время радостный или печальный?
3. Сверстник проявляет по отношению к ребенку агрессию – бежит и пытается его ударить.
4. Ребенок самостоятельно надевает носки и обувь. Доставляет ли это занятие ему положительные эмоции?
5. Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?
6. Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок в это время один идет спать. Радость или грусть?
7. Какое лицо будет у ребенка во время умывания? Он умывается сам, без помощи мамы и папы.
8. Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за что-то его ругает?
9. Отец играет с младенцем и в это время игнорирует старшего ребенка. Тот веселый или грустный?
10. Сверстник пытается отнять у ребенка игрушку. Это веселая игра или ссора? Грустно или весело?
11. Мать заставляет ребенка собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?
12. Сверстники покидают ребенка. Грустно или весело?
13. Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли выражение лица у сына (дочки) в этот момент?
14. Ребенок кушает и пьет в одиночестве.

После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу:

Номер
рисунка
Радость Грусть
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +

Это – ориентировочный, один из возможных ответов ребенка. Стандартов в этом тесте нет. Результат оценивают по формуле:

X = (число грустных эмоций / 14) * 100%

То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов. Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:

  • Х более 50% - повышенный уровень тревожности;
  • Х равен от 20 до 50% - тревожность среднего уровня;
  • Х менее 20% - низкий уровень тревожности.
Во время теста на уровень тревожности Амен нужно учитывать не только общий результат по таблице, но и комментарии, которыми ребенок сопровождает свой выбор.

Тест на уровень школьной тревожности Филлипса

Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста Филлипса. При помощи него можно определить, насколько высока тревожность каждого школьника, а также другие показатели.

Обычно тест на уровень школьной тревожности проводит психолог, который работает в школе. Тестируют сразу весь класс. То есть проводится как бы своеобразный скрининг, который помогает провести массовую диагностику , выявить наиболее тревожных детей и начать с ними психологическую работу. Конечно же, психолог поделится этой информацией с родителями, и даст им рекомендации по поводу того, как выстраивать взаимоотношения в семье.

В ходе теста на тревожность Филлипса детям предлагают 58 вопросов, просят ответить на них правдиво, предупреждают, что нет "хороших" или "плохих", "правильных" или "неправильных" ответов. Затем проводят анализ и оценивают следующие моменты:
1. Уровень общей школьной тревожности.
2. Сила переживаний стрессовых ситуаций в социуме.
3. Тревожность, связанная с желанием добиваться успехов в школе, хороших оценок.
4. Страхи, связанные с самовыражением.
5. Страх, связанный с проверкой знаний, насколько спокойно или тревожно ребенок относится к контрольным работам, ответам "на оценку".
6. Страх несоответствия ожиданиям со стороны одноклассников, учителей.
7. Способность к сопротивляемости стрессам на физиологическом уровне.
8. Страхи и затруднения, которые возникают в отношениях с учителями.

Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
2, 6, 11 ,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -


Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина

Опросник для оценки тревожности Спилберга и Ханина – это относительно простой тест, при помощи которого вы можете самостоятельно оценить свой уровень тревожности, чтобы понять, нужно ли вам обратиться к психологу или психотерапевту. Это - простая диагностика уровня тревожности при помощи 40 вопросов, которые поделены на две группы. Точнее, это даже не вопросы, а высказывания, с которыми можно согласиться или нет.

Первые 20 вопросов теста Спилберга характеризуют реактивную, или ситуативную тревожность. Это уровень тревоги, который вы испытываете на данный момент.

Вопросы с 20 по 40 предназначены для оценки личностной тревожности. Это – черта вашего характера, которая не зависит от ситуации, а просто проявляется при определенных обстоятельствах.

Во время теста вы просто зачеркиваете те высказывания, с которыми согласны. А затем интерпретируете результат следующим образом:

Для реактивной (ситуативной) тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 50 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18.
СУММА2 – это сумма оставшихся зачёркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20).

Для личностной тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 35 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
СУММА2 – это сумма оставшихся перечеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Когда у человека имеется повышенный уровень тревожности, то часто это имеет место подсознательно, независимо от нас, и мы это не осознаем. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина позволяет выявить это самостоятельно, чтобы узнать, имеются ли у вас проблемы.

Бланк для ответов
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
1 2 3 4 5 6
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я неврвничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Другие опросники и методы для выявления высокой тревожности

Кроме тех, что перечислены выше, существуют и другие опросники и тесты для выявления уровня тревожности у взрослых и детей. Разные психологи и психотерапевты пользуются разными методиками, но в основном их можно свести к следующим:
  • разные наборы вопросов, на которые испытуемый должен ответить;
  • общение с пациентом, расспрос: это очень распространенный способ в психоанализе;
  • наблюдение за пациентом: этим способом часто пользуются, например, детские психологи;
  • рисуночный тест – тоже применяется в основном у детей, но может использоваться и у взрослых;
  • опрос родственников, друзей, коллег по работе.

Тест на тревожность у детей (Тэмпл-Амен-Дорки) - видео

Как преодолеть тревожность?

Иногда избавиться от высокой тревожности у человека получается самостоятельно. Но это случается относительно нечасто и только в тех случаях, если она повышена не очень сильно. В большинстве случаев помочь способен только профессиональный специалист – психолог, психотерапевт или, при наличии психического заболевания - психиатр.

Рассмотрим основные направления лечения повышенной тревожности и тревожных расстройств.

Медикаментозная терапия

Может быть назначена только психотерапевтом или психиатром. Психологи не имеют медицинского образования и не могут назначать лекарства.

При высокой тревожности назначаются следующие лекарственные средства:

  • сонливость 3. Арт-терапия – избавление от тревожности при помощи разных видов творчества. Сегодня существует огромное количество разновидностей арт-терапии. Например, это может быть рисование, пение, изготовление каких-то поделок, сочинение историй и пр. С особенно большим удовольствием этот метод преодоления тревожности воспринимают дети.
    4. Психоанализ – особенная разновидность психотерапии, которая практикуется последователями теории З. Фрейда.
    5. Применение разных методик релаксации и пр.

    Йога и Медитация

    Эти способы избавления от повышенной тревожности можно рассматривать в качестве разновидностей психотерапии, но они имеют специфику, которая позволяет поставить их особняком. Как показала практика, медитация и йога способствуют формированию уравновешенного состояния и повышения устойчивости к любым стрессам.

    Если вы намереваетесь справиться с тревогой при помощи гипноза, то стоит обращаться к настоящим специалистам. Всевозможные "маги" и "ясновидящие" иногда тоже владеют профессиональным гипнозом, но зачастую их действия - напротив, вредят человеку, и еще больше усугубляют имеющиеся у него проблемы.

Повышенная тревожность - самая распространенная причина (наряду с депрессией) обращения к психологам и психотерапевтам.

Если тревога отнимает силы и время, стало невозможно наслаждаться жизнью и планировать будущее - обратитесь к опытному психотерапевту.

Тревога проявляется в разных формах:

  • люди беспокоятся, что у них неизлечимое, смертельное заболевание, хотя испытывают относительно легкое недомогание;
  • боятся, что их уволят, хотя хорошо справляются с обязанностями;
  • постоянно звонят детям, близким, боятся, что с ними случилась беда;
  • не могут уснуть, когда волнуются, сильно переживают из-за мелких вещей, о которых обычно моментально забывают;
  • много раз проверяют утюг, краны, замок на двери, когда выходят из дома.

Если же тревога беспокоит постоянно, необходима психотерапевтическая помощь . Причины хронической тревожности спрятаны глубоко под защитой психики - человек без специальных навыков не сможет сам до них «докопаться». С опытным специалистом облегчение наступает уже на первых сеансах, а целенаправленная работа (клиент должен активно в ней участвовать) дает стойкий положительный результат - человек избавляется от тревоги и в любой ситуации может с ней быстро справиться.

Практически каждый второй клиент, приходящий ко мне на консультацию, перечисляя причины прихода, говорит о тревоге. Иногда он сам идентифицирует ее, иногда называет другим словом или описывает свое состояние так ярко, что становится сразу понятно, что имеется ввиду. Пожалуй, и правда, тревога, с которой сталкиваются абсолютно все люди в определенные моменты жизни, зачастую является одной из основных причин обращения к психологу. А конкретно, затянувшееся тревожное состояние или повышенный уровень тревожности. Чем грозит данное состояние и каким образом можно с ним работать будем разбираться в этой статье.

Что такое тревожность

Тревогой в психологической науке называют эмоциональное состояние, имеющее негативный оттенок. Человеку, находящемуся в состоянии тревоги, свойственно ожидание чего-то нехорошего, например, неблагоприятного исхода событий или отрицательных последствий. Тревогу часто путают со страхом, однако между ними есть одно яркое отличие: страх всегда имеет объект и носит конкретный характер (например, страх пауков или высоты), а тревога всегда беспредметна, зачастую ее природа не ясна даже самому человеку, она всегда имеет неопределенные причины.

Тревожность в психологии – это способность человека испытывать состояние тревоги, связанное с возникновением переживаний в различных ситуациях. Любому человеку присущ определенный, так называемый нормальный уровень тревожности, который носит временный характер и с которым человек при желании может легко справиться. Однако, если состояние тревоги носит длительный характер, человек не может с ним справиться самостоятельно и оно оказывает дезорганизующее влияние на жизнь, то говорят о состоянии повышенной тревожности. Повышение уровня тревожности сопутствует возникновению различных заболеваний и существенному снижению качества жизни.

Симптомы тревожности

Тревожность имеет психологические и физиологические проявления, по которым ее легко можно идентифицировать. Среди психологических симптомов наиболее яркими являются следующие:

— неопределенные опасения

— обостренные переживания, не имеющие под собой оснований

— нехорошие предчувствия

— постоянное ожидание беды

— депрессивные или тревожные мысли, имеющие негативный окрас

— страх за свою жизнь и жизнь близких людей

— постоянное состояние напряжение

— беспокойный сон, трудности с засыпанием

— повышенная требовательность к себе

Физические симптомы

Физические симптомы тревожности связаны с физиологическими изменениями, подготавливающими организм к активным действиям — происходит возбуждение вегетативной нервной системы, что влечет изменения в работе внутренних органов. Практически всегда тревожность сопровождают:

— учащение дыхания

— ускорение сердцебиения

— ощущение слабости

— ком в горле

— покраснение или побледнение кожи

— повышенное потоотделение

— сухость во рту и т.д.

Распознать повышенную тревожность также можно по ее внешним проявлениям и поведенческим реакциям:

  • сжимание кулаков;
  • щелканье пальцами или стук ими по столу или другой поверхности;
  • постоянное теребление и перебирание одежды;
  • облизывание или покусывание губ;
  • потирание лица;
  • подергивание ногой и т.д.

Почему возникает тревожность

Перечислим лишь некоторые причины, влекущие за собой повышение уровня тревожности человека:

  • наследственность, особенности (слабость) нервной системы;
  • неправильное воспитание, неблагополучная семейная обстановка, окружающая человека в детстве;
  • отрицательный жизненный опыт, многочисленные стрессы, последствия полученных психологических и физических травм;
  • соматические заболевания, длительное время проявляющиеся у человека;
  • хроническая усталость;
  • различные проблемы и конфликтные ситуации в межличностных отношениях;
  • недостаточное количество (или полное отсутствие) физических нагрузок и полноценного отдыха;
  • злоупотребление алкогольными напитками и т.д.

Важно понимать, что если причины, вызвавшие повышенную тревожность, не связаны с наличием психического заболевания у человека, то целесообразно с данной проблемой обратиться к психологу!

Виды тревожности

В зависимости от причин, влияющих на ее развитии, бывает:

Личностная тревожность

Это тревожность, которая не взаимосвязана с окружающей остановкой и происходящими событиями. При чрезмерно выраженной личностной тревожности окружающий мир воспринимается как угрожающий и опасный.

Ситуативная или реактивная тревожность

Тревожность, которая представляет собой реакцию на какое-либо событие или ситуацию в жизни человека. Например, совершенно нормальным считается слегка тревожиться перед экзаменом в институте или собеседованием на работе. Данные переживания характерны для всех людей. Они имеют мобилизирующую функцию, стимулируя подготовку к предстоящему событию, снижая, таким образом, риск неудачи.

В зависимости от сферы возникновения тревожность может быть:

  • Учебная – возникающая в процессе обучения;
  • Межличностная – обусловлена конфликтами и сложностями в общении;
  • Социальная – появляется из-за понимания необходимости взаимодействия с окружающими людьми: процесс знакомства, непосредственного общения и т.д.;
  • Тревожность, вызванная представлениями о самом себе – завышенные притязания (ожидания) и заниженная самооценка, несовпадение между «хочу» и «могу»;
  • Тревожность, обусловленная ситуацией выбора – неприятные чувства, возникающие в процессе принятия решения и связанные с .

По воздействию на волевые процессы человека:

  • Мобилизирующая тревожность – побуждает человека к действиям, снижающим неблагоприятные последствия ситуации и риск неудачи посредством активизации мышления, волевых процессов и увеличения физической активности.
  • Тормозящая тревожность – парализует волю человека, осложняет принятие решений, тормозит мыслительные процессы и выполнение активных действий, которые могли бы помочь выйти из сложных ситуаций.

По степени адекватности ситуации:

  • Адекватная тревожность – естественная реакция на реально существующие трудности и проблемы в различных сферах жизни (семья, рабочий коллектив, учебная деятельность).
  • Неадекватная тревожность – возникает в ситуациях, не являющихся потенциально опасными, однако человек рассматривает их как несущие угрозу его жизни, здоровью, самооценке и т.д.

По степени выраженности:

  • Пониженная тревожность – характеризуется тем, что человеку не свойственно испытывать чувство тревоги даже в ситуациях, опасных для жизни. Как следствие, человек не может оценить степень угрозы адекватно, чересчур спокоен, не предполагает возможность возникновения трудностей и наличие рисков.
  • Оптимальная тревожность – имеет умеренное выражение, не препятствует выполнению функций, а скорее мобилизует организм, улучшая мыслительную деятельность и волевые способности человека. Также выполняет защитную и предохранительную функцию в опасных ситуациях.
  • Повышенная тревожность – мешающая нормальному функционированию и жизнедеятельности человека, потому как является неадекватной реакцией на ситуации, не несущие угрозы или негативные последствия.

Как преодолеть тревожность?

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты могут быть назначены только врачом! Чаще всего при высокой тревожности назначаются успокоительные препараты различной степени действия. Самым легким действием обладают настой валерианы или пустырника. Их можно принимать самостоятельно. В более сложных случаях лекарственные препараты назначает врач, и их можно купить в аптеке только по рецепту!

Самоанализ

Можно попытаться самостоятельно проанализировать причины, заставляющие вас тревожиться. Для этого вам необходимо принять удобное положение, позаботиться о том, чтобы вам никто и ничто не мешало. И главное – это запас времени. Погрузитесь в себя, в свои мысли и переживания. Попытайтесь понять, что сейчас происходит в вашей жизни? Какие события, люди, проблемы заставляют вас тревожиться? Какие существуют способы разрешения этих проблем? Есть ли в вашей жизни люди, к которым вы могли бы обратиться за помощью? А может вам чего-то не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно? Каким образом можно было бы это получить?

Смена жизненной ситуации

Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой – работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни. Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение. И попробуйте притворить их в жизнь.

Общение. Психологами подтвержден тот факт, что наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.