Занятия дыхательной гимнастикой для детей дошкольного возраста. Картотека "дыхательная гимнастика для дошкольников"

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.

Дыхательные упражнения выполняются детьми дошкольного возраста в спокойном состоянии или с помощью элементов движения или игры. Наибольшей популярностью пользуются упражнения дыхательной системы разработанной А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Их выполнение направлено на достижение следующих целей:

  • Насыщение кислородом всех клеток организма.
  • Научиться управлять собой и своим психологическим состоянием, за счет овладения комплексом гимнастических упражнений по управлению и контролированию дыхания.
  • Поправить здоровье и общее самочувствие, за счет увеличения работы органов пищеварения, сердечной системы и сердца.
  • Профилактические меры по заболеваниям дыхательной системы.

Упражнения на развитие дыхания подходят детям от 2 лет, часто болеющими вирусными или простудными заболеваниями, болезнями легких, бронхиальной астмой или имеющих проблемы с дыхательной системой. Правильный выбор упражнений поможет облегчить симптомы протекающей болезни, уменьшить период болезни и развитие осложнений в будущем. Лучше если его подберет лечащий врач.

Перед тем как начинать выполнение упражнений важно ознакомится с правилами проведения занятий для детей дошкольного возраста:

  • Занятия проводятся в «дышащей» одежде при температуре в комнате или на улице от 17 до 20.
  • Перед проведением занятия проветриваем помещение, в котором оно будет проводиться.
  • Для получения наибольшего эффекта упражнения выполняются 2 раза в день по 15– 30 минут.
  • Для того чтобы их было интереснее выполнять занятия для детей проводят в форме игры, так оно пройдет эффективнее и не наскучит.
  • Упражнения должны иметь простые и детские названия.
  • Для занятия можно использовать детские игрушки.
  • Для проведения занятий подходит открытое помещение или улица.
  • Упражнения начинаются с простых, постепенно усложняясь и увеличиваясь по числу повторений.
  • Только систематическое выполнение упражнений приведет к желательному результату.

Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.

Ребенок представляет себя рыбкой в море и, ныряя, задерживает дыхание, чтобы продержаться как можно дольше под водой. Дыхание задерживается на максимально возможное время, начинают с маленьких промежутков постепенно увеличивая время.

Упражнения для тренировки дыхательной системы детям от 5 до 7 лет

«Цветок и одуванчик»

В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.

«Веселый хомяк»

Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.

«Дракон»

Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.

Метод дыхания А. Н. Стрельниковой

Этот метод появился в 70-х годах для лечения людей, страдающих астмой. Он состоит из 14 физических и дыхательных упражнений, основанных на вдохе. Грудная клетка сжимается за счет наклонов и поворотов. Движения тела и вдох должны быть одновременными. Такие занятия подходят для детей от 3 лет.

  • Стоим прямо, руки опущены. Делая вдох, сжимаем руки в кулаки, затем 4 громких и маленьких вдоха и выдыхаем. Повторять упражнение много раз с маленькими перерывами.
  • Стоим прямо, руки в кулаках. Делая вдох, разжимаем руки, повторяем упражнение 8 раз с маленьким перерывом.
  • Наклоны с палкой из стороны в сторону, опираясь на нее. Вдох – наклон в одну сторону, выдох выпрямляемся, еще раз вдох – наклон в другую сторону, выдох выпрямляемся.

Все описанные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, осуществляются с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма помогает получить необходимое давление в грудной клетке и брюшной полости. При правильном выполнении упражнений, которые проходят в форме игры затрагиваются 4 типа дыхания:

  • Нижнее. В упражнении участвует диафрагма. Воздухом насыщается нижняя и средняя часть легких.
  • Среднее. В упражнении участвуют межреберные мышцы, расширяя грудную клетку.
  • Верхнее. Грудная клетка неподвижна. Благодаря движению плеч и ключицы воздухом насыщается верхняя часть легких.
  • Смешанное. Воздух проходит во все части легких.

Развитие речевого дыхания у детей от 2 лет

Речь представляет собой воздушный поток из звуков, образованных в речевом аппарате при помощи дыхания или воздушной струи. Развитие речевого дыхания способствует образованию звуков, созданию четкой и выразительной речи, правильному произношению. Определяет уровень развития дыхания речи дошкольного возраста логопед. Он поможет понять правильность развития дыхания и расстановку пауз у ребенка во время разговора или игры.

Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы. Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха. Все это негативно сказывается на постановки и развитие речи у детей малых лет и происходит чаще всего из-за невнимания родителей к этой проблеме или недолжном воспитании.

У дошкольников при плохом развитии вдоха или выдоха речь тихая. При произношении длинных предложений возникают проблемы, происходит нарушение плавности произносимой речи. Это происходит за счет нехватки воздуха, который они должны восполнять на середине предложения.

Также при наличии проблемы с развитием речевого дыхания у детей от 2 лет при разговоре происходит не договаривание слов, и поэтому они могут перейти на шепот. Проговаривать длинное предложение приходится во время вдоха. От этого речь звучит неуверенно, быстро, без соблюдения пауз, как бы захлебываясь.

Развить речевое дыхание у ребенка поможет специальная постановка выдоха, выполненная в форме игры. Поэтому главной задачей упражнений является формирование правильного выдоха через рот.

Элементы выполнения правильного речевого дыханий ребенка через выдох:

  • Через маленький, но сильный вдох носом можно понять и оценить, как расширяется диафрагма ребенка;
  • Выдох должен быть плавным и ровным, рот сложен буквой «О»;
  • Выдох только через рот, ни в коем случае не через нос;
  • Выдох должен быть полным с паузой в несколько минут.

Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. Они состоят из элементов зарядки дыхательной системы и артикуляционных упражнений. Выполнение гимнастики может наскучить или надоесть ребенку. Избежать этого поможет соблюдение следующих правил.

Занятие проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры.

Упражнения - игры, направленные на развитие выдоха

«Веселые снежинки»

Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

«Спортивные фломастеры»

Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

«Праздник»

Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

«Самолетик»

В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

Тренировка дыхания, с помощью речевого материала

Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.

  • Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
  • Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья. При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.

Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.

«Маятник»

Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

«Вождение»

Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох - сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.

На сегодняшний день сложилась ситуация масштабного отклонения в развитии речи у детей малых лет и дошкольников. Считается нормой отсутствие разговора у детей 3 летнего возраста. Это совсем неправильно. Начинать занятия по правильному произношению необходимо как можно раньше, так как наличие этой проблемы может сказать в дальнейшем на учебе в школе.

Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова. Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.

Правила занятия дыхательной гимнастикой в дошкольном учреждении простые — сделайте их веселыми и увлекательными, занимайтесь посредине временного отрезка между приемами пищи, будьте осторожны с детьми, больными астмой и наращивайте интенсивность занятий среди детей дошкольного возраста постепенно. Научитесь упражнениям сами и дети, подражая вашему исполнению, быстро научатся их правильно исполнять.

Когда еще не ходим в садик

Следующая несложная дыхательная гимнастика скорее не игрового, а осязательного характера — просто изучаем мир и запахи. Такие упражнения подойдут для детей дошкольного возраста от года до полутора.

Нюхайте цветок с закрытым ртом, при выдохе через рот проговариваем «а-а-а-а». Чтобы было интереснее, нюхайте разные цветки. Можно побрызгать ароматными духами или маслами мяты, лаванды, шалфея на искусственный цветок и делать это несложное упражнение дома. Только остерегайтесь аллергии — если малыш начнет чихать, у него будут слезится глаза, лучше нюхать запахи более нейтральные, например фрукты. Для таких маленьких детей упражнения будут чем-то новым, в этом возрасте им особенно нравится внимание взрослых.

Ясельная группа

Следующие занятия — для детей от полутора до трех лет. Перед занятием медленно вдохните три раза носом, выдыхайте через рот. Упражнения для маленьких детей рассчитаны на выполнения лежа на ковре (если это группа) или на диване (если дома).


Младшая и средняя группа

Упражнения для детей дошкольного возраста младшей и средней группы желательно проводить в игровой форме. Дыхательная гимнастика не должна утомлять, если занятия будут проходить интересно, результат обязательно будет.

Упражнения для средней и старшей группы професора Толкачева

Дети постарше могут делать простые физические упражнения, дыхательная гимнастика не обязательно должна обязательно иметь игровую форму, однако занятие должно быть веселым, его можно проводить под танцевальную музыку. Для детей этого возраста подходят следующие элементы:

Упражнения для тренировки выдоха


Дыхательная гимнастика для детей поможет решить проблемы с дыханием после разных болезней носоглотки и дыхательных путей. Кроме того, упражнения требуют внимательности, слаженности и дисциплинированности, соответственно развиваются эти качества. Если добавляются физические упражнения — получается отличный комплекс упражнений для детей дошкольного возраста.

Нурсаетова З.Г., инструктор по физкультуре МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.) , но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма - мышечносухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких) .

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении) .

На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:

  • Исходное положение сидя на полу «по-турецки», руки ладонями друг к другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.
  • Исходное положение то же. Глубокий вдох - руки медленно вытягиваются вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
  • Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками - медленный выдох.

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1.

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

(как удобно в данный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно) ;
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой) ;
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз) .

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  • Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  • Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

  1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель:

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Исходное положение - стоя или в движении.
  2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.
  4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс 2.

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик) , с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

  1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
  2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
  3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух) .
  4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправовлево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри

  1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
  1. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
  1. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
  1. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»

  1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
  2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
  • Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.
  • Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

Насос

  1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
  2. Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов) .
  3. Выдох произвольный.

Повторить 3-б раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник) , делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Комплекс 3.

Проводится в игровой форме.

Ветер на планете

Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.

Планета «Сат-Нам» - отзовись! (йоговское дыхание)

Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу - это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота-это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

На планете дышится тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

Инопланетяне

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» - отзовись!»

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.

  1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
  2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
  • Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая) ».
  • Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

1. Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц) .

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)

Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.

Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

2. Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику, можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.

3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются поразному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

4. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» из первого комплекса полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.

Комплексы дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения направлены на развитие, улучшение функции дыхательной системы, профилактику тонзиллита, бронхита, бронхиальной астмы, туберкулеза.

После разминки выполняются дыхательные упражнения.

1. «К нам залетел теплый ветерок».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».

2. «На нас подул холодный зимний ветер».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».

3. «К нам в окно влетела пчела».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».

4. «Щенок хочет с нами поиграть».

Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».

Разминка с различными элементами двигательной активности. Дыхательные упражнения те же, только с добавлением диафрагмального дыхания.

Диафрагмальное дыхание, или брюшное дыхание.

Исходное положение - лежа на спине, ладони положить на живот вдоль средней ладони. Сделать глубокий вдох, а затем спокойный выдох, снова повторить то же. Внимание сконцентрировать на процессе дыхания. С помощью рук следить, как при вдохе живот «раздувается, наполняясь воздухом» (6-8раз) .

Диафрагмальное дыхание полезно при любых заболеваниях, так как при работе диафрагмы органы грудной и брюшной полости мягко массируются, что улучшает их кровоснабжение.

Диафрагмальное дыхание регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, положительно влияет на работу сердца, хорошо вентилирует нижние доли легких, успокаивает нервную систему.

Средство для восстановления сил и дыхания после физической нагрузки. Помогает сохранить душевное равновесие.

Полное дыхание.

Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть, слегка выпячивая живот, приподнимая и расширяя ребра, заканчивая поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить живот, среднюю часть грудной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. (Повторить 5-6раз.)

Приводит в действие весь дыхательный аппарат, излечивает легочные заболевания, а также простудные заболевания. Вырабатывает правильное дыхание.

Дыхание для восстановления сил душевного равновесия.

Дыхание «Ха». Исходное положение - основная стойка. Вдох - медленно поднимая руки вверх, задержать дыхание, выдох - приглушенный звук «ха» через рот, наклониться всем корпусом и расслабить мышцы рук.

Активизация ладоней: сложить ладони перед грудью и энергично потереть их.

Солнечная поза. Исходное положение - стоя на ширине плеч. Медленно поднять руки и развести их ладонями в стороны и вверх.

Сопровождающий текст: «Представьте над головой голубое небо и солнце. Тянитесь навстречу его ласковым тёплым лучам. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего тела, и оно наливается силой, энергией».

Собирать ладошками лучики солнца, медленно сводя ладони. Затем сделать лёгкий массаж.

Энергетический массаж. Исходное положение - стоя или сидя. Разогреть (растереть) ладошки и помассировать ладонями лицо, голову, шею, грудь, живот, бедра, ноги ступней.

«Сеятель». Исходное положение - стоя, руки на области сердца - вдох, выдох - руки вперед, послать тепло своего сердца друзьям, повернувшись к другу. Посылать лучики своего солнышка-сердца всем людям Земли, друзьям.

«Водолазы». Исходное положение - стоя, выдох, резкий вдох с быстрым приседанием на корточки, нос зажать, насколько возможно, задержать дыхание.

«Звуковое дыхание «м м м...» Ребенок делает два спокойных вдоха, затем глубокий вдох, выдох и произносим звук «ммм...» с закрытым ртом как можно дольше, до следующего вдоха.

«Очищающее дыхание» (снимает напряжение, применяется вначале и в конце любого оздоровительного комплекса) .

Исходное положение - стоя, через плотно сжатые губы делается ступенчатый выход с сопротивлением.

«Надувание шаров». Тренировка дыхательных мышц, участвующих в выдохе.

«Пропеллер». Исходное положение - стоя, руки разведены в стороны. Вдох, на выдохе (через плотно сжатые губы) вращение из стороны в сторону.

Список используемой литературы:

  1. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  2. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  3. Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.

С каждым годом респираторно-вирусные инфекции прогрессируют, мутируя раз за разом и снижая чувствительность к фармакологическим препаратам. Особенно простудным заболеваниям и осложнениям от них подвержены дети

Старые инфекции в новой оболочке

В современной среде в условиях загазованного воздуха и питания с различными добавками иммунитет малышей слабеет с каждым годом. Об осенних и весенних вспышках заболеваний говорить не приходится. Пневмония или бронхит, сопровождающиеся несколько лет назад высокой температурой, кашлем, насморком, сегодня протекают бессимптомно. Врачи такие острые заболевания диагностируют с трудом, и, как правило, проходит немало времени, пока инфекцию выявляют. К тому моменту она вовсю хозяйничает в маленьком носителе, лечению поддается с трудом, а период реабилитации до полного выздоровления затягивается на несколько месяцев. Ослабленный организм ребенка не способен восстановить здоровье самостоятельно, поэтому необходимо принимать срочные меры для его укрепления. дошкольников, цель которой состоит в поднятии иммунитета и общего укрепления организма, а также в профилактике и снижении заболеваний, является отличным способом помочь ребенку справиться с ними. С каждым годом все больше родителей обращают внимания на комплексы, разработанные специалистами для борьбы с вирусами и инфекциями.

как способ укрепить иммунитет

Дыхательная гимнастика для дошкольников - это, прежде всего, комплекс упражнений, разработанный для развития группы мышц, отвечающих за процесс дыхания. Кроме того, такие упражнения помогают ребенку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, поможет улучшить умственную активность малыша.

Секрет заключается в правильном носовом дыхании. Ведь нос служит своеобразным фильтром от попадания пыли или других частиц в носоглотку при вдыхании воздуха. При попадании инородных микротел он сразу же блокирует их, обволакивая слизью. Впоследствии она засыхает, образуя корочки (малыши называют их «козявки»).
Для правильного прохождения воздуха через нос используются специальные гимнастики для дошкольников, с помощью которых акцентируется внимание малышей на глубокие носовые вдохи, а выдохи через рот. При этом в сочетании с дыхательными занятиями используются произношения тягучих гласных и шипящих согласных звуков при выдохе. Это могут быть звуки «а», «ш» «с» и другие.

Польза для здоровья тела и интеллекта

Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников разработаны в различных игровых и стихотворных формах. В процессе выполнения упражнений каждая клетка организма наполняется кислородом. Правильное дыхание упрощает подачу кислорода к мозгу, что означает более быстрое и понятное усвоение окружающей информации. Кроме того, начинает стимулировать работу сердца, восстанавливает нервную систему (для гиперактивных детей), даже органам пищеварения такие упражнения помогут в усвоении пищи.

Для укрепления иммунитета и помощи при выздоровлении от простудных заболеваний, бронхитов, пневмонии, а также в послереабилитационный процесс используется дыхательная гимнастика для дошкольников Стрельниковой. При этом сама певица рекомендует эту гимнастику не только детям, но и взрослым. Кроме того, дыхательная гимнастика позволяет развить голосовые связки для возможности пения. Очень интересные упражнения предлагает в своей книге «Дыхательная гимнастика для детей» Красикова И. С. Более подробно рассмотрим методы Стрельниковой А. С., так как они показывают действительно впечатляющие результаты.

Методы госпожи Стрельниковой весьма необычны. Ее система основывается не на общей работе дыхания «вдох-выдох», а на характере вдохов и их качестве. Выдох у певицы определяется как неизбежное следствие вдоха, образующееся само по себе. Стрельникова выдвинула гипотезу о том, что при вдохе грудная клетка не расширяется, а, наоборот, сжимается. Поэтому в системе присутствуют наклоны, повороты, обхват груди руками.

Результаты занятий по Стрельниковой не могут остаться незамеченными. Кроме явных улучшений в комплексе с традиционной медициной при лечении хронических заболеваний носа и горла, бронхов и легких, отмечаются заметные положительные результаты при борьбе с сахарным диабетом, сердечными заболеваниями, недугами нервной системы.

Три "кита" дыхательной гимнастики Стрельниковой

Дыхательная гимнастика для дошкольников начинается с 3-х базовых упражнений, которые выполняются «солдатским шагом». Они являются своеобразной разминкой, которая подготавливает к основному комплексу.

Упражнения-разминки

1. Упражнение «Ладошки». Становимся ровно. Руки вдоль туловища, при этом от локтя они подняты вверх ладошками от себя. Если правильно поставить руки, то получится поза «Сдаюсь!» в расслабленном состоянии. Затем вдыхаем воздух через нос и крепко сжимаем кулачки, словно пытаясь поймать жучка. В движение приходят только кисти рук, все остальные части тела должны быть неподвижными. Делаем четыре кратких вдоха (принюхиваемся) и спокойно выдыхаем через нос или рот. Делаем по четыре раза такие вдохи, затем отдыхаем 3-5 секунд. Всего необходимо сделать 24 раза по четыре вдоха. Общее количество повторений этого упражнения составит 96 раз.

2. Упражнение «Пончики». Поза такая же, как в упражнении 1, только ручки при этом не согнуты в локтях и сжаты в кулачки. Делаем вдох и разжимаем кулаки, как бы отталкивая от себя некий предмет, и, бросая его на пол, выдыхаем. Делаем 8 таких вдохов, отдыхаем 3-5 секунд и повторяем еще 11 раз.

3. Упражнение «Насос». Стоим прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль туловища. Немного наклоняем туловище вперед, шея не должна быть напряжена, голова свободно опущена, спина слегка округляется. При наклоне вдыхаем не спеша, при выпрямлении выдыхаем. Делаем 8 вдохов, как в предыдущем упражнении, по 12 повторов.

Всего основной комплекс включает в себя 14 упражнений, которые желательно делать в три подхода. Лучше всего подходит дыхательная гимнастика для дошкольников после сна в утреннее время перед завтраком и вечернее - перед ужином. Можно заниматься после приема пищи, но не ранее чем через час. делать категорически не рекомендуется, так как она насыщает организм кислородом, что способствует дополнительному заряду организма энергией.

Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях

В детских садах проведение дыхательных упражнений крайне необходимо. Они могут выполняться во время утренней зарядки, на специальных занятиях с логопедом, при проведении гимнастики после тихого часа, на прогулках. Может быть такая дыхательная гимнастика для дошкольников в стихах или с иллюстрациями, что помогает ребенку не только лечить но и развивать память и мышление.

При выполнении упражнений стоит придерживаться следующих правил:

  • вдох производится только носом с плотно закрытым ртом;
  • плечи не поднимаются;
  • нельзя делать резкие и быстрые выдохи;
  • нельзя надувать щеки.

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо следить за состоянием детей. При учащенном дыхании, побледнении (покраснении) лица, дрожании и покалывании кистей рук и ног следует прекратить упражнения. Затем нужно сложить ладони вместе, поднести к лицу и подышать в них глубоко 2-3 раза.

В детских садах воспитателем и логопедом может практиковаться дыхательная гимнастика для дошкольников в картинках. С помощью забавных стишков, считалок и изображений детям легче осваивать непонятные движения, а если заниматься под легкую мелодичную музыку, то упражнения принесут не только ощутимые результаты для иммунитета, но и улучшение психологического состояния малышей. Дома родители также могут практиковать подобные способы представления дыхательных упражнений.

Некоторые упражнения дыхательной гимнастики

1. Стойка прямо, ноги на ширине плеч, руки находятся на талии. Руки поднимаются вверх - вдох, наклон в сторону - выдох, возврат в исходное положение, не опуская рук - вдох, наклон в другую сторону - выдох. Возврат в исходное положение.

2. Стойка прямо. Обхватить себя руками за плечи (крест-накрест) и слегка наклонить голову. Руки развести на максимальное расстояние, стараясь развернуть лопатки как можно сильнее, поднять голову и сделать вдох. Снова вернуться в начальное положение, расслабив руки, и сделать выдох.

Такая разная дыхательная гимнастика

Многие гимнастические упражнения иллюстрируют картинки. Дыхательная гимнастика для дошкольников таким образом легче воспринимается детьми, как считают педиатры, логопеды и психологи. Для ребенка в первую очередь необходим настрой родителей, и многие дети не до конца понимают движения и звуки, которые взрослые пытаются донести до них. При взгляде на яркие красочные картинки у ребенка подключается своего рода «подсознательное воображение», и он сам для себя понимает, как сделать то или иное упражнение действительно правильно.

Дыхательная гимнастика для закаливания легких

Также существует много упражнений для закаливания именно легких. Вот несколько из них:

1. Пальчиком закрывается одна ноздря, второй ребенок дышит по 4-6 секунд на каждую ноздрю. Делается всего по 10 вдохов на каждую, попеременно закрывая то один носовой проход, то второй. Получается так: закрыли одну ноздрю, вдохнули-выдохнули, поменяли ноздрю, вдохнули-выдохнули. И так по 10 раз.

2. Ребенок делает вдох, слегка прикрывая пальчиками крылья носа. Затем медленно выдыхает воздух, при этом уже постукивая по носу, чтобы воздух выходил рывками. Стоит сделать 10 подходов.

3. Малыш делает глубокий вдох, на выдохе постукивает пальчиками по носу, как в упражнении 2, и громко произносит слоги «ба-бо-бу», «ба-бу-бы».

Дыхательная гимнастика в стихах

Дыхательная гимнастика для дошкольников в стихах является не только увлекательным, но и полезным занятием. Чаще всего стишки заключают в яркие картинки. Таким образом малыш не только слышит, но и учится визуализировать процесс выполнения упражнений. Ниже представлено несколько стишков для дыхательной гимнастики:

1. Аромат сосны вдыхаем (делается глубокий вдох, как будто пахнет чем-то вкусным)

И дыханье затаим (задерживается дыхание),

А теперь мы выдыхаем (выдох происходит с тянущимся звуком «а»),

Отдыхаем, отдыхаем. (перерыв 10 секунд)

2. Нас щекочет что-то там (делаются 4-5 мелких резких вдохов),

Хочется чихнуть всем нам! (резкий выдох, имитирующий чихание, наклон вперед)

«А-а-апчих!»

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Каждая мама и воспитательница, обладающая чувством ритма, в стихах может написать несколько упражнений самостоятельно, основываясь на базовых знаниях по применению методики дыхательной гимнастики.

Младшие группы

Комплекс № 1 развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

1. "Пузырики"
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.

2. "Насосик"
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.

3. "Паровозик"
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как « дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

4. "Самолет"
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу - жу - жу (делает поворот влево)
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

5. "Зверята"
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 - 4 раза.

6."Ветер"
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

7. "Курочки"
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх - вдох. Повторить 5 раз.

8. "Пчелка"
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Комплекс №2. Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. "Большой и маленький"
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

2. "Паровоз "
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. "Летят гуси "
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. "Аист "
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5."Веселая пчелка"
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

6. "Лягушонок "
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакни".

Средняя группа

Комплекс №1

1. "Послушаем своё дыхание"

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  1. куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  2. какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
  3. какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  4. какова частота дыхания: часто происходит вдох - выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  5. тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. "Дышим тихо, спокойно и плавно"

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. "Подыши одной ноздрёй"

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох - выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. "Воздушный шар" (Дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар
  2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. "Ветер" (очистительное полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
  2. Задержать дыхание на 3-4 с.
  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Комплекс №2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. "Подыши одной ноздрёй"

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. "Ёжик"

Поворот головы вправо - влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. "Губы «трубкой"

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. "Ушки"

Покачивая головой вправо - влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо - влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

Старшая и подготовительная группы

Комплекс №1

1. "Задуй"

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

2."Полное дыхание"

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

3. "Качалка"

И.п. - сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

4. "Ёлочка растёт"

И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

5. "Постучи кулачками"

И.п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

6. "Прыжки"

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

Комплекс №2

1. "Снежный ком"

И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

2. "Снеговик веселится"

И.п. - поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

3. "Вырасти большим"

И.п. - встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки - вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

4. "Поза дерева"

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх - вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки - выдох. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.

5. "Берёзка"

Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.

6. "Ветерок"

Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос.

7. "Аромат цветов"

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

8. "Поднимаем кирпичи"

И.п. - ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 - вдох; 2 - выдох - наклон туловища вперёд, пальцы в кулак: «Ух!»; 3 - вдох; 4 - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.