Алгоритмы кубика рубика 3х3 понятный. Простые правила сборки кубика рубика

Продолжаю обновлять схемы решения головоломок. На этот раз нашёл на одном из иностранных сайтов rubiks.com вполне приличную, хорошо иллюстрированную инструкцию для классического кубика Рубика 3х3х3. Метод сборки несколько отличается от метода из журнала «Наука и Жизнь», но так же прост. Перевёл, добавил картинки из оригинала, кое-где от себя добавил пару слов, думаю получилось неплохо. Так же вот ссылка на .

Купить классический кубик Рубика 3х3х3 можно на ozon.ru

Стадия 1. Знакомимся с вашим кубиком Рубика.

Названия частей кубика Рубика:

Части ребра или рёбра – части с двумя цветами. Всего у кубика 12 рёберных частей, расположенных в серединах рёбер.

Угловые части или углы – это части с тремя цветами. Всего у кубика 8 угловых частей, расположенных по углам.

Центральные части или просто центры – части с одним цветом. Всего у кубика 6 центральных частей, расположенных в центре каждой грани. Центральные части не двигаются и представляют цвета их граней.

Центры, всегда противоположные друг другу:

  • Белый противоположен жёлтому.
  • Оранжевый противоположен красному.
  • Зелёный противоположен синему.

Каждая сторона кубика обозначается латинской буквой

R - правая грань — правая сторона кубикаL — левая грань — левая сторона кубика

U — верхняя грань — верхняя сторона кубика

D — нижняя грань — нижняя сторона кубика

F — передняя грань — передняя сторона кубика

B — задняя грань — задняя сторона кубикаЗамечание: буква «i» после буквы грани означает обратное движение или движение против часовой стрелки, если смотреть прямо на грань.

Очень важно

Когда выполняете движения, представленные ниже, держите кубик полностью повёрнутым одной гранью к вам, как показано на рисунке. Тёмно серый цвет на картинках значит, что настоящий цвет этих частей не имеет значения. Каждое движение — это одна четвёртая полного поворота на 360 градусов.

Стадия 2. Собираем белый крест.

Задача: Держа ваш кубик так, чтобы белый центр располагался на верхней грани (U), вы должны собрать белый крест так, как показано на рисунке ниже. Большая часть этой стадии достигается методом проб и ошибок, но всё же есть несколько подсказок.

Подсказки:

Обязательно помните, что собирать части белого креста нужно в следующем порядке – синий, оранжевый, зелёный, красный.

Обратите внимание, что рёбра на рисунке выше сочетаются с верхним белым центром и с боковым красным или синим центром. Таким образом можно просто определить, что рёбра находятся на правильных местах.

Сохраняя положение белого центра на верхней грани, сдвиньте бело-синие ребро на нижнюю грань(D). Далее поворачивайте нижнюю грань, пока бело-синие ребро не окажется прямо под синим центром. Теперь возьмите кубик так, чтобы синий центр и бело-синие ребро оказались на правой грани (R).

Поворачивайте правую грань(R), пока бело-синие ребро не окажется на верхней(U) грани над синим центром.

Если ваш кубик выглядит как на рисунке с ниже, то возьмите кубик так, чтобы оранжевый центр оказался на правой грани, и соберите сторону с оранжевым центром тем же способом.

Если ваш кубик выглядит как на рисунке ниже, то выполните последовательность ниже, убедившись, что синий центр находится на правой(R) грани.

Таким же образом собираются оставшиеся части белого креста.

Поздравляем!

Если на вашем кубике получился белый крест такой же, как на рисунке, то вы можете перейти к стадии 3 !

Стадия 3. Собираем белые углы.

Задача: возьмите кубик так, что бы белый крест оказался на верхней грани(U). Теперь вы должны собрать белые углы, и получить кубик как на рисунке ниже.

Подсказки:

Углы будут иметь одну белую грань и 2 грани других цветов.

Если угол уже находится на нижней грани, то поворачивайте нижнюю грань, пока угол не окажется прямо под местом, на котором должен быть. После этого ваш кубик может выглядеть как на одной из 3 трёх картинок ниже.

Далее выполните последовательность ниже 1, 2, или 3 раза или до тех пор, пока угол не окажется на своём месте и не будет правильно сориентирован.

Повторите весь процесс для всех четырёх углов.

Если угол расположен на верхней грани, то передвиньте его на нижнюю грань, выполнив последовательность:

Теперь поворачивайте нижнюю грань, пока угол не окажется прямо под своим местом на верхней грани.

Поздравляем!

Если ваш белый слой выглядит так же как на картинке ниже, то вы собрали одну третью кубика и можете перейти к стадии 4 .

Стадия 4. Собираем средний слой.

Задача: Возьмите кубик так, чтобы полностью собранный белый слой оказался на нижней грани. Теперь вам нужно собрать средний слой, расположив на своих местах боковые рёбра.

Подсказки:

Обратите внимание на вертикальную синюю полосу (она так же может быть красной, оранжевой, зелёной) – это критически важно.

Соберите такую вертикальную полосу, вращая верхнюю грань, пока цвет ребра на верхней грани без жёлтого не совпадёт с цветом центра грани. Цвет верхней части ребра на верхней грани определяет направление движения ребра, то есть в какую сторону эта часть должна сместиться.

1) Если вы двигаете ребро в том же направлении, что и на рисунке, то следуйте последовательности картинок ниже.

2) Если вы двигаете ребро в том же направлении, что и на рисунке, то следуйте последовательности картинок ниже.

Повторяйте эти действия, пока все боковые рёбра не окажутся на своих местах.

Замечание: если одно из рёбер уже находится на своём месте, но не правильно ориентировано, выполните одно из последовательностей представленных выше, и оно окажется в верхнем слое. После этого выполните соответствующую последовательность действий, чтобы поместить ребро обратно на своё место в среднем слое.

Поздравляем!

Если два нижних слоя на вашем кубике выглядят так же как на картинкениже, вы можете приступать к стадии 5 . Вы прошли две третьих пути!

Стадия 5. Собираем верхний слой. Получаем жёлтый крест.

Задача: сравните состояние жёлтой грани вашего кубика с шаблонами представленными ниже. Далее выполните соответствующую последовательность.

Подсказка: жёлтые части на верхней грани пока не должны совпадать по цвету с боковыми гранями.

Шаг первый: Соберём жёлтый крест.

Перейдите к шагу два и начните собирать углы жёлтой грани.

Выполните следующую последовательность действий:

Вариант 3.

Вариант 4.

Шаг второй:Делаем все углы верхней грани жёлтыми.

Взгляните на верхнюю грань и сопоставьте состояние кубика с вариантами представленными ниже.

Если на верхней жёлтой грани нет ни одного жёлтого угла, то вы должны взять кубик так, чтобы жёлтая грань одного из углов, оказалась на левой стороне кубика. Смотрите рисунок.

Если на жёлтой грани есть один угол, выполните последовательность представленную ниже.

Вариант 3. Если на верхней жёлтой грани нет ни одного жёлтого угла, и так же нету ни одного угла, который можно было бы использовать в варианте 1 (то есть у всех углов грани располагаются справа). То возьмите кубик так, как показано на рисунке ниже. Жёлтая часть угла должна оказаться на передней грани кубика.

Выполните последовательность, представленную ниже, 1,2 или 3 раза, чтобы получить полностью собранную жёлтую грань. После каждого выполнения последовательности повторно сравнивайте состояние вашего кубика с вариантами описанными выше.

Поздравляем!

Если ваш кубик выглядит так, как на рисунке, вы можете перейти к стадии 6 !

Стадия 6. Выставляем жёлтые углы на свои места.

Задача: Держа кубик так, как показано на рисунке, поворачиваем верхнюю грань, пока хотя бы 2 угла не окажутся на своих местах. Эти 2 угла должны располагаться на местах A,B или A, D или B, C как показано на рисунке ниже.

Если все четыре угла расположены на своих местах, то перейдите к шагу 2 .

Шаг 1. Выставляем жёлтые углы на свои места.

Держа ваш кубик так, как описано выше, посмотрите на верхнюю грань. Поместите два правильных угла на заднюю грань в позиции A, B или по диагонали A, D или B, C.

Если углы на местах A и B на своих местах, то поменяйте местами углы C и D, выполнив последовательность ниже.

Если вам нужно поменять местами диагональные углы B и С или D и A, то выполните последовательность один раз. Затем, поверните весь кубик так, чтобы два правильных угла оказались на задней грани, и выполните последовательность ещё раз.

Поздравляем!

Если ваш кубик выглядит так как на рисунке, то вы можете переходить к шагу 2 .

Шаг 2. Располагаем правильно жёлтые рёбра.

Если одно ребро на своём месте и три нет, то возьмите весь кубик так, чтобы правильное ребро оказалось на задней грани. Дальше, определите в каком направлении нужно двигать оставшиеся рёбра: по часовой или против часовой стрелки. В зависимости от направления движения выполните одну из последовательностей представленных ниже.

Если все четыре ребра находятся не на своём месте, выполните любую из последовательностей один раз. После этого одно из рёбер окажется на своём месте. После чего перейдите в начало этапа 2 и повторите процедуру.

Чтобы перемещать E F G или EFGH по часовой стрелке

Чтобы перемещать EFG или EFGH против часовой стрелке.

Поздравляем, вы собрали кубик!

Интеллект человека нуждается в постоянных тренировках ничуть не меньше, чем тело в физических нагрузках. Лучший способ развивать, расширять способности этого качества психики - разгадывать кроссворды и решать головоломки, самой известной из которых, конечно, является кубик Рубика. Однако далеко не всем удаётся его собрать. Справиться с этой задачей поможет знание схем и формул решения сборки этой замысловатой игрушки.

Что представляет собой игрушка-головоломка

Механический куб из пластмассы, внешние грани которого состоят из малых кубиков. Размер игрушки определяется количеством малых элементов:

  • 2 х 2;
  • 3 х 3 (первоначальная версия кубика Рубика была именно 3 х 3);
  • 4 х 4;
  • 5 х 5;
  • 6 х 6;
  • 7 х 7;
  • 8 х 8;
  • 9 х 9;
  • 10 х 10;
  • 11 х 11;
  • 13 х 13;
  • 17 х 17.

Любой из малых кубов может вращаться в три стороны по осям, представленным в виде выступов фрагмента одного из трёх цилиндров большого куба. Так конструкция имеет возможность свободно вращаться, но при этом малые детали не выпадают, а держатся друг за друга.

Каждая грань игрушки включает 9 элементов, окрашенных в один из шести цветов, находящиеся друг напротив друга попарно. Классической комбинацией оттенков является:

  • красный напротив оранжевого;
  • белый напротив жёлтого;
  • синий напротив зелёного.

Однако современные версии могут быть окрашены в другие сочетания.

Сегодня можно встретить кубики Рубика разного цвета и форм

Это интересно. Кубик Рубика существует даже в версии для слепых. Там вместо цветовых квадратов есть рельефная поверхность.

Цель сборки головоломки состоит в упорядочивании малых квадратов так, чтобы они образовали грань большого куба одного цвета.

История появления

Идея создания принадлежит венгерскому архитектору Эрне Рубику, который, на самом деле, создавал не игрушку, а наглядное пособие для своих студентов. Таким интересным способом находчивый преподаватель планировал объяснить теорию математических групп (алгебраических структур). Случилось это в 1974 году, а уже через год изобретение было запатентовано как игрушка-головоломка - настолько прикипели душой будущие архитекторы (и не только они) к замысловатому и яркому пособию.

Выпуск первой серии головоломки был приурочен к новому 1978 году, но в мир игрушка вышла благодаря предпринимателям Тибору Лакзи и Тому Кремеру.

Это интересно. С момента появления кубика Рубика («магического куба», «волшебного куба») было продано около 350 миллионов экземпляров по всему миру, что ставит головоломку на первое место по популярности среди игрушек. Не говоря уже о десятках компьютерных игр, основанных на таком принципе сборки.

Кубик Рубика - это знаковая игрушка для многих поколений

В 80-е годы с кубиком Рубика познакомились жители СССР, а в 1982 в Венгрии был организован первый чемпионат мира по сборке головоломки на скорость - спидкубинг. Тогда лучший результат составил 22,95 секунды (для сравнения: в 2017 году установлен новый мировой рекорд: 4,69 секунды).

Это интересно. Любители собирать разноцветную головоломку настолько привязаны к игрушке, что одних соревнований по сборке на скорость им оказывается мало. Поэтому в последние годы появились чемпионаты по решению головоломки с закрытыми глазами, одной рукой, ногами.

Что такое формулы для кубика Рубика

Собрать волшебный куб - это значит составить все маленькие детали так, чтобы получилась целая грань одного цвета, нужно воспользоваться алгоритмом Бога. Этот термин обозначает набор из минимума действий, которые позволят разрешить головоломку, имеющую конечное число ходов и комбинаций.

Это интересно. Кроме кубика Рубика, алгоритм Бога применяется к таким головоломкам, как пирамидка Мефферта, Такен, Ханойская башня и др.

Поскольку магический куб Рубика был создан как математическое пособие, то его сборка раскладывается по формулам.

Сборка кубика Рубика основывается на использовании специальных формул

Важные определения

Для того чтобы научиться понимать схемы решения головоломки, необходимо познакомиться с названиями её частей.

  1. Углом называется сочетание трёх цветов. В кубике 3 х 3 их будет 3, в версии 4 х 4 – 4 и т.д. В игрушке 12 углов.
  2. Ребром обозначают два цвета. Их в кубике 8 штук.
  3. Центр содержит один цвет. Всего их 6.
  4. Грани, как уже было сказано, это одновременно вращающиеся элементы головоломки. Ещё они называются «слоями» или «ломтиками».

Значения в формулах

Следует отметить, что формулы по сборке составлены на латинице - именно такие схемы широко представлены в различных руководствах по работе с головоломкой. Но есть и русифицированные версии. В перечне ниже даны оба варианта.

  1. Фронтальная грань (фронт или фасад) – это передняя грань, которая находится цветом к нам [Ф] (или F - front).
  2. Задняя грань - это грань, которая находится центром от нас [З] (или B - back).
  3. Правая Грань - грань, что находится справа [П] (или R - right).
  4. Левая Грань - грань, которая находится слева [Л] (или L - left).
  5. Нижняя Грань - грань, которая находится внизу [Н] (или D - down).
  6. Верхняя Грань - грань, которая находится вверху [В] (или U - up).

Фотогалерея: части кубика Рубика и их определения

Для разъяснения обозначений в формулах используем русскую версию - так будет понятнее новичкам, но для тех, кто захочет перейти на профессиональный уровень спидкубинга без международной системы обозначений на английском языке не обойтись.

Это интересно. Международная система обозначения принята Всемирной ассоциацией кубика (World Cube Association, WCA).

  1. Центральные кубики обозначены в формулах одной строчной буквой - ф, т, п, л, в, н.
  2. Угловые - тремя буквами по наименованию граней, например, фпв, флни т. д.
  3. Прописными буквами Ф, Т, П, Л, В, Н обозначаются элементарные операции поворота соответствующей грани (слоя, ломтика) куба на 90° по часовой стрелке.
  4. Обозначения Ф", Т", П", Л", В", Н" соответствуют повороту граней на 90° против часовой стрелки.
  5. Обозначения Ф 2 , П 2 и т. д. говорят о двойном повороте соответствующей грани (Ф 2 = ФФ).
  6. Буквой С обозначают поворот среднего слоя. Подстрочный индекс показывает, со стороны какой грани следует смотреть, чтобы проделать этот поворот. Например, С П - со стороны правой грани, С Н - со стороны нижней, С" Л - со стороны левой, против часовой стрелки и т. д. Понятно, что С Н =С" В, С П =С" Л и т. п.
  7. Буква О - поворот (оборот) всего куба вокруг своей оси. О Ф - со стороны фасадной грани по часовой стрелке и т. д.

Запись процесса (Ф" П") Н 2 (ПФ) означает: повернуть фасадную грань против часовой стрелки на 90°, то же - правую грань, повернуть нижнюю грань дважды (то есть на 180°), повернуть правую грань на 90° по часовой стрелке, повернуть фасадную грань на 90° по часовой стрелке.

Неизвестен

http://dedfoma.ru/kubikrubika/kak-sobrat-kubik-rubika-3x3x3.htm

Новичкам важно научиться понимать формулы

Как правило, в инструкциях по сборке головоломки в классических цветах рекомендуется держать головоломку жёлтым центром вверх. Это совет особенно важен для новичков.

Это интересно. Есть сайты, визуализирующие формулы. Причём скорость процесса сборки можно устанавливать самостоятельно. Например, alg.cubing.net

Как решить головоломку Рубика

Существует два типа схем:

  • для новичков;
  • для профессионалов.

Их отличие в сложности формул, а также скорости сборки. Для новичков, конечно, будут более полезны соответствующие их уровню владения головоломкой инструкции. Но и они, потренировавшись, через время смогут складывать игрушку за 2–3 минуты.

Как собрать стандартный куб 3 х 3

Начнём со сборки классического 3 х 3 кубика Рубика с помощью схемы из 7 шагов.

Классической версией головоломки является кубик Рубика 3 х 3

Это интересно. Обратный процесс, применяемый для решения тех или иных неправильно расположенных кубиков, представляет собой обратную последовательность действия, описанного формулой. То есть формулу необходимо прочитать справа налево, а вращать слои против часовой стрелки, если было указано прямое перемещение, и наоборот: прямое, если описано противоположное.

Пошаговая инструкция сборки

  1. Начинаем со сборки креста верхней грани. Нужный кубик опускаем вниз, повернув соответствующую боковую грань (П, Т, Л)и выводим на фасадную грань операцией Н, Н" или Н 2 . Заканчиваем этап выведения зеркальным поворотом (обратным) той же боковой грани, восстанавливающим первоначальное положение затронутого рёберного кубика верхнего слоя. После этого проводим операцию а) или б) первого этапа. В случае а) кубик вышел на фасадную грань так, что цвет его передней грани совпадает с цветом фасада. В случае б) кубик надо не только переместить наверх, но и развернуть его, чтобы он был правильно сориентирован, став на своё место.

    Собираем крест верхней линии

  2. Отыскивается нужный угловой кубик (имеющий цвета граней Ф, В, Л) и тем же приёмом, который описан для первого этапа, выводится в левый угол избранной фасадной грани (или жёлтой). Здесь могут быть три случая ориентации этого кубика. Сравниваем свой случай с рисунком и применяем одну из операций второго этапа а, били в. Точками на схеме отмечено место, на которое должен стать нужный кубик. Отыскиваем на кубе остальные три угловых кубика и повторяем описанный приём для перемещения их на свои места верхней грани. Результат: верхний слой подобран. Первые два этапа почти ни у кого не вызывают затруднений: довольно легко можно следить за своими действиями, так как все внимание обращено на один слой, а что делается в двух оставшихся - совсем неважно.

    Подбираем верхний слой

  3. Наша цель: отыскать нужный кубик и сначала вывести вниз на фасадную грань. Если он внизу - простым поворотом нижней грани до совпадения с цветом фасада, а если он в среднем слое, то его нужно сначала опустить вниз любой из операций а)или б), а потом совместить по цвету с цветом фасадной грани и проделать операцию третьего этапа а) или б). Результат: собрано два слоя. Приведённые здесь формулы являются зеркальными в полном смысле этого слова. Наглядно увидеть это можно, если поставить справа или слева от кубика зеркало (ребром к себе) и проделать любую из формул, в зеркале: увидим вторую формулу. То есть операции с фасадной, нижней, верхней (здесь не участвует), и тыльной (тоже не участвует) гранями меняют знак на противоположный: было по часовой стрелке, стало против часовой, и наоборот. А левая грань меняется с правой, и, соответственно, меняет направление поворота на противоположное.

    Отыскиваем нужный кубик и выводим его вниз на фасадную грань

  4. К цели приводят операции, перемещающие бортовые кубики одной грани, не нарушающие в конечном счёте порядка в собранных слоях. Один из процессов, позволяющий подобрать все бортовые грани, дан на рисунке. Там же показано и что происходит при этом с другими кубиками грани. Повторяя процесс, выбрав другую фасадную грань, можно поставить на место все четыре кубика. Результат: рёберные детали стоят на своих местах, но два из них, или даже все четыре, могут быть неверно ориентированы. Важно: прежде чем приступить к выполнению этой формулы, смотрим, какие кубики уже стоят на своих местах - они могут быть неправильно ориентированы. Если ни одного или один, то пробуем повернуть верхнюю грань так, чтобы два, находящиеся на двух соседних боковых гранях (фв+пв, пв+тв, тв+лв, лв+фв), встали на свои места, после этого ориентируем куб так, как показано на рисунке, и выполняем приведённую на этом этапе формулу. Если не получается поворотом верхней грани совместить детали, принадлежащие соседним граням, то выполняем формулу при любом положении кубиков верхней грани один раз и пробуем ещё раз поворотом верхней грани поставить на свои места 2 детали, находящиеся на двух соседних боковых гранях.

    Важно проверить ориентацию кубиков на этом этапе

  5. Учитываем, что разворачиваемый кубик должен быть на правой грани, на рисунке он помечен стрелками (кубик пв). На рисунках а, б,и в представлены возможные случаи расположения неверно ориентированных кубиков (помечены точками). Используя формулу в случае а), выполняем промежуточный поворот В", чтобы вывести второй кубик на правую грань, и завершающий поворот В, который вернёт верхнюю грань в исходное положение, в случае б) промежуточный поворот В 2 и завершающий тоже В 2 , а в случае в) промежуточный поворот В нужно выполнять три раза, после переворота каждого кубика и завершить также поворотом В. Многих смущает то, что после первой части процесса (ПС Н) 4 нужный кубик разворачивается как надо, но порядок в собранных слоях нарушается. Это сбивает с толку и некоторых заставляет бросить на полпути почти собранный куб. Выполнив промежуточный поворот, не обращая внимания на «поломку» нижних слоёв, выполняем операции (ПС Н) 4 со вторым кубиком (вторая часть процесса), и всё становится на свои места. Результат: собран крест.

    Результатом этого этапа будет собранный крест

  6. Углы последней грани ставим на свои места, используя 8-ходовый процесс, удобный для запоминания,- прямой, переставляющий три угловых детали в направлении по часовой стрелке, и обратный, переставляющий три кубика в направлении против часовой стрелки. После пятого этапа, как правило, хотя бы один кубик да сядет на своё место, пусть и неправильно ориентированно. (Если после пятого этапа ни один из угловых кубиков не сел на своё место, то применяем любой из двух процессов для любых трёх кубиков, после этого точно один кубик будет на своём месте.). Результат: все угловые кубики заняли свои места, но два из них (а может, и четыре) могут быть ориентированы неправильно.

    Угловые кубики сидят на своих местах

  7. Многократно повторяем последовательность поворотов ПФ"П"Ф. Поворачиваем куб так, чтобы кубик, который хотим развернуть, был в правом верхнем углу фасада. 8-ходовый процесс (2 х 4 хода) повернёт его на 1 / 3 оборота по часовой стрелке. Если при этом кубик ещё не сориентировался, повторяем 8-ходовку ещё раз (в формуле это отражено индексом «N»). Не обращаем внимания на то, что нижние слои при этом придут в беспорядок. На рисунке показаны четыре случая расположения неправильно ориентированных кубиков (они помечены точками). В случае а) требуется промежуточный поворот В и завершающий В", в случае б) - промежуточный и завершающий поворот В 2 , в случае в)- поворот В выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, а завершающий В 2 , в случае г) - промежуточный поворот В также выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, и завершающим в этом случае тоже будет поворот В. Результат: последняя грань собрана.

    Возможные ошибки показаны точками

Формулы для исправления располжения кубиков могут быть показаны так.

Формулы для исправления неправильно ориентированных кубиков на последнем этапе

Суть метода Джессики Фридрих

Способов сборки головоломки существует несколько, но одним из самых запоминающихся является вариант, разработанный Джессикой Фридрих - профессором университета в Бингемтоне (штат Нью-Йорк), занимающейся разработки методик скрытия данных в цифровых изображениях. Ещё будучи подростком, Джессика настолько увлеклась кубиком, что 1982 году стала чемпионкой мира по спидкубингу и впоследствии не оставила своего хобби, разработав формулы для быстрой сборки «магического куба». Один из самых популярных вариантов складывания куба называется CFOP - по первым буквам четырёх шагов сборки.

Инструкция:

  1. Собираем крест на верхней грани, который составлен из кубиков на рёбрах нижней грани. Этот этап называется Cross - крест.
  2. Собираем нижний и средний слои, то есть грань, на которой расположен крест, и промежуточный слой, состоящий из четырёх боковых деталей. Название этого шага F2L (First two layers) – первые два слоя.
  3. Собираем оставшуюся грань, не обращая внимания на то, что не все детали на своих местах. Этап носит название OLL (Orient the last layer), что переводится как «ориентация последнего слоя».
  4. Последний уровень - PLL (Permute the last layer) - заключается в правильной расстановке кубиков верхнего слоя.

Видеоинструкции по методу Фридрих

Способ, который был предложен Джессикой Фридрих, настолько понравился спидкуберам, что наиболее продвинутые любители разрабатывают собственные методики по ускорению сборки каждого из этапов, предложенных автором.

Видео: ускорение сборки креста

Видео: собираем первые два слоя

Видео: работаем с последним слоем

Видео: последний уровень сборки по Фридрих

2 х 2

Кубик Рубика 2 х 2 или мини-кубик Рубика также складывается послойно, начиная с нижнего уровня.

Мини-кубик - это облегчённая версия классической головоломки

Инструкция для начинающих по лёгкой сборке

  1. Собираем нижний слой так, чтобы цвета четырёх последних кубиков совпали, а оставшиеся два цвета были такими же, как и цвета соседних деталей.
  2. Приступаем к упорядочиванию верхнего слоя. Обращаем внимание, что на данном этапе цель не совместить цвета, а поставить кубики по местам. Начинаем с определения цвета верха. Здесь всё просто: это будет тот цвет, который не появился в нижнем слое. Вращаем любой из верхних кубиков так, чтобы он попал в положение, когда пересекаются три цвета элемента. Зафиксировав угол, располагаем элементы оставшихся. Используем для этого две формулы: одна для изменения диагональных кубиков, другая - для соседних.
  3. Завершаем верхний слой. Все операции проводим попарно: вращаем один угол, а затем другой, но в противоположном направлении (например, первый по часовой стрелке, второй - против). Можно работать сразу с тремя углами, но в этом случае комбинация будет только одна: либо по часовой, либо против часовой стрелки. Между вращениями углов, поворачиваем верхнюю грань, чтобы отрабатываемый угол оказался в правом верхнем углу. Если работаем с тремя углами, то правильно ориентированный из них ставим сзади слева.

Формулы для вращения углов:

  • (ВФПВ · П"В"Ф")² (5);
  • В²Ф·В²Ф"·В"Ф·В"Ф"(6);
  • ФВФ² · ЛФЛ² · ВЛВ² (7).

Для поворота сразу трёх углов:

  • (ФВПВ"П"Ф"В")² (8);
  • ФВ·Ф"В·ФВ²·Ф"В² (9);
  • В²Л"В"Л²Ф"Л"Ф²В"Ф" (10).

Фотогалерея: сборка кубика 2 х 2

Видео: метод Фридрих для кубика 2 х 2

Собираем самые сложные версии кубика

К таким относятся игрушки с количеством деталей от 4 х 4 и вплоть до 17 х 17.

Модели кубика на много элементов обычно имеют скруглённые углы для удобства манипуляций с игрушкой

Это интересно. В настоящий момент идёт разработка версии 19 х 19.

При этом следует помнить: что созданы они были на основе кубика 3 х 3, поэтому и сборка выстраивается по двум направлениям.

  1. Собираем центр, так чтобы остались элементы кубика 3 х 3.
  2. Работаем по схемам для сборки первоначального варианта игрушки (чаще всего куберы пользуются способом Джессики Фридрих).

4 х 4

Эта версия называется «Месть Рубика».

Инструкция:

Сборка моделей 5 х 5, 6 х 6 и 7 х 7 аналогична предыдущей, только за основу центра берём большее количество кубиков.

Видео: сборка кубика Рубика 5 х 5

Работаем над решением головоломки 6 х 6

Этот кубик довольно неудобен в работе: большое количество маленьких деталей требует особого внимания. Поэтому видеоинструкции разделим на четыре части: для каждого этапа сборки.

Видео: как собрать центр в кубике 6 х 6, часть 1

Видео: спаривание рёберных элементов в кубике 6 х 6, часть 2

Видео: спаривание четырёх элементов головоломке 6 х 6, часть 3

Видео: окончательная сборка кубика Рубика 6 х 6, часть 4

Видео: собираем головоломку 7 х 7

Как решить головоломку-пирамиду

Эта головоломка ошибочно считается разновидностью кубика Рубика. Но на самом деле игрушка Мефферта, которая ещё называется «Японский тетраэдр» или «Молдавская пирамидка», появилась на несколько лет раньше наглядного пособия преподавателя-архитектора.

Пирамидка Мефферта ошибочно называется головоломкой Рубика

Для работы с этой головоломкой важно знать её устройство, ведь механизм работы играет ключевую роль для сборки. Японский тетраэдр состоит из:

  • четырёх элементов оси;
  • шести рёберных;
  • четырёх угловых.

Каждая деталь оси имеет обращённые на три соседствующие грани маленькие треугольники. То есть каждый элемент можно вращать без угрозы его выпадения из конструкции.

Это интересно. Существует 75 582 720 вариантов расположения элементов пирамидки. В отличие от кубика Рубика, это не так уж и много. Классический вариант головоломки насчитывает 43 252 003 489 856 000 возможных вариантов конфигураций.

Инструкция и схема

Видео: простая методика сборки пирамидки полностью

Метод для детей

Использование формул и применение способов ускорения сборки для детей, только начинающих знакомство с головоломкой, будет слишком сложным заданием. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы максимально упростить объяснение.

Кубик Рубика это не только возможность занять ребёнка полезным и интересным занятием, но и способ развития терпения, усидчивости

Это интересно. Обучение детей лучше начинать с модели 3 х 3.

Инструкция (куб 3 х 3):

  1. Определяемся с цветом верхней грани и берём игрушку так, чтобы центральный кубик нужного цвета был вверху.
  2. Собираем верхний крест, но при этом второй цвет среднего слоя был таким же, как и цвет боковых граней.
  3. Выставляем углы верхней грани. Приступаем ко второму слою.
  4. Собираем последний слой, но начинаем с восстановления последовательности первых. Затем углы ставим так, чтобы они совпадали с центральными деталями граней.
  5. Проверяем расположение средних деталей последней грани, меняя при необходимости их расположение.

Сборка кубика Рубика в любой его вариации - отличная тренировка для ума, способ снять стресс и отвлечься. Решать головоломку способен научиться даже ребёнок, используя доступное возрасту объяснение. Постепенно можно осваивать более замысловатые способы сборки, улучшать собственные показатели времени, а там и до соревнований по спидкубингу недалеко. Главное, упорство и терпение.

Поделитесь с друзьями!



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Как забыть о непонятных схемах и собрать кубик Рубика по схеме для начинающих – читайте в нашей статье, если вы все еще не можете решить головоломку, не расстраиваясь. Сейчас мы попробуем подробно рассказать и объяснить, как это сделать, чтобы удивить себя, друзей и родных.

Что такое кубик Рубика?

  • Первоначальная идея магического кубика заключалась в том, чтобы обучить студентов математической теории групп. Так в 1970-хгодах венгерский архитектор Эрнё Рубик создал механический инструмент, который представлял собой обучающий куб для понимания трехмерных моделей и перемещения независимых частей.
  • Спустя короткое время к магическому запатентованному кубу пришла великая слава. Им заинтересовались люди разных профессий и из разных стран. Так, в 1980-х годах о нем знал весь свет, он выиграл немало конкурсов и был удостоен всевозможных премий.
  • Механизм включает в себя внутреннюю и внешнюю часть. Внутренняя – это фигура, состоящая из трех соединенных цилиндров. Внешняя – крепящиеся к внутреннему механизму грани, которые в свою очередь состоят из квадратов.
  • Вращая ребра граней в разные стороны, можно собрать кубик Рубика. Спустя многие годы над магическим кубом трудились многие, вследствие чего было создано немало техник. Сейчас даже есть некоторые алгоритмы, пользуясь которыми, можно быстро собрать куб.
  • Кубик состоит из трех элементов: центры – 4 , углы – 8 и ребра – 12 .

Решить головоломку

Если вы поставили перед собой задачу решить головоломку, то после прочтения статьи это станет легко. Но если не знать, как устроен этот самый загадочный кубик, из чего он состоит и каким образом функционирует, задача усложняется в разы.

Как собрать кубик Рубика по схеме для начинающих на русском языке, вы узнаете ниже, но помните, что не стоит недооценивать сложность представленной головоломки.

Обычный рубик 3х3 – это небольшой механический 3D куб, грани которого окрашены в разные цвета (синий, зеленый, белый, желтый, красный, оранжевый).

Давайте разберем по частицах составляющие куба. Начнем с центрального элемента, он один с каждой стороны. Его можно вращать вокруг своей оси, но всегда каждый из них остается на месте в «правильном» положении. Угловых элементов немного больше – 8, и они имеют три разных цвета. Нельзя забывать о 12 ребрах с несколькими разными цветами, расположенными между углами.

Получается всего 20 частиц, которые можно передвигать, и решение задачи полностью зависит от знания правильного изменения их положения.

Если начать вращать одну сторону, можно увидеть центральные элементы, а точнее – как они не двигаются, ребро же становится туда, где должно находиться, а угол – на свое место.

Итак, вот основные элементы кубика Рубика:

  • Центры кубика – 6 шт. Этот элемент имеет всего одну наклейку одного цвета. Центры кубика не перемещаются друг относительно друга.
  • Ребра кубика – 12 шт. Реберные элементы кубика имеют два цвета.
  • Углы кубика – 8 шт. Угловые элементы имеют наклейки трех цветов.
  • Грани кубика Рубика – это девять его элементов, которые можно вращать одновременно.
  • Каркас кубика , на котором закреплены центральные элементы граней. Если разобрать кубик механическим способом, крестовина и центральные элементы останутся целыми, и на них вы сможете собрать остальные элементы.

Всего в кубике Рубике 20 подвижных элементов (12 реберных и 8 угловых), так как центральные элементы не перемещаются друг относительно друга, их мы не посчитали. Хотя, конечно, они могут перемещаться на каркасе вокруг оси.

Последовательность сборки

  1. Крест верхней грани.
  2. Верхняя грань полностью.
  3. Средний слой.
  4. Расстановка реберных кубиков последней грани по своим местам.
  5. Ориентирование бортовых кубиков – сборка креста последней грани.
  6. Расстановка угловых кубики последней грани по своим местам.
  7. Ориентирование угловых кубиков последней грани и, как следствие, сборка последней грани и всего куба.

Язык вращений

Для того чтобы понимать формулы, используемые для сборки, нужно ознакомиться с языком вращений.

Язык вращений – это особые обозначения движений граней кубика, при помощи который можно записать какой-либо алгоритм, решение или скрамбл (последовательность ходов, с помощью которой запутывают кубик).

  • F – front – фронтальная сторона
  • B – back – задняя сторона
  • L – left – левая сторона
  • R – right – правая сторона
  • U – up – верхняя сторона
  • D – down – нижняя сторона
  • Fw (f) – фронтальная сторона вместе со средним слоем
  • Bw (b) – задняя сторона вместе со средним слоем
  • Lw (l) – левая сторона вместе со средним слоем
  • Rw (r) – правая сторона вместе со средним слоем
  • Uw (u) – верхняя сторона вместе со средним слоем
  • Dw (d) – нижняя сторона вместе со средним слоем

Также существуют более редкие движения, которые практически никогда не используются в сборках:

  • M – middle – средний слой, находящийся между правой (R) и левой (L) сторонами
  • S – standing – средний слой, находящийся между фронтальной (F) и задней (B) сторонами
  • E – equatorial – средний слой, находящийся между верхней (U) и нижней (D) сторонами

Кроме вращений граней куба, существуют обозначения, указывающие на изменения положения кубика в пространстве.

Эти движения называются перехватами:

  • x – весь куб вращается от себя по плоскости, совпадающей с правым (R) и левым (L) слоями (F превращается в U)
  • x’ – весь куб вращается к себе по плоскости, совпадающей с правым (R) и левым (L) слоями (F превращается в D)
  • y – весь куб вращается по часовой стрелке в горизонтальной плоскости (F превращается в L)
  • y’ – весь куб вращается против часовой стрелки в горизонтальной плоскости (F превращается в R)
  • z – весь куб вращается по часовой стрелке в фронтальной плоскости (U превращается в R)
  • z’ – весь куб вращается против часовой стрелки в фронтальной плоскости (U превращается в L)

Движения кубика и перехваты записываются в соответствии со следующими правилами:

  • Если написана только буква – крутим сторону по часовой стрелке, как если бы мы смотрели на грань в лицо
  • Если после буквы стоит штрих «’» – крутим сторону против часовой стрелки, как если бы мы смотрели на грань в лицо
  • Если после буквы стоит «2» – крутим эту сторону на 180 градусов. Если ещё стоит штрих, к примеру U2′, то это означает, что в данном алгоритме удобнее вращать U2 против часовой стрелки.

Формулы на русском

Запись алгоритмов сборки (процессов), как мы уже сказали, производится с помощью формул. Грани куба в формулах обозначаются буквами согласно начальным русским буквам наименований граней. Естественно, применяются и латинские обозначения, но сейчас мы остановимся на русских.

  • Ф – фасад
  • Т – тыл
  • П – правая грань
  • Л – левая грань
  • В – верх
  • Н – низ

Вы сами определяете, какую грань куба в каждый конкретный момент считать фасадной, то есть обращенной к вам. Это зависит от сложившейся ситуации. Нужно понимать, что центральные кубики определяют цвет грани, а это значит, что 6 кубиков даже в разобранном (перепутанном) кубике Рубика уже стоят на своих местах. Поворот на 90° по часовой стрелке обозначается так: Ф, Т, П, Л, В, Н . Для того чтобы обозначить поворот на 90° против часовой стрелки, применяют штрих: Ф’, Т’, П’, Л’, В’, Н’ .

С – этой буквой обозначают поворот среднего слоя на 90° по часовой стрелке. С’ – соответственно, поворот против часовой стрелки. Стандартная запись процесса может выглядеть так: НПФ’П’.

Выполняется эта формула следующим образом:

  1. Повернуть нижнюю грань на 90° по часовой стрелке.
  2. Повернуть правую грань на 90° по часовой стрелке, то есть от себя.
  3. Повернуть фасадную грань на 90° против часовой стрелки.
  4. Повернуть правую грань на 90° против часовой стрелки, то есть на себя.

Более подробно о записи процессов мы еще скажем на этапах сборки. Кроме того, формулы вам понадобятся, в случае если вас заинтересуют другие способы сборки кубика.

Как быстро и легко собрать кубик Рубика: главные правила

  • Вращать необходимо не только цветовые сектора, но и сам куб.
  • Ориентироваться нужно на центральные фигуры.
  • В оригинальном варианте желтый всегда расположен напротив белого, оранжевый напротив красного, а зеленый напротив синего.
  • Перемещать необходимо средние и угловые сектора, в соответствии с цветами центральных фигур.
  • Каждое новое перемещение создает новый угол и центровой сегмент.
  • Центра не меняются, в какое бы запутанное положение вы не привели куб, вверху всегда будет белый, внизу – желтый, впереди – зеленый, сзади – синий, справа – красный, а слева – оранжевый.
  • Реберные элементы имеют по две наклейки, а угловые – по три.
  • Так как цветовые фрагменты не меняют своего положения, то и куб будет всегда собираться одинаково.
  • Ребра есть удобные – смотрящие слева и справа, и неудобные – находящиеся внизу или вверху. Также есть ребра, которые стоят на месте или под крестом.

Тренируемся! Первая формула под названием «четверка»

  1. Найдите Угол с цветами красный-синий-желтый. Возьмите кубик так, чтобы этот угол был справа вверху. Обратите внимание на центр кубика, который обращен к вам (у нас он желтый).
  2. R’ D’ R D – сделайте эту комбинацию и посмотрите на результат. Наш угол опустился вниз. Желтый (в нашем случае) центр по прежнему смотрит на нас – так и держите далее.
  3. R’ D’ R D – сделайте еще раз эту комбинацию и снова посмотрите на результат. Наш угол прыгнул вверх, но теперь он перекрутился другими цветами.
  4. Вывод: угол скачет вверх-вниз и поворачивается разными цветами. Если сделать комбинацию еще 4 раза мы придем к первоначальной ситуации. Попробуйте!

Собираем головоломку

Этап 1: Нужно собрать желтый крест на верхней грани

  1. Внимание! Не просто желтый крест вверху, а правильное расположение ребер с учетом других центров кубика.
  2. Начнем с Желто-Синего ребра. Для начала найдем его. Кубик держим синим к себе, желтым к верху.
  3. Первый шаг – опустить ребро вниз, чтобы оно оказалось на нижней грани. В нашем случае сделать R.
  4. Второй шаг – совместить ребро, которое теперь находится внизу, с синим центром кубика. Сделать D’.
  5. Третий шаг – поднять ребро на свое место. Для этого нужно сделать F2. Теперь наше ребро на своем месте, но..
  6. Могла получиться такая ситуация, когда ребро стоит «наоборот», чтобы его развернуть, нужно сделать F U’ R U.
  7. Поворачиваем кубик следующим (красным) центром к себе и собираем Желто-Красное ребро. Все аналогично. Затем Желто-Зеленое и Желто-Оранжевое.
  8. Вы собрали несколько ребер, а следующее стоит так, что опустив его, мы нарушим верх. Комбинация: R’ D’ R – это то же самое, просто с возвратом правой грани на свое место.

Этап 2: расставить углы на верхнем слое по своим местам

  1. Результат, которого нужно достичь на этом этапе. Все углы и ребра верхней грани стоят на своих местах.
  2. Начнем с Желто-Красно-Синего угла. Держим желтый центр вверху и ищем его. Первый вариант – наш угол находится внизу.
  3. Второй вариант – наш угол находится вверху. Возьмем кубик так, чтобы угол смотрел на нас и был справа. Опускаем угол вниз уже известной комбинацией R’ D’ R D.
  4. Подкрутим низ так, чтобы искомый угол стал под своим местом, как на рис. Затем делаем R’ D’ R D от 1 до 5 раз, пока угол не станет на свое место правильно. Далее – следующий угол.

Итак, стратегия второго этапа: опустить нужный элемент вниз, подкрутить низ так, чтобы элемент стал под свое место, поднять элемент вверх на свое место одной из формул.

Этап 3: сборка среднего слоя кубика Рубика. Ставим 4 ребра на свои места в среднем слое.

  1. Результат 3 этапа. Нам нужно разместить всего 4 ребра по своим местам.
  2. Перевернем кубик. Теперь собранная желтая грань внизу, а вверху — белый центр. Так будем держать до конца сборки.
  3. Найдем вверху ребро, на котором НЕТ белой наклейки, например, Зелено-Оранжевое. Подкрутим центр так, чтобы Зеленая наклейка нашего ребра совпала с зеленым центром.
  4. Возможно, что зеленая наклейка не может совпасть, тогда совместим Оранжевую наклейку с Оранжевым центром. Т.е. у нас 2 варианта.
  5. U’ L’ U L, U F U’ F’ – ребро прыгает вниз и влево – на свое место.
  6. U R U’ R’, U’ F’ U F – ребро прыгает вниз и вправо – на свое место.
  7. Типичная ситуация – искомое ребро уже стоит на своем месте, но неправильно повернуто. Тогда делаем формулу с шага 5, 6 – и «выбиваем» ребро со своего места.
  8. Наше ребро выскочит наверх и вы уже сможете все сделать так, чтобы поставить его на свое место правильно.

Стратегия этого этапа: ищем нужное ребро, поворотами верха правильно его позиционируем, одной из формул ставим ребро на свое место. Делаем этот алгоритм для всех 4-х ребер. Внимание! При сборке второго слоя первый слой (нижний) сохраняется собранным!

Этап 4: Собираем «неправильный» белый крест на последнем слое.

  1. F R U R’ U’ F’ – 1, 2 или 3 раза.
  2. Наша цель – собрать «белый крест» (крест – это 5 наклеек, кроме угловых).
  3. Переход от предыдущей ситуации к следующей делается ОДИНАКОВОЙ формулой. F R U R’ U’ F’.

Что делать!? Я собрал 2 слоя, но на третьем слое у меня не получается ни одна из ситуаций. Такого на нормальном кубике быть не должно. Это означает, что ваш кубик разбирали на части механическим способом, а назад собрали неправильно. Разберите куб на детали, соберите его правильно и начинайте заново.

Этап 5. Делаем «правильный» белый крест.

  1. Результат, которого нужно достичь на данном шаге. Верхние ребра совпадают по цветам с центрами.
  2. Вращаем верхний слой, чтобы какие-либо ДВА ребра совпали по цветам с центрами из среднего слоя. Может получиться одна из двух ситуаций.
  3. На свои места становятся два противолежащих ребра (у нас бело-синее и бело-зеленое), два остальных нужно поменять местами. R U R’ U R U2 R’
  4. Два собраных ребра, стоят под углом, два остальных нужно поменять местами комбинацией, при этом кубик держим, чтобы угол* смотрел от вас и вправо R U R’ U R U2 R’ U.

Этап 6. Расставляем углы верхнего слоя по своим местам.

Несобранные у нас только 4 угловых элемента на верхней грани. Рассмотрите кубик, возможно один из центров уже стоит на своем месте. Не важно, как повернуты углы, важно только их расположение.

  1. U R U’ L’ U R’ U’ L – сделайте эту комбинацию, и один из кубиков обязательно станет на свое место.
  2. На своем месте стоит один угол. Остальные нужно поменять местами, переместив каждый из них против часовой стрелки, или по часовой
  3. Вариант 1. Три несобранные ребра перемещаются против часовой стрелки и становятся на свои места. Собранным углом держим к себе и справа U R U’ L’ U R’ U’ L
  4. Вариант 2. Три несобранные ребра перемещаются по часовой стрелке и становятся на свои места. Собранным углом держим к себе и слева U’ L’ U R U’ L U R’.

Частый вопрос на этом этапе: ФОРМУЛА НЕПРАВИЛЬНАЯ! Этой схеме уже много лет, все тысячу раз проверено, все схемы и формулы рабочие, гарантируем! Будьте внимательны перед выполнением формулы, читайте под формулой, каким цветом нужно держать к себе кубик. Внимательно отнеситесь к предыдущим советам.

Этап 7. Финальный! Разворачиваем углы правильными цветами.

Все углы у нас стоят по местам, нужно только развернуть их. Это очень просто – поможет нам одна короткая формула. Да, та самая «четверка» R’ D’ R D. На этом шаге важна только лишь внимательность, а также нужно правильно держать кубик.

  1. R’ D’ R D – держим кубик так, чтобы угол смотрел на вас и был справа. Делаем «четверку» 2 или 4 раза, пока угол не развернется.
  2. Угол развернулся. Но кубик «разрушился» – не паникуйте, так и должно быть. Поверните верх – теперь перед вами следующий угол. Внимание!!! Сам кубик все время держим красным центром к себе, белым – вверх.
  3. R’ D’ R D – перед вами следующий угол. Опять разворачиваем его «четверкой». Если так получилось, что следующий угол уже правильно собран, тогда просто поверните верх ЕЩЕ РАЗ и собирайте следующий угол.
  4. Когда вы развернете все 4 угла правильными цветами, произойдет маленькое чудо – остальные элементы кубика станут на свои места! Не спешите, держите куб правильно, доворачивайте формулу до конца.

Если даже предположить, что рекордсмену сильно повезло, то таблица мирового рейтинга по среднему из пяти результатов уже не оставляет сомнений: если больше 80 человек в среднем укладываются в 12 секунд, очевидно они что-то знают. В этом кратком обзоре я постараюсь приоткрыть секреты скоростной сборки. Сразу оговорюсь, что после прочтения этой статьи вы не станете чемпионами: здесь приведены только основные моменты и ссылки на более подробную информацию. Кроме того, даже после изучения метода полностью вам потребуются долгие тренировки для достижения хороших результатов. Зато вы получите неплохое представление о том, как это делается, и при желании будете знать, куда двигаться дальше. Я думаю, при достаточной усидчивости после нескольких месяцев тренировок многие смогут достичь среднего результата в районе 30 секунд.

Я буду ссылаться в основном на SpeedSolving Wiki и на Badmephisto . Итак, поехали.

Метод CFOP

Наиболее популярным методом скоростной сборки кубика является метод CFOP , он же метод Джессики Фридрих, которая его доработала и популяризовала, хотя свой вклад внесли и другие люди. Если всё делать правильно, в среднем кубик удаётся собрать за 56 ходов (увы не за ). Существуют и другие методы, с помощью которых можно получить неплохие результаты: Petrus , , Roux и т. д. Они менее популярны и ради краткости мы ограничимся рассмотрением метода CFOP.

CFOP - это название четырёх стадий сборки: C ross, F 2L, O LL, P LL:

  • Cross - сборка креста, четырёх рёберных кубиков на нижней грани;
  • F2L (First two layers) - сборка двух слоёв - нижнего и среднего;
  • OLL (Orient the last layer) - правильная ориентация кубиков верхнего слоя;
  • PLL (Permute the last layer) - расстановка кубиков верхнего слоя.
Рассмотрим эти стадии более подробно.
Cross - крест
Цель стадии - правильно разместить четыре рёберных кубика на одной из граней. С этим справится любой, кто умеет собирать кубик хоть как-то, однако собрать крест за несколько секунд не так тривиально. По правилам соревнований перед сборкой вам даётся 15 секунд на изучение комбинации (inspecting), за которые как минимум надо найти эти четыре рёберных кубика, а хорошо бы и составить в голове полную последовательность ходов. Доказано, что для сборки креста на заранее выбранной грани всегда требуется не больше восьми поворотов (поворот на 180° считается за один), причём восемь крайне редко, да и семь нечасто (среднее чуть меньше шести). На практике, чтобы быстро научиться находить оптимальную последовательность, требуется немало тренироваться.

Выбирать грань для сборки креста можно по-разному. Наиболее популярный способ - всегда собирать его на одной и той же грани (часто - на белой). Тогда вы на всех стадиях сборки точно знаете относительное расположение цветов, что облегчает процесс. Некоторые люди собирают первой ту грань, которую легче всего собрать. В среднем это экономит один поворот, однако вам постоянно приходится перестраиваться на другое расположение цветов. Используется также компромиссный вариант - собирать одну из двух противоположных граней (скажем, либо белую, либо жёлтую), тогда набор цветов боковых граней не меняется.

Основная хитрость сборки креста в том, что его надо собирать относительно. К примеру, если вы собираете крест на белой грани и бело-синий рёберный кубик уже на ней стоит белым цветом к белому центру, то вам не так важно, совмещена ли синяя сторона этого кубика с синей гранью. Достаточно поставить бело-зелёный кубик на противоположной стороне, а бело-красный и бело-оранжевый слева и справа. В процессе сборки вы можете крутить белую грань как угодно, а в конце одним движением сразу совместите все боковые центры с кубиками креста. Важно лишь помнить точный порядок цветов на кубике: если смотреть на белую грань, то по часовой стрелке идут синий, красный, зелёный, оранжевый (сзади - жёлтый).

Профессионалы собирают крест на нижней грани. Новичкам это кажется трудно, так как почти не видно, что ты собираешь, однако это даёт большое преимущество при переходе к следующему этапу: вам не надо тратить время на переворачивание кубика, и вы в процессе сборки креста можете заметить расстановку кубиков, нужных для сборки F2L и наметить план дальнейшей сборки.

Некоторые продвинутые хитрости сборки креста описаны в этом видео .

F2L - первые два слоя
Пожалуй, наиболее длинная стадия, цель которой - собрать полностью два слоя: слой с крестом и промежуточный слой. По сути дела вам нужно расставить на места восемь кубиков: четыре угловых нижнего слоя и четыре рёберных боковых в среднем слое. В отличие от методов сборки для начинающих пара (столбик) из углового и рёберного кубика собирается сразу же (то есть надо собрать четыре таких пары). В зависимости от первоначальной расстановки кубиков пары вам нужно применить тот или иной алгоритм (последовательность поворотов). Всего таких алгоритмов больше 40, можно их просто вызубрить , однако почти все они выводятся интуитивно. Есть два простейших случая, когда пара собирается в три движения:

Ещё два случая зеркальны к этим. Все остальные нужно свести к одному из этих четырёх. На это нужно максимум 8 ходов, то есть всего потребуется не больше 11 ходов на столбик. Возможно, вы найдёте не самый оптимальный способ, однако если сперва научитесь интуитивно собирать любую комбинацию хоть как-то, отдельные случаи потом можно посмотреть в шпаргалках.

Основная сложность этапа в том, чтобы быстро находить парные кубики. Они могут находиться в 16 различных местах: 8 мест в последнем слое и 8 в столбиках. Столбики просматривать сложнее, а чем меньше столбиков у вас собрано, тем больше шансов, что в несобранных находятся нужные вам кубики. Если вы при сборке креста не обращали внимания на кубики для F2L, при переходе к этому этапу вы можете потерять много времени просто на поиск. Также не всегда разумно начинать с первой найденной пары: возможно, она собирается длинным алгоритмом, а если начать с другой, то в процессе первая перестроится в более удачную комбинацию.

OLL - ориентация последнего слоя
На этом этапе кубики последнего слоя ориентируются так, чтобы последняя (в нашем случае - жёлтая) грань оказалась собранной. При этом неважно, что кубики по сути не стоят на своих местах: этим мы займёмся на последнем этапе.

Существует 57 различных исходных ситуаций, для каждой из которых есть свой алгоритм сборки, от 6 и где-то до 14 ходов. Необходимо не только выучить все эти алгоритмы, но и быстро идентифицировать, какой из них необходимо применить на данный момент. Вот пример одного из OLL:


Слева на картинке изображена исходная ситуация с точностью до поворота (предполагается, что мы собираем жёлтую грань). Чтобы применить эту OLL, должны совпасть расположения жёлтых квадратиков не только на верхней грани, но и на боковых (квадратики остальных цветов игнорируем). Не всегда требуется сличать кубик со схемой полностью, надо лишь сличить достаточно квадратиков, чтобы отличить от остальных комбинаций. Справа приведено два алгоритма (кому-то удобнее делать один, кому-то другой) в стандартной нотации , внизу номер OLL и вероятность его выпадения. Почти все выпадают с вероятностью 1/54, некоторые с 1/108 и две с вероятностью 1/216 (включая счастливую комбинацию, когда OLL собралась сама).

Начинающим заучивать 57 комбинаций может показаться пыткой, поэтому придуман упрощённый, но более медленный вариант - 2-look OLL. В этом случае OLL разбивается на два этапа, сперва собирается крест, а затем углы. Тут надо заучить лишь 10 алгоритмов (3 для креста, 7 для углов). Набравшись опыта в 2-look OLL, можно неспеша взяться за изучение полного набора. При этом 2-look в любом случае пригодятся: во-первых, они все есть в полном наборе (скажем, если крест собрался сам, то полные OLL совпадают с 2-look OLL для углов), а во-вторых, если вам попался ещё незнакомый OLL, вы можете вернуться к 2-look.

PLL - перестановка последнего слоя
Заключительный этап сборки состоит в том, чтобы расставить кубики последнего слоя на нужные места. Подход примерно аналогичный предыдущему этапу, но комбинаций и алгоритмов здесь меньше, всего 21 (13, если считать зеркальные и обратные за одну). С другой стороны их несколько сложнее опознавать, так как здесь надо учитывать разные цвета, причём цвета на схеме могут не совпадать с вашими цветами (с точностью до циклической перестановки):


Стрелками обозначены кубики, которые переставляет данный PLL. Вероятности большинства комбинаций - 1/18, изредка 1/36 и 1/72 (включая счастливый случай, когда ничего делать не надо).

Опять же предлагается упрощённый вариант - 2-look PLL, когда сперва расставляются углы (две комбинации), а потом центры (четыре комбинации), их довольно легко выучить.

Кубик и смазка

Даже изучив в совершенстве приведённый метод, вы не достигнете хороших результатов с плохим кубиком. Грани кубика должны легко вращаться толчком одного пальца, при этом он не должен быть слишком разболтан. Слои должны висеть на пружинках так, чтобы не до конца повёрнутый один слой не мешал продолжать вращение в другом направлении (в разумных пределах, конечно). У правильного кубика центральные квадратики можно вытащить и подкрутить болты, что находятся под ними. В обычных магазинах сложно найти хороший кубик, рекомендуют заказывать по интернету, например, .

Для достижения наилучших результатов кубик необходимо смазывать. Иногда смазка идёт в комплекте с кубиком, либо покупается отдельно. Подходит силиконовая смазка, которую можно купить в автомагазинах.

Вращения кубика

Вращение всего кубика в руках (а не отдельных граней) отнимает существенное время, поэтому при сборке его стараются как можно сильнее избегать. Скажем, на этапе F2L порой проще собирать столбик в дальнем от себя углу, не видя его, чем поворачивать кубик этим столбиком к себе. На этапе OLL, чтобы повернуть кубик так, как в схеме алгоритма, достаточно покрутить верхний слой, а не крутить весь кубик целиком - это быстрее (положение верхнего слоя относительно нижних на этом этапе не важно).

Look ahead - заглядывание вперёд

После завершения очередного этапа вы должны без паузы переходить к следующему. Пока вы на автомате выполняете очередной алгоритм, у вас голова свободна. Используйте это время, чтобы найти кубики, важные для следующего этапа, и понять, какой из алгоритмов вам придётся использовать дальше.

Fingertricks

Также ключ к значительному ускорению сборки - это fingertricks, умелое использование всех пальцев для вращения. Некоторые частоиспользуемые комбинации выполняются молниеносно, 5 поворотов в секунду и выше, если правильно использовать пальцы. Обратите внимание: не всегда более короткий алгоритм делать быстрее; может оказаться. что придётся делать неудобные повороты. У BadMephisto несколько видеозаписей посвящено fingertricks, например, рассказывается про F2L.

Практика

Без длительных тренировок ничего не выйдет. Приготовьтесь, что кубик придётся собирать тысячи раз.

Итак, вы выбрали и купили свой первый . Самое время научиться его собирать.

Вы можете или научиться собирать его прямо с этой страницы. Итак, как собрать кубик Рубика 3х3? Давайте начнем!

Конструкция кубика 3х3

Кубик Рубик 3х3 имеет шесть разноцветных сторон, состоит из 26 элементов, скрепленных и свободно перемещающихся между собой.

Элементы кубика делятся на три типа

Из чего состоит Кубика Рубика 3х3

рис.1 основные элементы кубика Рубика

рис.2 Крестовина – внутренний механизм крепления кубика Рубика.

Чтобы собрать кубик Рубика нужно знать формулы по его сборке. Пэтому в первую очередь нужно изучить язык вращений.

Язык вращений. Что означают буквы в формулах по сборке кубика Рубика.

Главное

  1. У кубика есть верх, низ, право, лево. При вращении держите кубик в одном положении относительно себя, и просто вращайте нужную сторону. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!
  2. Центры кубика никуда не перемещаются, они всегда остаются на своих местах относительно друг друга, потому что скреплены между собой крестовиной (рис.2) .


Формулы кубика Рубика записываются буквами, которые обозначают поворот определенной стороны кубика на 90° по часовой стрелке. Если рядом с буквой стоит апостроф (’) поворот стороны выполняется против часовой стрелки. Цифра перед буквой обозначает количество поворотов.

Напоминаем: при вращении сторон сам кубик остается неподвижен, вы просто вращаете нужную сторону.

Потренируйтесь вращать нужнуые стороны кубика по часовой стрелке и против. Пусть пальцы запомнят движение, а ум – что и куда нужно вращать, если в формуле есть определенная буква. Это здорово облегчит вам обучение алгоритмам сборки.

В качестве передышки рекомендуем вам о том, чем отличаются профессиональные скоростные кубики от кубиков для начинающих. И стоит ли новичку сразу вкладываться в покупку дорогого спортивного кубика. Вкратце наше мнение: с одной стороны – это чертовски приятно – вертеть в руках космически подвижный MoYu Hualong, например. Элитный кубик может здорово мотивировать заниматься скоростной сборкой. С другой стороны: начинающие могут и не заметить разницу между бюджетным кубиком и спортивным, если бюджетный куб будет хорошим и быстрым, а других мы не держим 🙂

Этап первый – сборка первого (нижнего) слоя Кубика Рубика.

Сборка креста

Сборка креста – это первый шаг сборки первого (нижнего) слоя. Возьмите кубик как вам удобно, изучите положение центров. Запомните цвет нижнего и верхнего. В нашем случае это синий. До конца первого этапа сборка держите синий центр внизу, а зеленый вверху.

Ваша задача при сборке креста: по очереди найти на кубике четыре ребра с синим цветом, и переместить их вниз к синему центру так, чтобы их вторые цвета ребер совпадали с цветами боковых центров . На картинке показаны ребра с синим цветом которые стали внизу, а их вторые цвета желтый и красный совпали с цветами боковых центров – это правильно.

Для того чтобы собрать крест вам не нужны специальные алгоритмы, но для примера рассмотрим ситуации которые могут встретиться и протестируем понимание простых алгоритмов.

Внимание! Как только вы начали выполнять алгоритм не алгоритм по сборке кубика, не вертите сам кубик в руках до выполнения комбинации. Центры разных цветов должны сохранять свое положение. Например, желтый перед вами, синий – внизу, красный – справа.


Сборка уголков

Итак, крест собран. Переходим к сборке уголоков – завершающему этапу сборки первого слоя. Возьмите кубик крестом вниз. Обратите внимание на цвета трех центров, между которых должен стать уголок , найдите его на кубике. В нашем случае мы ищем синий-желтый-красный уголок. В кубике он только один.

Ставим уголок в верхний слой над тем местом куда он должен опуститься и делаем алгоритм URU’R’. Если уголок стал на свое место и совпал цветами с центров, то переходим к следующему уголку. Если нет, то повторяем алгоритм пока он станет так как нам нужно.

Интересный факт: если кубик собран и мы будем повторять этот алгоритм (URU’R’) шесть раз, то кубик запутается, а потом соберется. Давайте посмотрим что происходит с нашим уголком после каждого алгоритма. Все указанные ниже варианты могут быть у вас при сборке.

Этап второй – сборка второго (среднего) слоя кубика Рубика

Держите кубик так, чтобы синяя сторона смотрела вниз, а зеленый центр вверх.

Для того, чтобы собрать второй слой нам понадобится всего один алгоритм, но перед его выполнением нам нужно подготовить кубик – привести его к одной из двух возможных ситуаций изображенных ниже. Найдите в верхнем слое любое ребро у которого нет зеленого цвета . Поворачивайте верхний слой (движения U или U’ ) чтобы боковой цвет ребра совпал с любым из боковых центров. Теперь возьмите кубик так, чтобы совпадающий центр смотрел на вас , а синий, как и раньше, оставался внизу. В нашем примере мы нашли желто – красное ребро. Боковой цвет ребра – желтый . Поворачиваем верхний слой и совмещаем ребро с желтым центром. Также у вас может получиться вариант, когда вы совмещаете красное ребро с красным центром, а желтый цвет ребра остается на верхней стороне.

Берем кубик желтым или красным центром к себе и получаем один из трех возможных случаев.

ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ

Ребро уже стоит на своем месте, но перекручено. Нам нужно его “заменить” любым ребром с зеленым цветом из верхнего слоя, затем снова приводим к двум случаям, которые указаны выше и решаем.

Третий этап сборки – сборка верхнего слоя кубика

Подходим к последнему этапу – сборке 3 (верхнего) слоя рубика. Для начала нам нужно расставить ребра на верхнем слое так, чтобы они образовали крестик из зеленого цвета. После сборки двух первых слоев, на верхнем слое получится один из четырех случаев которые указаны на рисунках. Найдите тот который у вас и выполняйте алгоритм FRUR’U’F’ чтобы получился крестик. Вы можете начать с “точки” и последовательно прийти к “крестику”.

Важно! Перед каждым началом выполнения алгоритма держите кубик в руках именно так как показано на рисунках!

Итак, вверху у нас получился крест.

Совмещаем боковые цвета ребер с боковыми центрами.

При помощи поворотов верхней грани (U или U’) пытаемся совместить боковые цвета ребер с боковыми центрами . Должны совпасть все четыре цвета (желтый, оранжевый, белый, красный). Если не совпадают четыре, то ставим слой так чтобы совпадало минимум два ребра .

Если вы не находите два совпадающих ребра, то выполните алгоритм R U R’ U R 2U R’ U и поищите ребра снова.

Итак, на верхнем слое у нас собран крестик и правильно поставлены ребра.

Ставим уголки на место.

Проверьте, стоят ли уголки верхнего слоя на своих местах, уголки могут быть перекручены. Но главное, чтобы они имели те же цвета, что и центры, между которых они стоят. Если это так, то пропустите этот этап и переходите к следующему.

Если уголки нужно правильно расставить , то возьмите кубик в руки так, чтобы справа к вам находился уголок который стоит на своем месте и выполните алгоритм, не изменяя положения кубика: U R U’ L’ U R’ U’ L


Если нет ни одного уголка который стоит на своем месте , то сделайте алгоритм, приведенный выше, из любой позиции и уголок появится.

Кубик почти собран, осталось перекрутить уголки.

У вас могуть быть два, три или четыре перекрученых уголка. Уголки перекручивает простой алгоритм R’ D’ R D R’ D’ R D ,

Важно!!! Этот алгоритм работает только для одного уголка который находится справа к вам. Секрет в том, что когда уголок станет правильно, нужно провернуть верхнюю грань (U или U’) и подставить на его место следующий уголок который нужно перекрутить. Мы можем повторять алгоритм от 2х до 5ти раз и вам будет казаться что кубик запутался, не переживайте он соберется. Главное не выпускать кубик, не перекручивать его в руках до тех пор пока выполните всю последовательность алгоритмов.

Рассмотрим самый сложный случай с четырьмя перекрученными уголками:

Поздравляем!

Теперь вы точно знаете, как собирать кубик Рубик! Разбирайте и собирайте свой кубик по этой инструкции, пока не запомните все алгоритмы!

А затем перед вами откроется огромный мир механических головоломок и , формулы сборки которых основаны на формулах кубика 3х3!