Что такое распространенное и нераспространенное предложение. Распространенные предложения, их особенности

Нераспространенное предложение

Предложение, не содержащее в своем составе второстепенных членов. Прошло сто лет (Пушкин). Она не ответила и отвернулась (Лермонтов). Как хороши, как свежи были розы (Тургенев).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "нераспространенное предложение" в других словарях:

    Односоставное предложение, главный член которого, обозначающий наличие, существование предмета или явления в настоящем или вне времени, выражен именем существительным, личным местоимением, субстантивированной частью речи, имеющими форму… …

    ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… …

    схема синтаксического анализа простого предложения - 1) структурная схема и предикативная основа простого предложения; 2) структурные признаки простого предложения: а) по характеру членимости/нечленимости предложения; б) по составу главных членов (двусоставное/односоставное); если предложение… …

    - (разбор по частям речи). Если объектом разбора является предложение, то выясняется его морфологический состав, с последующей характеристикой отдельных слов, относящихся к той или иной части речи. Вначале указываются постоянные морфологические… … Словарь лингвистических терминов

    однородные члены предложения Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    однородные члены предложения - Члены, входящие в сочетание слов, в котором ни одно из них не является главным. По мнению П.А. Леканта, О.ч.п. может быть осложнено любое простое предложение: 1) распространенное и 2) нераспространенное. О.ч.п. синтаксически равноправны по… … Синтаксис: Словарь-справочник

    ПУНКТУАЦИЯ - @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка § 76. Вопросительный знак § 77. Восклицательный знак § 78 … Справочник по правописанию и стилистике

Встречаются гораздо чаще, чем нераспространенных. Это связано тем, что первые предлагают пишущему гораздо больший простор для детализации: разные способы распространить предложение открывают новые грани художественного богатства, позволяют вплетать в текст метафоры и интересные подробности. В этой статье будут рассмотрены примеры распространенных предложений, отличающихся по способу распространения, составу, осложненности и другим критериям.

Предложения, распространенные определениями

Определения - это инструменты исключительно описательные. С их помощью нельзя наполнить предложение какой бы то ни было определенностью или конкретикой, но можно сделать их более красочными. Вот несколько примеров распространенных предложений, в которых используются определения:

Нетрудно заметить, что предложения из второй колонки более яркие, красочные, интересные.

Предложения, распространенные обстоятельствами

Обстоятельства - это своего рода инструменты художника, способные охарактеризовать и украсить действия, добавить им конкретики и полностью изменить тон предложения. Сравните:

Как показывают примеры распространенных предложений, обстоятельства могут значительно изменить, исказить смысл и наполнить его яркими красками.

Предложения, распространенные дополнениями

Этот способ распространения эффективно работает лишь в сочетании с остальными, но в итоге можно получить весьма убедительный результат. Например:

Примеры распространенных предложений и нераспространенных отрывков, из которых они были образованны, доказывают, что дополнения, обстоятельства и определения являются ключевым средством художественной выразительности.

Осложненные предложения

Отдельная группа распространенных предложений - осложненные. Осложнить предложение можно однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами. Вот пример такого предложения:

  • Коллега, я видел заинтересовавшее Вас дело. (Обращение - "коллега", причастный оборот - "заинтересовавшее Вас").

Односоставные предложения

Односоставные предложения тоже могут быть распространенными. Например:

  • Сегодня утром светало медленно, размеренно, постепенно.
  • Шумный, веселый вечер в хорошей компании.

В первом случае в предложении нет подлежащего, во втором - сказуемого, но это все еще полноценные распространенные предложения.

Сложные предложения

Сами по себе сложные предложения не могут заведомо считаться распространенными, но их можно распространить так же, как и простые. Например:

  • Дождь лил с самого утра, прохожие не выпускали из рук зонты, а автомобилисты злились, потому что из-за луж на дорогах невозможно было понять, где именно ямы.

Отличить распространенное предложение от нераспространенного довольно просто. Это понятно при разборе предложения и выявлении второстепенных членов или их отсутствии. Разбирая предложения синтаксически, сначала выделяют его , учитывая за основу интонацию – это могут быть побудительные, повествовательные или вопросительные предложения, также как вариант можно встретить либо восклицательные, либо невосклицательные. Односоставное или двусоставное определяется по наличию главных членов предложения, а также по присутствию или отсутствию других членов.

Отсюда делаем вывод, что наличие или отсутствие второстепенных членов предложения определяет, какое оно – распространенное или нет.

Распространенное предложение

Если есть хотя бы один второстепенный член предложения, принято считать, что это распространенное. Оно, конечно, содержит и главные члены. Сказуемое может дополнять второстепенный член смыслом так же, как подлежащее или другие члены предложения. К последним относят обстоятельства, дополнения и определения. Давайте рассмотрим несколько примеров:

Вечером приготовил еду. – Приготовил еду когда? Вечером. Это обстоятельство. То есть предложение распространенное.

Мы вытирали доску. – Вытирали что? Доску.

Солнечным днем тепло разливается по всем уголкам и закоулкам маленького города.

В воздухе витает ароматная свежесть полевых цветов.

Подробнее о второстепенных членах предложения:

  1. Обстоятельство. Оно обозначает качество совершения действия, его условие или состояние, признак. Обстоятельству можно задать вопросы куда, почему, откуда, когда и как. Например: Ты одеваешься неправильно, совершенно не по погоде. Задаем вопрос - одеваешься (как?) не по погоде. Еще пример: Ты и раньше ходил в ресторан покушать (ходил куда и с какой целью?).
  2. Дополнение. Этому члену предложения можно задать несколько вопросов, к примеру, кого или о ком, чем или кем, чего или кому. Указывает на предмет или действие, совершенное лицом или же предметом, к примеру: Я работал (кем?) менеджером, специалистом в отделе маркетинга и помощником руководителя.
  3. Определение обозначает признак предмета. Ему можно задать только три вопроса – это чей, который и какой. Например: Осенью белка прячется между (какой?) желтой листвой от человека.

Нераспространенное предложение

Если предложение состоит только из главных членов, то есть в нем нет второстепенных членов, тогда оно называется нераспространенным. Это правило касается простых предложений. Например:

Солнце скрылось. Здесь слово «солнце» является подлежащим, а «скрылось» сказуемым. Других членов предложения нет. Значит, данное предложение нераспространенное.

Гардины трепещут и развеваются… Здесь слово «гардины» тоже является подлежащим, а слова «трепещут», «развеваются» – сказуемым, «и» – частица. Предложение нераспространенное.

Еще примеры: Белые ночи. Был январь. Идет дождь. Расцветали яблони и груши.

На этом уроке вы узнаете, что такое второстепенные члены предложения, научитесь их находить, узнаете функцию второстепенных членов в предложении. А также узнаете, какие предложения называются распространёнными, а какие - нераспространёнными, научитесь их различать.

Слово девочка - это подлежащее, оно подчёркивается одной чертой. Девочка (что делает?) читает - это сказуемое, оно подчёркивается двумя чертами. Девочка читает - главные члены предложения, именно они выражают основной смысл предложения.

Во втором предложении есть и другие слова:

Девочка (какая?) маленькая

Читает (что?) книгу

Эти слова помогли нам узнать, что девочка не большая, а маленькая, и что читает она книгу, а не журнал. Эти слова - второстепенные члены предложения.

Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов предложения.

Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. А как вы думаете, существуют ли предложения, состоящие только из второстепенных членов? Рассмотрим пример:

На столе лежит белая скатерть (рис. 2).

Рис. 2. Стол со скатертью ()

В этом предложении говорится о скатерти. Скатерть - подлежащее. Скатерть (что делает?) лежит - сказуемое. Лежит (где?) на столе - это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Скатерть (какая?) белая - это второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Если убрать все второстепенные члены, то получится такое предложение:

Скатерть лежит .

Смысл этого предложения остается понятен.

Если убрать все главные члены предложения, вот что получится:

На столе белая .

Предложения нет и смысл не понятен.

Это задание помогло понять, что главные члены получили своё название не случайно - в них заключается основа всего предложения. А второстепенные члены лишь поясняют , уточняют и дополняют главные.

Иногда второстепенные члены предложения поясняют другие второстепенные члены. Рассмотрите пример:

В осеннем парке падают листья (рис. 3).

Рис. 3. Осенний парк ()

В предложении говорится о листьях. Листья - это подлежащее, его подчёркиваем одной чертой. Листья (что делают?) падают - это сказуемое, его подчёркиваем двумя чертами. Падают (где?) в парке - второстепенный член предложения, который уточняет сказуемое. В парке (каком?) осеннем - второстепенный член предложения, который уточняет второстепенный член в парке .

Второстепенные члены могут пояснять не только главные, но и второстепенные члены.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые . Нераспространённые предложения состоят только из главных членов, например:

Белка прыгает .

Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым, например:

Рыжая белка прыгает с ветки на ветку (рис. 4).

Рис. 4. Белка на дереве ()

Прочитайте предложения. Найдите главные члены. Определите, какие предложения распространённые, а какие нераспространённые.

Ярко светит солнце (рис. 5).

Рис. 5. Яркое солнце ()

По небу плывут лёгкие облака (рис. 6).

Поют птицы (рис. 7).

Рис. 7. Поющая птица ()

Выглянул голубой подснежник (рис. 8).

Рис. 8. Голубой подснежник ()

Побежали ручьи (рис. 9).

Рис. 9. Бегут ручьи ()

Смолой запахли душистые почки (рис. 10).

Рис. 10. Распускающиеся почки ()

Наступила весна (рис. 11).

Проверим:

Ярко светит солнце

По небу плывут лёгкие облака - распространённое предложение.

Поют птицы

Выглянул голубой подснежник - распространённое предложение.

Побежали ручьи - нераспространённое предложение.

Смолой запахли душистые почки - распространённое предложение.

Наступила весна - нераспространённое предложение.

Прочитайте предложения. Используя слова для справок, дополните предложения, чтобы они стали распространёнными.

Свесились сосульки.

Побежали ручьи.

Малыши пускают.

Слова для справок: кораблики, звонкие, с крыш, длинные, по оврагам, бумажные .

Проверим, что получилось:

С крыш свесились длинные сосульки .

По оврагам побежали звонкие ручьи.

Малыши пускают бумажные кораблики.

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова:

Марина гуляла в парке. Вдруг на небе появилась чёрная туча . Начался сильный дождь. Девочка вернулась домой .

Гуляла (что делала?) - сказуемое.

Туча (что?) - подлежащее.

Сильный (какой?) - второстепенный член предложения.

Домой (куда?) - второстепенный член предложения.

На этом уроке вы узнали, что в предложении выделяют второстепенные члены предложения. По наличию второстепенных членов предложения бывают распространёнными и нераспространёнными.

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013
  1. Infourok.ru ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Дайте определение второстепенным членам предложения.
  • Выберите предложение, которое не распространено второстепенными членами:

Солнце ласково греет землю.

Листья падают бесшумно.

Вова любит рисовать красками.

Маша пришла с прогулки.

Идёт дождь.

  • Придумайте по два предложения на каждое слово, одно из них должно быть распространённым, а второе - нераспространённым. Слова: девочка, яблоко, снег .

Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое

Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.

Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».

Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».

А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:

  • Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
  • Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
  • Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
  • Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
  • Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
  • Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.

Как определить тип синтаксической единицы

Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.