Как называются эпитеты которые являются красочными определениями. Что такое эпитеты и почему они делают нашу жизнь проще и интереснее

Что такое эпитет и в как правильно его использовать в своих сочинениях? Эпитет происходит от древнегреческого слова ἐπίθετον (приложенное) и является определением при слове, которое влияет на его выразительную окраску. Как правило, эпитет выражается именем прилагательным,но также именем существительным (разлуки час), глаголом (стремление забыться), наречием (страстно желать).

Эпитет используется для того, чтобы придать слову или целому выражению насыщенность и красноречие, особый смысловой оттенок и некое новое значение. Эпитет нередко применяют в прозе,но чаще всего в поэзии. Александр Сергеевич Пушкин часто использовал эпитеты для более яркого выражения мыслей и чувств в своих стихотворениях.

Какого либо определенного положения в литературе эпитет не имеет и приблизительно относится к тем явлениям, которые называются прилагательным в этимологи и называются определением в синтаксисе. У теоретиков литературы существуют разные мнения относительно природы эпитета в творчестве художников слова. Одни считают его украшением поэтического творчества, другие находят широкое применение в прозе. Одни ставят эпитет наряду с самостоятельными фигурами, украшающими поэтическую изобразительность, другие отождествляют эпитет с элементом выразительности и красноречия.

Эпитет можно назвать началом цельного комплекса представлений, который выделяет данный в определяемом слове признак. Этот признак необходим для сознания разбирающегося в тех или иных явлениях и выделяемый им признак может казаться окружающим случайным и несущественным. Но для творящей мысли он таким не является.

Давайте разберемся на конкретном примере, что такое эпитет. Во многих старинных былинах можно встретить такое словосочетание - седло черкасское. В данном случае это выражение используется не для того, чтобы выделить седло среди каких-то других, не черкасских. Здесь мы имеем дело с приемом стилистической идеализации, а не с банальным определением предмета. Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.

Важно понять, что эпитет - это не один из конкретных признаков (свойств) предмета (явления), а его образная характеристика (часто используется выразительное метафорическое прилагательное). Как мы упомянули выше, эпитетами могут быть и наречия, а в некоторых случаях - существительные.

Еще примеры эпитетов:

Печально льет свет

Ангельский свет

Чудесный вечер

Румяная заря

Быстрые мысли

Легкое чтиво

Могучий дуб

Поющий костер

Статные березки

В задаче необходимо раскрыть определение термина "эпитет" и привести примеры.

Определение эпитета

Эпитеты - это яркие красочные определения предмета, действия или явления. Чаще всего эпитетами являются имена прилагательные (какой? какая? какое? какие?), но ими могут быть и другие части речи. Эпитеты - средство выразительности, и ни один художественный текст не обходится без них. Эпитеты используются в стихотворениях, прозе, встречаются в любых формах литературы.

Чаще всего эпитеты используются для описания чего-либо или кого-либо. Без эпитетов наша речь была бы сухой, примитивной.

Но и тут нужно быть осторожным, чтобы не спутать эпитет с простым прилагательным. К примеру, "зеленая (трава)" - "изумрудная (трава)". В первом случае

Эпитет как бы приукрашает, делает описываемый предмет ярче.

Чтобы не перепутать эпитет и простое прилагательное, можно немного схитрить. К примеру, возьмем словосочетания "желтая осень" и "золотая осень". В первом словосочетании "желтая осень" нет эпитета, а вот во втором осень сравнивают с золотом. "Золотая осень - осень как золото". Таким образом, эпитет - это образное сравнение. Например, ласковый ребенок - ребенок, умеющий выражать ласку, горькая правда - правда с горечью, гробовая тишина - тишина, как в гробу, бархатная кожа - кожа, похожая на бархат, красивая девушка - девушка. имеющая красоту. А к словосочетаниям вроде "большой дом", "красная лента", "смятая бумага" невозможно подобрать сравнительный оборот, соответственно они не будут являться эпитетами.

Примеры эпитетов. Как найти эпитет в тексте

Для примера возьмем небольшой отрывок стихотворения Ф. Тютчева.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.. .

Найдем эпитеты:

  • дивная пора (пору сравнивают с дивом);
  • день хрустальный (день сравнивают с хрусталем);
  • лучезарны вечера (вечера сравнивают с лучами зари).

Еще следует запомнить, что прилагательные в выражениях "красно солнышко", "красна девица", "добрый молодец" так же будут являться эпитетами.

Словарь содержит обычные и обратные статьи. В обычной статье приводится список эпитетов к опорному слову - существительному:

беспоко йство

безотчётное , беспредельное , беспредметное , беспрерывное , беспричинное , болезненное , гложущее , глухое , гнетущее , грозное , жгучее <Некрасов> , жуткое (разг.) , затаённое , лёгкое , лихорадочное , мучительное , невольное , необъяснимое , необыкновенное , необычайное , неопределённое , неотвязное , неясное , острое , сильное , скрытое , смутное <Серафимович> , сосущее , странное , страшное (разг.) , тайное , томительное , тревожное , тягостное , ужасное (разг.) , щемящее

А вязкое , отрадное , святое <Некрасов>

Обратная статья показывает с какими опорными словами употребляется конкретный эпитет - прилагательное (в 3-х вариантах рода):

Подбор эпитетов.

боле зненный14 (боле зненная21 , боле зненное11 , боле зненные )

беспокойство , бессонница , бледность , воображение , вопль , голод , грёзы , гримаса , жалость , забота , истома , крик , лицо , любовь , любопытство , мечта , музыка , мысль , обида , оскорбление , привычка , раздражение , рана , румянец , рыдание , самолюбие , свет , сон , старость , стон , страсть , страх , тело , тревога , удар , усталость , фантазия , чувство , эгоизм , явление , ярость

А вечер , восторг , грёзы <Надсон> , день <Тютчев> , язык

Типы эпитетов

В Словаре представлены 4-е типа эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические, редкие (индивидуально-авторские) и фразеологизмы, также обычно имеющие конкретный авторский источник.

Общеязыковые эпитеты - это наиболее многочисленная группа слов. У некоторых существительных (например, лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь ) зафиксированы сотни характеризующих определений. Среди них прилагательные и со свободным значением, и со связанным. Ср. с одной стороны: багровый закат , проницательный взгляд , ироническая улыбка , высокий лоб , и с другой - понурый взгляд , бисерный почерк , трескучий мороз , сардоническая улыбка . В числе общеязыковых эпитетов есть слова, употребленные и в прямом, и в переносном значении, стилистически нейтральные и с яркой стилистической окрашенностью. Ср.: полная тишина и (перен.) могильная тишина , быстрый взгляд и (перен.) молниеносный взгляд , темный дуб и (перен.) черноголовый дуб ; нестерпимая боль и (разг.) жуткая боль , сильный мороз и (простореч.) ядреный мороз . Характерными признаками общеязыковых эпитетов служат относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке.

Народно-поэтические эпитеты пришли в литературный язык из устного народного творчества. Их основная черта - постоянство и ограниченность сочетаний определяющего с определяемым. Типичными примерами служат: чистое поле , синее море , горькое горе , буйный ветер , красное солнце , серый волк и т. п. Многим народно-поэтическим эпитетам свойственно: а) употребление прилагательного в усеченной форме (сыра земля , чисто поле ); б) перенос ударения (зелено вино , шелко вые луга ); в) инверсия определяющего и определяемого (ветры буйные , ноги резвые , горе горькое ).

В отдельную зону А выделены редкие (индивидуально-авторские) эпитеты. В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно невоспроизводимы, их употребление носит окказиональный характер. Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость, свежесть образа и т. д.) эти эпитеты могут перейти в разряд общеязыковых. Таким образом, граница между общеязыковыми и индивидуально-авторскими эпитетами условна и подвижна. Вот несколько примеров индивидуально-авторских эпитетов: голубое настроение <Куприн> , мармеладное настроение <Чехов> , картонная любовь <Гоголь> , овечья любовь <Тургенев> , чурбанное равнодушие <Писарев> , голубая радость <Куприн> , цветастая радость <Шукшин> , мотыльковая красота <Чехов> , мокрогубый ветер <Шолохов> , слезливое утро <Чехов> , дряблый смех <Мамин-Сибиряк> , конфетная боль <Вс. Иванов> . Значительное место среди редких эпитетов занимают сочетания противоположных понятий (оксюмороны). Алогичность соединения слов создает психологический эффект, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приемом антитезы. Например: седая юность <Герцен> , радостная печаль <Короленко> , сладкая грусть <Куприн> , ненавидящая любовь <Шолохов> , грустная радость <Есенин> , тоскливая радость <М. Горький> . Включение индивидуально-авторских эпитетов в Словарь обогащает наше представление о возможностях образного употребления слова, показывает яркие писательские находки.

Помимо собственно эпитетов в зоне Л представлены и наиболее употребительные определения бытового и терминологического характера (их нередко называют логическими определениями ). Например:

бо ль

Л головная , грудная , желудочная , зубная , иррадиирующая , местная , мигреневая , отражённая , периферическая , подложечная , подагрическая , предродовая , ревматическая , родовая , фантомная и т. п.

Списки таких определений расширяют представление о круге типичных сочетаний у приведенного в Словаре существительного. Следует учесть также и то, что многие относительные прилагательные в контексте могут приобретать качественное значение и использоваться, таким образом, как характеризующие определения (т. е. эпитеты). Например: армейская дисциплина (такая, как в армии), осенний дождь (такой, какой бывает осенью), похоронный звон (такой, как на похоронах) и т. п.

  • А. Зеленецкий , Эпитеты литературной русской речи - Москва, 1913.
  • Г. И. Кустова ,
  • В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится указание на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. К каким же словам присоединяются прилагательные? Ответить на этот вопрос нетрудно.

    Очень важной частью речи является имя существительное, обозначающее все предметы и явления окружающей действительности, называющее свойства, действия, состояния. Но как беден был бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Мы говорим комната, и в нашем сознании возникают слова, которыми можно ее охарактеризовать: большая, просторная или, напротив, маленькая, тесная.

    Что бы мы ни делали, где бы ни были, мы стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. Нас всюду сопровождают вопросы какой? какая? какое? Отвечая на них, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет: Человек какой? – Добрыш, хороший, злой, чуткий, внимательные, умный и т. д. Погода какая? – Солнечная, холодная, ветреная, морозная, дождливая и т. д. Все эти слова, которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения различных признаков, и называются прилагательными.

    По количеству в русском языке прилагательные занимают 3-е место (после существительных и глаголов), по частоте употребления – 5-е место (существительное, глагол, местоимение, предлог, прилагательное). Самые частые прилагательные: большой, новыый, старший, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, русский, главный, маленький, военный, черный, белый, ста-рыш, огромныш, общий, нужныш, красныш, крупныш.

    Когда определяют прилагательное как часть речи, то говорят, что оно обозначает признак предмета. Но что такое признак предмета? Сам предмет обозначается существительным, а признаки – это его отличительные свойства, которые выражаются именами прилагательными. Однако в современном русском языке признак может быть выражен также существительным и глаголом. Например: Белизна

    снега. Снег белеет. Зелень полей. Поля зеленеют. Синева моря. Море синеет. В чем же разница между этими предложениями и сочетаниями белый снег, зеленое поле, синее море, где признак предмета выражен прилагательными? В том, что существительные и глаголы не находятся в обязательной зависимости от определяемых предметов, они могут употребляться самостоятельно. Прилагательные же неотделимы от существительных: как нитка за иголку, прилагательное «держится» за существительное.

    Как только прилагательное «расстанется» с существительным, оно само сразу же превратится в существительное: рабочий день, но рабочий красит стену; военный завод, но военный вышел из машины; постовой милиционер, но постовой следит за порядком и т. п.

    Признак, обозначенный глаголом, – это активный признак, развивающийся, реализующий то, что внутренне присуще предмету, а признак, обозначаемый прилагательным, – пассивный, он как бы накладывается на предмет, он внешний по отношению к нему. Говоря трава зеленеет, мы сообщаем, что она с т ановится зеленой (этот признак меняется во времени); а признак прилагательного (трава зеленая) остается постоянным.

    Верните их обратно

    На доске – субстантивированные прилагательные и причастия. Участники игры должны «вернуть» эти слова в ту часть речи, к которой они принадлежали, подобрав к ним подходящие по смыслу слова, например: выходной – выходной день; молодой управляющий – человек, управляющий машиной.

    дежурный, ученый, столовая, ванная, посевная, уборочная, снотворное, потогонное, болеутоляющее, рабочий, учащийся, военный, часовой

    Прилагательные-эпитеты

    Кроме своей обычной функции – определять предмет, называть его типичные признаки, – в художественной литературе прилагательные получают дополнительное назначение – «озарять предметы», по меткому выражению критика XIX века В. П. Боткина. Такие прилагательные называют эпитетами. Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет.

    Говоря синее море, огромное море, мы передаем цвет моря и его размер, опираясь на реальный цвет и размер. Но если художник слова пишет мраморное море, сапфирное море, то он дает дополнительную, художественную характеристику моря, основанную на сравнении: море седое, как мрамор, или синее, как сапфир. Такие эпитеты делают описание ярким, оригинальным.

    Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Но каждый человек, внимательно вглядывающийся в окружающий мир, наблюдающий природу, чутко прислушивающийся к ее звукам, замечающий ее запахи, может развить в себе эстетическое чувство, которое найдет выражение в образных словах.

    Кто больше?

    За установленное время участникам игры предлагается записать побольше прилагательных с суффиксами – чив– и – лив-, обозначающими различные черты человеческого характера и поведения (приветливый, шутливый, догадливый, пытливый, боязливый, завистливый, хвастливый, отзывчивый, вдумчивый, разговорчивый, забывчивый, обидчивый, вспыльчивый и т. д.).

    С каждым прилагательным следует устно составить предложение. Особенно поощряются примеры из художественных произведений, пословицы и т. п., например: Услужливый дурак опаснее врага. (И. А. Крылов.)

    Прилагательные: полные и краткие формы

    В поэме А. С. Пушкина «Полтава» есть прекрасная картина летней украинской ночи:

    Тиха украинская ночь.
    Прозрачно небо. Звезды блещут.
    Своей дремоты превозмочь
    Не хочет воздух. Чуть трепещут
    Сребристых тополей листы.
    Луна спокойно с высоты
    Над Белой Церковью сияет
    И пышных гетманов сады,
    И старый замок озаряет.

    Прилагательные используются в двух формах – полной и краткой. Различие – в окончаниях. В полной форме прилагательные всех трех родов имеют окончания – ый (-ий), – ая (-яя), – ое (-ее): тихий, тихая, тихое; в краткой – нулевое, – а (-я), – о (-е): тих, тиха, тихо. Легко понять процесс образования кратких форм: необходимо от полной формы отбросить окончание и прибавить окончание краткой формы.

    Но не только этим отличаются краткие формы от полных. Они иначе изменяются: полные изменяются по родам, числам и падежам, а краткие – только по родам и числам, но не склоняются. Поэтому полных форм значительно больше по сравнению с краткими.

    И еще одна особенность есть у кратких прилагательных. Если полные прилагательные в предложении выступают определениями и сказуемыми, то краткие – только сказуемыми. В древности краткие прилагательные изменялись по падежам и имели такие же окончания, как у существительных. Но, перестав быть определениями (эту роль успешно стали выполнять полные прилагательные) и сохранив роль сказуемых, они потеряли способность изменяться по падежам. Однако память о том времени сохраняется в таких выражениях: на босу ногу, средь бела дня, от мала до велика.

    Чем же отличаются краткие и полные прилагательные, когда они употребляются в роли сказуемого? Разные высказывались суждения, но единого мнения нет. Оценивая краткие формы, обычно отмечают их большую определенность, категоричность, книжность. Например, В. Г. Белинский для характеристики языка А. С. Пушкина тоже избирает краткие формы прилагательных, что придает фразам строгость, чеканность и определенный ритм: «Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

    На доске – полные прилагательные с основой на шипящую. Требуется образовать, где это возможно, краткие прилагательные, объяснить эту возможность и составить небольшие предложения.

    Раскинем умом

    пригожий

    верблюжий

    бесстыжий

    медвежий

    чернокожий

    пахучий телячий

    блестящий

    пропащий

    Ведущий (учитель) записывает на доске прилагательные. Нужно определить, какие из них образуют краткую форму на – енен . В случае затруднения ведущий объясняет, что такую форму образуют только прилагательные с ударным ен (за исключением слова своевременный – своевременен).

    бессмысленный

    бесчувственный

    неизменный

    величественный

    воинственный

    необыкновенный

    естественный

    искусственный

    неприкосновенный

    легкомысленный

    ответственный

    многочисленный

    несомненный

    мужественный

    невежественный

    откровенный

    свойственный

    торжественный

    современный

    своевременный

    Задание на дом. Напишите несколько пословиц или поговорок с краткими прилагательными, например: Кто аккуратен, тот и людям приятен.

    Наша речь была бы бедна без слов, которые описывают признаки предметов, о которых мы рассказываем собеседнику. Передать, как говорящий относится к тому или иному явлению, какую он дает ему оценку, помогают эпитеты.

    Рассмотрим, что такое эпитет в литературе, дадим определение этому термину, разберем на примере, для чего он нужен, отметим важность его употребления в том или ином случае.

    Слово имеет древнегреческие корни, его значение понятно из перевода – «приложенное». Функция эпитета – подчеркивать слово, стоящее рядом с ним.

    Он придает словосочетанию выразительность. Это может быть прилагательное (красивый забор), наречие (быстро бежать), а также существительное, числительное (третий номер), глагол, .

    В стихотворении используют эпитеты, чтобы подчеркивать образность, эмоциональную окраску, видение автора, скрытый или явный смысл.

    Эпитет часто употребляют и в поэзии, и в прозе. Его структура и текстовая функциональность придают слову краски, новый смысл, эмоциональность. Роль слова описывается специалистами по-разному. У них нет единого видения. Хотя это один из древнейших терминов стилистики.

    Некоторые причисляют его к фигурам и тропам, считая самостоятельной единицей. Другие утверждают, что он должны использоваться только в поэзии, но не в прозе.

    Важно! Раньше использовался термин «украшающий эпитет», но он не совсем точно характеризовал это явление.

    Простой эпитет – это выражение без переносного смысла. А высокий термин можно отнести к метафоре.

    Переоценить значение данного слова сложно, так как без его использования стихотворения были бы блеклыми и невыразительными.

    Определяющие слова позволяют не только подчеркнуть свойство предмета, но и эмоционально окрасить отношение автора к этому предмету. Тогда читатель тоже ощущает те эмоции, которые хотел передать автор текста.

    Примеры эпитетов

    Такие приемы помогают выделить главную мысль или подчеркнуть достоинства. Некоторые выражения настолько пришлись людям по вкусу, что их стали использовать в речи. Это говорит о том, что писатель справился со своей задачей: его произведение не только запомнили, но оно еще и пошло в народ.

    Иногда только с помощью этих определений автор может использовать свою индивидуальность и придумать уникальное определение. Оно может быть плодом внутреннего мира автора, его отношением к ситуации.

    Использование в литературе

    С помощью приема выделяют значимую черту в том, что хотел сказать автор. Им может быть слово или словосочетание. В стихотворении могут использоваться два вида:

    • изобразительные;
    • лирические.

    Первый вариант используется, когда нужно подчеркнуть слово, но избежать при этом оценки. Примеры: красный закат, желтое солнце, голубое небо. То есть это скорее констатация факта. Второй вариант – это отношение автора к тому, что он описывает (расшумелая осина, прекраснейшее действие).

    Эпитеты: толкование и роль в языке

    С эпитетами, которые правильно подобраны, писатель или поэт больше привлекает внимание к тем словам, которые он хочет подчеркнуть или выделить. Поэтому важно находить выражения, которые придадут выразительности произведению.

    Правильно подобранное определение может придать речи утонченность, глубину и усиленное выражение свойств. Чаще всего в роли таких слов выступают прилагательные. Они располагаются за определяемым словом.

    Александр Блок использовал в своих произведениях усиления, располагая их удаленно друг от друга. Этот прием окрашивал их звучание. Располагались они в конце строки стихотворения.

    Эпитеты в разных частях речи

    Зная, что такое эпитет в литературе, писатель с легкостью может использовать его для усиления семантического эффекта, а также создавать авторские определения. Это скорее исключение, чем правило, но они присутствуют в творчестве В. Маяковского, например.

    С их помощью он придает выражению экспрессию, используя при этом не одно слово, а несколько. Прочитав такое сочетание слов, человек задумается над мыслью автора и оценит, насколько сложно и широко можно смотреть на обыденные вещи.

    Перечитав несколько раз выражения, легко найти подтекст и завуалированное послание, которое хотел донести автор до читателя.

    Постоянные эпитеты

    Многие задаются вопросом о том, что такое постоянные, устоявшиеся эпитеты. Это красивое определение, которое связано со словом и образует с ним неразрывную, устойчивую связь.

    По сути, это закрепившиеся в языке словосочетания, которые пришли в литературу из народного фольклора. Чаще всего ими являются прилагательные.

    Определение эпитета, примеры

    Много примеров этих устойчивых словосочетаний легко найти в сказках, былинах. Как правило, это высшее качество в описываемом предмете. Они органично вписываются в смысл произведений.

    Постоянные эпитеты описывают идеализированный мир произведения, его совершенство. Они используются и в песнях для лирической оценки.

    Их применение происходит систематически, они незаметно приживаются в речи. Например:

    • красна девица;
    • сахарные уста;
    • ясно солнышко;
    • зайка серенький;
    • золотая осень;
    • белы рученьки;
    • трескучий мороз;
    • чисто поле.

    Их используют настолько часто, что они теряют первоначальный смысл. Но основное их применение было в народном творчестве.

    Примеры эпитетов

    Лингвистический термин «средство выразительности» – это определенное сочетание нескольких слов, которые образуют одно целое.

    Данный термин художественно описывает слова. Он:

    • определяет особенности и качества;
    • создает впечатление;
    • выражает эмоциональность автора;
    • передает настроение;
    • описывает образ;
    • оценивает и характеризует.

    Типы эпитетов

    Различают следующие виды:

    1. Устойчивые или поэтические. Чаще всего они находят свое применение в народном фольклоре, а также в стихотворениях.
    2. Образные или описательные.
    3. Лирические, эмоционально окрашенные.
    4. Двойные, тройные.
    5. Метафорические.
    6. Метаномические.

    Виды эпитетов

    Важно! Эпитеты – это основные кирпичики, которые использует автор, чтобы создать художественный мир произведения. С их помощью можно окунуться в атмосферу стихотворения, стать свидетелем эпохи.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    Когда автор наделяет самые простые слова необычными особенностями, он подчеркивает яркость и выразительность той истории, которую хочет рассказать. Этот прием придает объем слову и выражению, происходит процесс эмоциональной оценки.

    С помощью красочных определений, мир, который создает писатель или поэт, становится живым и осязаемым. Прочитав такое произведение, человек на основе образных слов легко представляет мир и описываемую атмосферу.