Когда сломали храм христа спасителя. Храм Христа Спасителя: снос и история возрождения

5: Отлично 4: Хорошо 3: Средне 2: Плохо 1: Ужасно

Как взрывали Храм Христа Спасителя

Метки

Как взрывали Храм Христа Спасителя

25 декабря 1812 года император Александр издал указ о строительстве в Москве храма во имя Христа Спасителя, «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия в верности и любви к Вере и Отечеству, каким в сии трудные времена превознес себя народ Российский». Храм этот должен был служить памятником героизму русского народа во время нашествия Наполеона.

Был объявлен конкурс. Из всех проектов по неведомым нам причинам внимание императора привлек проект храма архитектора А. Витберга на Воробьевых горах. Проект был утвержден, и Московский опекунский совет выделил под строительство 10 млн. рублей. Кроме того, было постановлено, вносить в роспись Государственного казначейства с 1821 года по 2 млн. рублей ежегодно на строительство до окончания работ. Закладка храма на Воробьевых горах состоялась 12 октября 1817 года.

После смерти императора Александра его преемник Николай неожиданно приказал приостановить строительство храма. Причиной тому были медлительность работ и злоупотребления комиссии, руководившей работами.

Для расследования был срочно создан комитет, против комиссии по строительству во главе с Витбергом было возбуждено дело. Начет на членов комиссии, установленный следствием, был огромен - 900 тыс. рублей. Строительство было окончательно прекращено, а Витберг сослан в Вятку. Так закончилась история витберговского проекта Храма Христа Спасителя.

Помимо вышеназванных Причин прекращения строительства, судя по всему, были и другие, говорить о которых почему-то не принято.

При непредвзятом взгляде на неосуществленный проект Витберга задуманная им постройка поражает зрителя отсутствием теплоты и какой-либо сакральности, столь свойственных даже самым бедным русским церквам. Если бы не кресты на куполах, это здание можно было бы принять за здание министерства, сената, какого-нибудь военного учреждения или помещение заседаний масонской ложи. Обилие колонн вызывает ассоциации с древневосточным языческим капищем. Все это вместе делало витберговский храм абсолютно чуждым традициям русской церковной архитектуры и русскому представлению о храме вообще.

В свете этого утверждение атеиста и революционера А. Герцена, познакомившегося с опальным архитектором в Вятке, будто «свинцовая рука царя задушила гениальное произведение в колыбели», мягко говоря, не соответствует действительности У Николая были весьма веские причины быть недовольным проектом с чисто художественной и религиозной точки зрения.

К идее возведения Храма Христа Спасителя власти вернулись во второй половине 1830-х годов.

На этот раз место для строительства выбирал сам император. Он остановил свой выбор на участке неподалеку от Кремля, там, где стоял Алексеевский монастырь. К воплощению был принят проект архитектора К. Тона. Храм строился с 1839 по 1881 год и был освящен в 1883 году в день коронации императора Александра III.
К девятнадцатому веку русские художники и архитекторы, как и общество в целом, заново открыли для себя много прекрасного и своеобразного в древнерусском зодчестве. Именно в свете этих вновь обретенных знаний и лежит решение Тона. В дальнейшем архитектора будут упрекать в эклектической подражательности древнерусскому зодчеству, забывая при этом, что Тон первым указал русским архитекторам на глубинный источник вдохновения, таящийся в памятниках нашей старины.

Возведение Храма Христа Спасителя стоило русской казне более 15 млн. рублей. Храм мог вместить в свои стены до 10 тыс. молящихся, по величине уступая лишь самому большому в мире кафедральному собору в Севилье.

В создании горельефов храма участвовали такие известные русские скульпторы, как Клодт, Логовский, Рамазанов, Толстой. Еще более внушительно выглядит список имен живописцев, расписавших стены храма и выполнявших иконы. Здесь мы видим имена Семирадского, Верещагина, Прянишникова, Маковского, Сурикова, Корзухина, Бруни, Васнецова, Горбунова, Сорокина и многих других, чьи имена составляли славу русской живописи.

Возведение Храма Русской Славы не было простым и, если считать с первого витберговского проекта, заняло более полувека. Уничтожен же Храм Христа Спасителя был в считанные часы.

Храм Христа Спасителя был не только одним из самых величественных храмов России и мира, но и храмом, наиболее любимым русскими людьми. Пожалуй, даже кремлевские соборы не пользовались у москвичей такой любовью и почетом, как Храм Христа. И поныне многие верующие православные люди считают, что Храм Христа Спасителя существует и сейчас, что он незримо парит над нашей столицей.

В последние годы о трагедии храма в прессе опубликовано довольно много разных материалов, но среди авторов публикаций не так уж много живых свидетелей разрушения храма. Мы предлагаем вниманию читателей записки очевидца драмы, разыгравшейся на берегах Москвы-реки 5 декабря 1931 года.

Предлагаемая нами статья представляет собой журнальный вариант главы неопубликованного документально-исторического романа «Тайны Храма Христа». Автор романа - Аполлос Феодосьевич Иванов член секции национального Комитета по истории и философии науки и техники Академии наук Российской Федерации, член правления Фонда восстановления и член общины Храма Христа Спасителя.

Аполлос ИВАНОВ

Свидетельства очевидца

Вначале тридцатых годов, в период работы в Управлении строительства Дворца Советов, я получил задание - определить кубатуру стен и пилонов (столбов) Храма Христа Спасителя. Поначалу я с головой окунулся в изучение необыкновенных по качеству исполнения чертежей храма. Они были выполнены на добротном английском ватмане старокитайской тушью и голландскими акварельными красками. Сами по себе эти пожелтевшие от времени плотные листы с изображениями отдельных конструкций и планов здания являли собой чудо изобразительного искусства. Чертежи более походили на цветные старинные литографии. С трудом верилось, что это работа простого чертежника. Впрочем, как выяснилось, их выполняли академики и на каждый лист уходило по нескольку месяцев работы. На всех чертежах в верхнем левом углу стоял царский автограф: «Быть по сему».

Вскоре, когда я приступил к расчетам, мой восторг сменила горечь. Я узнал, что Храм Христа предназначен на снос, с целью возведения на его месте здания Дворца Советов. Хотя по молодости лет я в то время еще не мог полностью осознать всю трагедию разрушения Храма Христа Спасителя, символа непокоренности русского народа, памятника победы над Наполеоном, но в моей памяти еще не зажила рана от разрушения Кафедрального собора в Архангельске, одного из красивейших соборов России, свидетелем которого мне довелось стать за год до этого.
Идея сооружения в Москве Дворца Советов восходит к 1922 году, когда на Всероссийском Съезде Советов было принято решение об основании и строительстве в столице Дворца Союза Советских Социалистических Республик. Однако воплощение в жизнь этого замысла стало возможно лишь через девять лет, в 1931 году, когда в июльских номерах «Правды» и «Известий» было официально заявлено о предстоящем строительстве.

Тогда же Храм Христа Спасителя стал систематически подвергаться невиданным нападкам со стороны центральных партийных и советских органов прессы. Некто Б. Кандидов, один из организаторов Антирелигиозного музея, опубликовал брошюру «За Дворец Советов», названия глав которой говорили сами за себя: «Ложно-историческая ценность Храма Христа Спасителя», «Сказка о художественной ценности Храма Христа Спасителя», «Храм Христа Спасителя на службе контрреволюции».

Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы»...

Еще в 1922 году, проектируя жилой комплекс на Берсеневской набережной (почти напротив храма), архитектор Б. Иофан рассчитывал, что на месте Храма Христа будет построен Дворец Советов, и с учетом этого планировал расположение всех коммуникаций на местности. А ведь тогда не было еще ни проекта Дворца Советов, ни решения о его расположении и сносе храма.

Мой знакомый, архитектор Петр Куцаев, который одно время работал в проектной мастерской Иофана, доверительно рассказывал мне, что среди участников конкурса на проект Дворца Советов собрались честолюбцы, уверенные в том, что их проект будет принят. Эти люди с нетерпением ждали сноса Храма Христа Спасителя, чтобы на его месте, в центре Москвы, осуществить свой проект, вписав, таким образом, собственные имена в историю советской архитектуры.

Особенно обидно и горько то, что снос Храма Христа приветствовала и значительная часть советской интеллигенции, в том числе и крупные деятели культуры. Летом 1933 года И. Грабарь, И. Жолтовский, Б. Иофан и другие в обращении к Сталину писали: «Мы не только не возражали против слома Храма Спасителя, но горячо его приветствовали, видя в нем образец ложно-национального стиля»...

Более того, ведущие архитекторы 30-х годов разработали версию, оправдывающую уничтожение храма, построенного на народные копейки, охарактеризовав его архитектора Тона как слепого исполнителя царской воли, осуществлявшего реакционную программу «официальной народности» в архитектуре. Эта трактовка стала стереотипом и встречается в литературе даже в наше время.

Решающую же роль в сносе Храма Христа Спасителя сыграл всесильный «рулевой» московских большевиков Лазарь Каганович, родственником которого был архитектор Иофан.

Самого Кагановича я в первый раз видел летом тридцатого года, когда, сверкая лаком, медленно катил по Маросейке открытый «линкольн». В нем сидел рано полысевший человек с усиками, лет тридцати семи, и властно, по-хозяйски указывал тросточкой то на одно, то на другое старинное здание, церковь или особняк. Рядом на сиденье устроилась авантажная секретарша с модной тогда челочкой. Она делала пометки в реестровой книге зданий, «засорявших» столицу. Поставленный крестик означал приговор - взрыв или обычную разборку.

16 июня 1931 года на заседании Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК, проведенном под руководством П. Смидовича, рассматривался вопрос «О ликвидации и сносе Храма Христа Спасителя в Москве», где была вынесена резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен Храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести»... Судьба Храма Христа Спасителя была решена. Не спасло храм протестующее письмо академика живописи Аполлинария Васнецова в «Известия», ни сбор подписей под письмом в защиту храма, адресованным советскому правительству, который организовали члены церковных общин столицы. Даже предложение московских рабочих использовать здание Храма Христа под музей не было услышано «властью рабочих и крестьян». Уже в августе Экспертная комиссия Нарком-проса РСФСР занялась изъятием ценностей бывшего Храма Христа Спасителя - иконостасов, уникального инвентаря и убранства, икон, библиотеки, архивных материалов, а также снятием наиболее ценных горельефов и картин.

Однажды, проходя по набережной близ Храма Христа, я заметил на главном куполе нескольких верхолазов. Они разрезали и снимали с купола позолоченные листы медной кровли и передавали их через люк внутрь купола. Через две недели на куполах остались лишь металлические ребра ажурной обрешетки с раскосами, образующие полусферы сводов и напоминающие богатырские шеломы. В тот же день мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти.

Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим - к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.
Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам.

Взрыв Храма Христа Спасителя был назначен на первую декаду декабря 1931 года. Из квартала, расположенного рядом с храмом, временно выселили жителей. Неподалеку от храма во дворе одного из домов в глубокой траншее был установлен сейсмограф для определения силы взрыва и возможных колебаний почвы...

Зная, что оставались считанные дни существования Храма, я решил в последний раз окинуть его взглядом не через оконное стекло, а с берега Москвы-реки. Пока я шел по Берсеневской набережной в сторону «Стрелки», я ни разу не посмотрел на храм. В лицо бил резкий холодный ветер. Набегали черные, неприятные мысли. Только приблизившись к заранее намеченному месту на берегу неподалеку от древних палат дьяка Аверкия Кириллова, я повернулся к храму лицом и увидел его во всем величии.

Мне казалось, что храм будет в еще более плачевном виде, чем я видел его неделю назад, но я ошибся...

Обреченный храм стоял в неописуемой сказочной красе. Остов куполов заиндевел, и сферический железный каркас казался ажурным серебряным плетением. Догорающая заря покрыла белые стены храма нежной сиреневой акварелью. Из-за того, что храм лишился своей позолоты и многих украшений, в нем внезапно проступили особо изящные и благородные черты древнего русского зодчества, коими отмечены лучшие из русских церквей.

Долго и пристально всматривался я в тускнеющую картину за рекой Ощущение чуда, нахлынувшее на меня, не проходило. Не хотелось верить, что нашлись люди, которые готовы превратить эту красоту в груду пыльного камня и битого кирпича. Разум отказывался это понимать.

В субботу 5 декабря я пришел в Управление строительства Дворца Советов за полчаса до начала работы Окна служебного помещения, размещавшегося напротив Храма Христа, покрылись за ночь толстым слоем узорчатого ледяного инея. Что происходило на улице, не было видно. «Так оно и лучше,- подумал я.- Разве мне обязательно видеть разрушение храма? Потом эта картина будет преследовать меня всю жизнь...» До взрыва оставалось около сорока минут.

Сотрудники управления, отправляясь на Софийскую набережную, чтобы оттуда наблюдать разрушение храма, звали меня с собой. Я отказался, сославшись на недомогание. Когда же все ушли, меня охватила тоска. Сидеть одному в комнате со слепыми окнами, смотреть на часы и ждать грохота взрыва? Нет! Это было невыносимо!

Сорвавшись с места, я поспешно оделся и вышел из Управления.

На заснеженной набережной было тихо и безлюдно. Милиция заблаговременно перекрыла соседствующие
с Храмом Христа улицы.

Еще издали я увидел большую толпу. Над ней клубился пар, разносился гул голосов, который нарастал по мере приближения к толпе. Плохо одетые люди спасались от холода извечным способом: притоптывали ногами в разбитых валенках, похлопывали себя по бокам и ляжкам рукавицами, втягивали головы в облезлые воротники. Не слышно было в толпе шуток-прибауток и веселого, беззлобного подначивания, на которые говорливые москвичи большие охотники. Подойдя к народу, я увидел группу прилично одетых пожилых мужчин. Среди них возвышался стройный бородач, по-видимому, из духовенства. Напевно, по-церковному, он по памяти читал царский манифест в честь сооружения Храма Христа Спасителя: «Да простоит сей храм многие веки, и да курится в нем перед святым престолом Божьим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к людям их предков...»

У меня на глаза навернулись слезы. Прокашлявшись, я пошел дальше. Увидел нищенку с бородавкой на подбородке. Это была Филимоновна, имевшая когда-то свое место на паперти Храма Христа и кормившаяся подаянием. Подле нищенки стояли около десятка пожилых женщин и двое довольно заметных мужчин. Один - остроносый, в кожаной шапке, отороченной смушкой. Другой - похожий на замоскворецкого мясника: сизые щеки, раздутые ноздри и тяжелые ручищи. Нищенка причитала о конце света: «...И пойдет брат на брата и сын на отца. Храмы Божьи порушат до основания! И настанут тогда последние времена». Закутанные в платки старушки тяжело вздыхали, плакали, крестились и скорбно смотрели на обреченный Храм Христа Спасителя.

Нехристи! Басурманы окаянные! - ругался человек, похожий на мясника.- Я бы их всех!..

Благообразный мужчина в смушковой шапке возмущался рассудительно: - Не знают, что творят. Где же им понять, что во всей Европе другого такого храма не сыскать!

Молодой инженер Шувалов оказавшийся поблизости, вмешался в разговор: «Зачем преувеличивать, товарищ? Архитектор Иофан говорит, что большой исторической и архитектурной ценности в храме нет». К непрошенному собеседнику обернулись сердитые, злобные лица.

Антихрист окаянный! - закричала нищенка Филимоновна, соскочив с ящика, на котором сидела.- Миряне, я его там своими глазами у храма видела! Он у них начальник!

Шувалов растерялся. Раздувая ноздри, на него стал надвигаться замоскворецкий мясник. За ним две старушки, потрясая клюками. Трудно сказать, чем бы закончился для Шувалова этот разговор с мирянами, не окажись рядом нескольких сослуживцев. Спрятавшись за них, Шувалов дрожащей рукой достал часы и провозгласил, чтобы сразу ретироваться: «Ба, да ведь две минуты остается!»

Стоявшие на набережной люди поспешно обернулись к храму.

На кремлевской башне начали бить куранты. Ветер доносил рыдающие, прощальные звуки колокола.

В это же время с Боровицкого холма за взрывом храма наблюдал в бинокль Каганович. С его губ сорвалось презрительно: «Задерем подол матушке-Руси!»

Словно крыльями размахивая оборванными рукавами кацавейки, нищенка на набережной вновь сорвалась с ящика:

Православные! Не допустим! Не...

И тут грохнул взрыв. Все вокруг содрогнулось от ударной волны. Толпа инстинктивно шарахнулась назад и замерла в оцепенении. Нищенка упала на колени и уткнулась лицом в снег.

За рекой, вздымаясь и клубясь, разрасталось грибообразное облако из мелких обломков камня, кирича и пыли, заволакивая белесой пеленой близлежащие дома. Но вот пелена стала рассвиваться, медленно опускаясь, оседая на деревьях, крышах, на заснеженных улицах, на лед реки. И тут совсем неожиданно перед взорами людей стали проступать величественные очертания стоявшего по-прежнему на своем месте храма. Люди не верили своим глазам. Но все отчетливее проявлялись контуры Храма Христа. В толпе людей на набережной послышались возгласы:

Оборонил Господь!

Многие судорожно крестились, истерически бормотали молитвы, плакали. Другие восклицали:

Высится! Во славу Христа!

Сотворил Господь чудо!

Явил Господь силу свою!

Устоял храм от козней антихристов!

Тем временем инженер Шувалов направился к контрольному пункту связи, находившемуся у Каменного моста, выяснить причину неудачного взрыва. Дозвонился он не сразу: руководитель отряда подрывников Жевалкин рапортовал в это время «высокому» начальству в Кремле. Переговорив с техником-взрывником Мотовиловым, Шувалов вернулся на набережную и сообщил, что взорвали только один пилон. Барабан центрального купола стоит теперь на трех оставшихся пилонах. Издали гигантское здание храма казалось нетронутым. Второй взрыв прозвучал через полчаса и показался еще более мощным. Грохот потряс всю округу, вылетели окна в прилежащих домах. Когда же облако пыли рассеялось, ликующие голоса вновь пробежали по толпе. Храм стоял.

Шувалов опять отправился звонить подрывникам, а москвичи ликовали. Многие уверовали в чудо, в то, что сила Божья оказалась крепче дьявольской взрывчатки. Многие даже стали расходиться, решив, что взрывчатка кончилась и что храм устоял.

Выяснилось же, что второй взрыв уничтожил еще один пилон и купол держится на двух диаметрально противоположных опорах.

Филимоновна, постелив на снег обрывок половика, встала на колени и творила молитву, обратясь лицом к храму.

Я не мог больше смотреть на растерзание памятника и, развернувшись, пошел в Управление. По дороге, под впечатлением только что виденного варварства, я вернулся к мыслям, и ранее посещавшим меня с тех пор, как я узнал о предстоящем сносе Храма Христа Спасителя. И тут я неожиданно принял решение уйти из Управления и устроиться на строительство метрополитена. Работа там была интересная и главное - не разрушительная, а созидательная. От этой мысли я почувствовал облегчение. Под влиянием этого очистительного решения я ободрился и ускорил шаг.

Не успел я дойти до Управления, как вновь оглушительно грохнуло. Высокий забор, который отделял храм со стороны реки, упал. С трехэтажного здания на Волхонке снесло кровлю. Остановившись у Каменного моста, я увидел сквозь пыльную пелену, как огромный надкупольный барабан, тяжело накренясь, рухнул внутрь храма, подняв второе облако серой пыли.

Ряд последующих взрывов довершил злодеяние.

Как потом выяснилось, третий, самый мощный, взрыв произвел Флегонт Морошкин - рабочий, охранявший вход в помещение подрывного пункта. Начальство и не думало поручать этого задания малограмотному рабочему-сезоннику, для этого в спецотряде был опытный подрывник-техник Мотовилов. Но после второго неудачного взрыва, в результате «нагоняя», полученного от начальства, среди подрывников произошло замешательство, и на подрывном пункте началась неразбериха. Когда же Жевалкин отдал приказ на третий взрыв, единственным человеком у взрывной машинки оказался Морошкин.

Флегонту Морошкину за усердие выдали денежную премию и грамоту. Первое время он очень гордился этой наградой. Вскоре, однако, чувство гордости стало сменяться некоторым беспокойством. Прошло время, и однажды, будучи уже учащимся рабфака, Морошкин снял со стены грамоту и спрятал ее подальше с глаз долой.

Простой рабочий постепенно дошел до понимания совершенного злодеяния, участником которого он стал. Увы, этого понимания не было у людей много более образованных, чем сезонник Флегонт Морошкин. Не было этого понимания у многих архитекторов, специалистов-искусствоведов, инженеров-строителей, многие из которых активно способствовали разрушению Храма Христа Спасителя, да и не только его...


Под старость иные «сокрушители» сами себе дивились. «Как это, мол, меня занесло? Как угораздило принимать столь дурацкие решения?!» Скребли полысевшие макушки и беспомощно разводили руками, но было уже поздно. Даже для покаяния...

Полтора года длилась разборка руин Храма Христа Спасителя, а потом предстояло разобрать сплошной и монолитный фундамент, заложенный на глубину от 10,5 до 13,5 метра. На медлительности работ особенно отразилась большая текучесть рабочих кадров, которые не задерживались на разборке, а уходили в метрострой или на другие строительства, подальше от развалин священного памятника.

Белесая известковая пыль, струившаяся над горой обломков камня и кирпича, при самом незначительном ветерке поднималась в воздух и словно снег покрывала тротуары, крыши домов, деревья, газоны, беспощадно разъедала глаза и прохожих, и рабочих, словно в наказание людям за их богоотступничество. Москвичи сказывали, что будто бы если хоть одна пылинка кому в глаз попадет, тот получит бельмо и ослепнет.

С тех пор прошло шестьдесят лет. Пришли другие времена. И уже созданы правление Фонда восстановления Храма Христа Спасителя и община храма. Накапливаются средства для его возрождения Близ того места на Волхонке, где стоял храм, установлен закладной камень, и будет сооружена часовня во имя Державной Божьей Матери - предтечи Храма Христа. И пусть же эта часовня напоминает русским людям, что когда-то на месте, где сейчас раскинулась смердящая хлоркой лужа, высился храм, равного которому, возможно, не было в мире. Пусть эта часовня постоянно напоминает о свершившемся здесь злодеянии и зовет людей к покаянию. Пусть же трагическая и позорная история разрушения Храма Христа предостережет наших детей и внуков от подобных «ошибок» в будущем.

Христа Спасителя был заново воссоздан в 90-х годах. Первое сооружение собора датируется XIX веком, его построили в память о воинах русской царской армии, погибших в заграничных походах и Отечественной войне 1812 года. Далее мы подробно рассмотрим время работы храма Христа Спасителя», а пока окунемся немного в его историю, чтобы понять, какие исторические события происходили вокруг этой обители.

Строительство

Проектировал оригинал храма архитектор К. А. Тона. Первый камень был заложен в конце сентября 1839 года. Храм строился 44 года. Освятили его в конце мая 1883-го. В самом начале 30-х, когда началась сталинская реконструкция города, храм был взорван. Заново его отстроили за 3 года (с 1994-го по 1997-й).

Теперь он стоит во всем своем великолепии и является Патриаршим подворьем. Этот храм - самый крупный в России, он может вмещать в себя до 10 000 людей. Собор имеет форму равностороннего креста шириной 80 м. Высота с куполом составляет 103 метра. Ему определили быть построенным в В нем расположены три предела. Храм был освящен 6 августа 1996 года.

Задумка

Любой прихожанин может свободно посетить храм Христа Спасителя. Время работы этого собора будет удобным для всех. Надо отметить, что задумка заключалась в воссоздании старинной традиции обетных храмов, которые создавались в знак благодарения и вечного поминовения погибших.

Император Александр I, когда были изгнаны наполеоновские солдаты, подписал указ от 25 декабря 1812 года о том, чтобы в разрушенной Москве в первую очередь была построена церковь. В 1814 году в проекте были поставлены сроки, чтобы в течение 10-12 лет построить храм во имя Христа Спасителя. Проект составил 28-летний Карл Витберг - не архитектор, а художник, масон и лютеранин. Он получился уж очень красивым. Чтобы иметь возможность заниматься этим проектом, Витберг стал православным. Место подготовили на Воробьевых горах, где раньше располагалась загородная царская резиденция - Воробьевский дворец. На строительство решено было потратить 16 млн рублей. В середине октября 1817 года в честь победы над французами (к пятилетию) и был заложен первый храм на Воробьевых горах.

Результат

В постройке участвовали 20 000 крепостных. Сначала темпы строительства были высокими, но потом из-за доверчивости Витберга, не имевшего опыта руководителя, строительство стало задерживаться, деньги начали уходить неизвестно куда, а растраты вылились в сумму приблизительно в один миллион рублей.

Когда в 1825 году пришел на трон царь Николай I, строительство было приостановлено якобы из-за неустойчивости почвы, а руководители пошли под суд за растраты и были оштрафованы на 1 млн рублей. Витберга выслали, конфисковав все его имущество. Некоторые историки, однако, считают Витберга человеком честным, он был виноват лишь в своей неосмотрительности. В ссылке он пробыл недолго, впоследствии его проекты использовались при постройке православных соборов в Тифлисе и Перми.

Новый проект

Тем временем Николай I в 1831 году назначает архитектором К. Тона. Новым местом была выбрана Волхонка (Чертолье). На этом месте тогда стоял Алексеевский женский монастырь, который перевели в Ходила потом молва, что недовольная игуменья обители предсказала: «Сему месту быть пусту».

В мае 1883 года храм освятил митрополит Московский Иоанникий в присутствии царя Александра III. Прошли годы, и в 1922 году новая власть отдала храм обновленцам. В 1931 году было заседание ЦИК СССР, где было решено и на его месте выстроить Дворец Советов. Прошло еще несколько десятилетий, и отношение государства к церкви смягчилось. К 1000-летию Руси было решено отстроить новый собор. И он в самые кротчайшие сроки был возведен. II на праздник Преображения 6 августа 1996 года освятил храм и провел в нем первую литургию. Теперь мы можем любоваться этим гениальным шедевром.

время работы

Сегодня много туристов, верующих и неверующих, едут в собор, потому что его масштабы и история действительно впечатляют. Многих интересует время работы храма Христа Спасителя. Он работает без выходных, и богослужения здесь проходят с учетом праздников и назначенных торжеств.

  • Время работы храма Христа Спасителя для богослужений - с 9-00 до 19-00.
  • Литургия в обычные дни начинается в 8-00, а вечерняя - в 17-00.
  • В субботу утренняя служба - в 9-00; всенощное бдение - в 17-00.
  • Воскресная утренняя - в 10-00; всенощное бдение - 17-00.

Чтобы точно ознакомиться со временем работы храма Христа Спасителя, необходимо зайти на его официальный сайт. В церкви много святынь, среди которых есть частицы ризы Иисуса Христа и Богородицы, частица мощей Андрея Первозванного, глава Иоанна Златоуста.

Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы» ...


13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:

Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: "Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги."

Секретариат Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета:

"По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов."

Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши: "Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос:

Мы тебе поручаем снимать, как разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.

И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:

Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?

Услышал в ответ:

Ты не задавай таких вопросов. Исполняй что тебе сказано и поменьше болтай!

Тогда всё, что я должен был снимать было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала уникальная живописная рукопись на стенах Собора. Через широко распахнутые двери выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на Землю - в грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки, головы, крылья..."

Одно из последних фото храма до сноса

Разобранная восточная лестница Храма Христа Спасителя

Первым делом сняли золото.

Участники разборки храма

Комиссия по разборке Храма Христа Спасителя

Аполлос Иванов:

"Однажды, проходя по набережной близ Храма Христа, я заметил на главном куполе нескольких верхолазов. Они разрезали и снимали с купола позолоченные листы медной кровли и передавали их через люк внутрь купола. Через две недели на куполах остались лишь металлические ребра ажурной обрешетки с раскосами, образующие полусферы сводов и напоминающие богатырские шеломы. В тот же день мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти.

Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим - к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.

Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам."

Демонтаж куполов храма Христа Спасителя

Горельеф «Преподобный Сергий благославляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и даёт ему иноков Пресвета и Ослябя».

Детали оформления храма Христа Спасителя во время его сноса

Это же место через несколько дней:

Разборка храма Христа Спасителя

Мрамор оставляют для переработки.

Разборка алтаря Храма Христа Спасителя

Разбор росписи "Поклонение волхвов"

Демонтаж мрамора стен Храма Христа Спасителя

После демонтажа, вопреки известной легенде о переработке досок в щебень, большие мраморные плиты были использованы во внутренней отделке ряда крупных административных зданий, строивщихся тогда в Москве. Беломраморный же щебень был сделан из части внешней немногочисленной отделки храма.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял.

Закладка взрывчатки

85 лет назад, 5 декабря 1931 года, в Москве был взорван главный собор России - храм Христа Спасителя. И только спустя более 60 лет он был отстроен заново. По этому поводу МОСЛЕНТА собрала архивную фотогалерею и решила вспомнить, зачем его строили первый раз и зачем взорвали.

Строительство храма продолжалось почти 44 года: с сентября 1839 года до мая 1883 года. Его возводили в память о воинах Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном. Храм быстро стал центром не только духовной, но и культурной жизни Москвы. 20 августа 1882 года там была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в честь победы России в войне с Францией.

Так продолжалось до революции 1917 года. Храм Христа Спасителя одним из первых попал под расцерковление страны - на его месте собирались построить новый Дворец Советов. Общая высота Дворца Советов должна была составить 415 метров, таким образом, новое сооружение стало бы самым высоким во всем мире. Предлагался московским властям и другой проект: храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная статуей Ленина.

Судьба храма Христа Спасителя окончательно решилась 2 июня 1931 года. 18 августа 1931 года начались работы по его разборке, но сделать это оказалось затруднительно, и тогда храм просто решили взорвать. 5 декабря 1931 года памятник воинской славы был уничтожен. По легенде, после первого взрыва храм устоял, и рабочим пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.

Фрагменты храма были использованы при возведении новых зданий Москвы - практически римская традиция. Например, мраморной плиткой были выложены станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», на станции «Новокузнецкая» установили скамейки из главной церкви Москвы, а часть плит с именами героев раскрошили на дорожки в парках.

Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя так и не появился - металлоконструкции, которые успели подготовить для масштабной стройки, в 1941 году пошли на противотанковые ежи, а спустя демонтировали и их. После войны к имперскому проекту решили не возвращаться, так что долгие годы москвичи лицезрели на месте храма огромную яму. И только в хрущевскую «оттепель» там появился легендарный бассейн «Москва».

Идея о восстановлении храма Христа Спасителя возникла в конце 80-х годов. Тогда же в столице появилась общественная инициативная группа, которая начала сбор средств. 5 декабря 1990 года был установлен гранитный закладной камень, строительство официально началось в 1994 году.

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём. К 1999 году здание уже стало двухуровневым, как и прежде, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне. Он был открыт 31 декабря 1999 года, а в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия.

Наконец, 19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском соборе Русской церкви. И уже на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

Храм Христа Спасителя снова стал главным собором России, который посещают первые лица государства.

5 декабря 1931 года в центре Москвы несколько раз прогремел жуткий гром. «Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных», - писала газета "Вечерняя Москва" 6 декабря 1931 года. Сегодня, спустя 80 лет после разрушения главного храма Русской Церкви, предлагаем вам вспомнить это трагическое событие, а также историю самого Храма Христа Спасителя.


Взрыв. Воспоминания

«Перед взрывами была проведена большая подготовительная работа. В частности, вокруг здания были установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания почвы: были устроены специальные «козырьки», предохранявшие от возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая», - рапортовала «Вечерняя Москва», сообщая оразрушении главного храма Русской Церкви как о выдающемся научном или инженерном достижении.

Взрыву действительно предшествовала серьезная работа. С одной стороны - идеологическая: правительство поставило задачу доказать, что Храм Христа Спасителя новому государству не нужен, и академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства.С другой - техническая: Храм Христа Спасителя сначала попытались разобрать «вручную». Вот что пишет в своих воспоминаниях оператор Владислав Микоша, который снимал разрушение храма:

«Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.


Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.


Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы...

Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».


Храм Христа Спасителя - в благодарность Богу и павшим в 1812 году

Сегодня нам, быть может, не так просто представить себе, почему Храм Христа Спасителя был так важен для церковной Москвы, для Русской Церкви и вообще для всех, кто чтил память своих предков, знал русскую историю, почему этот храм так любили и по какой причине он был так ненавистен советской власти. Вспомним его историю.

25 декабря 1812 года император Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в честь победы российского воинства в Отечественной войне 1812 года.


Москва была в руинах. Надо было строить самые необходимые здания - дома, больницы, школы, налаживать быт, заново начинать жизнь. И в этом сожженном и разрушенном городе стали возводить огромный по своим размерам храм. Проекты здания обсуждались, деньги на постройку не только выделяло правительство, но жертвовали все, кто хотел сделать свой, пусть даже самый маленький, вклад в общее дело.


Храм Христа Спасителя должен был выразить всю признательность оставшихся в живых тем, кто погиб, защищая Отечество от наполеоновской армии. И самое главное - благодарность Богу за то, что услышал молитвы и не допустил, чтобы Российская империя покорилась Наполеону.

В XIX веке строить именно храм в честь воинской победы было довольно необычным решением. Подобные храмы - их еще называли обетными, потому что возводились они по обету Богу - строили намного раньше. В XVIII веке, после реформ Петра I и активного обращения к Западу в России многие памятные даты и события отмечались так, как в Европе. В честь военных побед устанавливали, например, триумфальные арки или колонны. Иными словами, памятники светские.

Война 1812 года имела колоссальное значение. То, с каким чувством русские люди шли защищать Отечество, какой патриотический подъем был в обществе, не могло быть отмечено светским памятником. И было решено возводить храм.

Нынешний Храм Христа Спасителя, практически в точности повторяющий прежний - очень большое здание даже для современного мегаполиса. Каким же он представлялся тем, кто жил в Москве XIX века или приезжал в то время в наш город? Здание собора выглядело просто колоссальным!



От закладки первого камня до Великого освящения нынешнего Храма Христа Спасителя прошло 5 лет, с 1995 по 2000 год. Первый Храм Христа Спасителя строили почти в 9 раз дольше - 44 года: первый камень заложили осенью 1839 года, а освятили в мае 1883-го.

Расписывали храм художники Российской Академии Художеств - Суриков, барон Нефф, Кошелев, Семирадский, Крамской, Верещагин и другие. Помимо символического и мемориального значения, Храм Христа Спасителя был выдающимся памятником русской художественной культуры, настоящим произведением искусства.

Въезжая в Москву, ее гости или возвратившиеся домой москвичи издалека видели, как блестит на солнце золотой купол храма.

Храм Христа Спасителя был не только красивым зданием, но еще и настоящим, живым центром церковной, культурной и общественной жизни. В самом начале XX-го века храмовый хор был одним из лучших в Москве.Под храмовыми сводами звучали голоса Шаляпина и Розова, среди регентов были композиторы Архангельский и Чесноков, чьи произведения и сегодня исполняют в храмах и на концертах. При храме была богатая библиотека, в которой хранилось множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, с начала XX века действовали общеобразовательные курсы для рабочих. Для рабочих во внебогослужебное времяпроводили специальные экскурсии.

В храме постоянно собирались пожертвования, которые использовались для оказания материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам, раненым. В 1917-м году именно в Храме Христа Спасителя открылся Поместный Собор, на котором после 200-летнего перерыва был избран патриарх - Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный к лику святых.


Осколки Храма в современной Москве

Сегодня, проходя по центру Москвы или же заходя в нынешний Храм Христа Спасителя, мы можем представить себе, как выглядел прежний храм, ведь нынешний по своим размерам, росписям, по своему внешнему виду - почти точная копия разрушенного.

Но иногда хочется узнать, а осталось ли что-то от первого Храма Христа Спасителя в Москве и, в частности, в современном кафедральном соборе?

Можно сказать, что отчастихрам буквально растворился в Москве: храмовым мрамором выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», а скамейки установили на «Новокузнецкой». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали мраморной крошкой дорожки в московских парках, оставшимися же плитами стали отделывать городские здания. Кажется, это было сделано для того, чтобы буквально стереть даже саму память о некогда украшавшем Москву храме и сделать его восстановление совершенно невозможным.


Фрагменты фриза Храма Христа Спасителя перенесли в Донской монастырь.


По-прежнему неясно, что стало с храмовыми колоколами.

Ансамбль колоколов Храма Христа Спасителя был одним из самых больших и тяжелых колокольных подборов, отлитых во второй половине XIX века. По весу, количеству и размерам колоколов его можно было сравнить только с набором колоколов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.

Вес большого колокола достигал 27 тонн. Отлит подбор, или звон колоколов был в Москве на заводе Николая Дмитриевича Финляндского, заводские цеха которого располагались на Сухаревке. Отливкой и последующей расчеканкой колоколов руководил ведущий мастер завода Ксенофонт Веревкин. Уникальный большой (722 пуда) колокол этого мастера недавно вернулся из Америки домой, на колокольню московского Даниловского монастыря. Этот же мастер отливал большой благовестный колокол в 300 пудов для Елеонской колокольни в Иерусалиме.

Колокольный завод Богдановых - Финляндских был лучшим заводом в Российской Империи. Именно на предприятии Богдановых - Финляндских задолго до колоколов Храма Христа Спасителя был отлит и изготовлен Большой Успенский колокол для Успенской звонницы, что при колокольне Иван Великий в Кремле - самый тяжелый колокол в Москве.

Все колокола Храма Христа Спасителя, созданные единым подбором, являлись настоящим произведением искусства. Проект их художественного оформления был создан в тесном сотрудничестве архитекторов, создававших Храм, и мастеров - колокололитейщиков.

Есть сведения, правда, относящиеся, скорее к области слухов, что на подбор колоколов Храма Христа Спасителя претендовал Большой театр. Однако на одной из старых фотографий мы видим сброшенный с храма большой колокол. Так что, вероятно, в Большой театр колокола не попали.

Один из больших подзвонных колоколов весом 850 кг долгое время находился в старом здании МХАТа, откуда в 1988 или 1989 году Олег Николаевич Ефремов, художественный руководитель театра, передал его в Троице-Сергиеву Лавру. В этот колокол звонят во время торжественных звонов в обители. Он подвешен в восточной арке на третьем ярусе лаврской колокольни.


Три или четыре года назад в Храм Христа Спасителя принесли небольшой трехпудовый колокол, который сохранился на колокольне церкви Ильи пророка в Черкизове. В церковь купили современный новый подбор колоколов и, когда заменяли прежние колокола, прочли надписи и поняли, что этот колокол был из разрушенного кафедрального собора Москвы. Можно предположить, что, когда разбирали храм, некоторые не очень тяжелые колокола просто вынесли из храма на руках. Есть ли другие колокола из прежнего Храма Христа Спасителя, пока не известно.

Сохранившийся же в Ильинской церкви колокол сейчас временно находится в Храме Христа Спасителя в кабинете звонарей. Он цел и звучит. Была даже идея подвесить его на колокольню, но по звучанию он проигрывает в сравнении с новыми колоколами. Возможно, его повредили, когда выносили из прежнего храма или же во время не очень аккуратного звона в храме Ильи пророка.

Картины Василия Верещагина хранились в Санкт-Петербурге в подвалах Казанского собора накатанными на валы. Шесть полотен - "Моление о чаше", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Се человек" - были в аварийном состоянии, однако их удалось отреставрировать. Сейчас они находятся в алтаре Храма Христа Спасителя. Уцелели и фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря» кисти художника Семирадского. Раньше они украшали храмовый алтарь, а сегодня находятся в Музее Храма Христа Спасителя, так что их могут посмотреть все желающие.

Несколько лет назад одна женщина принесла в возрожденный храм икону Спаса, написанную Евграфом Семеновичем Сорокиным, которая некогда находилась в храме Христа Спасителя. Сейчас на ее месте установили копию, а подлинную икону поставили справа от алтаря в нижнем, Преображенском Храме. И сегодня многие приходят помолиться перед этим образом.