Метод "шесть шляп мышления". Шесть шляп – это самый эффективный метод организации мышления

Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективное использование шляп мышления.

В мире шляп - в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача - разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, - стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому - можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслева-рительных» шляп.

Я специально использую этот термин, при одном упоминании о котором у меня перед глазами тут же возникает образ походного котелка, в котором что-то кипит и варится и в котором точно так же «варились» бы и нужные нам мысли, как только мы надели бы его себе на голову. Но кто же решится надеть на голову походный котелок? Это было бы уж слишком! Нет, наши мысли должны вариться только в шляпе! Надевая одну из таких шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. И это понятно: в каждом котелке «варятся» свои мысли. Как это происходит, мы непременно узнаем из соответствующих глав нашей книги.

Мы очень подробно ознакомимся с природой каждого типа мышления и научимся обеспечивать ему достойное применение.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту - думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.

Английский писатель и психолог Эдвард Де Боно и его шесть шляп мышления давно уже получили заслуженную и широкую известность, однако далеко не все знают, как правильно применять этот метод и для чего он служит.

Метод шести шляп мышления оптимален прежде всего при рассмотрении необычных и сложных идей, которые необходимо рассматривать под разными углами. Он помогает развить гибкость мышления и научиться принимать верное решение среди множества возможных.

Метод, который Эдвард Де Боно разработал в 80-х годах прошлого века, основан на концепции параллельного мышления, которая позволяет использовать одновременно несколько принципиально разных подходов к проблеме. Суть метода заключается в том, что процесс мышления искусственно разделяется на шесть отдельных четко определенных процессов, каждый из которых символизирует шляпа определенного цвета. Такое деление четко структурирует процесс мышления и позволяет добиваться больших результатов.

Шесть шляп мышления

1. Белая шляпа мышления символизирует сосредоточенность на оценке конкретной информации. Она оперирует фактами и цифрами, а также отвечает за поиск недостающей фактической информации.
2. Красная шляпа - это эмоциональная сфера. Она сосредотачивает все чувства, порождаемые рассматриваемым вопросом, и интуитивное чутье.
3. Желтая шляпа символизирует позитивное мышление. Обладатель желтой шляпы сосредотачивается на преимуществах и выгодах анализируемой идеи, в том числе на ее скрытых ресурсах.
4. В противовес желтой черная шляпа отвечает за критический анализ. Она обращает внимание на возможные риски и реальные и потенциальные недостатки.
5. Зеленая шляпа отвечает за креативность. Это генератор идей, который предлагает множество вариантов решения, в том числе нестандартные и провокационные.
6. Синяя шляпа в отличие от предыдущих пяти не отвечает за какую-либо сторону мыслительного процесса, но координирует работу всех остальных. Именно синяя шляпа формулирует цели и задачи, руководит обсуждением и подводит итоги.

Когда нужно надевать шесть шляп мышления

Шесть шляп Эдварда Де Боно могут использоваться при любой мыслительной деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. Этот метод можно применять при написании важного письма, планировании работы, при поиске выхода из непростой ситуации.

Еще удобнее и эффективнее метод шести шляп работает при коллективном обсуждении какого-либо вопроса, при разрешении конфликтов и споров, при оценке идеи, а также в процессе обучения. Многие крупные западные корпорации давно используют метод коллективного мышления, который создал Эдвард Де Боно.

Плюсы метода шести шляп мышления

1. Шляпы Де Боно делают процесс мышления увлекательным. Структурированный подход к проблеме облегчает принятие решения.
2. позволяет всесторонне рассмотреть проблему, причем как с точки зрения логики, так и с точки зрения эмоций.
3. Он помогает преодолеть инерционность и стандартизированность мышления, открывая дверь всему новому и выходящему за привычные рамки.
4. Шляпы мышления упрощают коллективное мышление и помогают каждому высказать свои мысли, в том числе людям стеснительным: ведь сейчас они выступают не от своего лица, а как одна из шляп.
5. Метод шести шляп отсекает пустую болтовню и делает процесс мышления концентрированным и плодотворным.
6. Этот метод позволяет мирно сосуществовать полярным точкам зрения, и не только сосуществовать, но и совместно порождать новые идеи и решения.
7. Шесть шляп мышления учат управлять своим вниманием.

Минусы и сложности метода шести шляп Де Боно

1. Главная сложность заключается в освоении методики, что требует времени и определенных усилий, особенно при коллективном применении.
2. Использование метода Де Боно в коллективе требует личной вовлеченности всех участников, чего непросто достичь.
3. Нередко участники отказываются воспринимать этот метод всерьез, считая это чем-то вроде детской игры.

Правила применения метода шести шляп мышления в коллективе

Использование метода, который разработал Эдвард Де Боно, в коллективе подразумевает обязательное наличие модератора (синяя шляпа), который руководит всем процессом мышления и не позволяет ему выходить за рамки метода.

В начале работы модератор знакомит коллектив с тем, что из себя представляет метод шести шляп , и обозначает стоящую перед ним задачу. Затем все присутствующие надевают шляпу одного из цветов (разумеется, наличие реальных шляп необязательно) и обсуждают вопрос в соответствующем ключе. В ходе дискуссии модератор записывает все высказывания.

Очередность примерки шляп не имеет принципиального значения, однако начинать лучше с белой шляпы, то есть с рассмотрения имеющихся фактов. Дальнейший порядок может быть любым, однако есть несколько устоявшихся правил. Так, красную шляпу одевают на очень короткое время, обычно на полминуты, чтобы дать выплеснуться эмоциям, и делать это нужно несколько раз за время обсуждения. Также рекомендуется каждую новую идею последовательно обсуждать в желтой и черной шляпах. Таким образом в процессе работы все шляпы примеряются не по одному разу. Одна из задач модератора - следить за тем, чтобы участники не надевали сразу несколько шляп, чтобы сохранить четкость мышления. В завершение сеанса модератор подводит итоги коллективной работы.

Другой вариант коллективного использования метода шляп мышления состоит в том, что каждый из участников изначально надевает шляпу опредленного цвета и выступает только от ее имени. В этом случае будет лучше, если шляпы не будут соответствовать типажу человека, то есть оптимист должен примерить черную шляпу, а пессимист - желтую. Такой способ помогает раскрыть потенциал каждого участника мозгового штурма.

Используя метод Эдвард Де Боно - шесть шляп мышления , вы сможете увеличить продуктивность личного и коллективного мышления и успешно справляться с самыми сложными задачами.

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам- членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслева-рительных» шляп.

Я специально использую этот термин, при одном упоминании о котором у меня перед глазами тут же возникает образ походного котелка, в котором что-то кипит и варится и в котором точно так же «варились» бы и нужные нам мысли, как только мы надели бы его себе на голову. Но кто же решится надеть на голову походный котелок? Это было бы уж слишком! Нет, наши мысли должны вариться только в шляпе! Надевая одну из таких шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. И это понятно: в каждом котелке «варятся» свои мысли. Как это происходит, мы непременно узнаем из соответствующих глав нашей книги.

Мы очень подробно ознакомимся с природой каждого типа мышления и научимся обеспечивать ему достойное применение.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту – думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.

Эдвард де Боно

МАГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

В позе мыслителя и думать сподручней

Что до меня, я совершенно убежден в том, что один из двух подлинников роденовского «Мыслителя» находится в Буэнос-Айресе, на площади, расположенной перед зданием парламента. По крайней мере, в этом нас заверял экскурсовод, рассказывая о навсегда замершем в задумчивой позе творении, отлитом в бессмертной бронзе.

Но в качестве факта подобное утверждение можно считать ложным сразу по нескольким соображениям. Данная скульптура не может быть подлинником уже потому, что двух подлинников не бывает. Наверное, экскурсовод просто ошибся. И значит, подлинник не мог находиться напротив здания парламента. Экскурсовод ввел меня в заблуждение. Так для чего мне понадобилось останавливаться на том, что вовсе не заслуживает

Давайте поговорим о креативе в fashion-индустрии и наоборот. Каждому креативному человеку нужны вещи, как минимум - шляпа (а не трусы, как вы возможно подумали). А лучше, когда шляп 6, 7 или 8. Смотрим клип, проникаемся, читаем и действуем.

Креативный мир с шляпами связывает очень многое. Это и головной убор креативщика, и хранилище магических предметов, и червоточина , если надо сгонять туда-обратно, и много ещё чего. Вспомните хотя бы кролика, которого фокусник достаёт из своего цилиндра - уверен, вы никогда не думали, что цилиндр - это постоянный домик кролика… и голубя?!

Сегодня хочу рассказать про метод шести творческих шляп Эдварда де Боно , но подумал, что тему шляп расширю двумя ранее неизвестными, де Бонусными. Их можно рассматривать как обособленные методы развития креативности, а можно и в составе метода де Боно.

Введение

Эдвард де Боно предложил использовать разделение процесса мышления на 6 ролей: учёный-аналитик, художник, оптимист, критик, креативщик, руководитель . Решение в методе рождается в столкновении мнений, в дискуссии и здравой полемике.

Белая шляпа учёного-аналитика - режим фокусировки внимания на всей информации: – которой мы обладаем: факты и цифры; – которой у нас нет: где и как её раздобыть.

Красная шляпа художника - режим эмоций, чувств и интуиции. Высказывает все интуитивные догадки, делится эмоциями. Важно быть честным с собой и другими шляпами.

Желтая шляпа оптимиста - режим позитива. Думает только над преимуществами, выгодами и перспективами идеи, какой бы «никакой» она не казалась. Важно выявить все скрытые положительные возможности.

Черная шляпа критика - только критика, только хардкор: максимальная осторожность, кругом риски и тайные угрозы, везде подводные камни. В этой шляпе родился параноидальный пессимист.

Зеленая шляпа креативщика - режим творчества и креативности. Генерируйте новые идеи, модифицируйте старые, воруйте и улучшайте чужие наработки, не брезгуйте абсурдом и провокациями, ищите альтернативы.

Синяя шляпа руководителя - в руках только процесс: модерируйте, формулируйте цели и аудитории, определяйте KPIs, выявляйте «боли», ведите документацию, подводите итоги, делайте выводы, управляйте проектом.

Правила и как это работает

Самый главный - модератор, он же - синяя шляпа. Рассказывает про метод, знакомит с задачей, не допускает, чтобы участники скатывались в треш-шапито или булщит-бинго. Записывает всё сказанное, суммирует полученные результаты, подводит итоги.

Например, вы арт-директор «ММАМ», на вас синяя шляпа, вы ставите задачу: «Через дорогу от нас открылся конкурирующий музей современного искусства «ППАП», на открытие они привезли все работы Дамьена Хёрста и его самого голого в стеклянном кубе, поставили на входе, сделали бесплатный вход по вторникам и четвергам с 8 до 9 часов утра… Что же нам теперь делать?!».

Есть два варианта этого метода:

1. последовательный (все участники надевают шляпу одного цвета и по очереди высказываются, затем цвет шляпы меняется);
2. параллельный (каждый участник надевает случайную шляпу, или шляпу - противоположную своему темпераменту, и проблема запускается в обсуждение со всеми ролями).

В последовательном варианте порядок примерки шляп не играет особой роли, однако, есть логичные последовательности, а есть абсурдные. Я - за логику:

В параллельном варианте лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они НЕ соответствовали типажу человека. Чёрную отдайте оптимисту, жёлтую - критику, красную - тихоне, а потом всем по-очереди, зелёную ни за что НЕ отдавайте вашему креативщику! Миксуйте, но не взбалтывайте. Такой подход откроет новые возможности.

Инструменты, обстановка

  • Шесть шляп (можно и больше, см. «альтернативы»)
  • Тихая комната с маркерной доской, печеньками и чаем
  • Время, достаточное для проведения одной сессии (2 часа минимум)
  • Выключенные телефоны
  • Хорошее настроение, даже если задача про «всё плохо, срочно надо что-то делать!»

Кого пригласить с собой?

Как минимум ещё 5 человек, таких же модников, как и вы.

Плюсы

  • Делает умственную деятельность красочной и интересной
  • Разносторонний! Уделяет внимание всем аспектам: факты, эмоции, генерация свежих идей, критика
  • Возможность прийти к согласию с собеседником
  • Вовлечение разных темпераментов без дискомфорта, говорит от имени цветной шляпы
  • Концентрация мышления
  • В итоге - неординарные и инновационные мысли и идеи

Минусы

  • Главный минус - сложность технологии, для освоения необходимо время. С первого раза можно и не получить удивительных результатов
  • Внедрение на предприятии проблематично, большинство отечественных предприятий не готовы внедрять коллективные методики, требующие личной вовлеченности
  • Серьезность восприятия непосредственно коллективом. Зачастую этот метод считают «детским», отказываясь примерять цветные шляпы. «Ну не клоун я!».

Ещё две шляпы и одна игра

Седьмая шляпа, прозрачная - человека-скотч для параллельного режима. Должен выбрать одного человека, который будет молчать в ходе одного цикла обсуждения, как будто у него заклеен скотчем рот. Зачем это нужно? Человек, речь которого заблокировали на один цикл может высказываться альтернативно: в танце, в пантомиме, рисунком, телепатически - это наводит на новые мысли.

Восьмая шляпа, самобранка - это не режим, а реквизит. Накануне креативной сессии, участники получают задание принести от 3 до 5 небольших предметов из дома, гаража, дачи, магазина. Предметы передаются модератору до начала сессии. Он складывает их в непрозрачную ёмкость с широким горлом, например в шляпу. Каждый цикл обсуждения модератор вправе вытащить один случайный предмет и передать его любому участнику. Получивший предмет должен начать/продолжить свою речь с названия этого предмета и способа его использования при решении обсуждаемой задачи.


Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.

Эдвард де Боно

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней , что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного . Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает . В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Белая шляпа . Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа . Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа . В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа . Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами ( , и другие инструменты активизации ).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах .

Примеры использования метода шести шляп

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.

Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.

В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.

Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP -компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.

Так выглядит алгоритм работы с данной техникой. Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.