Приказ об инвентаризации наличных денежных средств. Как составить приказ о проведении инвентаризации

В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого необходимо назначить специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издать приказ о проведении инвентаризации. Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2008). Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая. Ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации.

В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.

Когда нужна инвентаризация

Образец приказа о проведении инвентаризации обычно требуется в некоторых случаях, перечисленных в п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, в частности:

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

Бланк приказа о проведении инвентаризации

Основным документом инвентаризационного процесса является приказ. Поэтому рассмотрим его подробнее и научимся составлять этот документ правильно. Унифицированный образец приказа на инвентаризацию 2019 г. можно найти в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, который могут использовать организации всех форм собственности. Форму можно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.

Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации 2019 г. в бюджетных учреждениях

Бланк приказа о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22

Если по каким-либо причинам эта форма не подходит, можно разработать собственную. Главное, чтобы она была закреплена в учетной политике компании. Выглядеть произвольный образец приказа на инвентаризацию материальных ценностей 2019 может примерно так:

В любом случае в документе должны быть следующие обязательные реквизиты и сведения:

  • наименование фирмы;
  • дата составления и номер документа;
  • цель проведения проверки и то, чего она будет касаться: товары, основные средства, материальные активы, дебиторская задолженность, все имущество компании;
  • подразделения и отделы компании, в которых будет проведена проверка: склад, магазин, бухгалтерия либо вся фирма в целом;
  • период и длительность мероприятия — с какой по какую дату проходит, когда предоставить результаты проверочных действий;
  • состав комиссии и Ф.И.О. ее председателя (в комиссию, кроме работников фирмы, можно включать сторонних аудиторов);
  • данные руководителя, подписавшего документ.

После издания локальный акт необходимо зарегистрировать в специальном журнале для учета контроля исполнения таких решений. Его рекомендуемую форму можно взять из Постановления Госкомстата № 88 (форма № ИНВ-23) или разработать самостоятельно. С приказом следует обязательно ознакомить всех перечисленных в нем работников. Подписи об ознакомлении они могут поставить непосредственно на бланке либо на отдельном листе ознакомления с документом, который подшивается к распоряжению.

Пошаговая инструкция по составлению приказа

Шаг 1. Указываем название документа.

Шаг 2. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, пишем дату составления.

Шаг 3. Заполняем основную часть распоряжения. Здесь следует уточнить тип проверки и ее цели, а также перечислить участвующих в мероприятии членов инвентаризационной комиссии и ее председателя. Их имена и отчества можно сокращать.

Шаг 4. Указываем, какие именно материальные ценности и в каких отделах и обособленных подразделениях фирмы надлежит проверить.

Шаг 5. Указываем точные сроки проведения проверки с датой ее начала и окончания.

Шаг 6. Сообщаем о причинах необходимости инвентаризировать ценности.

Шаг 7. Указываем сроки сдачи итогов проверки в бухгалтерию.

Шаг 8. Заверяем документ у руководителя.

Шаг 9. Присваиваем номер и регистрируем в специальном журнале.

Шаг 10. Знакомим с ним всех заинтересованных лиц, включая работников отделов и подразделений, где будет проходить проверка.

Итоги проверки ТМЦ и еще один приказ

По окончании процедуры подсчета и сопоставления результатов члены комиссии должны надлежащим образом оформить результаты проверки. Все выявленные расхождения необходимо зафиксировать в ведомости учета результатов (форма № ИНВ-26) из Постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26. А после обсуждения результатов и вынесения инвентаризационной комиссией вердикта, который записывается в специальном протоколе, руководитель должен издать еще один приказ, на этот раз об итогах проверочных мероприятий и результатах, которые были достигнуты. Следует привести реакцию руководителя фирмы на предложения членов комиссии и распоряжения о необходимых действиях. Это могут быть: дополнительная проверка, санкции для виновных лиц, введение дополнительных мер безопасности. Этим же локальным актом назначаются ответственные за его исполнение работники, которых также следует ознакомить с документом под подпись. Контроль за исполнением распоряжения обычно оставляет за собой директор фирмы.

В случае предполагающегося проведения инвентаризации сначала обязательно издается соответствующий приказ о том, когда она состоится. Готовый образец приказа о проведении инвентаризации и описание процедуры его составления описаны ниже.

На сегодняшний день законодательство разрешает компании разработать и утвердить собственную форму приказа о проведении инвентаризации, однако на практике зачастую более удобно воспользоваться готовой формой ИНВ-22 . В нем обязательно отражается такая информация:

  1. Название компании – допускается сокращенный вариант, например, ООО «Магнит» или ИП Багрова А.П.
  2. Коды по ОКУД и ОКПО
  3. Номер приказа – нумерацию проставляют, как правило, сквозным порядком (хронологически, в течение всего календарного года). Допускается иной порядок нумерации, удобный для конкретной компании.
  4. Дата составления – одновременно это дата издания приказа и вступления его в силу (если не указано иное).
  5. Цель – чаще всего по товарно-материальным ценностям.
  6. Состав комиссии, которая будет проводить эту процедуру:
  • председатель (полное название должности, фамилия, инициалы);
  • члены комиссии (полное название должностей, фамилия, инициалы).
  1. Что именно нуждается в инвентаризации – например, «товары, находящиеся на складе».
  2. Точные сроки начала и окончания процедуры (даты).
  3. Причина работы – например, плановая ежегодная или контрольная проверка.
  4. Указание о том, куда сдать отчетные материалы по завершению процедуры, тоже прописываются в приказе.
  5. Прописывается должность лица, издавшего приказ (обычно это директор или начальник отдела), ставится его подпись, приводится расшифровка (фамилия, инициалы).

Пустой бланк приказа о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22 выглядит так.

Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации, представлен далее:


Как самостоятельно оформить приказ: видео инструкция

Если приказ о проведении инвентаризации создается в произвольной форме, он может содержать и дополнительные сведения. Однако обязательные данные всегда должны отражаться в нем.

Порядок составления

Важно соблюсти порядок принятия решения о проведении учета, порядке составления документа и ознакомления с ним сотрудников. В общем случае последовательность действий выглядит так:

  1. Руководство принимает решение о том, когда и на каком основании будет проведен учет.
  2. Определяется точный состав комиссии – сначала получают устные договоренности с сотрудниками, планируют их смены, рассчитывают часы для отдыха с соблюдением требований о минимальном количестве времени между ближайшими сменами.
  3. После получения окончательного согласования даты и состава сотрудников выходит приказ о проведении в компании инвентаризации – либо по собственному образцу, либо по форме ИНВ-22, рассмотренной выше.
  4. Каждый работник, чья фамилия упомянута в документе, обязательно ознакомляется с ним и ставит подпись на самом документе (если он оформлен по произвольному образцу) или на отдельном листе ознакомления. Этот лист подшивается к приказу и является неотъемлемой его частью.
  5. Затем, когда документ подписан и директором, и сотрудниками, и другими ответственными лицами (при необходимости), его необходимо зарегистрировать в соответствующем журнале. Компания вправе сама разработать его образец, однако зачастую используется форма ИНВ-23, которая показана ниже.

В ней отражаются такие сведения:

  • название компании;
  • вид ее деятельности;
  • коды по ОКУД и ОКПО;
  • когда начат журнал (дата);
  • кто ответственен за ведение документа (должность, полные ФИО);
  • нумерация записей (сквозной хронологический порядок);
  • даты выхода приказов о проведении инвентаризации;
  • полный состав комиссии, осуществлявшей инвентаризацию (фамилия, инициалы);
  • объект инвентаризации;
  • дата начала процедуры – планируемая (по приказу) и фактическая (иногда они могут расходиться).

По окончанию процедуры, отчетные документы по проверке (ведомости, описи, акты и др.) необходимо передать в бухгалтерию для предоставления соответствующих сведений. Ответственным за сохранность документов и передачу их в бухгалтерию является лицо, издавшее его или иное уполномоченное лицо, которое назначено руководством.

Оформление результатов

После того, как проведение инвентаризации окончено в полном объеме, все задачи приказа о выполнении работы решены, предстоит серьезный этап подведения итогов. Основные цели в данном случае такие:

  1. Строгое сведение всех данных в отчетные документы – этим занимаются сотрудники бухгалтерии.
  2. Выявление недостатков и/или излишков по всем категориям объектов, по которым был проведен учет.
  3. Анализ и объяснение причин расхождений с фиксированием фактов в соответствующих отчетных документах.

Как правило, для этого проводится заседание той же самой инвентаризационной комиссии. В ее состав входят сотрудники, непосредственно участвовавшие в работе, а при необходимости – и иные работники. Заседание может длиться один или несколько дней в зависимости от объема задач. При этом таких комиссий может одновременно работать не одна, а несколько.

Основными отчетными документами являются:

  1. Протокол(ы) заседания.
  2. Ведомость по расхождениям (форма ИНВ-26).

Соответственно, последним этапом является издание приказа о подведении итогов инвентаризации, проведение которой состоялось в соответствии с исходным планом. Форма этого документа произвольная. Как правило, он составляется и подписывается также директором компании.

Задачи и случаи инвентаризации

Благодаря инвентаризации удается решить сразу несколько задач:

  1. Установить точное фактическое количество каждой материальной единицы – товара, сырья, иной ценности.
  2. Установить расхождения по каждой группе – как в сторону убытка, так и в сторону излишка.
  3. Проанализировать причины недостачи и/или избытка.
  4. Отследить динамику изменений количества товарно-материальных ценностей, сделать выводы о том, как можно снизить недостачу (например, изменить логистику, усилить охрану, модернизировать складское оборудование и т.п.).

При этом важно понимать, что издание приказа о проведении инвентаризация и само проведение этой процедуры – обязанность, а не право компании. Закон четко регламентирует случаи, когда обязательно следует провести учет:

  1. Накануне составления документов по бухгалтерской отчетности за уходящий год.
  2. Смена лиц, ответственных за хранение товаров – это материально ответственные лица. Например, увольнение, переход на другую позицию и т.п.

Также есть основания и для проведения внепланового учета.

Согласно п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34 существует ряд случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. Но чтобы проверить фактическое наличие и состояние активов и обязательств предприятия, необязательно ждать наступления обстоятельств, указанных в законодательных актах. Инициировать проведение проверки может руководитель, опираясь на личные соображения.

Основанием для проведения внеплановой инвентаризации является приказ руководителя организации или другого уполномоченного на это лица. Существует унифицированная форма приказа о проведении инвентаризации № ИНВ-22, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Но не будет ошибкой составить распоряжение в произвольной форме.

Реквизиты приказа о внеплановой инвентаризации

Для того чтобы проведение инвентаризации и учет ее результатов имели законные основания, приказ или распоряжение должны содержать следующую информацию:

  • Наименование организации и структурного подразделения, в котором проводится проверка.
  • Дата и номер приказа.
  • Наименование активов и обязательств, подлежащих пересчету. Например: «Основные средства, находящиеся на складе № 1».
  • Информация об инвентаризационной комиссии. Приказом назначаются председатель и члены комиссии. Исходя из требований к составу комиссии, установленных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, в состав комиссии могут входить как сотрудники предприятия, так и представители независимой аудиторской организации.
  • Даты начала и окончания проведения инвентаризации, сроки сдачи результатов инвентаризации в бухгалтерскую службу. Контроль за исполнением сроков возлагается на председателя комиссии. Также председатель перед началом инвентаризации визирует приходные и расходные документы, на основании которых производился учет имущества или обязательств до начала инвентаризации, с целью определения учетных остатков (п. 2.4 приказа Минфина № 49).
  • Причина проведения инвентаризации. При внеплановой проверке причиной инвентаризации, как правило, является контрольная проверка фактического наличия и состояния имущества организации.
  • Подпись руководителя организации или другого уполномоченного лица.

Согласно п. 2.8 приказа Минфина РФ № 49 инвентаризация проводится при обязательном присутствии материально ответственного лица. Поэтому в приказе должна быть его подпись, свидетельствующая об ознакомлении с документом.

Образец приказа о внеплановой инвентаризации представлен ниже:

Приказ о внеплановой инвентаризации оформляется в свободной форме, но можно для этого использовать и унифицированный бланк ИНВ-22. Содержание и реквизиты приказа должны точно описывать суть проводимых инвентаризационных мероприятий.

Касса необходима учреждению для приема, хранения и выдачи денежных средств, бланков строгой отчетности, денежных документов. Рассмотрим в статье правила ведения кассовых операций, а также ошибки, выявляемые проверяющими в ходе инвентаризации кассы.

Согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, названной инструкцией, формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. В учетной политике утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в том числе кассы. Следует заметить, что учреждения силовых министерств и ведомств являются субъектами учета.

В пункте 20 Инструкции № 157н определено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Закона о бухгалтерском учете.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что учреждения в своей учетной политике определяют порядок проведения инвентаризации кассы, руководствуясь Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49).

Когда проведение инвентаризации кассы обязательно?

В пункте 1.5 Методических указаний № 49 поименованы случаи, когда проведение инвентаризации кассы обязательно, а именно:
  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина.
В учетной политике могут быть установлены иные случаи, когда обязательно проведение инвентаризации кассы, и сроки ее проведения (например, может быть предусмотрена ежеквартальная инвентаризация).

Какими документами оформляется проведение инвентаризации?

Касса инвентаризируется в ходе выездной проверки (которая проводится учредителем, различными контрольными органами) и в результате мероприятий внутреннего контроля.

В статье 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Для проведения инвентаризации в рамках внутреннего контроля в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая в том числе осуществляет проверку кассы (п. 2.2 Методических указаний № 49). Состав этой комиссии -утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний № 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (ревизоры, экономисты и т. д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

До начала проверки фактического наличия денежных средств в кассе учреждения инвентаризационная комиссия получает приходные кассовые ордера (ф. 0310001) и расходные кассовые ордера (ф. 0310002), составленные в день проведения кассовых операций, которые еще не были отражены в кассовой книге (ф. 0504514).

При проведении инвентаризации (как в рамках внутреннего контроля, так и при внешних проверках) оформляются:

- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) .

Она применяется для отражения результатов проверки бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в учреждении. Заметим, что согласно п. 50 Инструкции № 162н денежные документы хранятся в кассе учреждения.

В инвентаризационной описи (ф. 0504086) выявляются расхождения между сведениями о фактическом наличии объекта учета и данными бухгалтерского учета путем их сопоставления;

- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) . Она применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения, то есть сведений о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью), сведений по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации, номеров последних приходного и расходного кассовых ордеров.

Если в ходе проведения инвентаризации (в рамках внутреннего контроля) были выявлены излишки, недостача или иные отклонения фактических показателей от данных бухгалтерского учета, оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) . В ней фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) .

При проведении выездной инвентаризации кассы ее результаты отражаются в акте, составляемом по ее итогам.

Каковы особенности проведения проверки кассы?

Инвентаризация кассы предполагает:
  • выборочную проверку ведения журнала операций по счету «Касса», журнала операций с безналичными денежными -средствами;
  • сверку первичных бухгалтерских документов с выписками по лицевым счетам, открытым в территориальных органах федерального казначейства, проверку правильности и законности их оформления;
  • контроль за полнотой и своевременностью оприходования денежных средств, поступающих в кассу;
  • проверку правильности списания денежных средств на расходы, использования их по целевому назначению (на выдачу заработной платы, командировки, хозяйственные нужды и т. д.);
  • проверку наличия и сохранности денежных средств;
  • контроль за соблюдением порядка ведения записей в кассовой книге;
  • проверку наличия договора о материальной ответственности кассира;
  • проверку соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе.
При подсчете фактического наличия ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.) (п. 3.40 Методических указаний № 49).

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по талонам на ГСМ) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам (п. 3.41 Методических указаний № 49).

Какие нарушения выявляются в ходе инвентаризации кассы?

Как показывают результаты проверок, в ходе инвентаризации кассы выявляются следующие нарушения.

Несоблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе учреждения

С 1 января 2013 года ведение кассовых операций казенными учреждениями осуществляется в соответствии с Положением № 373-П. Данным документом предусмотрено, что для ведения наличных денежных расчетов учреждению следует установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица после выведения в кассовой книге (ф. 0504514) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимита остатка наличных денег).

Нормы п. 1.4 Положения № 373-П допускают наличие денежных средств в кассе учреждения в объеме, превышающем установленный лимит остатка наличных денежных средств, в выходные и праздничные дни.

Как определено в названном пункте, казенные учреждения обязаны хранить на лицевых счетах наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Накопление казенным учреждением наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, входящих в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера (других выплат), включая день получения наличных денег с лицевого счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни, если юридическое лицо производит в эти дни кассовые операции.

В других случаях накопление юридическим лицом в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Данный лимит определяется по правилам, приведенным в приложении к Положению № 373-П, либо устанавливается учредителем в отношении подведомственных ему учреждений.

Возложение обязанностей кассира на работника ввиду отсутствия работника, постоянно выполняющего функции кассира

При временном отсутствии работника, выполняющего обязанности кассира, его трудовые обязанности выполняет другой сотрудник без документального оформления. Как установлено в п. 1.6 Положения № 373-П, кассовые операции у юридического лица ведутся кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа сотрудников этого юридического лица, с установлением работнику соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под подпись. Иными словами, на выполнение трудовых обязанностей временно отсутствующего кассира должен быть назначен приказом (распоряжением руководителя) другой сотрудник, причем дата приказа должна соответствовать дате начала периода отсутствия кассира.

Например, И. А. Иванов, выполняющий в учреждении функции кассира, с 19.08.2013 отбывает в отпуск. Об этом свидетельствует рапорт И. А. Иванова, подписанный руководителем учреждения. В приказе о возложении обязанности кассира на другого работника должна быть проставлена дата до 19.08.2013.

Нарушения в оформлении приходных и расходных кассовых ордеров

Часто в ходе проверки выявляется отсутствие подписей в расходных и приходных кассовых ордерах, на основании которых получались и выдавались денежные средства из кассы учреждения.

Согласно п. 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, производимые юридическим лицом, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

Приходный кассовый ордер (ф. 0310001) и расходный кассовый ордер (ф. 0310002) подписывает главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии - руководитель либо кассир (п. 2.2 Положения № 373-П).

Если руководитель ведет кассовые операции и оформляет кассовые документы, он подписывает эти документы.

Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы (п. 2.3 Положения № 373-П).

В случае ведения руководителем кассовых операций образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

В соответствии с п. 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при ее отсутствии - обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

Документы, которыми оформляются факты операций с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения - субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по поводу осуществления отдельных фактов хозяйственной жизни принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходных и приходных кассовых ордерах при проведении проверки соблюдения кассовой дисциплины за 2012 - 2013 годы является нарушением (п. 8 Инструкции № 157н, п. 1.8, 2.2, 2.3 Положения № 373-П).

Если проверка охватывает период, когда кассовые операции осуществлялись в соответствии с правилами, установленными Порядком № 40 , то проверяющие при проверке руководствуются нормами данного документа.

В Порядке № 40 говорится, что выдача наличных денег из кассы учреждения производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (по платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или уполномоченными на это лицами (п. 14 Порядка № 40).

В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, его подпись на расходных кассовых ордерах необязательна.

В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

Пунктом 20 Порядка № 40 установлено, что при получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

Наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе - разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или уполномоченных на это лиц;

Правильность оформления документов;

Наличие перечисленных в документах приложений.

При несоблюдении одного из названных требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходном кассовом ордере при ее наличии на заявлении при проведении проверки соблюдения учреждением кассовой дисциплины не признается нарушением кассовой дисциплины, если применялся Порядок № 40.

В кассовых документах не должно быть никаких исправлений (п. 2.1 Положения № 373-П, п. 10 Инструкции № 157н, п. 19 Порядка № 40).

Иногда проверяющие расценивают как нарушение отсутствие подписи кассира рядом со штампом «Получено» на приходном кассовом ордере (ф. 0310001). Обратимся к нормам законодательства, чтобы понять, правы ли они. Операции по поступлению денежных средств в кассу отражаются на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001), форма которого и рекомендации по ее заполнению приведены в Постановлении Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление № 88). Согласно нормам п. 84 данного постановления приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как при ручной обработке данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром (в соответствующих графах документа).

Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. -КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указываются:

По строке «Основание» - содержание хозяйственной операции;

По строке «В том числе» - сумма НДС, которая записывается цифрами, а если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись «Без налога (НДС)».

В приходном кассовом ордере по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления. В графе «Кредит, код структурного подразделения» указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства.

Таким образом, Постановление № 88 не содержит требования о наличии подписи кассира рядом со штампом. Данное требование отсутствует и в Инструкции № 157н. Следовательно, отсутствие этой подписи рядом со штампом не является нарушением законодательства.

Инвентаризация представляет собой масштабную проверку имущества, которое находится на балансе предприятия. Помимо фактического наличия имущества, во внимание принимается еще и объем существующих обязательств. Целью проведения такой проверки является своевременное выявление фактов утраты товарно-материальных ценностей, их порчи или хищения. Наличие материальных ценностей или имущества в сочетании с обязательствами компании дает возможность оценить ее текущее состояние и разработать комплекс мер по развитию.

Как составить приказ об инвентаризации?

Проведение указанной проверки осуществляется на основании приказа об инвентаризации. Данный приказ издается во всех случаях и определяет порядок проверки и ее объем. При этом каждая организация должна вести журнал контроля за выполнением приказов об инвентаризации.

Основными моментами, которые необходимо отразить в приказе, являются следующие:

  • Цель проверки. Следует точно определять задачи, которые ставятся перед проведением проверки. Ведь задействованные в ней лица должны четко понимать поставленные перед ними цели.
  • Объем проверки. Руководство может решить оценить все товарно-материальные ценности или только часть таких ценностей. Возможна проверка имущества на определенном складе или только тех ценностей, которые находятся в ведении того или иного филиала компании. В подобных случаях оценивается не наличие имущества в полном объеме, а только в той части, которая определена приказом;
  • Срок. Учреждение должно составить документ с указанием срока проведения мероприятий и их продолжительности. Это позволит разработать график и закончить проверку в установленное время.

Организация имеет право самостоятельно определять все важные моменты мероприятия. А приказ представляет собой внутренний документ, который может составляться с учетом текущей специфики работы организации.

Причина инвентаризации в приказе

Помимо указанных выше условий, документ должен содержать причину проведения мероприятия. Это важно поскольку проверка может быть плановой или внеплановой. Плановые проводятся несколько раз в год или реже. Это зависит от руководства организации. Но если имеются сведения об утрате имущества или других материальных ценностей, то такая информация способна стать поводом для внепланового мероприятия. Такой характер мероприятия обязательно должен быть отражен в документе.

Образец приказа о инвентаризации

Правильно составленный образец документа о проверке имущества и прочих материальных ценностей организации можно найти здесь. Это унифицированная форма, которая подойдет для любого предприятия.

Приказ на инвентаризацию материальных ценностей

Данный документ предполагает более узкий предмет исследования. В этом случае мероприятие будет проводиться только в отношении материальных ценностей. Наличие обязательств и их исполнение не входит в предмет исследования.

Инвентаризация в бюджетном учреждении

Причины проведения мероприятия в бюджетном учреждении могут быть различными. Как правило, такие действия проводятся в следующих случаях:

  • Смена руководства. Поэтому нужно выяснить фактическое наличие имущества и оценить его состояние. Это требуется для передачи материальных ценностей под ответственность нового руководителя;
  • Реорганизация. Если учреждение переходит в другое ведомство и меняет место нахождения, также требуется установить наличие нужного имущества. При этом происходит сверка имеющихся предметов с данными бухгалтерии о находящемся на балансе организации имуществе;
  • Указанные мероприятия проводятся ежегодно и отчетный период нередко закрывается только после проведения исследования.

В случае установления задолженности или недостачи, необходимо организовать дополнительную проверку. Вполне вероятно, что такие факты станут предметом разбирательства правоохранительных органов.

Приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность также может являться предметом инвентаризации. В этом случае оценивается динамика задолженности перед компанией. В целом, увеличение ее объемов представляет собой признак роста предприятия и увеличения объемов оборота средств. Однако оценивать дебиторскую задолженность следует вместе с динамикой кредиторской задолженности. Проводить мероприятия следует как минимум один раз в год. Унифицированный образец документа можно найти тут.