Забытая деревня школьник размышление некрасов главная мысль. «Забытая деревня» Н

«Забытая деревня» Николай Некрасов

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!»
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом1 показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»

Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, в 1855 году Николай Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня», в котором высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит. Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы.

Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов, действительно является забытой . Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

С иронией и грустью поэт отмечает, что деревня приходит в упадок, так как у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого . Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но – в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то оказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Николаю Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его благосостояние.

Анализ стихотворения Некрасова Забытая деревня

План

1. История создания

2. Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Главная тема

1. История и время создания . «Забытая деревня» была создана Некрасовым в 1956 г. Первоначально стихотворение носило название «Барин». Творчеству поэта присуща острая социальная направленность. Особенно он негодовал на сохранение крепостного права в России и постоянно выступал за его отмену. Стихотворение проникнуто антикрепостническим духом. Цензура усматривала в нем намек на смерть Николая I и воцарение Александра II (смена старого барина на нового).

2. Жанр произведения - гражданская лирика. Некрасову было свойственно писать стихотворения, имитируя крестьянскую речь и применяя простонародные выражения. Поэтому «Забытую деревню» можно назвать небольшим фольклорным рассказом в стихах.

3. Основная тема и идея - абсолютное бесправие крепостных крестьян, полностью зависящих от господских управляющих. Весь трагизм положения в том, что в народе живет глубокое чувство благоговения перед своими хозяевами, сравнимое с почитанием царя и бога. Русский крепостной крестьянин был уверен в том, что все его беды и несчастья происходят из-за приказчиков и неправильно толкуемых ими законах. Высшая же власть - барин просто не знает о притеснениях своих слуг. Вера в его появление и справедливый суд - основная надежда крестьянина. На самом деле владельцам крепостных, за редким исключением, не было никакого дела до тяжелого положения крестьян. Их интересовал только своевременный доход со своих имений. Все управление крестьянскими хозяйствами передавалось приказчикам, которые и чувствовали себя настоящими господами.

4. Композиция . Стихотворение условно делится на три части. Первая состоит из трех строф, в которых перечисляются различные беды крестьян и их надежды. Огромное значение имеет рефрен «вот приедет барин». Во второй части (четвертая строфа) все надежды крестьян рушатся: ожидаемые беды происходят, а «барин все не едет». Наконец в пятой строфе происходит счастливый приезд барина, но… в гробу. Только так хозяин смог попасть в свои владения. Молодой же господин, уронив слезу, также передает все дела и уезжает в столицу.

5. Размер произведения - шестистопный хорей с женскими рифмами.

6. Выразительные средства . Некрасов применяет уменьшительно-ласкательные формы слов («старушка», «избенка», «землица»), крестьянские выражения («оттягал», «погодим»). В стихотворение вплетены живые образцы разговора простых людей. Это приближает произведение к песенному народному творчеству.

7. Главная тема стихотворения - разочарование крепостных крестьян в своих надеждах. Некрасов иронизирует по поводу народного мифа о «добром барине». Он показывает, что народу нечего надеяться на помощь своих господ, озабоченных лишь получением денежных средств.

Поэтическое произведение «Забытая деревня» в первописном варианте имело название «Барин». Оно посвящено крестьянской тематике. За жанром – это стихотворение. Оно – настоящий кладезь народных песен, которые предвкушают мечту о добродушном барине в «забытой деревне». Ритмика стиха фольклорная.

Изображение «славного» помещика тесно связано с крестьянской жизнью, в которой одни покидают этот мир, другие идут в солдаты, третьи – выходят замуж либо женятся… Жизненных перемен довольно много, однако среди них нет того, что связано с верованием в благодетельного барина.

В «Забытой деревне», как и во многих других произведениях поэта, кульминационные моменты перенесены в заключительные строки. Когда помещика «старого отпели», новый, смахнув слезу, «сел в свою карету – и уехал в Питер».

Показывает с помощью поэтики Некрасов и сломанные прихотью крепостников женские судьбы крепостниц. Вспомнить хотя бы бабушку Ненилу, которая ждет «доброго барина» и свято верит, что он «велит дать лесу» для починки избы. А вот девушка по имени Наташа – крепостная душа – мечтает о скором замужестве, ведь ее искренне любит «хлебопашец вольный». Да не тут-то было, ведь преградой становится «главный управитель».

Трагичность заключается в том, что, казалось бы, обычным мечтам крестьянок не суждено сбыться. Новоиспеченный барин даже не думает о деревне. Он, живя в городе, совсем забыл о своих крепостных, его не волнуют их проблемы, а без его присутствия что-то поменять невозможно. А вот механизм деспотов здесь срабатывает и без помещичьих решений. Таким образом, крестьяне воспринимают жизнь по-своему, а рабский труд убивает в каждом из них личность.

Николай Некрасов был уверен в том, что крепостничество было пережитком прошлого, он возмущался, как крестьяне могли слепо верить в справедливые поступки помещика, считая его мудрым покровителем.

К сожалению, «забытых деревень» в середине ХІХ века было много. Помещики жили в роскоши, выходили в высший свет, поэтому крестьяне зачастую просто не знали их.

Некрасов попытался развеять миф о справедливом крепостнике в ироническом тоне, поэтому стих имеет насыщенную социальную окраску. Следовательно, он вызвал негодование со стороны верхушки общества, многие ее представители считали, что «мужицкие стихи» не должны поддавать позору русскую поэзию.

В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название - “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В.И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”.

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!
’’Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу”, - думает старушка.

Бурмистр - староста из крестьян, назначаемый помещиком. Получив власть над равными себе, он мог и злоупотреблять ею (см., например, рассказ Тургенева “Бурмистр” из цикла “Записки охотника”). Бурмистр по имени Влас появится на страницах “Кому на Руси жить хорошо” и окажется добросовестным и заботливым старостой. Бабушка Ненила (и далее в этом же стихотворении Наташа) - продолжение темы тяжелой женской доли, намеченной в рассмотренных выше стихотворениях. Первое полустишие четвертой строки - “Вот приедет барин” - сквозной мотив, который возобновится точно в тех же позициях второй и третьей строф.

Во второй строфе обидчик крестьян - “лихоимец”, то есть здесь скорее всего взяткодатель, подкупивший чиновников, которые незаконно оформили его право владения участком земли, принадлежавшей крестьянам “забытой деревни”. Тем ничего не остается, как надеяться на своего помещика: “Вот приедет барин” - и справедливость должна быть восстановлена, виновных накажут. Эти ключевые слова пока не произнесены вслух: и Ненила, и крестьяне только “думают” об этом как о единственном шансе поправить свое положение.

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный.
Главный управитель. “Погодим, Игната,
Вот приедет барин!” - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
“Вот приедет барин!” - повторяют хором...

Вольными или свободными хлебопашцами называли государственных крестьян, то есть таких, которые жили на казенных землях, не были крепостными, работали не на помещика, а на государство - и ему же выплачивали налоги. Это все же лучше, чем зависеть от барина: соблазнительно “выйти из крепостного состояния в свободные хлебопашцы” (Герцен. “Былое и думы”). А Наташа, судя по всему, крепостная и не может выйти замуж по своей воле. Ей перечит управитель-немец (как бы предшественник Фогеля из “Кому на Руси жить хорошо”). Он назван “сердобольным”, конечно, иронически, поскольку “сердобольный” - это сострадательный, отзывчивый. Самое вероятное, у немца собственные виды на Наташу, поэтому он препятствует ее замужеству. И опять: “Вот приедет барин” - эти слова впервые произносятся вслух Наташей, а в шестой строке повторяются хором. Мотив усиливается, с тем чтобы достигнув высшей точки, сникнуть в следующей строфе.

Четвертая строфа свидетельствует о том, что если бы долгожданный барин приехал и вознамерился облагодетельствовать крестьян, то немногое ему удалось бы сделать на этом поприще: бабушка Ненила умерла, хлебопашец отдан в солдаты - этого уже не исправишь. Прежнего “вот приедет барин” не слышно, надежда потеряна. На незаконно отобранной у крестьян земле вырос хороший урожай - чужой урожай, которым они не воспользуются. А “барин все не едет”.

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высоких гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.

“Шестернею цугом” - в упряжке с шестью лошадьми попарно. Дроги - длинная телега без кузова. В том месте строфы, где поначалу повторялось “Вот приедет барин”, - сообщение о том, что наконец-то приехал: “А в гробу-то барин”. Новый барин - сын покойного, приехавший похоронить отца в родном имении. Поплакал, но что толку? - слезы вытер и уехал в Питер. Чудесная рифма вытер - Питер фольклорна, пословична: “беднякам Питер бока вытер”, “Москва бьет с носка, а Питер бока повытер”, ср. также у Ахматовой в “Поэме без героя”: “А вокруг старый город Питер, / Что народу бока повытер / (Как тогда народ говорил)...”

Разоренное, запустевшее дворянское гнездо - туда разве что на собственные похороны выбраться, а жить немыслимо. Это печальная тема, и русская литература, касаясь ее, лирически и ностальгически грустила. Гончаровская Обломовка, чеховский вишневый сад - в прошлом подобия земного рая, но то в прошлом, а наступают новые времена, похуже, и хозяева, а подчас бывшие хозяева, покидают свои владения. Впрочем, о “хозяевах” Некрасов не грустил, более того, иногда злорадствовал, что “идиллия” крепостничества закончилась, родной дом опустел, лес вырублен, нива выжжена (см. стихотворение “Родина”). Но и крестьянам лучше не стало. Об этом автор “Забытой деревни” наверняка сожалеет, хотя открыто чувств своих не выражает и не изливает. Стихотворение это как бы и не лирическое вовсе, нет лирического героя, этого навязчивого “я” с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого - рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал. А ведь о том же самом можно было бы поведать с пафосом сострадания, как в очерке Салтыкова-Щедрина “Скрежет зубовный”: “Вот и ты, бедная, сгорбленная нуждой, бабушка Ненила. Спокойно сидишь ты у ворот покосившейся избушки твоей...”

Но если Некрасов проявил известную сдержанность в описании самых обыденных, казалось бы, событий, то это не помешало читателям увидеть между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение напечатано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I - старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре II. Можно понять и так.

Характеризуя ритмический строй стихотворения, мало сказать, что написано оно шестистопным хореем с женскими рифмами, что каждая строка четко делится на полустишия, и потому текст легко было бы представить трехстопнохореическим: “У бурмистра Власа / Бабушка Ненила / Починить избенку / Лесу попросила” и пр. Все это так и есть, но в данном случае хотелось бы обратить внимание и на ритм иного, сюжетосложенческого порядка, на смену темпов и силы звучания от строфы к строфе: 1. Вот приедет барин (просьба, отказ, молчание). 2. Вот приедет барин (молчание). 3. Вот приедет барин (голос). Вот приедет барин! (хор). 4. Барин все не едет (молчание). 5. А в гробу-то барин (заупокойный хор). Своеобразное композиционное решение: центральная третья строфа - с голосом и хором! - самая “громкая” в окружении тишины, глухого ропота и панихидного пения.

1
У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: «Нет лесу, и не жди - не будет!»
- «Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», - думает старушка.

2
Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам! -
Думают крестьяне. - Скажет барин слово -
И землицу нашу отдадут нам снова».

3
Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
«Вот приедет барин!» - повторяют хором…

4
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута - урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

5
Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер. 1

1 Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 141–142.
Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 34–36. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Автограф с датой: «2 окт Ночь» - ГБЛ (Зап. тетр. № 2, л. 8–9); в этом автографе зачеркнуто первоначальное заглавие «Барин» и надписано: «Забытая деревня». Беловой автограф принадлежал К. А. Федипу (см.: ПСС, т. I, с. 572).

В Р. б-ке и Ст 1879 неточно датировано: «1856». Год написания определяется по месту автографа в Зап. тетр. № 2, а также в связи с тем, что Ст 1856 были подготовлены до отъезда Некрасова за границу (11 августа 1856 г.).
Высказывалось мнение, будто Некрасов написал «Забытую деревню» под влиянием поэмы Д. Крабба «Приходские списки» (Ст 1879, т. IV, с. XLV; ср. комментарий к стихотворению «Свадьба» на с. 624 наст. тома). Однако сходство «Забытой деревни» с соответствующим отрывком «Приходских списков» невелико, а сюжет стихотворения разработан Некрасовым совершенно самостоятельно (см.: Левин Ю. Д. Некрасов и английский поэт Крабб. - Некр. сб., II, с. 480–482).
Перепечатка «Забытой деревни» (Вместе с «Поэтом и гражданином» и «Отрывками из путевых записок графа Гарапского») в № 11 «Современника» за 1856 г., в рецензии Н. Г. Чернышевского на Ст 1856, вызвала цензурную «бурю» (подробно об этом - Е т. II наст, изд., в комментарии к стихотворению «Поэт и гражданин»). Некоторые читатели усматривали в «Забытой деревне» политический памфлет, подразумевая под старым барином недавно (18 февраля 1855 г.) умершего царя Николая I, под новым - Александра II, под забытой деревней - Россию. 14 ноября 1856 г. цензор Е. Е. Волков докладывал об этом министру народного просвещения А. С. Норову: «Некоторые же из читателей под словами „забытая деревня“ понимают совсем другое… Они видят здесь то, чего вовсе, кажется, нет, - какой-то тайный намек на Россию…» (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М.-Л., 1928, с. 223). Из мемуаров А. П. Златовратского известно, что «какой-то цензор» даже «донес за нее на Некрасова III Отделению» (II. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. [Л.], 1961, с. 139–140). Некрасов, вероятно, учитывал возможность подобных толкований, но смысл «Забытой деревни» гораздо шире: бесполезно народу ждать помощи «сверху», от «добрых господ». Именно в этом смысле использовал цитаты из «Забытой деревни» Д. Н. Мамин-Сибиряк - в эпиграфе к последней главе романа «Горное гнездо» (1884).
Образ бабушки Ненилы из «Забытой деревни» воспроизвел М. Е. Салтыков-Щедрин в очерке «Скрежет зубовный» (1860) из цикла «Сатиры в прозе». У Щедрина этот образ воплощает вековую нужду крепостного крестьянства: «Вот и ты, бедная, сгорбленная нуждой, бабушка Ненила. Спокойно сидишь ты у ворот покосившейся избенки твоей…» и т. д. (Салтыков-Щедрин, т. III, с. 378).
Еще до публикации в Ст 1856 «Забытая деревня» была известна в литературных кругах: так, она упоминается в письме К. Д. Кавелина к М. П. Погодину от 3 апреля 1856 г. (Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 14. СПб., 1900, с. 217). В конце 1850-х гг. хранение списков «Забытой деревни» считалось признакам политической «неблагонадежности» (Златовратский Н. Н. Воспоминания. [М.], 1956, с. 325). Сохранилось много списков «Забытой деревни»: список И. С. Тургенева с датой: «2 ок 1855» - ГБЛ, ф. 306, карт. 1, ед. хр. 9; список П. Л. Лаврова - ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 340, л. 213–213 об; список А. П. Елагиной - ГБЛ, ф. 99, карт. 16, ед. хр. 61; список из архива PC - ИРЛИ, ф. 265, оп. 3, ед. хр. 81, л. 7–7 об.; безымянный список с заглавием «Барин» - ЦГАЛИ, ф. 1345, оп. 1, ед. хр. 751, л. 383–383 об.; безымянный список - ГБЛ, ОР, ед. хр. 256, л. 61 об. - 62 и др.
В Ст 1856 А. И. Герцен особо отметил «Псовую охоту», «В деревне» и «Забытую деревню», о которых он писал: «прелесть» (Герцен, т. XXVI, с. 69).
«Забытая деревня» - одно из первых стихотворений Некрасова, переведенных на иностранные языки. Первый французский перевод «Забытой деревни» (а также стихотворений «Еду ли ночью по улице - темной…» и «Княгиня») принадлежал А. Дюма и был опубликован еще в 1859 г. (ср. комментарий к стихотворению «Еду ли ночью по улице темной…» на с. 594–595 наст. тома).

Цуг - упряжка в четыре или шесть лошадей попарно; езда цугом была привилегией богатых и знатных господ.

у стихотворения ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ аудио записей пока нет...